О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жостовские подносы

Сообщений 11 страница 20 из 69

11

Жостовские подносы

...

12

Жостовские подносы

Народное творчество

Событие: В 1825 году художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью

Жостовская роспись по металлу - русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.

13

Возникновение промысла

Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине.
В 1825 г. художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.
В  вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково.

14

Организация артелей

В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские.
В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.
В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы.
Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд».
В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.
Сегодня на фабрике работают 240 художников, которые не теряют связь с прошлым, с опытом и традициями поколений.

15

Особенности производства

Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи.
После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя.
После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.

16

Основной мотив

В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие.
Основное направление в жостовской росписи - цветочный букет.
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственой русской народной кистевой росписи на сундуках и прочее.

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти.
Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов.
Он пишет по воображению, а точнее по хорошо усвоенным правилам.
Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: "Букет собранный", "Букет враскидку", "Венок", "Ветка с угла", в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный характер. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку.

17

Жостово - прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года.

Имя "Жостово" известно во всем мире и ассоциируется с Россией, с красотой, самобытностью, художественным вкусом и духовной мощностью русского народа.

Мастерство жостовской росписи почти двести лет передается из поколения в поколение, и до сих пор на Жостовской фабрике декоративной росписи работают художники из знаменитых жостовских династий.

Каждый жостовский поднос, изготовленный штамповкой или выкованный ковалем, расписывается вручную с соблюдением традиционной жостовской технологии, но в собственной, индивидуальной, неповторимой манере каждого художника.

http://www.posezonam.ru/index.php?cat=7&pg=3

18

"Жостово - живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного.
Роспись ведётся в несколько последовательных приёмов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого ("долгого") мазка.
Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объёмно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают лёгким "золотым" орнаментом (т. н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.", - Лит.: Яловенко Г. В., Русские художественные лаки, 2 изд., М., 1960.

Б. И. Коромыслов.

19

Красота!

20

.....