О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жостовские подносы

Сообщений 1 страница 10 из 69

1

ЖОСТОВО

Историческая справка

   
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".
В 1830 г. производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщен-ностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
В 1922 г. в деревне Новосильцево возникла "Новосильцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостове организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.
1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово.
Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма.
Ведущие художники Жостово понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем.
Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации.
Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров.
К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.
Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

2

Красота!

3

Жостовские подносы

Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово.
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому.
Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай.
Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития.
Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками.
В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге.

И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.

В конце XIX – начале XX столетий промысел села Жостово пришел в упадок.
Но в 1928 году несколько артелей объединились в одну – «Металлоподнос». Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!

4

.....

5

.....

6

Виды росписи жостовских подносов

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью подноса, эффектно играющей на свету.
Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые "собранные", а также более легкие и свободные "букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, золотистого, цветного орнаментов подноса.

Для жостовской росписи подносов характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы в композиции жостовского подноса. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и "быстрота рук" мастера, расписывающего жостовский поднос.

В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.

Во многих композициях орнамента подноса явно чувствуется тенденция к более острому и непосредственному выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. Не случайно стали появляться такие образные названия вещей, как "Рассвет", "Розы и птицы" выдающегося художника Графова, "Осенняя рапсодия", "Розы" Гончаровой, "Утро", "Хризантема" Кледова, "Русское поле" Кледовой , Осенний букет" Мажаева и т.д. Большинство из этих подносов вы можете увидеть в фотогалереи. Не случайно художник Лапшин говорит о жостовском букете подноса , как о целом содружестве... "разных по формам, но одинаковых по душе цветов". В лучших жостовских работах - росписи подноса - цветы действительно имеют живую душу. Не менее интересно и плодотворно стремление написать полусказочные, подчеркнуто орнаментальные изображения. Был создан ряд очень своеобразных и интересных панно на подносах ("Фантазия" Графова, "Сказочное" Мажаева, "Цветы" Леткова), в которых яркие, по-особенному праздничные цветы словно явились из затейливой народной сказки. В последние годы эта тенденция к сказочности проявляется не так явно на подносах , хотя Графов и ныне имеет полное право говорить о "полуфантастичности" жостовских букетов, ибо все больше пишется цветов, которые не значатся ни в одном ботаническом атласе, а даже такие известные "героини" жостовского письма подносов, как розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров подносов. Причем реальность и сказочность, "правда и условность" переплетаются органично и неразрывно на жостовских подносах.

Жостовские металлические подносы разнообразны по форме; подносы многоугольные, подносы круглые, подносы овальные, подносы комбинированные.

7

Роспись выполняется исключительно вручную.

Характерные виды росписи жостовских подносов:

  цветы (классический вид росписи) - букет цветов на черном фоне,
  фон (фоновая роспись) - букет цветов на цветном фоне,
  фрукты - роспись с использованием изображений различных фруктов.

8

.....

9

Технология изготовления жостовских металлических подносов

Изготовляются жостовские подносы из листового железа.

Ковка подносов осуществляется на механических прессах.
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов.
Роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их.

Начинается она с "замалевки": разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. "Замалеванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Замалевка

Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени.
Этот прием "тенежка" погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений.
Затем следует "прокладка" - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи.
Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.

Тенежка Прокладка

После этого следует "бликовка", то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку форм, их условную материальность.
Последущая операция "чертежка" размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.

10

Бликовка Чертежка

Завершает письмо "привязка" - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном.

Орнамент Чертежка

Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, "бликовка" может мягко "сплавляться" с "прокладкой", а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других - ложатся на ней своеобразным узором и т.д.).
В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.