О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства


История кружевного мастерства

Сообщений 41 страница 50 из 80

41

Рязанское кружево.

42

Ярославские кружева.

В Ярославской губернии славился рукоделиями своих жительниц древний культурный центр Ростов великий.

Но кружево долго не входило в круг их занятий. Его плели послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы.
Кружевной промысел в Ростове так и не сложился. В 1880 году в городе жило 14 кружевниц, позднее их число уменьшилось вдвое.

До нас дошло очень мало подлинных местных работ. Однако те, что известны, отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное, хотя известно, что в XVIII веке плели также из шелка.

Многопарный край полотенца XVIII — начала XIX века относится к типу легкого кружева со скаными узорами.
У него прозрачный крупный фон и простые зубцы, образованные волнистой полотнянкой.
Весь узор, выведенный сканью, представляет собой ряд вазонов с тюльпанообразным цветком на прямом стебле и тремя парами цветочных веток. Вазоны разделены многолепестными розетками.
Вдоль верхней кромки композиции помещен ряд колец из цепочки.
Каждое из них заполнено решеткой, рисунок которой возобновляется только через шесть колец.
Нарядный, изящный, тонкий, этот край, дошедший до нас в хлопчатобумажном повторении конца XIX века, несомненно, выигрывал в своем первоначальном шелковом материале.

Край для полотенца (конец XIX в.)
Полотенце (первая половина XIX в.)

На протяжении всего XIX столетия в Ростове в многопарном кружеве придерживаются сканых узоров с разнообразными фонами. В сцепном плетении ростовские мастерицы придумали свой собственный фон, который так и называется «ростовский крест». Его связки из парных плетешков с петельками образуют крестовидные фигурки, но часто в узких промежутках пользуются всего парой таких связок. Этот новый фон очень красив, и во второй половине XIX века его стали охотно употреблять во многих местах России.

Край (1880 г.)
Край (1880 г.)
 
В узорах местного кружева легко выделяются три группы: геометрические, цветочные, парного плетения и сцепные изобразительные. Первым свойственна строгость контуров плотных свисающих мотивов, окаймленных и сопровождающихся решетчатыми элементами, зачастую обведенными шерстяными нитками ярких цветов. Сцепное кружево середины XIX века имеет чисто народные узоры с изображениями птиц, деревьев и цветущих кустов. Растительные мотивы отличаются динамичностью рисунка. Силуэты фигур чрезвычайно отчетливы, благодаря сквозному ростовскому фону и узкой полотнянке с высоким рельефом скани. Другой прием оживления полотнянки — введение большего числа дырочек-закидок — сообщает нарядность всему изделию.

Край (вторая половина XIX в.)
Конец полотенца (середина XIX в.)

Одно из самых изысканных русских сцепных кружев происходит именно из Ростова. Грациозно изгибающиеся спиральные завитки с мелкими листьями и цветами на вьющемся легком стебле свободно размещены на тюлевой решетке. Местонахождения этого произведения в настоящее время неизвестно.

Исключительно на заказ плели кружево еще в одном городе бывшей Ярославской губернии — Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов. Для плетения использовали нитки Хлудовской фабрики из Егорьевска. Плели сцепным и многопарным способом. Мастериц здесь работало немного, около 50, из городских мещанок, а заказчиками являлись местные же купеческие семьи. Лучшее кружево плели в Романове. На другой стороне Волги, в Борисоглебске, оно было значительно грубее. Рисунки кружева имели своеобразные названия: сцепной растительный мотив именовался «бачино»; зубец в форме семилепестной розетки назывался «бантиком», а геометрический волнистый зубец — «бараньими рожками». В парном плетении выделялся узор «шлёнский», в котором сочетались решетчатые ромбы, простой фон, оживленный «паучками», и плотные сердцевидные мотивы с плотными же треугольными зубцами посередине. На рубеже XIX и ХХ веков кружевоплетение в этом городе было совсем оставлено.

43

Ярославские кружева.

44

Московская губерния

В Московской губернии с плетением кружева в XVIII веке были знакомы в нескольких городах.

Прекрасной работой отличается сцепной подзор с пышной цветочной гирляндой. Он датируется концом столетия и происходит из города Вереи. Его автор — бывшая крепостная Шереметевых купчиха Золотова. Она же и выполнила прошву с фигурами пав и орлов, тоже сцепную. Так, видимо в конце XVIII века, уже владели сцепной техникой не только в крупных городах.

И в Серпухове плели кружево. Рисунок выводился узкой полотнянкой, почти в ширину скани, на очень густом фоне. Мотивы применялись обычные: павы и кусты на подзорах и на концах полотенец. Но относятся эти произведения ближе к середине XIX века. Но в деревнях Серпуховского уезда даже во второй половине столетия совсем не знали сцепной техники. В 1830-е годы в деревне Клевено не имели булавок, а чтобы рисунок не сбился, нити оттягивали и перекладывали тряпочками. Так можно было плести только простое, численное кружево.

Промысел в селе Васюнино Вороновской области Подольского уезда возник в 1820-е годы. Почти в это же время начали плести кружева в соседней деревне Лыково. Постепенно промысел расширился: в 1840-е годы на территории восьми селений, а во второй половине 1870-х годов охватил не только Подольский, но и Верейский, Дмитровский, Звенигородский и Серпуховский уезды. В 43 селениях кружевоплетением были заняты 646 мастериц. Лучшими все-таки оставались подольские мастерицы. Исключительно многопарное, с цветочными рисунками на тюлевом фоне, с самыми тонкими решетками, со сканью обводом, их кружево очень красиво. Мастерство подмосковных мастериц великолепно. В магазинах того времени их изделия было найти трудно. Они почти целиком шли в бельевые мастерские Москвы. На заказ плетеи выполняли узоры 150-200 парами коклюшек. Образцы такого кружева не сохранились, но можно представить, какое это было богатое и изящное по орнаменту рукоделие. Единственным недостатком, как и во многих других местностях, являлось плетение из хлопчатобумажной нити.

Названия, которые кружевницы давали своим узорам, не всегда понятны. Например, «пера» состоит из волнистой гирлянды листьев, с нее свисают стебли цветов, а на фоне в промежутках расположены фигурные розетки. Более понятно название узора «цветы»: ими, словно полураскрытыми, обведенными цепочкой скани, с фигурными черенками, образованы зубцы края. На фоне даны дополнительные детали, легкие, сквозные. Все перечисленные рисунки происходят из одного источника — «малин».

Большое распространение в промысле получило и кружево с традиционным геометрическим орнаментом, узоры, которых встречаются в изделиях мастериц из различных мест России. Мотив «корабли» похож на рязанский с тем же названием, но проще и ближе к тому, который в Рязани назывался «полукорабли». Еще более прост узор «шашки». Узор «колеса» состоит из больших колец, соединенных в виде цепочки, с насновочной звездочкой внутри, то есть представляет собою разновидность гипюра. В XIX веке Московская губерния стала средоточием производства металлического кружева в трех уездах — Звенигородском, Верейском и Дмитровском. Подмосковный промысел, как и многие другие центральные производства, заглох в годы первой империалистической войны.

45

Московская губерния.

Русское кружево, имеет совершенно самобытный, национальный характер, хотя иноземное влияние Запада и, в особенности, Востока часто замечается на нем в разные эпохи его существования.
Первое указание на Кружево* мы находим в Ипатьевской летописи, далее в XV веке о нем часто упоминается в грамотах наших князей, но более всего известий о Кружево* относится к XVII в., от которого уцелело много образцов церковных облачений и царских нарядов.
В этот период нашей истории сами обычаи и весь общественный строй жизни много способствовали развитию всяких рукодельных работ и дали известную самостоятельность их направлению, поэтому, по выражению старинного текста, "женское замышление" было в большом почете.
Кроме того, мы знаем, что с самого начала XVII в. существовали при дворе "царские знаменщики" (рисовальщики), изготовлявшие разные рисунки для женских работ (см. "Русское Кружево* и русские кружевницы", С. А. Давыдовой, отдел II, стр. 19). Так, напр., уже в 1626 г. "знаменщики Иван Некрасов и Петр Ремезов знаменили к царицыной опашнице Кружево* белилами".

Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для Кружево*, как у нас в России; в него входило и волоченое золото и серебро немецкое и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр.
Было еще Кружево* саженое и низаное жемчугом и перьями, Кружево* с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и фигурными штучками и, наконец, Кружево* бархатильное. Употребляемая в большом количестве канитель была самая разнообразная; по словам Забелина, "заведено во дворце в начале XVII в. канительное производство, были вызваны немцы мастера и устроен канительный завод".
Многие печатные акты и документы доказывают, что Кружево* у нас не было, как на Западе, достоянием одного только высшего класса, а носилось как царями и князьями, так и купечеством, и крестьянами, и много его изготовлялось на церковную утварь.

46

Московская губерния.

47

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО:

Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее.

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.

Прошлое
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.

Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Вологодское кружево
«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

48

...

49

...

50

...


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства