О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства


История кружевного мастерства

Сообщений 1 страница 10 из 80

1

Я подумала и решила, что надо создать целый раздел для КРУЖЕВ

Не предполагала, что почти в каждой области, крае - есть свои кружева.
Надо обязательно рассказать об истории кружев  в России.
Это очень интересно!

Какая красота!

2

Очень нравятся кружева!   

http://www.kruzhevo.ru/history/tver.shtml
http://www.kruzhevo.ru/
http://vologdalace.ru/
http://www.snejinka.ru/.

3

Вологодское кружево

Вологодское кружево всегда было известно более широко, чем другие кружевные промыслы.
Оказывая влияние на творчество мастериц соседских мест, оно, в свою очередь, многое впитало в себя, развиваясь сообразно потребностям времени.
Симметрия узоров, строгое чередование поворотов, бесконечная непрерывная линия, — основные каноны вологодского кружева. И они немного узурпируют возможности кружева, не позволяя ему развернуться во всю ширь ажурности.

Вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской области.
Промысел существует с 1-й четв. 19 века. 
Узор в виде непрерывной плавной линии, образованной выплетенной тесьмой, выступает на фоне тонкой ажурной "решетки".
В 1968 г. основано объединение "Снежинка" (мерные кружева, покрывала, салфетки).

http://www.snejinka.ru/.
http://vologdalace.ru/

Застывшие краски северной зимы” - всего одна фраза, но у каждого, услышавшего её, в воображении тут же возникают белоснежные кружевные узоры. Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах украшенных именно Вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде. Вовсе нет. Кириши, Елец, Вятка, многие малые и большие города России могут похвастаться своими кружевами. Многие из них имеют свою неповторимую особенность. Например - михайловское цветное кружево. В России оно не менее популярно, чем вологодское. Однако, как и 200 лет назад, едут купцы иностранные именно на Вологодчину. Едут за белоснежным чудом.

Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далёкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева. Да и не так уж важно чей корабль первым привёз в Россию первое драгоценное кружево. Именно “драгоценное”, в прямом смысле этого слова. Иноземное кружево было сплетено из золотых нитей, и предназначалось оно исключительно для особ, наделённых властью.

Но Россия - страна непредсказуемая. Если уж попалась в руки наших мастеров “Аглецкая механическая блоха” - быть ей подкованной. Не успела правящая элита блеснуть заграничными драгоценностями, как наши мастера тут же изготовили своё кружево: золотое - для тех, кто побогаче; серебряное - для модниц с меньшим достатком; железное - для тех кому благородные металлы не по карману. Прослышали о столичных новинках и в провинции. Благо “сарафанный” телефон на Руси появился ещё задолго до первых аппаратов Бэлла. Сотни мастеров и мастериц, во всех уголках страны, стали изобретать своё кружево. Вот тогда и вспомнили про льняную ниточку, а вспомнив - удивили весь мир белоснежным, лёгким как пух, русским кружевом.

В деревнях мастерицы-кружевницы начинали заниматься плетением с ранних лет. Взрослая кружевница получала в год 20 рублей. По тем временам деньги вполне приличные. Достаточно вспомнить, что в конце 19 века килограмм масла стоил 50 копеек, а мясо - всего 14 копеек за килограмм. Впрочем, мало кто в ту пору плёл на продажу. Всё больше для себя или в подарок. Если же кружевная косынка доставалась девушке в наследство от матери или бабушки, то свою работу можно было и продать, получив за неё кованые серебреные серёжки, дюжину веретён, а может, ещё и пару хороших гребёнок.

Научиться плести кружево достаточно сложно, но ещё сложнее его изобрести. И прежде, чем сплетёт девушка первую в своей жизни кружевную косынку, другая мастерица должна приложить к этой работе свои руку и сердце. Художник по кружеву - работа незаметная и почти забытая. Мало кто знает, какими удивительными секретами владеют люди этой профессии

4

Вологодское кружево:   прошлое, настоящее, будущее

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.

Прошлое:
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.

Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Вологодское кружево
«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

5

...

6

КРУЖЕВА - История и современность

Что отличает кружево от десятков других материалов?
В чем его уникальность и привлекательность?
Возможно, секрет непреходящей популярности кружева в его кажущемся несовершенстве - ведь кружево наполовину состоит из дыр! Следует заметить, что мельчайшие просветы и дыры, которые образуются при плетении кружев, не просто потом вырезаются. 

Изначально кружево использовалось исключительно для декоративной отделки одежды богачей и аристократии, затем постепенно вытеснило вышивку, поскольку позволяло легко видоизменять платья в соответствии с последними модными тенденциями.

В отличие от вышивки, кружево можно спороть с платья и заменить его либо другим, более модным кружевом, либо другой декоративной отделкой. По мере того, как росла популярность кружев, увеличивалось количество стилей и техник его плетения, большинство из которых появилось в провинциях Бельгии. Несомненно, Бельгию без преувеличения можно назвать «родиной кружева». А самые красивые кружева в Бельгии делали в старинном городе Брюгге, расположенном в западной части страны.

Во фламандских провинциях Бельгии распространены две основные техники кружевоплетения. Шитое иголкой кружево (одна из техник) до сих пор производится в Аалсте, Бельгия. Это кружево называют «брюссельским», так как продается оно в основном в Брюсселе. Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге (т.н. «брюггское кружево»). Производство брюггского кружева обходится слишком дорого, поэтому брюггское кружево больше не делают в коммерческих целях, а вяжут только на заказ.

С течением времени Брюгге и кружева стали практически синонимами. Начиная с XVI века, плетение кружева на коклюшках (точеных палочках, утолщенных с одного конца, а с другого имеющих шейку с пуговкой для намотки ниток) входило в стандартную программу обучения во многих частных школах для девочек и сиротских приютах Бельгии. В начале XVIII века три монахини из Антверпена основали в Брюгге школу кружевоплетения, где девочки могли научиться искусству плетения кружев и при этом получить религиозное образование. Брюггское кружево отличается цветочными узорами, для его плетения используется как тонкая, так и толстая нить. Для плетения самого тонкого брюггского кружева нужно от 300 до 700 коклюшек.

Настоящее кружево ручного плетения всегда было не просто популярным у аристократии и буржуазии, но и модным, шикарным, а изготовляли его, разумеется, бедняки. Отсутствие в Бельгии налаженной промышленности, безработица и нищета заставляли женщин и детей заниматься очень сложным, кропотливым и трудоемким ремеслом - плетением кружев, которые часто они вынуждены были продавать за копейки. Однако со временем, когда было налажено машинное производство кружево (машина плетет кружево в тысячу раз быстрее даже самой искусной и проворной кружевницы), ручное кружевоплетение превратилось в хобби.

Официальным началом производства кружева в Бельгии принято считать 1717 год. В это тяжелое для страны время бедности и лишений епископ Брюгге Van Susteran решил, что кружевоплетение может приносить небольшой доход самым нуждающимся семьям. Миссия обучения бедняков этому тонкому искусству была возложена на Собрание Апостольских Сестер. Сестры справились со своей задачей настолько успешно, что школа кружевоплетения скоро получила большее помещение. Даже когда Иосиф II в 1783закрыл 13 монастырей и молитвенных домов, Апостольские Сестры получили разрешение продолжать свою образовательную деятельность. К 1860 году количество учеников превысило 400, а школа прославилась своими кружевами с уникальным способом соединения элементов узора, т.н. Binche (по названию города в Бельгии) или Point de Fée.

До сих пор историки затрудняются точно определить место и время появления кружева. Хотя ажурные ткани с характерным орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, полноценное кружево появилось только в период Возрождения и, несмотря на то, что некоторые простейшие техники кружевоплетения возникли на Ближнем Востоке, искусство создания кружев зародилось и развивалось в Европе. Большинство историков согласится, что родиной бобинного кружева (кружева на коклюшках) можно по праву считать Фландрию.

Аристократы всей Европы предпочитали позировать живописцам в костюмах, богато украшенных итальянскими, фламандскими или французскими кружевами, которые пользовались гораздо большим успехом, чем кружево местного плетения. Хотя производство кружев было налажено в большинстве просвещенных европейских стран, именно Италия, Франция и Фландрия подняли ремесло кружевоплетения до уровня высокого искусства. Многие кружевницы в небольших городках и селах, а также работницы мануфактур по производству кружев - особенно российских, британских, испанских и скандинавских - повторяли их узоры и подражали их технике. В то же время, в Испании, Дании, Великобритании и Российской империи также развивались собственные уникальные традиции кружевоплетения, которые отличались от классических как техникой выполнения, так и узором. В некоторых областях иногда появлялись центры производства особенно искусного и тонкого кружева, но они существовали недолго, и общий уровень кружевоплетения оставался посредственным.

Несмотря на растущую конкуренцию со стороны машин, ручное кружевоплетение процветало вплоть до начала I Мировой войны (1914). Некоторое время центром производства шитых кружев и кружев на коклюшках был Китай, откуда заветную мануфактуру экспортировали в Европу и США. Но к 1920 ремесло кружевоплетения пришло в упадок уже везде. Во второй половине XX века кружево продолжали производить в Брюгге, но в основном как изящный сувенир, а не как полноценный материал.

Для плетения бобинного кружева берут множество нитей, каждую из которых наматывают на отдельную коклюшку или бобину. Узор, который желательно выплести, рисуется на гладкой толстой бумаге или на пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка. Эти рисунки называются сколками и могут служить для создания бесконечного числа кружев. Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль, в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого кружева, требующего иногда до 600 коклюшек. Нити фиксируются в начале узора, хотя в процессе плетения нити можно добавлять или убирать. Для создания любой петли требуется как минимум две пары коклюшек, т.е. четыре нити. После того, как петли сделаны, они удерживаются на месте булавками, прокалывающими сколок и прикрепляющими его к подушке. Мотивы узора, которые можно подчеркнуть с помощью толстой нитки, обычно выполняются полотняным или ползаплетным плетением, но иногда используются и более сложные техники. После завершения плетения, кружево снимают с подушки и вынимают шпильки (булавки).

К 30-м гг. XX века кружево успело выйти из моды - и при этом рынок был наводнен дешевым машинным кружевом, часто импортированным из других стран. В 1958 году в последний раз открыл свои двери Колледж мастеров кружевоплетения в Брюгге, основанный еще в 1911. Но жители Брюгге не могли смириться с необходимостью прервать вековые традиции плетения кружев, предмета гордости Фландрии. Состоялись встречи представителей местной власти и муниципального совета города Брюгге с мастерами кружевоплетения. Результатом этих встреч стало создание в 1972 году Центра Кружев (Lace Centre). В 1970-х вернулся интерес к кружевам и мода на традиционное рукоделие. Многие женщины нашли заброшенные коклюшки и вспомнили полузабытые навыки. Сегодня кружевоплетение с каждым днем становится все более и боле престижным делом. Кружевницы больше не ограничиваются простым копированием известных узоров и мотивов - они предпочитают создавать собственные, к тому же, очень сложные и изысканные.

Искусство плетения кружева, самое тонкое рукоделие в мире, остается, несомненно, важнейшей частью европейского культурного наследия. В 1997 году в Брюгге, признанном европейском центре кружевоплетения, прошла выставка кружев. Сегодня в Бельгии этим видом рукоделия профессионально занимается более тысячи человек, большинство из которых - женщины в возрасте от пятидесяти до девяноста лет. Стоит ли удивляться, что туристы редко покидают Брюгге, не купив на память тонкое кружево, умело стилизованное под старину.

7

КРУЖЕВО*

Кружево*  называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху.
Кружево* обыкновенно окаймлены более или менее выдающимися зубчиками, отчего на Западе они получили названия: "dentelle", "Spitze".

Русское слово Кружево* (стар. круживо), вероятно, происходит от слова "круг" — окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды. На плетенье и шитье Кружево* употребляют нитки серебряные и золотые, шелковые, в настоящее время большей частью только одноцветные черные или белые, льняные, бумажные и шерстяные (Mohair).

Кружево* разделяются на две главные категории: шитые иглой (point а l'aiguille) и плетеные на коклюшках (dentelle aux fuseaux).
Так как на первые требуется больше труда и искусства, они всегда ценились очень высоко и могли быть приобретаемы только богатыми.
Кроме того, есть Кружево*, которые вяжутся крючком, как напр. ирландское Кружево* и Кружево*, вязаное тамбуром.
Наконец, за последние годы появилось еще Кружево* машинное.

Кружево*, служа украшением, нередко доставляет немаловажный предмет заработка в местностях, где развито домашнее или кустарное его производство. Представляя, поэтому, живой экономический интерес, кружевное дело достигает иногда такой высокой степени художественного совершенства и такого выражения национальных или местных особенностей, что может считаться искусством, а потому неудивительно, что Кружево* сделалось предметом подробного изучения и о нем составилась весьма обширная литература, начиная с самого появления Кружево* в эпоху Возрождения и до настоящего времени.

Как на самые замечательные исследования по этой части, можно указать на труд французов Сегена и Лебретона, англ. писательницы г-жи Бюри-Паллизер и нем. проф. Альбрехта Ильга. В России этим вопросом много занималась С. А. Давыдова, изучившая обстоятельно кружевное дело почти во всех губерниях России по поручению министерства финансов (см. "Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России" и "Русское Кружево* и русские кружевницы", роскошное издание, заслужившее почетный отзыв и золотую медаль от академии наук).

Сведения о Кружево* дошли из глубочайшей древности.
В Библии говорится о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях можно встретить одежду с сетчатой каймой и вышитым по ней узором.
На найденной в прошлом столетии в Портичи статуе Дианы, находящейся в неаполитанском музее, край одежды украшен сеткой с богатыми разноцветными вышивками. Что собственно плетением сеток, т. е. филейной работой (filet), занимались с незапамятных времен, а также, что их иногда украшали вышивками, вообще не подлежит сомнению, но только в конце XV или скорее в начале XVI в. появились прелестные ажурные ткани, сразу завоевавшие себе почетное место среди богатых, художественных украшений того времена и сделавшиеся, на первых же порах, важным предметом промышленности и торговли.

Многие писатели отвергают восточное происхождение кружевного производства на том основании, что такое легкое, грациозное искусство могло быть только созданием художественной жизнерадостной эпохи Возрождения.
С другой стороны, весьма вероятно, что Кружево* постепенно работалось из вышивок, которыми так любили украшать свои одежды все народы и во все времена, и из соединения этих вышивок с сетчатой тканью.
Работы с выдернутыми из полотна нитками давно известны на Востоке и ошибочно называются Кружево*, на чем, вероятно, и основано мнение о восточном происхождении Кружево* Этими работами и поныне много занимаются турецкие женщины, да и у нас в России в некоторых местах вышивки по выдернутому полотну носят название Кружево* Вышивание и плетение составляли любимое занятие женщин в средние века, даже в знатных домах.
В монастырях осталось много богатых образцов искусства этого времени. К тому же времени относится род вышивки по ткани, напоминающей канву; это были маленькие квадратики, вшивавшиеся в четырехугольные пяльцы, по которым вышивали разнообразные узоры. Вышивки эти назывались по-франц. "resenil" или "filet", a также и "lacis", откуда, вероятно, и происходит англ. название Кружево* "lace". Мода на эти квадратики была очень распространена.
Хотя уже в 1363 г. упоминается о Кружево* в законе, изданном англ. королем Эдуардом III и воспрещавшем ввоз иностранных кружевных вуалей, а в Швеции Кружево* было известно еще с 1335 г. — громкую славу стало приобретать кружевное искусство только с конца XV в., когда в Италии появились первые Кружево*, шитые иглой. Мода на большие воротники, окружавшие шею в несколько рядов и носившие название "фрез", дала мысль украшать их зубчиками. Для этих зубчиков возникло известное "punto in aere" (стежки в воздухе), что и было первым намеком на Кружево* Сначала эти зубчики были очень узки, а потом мало-помалу становились все шире и шире, кружевницы стали выделывать разные узоры, соединяя их тончайшими нитками по разным направлениям и при помощи иголки связывая их разными узелками и петельками "picots"; потом, для придания рельефности рисунку, в контуры фантастических цветов и листьев стали всаживать конский волос, который тщательно обшивался, а серединки затягивались самыми разнообразными нитяными узорами, в виде тончайшей паутины.

Особенно прославилась своими шитыми Кружево* Венеция, откуда уже в 1493 г. вывезено было в Англию богатое Кружево* для коронации Ричарда III. Художественное исполнение венецианских Кружево* придавало высокую цену их производству; на них тратились такие баснословные деньги, что во многих странах стали прибегать к изданию законов, ограничивавших употребление таких дорогих украшений; но производство Кружево* все более и более развивалось, а художники, в угоду богатым заказчикам, изощрялись в изобретении новых рисунков.

Появилось множество сборников узоров. Из них более известны: Antonio Taglienti (1528), Nicolo d'Ar i stoteli (1530) и Giovanni Antonio Vavassore (1530). Различные сорта Кружево*, производившихся в Венеции в XVI ст., носили названия: punto reticello, tagliato in aria, tagliato a fogliami, a groppo, a maglia guadra, а самый известный венецианский point или венецианский гипюр был известен под именем "point de rose". Из других городов, которые в XVI в. соперничали с Венецией по части кружевного искусства, можно указать на Рагузу, затем на Милан и Геную, славившиеся особенно производством Кружево*, плетеных на коклюшках (шелковые Кружево* с золотыми и серебряными нитками, а в Генуе также белые и черные гипюры).
Это производство кустарного промысла и до сих пор сохранилось в окрестностях Генуи. Плетение Кружево* производится при помощи точеных палочек, называемых коклюшками; они обыкновенно с одного конца утолщены, а с другого имеют шейку с пуговкой для намотки ниток.
Коклюшки бывают различной величины, толщины и формы, смотря по толщине ниток и требованиям той страны, где Кружево* производится. Узор, который желательно выплести, рисуется на гладкой толстой бумаге или на пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка.
Эти рисунки называются у нас сколками и могут служить на бесконечное число Кружево* Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого Кружево* Напр., в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль (dentelle d'application), в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого Кружево*, требующего иногда до 600 коклюшек.

Но самые большие, известные под именем "almofados", употребляются португальскими кружевницами в Vianna do Gastello. Они скорее похожи на барабаны, приспособляются в корзины между ногами мастериц и достигают до высоты их рук. Весь материал и приспособления, нужные для плетения Кружево*, дешевы, не требуют большого помещения и могут переноситься из одного места в другое. Кружевное дело поэтому неоценимо, как одна из форм кустарного производства.
Работа может исполняться как на воздухе, так и в комнате, как взрослыми, так и детьми. Шитое Кружево* требует еще меньше приспособлений, так как для него нужны только иголка и ящик для предохранения ниток и работы от пыли.

Хотя Нидерланды и оспаривают у Италии славу изобретения плетеного на коклюшках Кружево*, но всего вероятнее, что плетеное Кружево* появилось в Италии почти одновременно с шитым и, благодаря частым сношениям между обеими странами, фламандские мастера познакомились там с новым производством и перенесли его к себе на родину.

В мюнхенской королевской библиотеке хранится сборник рисунков под названием "Neu Modelbuch allerlei Gattungen Dantelschn ür ", напечатанный в Цюрихе Христоф. Фротоверном, с двумя гравюрами на заглавном листе, изображающими двух женщин, плетущих Кружево* на коклюшках. Этот сборник помечен 1536 г., и мы из него убеждаемся, что в это время уже плетеное Кружево* было известно в Германии и Швейцарии и перенесено было туда из Италии и Венеции. На портретах фламандской школы только с конца XVI в. появляются богатые украшения из плетеного Кружево*

Благодаря превосходству и тонкости льняной нитки в Бельгии, производство Кружево* там нашло богатую почву для своего развития; действительно, оно так быстро распространилось в этой стране и приобрело, как по исполнению, так и по рисунку такой самостоятельный характер, что вскоре далеко опередило всех своих иностранных соперников. Это и дало повод к предположению, что родина плетеного на коклюшках Кружево* — Бельгия.
Во Франции издавна процветали всякие женские рукоделия, вышивки, филейные работы (lacis) и пр. В 1530 г. флорентинец Франческо Пеллегрина издал для французского двора сборник узоров, посвященный им королю Франциску I; почти одновременно появился в Кельне другой сборник рисунков, изданный Квинтелом или Квинти. В этих сборниках находятся собственно узоры, представляющие как бы переход от полотна с выдернутыми нитками и с вырезанными и затянутыми нитками местами к воздушным points, т. е. настоящему Кружево* Во всяком случае почва была подготовлена и потому неудивительно, что когда кружевное искусство перенесено было из Италии во Францию, оно там распространилось с неимоверной быстротой.
Первая картина во Франции, где встречается Кружево* — портрет Генриха II в версальском музее. При описании въезда этого короля в г. Лион в 1548 г. говорится о богатых нарядах, украшенных шнурами или Кружево*, так наз. "bisette"; это название, точно также как впоследствии наименование одного рода Кружево* блондой "blonde", происходило, вероятно, от рыжевато-сурового цвета этих Кружево*, т. е. цвета небеленого полотна.
Супруга Генриха II, Екатерина Медичи, выписала из Италии некоего Фредерика Винчиоло, который в 1587 г. издал подробный сборник всех существовавших в то время узоров.
Вкус к Кружево* вскоре так сильно развился во Франции, что богатые вельможи, выписывая их из Италии и Нидерландов, где они уже достигли высокой степени совершенства, тратили на них громадные суммы. Ими обильно украшали не только различные части как женского, так и мужского туалета, но и обшивали сапоги, украшали мебель, особенно кровати, и даже внутренность экипажей (carosses).
Тогдашнее французское правительство не могло не обратить серьезного внимания на значительный отлив денег за границу, вызывавшийся страстью к ношению дорогих иностранных Кружево*, особенно развившейся при Людовике XIV, и так как предпринимавшиеся ограничительные меры не приводили к цели, то, по настоянию Кольбера, сознавшего всю пользу, которую можно было извлечь из насаждения кружевного производства внутри страны, в местностях, где почва уже была для этого отчасти подготовлена, именно в Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймсе и др., были основаны королевские мануфактуры, для чего вызвано было, по словам Вольтера, 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии. Успех предприятия провзошел всякие ожидания: способные ученицы не только быстро усвоили себе технику производства, но со свойственным француженкам вкусом внесли в него еще более утонченное изящество.
Очень скоро Кружево*, изготовляемые на королевских мануфактурах, особенно знаменитый алансонский "point à l'aiguille", превзошли, по исполнению и красоте, все до тех пор существовавшие и приобрели громкую всемирную славу.
Сначала все шитые иголкой Кружево* носили во Франции общее название "point de France"; но вскоре в различных центрах производства, они приобрели совершенно различный характер как по рисунку, так и по свойству сетки, на которой воспроизводились узоры. Алансонские Кружево*, всегда чрезвычайно тонкие и дорогие, с самого появления своего славились неизмеримо больше всех остальных и, хотя производство их иногда несколько и сокращалось, но сохранило и до сих пор свое первенствующее положение.
Производство шитых Кружево* процветало также в Аржантоне, но во время революции пришло в упадок и только с некоторого времени опять возобновилось. Теперь город Байе (Bayeux) славится своими шитыми Кружево* и в его мастерских воспроизводятся несколько старинных points.

В Алансоне, где вначале подражали только венецианскому point, производство очень скоро приняло совершенно самостоятельный характер и там впервые введен был новый род Кружево* с правильным сетчатым фоном (r é seau), резко отличающийся от неправильных нитей, украшенных разными петельками (пико) гипюрных Кружево* (guipures).
Этими последними особенно славится Лангедок. Гипюры, плетеные на колюшках в городе этой провинции Le Puy en Velay, являющемся центром производства, расходятся в огромном количестве. Гипюры бывают нитяные, шелковые и шерстяные; производство их, по исполнению и по употребляемому материалу, применяется ко вкусам времени и к часто изменяющейся моде. Той же специальностью, т. е. гипюрами, занимаются также в Миркуре, в Вогезах, но исполнение Кружево* там более тонкое.
Город Орильяк (Aurillac) издавна славился своими золотыми и серебряными Кружево* и производство их составляло в свое время там важную отрасль промышленности.
Знаменитое point валансьен сделалось известно только в XVIII ст., когда в этот город было перенесено производство Кружево* из основанной Кольбером мануфактуры в Кенуа (Quesnoy), но оно приняло тут совершенно самостоятельный характер; прозрачная, тонкая, правильная сетка-фон плетется одновременно с узором, и цветы не имеют никакой рельефности, вследствие чего это Кружево* лучше поддается стирке и глажению. До революции город Валансьен был центром всего производства, но потом оно перешло в соседние города и сосредоточивается ныне в местностях между Поперингом, Куртре и Гентом.

Есть еще одно французское Кружево*, пользующееся большой известностью — это черное шелковое Шантильи, производство которого основано было в начале XVI I I столетия Екатериной де-Роган. Город Шантильи долгое время был центром всего кружевного дела в Иль-де-Франс, и хотя оно теперь совершенно исчезло из окрестностей Парижа и перенесено в Нормандию, но самое Кружево* все еще сохранило свое прежнее название.

Производство его утвердилось теперь около городов Каен (Caen) и Байе, где в настоящее время работает огромное число мастериц (в Байе их более 60000). В этих двух городах выделывается еще род шелкового Кружево*, называемого блондой; название это дано было ему по его суровому цвету, теперь делают только белые и черные блонды.
Блонды в настоящее время делаются более на испанский манер, т. е. по шелковой сетке, большими матовыми цветами, плоским шелком. Они употребляются на мантильи, национальный головной убор испанок, и изготовляются преимущественно в Барселоне и, как сказано, в Байе.

В Испании, куда кружевное производство перенесено было также из Италии, в старину делали богатые шелковые, серебряные и золотые Кружево*; эти последние, по своему блеску и рельефности узора, были особенно эффектны и под названием "point d'Espagne" пользовались большой известностью. Из Испании и Португалии знакомство с кружевным искусством перешло на остров Мадеру и в Южную Америку, а из Португалии также на остров Цейлон и в Остиндию.
В Голландии и Бельгии на производство Кружево* не употребляли ни шелку, ни серебра, ни золота, но тончайшие льняные нитки, которые и доставили фландрским Кружево* вполне заслуженную славу.
Здесь характер кружевных рисунков сделался сразу самостоятельным и оригинальным. Страсть фламандцев к растениям и цветам отозвалась и на кружевных узорах, особенно, когда введена была правильная сетка вместо прежнего гипюра. В Брюсселе и его окрестностях издавна делаются великолепные, тонкие, чрезвычайно изящные шитые Кружево* (piont à l'aiguille и point d'application), брюссельские, которые приобрели громкую мировую известность.
Теперь на них идет уже не прежняя тонкая льняная пряжа, но простая бумага; впрочем, из этого материала искусные бельгийские мастерицы умеют выделывать такие прелестные изделия, что они раскупаются в большом количестве; вывоз их напр., в Соединенные Штаты, очень велик.

В Нидерландах высокой степени совершенства достигло производство Кружево*, плетеных на коклюшках.
Эти Кружево* пользовались особенным почетом в прошлом столетии, во время, предшествовавшее великой революции, и ценились, главным образом, за мягкость контуров рисунка, сливающихся с фоном. Из них известны: "point de Flandre", "point de Bruges", "point Duchesse" и особенно "point Mabuis", нежное, мягкое и изящное по рисунку.
При производстве Кружево* обыкновенно, а в Бельгии в особенности распространено разделение труда — каждая мастерица имеет свою специальность: одни делают цветы, другие — листья или узоры, третьи готовят сетки (r é seau) и т. п.
Под упомянутыми выше "point d'application" известны Кружево*, впервые появившиеся во Фландрии и принадлежащие к числу шитых. При производстве этих Кружево* цветы и др. узоры шьются или плетутся отдельно на особых маленьких плоских пяльцах и потом нашиваются на готовую сетку.

8

Кружева и вышивка ручной работы

При изготовлении скатертей используются различные техники вышивки, венецианское и вологодское кружево, ришелье и другие. Особо отметим, что венецианские кружева плетут мастерицы, потомки кружевниц, которых по указанию Петра I привезли из Италии в Рязанскую область, где их мастерство, передаваемое потомкам по наследству и душа русских мастериц с их положительной энергетикой, сделали эти изделия неповторимыми во всех отношениях.

Фрагменту старинных кружев или вышивки из сундука Вашей бабушки, наши художники в содружестве с кружевницами и вышивальщицами дадут новую жизнь уже в заказанном Вами изделии.

Ткани, используемые для изготовления скатертей, проходят специальную технологическую обработку, прекрасно стираются и гладятся.

9

Вуаль для стола

Нереальной красоты скатерть Black Lace Tablecloth от шотландского дизайнера Пирл Лав (Pearl Lowe) представляет английская компания MIRROR MIRROR.  Даже назвать скатертью эти фантастические вуали, напоминающие ночной сад, не поворачивается язык, ибо не просто скатерть это, а вечернее одеяние для стола.
Ошеломительный эффект!

Чёрное кружево выглядит таинственно и невероятно притягательно, тогда как белое кружево ассоциируется, скорее, с чистотой и уютом.
Есть в таких ночных кружевах что-то мистическое. Для романтического ужина подобная красота будет в самый раз.
Английские дизайнеры рекомендуют использовать эту скатерть и как занавески, благо, есть вариант не только круглый, но и прямоугольный.

Размеры: круглая — 170 см в диаметре, квадратная — 145×145 см, прямоугольная — 215×170 см.

10

...


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства