О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства


История кружевного мастерства

Сообщений 31 страница 40 из 80

31

ФИЛЕ  (Филейное кружево)

  Основа филе — сетка — известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки.
Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству.
В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе.
По форме ячеек различают прямое и косое филе. В косом филе ячейки имеют форму ромбиков. В прямом филе — квадратные ячейки.
Основа красивого филейного фона — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки.
Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока.
Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ — стальные.
Простейший челнок можно изготовить из проволоки.
Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек — реечку или стерженек.
Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные — от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия.
Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

32

Ирландское вязание  (Ирландcкое кружево).

  Ручное вязание — это целые мифы викингов. Все началось с того, что рыбаки вязали теплые свитера из необезжиренной шерсти овец, чтобы не промокнуть, когда захлестывала волна. По ирландским преданиям косы и жгуты — символ вечности, а косички из трех элементов обозначают троицу.

Ирландское кружево создано для вязания кружева крючком. Ошибочно его называют «венским гипюром».
От гипюра здесь только то, что фрагменты кружева вывязывают по отдельности, затем раскладывают на эскизе и соединяют решеткой, отдельными бридами или группами брид (способ сборки).
Начало вязания элементов очень сходно с техникой «фриволите». Сближает эти техники то, что в обоих случаях присутствует каркасная (ведущая) нить. Эту нить при помощи тонкого крючка обвязывают плотными петельками (рабочая нить).
Это отличие ирландского вязания от других видов вязания крючком, где в основе всегда лежит воздушная цепочка, позволяет создать более тонкий узор.
Вторая особенность — возможность получения объемного узора, детали которого могут располагаться друг над другом. Это относится к различным видам розеток.

33

Кружева крючком.

  Едва ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком.
Те, кто не вязал крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы или бахромы — словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити.
Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

Вся прелесть этого вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания крючком — сам крючок.
В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

Известны крючки двух видов — короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания.
Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков.
Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

34

Вязание на вилке.

  Простая техника таит в себе массу не использованных возможностей, открывая простор творческой фантазии.
Основными инструментами являются сам крючок и специальная вилка для ажурного вязания или (для более узкого кружева) простая шпилька для волос.

Нить обматывают крючком вокруг вилки так, чтобы при каждом обороте крючок проходил через виток.
При этом могут получаться петли различного вида.
Первую петлю завязывают вручную и надевают на левый конец шпильки, а рабочую нить заводят за правый конец спереди назад.
Вилочку держат большим и средним пальцами левой руки.
Нить обводят вокруг указательного пальца.
Крючок вводят в петлю снизу, поддевают нитку на указательном пальце и протаскивают через петлю.
После образования одной петли вилочку поворачивают справа налево. При этом нить обходит вилочку, и следующая петля получается уже на другой стороне.
Так постепенно заполняют вилочку. Когда вязание снимают с вилочки, получают бортик. Верхние петли надевают на вилочку и продолжают работу до получения бортика нужной длины.

35

Вязание с планочкой.

  Этот способ основан на том же принципе, что и предыдущий.
Задача состоит в том, чтобы получать одинаковые удлиненные петли. Вспомогательным инструментом может служить обыкновенная чертежная линейка. Ширина планочки должна соответствовать длине будущих петель.
Начало вязания.
Вывязывают цепочку из нескольких воздушных петель, последнюю из которых растягивают и надевают на планочку, а крючок вводят в предпоследнюю петлю цепочки. Затем планочку обвивают несколькими петлями. Петли можно по-разному группировать. Последние петли нужно закрепить столбиками или воздушной цепочкой.
После снятия с планочки все петли еще раз провязывают крючком.

36

Шитье из тесьмы.

  Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы.
В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева.
Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку.
Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения.
Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

В качестве материала для украшения одежды в древности использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа.
Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток.

37

Имитация игольной техники крючком.

  При изготовлении кружева из тесьмы можно использовать не только готовую тесьму, но и собственноручно связанную при помощи крючка.
Таким кружевом особенно уместно отделать вещь, связанную из тех же ниток.
Этот метод, как самый простой, доступный и достаточно эффектный, стоит взять на вооружение всем без исключения.

Первый вариант — обычная цепочка из воздушных петель. Впрочем, она получится слишком тонкой и сможет имитировать не столько тесьму, сколько шнур для прокладывания контура рисунка. Еще такими цепочками хорошо протягивать бриды.

Второй вариант — плоская тесемка с петельками.

38

Кружево сегодня.

Весь кружевной промысел во время Отечественной войны прекратил свое существование, но после войны часть крупных районов смогла восстановить свое искусство плетения.
Но поскольку оно возрождалось с помощью Советской власти, то и благодарность была соответственной.
Внесение в орнамент советских символов и эмблем отнюдь не украсило и без этого богатую орнаментальную структуру русского кружева (это как советский герб на фасаде Большого театра).
Нет более нелепого, чем внесение в кружево совершенно чуждых элементов.

Остальные районы кружевоплетения существуют, например, Балахна, Вятск… В силу обстоятельств, в том числе и материальных, они не имеют возможности раскрыться и сказать о себе свое слово.

39

Рязанская губерния

  В Рязанской губернии различаются рязанское, скопинское и михайловское кружево. К ним надо добавить изделия жительниц города Зарайска. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах (Ямской-Касимовке, Ямской, Рыбной, Троицкой и Борках) плели тонкое, многопарное. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел, существующий и поныне.

Старинных работ конца XVIII — начала XIX века сохранилось очень мало.
С течением времени техника плетения парного кружева в Рязани упрощается. Для исполнения большей части вещей в конце XIX века требовалось 20 пар. Только один рисунок плелся на 80 парах, но его тонкость, изящество, особенно в изделиях Борковских мастериц, позволяют считать Рязань одним из главных мест производства легкого кружева в России.

Рязанское кружево в целом — крупное явление в русском прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии.
Небольшой городок Михайлов расположен на берегах реки Прони, в 70 км к юго-западу от Рязани, и еще на рубеже XIX и ХХ веков имел вполне сельский облик. В XVI столетии в возникновением засечной полосы — оборонного рубежа Московского государства, — сюда было переселено значительное число московских служилых людей. Новые жители долго не смешивались с основным населением. Они принесли сюда многие навыки, ранее неизвестные коренным жителям.
Свободные от крепостного угнетения, московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно в среде пришлого населения, превратившегося в государственных крестьян, возникло кружевоплетение в виде промысла, вероятно, в первой половине XIX столетия.

В разное время здесь господствовали разные типы кружевного плетения. Вначале это было тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. Расцвет сцепной техники относится к 1820-1840-м годам, на языке михайловских кружевниц она называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные и другие постоянные мотивы русского изобразительного орнамента.

Шедшее на украшение белья и платья кружево «рязанского манера», и «травчатое» для постельного белья, и сцепное для полотенец — все приобреталось купцами в приданое дочерям. Но с годами михайловское купечество беднело, такие ценные отделки становились для него недоступными, поэтому в конце XIX века лишь в двух-трех семьях в городе умели исполнять трудоемкое многопарное плетение. Еще раньше исчезло сцепное.

С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей связан третий из распространенных здесь способов плетения — численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием «михайловского», и, несмотря на то, что здесь этой техникой пользовались деревенские плетеи в самых различных губерниях, именно здесь сложился в XIX веке кружевной промысел, в основе которого лежало только численное плетение. Большинство его узоров исполнялось на 10 парах коклюшек, а это в 3-4 раза меньше, чем в деревенском кружеве Вологодской и Орловской губерний — прославленных центрах русского кружевного производства.

Находясь среди крепостного населения, которое в силу своей угнетенности не могло думать о таком кропотливом деле, как кружевоплетение, михайловские мастерицы нашли среди него постоянный сбыт своим работам. Их кружево широко распространилось, выйдя за пределы Рязанщины. Им украшали свои наряды крестьянки Тамбовской, Тульской, Орловской губерний и южных областей России, и на Украине.

Занятие, дающее постоянный заработок, было подхвачено в целом ряде селений Михайловского уезда, жителями которых являлись свободные государственные крестьяне. К 1880 году насчитывалось, в городе и в уезде, 2070 кружевниц. В 1896 году их было уже более 3000, а перед первой мировой войной — 10000. Расширялась и территория, охваченная промыслом: в 1880 году — 12 слобод с выселками, а в 1912-м — уже 28 селений в пяти волостях. Характерно, что в Михайловском уезде и после отмены крепостного права кружевной промысел не был воспринят в среде бывших крепостных крестьян. Он оставался в руках лишь старых московских переселенцев, то есть людей издавна свободных. Только в 1910-е годы появляются кружевницы в бывших помещичьих деревнях.

Во второй половине XIX века михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и вывозится за границу как посредством продажи на Нижегородской ярмарке, так и специально в Турцию и в Иран. В Михайловском уезде ежегодно выплеталось 1500000 аршин различных рисунков, и все оно распродавалось. Много этого кружева стали потреблять обе столицы — Петербург и Москва в связи с общим увлечением национальными формами русского быта.

Чем же так привлекательно михайловское кружево? Чем оно отличается от произведений других центров этого вида искусства в России?
Очевидно, тем, что нигде, кроме города Михайлова и его уезда, численное кружево не получило такого своеобразия рисунков и красочности. В нем с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряженного по цвету орнамента. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей. Плотное, оно как нельзя лучше дополняло одежды из тяжелых тканей закладной техники и грубого полотна, сочеталось с яркой узорочностью тканья и вышивок. Кружево рассматривалось народными мастерицами не изолированно, а с учетом его назначения и его роли в завершении праздничной одежды.

С появлением анилиновых красителей во второй половине XIX века хлопчатобумажная пряжа стала окрашиваться. Тогда возникло еще большее разнообразие элементов, не только рисунка, но и расцветки: как ни повторялись в ряду фигуры узора, так не повторялся и цвет этих фигур. Но все-таки при большей нарядности цветного кружева строгий колорит двух оттенков белого цвета гораздо тоньше, красивее.

В конце XIX века михайловские горожанки сменили свою старинную одежду на юбки и кофты — обычный костюм городских мещанок. Со старинной одеждой исчезло и кружево.

Оригинальным предметом сельской женской одежды Рязанской и Тамбовской губерний были «навершники» — род широкой и короткой туникообразной одежды с небольшими рукавами или вовсе без них. Их надевали поверх рубахи, украшенные рукава которой были на виду. В плотное домашнее полотно навершников вшивались по вертикали по две кружевные прошвы, спереди и сзади. Оригинальны выплетенные из толстой красной пряжи прошвы для навершников. В них включалась нить, зеленая, или желтая, рисующая узор сканью в виде цепочки или зигзага: скань, чаще всего витая, или сама образует узор, или подчеркивает его рельефом.

Подолы навершников, передников-«занавесок», мужских и женских рубах, и других предметов одежды и домашнего убранства заканчивались обычно кружевным краем. Самая примитивная форма михайловского края, использовавшаяся в одежде и предметах домашнего убранства, представляет собой сплошную одноцветную полосу со слабо выраженными прямоугольными зубцами. Иногда зубцы бывают ложными: просто на самой полосе (прошве), выводились сканью прямоугольные контуры, похожие на зубцы. Они назывались «сухариками». Это самый простой тип михайловского зубца.

Иногда край заканчивался пересекающимися петлями полотнянки, которые перемежались цветом. Название их утрачено, но в конце XIX века насчитывались десятки вариантов в рисунке, цвете и материале. Завершая полосы очень плотного плетения, такие петли-зубцы напоминали галун, тесьму, и может быть, поэтому в некоторых местах это кружево именуют «позументным» или искаженно «прозументным». В Михайлове понятие «зубец» сохранило свое древнее название — «город», «городок».

Михайловские плетеи создали несколько типов «городов». Они составляют своеобразие местных кружевных краев. Круглый «городок» в виде широкой петли разреженной фактуры соответствует своему названию. «Гребешки» действительно напоминают гребень петуха. У них веерообразная форма и снизу всегда петли плетешка. Треугольный зубец со скругленным основанием распространен повсеместно и не имеет особого наименования: просто «городок». Известны зубцы, состоящие из двух треугольников, соединенных основаниями. В каждой местности их называют по-разному. В Михайлове они получили очень точное имя — «мысы», «мыски», и бывают и белыми, и цветными. Потом появились оригинальные варианты: если обе половинки зубца различаются цветом, он называется «половинчатым», если же «мысок» снизу отмечен полоской другого цвета, его называют «полмысок».

Очень популярным в Михайлове было кружево под названием «бубенцы» с зубцами в форме полукруга; плетение плотное, полотняное. Их рисунок всегда один, но как многообразны его трактовки: и фактурой — плетеньем в разных направлениях, дугами, наклонными и расходящимися веером полосками, с закидкой, с решеткой в середине; и цветом, и выявляющим контуры зубцов, то отделяющими их друг от друга. «Бубенцы» любили и разрабатывали с большим вниманием. Им близки «отметные» зубцы. Своеобразным изобретением михайловских кружевниц был красивый и крупный зубец «балалайка», который напомнил плетеям известный русский музыкальный инструмент. В середине XIX века он был заимствован плетеями Орловской и Калужской губерний, ведь михайловское кружево продавалось во всех деревенских лавках средней полосы России.

Помимо Рязани и Михайлова, третьим центром местного изготовления кружева был город Скопин. В XIX веке его населяли ремесленники,  в нем немалую роль играли хлеботорговцы. Важнейших промыслов здесь было два: керамический и кружевной.

Кружевоплетением занимались в самом Скопине и пригородном селе Новикове. В XIX столетии исполнялись два типа кружева: тонкое парное, которое именовалось «рязанский манер» и потреблялось тут же зажиточными горожанами, и численное, продававшееся в деревни. Численное являлось традиционным, и, кроме того, на него оказывало влияние михайловское кружево. Парное же, как следует из названия, повторяло самые простые узоры рязанского. Об этом можно судить по тому, что коклюшек больше двадцати пар при его плетении не применяли. Только два узора требовали 42-43 пары.

В 1860-е годы кружевницы выработали и свой «скопинский» манер — очень простой, в виде волнистой полосы тонкой полотнянки с редкими связками на фоне. Плести его легко и быстро. Источником этому манеру послужил вошедший в моду гипюр «клюни». Французское название гипюра мастерицы заменили своим — «колуны». Наряду с ним имелся другой узор — «колеса». Сходный мотив назывался «огурцы». Всех скопинских узоров насчитывалось 28. Мастериц не заботило их обновление, поскольку спрос был постоянным.

Материал в промысле использовался разный. Небеленый лен давал приятный кремовый тон, шел естественный шелк-сырец без отбелки, а также черного и горохового цветов. В Скопине плели и из тонкой черной шерстяной пряжи. Хлопчатобумажная нить, белая, красная и синяя, употреблялись в численном плетении.

В начале ХХ века кружевной промысел проник во многие селения Скопинского уезда, не зная перебоев в продаже. Но высокое качество кружева сохранялось лишь там, где оно принималось через общественные организации. В настоящее время здесь по-прежнему плетутся мерные тонкие сорта.

В первой половине XIX века славилось и кружево рязанского города Зарайска.

Оно никогда нее было здесь предметом торговли, то есть не оформилось в промысел: плели для себя в семьях богатых горожан. Как оно выглядело, можно сказать только предположительно. На Рязанщине в то время существовало сцепное кружево особого типа. Его отличительной чертой является чередование полотнянки и сетки на всем протяжении узора, благодаря чему оно приобретает своеобразную фактуру.
Видимо, описанное выше художественное кружево исполнялось только в первой половине XIX столетия.

Рязанское кружево

  Рязанское кружево. Самое яркое кружево, вобравшее в себя сочные цвета: красный, синий, белый.
Очень жизнерадостное и веселое по своей сути. Кружево точно отражало характер русских мастериц, которые, несмотря на подавляющие условия, смогли самовыразиться. Оно не так изящно, как остальные районы, зато кружево в несколько раз плотнее и прочнее вышеназванных.

Рязанский промысел — один из немногих районов кружев, где после времен войны смогли подняться постепенно на уровень выше.
В основном плелись мерные тонкие сорта парного плетения с простыми узорами на скопинский манер.
Молодые художницы разрабатывали новые изобразительные приемы, сочетания красок, перерабатывали местные узоры в более изящные и фигурные узоры.
В нескольких работах панно были попробованы попытки использовать нестандартный подход к кружеву: архитектурные особенности Москвы, лидеры советской власти. Правда, такие работы для рязанского кружева — большое исключение. Ведущие художники работали, как могли, обходя дефицит нужного цвета ниток; возвращая старому узору новую жизнь, но в более изысканных вариациях; сохраняя михайловские традиции в современном исполнении кружева.
В итоге их работа заслуженно признана.

40

Рязанское кружево

Рязанское кружево. Самое яркое кружево, вобравшее в себя сочные цвета: красный, синий, белый.
Очень жизнерадостное и веселое по своей сути. Кружево точно отражало характер русских мастериц, которые, несмотря на подавляющие условия, смогли самовыразиться. Оно не так изящно, как остальные районы, зато кружево в несколько раз плотнее и прочнее вышеназванных.

Рязанский промысел — один из немногих районов кружев, где после времен войны смогли подняться постепенно на уровень выше.
В основном плелись мерные тонкие сорта парного плетения с простыми узорами на скопинский манер.
Молодые художницы разрабатывали новые изобразительные приемы, сочетания красок, перерабатывали местные узоры в более изящные и фигурные узоры.
В нескольких работах панно были попробованы попытки использовать нестандартный подход к кружеву: архитектурные особенности Москвы, лидеры советской власти. Правда, такие работы для рязанского кружева — большое исключение. Ведущие художники работали, как могли, обходя дефицит нужного цвета ниток; возвращая старому узору новую жизнь, но в более изысканных вариациях; сохраняя михайловские традиции в современном исполнении кружева.
В итоге их работа заслуженно признана.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства