О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства


История кружевного мастерства

Сообщений 21 страница 30 из 80

21

ВЫШИВКА

  Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Высокого совершенства роскошные вышивки достигли уже в деспотиях древнего Востока, где они применялись для украшения облачений правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д.
Вышивка является одним из древнейших и очень распространенных способов украшения ткани. Кусок ткани, нитки, игла — вот весь несложный материал для вышивания, настолько портативный, что каждая любительница рукоделия может всегда иметь его при себе. В отличие от тканных и плетеных узоров рисунки вышивок наносятся на готовую уже поверхность ткани, так же как живопись и набойка красками, отличаясь от последних только материалом и техникой исполнения.

Узоры вышивок выполняются крупными и мелкими стежками, сочетания которых образуют так называемые вышивальные швы.
Способы вышивания и материалы очень разнообразны.
Вышивают льняными, шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, часто используя бисер, жемчуг, драгоценные камни, металлические пластинки различной формы, цветные и зеркальные стеклышки, шнур и т.д.
Фоном для вышивания служат льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также кожа, пергамент и прочие материалы.
Нити для вышивания употребляются различной толщины, что дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом, расцветкой, но и рельефом. Вышивкой иногда дополняют тканый или набивной узор, чтобы подчеркнуть те или иные его части или контур рисунка. Но чаще всего вышивка применяется как самостоятельное украшение ткани.

Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего Поволжья — цветная.
В Ярославской области для цветных строчевых вышивок подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус.
В Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно тамбуром.
Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской области, золотое шитье — для Тверской, гипюры — для Горьковской и Ивановской областей.
В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими. Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные композиции выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки.
Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других среднерусских областей многоцветны. Орнамент — геометрический или геометризованный.
Самый распространенный способ вышивки — цветная перевить. Использовались и другие швы: набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.

В настоящее время сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых действительно встречаются прекрасные образцы.
             
         Вышивка – широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и тому подобным.
Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа.
Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. 
         Бесконечно разнообразны виды швов: для «глухой» вышивки, т.е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчной» вышивки, т.е. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных ее участках нитями, - мережка, «перевить», настил,     
Вышивка крестом
Вышивка тамбуром

Гипюр и другие, применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивку от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется приемом счетной вышивки (отсчетом нитей полотна), криволинейный – «свободной» вышивкой (по заранее нанесенному контуру). 
Вышивка гладью

Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Самые ранние из сохранившихся образцов вышивки – седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древне-перуанские мантии из некрополя в Паракасе.
         Древне-русская сюжетная вышивка (шитье) на церковных облачениях, покрывалах и прочем в ранних образцах (сохранилась с 12 в.) связана с византийской вышивкой и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шелк фона, золотые нити, жемчуг).
Для шитья 14-17 вв. характерны свойственный русской иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний. Приемы древне-русского шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях с 18 в. применялись в вышивке на праздничном наряде крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной вышивке не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного и религиозного искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции.
В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту.

Так , в большинстве районов России в народной вышивке 18-19 вв. (преимущественно счетной) доминировал красный цвет с вкраплениями синего и черного. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб – символ Солнца и др.), уже в начале 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей, встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком.
Ряд народных вышивальных промыслов возник во 2-щй половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мастерская вышивка, торжокское золотое шитье).
Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приемы и пластический строй вышивки для высших слоев общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народными.   
         С развитием фабричного производства во 2-ой половине 19 в. народная вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок, не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой.
         Новую жизнь народная вышивка обрела в наши дни практически повсеместно, благодаря обращению на нее своих взглядов ведущих модельеров всего мира.

22

МАКРАМЕ

    Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой.
В любом случае — это изделия из узелков.
Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны.
История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы.
В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки.
В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы -«наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль.
Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов. На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.
Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.

В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии.
Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.
В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название.
В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома.
И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама»- это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах»- это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.

Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке.
В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.

Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом.

23

...

24

Эти работы - вышивка крестиком принадлежат Ларисе.

25

Лариса сама сделала эти замечательные картины!

26

ТВЕРСКАЯ ГУБЕРНИЯ

   
  Большими художественными достоинствами, к сожалению, не получившими развития в наше время, обладало кружево Тверской губернии. Его производили в двух городах — Калязине и Торжке. Калязин образовался из трех ремесленных слобод при монастырях. Эти три части впоследствии составляли отдельные городские районы, отличавшиеся по своей ремесленной специализации. В начале XIX века Калязин называли городом крахмала и кружев. Десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц создавали его особенность.

Считается, что уже в конце XVIII столетия в Калязине стали плести кружево на продажу. Во всяком случае, именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. В связи с этой ранней специализацией и среди мастериц возникли разные группы, в которых исполнялись только определенные типы кружева. Так, во второй части города плели, преимущественно, многопарное кружево. Его называли «фантажное». Само называние указывает, что первоначально оно шло для украшения модных головных уборов. Сцепное кружево плели в первой и третьей частях города. Мастерицами были мещанки, составлявшие половину населения Калязина. В конце XIX века в городе насчитывалось около двух тысяч кружевниц. Сельского промысла никогда не существовало.

Известно около двадцати названий местных узоров Калязина, но, к сожалению, не сохранились воспроизведения этих узоров, и трудно сказать, насколько они были самостоятельны.

Узор, именуемый как «сыпчатое», наполнен как самыми старыми деталями решетки (паучками, пятью дырочками, денежками, полосками полотнянки с ажурными просветами), так и сетчатыми, возникшими в XIX веке. Его делали и в льняном, и в хлопчатобумажном материале, и в металлической нити. По сути, это косая клетка из цепочек скани с разными заполнениями. «Старорусский калязинский» — сетчатый, чисто геометрический орнамент.

В Калязине много выплетали тюлевого кружева с цветочными рисунками. Они были довольно просты: наклонные мотивы цветов в виде овала из цепочки скани с решеткой внутри, короткая веточка. Разнообразие в узор вносит чередование решеток. Мотивы, расположенные рядом, немного вкось, покрывают собой почти весь тюлевый фон края. Более сложен вариант с круглыми цветами, удлиненным черенком и одним зубчатым листиком. Все мотивы как бы свисают с верхней фигурной полосы. Для калязинского тюлевого кружева изображение определенных цветов не типично. В нем даются только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.

Помимо тюлевого, в Калязине имелись и другие многопарные типы кружева, по всей видимости, перешедшие сюда уже в середине и второй половине XIX века из других областей. Одни схожи с елецкими — с их ромбами, паучками и квадратными насновками, другие сближаются с традиционными крестьянскими узорами, вроде поля в шашку из квадратиков полотнянки, как бы развивающими численные рисунки.

Поскольку в XVIII столетии сцепное плетение только осваивалось русскими кружевницами, а в Калязине оно возникло рано, его стали сперва делать как численное, без сколка. Этот факт говорит о том, что к плетеям попадали образцы сцепного кружева случайно, без технического рисунка, без пояснения, как его исполнять.

К середине XIX века выработался свой, калязинский, тип сцепного кружева, не мерный, а выплетаемый специально для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном насновочном фоне, часто целиком из цветных шелков или металлической пряжи.
 
И само полотенце обычно было из цветной шелковой ткани, возможно, восточного происхождения. Подобные нарядные полотенца представляли большую ценность. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам. Слитные силуэты этих птиц походи на растительный мотив и забавны. В крае помещались такие же свисающие семилистники, или более густые, в виде трех встречных цветков с вилюшкой по кромке зубца, или с цветущим деревом. Колористическое решение таких полотенец изысканно: то голубые с серебром фигуры рисуются на желтовато-розовой решетке, то розовый орнамент плетется по сплошному серебряному фону. Встречаются и сочетания льна с шелком, среди которых часты фоны в виде отдельных цветных пятен простого плетения без насновок, что напоминает манеру исполнения михайловских кружев.

Помимо названных, существовали другие сцепные узоры. Например, рисунок «лапы», вообще распространенный в русском кружеве. Для калязинского же характерно введение в льняные лапчатые зубцы и трилистники между ними цветной шелковой скани. Фон всегда самый простой. В Калязине насновки большого размера назывались «рыбками», также как укрупненные насновки в некоторых михайловских узорах (Рязанская губерния).

Как и в других промыслах, в Калязине в конце XIX столетия исполнялись модные предметы женской городской одежды, как и там, стали употреблять для плетения хлопчатобумажную нить (наряду со льном и шелком). В это время в нем было занято около двух тысяч мастериц. Калязинское кружево очень высоко ценилось современниками, его покупали в Петербурге, Москве и Варшаве.

Тверские кружева
Старинные и очень красивые.

27

В другом городе Тверской губернии — Торжке — кружевоплетение тоже появилось довольно рано, и с самого начала, то есть c XVIII века, уже преобладала сцепная техника.

Сохранилось изображение широкой прошвы, окаймленной пятилистниками на волнистом стебле. Узор ее состоит из двух перемежающихся мотивов в виде крупных цветочных кустов. Это кружево поразительно по богатству и множеству разработок полотнянки, оказывающейся в нем почти единственным приемом плетения, что вообще типично для XVIII века. Ее варианты красивых рисунков выявляют форму листьев или в виде решеток заполняют внутренние части цветов, ею же образованы и связки фона. Небольшое число розеток с насновками и многочисленные закидки обогащают детали узора. Пышный, разнообразный по движению своих элементов, ясный по композиционному строю, этот торжокский подзор ярко свидетельствует о большой художественной культуре русских кружевниц.

Иной характер у прошв подзоров с волнистым растительным орнаментом. Иногда их выполняли цветным шелком. Смелые колористические решения характеры для красочного и живописного русского кружева этого века. На одном из подзоров стебель с закидками вьется по серебристо-серому фону с неправильными ячейками. Его завитки, направленные то вверх, то вниз, усыпаны розовыми цветами, на концах завитков помещено по крупному цветку кирпично-красного цвета. Их лепестки и листья обыграны закидками, серединки цветов серебряные. В этой прошве мы видим, какого большого эффекта добиваются кружевницы почти одним приемом плетения.

Очень интересен в цветовом отношении широкий край с крупными зубцами, выполненный в Торжке. Яркая синяя сердцевидная фигура в центре зубца включает густо-розовый мотив. Ее окружают листья, розоватые и зеленые. Снизу килевидный зубец ограничен коричневой полоской, поверху края также идет широкая полоска с крупными закидками. Незначительные решетчатые детали — серебряные, фон же в основном — сквозной. Колористическое решение этой работы еще необычнее и смелее названного выше подзора. К сожалению, до нас дошло небольшое число образцов торжокского кружева XVIII века. Среди них есть прекрасные льняные белые подзоры с цветочными гирляндами или мотивами деревьев в прошвах и завитками в зубцах.

В первой половине XIX столетия в Торжке появился оригинальный тип многопарного кружева, привлекающий своеобразием приемов исполнения и характеров мотивов узора. Сохранились большие подзоры, концы полотенец, отдельные прошвы и края этого рода. Их орнамент — как изобразительный, так и геометрический. Изобразительные мотивы перекликаются с самыми архаичными сюжетами двустороннего шитья, которое в Тверской губернии было широко распространено и сохранялось очень долго. В одном из мотивов симметрично расставленные женские фигуры, держащие поводья коней, когда-то олицетворяли персонажи древнего языческого культа восточных славян: великую богиню Мать-Землю и посланников Солнца. 

В отличие от вышивки в кружеве эти сюжеты вторичны, они лишь отзвук полузабытых верований. В другом орнаменте подобные женские фигуры чередуются с изображениями кораблей, в третьем они располагаются в несколько рядов с мотивами птиц, двуглавых орлов, обведенных серебряной нитью. Особенность этого типа кружева заключается в активном использовании скани. Ее нить несравненно толще той, из которой сплетен рисунок. Она обвивает силуэты фигур, непрерывно переходя от одной к другой, образуя извилины и петли, придавая узору вьющийся прихотливый абрис.

Этот прием имеет большое значение в подзорах с геометрическими рисунками, чрезвычайно нарядных. Именно благодаря такой обводке квадраты, углы и другие фигуры теряют свою строгость, превращаясь в изящные медальоны с отростками и завершениями. Декоративное решение такого кружева, включая его геометрический и изобразительный варианты, очень сильно зависело от способа применения. Если кружево на предметах одежды пришивалось в сборку, мастерицы старались ввести особо рельефный обвод фигур, укрупняли мотивы, достигая большой сочности и декоративности отделки. Края заканчивались плотными «гребешками». Это кружево являлось своеобразной народной струей среди богатых сцепных торжокских гипюров.

Все вышеназванные изделия никогда не служили предметом торговли, но в конце XIX века в Торжке уже был развитой кружевной промысел. На продажу здесь исполняли сцепное льняное кружево с крупными зубцами для простынь и для штор с отчетливым растительным узором, которое имело успех благодаря хорошей работе. Крупные орнаментальные формы были для него особенно характерны. Часто повторялись без изменения зубцы подзоров конца XVIII века. Как в Калязине, так и в Торжке в это время употребляется много хлопчатобумажной пряжи.

28

КОКЛЮШЕЧНОЕ КРУЖЕВО

  Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках.
Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное).
В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века.
Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом.
Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.

С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке.
Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию.
Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I.
Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского.
По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.
В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

29

ЧЕЛНОК

  История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями.

Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел.
Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.
Вначале человек делал примитивные, безузловые сети. Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка.
Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.

На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» и «перуанского» узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские рыбаки из бассейна реки Конго.
По мере совершенствования материала для плетения все труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы. Такими узлами стали «рифовый» и «ткацкий» Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы очень давно.

30

ФРИВОЛИТЕ

  Существует два типа определения кружева: по технологическому и по эстетическому признакам.

Определение первое, по технологическому признаку: фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технология изготовления этого кружева.
Определение второе, по эстетическому признаку (по Ф.Шенеру): фриволите — это открытое, контурное, контрастное кружево с бедной собственной фактурой.

Этот вид плетения пришел из Франции.
На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Слово «фривольный» означает «непринужденный», «раскованный», примерно такого отношения заслуживает это занятие.
В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий.
Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию.
Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название — фриволите (от франзуского frivole — пустой, легкомысленный).
Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, порьтер.
После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано барской затеей и только в 60-е годы это искусство стало возрождаться в Прибалтике.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » История кружевного мастерства