О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Наша РОДИНА — Р О С С И Я » Знаменитые и известные Земляки-нижегородцы


Знаменитые и известные Земляки-нижегородцы

Сообщений 11 страница 20 из 25

11

РОЗАНОВ  Василий Васильевич    (1856—1919)

Писатель, философ, педагог.
Родился в городе Ветлуге Костромской губернии (ныне Нижегородская область).
Учился в Симбирской гимназии, оканчивал — Нижегородскую.
В 1882 году получил диплом Московского университета. Преподавал в гимназиях.
С 1893 года жил в Петербурге, работая в разных департаментах, а с 1899 года занялся литературным трудом. Известны его книги "Уединённое", "Опавшие листья", "Апокалипсис нашего времени", статьи по искусству, религии, просвещению.

---
Биография

Васи́лий Васи́льевич Ро́занов (20 апреля (2 мая) 1856, Ветлуга — 5 февраля 1919, Сергиев Посад) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.

Василий Розанов родился в городе Ветлуге Костромской губернии в многодетной семье чиновника лесного ведомства Василия Федоровича Розанова (1822—1861). Рано потерял родителей, воспитывался старшим братом Николаем (1847—1894). В 1870 году переехал с братьями в Симбирск, где его брат преподавал в гимназии.
Розанов вспоминал:
Нет сомнения, что я совершенно погиб бы, не «подбери» меня старший брат Николай, к этому времени закончивший Казанский университет. Он дал мне все средства образования и словом был отцом.
В Симбирске был постоянным читателем в публичной библиотеке Н. М. Карамзина. В 1872 году переехал в Нижний Новгород, где окончил гимназию.
После гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал лекции С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, Ф. Е. Корша и др. На четвёртом курсе был удостоен стипендии имени А. С. Хомякова. Тогда же женился на А. П. Сусловой, бывшей в 1860-ые годы подругой Достоевского.
Окончив университет в 1882 году, отказался держать экзамен на магистра, решив заниматься свободным творчеством. В 1882—1893 годах преподавал в гимназиях Брянска, Симбирска, Ельца, Белого, Вязьме). Его первая книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) (представляла собой один из вариантов гегельянского обоснования науки) успеха не имела. В том же году Суслова покинула Розанова, но отказалась (и отказывалась всю его жизнь) пойти на официальный развод.
Большую известность получил литературно-философский этюд Розанова «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), положивший начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и других мыслителей; позднее Розанов сблизился с ними как участник религиозно-философских собраний (1901—1903). В 1900 году Мережковским, Минским, Гиппиус и Розановым основывается Религиозно-Философское Общество. С конца 1890-х годов Розанов стал известным журналистом позднеславянофильского толка, работал в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение», публиковался в газете «Новое время».

В 1891 году Розанов тайно обвенчался с Варварой Дмитриевной Бутягиной, вдовой учителя Елецкой гимназии.
Несогласие философа с постановкой школьного образования в России выражено в статьях «Сумерки просвещения» (1893) и «Афоризмы и наблюдения» (1894). В сочувственных тонах описывал брожение в период русской Революции 1905—1907 годов в книге «Когда начальство ушло» (1910). Сборники «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900) были попытками Розанова найти решение социальных и моровозренческих проблем в церковной религиозности. Однако его отношение к православной церкви («Около церковных стен», т. 1—2, 1906) оставалось противоречивым. Вопросам отношения церкви к проблематике семьи и сексуальным отношениям посвящена книга «Семейный вопрос в России» (т. 1—2, 1903). В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Розанов окончательно расходится с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий завет как утверждение жизни плоти — Новому).
Поздние книги «Уединённое» (1912), «Смертное» (1913) и «Опавшие листья» (ч. 1—2, 1913—1915) представляют собой собрание разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов, объединённых по настроению. Существует мнение, что в это время философ переживал глубокий духовный кризис, не находивший разрешения в безоговорочном принятии христианских догматов, к которому Розанов тщетно стремится; следую этому воззрению, итогом мысли Розанова можно считать пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе С. Кьеркегора (отличающийся, однако, культом индивидуальности, выражающей себя в стихии пола). подверженный этому пессимизму, в набросках «Апокалипсис нашего времени» (выпуски 1—10, с ноября 1917 года по октябрь 1918 года) Розанов с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, полагая её трагическим завершением российской истории.
Воззрения и труды Розанова вызывали критику как со стороны революционных марксистов, так и либерального лагеря русской интеллигенции.
Перед кончиной Розанов открыто нищенствовал, голодал, в конце 1918 года обратился со страниц своего «Апокалипсиса» с трагической просьбой:

К читателю, если он друг. — В этот страшный, потрясающий год, от многих лиц, и знакомых, и вовсе неизвестных мне, я получил, по какой-то догадке сердца, помощь и денежную, и съестными продуктами. И не могу скрыть, что без таковой помощи я не мог бы, не сумел бы перебыть этот год. <…> За помощь — великая благодарность; и слезы не раз увлажняли глаза и душу. «Кто-то помнит, кто-то думает, кто-то догадался». <…> Устал. Не могу. 2—3 горсти муки, 2—3 горсти крупы, пять круто испеченных яиц может часто спасти день мой. <…> Сохрани, читатель, своего писателя, и что-то завершающее мне брезжится в последних днях моей жизни. В. Р. Сергиев Посад, Московск. губ., Красюковка, Полевая ул., дом свящ. Беляева.

-
Розанов (Василий Васильевич) - философ, публицист и критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля.
Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Р. в обширном труде "О понимании.
Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира.
Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Р. дал в статье "Цель человеческой жизни" ("Вопросы философии", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге "Красота в природе и ее смысл" (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева .
Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура", сборник статей, Санкт-Петербург, 1899).
Выступив на это поприще статьей "Место христианства в истории" ("Русский Вестник", 1890, 1 и отд.), Р. обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К.Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении.
Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге "Сумерки просвещения" (Санкт-Петербург, 1899).
Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа.
В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Р. занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем : "Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе" (Санкт-Петербург, 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (Санкт-Петербург, 1899). О Р. существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вестник Европы", 1894 год, 2). Его новейшие труды: "В мире неясного и нерешенного" (СПб., 1901), "Природа и история. Сборник статей" (ib., 1900), "Семейный вопрос в России" (ib., 1903). Я. К.

12

ГОРЬКИЙ  Максим  —  Пешков Алексей Максимович    (1868—1936).

Писатель, общественный деятель.
Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика.
Участвовал в революционном движении в России.
Автор романов "Фома Гордеев" (1899), "Мать" (1907), "Дело Артамоновых" (1925), "Жизнь Клима Самгина" 0927-36), повестей "Трое" (1901), "Исповедь" (1908), "Городок Окуров" (1909-10), "Хозяин" (1913) и других, автобиографической трилогии "Детство", "В людях", "Мои университеты", пьес "Мещане" (1902), "На дне" (1902), "Варвары" (1906), "Васса Железнова" (1910) и других, стихов в прозе "Песня о Соколе" (1895), "Песня о Буревестнике" (1901), многочисленных рассказов, очерков, литературно-критических и публицистических статей.
В Нижнем Новгороде немало памятных мест, связанных с именем писателя, есть музей.
На площади, названной его именем, в 1952 году ему поставлен памятник (скульптор — В. И. Мухина).

---
Биография

Макси́м Го́рький (имя при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя — 18 июня 1936, Горки, Московская область, РСФСР), СССР — русский и советский писатель.

Aлексей родился в Нижнем Новгороде в семье столяра, Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871).
Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина (см. Домик Каширина).
С 11 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.
В 1884 г. попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
В 1888 — арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. Работал ночным сторожем на станции Добринка (Тамбовская губерния), затем на станции Борисоглебск заведовал починкой брезентов и мешков. Поздней осенью 1888 года был переведён весовщиком на станцию Крутая Грязе-Царицынской железной дороги.
Весной 1891 отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа.
В 1892 впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.
1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль».
1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».
1899 — роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».
1900—1901 — роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.
1901 — «Песня о буревестнике». Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.
В 1902 — A.M.Горький обратился к драматургии. Создает пьесы «Мещане», «На дне».
1904—1905 — пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. Участник революции 1905—1907. Осенью 1905 вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
1906 — A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создает роман «Мать». Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет «Исповедь» (1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками.
1908 — пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».
1909 — повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913 — A.M. Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».
1912—1916 — A.M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.
1917—1919 — A. M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.
В 1917 г., разойдясь с большевиками в вопросе своевременности социалистической революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё.
1918 — революция, накликанная Буревестником-Горьким, оказалась совсем не такой, какой она ему виделась в молодых красивых пророчествах. Поддерживавший большевиков задолго до революции, Горький резко выступил против красного насилия, пришедшего на смену одряхлевшему, распадающемуся самодержавию. Цикл публицистических статей, написанных по горячим следам событий и печатавшихся в газете «Новая жизнь», составил книгу антибольшевистской, антиленинской публицистики «Несвоевременные мысли», которая была тут же запрещена советской властью и не переиздавалась до начала 90-х годов XX века.
1921 — A.M. Горький в связи с возобновлением болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу.
C 1924 жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине.
1925 — роман «Дело Артамоновых».
1928 — по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
1932 — Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький получает «социальный заказ» Сталина — подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов:издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).
* 1934 — Горький «проводит» 1-й съезд советских писателей, выступает на нем с основным докладом.
В 1925—1936 пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который так и не был окончен.
11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького — Максим Пешков. A.M. Горький умер 18 июня 1936 г. в Москве, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Смерть

Обстоятельства смерти Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на так называемом Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина.
Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были трое врачей (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

09.1899 года — квартира В. А. Поссе в доме Трофимова — Надеждинская улица, 11;
02. — весна 1901 года — квартира В. А. Поссе в доме Трофимова — Надеждинская улица, 11;
11.1902 года — квартира К. П. Пятницкого в доходном доме — Николаевская улица, 4;
1903 — осень 1904 года — квартира К. П. Пятницкого в доходном доме — Николаевская улица, 4;
осень 1904—1906 — квартира К. П. Пятницкого в доходном доме — Знаменcкая улица, 20, кв. 29;
начало 03.1914 — осень 1921 года — доходный дом Е. К. Барсовой — Кронверкский проспект, 23;
30.08. — 07.09.1928 года — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7;
18.06. — 11.07.1929 года — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7;
конец 09.1931 года — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7.

Библиография

Памятник А. М. Горькому в Нижнем Новгороде
рассказ «Макар Чудра» (1892)
рассказ «Челкаш» (1895)
«Очерки и рассказы» (1898)
поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» (1899)
поэма в прозе Песня о соколе (1899)
пьеса «Мещане» (1901)
поэма в прозе «Песня о буревестнике» (1901)
пьеса «На дне» (1902)
поэма в прозе «Человек» (1903)
пьеса «Дачники» (1904)
пьеса «Дети солнца» (1905)
пьеса «Варвары» (1905)
пьеса «Враги» (1906)
роман «Мать» (1906; вторая редакция — 1907)
повесть «Городок Окуров» (1909)
повесть «Детство» (1913—1914)
повесть «В людях» (1915—16)
цикл рассказов «По Руси» (1912—1917)
повесть «Исповедь» (1908)
цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (1917—1918; в 1918 вышел отдельным изданием)
«О русском крестьянстве» (1922)
цикл рассказов «Рассказы 1922—1924 годов» (1924)
цикл рассказов «Заметки из дневника» (1924)
роман «Дело Артамоновых» (1925)
роман «Жизнь Клима Самгина» (1925—1936)
пьеса «Егор Булычёв и другие» (1932)

Инициировал создание серии книг «История фабрик и заводов» (ИФЗ), а так же выступил с инициативой возрождения дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ).

-
Горький был женат на Екатерине Павловне Волжиной, в замужестве — Пешковой (1876-1965 гг.; общественная деятельница, сотрудница Международного Красного Креста).
Сын — Максим Максимович Пешков (1896-1934). Его внезапную смерть объясняли, как и смерть Горького, отравлением.
Приемный сын Горького — Зиновий Михайлович Пешков — генерал французской армии, родной брат Я. Свердлова).

«Американский журналист Дон Левин посетил в 1963 г. в Москве 86-летнюю вдову писателя Екатерину Пешкову. Она спокойно сказала американцу, что не сомневается: смерть ее сына Макса была естественной. Гость заметил на это, что, мол, теперь говорят, что и смерть Максима Горького была естественной. Тут старая женщина пришла в волнение и воскликнула: „Это не совсем так, но не просите меня об этом рассказывать! Если я стану говорить об этом, я три ночи не сомкну глаз"» (Конквест Р. Большой террор. Т. 2. Рига, 1991. С. 205).

Среди женщин, пользовавшихся особой благосклонностью Горького, была Мария Игнатьевна Будберг (1892-1974) — баронесса, урожденная графиня Закревская, по первому браку Бенкендорф. Лев Никулин пишет о ней в своих воспоминаниях; «Когда нас спрашивают, кому посвящен „Клим Самгин", кто такая Мария Игнатьевна Закревская, мы думаем о том, что портрет ее до его последних дней стоял на столе у Горького» (Москва. 1966. Ns 2). Она была при нем и в последние часы его жизни. Сохранилась фотография, где Будберг рядом со Сталиным идет за гробом Горького. Имеено она, выполняя задание ГПУ, привезла Сталину итальянский архив Горького, в котором содержалось то, что особенно интересовало Сталина, — переписка Горького с Бухариным, Рыковым и другими советскими деятелями, которые, вырвавшись из СССР в командировку, засыпали Горького письмами о злодеяниях «самого мудрого и великого» (о Будберг см.: Берберова Н. Железная женщина. Нью-Йорк, 1982).

После смерти Горького почти в каждом населенном пункте СССР одна из улиц получила его имя. В наше время многим из них возвращены первоначальные названия, в том числе и в Москве. Город Горький снова стал Нижним Новгородом. С недавних пор профиль Горького исчез с титульного листа «Литературной газеты», где он с 1937 г. сопрягался с профилем А.С. Пушкина.

-
Ясная Поляна Л.Толстой и М.Горький 1900г.
А.П.Чехов и А.М.Горький
Максим Горький и Генрих Ягода
Памятник  в Нижнем Новгороде

13

ХНЫГИН  Лазарь Алексеевич     (1882—1969)

Художник, заслуженный деятель искусств.
Родился в семье сельского учителя в деревне Холязино Нижегородской губернии, недалеко от Большого Мурашкина.
С детства увлекался рисованием.
Учился в Казанской художественной школе, а с 1913 года — в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге.
С 1925 года жил в Нижнем Новгороде.
Получили широкую известность его полотна "Утро в казарме Красной Армии", "Первое мая в Нижнем Новгороде", выполненные им портреты М Горького и В Чкалова, индустриальные пейзажи, созданные на строительстве автозавода.
С 40-х годов, вдохновленный картинами Волги и Оки, посвятил ряд полотен и графических листов красотам родного края.

---
Хныгин Лазарь Алексеевич   (1882-1969)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Родился в д. Холязино Нижегородской губернии.
Окончил Казанскую художественную школу (1908-1913).
Учился во Всероссийской Академии художеств (1913-1918). Живописец.
Работал в области жанровой картины, портрета, пейзажа. Автор индустриальных полотен, посвященных строительству ГАЗа, трудовых буден сормовской судоверфи.
Внес большой вклад в становление и развитие Нижегородской организации Союза художников.

Член Союза художников России с 1934 года.
В художественных выставках участвовал с 1908 года.
С 1928 года - участник художественных выставок АХРР, АХР, зональной ("Большая Волга", 1964), республиканской (Москва, 1928), всесоюзных (Москва, 1928, 1948) художественных выставок.

Персональные выставки: Н.Новгород, 1925; Горький, 1952, 1957, 1962, 1982.
Председатель правления Горьковской организации Союза художников РСФСР (1945-1948).

14

ЯХОНТОВ  Владимир Николаевич    (1899—1945)

Театральный артист, чтец.

Родился в Нижнем Новгороде в семье чиновника.
Учился в Дворянском институте, где играл в любительских спектаклях.
В 1918 году поступил в школу Московского Художественного театра.
В 1922 году выступил на сцене театра Мейерхольда, однако вскоре расстался с ним, выбрав свой путь в искусстве — путь чтеца.

Первым создал "театр одного актера".
В его программах — имена Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Есенина, Маяковского.
Артист был непревзойденным мастером художественного слова.

-

ЯХОНТОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1899–1945), русский актер, мастер художественного слова.

Родился 15 (28) ноября 1899 в Седльце (Польша) в семье контролера акцизного управления.
Учился в Дворянском институте им. Императора Александра II в Нижнем Новгороде.
В 1918 поступил во 2-ю Студию МХТ, спустя год перешел к Е.Б.Вахтангову в 3-ю Студию.
В 1924–1926 – актер Театра им. Мейерхольда.
Сыграв роль барона Файервари в спектакле Учитель Бубус А.Файко, навсегда ушел из театра. Встреча с Е.Е.Поповой в 1921 определила его дальнейшую судьбу: Попова стала спутником его жизни, режиссером и художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ. Еще в 1922 Яхонтов выступал на эстраде с чтением стихов А.С.Пушкина, А.А.Блока, В.В.Маяковского. В 1924 исполнил первую художественную композицию На смерть Ленина. Композиция Яхонтова состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров, объединенных логикой единого замысла. Композиции стали особой формой осмысления современности. В 1927 с режиссерами Поповой, С.Владимирским, музыкантами М.Цветаевым и Е.Лойтером создал эстрадный театр одного актера «Современник», который просуществовал до 1935.

В репертуаре Яхонтова были исторические композиции Война (1929), Цусима (1934), а также хроники современной жизни Торжественное обещание (1929), Новые плоды (1935). Артист создал ряд программ по произведениям русской классической литературы: композиции Петербург (Шинель Н.В.Гоголя, Белые ночи Ф.М.Достоевского, Медный всадник, фрагменты из Евгения Онегина и стихи Пушкина, 1927); Да, водевиль есть вещь (Домик в Коломне Пушкина, Коляска Гоголя, Тамбовская казначейша М.Лермонтова, 1929); Евгений Онегин Пушкина (1930); Горе от ума А.С.Грибоедова (1932); Настасья Филипповна (по роману Ф.М.Достоевского Идиот, 1933), Болдинская осень (1937).

Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского Человек, Война и мир, Облако в штанах, Люблю, Про это на эстраде. В 1931 артист выступил с композицией Вечера Маяковского.
«Интеллектуальность и творческая культура, мастерство сценического жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определили своеобразие исполнительского стиля Яхонтова» (Е.Дубнова). На Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова в 1937 Яхонтову была присуждена первая премия.

В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико-эпические композиции За Родину (1941), Россия грозная (1942) и др. Фрагменты из произведений Б.Горбатова, В.Гроссмана, О.Берггольц, проза Л.Толстого, стихи Пушкина в сочетании с музыкой И.-С.Баха, Л. ван Бетховена, Ф.Листа, С.Рахманинова, Д.Шостаковича составили композицию Тост за жизнь (1944).
Умер Яхонтов в Москве 16 июля 1945.

15

ХМЕЛЁВ  Николай Павлович    (1901—1945)

Народный артист.

Сын мастера Сормовского завода.
С 1924 года — артист МХАТа (Московского художественного академического театра).
Создал на сцене впечатляющие образы царя Федора Иоанновича в одноименной пьесе А. К. Толстого, Алексея Турбина в "Днях Турбиных" М. Булгакова, Каренина в "Анне Карениной" Л. Н. Толстого, Тузенбаха в "Трех сестрах" А. Чехова.
В 1932 году создал театр-студию, из которой образовался театр имени Ермоловой.
С 1942 года — художественный руководитель МХАТа.

В Сормове его именем назван переулок и одна из школ.

-

ХМЕЛЁВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1901–1945), русский актер.

Народный артист СССР (1937).

Родился 23 июля (10 августа) 1901 в городе Сормово.
Отец был мастером паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях инженеров. Когда Хмелев подрос, его поместили в частное сормовское реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его закрытия – во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине.
В 1916 семья переехала в Москву, Хмелев поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался живописью, мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелев принял участие в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из Снегурочки, Осипа из Ревизора, Мельника из Русалки, Вальсингама из Пира во время чумы.
В 1919 Хмелев поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
В августе того же года МХТ объявил прием «сотрудников». Благодаря В.М.Мчеделову Хмелев был принят в школу МХТ в «сотрудники» 2-й Студии. В школе при 2-й Студии преподавали и работали с молодыми актерами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова, Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об ученических работах Хмелева – Фирс (Вишневый сад), Карп (Лес), Снегирев (Братья Карамазовы), рассказы Чехова – с похвалой отзывались К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелева начиналась с того, что он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание гриму, позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в студии Завадского. Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного в Комедии о человеке, который женился на немой А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и выходных.

Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая работа в МХТ – образ Огня в Синей птице М.Метерлинка. Первой значительной ролью во 2-й Студии был Шпигельберг в Разбойниках Фр.Шиллера (1923). Рецензенты ее не заметили, но в самом театре работа Хмелева была признана, он получил одну из ведущих ролей – Ушакова в спектакле Елизавета Петровна Д.Смолина (1924–1925). Когда в 1924 основная группа актеров вернулась на родину, по предложению Немировича-Данченко актеры 2-й Студии стали актерами Московского Художественного театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924) Хмелев играл Костылева в На дне М.Горького. В этой роли, решенной остросатирически, он шел от внешней характерности, в его облике было нечто трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в Пугачещине К.Тренева (1925), над которой он работал непосредственно с Немировичем-Данченко, принесла Хмелеву известность.

Особое место в биографии актера занимает роль Алексея Турбина в спектакле Дни Турбиных М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее признание. К десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927, МХТ показал Бронепоезд 14-69 Вс.В.Иванова. Хмелев играл большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная актерская удача – роль князя К. в Дядюшкином сне по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная гротесково и трагично. В 1932 исполнилась давняя мечта Хмелева сыграть Фирса в Вишневом саде: актера интересовала трагедия бессильной старости, безысходного одиночества. В 1935 он выступил в роли Царя Федора в программном спектакле театра. Инициатива поручить ему эту роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня выхода спектакля (1898). В том же году Хмелев сыграл Скроботова во Врагах Горького. Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа Анна Каренина (1937) с Хмелевым в роли Каренина.

В 1932 организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелева (в 1937 влился в Московский театр им. Ермоловой, Хмелев был его художественным руководителем до 1945). В студии он поставил спектакль Не было гроша, да вдруг алтын Островского, имевший большой успех, осуществил постановки спектаклей Дон Хиль – зеленые штаны Т.де Молины и Дальняя дорога А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил Шторм В.Билль-Белоцерковского, Дети солнца Горького, Кубанцев В.Ротко и Как вам это понравится У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелева стала роль Тузенбаха в Трех сестрах А.П.Чехова (1940). В октябре 1941, когда МХТ находился в эвакуации, Хмелев был назначен заведующим художественной частью театра, тогда же за выдающиеся творческие достижения был удостоен Государственной премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в Кремлевских курантах Н.Погодина (Государственная премия, 1942), Дубельта в Последних днях Булгакова, принимал участие в постановке пьесы Русские люди К.Симонова, Фронта А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным руководителем МХАТа. В 1944 поставил во МХАТе Последнюю жертву Островского (Государственная премия, 1946; посмертно).

В 1945 актер работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого Трудные годы. Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелев изучал материальную культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи 16 в. Хмелева захватили трагические противоречия в жизни русского царя, проблема исторической ответственности власти.
На 1 ноября 1945 была назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелев умер.

16

ЧКАЛОВ  Валерий Павлович   (1904—1938)

Летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Родился в селе Василёво (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии в семье рабочего-котельщика.
В молодые годы работал подручным молотобойца, кочегаром на волжских судах, нес армейскую службу в мастерских авиационного парка.
После окончания школы летчиков под Москвой совершенствовал мастерство в Борисоглебской летной школе, других авиационных учебных заведениях. Служил в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье.
В начале 30-х годов стал летчиком-испытателем.
Вместе с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил первый в истории авиации перелет через Северный полюс в Америку (1937).
Погиб во время испытания нового самолета.
В 1940 году в Нижнем Новгороде был установлен памятник выдающемуся летчику (скульптор — И. А. Менделевич), в том же году открыт мемориальный музей в Чкаловске.
В 1975 году в Ванкувере (США) был открыт монумент русским героям, совершившим беспримерный перелет.
В 1981 году в Чкаловске воздвигнут памятник отважному земляку (скульптор — П. И. Гусев).

---
                      Биография

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.
В семь лет Валерий пошёл учиться в Василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.
В навигацию 1919 года он работал кочегаром на пароходе «Баян» и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.
В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую авиационную теоретическую школу, а в 1922 году был переведён в Борисоглебскую авиационную школу. Затем он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.
В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под Кировским мостом в Ленинграде[1][2][3]. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко[2].
В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он был переведён на службу в Брянскую авиабригаду, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.
В Брянске Чкалов совершил аварию и был уволен из Красной Армии.
С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Чкалов работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов. В ноябре 1930 года он был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-испытательный институт ВВС.
За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки, которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.
3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях Воздушного Авианосца.
С января 1933 года Валерий Чкалов работал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода имени Менжинского. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3».
5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опясаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин.
Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обмерзание и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.
По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.
Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой.
1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Гибель Чкалова

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. 

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года.
Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя.
В этот день температура воздуха была −24 °C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и, при попытке изменить режим его работы, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.
Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
На месте падения его самолёта на Ходынском поле установлен мемориальный камень.

17

ГАЙДАР  Аркадий Петрович    (1904—1941)

Детский писатель, журналист.

Родился в городе Льгове в семье учителя П. И. Голикова.
В 1905 году Голиковы переехали под Нижний Новгород, в поселок Варя близ Сормова, а с 1910 года жили в самом Нижнем (ул. Варварская, 41).
Два года спустя семья перебралась в Арзамас, где Аркадий в 1914 году поступил в реальное училище.
В годы гражданской войны участвовал в боевых действиях.
После демобилизации вернулся в Арзамас и здесь написал свою первую повесть "В дни поражений и побед".
В 30-е годы он — один из самых популярных писателей в стране, автор повестей и рассказов "Школа", "Судьба барабанщика", "На графских развалинах", "Дальние страны", "Военная тайна", "Чук и Гек", "Голубая чашка" и других Погиб в бою на Украине.

В 1961 году в городском парке Арзамаса открыт памятник писателю (скульптор — Ю. П Стручков).
В городе есть литературный и мемориальный музеи Гайдара.

-
Арка́дий Петро́вич Гайда́р (22 (9) января 1904, Льгов, Курская губерния — 26 октября 1941, близ села Леплява, Каневский район, Черкасская область; настоящее имя Аркадий Петрович Го́ликов) — советский детский писатель, участник Гражданской войны.

                                       Биография                                     
Ранние годы

Родился в городе Льгов, ныне Курской области, в семье учителя. Его родители участвовали в революционных выступлениях 1905 года и, опасаясь ареста, уехали в провинциальный Арзамас.  Детство провёл в Арзамасе.
В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.

Гражданская война

Участник Гражданской войны. В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Стал помощником командира отряда красных партизан. В семнадцать лет стал командовать запасным полком.
Затем полк расформировали, а он назначается командиром батальона, затем - сводного отряда, действовавшего против двух "армий" эсера Антонова в Тамбовской губернии. В июне 1921 года командующий операцией в Тамбовской губернии М.Н.Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом.
Уже после Гражданской войны возглавил отряд ЧОНа, подавляющего движение повстанцев-крестьян и хакасов в Ачинско-Минусинском районе, лидером которого властями считался Соловьев. 19 и 27 апреля 1922 года комбат Голиков по подозрению в связях с «бандой» арестовал Ф. П. Ульчигачева и И. В. Итеменева, которые после избиения согласились стать его разведчиками. Им были выданы удостоверения, написанные на кусках материи и скреплённые кровавой печатью, и устроен побег). Начальник особого отдела Коновалов нашёл Голикова виновным в самочинных расстрелах и подлежащим заключению под стражу. Однако к тому времени в ГПУ уже знали об отношении к дальнейшей судьбе Голикова его командования. Ещё 7 июня из штаба губернского ЧОНа в особый отдел была передана резолюция, начертанная командующим В. Н. Какоулиным: «Арестовать ни в коем случае, заменить и отозвать». По указанию президиума Енисейского губкома РКП(б) дело Голикова губотделом ГПУ 30 июня было передано в контрольную комиссию при губкоме для рассмотрения его по партийной линии. 18 августа партийный орган решил обсудить его на совместном заседании президиума губкома и КК РКП(б). 1 сентября 1922 года оно постановило перевести Голикова на два года в разряд испытуемых, с лишением возможности занимать ответственные посты. Столь мягкий приговор свидетельствует не об отсутствии в действиях Голикова состава преступления, а лишь об общей практике наказания красных бандитов, об оправдательной тенденции.

"... За столь короткий срок нахождения в Ачинско-Минусинском районе А. П. Голиков (Гайдар) не мог быть руководителем и «героем» ликвидации здесь «бандитизма». Не являлся он также и «карателем», автором преступлений, которые совершили до него иные. В то же время Голиков не отличался от других представителей красной военщины, способных перенести свою ненависть к вооружённому и сражающемуся противнику на окружающее население. Будучи психологически истощённым, нахо­дясь в состоянии постоянного стресса, являлся инициатором и участником расстрелов, других преступлений, характерных для Гражданской войны. Он был винтиком в системе террора, который оказался для РКП(б) решающим средством удержания власти.
Вместе с тем Гайдар, в отличие от многих лиц со сходным поведением, оказался болезненно совестливым человеком, для которого содеянное им в Хакасии обернулось жизненной трагедией. Подвижнический труд на литературном поприще и принятая за Родину сравнительно ранняя смерть на полях Великой Отечественной войны во многом искупают неправедные поступки его молодости ...".

Литературная деятельность

Первое произведение Гайдара было опубликовано в 1925 году. Писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе.

Сам автор однозначно и чётко о происхождении имени "Гайдар" не писал.

Владимир Солоухин в книге Солёное озеро приводит рассказ, согласно которому псевдоним «Гайдар» связан с деятельностью А. П. Голикова в должности начальника 2-го боевого района ЧОН Ачинского уезда Енисейской губернии (ныне республика Хакасия) в 1922—1924 годах . Григорий Итпеков в газете "Ленин чолы" (ныне газета Правительства и Верховного Совета Республики Хакасия))за 12 февраля 1991 года писал:

Под рубрикой "ЖИЗНЕННЫЕ ДОРОГИ" Гайдар - Хайдар? (два лица одного человека) <...>В это время в деревню чоновцы пришли. А их начальника к нам Агафон привел, чтобы жил у нас. Он сильно молодой был. Имя Аркадий. Но почему-то его все в деревне Архашкой звали. Так мама познакомилась с Голиковым. Они оказались ровесниками. Мама, Татьяна Федоровна (по-хакасски Тарус). гостю-начальнику чистила одежду и мыла грязные сапоги, а когда не было в доме бабушки, еще и очень хорошо кормила его. Тарус в то время не знала еще по-русски хорошо. Поэтому общение было в основном с помощью жестикуляции рук. Иногда, когда забудет фамилию и несколько слов по-русски, смеялась и говорила: "Архашка, хайдар?" А он в ответ откликался как на фамилию, даже нравилось ему больше, просил его называть так. <...>В Биригчуле, когда я там жил, в это время отмечала страна А. Гайдару 80 лет. В эти дни я написал письмо Гайдару Т. А. Сыну написал про случай с портретом и с матерью, и как хакасское слово Хайдар (куда ты) родилось и превратилось в Гайдар. Не знал адрес, написал в Союз писателей СССР. Немного позже пришел ответ. Тимур поблагодарил меня за сведения об отце (я не написал об его расстрелах и убийствах, кого и сколько он без суда и следствия уничтожил людей). Но он не поверил в хакасское происхождение фамилии Гайдар. Тимур написал, что он мало знает о днях пребывания отца в Хакасии.

Имя «Гайдар» напоминало писателю его школьные годы, имея в виду, что "Г" в этом имени означало "Голиков", "ай" - "Аркадий", а "дар", как бы перекликаясь с героем Александра Дюма Д'Артаньяном, "на французский манер" означало "из Арзамаса". Таким образом, имя "Гайдар" расшифровывается как "Голиков Аркадий из Арзамаса".

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень», «Голубая чашка» (1941)… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань—Киев Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Леплява Каневского района Черкасской области (Украина). Согласно распространённой версии событий, 26 октября 1941 года группа партизан отряда, в котором он был военным корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом, Гайдар вскочил во весь рост и крикнул своим товарищам: «Вперёд! За мной!». По рассказам очевидцев, представленных в фильме Сергея Медведева «Гибель Гайдара. Легенда о красном всаднике» А. Гайдар был застрелен местным полицаем

В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе.
Личная жизнь
В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Пензы Руве-Лие Лазаревне Соломянской. В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур.

Значение
Почтовая марка СССР, посвящённая А. ГайдаруВ Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу — первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) — установлен в 1972 году у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в Советском Союзе — Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).

В Клину открыт дом-музей писателя.

Награды
Орден Отечественной войны I степени (посмертно)
Орден «Знак Почёта»

Библиография

«РВС», 1926
«Школа», 1930
«Дальние страны», 1932
«Военная тайна», 1935
«Голубая чашка», 1936
«Судьба барабанщика», 1939
«Тимур и его команда (повесть)», 1940
«Чук и Гек»
«Жизнь ни во что (Лбовщина)» (повесть)
«Лесные братья (Давыдовщина)»
«Всадники неприступных гор»
«Пусть светит» (рассказ)
«Четвертый блиндаж» (рассказ)
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»
«Комендант снежной крепости»
«В дни поражений и побед», (1925?)
«Дым в лесу»
«На графских развалинах»
«Обыкновенная биография»
«Бумбараш»
Помимо этого, писатель является автором более ста рассказов и фельетонов.

Экранизации произведений

1937 — Дума про казака Голоту
1940 — Тимур и его команда, режиссёр Разумный, Александр Ефимович
1942 — Клятва Тимура
1953 — Чук и Гек
1955 — Судьба барабанщика
1955 — Дым в лесу
1957 — На графских развалинах
1960 — Пусть светит
1964 — Голубая чашка
1964 — Сказка о Мальчише-Кибальчише
1964 — Дальние страны
1965 — Горячий камень
1971 — Бумбараш
1976 — Тимур и его команда
1976 — Судьба барабанщика
1977 — Р. В. С.
1981 — Школа

Художественные произведения о Гайдаре

Кино

«Серебряные трубы» (1970). Фильм о жизни Гайдара после Гражданской войны. В главной роли Андрей Мягков.
«Конец императора тайги» (1978). Приключенческий фильм об одном из эпизодов Гражданской войны, когда Гайдар боролся в Хакасии с атаманом Соловьёвым. В главной роли Андрей Ростоцкий.
«Остаюсь с вами» (1981). Фильм о последних годах жизни писателя.

18

ЕВСТИГНЕЕВ  Евгений Александрович   (1926—1992)

Актер театра и кино Родился в Нижнем Новгороде.

Работал слесарем на заводе "Красная Этна", окончил Горьковское театральное училище.
После учебы в школе-студии при МХАТе был зачислен в труппу прославленного театра.
Один из создателей театра-студии "Современник" в 1956 году.
Уникальный талант актера равно проявлялся и в трагических, и в комедийных ролях.
В 1973 году, когда в Горьковском драмтеатре ставилась пьеса "Сталевары", Евстигнеев выступал на его сцене в нескольких спектаклях со своими земляками. Кинозрителям он памятен по фильмам "Берегись автомобиля", "Семнадцать мгновений весны", "Старики-разбойники", "Зигзаг удачи", "Бег", "Собачье сердце" и многим другим.
Евстигне́ев Евге́ний Алекса́ндрович (1926—1992) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1983).

---
                     Биография

Евгений Евстигнееев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.

Детство Евгения прошло на окраине, которая называлась посёлком Володарского.
Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлист, Мария Ивановна — фрезеровщица.
Для своей матери — Марии Ивановны — он был поздним ребёнком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать. Четыре года он слесарил на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл в джазе.

Евгений Александрович был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле, хоть на вилках. Выступал в разных местах, и вот однажды в 1946 году в кинотеатр, где в составе джаз-оркестра Женя играл ударником, пришёл директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Директор от одного актёра узнал, что там необыкновенный ударник, и решил посмотреть. Парень, действительно, был странный. Он играл так виртуозно и самозабвенно, вытворял с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя собой целый оркестр и приводя публику в восторг. От него нельзя было оторваться.

После того как оркестранты отыграли очередную композицию, Виталий Лебский подошёл к музыканту и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актёром?» На что Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». — «Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя», — продолжил Лебский и вручил парню бумажку с адресом училища.

В 1946 году Евгений был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища. Окончив театральное училище в 1951 году, Евстигнеев был распределен во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского. В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, причём сразу на второй курс. В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра — «Современник». В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского).

Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Е. Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — Евстигнеев проснулся знаменитым.

Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году — после роли Дынина в фильме режиссёра Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в «Чайке» А. Чехова в 1970 году. В 1971 вслед за Олегом Ефремовым, перешёл в труппу МХАТа.

Могила на Новодевичьем кладбище в Москве.

Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. В декабре 1980 года у Евстигнеева случился инфаркт. На рубеже 90-х годов он сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде», в 1991 году — в АРТеле АРТИСТОВ Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-ХХI». Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак». Евстигнеев умер перед операцией на сердце в Лондоне 5 марта 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

Первая жена Волчек, Галина Борисовна. Сын от первого брака — Евстигнеев, Денис Евгеньевич.
Вторая жена Лилия (ум. 1986) — артистка, дочь от второго брака — Селянская Мария.
Третья жена Цывина Ирина — артистка.

Признание и награды

1974 — Лауреат Государственной премии СССР (за театральную работу)
1968 — Заслуженный артист РСФСР
1974 — Народный артист РСФСР
1983 — Народный артист СССР
Лауреат премии «Хрустальная Турандот».
Нижегородское театральное училище носит имя Е. А. Евстигнеева

Творчество

Роли в театре

1960 — «Голый король» Е. Шварца — король
1963 — «Назначение» А.Володина — Куропеев, Муравеев
1970 — «Чайка» А. П. Чехова — доктор Дорн

Фильмография:

1957 — Поединок — Петерсон
1959 — Баллада о солдате — водитель грузовика
1960 — Анюта — художник
1961 — В трудный час
1961 — Любушка — Филипп
1961 — Человек идёт за солнцем — Николай Черных, мотоциклист
1962 — Девять дней одного года — Николай Иванович
1962 — Никогда — Александр Иванович Алексин
1962 — Молодо-зелено — священник Жохов
1963 — Им покоряется небо — Иван Сергеевич
1963 — Сотрудник ЧК — Марков
1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён — Дынин
1964 — Хотите — верьте, хотите — нет — сосед сверху
1965 — Верьте мне, люди — Костиков
1965 — Верность — Иван Терентьевич
1965 — Знойный июль — Следователь
1965 — Гиперболоид инженера Гарина — инженер Гарин
1965 — Скверный анекдот — Пралинский
1966 — Строится мост — Синайский
1966 — Старшая сестра — Огородников
1966 — Всадник над городом — Дядя Владя
1966 — Берегись автомобиля — режиссёр драмколлектива
1966 — Крылья — Миша
1967 — Они живут рядом — Данилов
1967 — Стюардесса — пьяный пассажир
1967 — Штрихи к портрету — Анатолий Луначарский
1968 — Золотой телёнок — Корейко Александр Иванович, подпольный миллионер
1968 — Всего одна жизнь — Чичерин
1969 — Зигзаг удачи — Калачёв
1969 — Это было в разведке — фотограф
1969 — Старый дом — Яковлев
1969 — Мосты через забвение — человек с гвоздями
1969 — Странные люди — Брат (серия «Братка»)
1970 — Бег — Парамон Ильич Корзухин
1970 — Чайковский — Герман Ларош
1970 — Свой — Георгий Ефимович
1971 — Обвиняются в убийстве — Спиридонов
1971 — Старики-разбойники — Воробьёв
1971 — Вся королевская рать — Ларсон
1972 — На дне — Сатин (телеспектакль)
1972 — Командир счастливой «Щуки» — Степан Лукич
1972 — Ход белой королевы — Дрыжик
1972 — Достояние республики — Витоль
1972 — Приваловские миллионы — Иван Яковлевич
1973 — Семнадцать мгновений весны — профессор Плейшнер
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — хромой
1973 — Учитель пения — инспектор
1973 — Старая крепость — Петлюра
1973 — Дача — Фёдор
1974 — Жребий — Профессор
1974 — Нейлон 100 % — Стоматолог
1974 — Моя судьба — Тимофей Кожухов / Павел Тимофеевич
1974 — Последнее лето детства — Валентин Валентинович Навроцкий
1974 — Ещё можно успеть — Сеглин
1975 — На ясный огонь — Пирамидов
1975 — Потрясающий Берендеев — отец Берендеева
1975 — Вкус халвы — Визирь
1975 — Гамлет Щигровского уезда — Фёдор Михеич
1975 — Вариант «Омега» — Симаков
1976 — Легенда о Тиле — священник
1976 — Дни хирурга Мишкина — Филипп Иванович
1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Дигон
1977 — Про Красную Шапочку — Звездочёт
1977 — Подранки — Сторож
1977 — Нос — чиновник газетной экспедиции
1977 — Переезд — Шофер
1977 — Повесть о неизвестном актёре — Горяев
1977 — По семейным обстоятельствам — Николай
1977 — Заседание парткома — Лев Алексеевич Соломахин (фильм-спектакль)
1978 — Мораль пани Дульской — Пан Дульский (телеспектакль)
1978 — Кровь и пот — Генерал Чернов
1979 — С любимыми не расставайтесь — Хомак
1979 — Примите телеграмму в долг — отец Сашеньки
1979 — Место встречи изменить нельзя — Пётр Ручников, «Ручечник»
1980 — Чёрная курица, или Подземные жители — Батюшка
1980 — Старый Новый год — Иван Адамыч
1980 — Атланты и кариатиды — Сосновский
1981 — Рождённые бурей — полковник Хейзе
1981 — Любимая женщина механика Гаврилова — дядя Риты
1981 — Этот фантастический мир. Выпуск № 6 (телеспектакль)
1982 — Не хочу быть взрослым — Актёр
1983 — Демидовы — Никита Демидович Антуфьев
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — Герцог
1983 — Мы из джаза — «Папа»
1983 — В городе хорошая погода — секретарь райкома партии (телеспектакль)
1983 — Человек из страны Грин (телеспектакль)
1984 — Ещё люблю, ещё надеюсь — Василий Васильевич
1984 — Сказки старого волшебника — новый король
1984 — Предел возможного — Профессор Куликов
1984 — Перикола — Вице-король
1984 — И жизнь, и слёзы, и любовь — Степан Степанович (Стаканыч)
1984 — Три сестры — Чебутыкин (фильм-спектакль)
1984 — Прохиндиада, или бег на месте — зритель в зале
1985 — Человек с аккордеоном — Лопатин
1985 — Зимний вечер в Гаграх — Алексей Иванович Беглов
1987 — Моонзунд — адмирал фон Эссен
1987 — Гардемарины, вперёд! — Бестужев
1987 — Следопыт — Самех племени сенеков
1987 — Джек Восьмёркин — «американец» — адмирал Кацауров
1987 — Игра в детектив (телеспектакль)
1987 — Она с метлой, он в чёрной шляпе — голос Ворона
1988 — Город Зеро — хранитель музея
1988 — Собачье сердце — профессор Преображенский
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Архиепископ
1988 — Ёлки-палки! — Юрий Викторович
1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — Михаил Иванович Калинин
1989 — Биндюжник и король — Никифор
1989 — Канувшее время — академик Василий Данилович Челышев
1990 — Яма — председатель суда
1990 — Шапка — Баранов
1990 — Десять лет без права переписки — Профессор
1990 — Сукины дети — Нанайцев
1990 — Путь — пожилой господин
1991 — Виват, гардемарины! — Бестужев
1991 — По прозвищу «Зверь» — старый зэк
1991 — Ночные забавы — Андрющенко
1991 — Глас вопиющий
1992 — Лавка Рубинчика и… — Профессор
1992 — Гардемарины 3 — Бестужев
1992 — Как живёте, караси? — эмигрант
1992 — Сны о России
1992 — Вишнёвый сад — Фирс (фильм-спектакль)
1992 — Арбитр — голос за кадром
1996 — Ермак — Иван Грозный (фильм закончен после смерти актёра)

Киножурнал Фитиль
1972 — Вечер воспоминаний — пьяница
1972 — Жертва гостеприимства — пьяница Дед Мороз
1976 — Без дураков — чиновник

Озвучены мультфильмы
1972 — Веселые ребята
1978 — Как Тоску Одолели
1985 — Чертёнок с пушистым хвостом

-
Фото Евгения Евстигнеева
Скульптура Евгения Евстигнеева в Нижнем Новгороде

19

ХИТЯЕВА   Людмила Ивановна

Народная артистка России

Родилась в 1929 году в Нижнем Новгороде.
Закончила Горьковское театральное училище. Играла на сцене Театра драмы.
С I960 года оставила театральную сцену и стала актрисой кино.
Исполняла главную роль в фильме "Екатерина Воронина", снимавшемся в городе Горьком, роль Дарьи в фильме режиссера С. А. Герасимова "Тихий Дон" и многие другие роли.

Краткая биография:

Родилась в Нижнем Новгороде. Окончила Горьковское театральное училище (1952). С 1952 - актриса Горьковского театра драмы им. М. Горького, с 1962 - киностудии им. М. Горького.
Народная артистка РСФСР (1983).

Актерские работы:

  1. Екатерина Воронина - 1957 (Драма) ...Екатерина Воронина [VHS]
  2. Тихий Дон - 1958 (Киноповесть) ...Дарья Мелехова [VHS] [DVD]
  3. Поднятая целина - 1958 (Киноповесть) ...Лушка [DVD]
  4. Кочубей - 1958 (Драма) ...Наталья [VHS] [DVD]
  5. Все начинается с дороги - 1959 (Социальная драма) [»]
  6. Секретарь обкома - 1960 (Драма) [»]
  7. Вечера на хуторе близ Диканьки - 1961 (Сказка) ...Солоха, мать Вакулы [VHS] [DVD]
  8. Евдокия - 1961 (Мелодрама) [VHS] [DVD]
  9. Понедельник - день тяжелый - 1963 (Комедия) [»]
  10. Москва - Генуя - 1964 () [»]
  11. Путешественник с багажом - 1965 () [»]
  12. Стряпуха - 1965 (Мелодрама) [DVD]
  13. Два года над пропастью - 1966 (Военный) [DVD]
  14. Цыган - 1967 (Мелодрама) [DVD]
  15. Карантин - 1968 () [»]
  16. Счастливый человек - 1970 (Мелодрама) [»]
  17. Когда расходится туман - 1970 () [»]
  18. Русское поле - 1971 (Драма) [»]
  19. За рекой - граница - 1971 () [»]
  20. Приваловские миллионы - 1972 (Драма) ...Антонида Ивановна Половодова [DVD]
  21. Человек в штатском - 1973 (Приключения) [»]
  22. Ураган в долине - 1973 () [»]
  23. Финист - Ясный Сокол - 1975 (Мультфильм / Сказка) ...Анфиса [VHS] [DVD]
  24. Пока бьют часы - 1976 (Приключения) ...Королева [VHS] [DVD]
  25. Горожане - 1976 (Киноповесть) [VHS]
  26. Шла собака по роялю - 1978 (Комедия) [VHS] [DVD]
  27. Следствие ведут знатоки. Дело N14. Подпасок с огурцом - 1979 (Детектив) [VHS] [DVD]
  28. У матросов нет вопросов - 1980 (Комедия) [VHS] [DVD]
  29. Отец и сын - 1980 (Драма) [»]
  30. Василий Буслаев - 1982 (Исторический / Биографический) [VHS] [DVD]
  31. Хроника одного лета - 1984 (Драма) [»]
  32. Влюбленный манекен - 1991 (Комедия) [»]
  33. Бравые парни - 1993 (Комедия) ...жена Карася [»]
  34. Ранняя любовь - 2003 (Мелодрама) [»]

20

ДУШЕИН  Владимир Васильевич  (1912 - 1989)

Герой Советского Союза

Старший сержант, сапёр. Родился в 1912 году в деревне Лукино Ивановского района Костромской области.
В 1934 году переехал в поселок Калинино Ветлужского района Горьковской области и поступил работать на картонную фабрику.
В 1942 году был призван в армию. Сапер Владимир Душеин с боями прошел от Москвы до Берлина и Праги. 27 апреля 1945 года гвардии старший сержант Душеин во главе группы смельчаков вплавь форсировал Потсдамский канал и первым высадился на берег, в короткой схватке он уничтожил несколько гитлеровцев, а затем вместе со своими бойцами отбил контратаку врага. Из трофейного фаустпатрона в этом бою он подавил четыре огневые точки. Началась переправа наших подразделений. Прикрывая переправу, группа Душеина автоматным огнем отсекла пехоту от танков. Душеин из фаустпатрона подбил две фашистские машины.Тремя днями позже при ликвидации вражеской группировки в лесу Душеин и ефрейтор Комраков прорвались в тыл этой группировки, открыли огонь из автоматов, тем самым решив исход боя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Владимир Васильевич Душеин был удостоен звания Героя Советского Союза.
А за освобождение столицы Чехословакии Праги его наградили чехословацким Боевым крестом.
После войны Владимир Васильевич вернулся в поселок Калинино. Работал электриком на картонной фабрике. Затем переехал в Горький, работал слесарем на автозаводе. Здесь стал коммунистом. Снова вернулся в родной поселок Калинино, заведовал конным обозом в леспромхозе. Последнее время был начальником пожарно-сторожевой охраны картонной фабрики. Был пенсионером союзного значения. Неоднократно избирался депутатом поселкового Совета.
Воспитал 5 сыновей и 3 дочерей.
Похоронен на поселковом кладбище в  р.п. им. М.И. Калинина Ветлужского района.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Наша РОДИНА — Р О С С И Я » Знаменитые и известные Земляки-нижегородцы