Древнейшим инструментом были гусли.
Само название происходит от древнеславянского «густы» — гудеть.
Так как гудела струна, то ее назвали «гусла», а много струн — гусли, то есть гудящие струны.
Гусли состояли из специально выдолбленного елового (или соснового) корытообразного корпуса в форме крыла, покрытого сверху тонкой деревянной или кожаной пластинкой — декой (дека — крышка). Именно дека заставляла колебаться воздушное пространство, усиливая звук, делая его более продолжительным и полным. Деку делали из явора — клена, отсюда словосочетание «гусли яровчатые» (искаж. от «яворчатые»).
Струны (от четырех и более) были жильными или медными. При игре инструмент клали на колени и перебирали струны пальцами обеих рук. Пальцами правой руки исполнитель защипывал струны или ударял по ним, пальцами левой — глушил ненужные звуки.
Корпус гудка имел грушевидную форму, плоское дно и прямую деку с небольшими голосовыми отверстиями. Три струны располагались на одном уровне от грифа, поэтому смычком водили по всем трем струнам сразу. На одной струне играли мелодию, две другие звучали без изменения высоты звука. Во время игры инструмент держали вертикально, опирая на левое колено или зажимая между колен.
В XIV—XV вв. впервые появилась домра. Она была похожа на балалайку, имела полусферический корпус с грифом на узкой длинной шейке, вдоль которой были натянуты две жильные струны, играли на них плектором — деревянной, роговой или костяной пластиночкой и посредством защипывания струн пальцами правой руки. Прижимая струны к грифу в том или ином месте, можно было получить звуки разной высоты. Жильные струны звучали мягко, но достаточно громко, поэтому сопровождали пение и танцы.
Легкость и малая величина инструмента сделали его популярным среди скоморохов, о чем осталась пословица: «Рад скомрах о своих домрах».
Оркестр. Фреска Софийского собора в Киеве
В. М. Васнецов. Гусляры. Фрагмент Гудки. Игра на гудке. Гусли.