О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты


Русские МУЗЫКАльные инструменты

Сообщений 61 страница 70 из 79

61

Тагильская гармонь

Она звучала заливистее знаменитых тальянок

Как-то, лет двадцать с лишним назад, я побывал но Гальянке - в старинном микрорайоне Нижнего Тагила. За считанные минуты юркий катер переправил меня через широководный заводской пруд. И, оставив позади современные кварталы, я попал в деревенское обиталище. А прибыл я сюда с желанием познакомиться с кем-либо из старожилов. Неожиданно мне повезло. В воротах одного из домов появился крепкий старик. Когда он узнал, что меня интересует история Гальянки, рассказал о своих предках, о том, как они оказались на этой земле. Из рассказанного этим человеком запомнил, что на Гальянке не играли на “тальянке”, а пели и танцевали под заливистую тагильскую гармонь.

Весть о тагильской гармони меня очень обрадовала. Но доселе, к крайнему сожалению, ничего о ней не слышал. Любопытство привело меня в местный краеведческий музей. Его научные сотрудники давно были наслышаны о том, что в начале XX века славились местные гармони. Но напасть на след хотя бы одной из них никак не удавалось. И вот в 1984 году совсем нежданно музею подарили однорядную тагильскую гармонь -уникальную вещь. Деревянный корпус гармони был украшен красивой резьбой. Все шестнадцать клавиш покрыты белыми костяными накладками, кнопки левой клавиатуры приятно отсвечивали перламутром. Раритетная вещь имела то, что выделяло ее особо: клеймо. На нем было написано: “Музыкальный мастер Ф.Д. Перминов в Нижнем Тагиле”. Рядом две медали “За трудолюбие и доблесть. 1908 год”.

А какой звук у гармони! Непривычно звонкий, заливистый, Заслушаешься! Этот подарок тагильчанина подтвердил слухи, что в Нижнем Тагиле в самом деле изготовляли гармони. Да еще какие! Теперь нужно было установить, кто же такой Ф.Д. Перминов? Оказалось, что здравствует его младший сын Александр и живет на Вагонке.

… Прежде всего я попросил рассказать Александра Федоровича о себе. Родился он в 1912 году в Нижнем Тагиле, сейчас на заслуженном отдыхе. Почти всю жизнь проработал шофером. У него были два брата, Павел и Сергей. А отец, Федор Дмитриевич Перминов - не тагильчанин. Он родился в 1875 году в деревне Пермиши Вятской губернии. Там прожил до начала двадцатого столетия. Его земляки были искусными гармонными мастерами. Секреты своего ремесла они передавали из поколения в поколение. Федор тоже научился делать гармони, к тому же был незаурядным музыкантом. Чтобы начать свое собственное дело, по совету дяди, который в Екатеринбурге держал мастерскую по изготовлению гармошек, деревенский парень перебрался в поселок Черноисточинск, а затем переехал в Нижний Тагил. В его центральной части, на улице Салдинской, купил дом и открыл свою мастерскую. Гармони делал и по заказу, и для продажи на ярмарках: разного размера, разнообразного звучания и различного оформления.

Широкого признания мастер добился, когда начал выпускать гармони с собственной оригинальной конструкции деки. Они выгодно отличались от прежних, вятских, звучали лучше знаменитых тальянок. Так Федор Дмитриевич создал именно тагильскую гармошку, которая имела свой неповторимый нежный голосок. На первой же крупной выставке, где он представил тридцать своих гармоней различного вида, искусство тагильского мастера было оценено высоко. Именно после этого у него появилась идея ставить на корпусе своих музыкальных инструментов те похвальные знаки, о которых говорилось.

Интересуюсь, учил ли отец Александра своему мастерству? С улыбкой А.Ф. Перминов вспоминает, как его, еще маленького, мать, бывало, посылала в мастерскую отца:

- Прибегу к нему, а он тут же откладывает в сторону свои инструменты, садит меня на колени и долго рассказывает о чем-то интересном.
Вот таким в его памяти остался отец, который скончался, когда Александру было всего восемь лет.
Выпуск гармошек продолжили его старшие братья - Павел и Сергей, а также братья их мамы - Константин и Павел.

- Когда я немного подрос, пытался приобщиться к их работе. Научился делать корпуса и покрывать их лаком, - вспоминает младший Перминов. - А делать саму гармонь меня не допускали.

Когда взрослым показалось, что он уже окреп, Константин ему сказал: “Иди, Сашка, подальше от мастерской. Из тебя гармонный мастер не получится, музыкального слуха нет. Иди, устраивайся на работу”.

Вот так Сашка приобрел самостоятельность и начал разгружать вагоны с углем на железной дороге. А в двадцать лет окончил курсы шоферов и надолго сел за баранку машины.
А какова судьба его братьев? В 1932 году Сергей умер от тифа. Павел погиб на фронте, лишь немного не дожив до победного дня 1945 года.

Вот такова вкратце биография семьи Перминовых, глава которой прославил Нижний Тагил тем, что крупный промышленный город стал еще родиной и прекрасной гармони - заливистой однорядки.

Оригинальная концертная гармошка “Олимпиада”

62

Тальянка

ТАЛЬЯНКА  (тальян-гармун, батская гармонь, Бараксин), ручной клавишно-пневматический муз. инстр-т, изв. в Башкирии с кон. 19 в. Название связано с сокращением слова “(и)тальянка”, т.е. гармонь итальянского строя.
В правой клавиатуре имеются 12-15 удлиненных клавишей, дающих одинаковые на разжим и сжим меха звуки миксолидийского звукоряда (в отличие от русской гармони, также распростр. в Башкортостане).
В левой клавиатуре - три клавиши-лопатки, позволяющие исполнять тонико-доминантовые бас-аккордовые функции на разжим и сжим меха, а также однотонная клавиша “пискун”. В уфимской Тальянке верхняя клавиша “аккорд” связывается с механизмом удара по 2 разновысоким колокольчикам.
В репертуаре гармонистов кроме простых однотональных наигрышей умеренного и быстрого темпа, имеются и чисто тальянные мелодии, т. наз. “деревенские напевы” (”урам-кюй”, “ауыл-кюй”), из которых наиболее известны “аламишкин”, “Йома”, “Сабата”, “Ущелье” и др. В памяти гармонистов сохранились фамилии 29 потомственных мастеров-тальянистов: В.Роженцов (Бирск, кон. 19 в.), братья А.С. и А.С.Фоменковы (Уфа, 20-30-е гг. 20 в.), Т.А.Трофимов (В.Авзян Белорецкого р-на, 30-50-е гг.), З.Ш.Мухаяров (Уфа, 80-е гг.) и др. Башкирские “Праздники тальянки” (1985-87 гг.) выявили существующий почти столетие пласт башкирской гармонной культуры.

63

Ливенская

Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода.
Её биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку.
О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев…
Ливенка - старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта. Ведь она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. И нет у нее точной даты рождения, не сохранилось имени её создателя, как нет таковых у ее землячки - плешковской игрушки.

В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на вооружение образец с немецким музыкальным строем, у которого, впрочем, бы был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты, Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.

Распространение ливенки не ограничивалось пределами одной Орловской губернии, в конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке и баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника.

Сначала ливенка была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.

На правой клавиатуре располагалось 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Эти, в своя очередь, делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны. Располагались они в один ряд.

На левой клавиатуре было всего 5 “лапочек” - одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположении звучали кварта или трезвучие.

С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-й или 1-й малой октавах - по договоренности мастера и заказчика - и назывались хрипками.

В верхней части встраивался дополнительный клапан - писчик, настроенный во второй октаве (обычно это доминанта основной тональности). Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. На сжим и разжим звучали два разных трезвучия. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцевой части - указательным пальцем левой руки.

Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры - 22-30 см высоты и 8-9 ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров.

Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники упирался различным орнаментом из соломки.

Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а миксолидийским, т.е. смешанным. Появление такого звукозаряда связано с особенностями местного фольклора. Диапазон ливенских гармоник различен. Г.Благодатов в книге “Русская гармонь” описывает ливенку с диапазоном 8 клавиш от “соль” 1-й октавы до “соль” 2-й октавы. В “Справочнике по гармоням” А.Мирека описывается инструмент с диапазоном 12 клавиш от “до” 1-й октавы до “соль” 2-й.

У ливенки, по словам В.И.Занина, очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту. Кроме того, у него оригинальные басы. Играешь - и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из “хрипунчиков”, “барабанчиков”, “пискунчиков”. Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно выражает звучание.

Из рассказов старожилов известно, что в конце XIX в. гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителей слыл Вахнов. Он первым сделал попытку создать ансамбль гармонистов. Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Ивана Федоровича Занина, который начал делать ливенки еще в 70-е годы XIX века. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее.

После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И.Нестеров, М.В.Мохов, Д.В.Сопов.
В настоящее время в Ливнах есть один мастер по изготовлению и ремонту гармошек Кудрявых Константин Федорович.

Источник:
http://russian-garmon.ru/vidy-garmoney/ … l#more-130

64

СТАРИННЫЕ

Ногофон

Ногофон - это ножная басовая гармоника.
На ногофоне играют особенно низкие ноты, что придает музыке наполненность. Его применение можно сравнить с применением басовой балалайки в ансамбле народных инструментов, или бас-гитары в гитарном ансамбле. Смысл ногофона в том, что один человек, подыгрывая себе ногофоном, может играть как целый ансамбль.
Внутри ногофон устроен точно так же, как и все гармошки - звук в нем извлекается с помощью металлических язычков, колеблющихся в потоке воздуха. Раскладка ногофона устроена аналогично басовой раскладке баяна: первый ряд (слева направо): от ДО# до ДО по кварто-квинтовому кругу, второй ряд (справа налево): от ФА# до СОЛЬ по кварто-квинтовому кругу.

В настоящее время в России существует всего три ногофона,один в музее русской гармоники А. Мирека, другой в Волгоградском музее гармоник, третий (на снимке), сделанный недавно по старинным чертежам тульскими мастерами, находится у одного из российских гармонистов.
Хотя, в Европе этот инструмент был очень распространен в начале 20 века под названием “ножной аккордеон”. Он был сконструирован и запатентован 1894г. в Бельгии неким Александром Джонсоном. Ножные басы были популярны вплоть до 1945г.
В настоящее время в Бельгии пытаются возродить этот инструмент, наладив ограниченный выпуск этих инструментов.

На ногофоне играют ступнями, при этом инструмент находиться внизу на ровной поверхности.
Исполнитель при этом должен располагаться на некотором подиуме.
В европейском варианте для каждой ступни предназначены шесть кнопок, в русском -  по шесть кнопок в два ряда. Звук извлекается путем нажатия на кнопку и одновременным нажатием пяткой (пятка не участвует в процессе звукоизвлечения, каблук обуви лишь находится на возвышающейся опорной планке) на корпус инструмента, таким образом, сжимая мех ногофона. Когда исполнитель перестает давить на кнопки, внутренние пружины распрямляют мех и поднимают корпус в исходное состояние.

Раскладка европейского ногофона:
C -G -D -A -E -B / -F# -C# -G# -D# -A#-F

65

Тульская хроматическая гармоника

Тульская хроматическая гармоника – гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова.

Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии.
Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками.
Это делает звучание более полным, расширенным.

66

Петроградка

Петербуржская гармонь (петроградка) появилась в конце XIX века.
С обеих сторон у такой гармони расположены клавишы, а не кнопки. Гармонь также отличается наличием минорных аккордов.
Петроградки, при сжатии и растяжении мехов производят разный звук. Это позволяет экономить кнопки (клавишы) - иметь больший диапазон на меньшем их числе, а так же удобнее воспроизводить некоторые, в основном простые, мелодии.
Однако, более сложные мелодии на таких гармошках сыграть не возможно.

Гармонь из мастерской Д.П. Прокофьевой

67

Петербуржская гармонь (петроградка)

Источник:
http://russian-garmon.ru/vidy-garmoney/ … l#more-547

68

НАЦИОНАЛЬНЫЕ

МАРЛА-КАРМОНЬ  (марийская гармонь)

МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники.
Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву.
Звукоряд приспособлен к особенностям мар. музыки (напр., тонико-доминантовый аккомпанемент заменяется созвучием квинты).
Обычное распределение звуков в диатоническом строе: до1, ми1, соль1, до2, ми2, соль2, до3 при растяжении меха, ре1, фа1, ля1, си1, ре2, фа2, ля2 при сжатии гармони.
Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент.
Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.

69

Азербайджанская гармонь

Современная усовершенствованная азербайджанская гармонь зачастую воспринимается азербайджанцами как народный инструмент.
Изучение технических, исполнительских особенностей гармони, используемой в Азербайджане, выявляет полное отличие ее хроматического строя от звукоряда русской гармони.
Мастера, занимавшиеся в Азербайджане изготовлением и сборкой этого инструмента, привели его звуковую систему в полное соответствие со звукорядом азербайджанской музыки, что в совокупности с тембровой окраской инструмента и широкими техническими исполнительскими возможностями сделали гармонь очень удобным инструментом для исполнения азербайджанской народной музыки, в том числе, мугамов.
Растягивая и сжимая меха с помощью левой и правой рук, из инструмента извлекают звук.
В то же время пальцы правой руки; указательный, средний, безымянный и мизинец; играют мелодию, а пальцы левой руки держат органный пункт на тонике соответствующей тональности мелодии.

Диапазон азербайджанской гармони обычно охватывает звуки от “до” малой октавы до “фа” третьей октавы.

70

Музыкальный народ

В первое воскресенье после Пасхи отмечали праздник Красная горка.
Это был последний день Пасхальной недели. Название праздника не было случайным.
Весна и лето именовались красными, потому что погода была ясная и природа расцветала во всей красе. Именно на Красную горку молодежь начинала водить хороводы и устраивать пляски.

      Русские хороводы называли тогда танками или кругами. Девицы, стоя по кругу, притоптывали, вертелись, сходились и расходились, хлопали в ладоши, подпирали руками бока, махали.
      Все это было направлено на то, чтобы показать плавность и грациозность движений. Под специальными навесами — танками — хороводы водили медленно, взявшись за руки.

      Чинный и медленный хороводный танец прерывался быстрой пляской поодиночке.
Мужчины, показывая свою удаль, пускались по кругу вприсядку.
Это было совсем не просто: к поясу подвешивали множество предметов, в том числе и оружие. Танцоры отбивали такт ладонями, это называлось «плескание». Отсюда происходит глагол «рукоплескать».
      Плясал народ под залихватские пиликанья 2-3-струн-ных гудков, переборы домр, перезвоны бубнов, напевы сопелей и дудок.

А. Г. Убиган. Русская пляска
А. П. Рябушкин. «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать»
А. Г. Убиган. Хоровод


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты