О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты


Русские МУЗЫКАльные инструменты

Сообщений 51 страница 60 из 79

51

Б А Я Н

Бая́н — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой.

Назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.

Современный баян оснащён пяти- или трёхрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями (в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки в правом клавиатурном механизме) и готово-выборной пяти- или шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительными возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосные баяны.

Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера.
Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

52

К Н И Г И

100 произведений для баяна, аккордеона и гармони.

53

К Н И Г И

100 произведений для баяна, аккордеона и гармони.

54

К Н И Г И

100 произведений для баяна, аккордеона и гармони.

55

Х Р О М К А

Хромка  появилась в 1870 году в  городе мастеров - Туле путем дальнейшего совершенствования венской гармони по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.).  Голосовые планки были изменены таким образом, что гармонь стала давать одинаковый звук при сжиме и разжиме мехов. 
Строй ее по-прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре).  Но для расширения круга тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так “хромка” стала почти хроматической, за что и получила свое название.

“Хромка” была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Её называли ещё “двухрядкой” за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.

Примерно с 50-х годов XX века все другие типы русских гармоней были практически  вытеснены  хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка. Хромки  могут быть “порядковыми” или “непоряковыми”. У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд).

Как она выглядит:

Вид спереди

  1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента
Вид сверху.

  1 - левый ремнень, 2 - левая сетка, 3 - клапаны левой клавиатуры, 4 - кнопоки левой клавиатуры, 6 - резонатор с голосовыми планками аккомпанемента, 7 - меха, 8 - резонаторы с голосовыми планками мелодии, 9 - сетка, 11 - игровые кнопоки, предохраняющеая клапаны 10 от механических повреждений, 12 - гриф, 13 - рычаги клавиатурной механики, 14 -  механика. 

Сердцем гармошки являются голосовые планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся  в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки  (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы)   находятся в деках (правая или левая), которые соеденены между собой  мехами. Меха имеют свойство складыватся с помощью борин  (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же,  имеет в устройстве свои нюансы и различия.

Также в конструкции гармони могут применяться регистры - это переключатели на правом полукорпусе, которые позволяют менять количество и соотношение одновременно звучащих голосов. Если гармонь 3-х голосая (при нажатии кнопки одновременно звучат три одинаковых ноты в различных октавах), то путем выбора переключателей регистра можно заставить звучать или один голос (любой, первый, второй или третий), или два - первый и второй, первый и третий, второй и третий, или три.

Хромки также бывают нескольких видов. В зависимости от места изготовления, они немного различаются по конструкции корпуса, используемой механикой и, конечно, звуком .

56

Фабричные:

■Тульская (Фабрика “Тульская гармонь”)
■Шуйская (Шуйская гармонная фабрика)
■Кировская (Вятская) (Ганинская фабрика по изготовлению музыкальных инструментов)
■Белорусская
■Вологодская (фабрика “НОТА”)

Заказные:

Тульская
 
Любительская

Нижегородская
Характерные особенности:
заемная механика (одновременно нажимаются основные кнопки и кнопки на октаву выше),очень звонкий голос, кнопки аккомпанемента стальные.

Вятская
Характерные особенности: бархатный, немного глуховатый голос (достигается обжиганием стальных голосков - так называемое “воронение”), скошенная форма правого полукорпуса, отсуствие септаккордов (вместо E7,H7 и D7 звучат, соответственно, Еm, Hm и D)

Кроме стандартного количества клавиш 25 справа и слева (25х25), выпускаются как в заводском, так и в заказном исполнении гармоники как с уменьшенным, так и с расширенным диапазоном. Особенно интересны последние, которые имеют полный хроматический звукоряд и позволяют исполнять любые произведения. Например, это заводские шуйские гармоники Кадриль 27х31, Семеновна 29х31, а также Белорусская 29×25 

И самый интересный вариант - заказная тульская 27х25 с семью регистрами и тремя подбородочными регистрами.

Стоимость такой гармони по состоянию на апрель 2009 г. составляет 85000 руб.

57

Кроме стандартного количества клавиш 25 справа и слева 25х25, выпускаются как в заводском, так и в заказном исполнении гармоники как с уменьшенным, так и с расширенным диапазоном.
Особенно интересны последние, которые имеют полный хроматический звукоряд и позволяют исполнять любые произведения. Например, это заводские шуйские гармоники Кадриль 27х31, Семеновна 29х31, а также Белорусская 29×25

И самый интересный вариант - заказная тульская 27х25 с семью регистрами и тремя подбородочными регистрами.
Стоимость такой гармони по состоянию на апрель 2009 г. составляет 85000 руб.

Сайт о гармони: http://russian-garmon.ru/vidy-garmoney/hromka

58

Елецкая рояльная

Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так чтозвучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.
В 50-х годах 19 века в селах и деревнях Орловщины была хорошо известна тульская детская гармоника, которой забавлялась молодежь. По рассказам местных жителей один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова (Тульской губернии), расположенного в 50 км севернее Ельца, и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, начал кустарничать в Ельце. К нему приходили заказчики из города и пригородных сел, так как его гармоники были лучше массовых тульских изделий. Существует и другая версия, передаваемая из поколения в поколение местными мастерами, в которой утверждается, что в 50-х годах несколько деревенских умельцев, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили в свободное время попробовать изготовить лучшие образцы по своему усмотрению и вкусу.

В середине 60-х годов в окрестностях Ельца появляется местная модель гармоники — русянка с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные. Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфигурации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.

В 60-х годах гармоники делались двухголосными, а в 70-е годы появляются три ряда голосов (два в унисон и один октавой ниже). В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами.

Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, — мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).

На более поздней модели елецкой рояльной мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, по требованию исполнителей увеличили диапазон правой клавиатуры до 16 (15) клавиш, басов — до 6, а аккордов — до 7 (6+1); причем в ряду мажорных аккордов появился один минорный. Если на русянке ушко для большого пальца правой руки было неподвижным, то на елецкой рояльной оно стало крепиться на подвижной металлической планке — чтобы рука могла свободно двигаться по значительно увеличившемуся грифу. На левой стороне кистевой ремень закреплен наглухо вдоль ребра грифа.

С начала XX столетия последовали и дальнейшие усовершенствования, расширившие музыкальные возможности инструмента. К ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш («полутоны»). Получилась клавиатура органно-фортепианного типа (эта гармоника получила название елецкой рояльной двухрядной). На левой стороне произошло дальнейшее расширение аккомпанемента по кварто-квинтовому кругу, причем минорных аккордов стало столько же, сколько и мажорных. Появились гармоники и с рядом септаккордов, а затем перехд рядом басов стали делать второй ряд — вспомогательные басы, находящиеся в терцовом отношении к основным. Обычные размеры клавиатур двухрядных хроматических елецких рояльных гармоник — 32х23, 37х39, 39х46. Цифры указывают количество клавиш соответственно на правой и левой клавиатурах.

Таким образом, правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут считаться его предшественникам. Этот инструмент был создан совершенно независимо от аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой (аккордеон-орган или флейтина), на которых играли одной правой рукой при горизонтальном положении инструмента, левая же рука двигала мех. В силу многих неудобств эти инструменты распространения не получили. На елецкой рояльной играли двумя руками, положение инструмента и рук соответствовало общепринятым. Эти гармоники до сих пор широко распространены в своей округе, несмотря на выпуск фабриками страны более совершенных инструментов.

При таком стремительном темпе усовершенствования и расширения клавиатур, создания системы басо-аккордового аккомпанемента и улучшения самой механики (примерно до 1909 — 1910 года аккорды делались «на прихлопках», а затем стала входить в практику валиковая заемная механика) звуковые качества елецких гармоник существенных изменений не претерпели: еще в 70-х годах она стала трехголосной (на медных планках и таких же голосах) и такой продолжала оставаться до появления крупных моделей начала нашего века, сохраняя ровное, не очень громкое звучание.

Возможности двухрядной рояльной елецкой гармоники в музыкальном и техническом отношении были значительными: на правой клавиатуре она имела все звуки полной хроматической гаммы, на левой — большой выбор готового аккомпанемента. Мастера строили инструменты не по камертону. У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки; с нее копировался строй для новых образцов. Большие инструменты с фортепианной клавиатурой строили более тщательно, однако нередко можно было встретить гармоники, настроенные на полтона ниже (клавиша до соответствует си).

На правой клавиатуре играли четырьмя пальцами. Рука обхватывала гриф, а большой палец находился в ременном ушке за грифом и в игре не участвовал. На левой стороне четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах (для удобства один ряд аккордов делался всегда в виде длинных черных клавиш). Автору пришлось видеть инструмент, на левой стороне которого клавиатуры были расположены в ином порядке: наружная клавиатура — аккорды, а тыльная — басы. В этом нет ничего удивительного; как уже говорилось, гармоники здесь делали на заказ: по-видимому, кто-то из заказчиков решил, что так ему будет удобнее играть. Хотя игра четырьмя пальцами и сковывала технические возможности гармонистов, их репертуар был обширен и разнообразен. На елецких гармониках играли сольно и в ансамблях, аккомпанировали хоровому пению.

59

Саратовская гармонь

Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем.
Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
В 1870-х годах на улице Никольская (ныне – Радищева) открыл свою мастерскую знаменитый гармонный мастер Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». Вскоре, рядом на Никольской улице, открыли свои мастерские по производству саратовской гармоники Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.

18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом первом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное» (в последующих — гармонное). В том же году получил свидетельство С. Е. Егоров, затем (1883) И. П. Сахаров и Е. В. Васильев. Свидетельство давало право на устройство мастерской. Для получения его нужно было сдать соответствующий экзамен в Саратовской ремесленной управе (теоретический и практический).
Развитию саратовской гармоники способствовала и общая активизация музыкальной жизни в Саратове в 70-х годах. В Саратове в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества. При нем открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Толчок этому дало открытие в 1871 г. железнодорожного сообщения между Саратовом и Москвой.

Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева; плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками (например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова).

Первый «гармонных дел мастер» - Николай Геннадьевич Корелин все старания направил на улучшение инструментов: голосовые планки стал делать из листовой меди, голоса — из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сел, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Корелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»).

В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Изделия Корелина, как и других саратовских мастеров – его учеников, служили много лет без ремонта. И сегодня можно встретить их гармоники, сделанные в конце 19 века, в отличном состоянии. Ученики Корелина - Дмитрий Жарков, Хрисан Артемьев и другие имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов.

В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора.

Саратовская гармоника в XXI веке.

К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось. В цехе по производству саратовской гармоники, расположенном в старинном особняке на ул. Кутякова (ближе к ул. Радищева) в 2002 году было даже отключено отопление. Оставшимся сотрудникам – девяти пенсионерам - пришлось обогревать помещение электроприборами - ведь инструменты должны храниться при температуре строго 18 градусов. Заказы по производству саратовской гармоники мастера выполнять у себя на дому. Это были последние инструменты – ведь на изготовление настоящей концертной гармошки уходили многие месяцы, а то и годы. В 2003 году цех по производству саратовской гармоники посетил последний высокопоставленный чиновник – мэр Саратова - Юрий Аксененко. Он обещал, что цех никто не приватизирует. После его визита отопление помещения было возобновлено. Вот что говорил тогда директор ОАО “Музинструмент” Владимир Леонов: «Никто цех саратовских гармоник закрывать не собирается, это все слухи. Хотя прибыли предприятие не приносит, но нашему руководству небезразличны престиж Саратова и судьба национального символа».

В 2008 году Саратовская областная дума внесла в план приватизации старинное двухэтажное здание на улице Кутякова общей площадью 435 квадратных метров. Это и был тот самый цех, где на протяжении 150 лет мастера изготавливали знаменитые саратовские гармони, прославившие наш город на весь мир. Таким образом, сделан еще один шаг к окончательной утрате одного из главных культурно-исторических брендов города.

Сейчас в живых остался последний мастер по производству саратовской гармоники - Петр Федорович Текучев. Петр Федорович поступил на фабрику в 1947 году. Здесь он стал учеником Михаила Дмитриевича Корелина (умершего в 1950 году) – племянника знаменитого Н.Г.Корелина – основателя уникального производства саратовской гармоники. Петр Федорович принадлежит к плеяде лучших мастеров Его концертные гармоники, разливаясь веселыми напевами в руках артистов хора Пятницкого, объехали весь мир. Один из инструментов Петра Федоровича подарили знаменитой Монтсеррат Кабалье, дававшей концерт в Саратове. Сам Петр Федорович называет три имени своих современников , чьи изделия стоят вровень с эталонами мастеров XIX века: Василий Васильевич Ножкин, Михаил Васильевич Чернозубов и Алексей Васильевич Борисов.

Последние годы – вплоть до приватизации цеха- Петр Федорович работал и начальником, и сторожем, и мастером в одном лице. Он до последнего момента не верил, что дело всей его жизни – символ и гордость Саратова может вот так просто уйти с молотка.

Однако саратовская гармоника не умирает, она просто не может умереть. Ведь она осталась в сердцах тысяч людей, однажды ее услышавших и полюбивших на всю жизнь!

В 2008 году саратовская гармоника стала народным символом Саратовской области, победив в акции “Гордись, Саратов!”, которую проводил телеканал ТНТ –Саратов.
В течение 2 месяцев саратовцы в прямом эфире выбирали свой символ. Более 400 000 голосов было отдано за то, что близко сердцу на Саратовской земле. В результате голоса распределились следующим образом: 43,6% - Саратовская гармошка, 31,7% - Консерватория, 24,7% - Энгельсская авиадивизия.

В доме - музее Н.Г. Чернышевского 2009 год пройдет под эгидой возрождения Саратовской гармоники в рамках акции - «Сохраним народный символ земли Саратовской». Поможет ли это? Посмотрим…

60

Новоржевская (псковская резуха) - возрождение

Эх, гармонь моя, резуха,
Растянись во все басы.
Ах, ты Русь, тоска-тоскуха,
Нечем сеять полосы …

Сердце песни просит …

Валерий Найденышев, директор государственного унитарного предприятия «Славяне», год назад решил возродить почти забытую псковскую гармонь, создав у себя на предприятии общественную организацию «Славяне».

Гармонист в деревне, как печник или плотник, всегда был самым уважаемым человеком. Еще в недавнем прошлом было престижно в доме иметь гармонь А уж если еще в семье кто-то играть на ней мог, то это было особым предметом гордости. Но все течет, все изменяется, сначала гармонистов на селе поубавилось, а вслед и те, кто делал гармони, ушли. Низкий авторитет всего деревенского привел к забвению широких пластов народного искусства.

Но с начала 90-х годов появляется интерес к отечественной истории, и снова из глубины деревенской жизни выплыла гармонь. Выяснилось, что свои, псковские, уже никто не изготовляет, привезенные же из других мест не передают всю полноту традиционно псковских наигрышей. И тогда Валерий Павлович задался целью найти такого мастера, чтобы тот свое ремесло ученикам передал. И желающие обучиться редкому мастерству нашлись. После долгих поисков нашел на своей родине, в Новоржеве, Михаила Алексеевича Белякова. Он любезно согласился помочь.

Валерия Павловича, уроженца деревни Гривино, Новоржевского района, с культурой Псковской земли связывают глубокие корни. После учебы в Ленинградском культпросветучилище, на заочном отделении, он долгие годы работает директором Дома культуры в Новоржеве, здесь создает театр, который успешно гастролирует по области и за ее пределами. Потом, учась в Ленинградском институте культуры, на режиссерском факультете, и напряженно работая с коллективом, добивается того, что театр получает звание народного. Талантливый режиссер вскоре становится директором Псковского областного театра кукол. Вокруг уже звучала совсем другая музыка. Но для него милее гармони инструмента не было, с ней он никогда не расставался.

- Валерий Павлович, как гармониста вашу привязанность к инструменту можно понять, но что заставило вас заняться таким малоприбыльным делом, как изготовление гармони?

- Не корысти ради многие мои земляки живут, особенно мое поколение, испытавшее на себе тяготы и лишения военных и послевоенных лет. Я застал еще живыми тех, кто являлся носителем песенного искусства, народных традиций. Бабушка моя Матрена Тимофеевна, сидя за прялкой, часами новоржевские наигрыши на губах играла. Она в душе эти мелодии берегла, они ей были дороже песен. А я слушал и запоминал, потом, с пяти лет научившись играть на гармони, сам уже их воспроизводил для бабушки. Когда речь заходит о старинных новоржевских наигрышах, гордости местных гармонистов разных поколений, возникает вопрос: почему по всей России славились новоржевские, а не бежаницкие или локнянские? Дать однозначный ответ трудно. Истоки надо искать в прошлом народного творчества Псковщины. Как бы пригодилась сейчас старинная гармонь, чтобы снова славу новоржевской музыке вернуть. И не только новоржевской, ведь и много других музыкальных традиций существует на нашей земле. У Мусоргского можно услышать эти родники мелодий.

Согласился народный умелец сделать гармонь своими руками. Но ее в одночасье не сделаешь, многие месяцы напряженного труда требуются. И деньги для этого тоже нужны. Пришлось мне во все двери стучаться, чтобы денег найти. Помогла Эльза Валентиновна Савицкая, которая сама знает толк в гармони. Думаю, к юбилею города появятся наши псковские гармони в продаже. Хотелось бы и к деловым людям области обратиться, чтобы приняли участие в воссоздании этого музыкального инструмента, дело это прибыльное. Сколько сейчас народных ансамблей появилось, и всем им гармошка нужна. Вложенные средства окупятся, хоть и не сразу. Считанные единицы мастеров – умельцев остались, спешить надо, пока они живы.

- Если успеем, то гармошка вернется на сельские праздники и ярмарки да и на городские тоже - тепла от нее больше, чем от современных технических новинок.

- Именно на ярмарках гармошка власть над людьми обретала. Какая для меня была радость на ярмарке побывать! Есть под Новоржевом Выбор, старинное село с богатыми традициями, оно и было местом массовых ярмарок-гуляний. Ходят парни и девушки вдоль торговых рядов, себе судьбу для семейной жизни выбирают. Или хороводы начнут водить. А тут же неподалеку гармонисты круг слушателей соберут, у каждого свои ценители. Ох, как они играют, не устоишь на месте! И пляшет народ, и частушки поет. Но что интересно, в каждой деревне были свои наигрыши, которые из рода в род передавались. А какой ореол славы был вокруг гармонистов, их имена по всей округе были известны. А я вернусь домой и по памяти все мелодии, что услыхал, играю, свое что-то привношу, музыка-то живая.

- Как же слава псковской гармони из настоящего в прошлое ушла?

- До сих пор живы у меня в памяти указания «сверху», я тогда директором Дома культуры работал. «Что вы, - говорят, - как серые неграмотные мужики на гармошках играете да частушки поете, пора за баян садиться, музыке классической учиться, песни советские петь». Но одно другому не мешало, зачем было отрицать то, что в веках жило, к чему народ сердцем прикипел. Народное искусство перестало быть ценностью высокого порядка, становилось невостребованным. Однако лично мне было жаль расставаться с гармошкой, и создал я при Юхновском Доме культуры детский ансамбль гармонистов под руководством слепого музыканта Михаила Васильевича Ефимова.

Валерий Петрович слово музыка произносит чисто по-псковски - «музука». Редко теперь услышишь говор: «зямчужины», «пястка», «жадобный» и многие другие слова, что составляют отличительную особенность псковской речи.

- Моя жизненная позиция - говорить по-псковски как истинный скобарь. Раньше-то слово скобарь бранным было, его в больших городах с презрением в лицо бросали. И люди отвыкали от своего говора, речь становилась приторной как патока. Вместо разнообразия диалектов матерщина в обиход вошла, чтобы речь солонее сделать. А уж как это влияет на наши души, одному Богу известно. Наверное, со временем придем к тому, что диалекты возродим. Наш говор входит в составную часть культуры псковской земли.

А потом Валерий Павлович взял в руки гармонь, и полились новоржевские наигрыши …


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты