О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты


Русские МУЗЫКАльные инструменты

Сообщений 31 страница 40 из 79

31

Необходимо сказать также о старшем поколении наших мастеров продолжателях славных традиций С.И.Налимова.
Это - Ф.Т.Савицкий, С.И.Сотский, Г.А.Малюков, которые были лауреатами первого Всесоюзного конкурса по изготовлению балалаек и домр, проведенного в Москве в 1938г., И.И.Галинис, И.А.Зюзин, С.П.Снигирёв.
Последователями Налимова была целая плеяда мастеров среднего поколения - М.Ф.Буров, Е.А.Грачев, А.И.Кузнецов, А.И.Александров, П.М.Никифоров, А.Н.Стариков, М.И.Ушаков.
Продолжают эти традиции и современные мастера: И.В.Емельянов, В.Ф.Сержантов, Д.В.Ивличев, А.М.Токарев, В.Д.Родин и др.

Важен вопрос и о судьбе налимовских инструментов.
После Великой Октябрьской социалистической революции часть их была увезена хозяевами за границу.
Некоторые были испорчены неквалифицированными мастерами при ремонте. И очень немногие находятся в руках профессиональных исполнителей.
На инструментах, созданных С.И.Налимовым играют как солисты, так и оркестровые музыканты.
Больше всех ценятся налимовские балалайки. Они звучат со всей полнотой и поражают как совершенством форм, так и красотой звука: серебристым тембром, чистотой, глубиной и певучестью звучания при игре на всех струнах и во всем диапазоне.
Никто из мастеров, работавших вместе с Налимовым и после него, не сумел сделать инструмента с таким задушевным тембром, благородным и сильным звуком.

В 1915 году В.В.Андреев писал: «Отныне возрожденные русские народные инструменты будут рокотать славу вечную создавшему их народу».
Одну из ведущих ролей в этом возрождении сыграл С.И.Налимов - выдающийся музыкальный мастер.

32

Моё представление о современной концертной балалайке

В наши дни русский народный инструментарий поднялся на высокую качественную ступень.
В стране работает несколько фабрик изготовляющих народные инструменты. Но, к сожалению, в отличие от мастеров, изготовляющих баяны и сделавших за последние 10-15 лет огромные успехи в усовершенствовании инструмента: в улучшении акустических свойств и эстетичных форм; мастера по изготовлению балалаек почти ничего нового после Налимова не внесли. Очень трудно внедряются в практику те необходимые усовершенствования инструмента, без которых немыслим современный уровень исполнительства. К их числу относятся также как: изменение формы панциря ставшие необходимостью при появлении "гитарной техники" правой руки, появление "плашки" на панцире для более удобного зацепа струны снизу при "гитарной технике" и двойном пиццикато, использование для ладов высокопрочных материалов, таких как нержавеющая сталь, закаленная стальная проволока и т.д. Большие нарекания исполнителей вызывает механика: тугой ход, большие люфты мешают точной настройке балалайки.

Пестрота материала, отсутствие стилистической красоты, связанное с недостаточно высокими художественными требованиями современных мастеров, не позволяют им изготавливать инструменты равные налимовским. Да и вообще в подавляющем большинстве современные инструменты есть слабое подобие работ С. И. Налимова, С.И. Сотского, И. И. Галиниса. С точки зрения акустики лишь изредка можно встретить инструменты, удовлетворяющие исполнителей.
По эстетическим меркам, наверное, не найдется ни одного современного инструмента, который мог бы сравниться с высокохудожественными изделиями Налимова.

На фото - С.И.Налимов

Автор - http://www.balalaika-master.ru/history/history1_4.html

33

В связи с этим хочу сказать о материалах и качестве изготовления балалаек.

Современная концертная балалайка должна быть не только тонким сложным акустическим прибором, который должен обеспечивать высокие определенные звуковые достоинства инструмента, но и также высокохудожественным изделиям с эстетической точки зрения.
На фабриках музыкальных инструментов еще не разработан научный подход к созданию высококачественных образцов в соответствии с техническими достижениями в области изготовления музыкальных инструментов.
Поэтому, мне кажется, что балалайки высокого класса могут быть изготовлены только в индивидуальном порядке высококвалифицированными мастерами, обладающими не только большими познаниями в деревообработке, но и разбирающихся в акустике, а также имеющими высокохудожественный вкус.

Но даже если изготовить балалайку по самой лучшей налимовской модели, это еще не значит, что вновь созданная балалайка будет иметь такие же высокие звуковые свойства. Необходимо тщательное изучение взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов инструмента, изучение свойств материалов, применяемых при их изготовлении. А это значит, что необходимы научные исследования по данному кругу вопросов.

Для изготовления деталей и узлов балалайки применяют самые разнообразные материалы: древесину разных пород, металлы черные и цветные, перламутр, кость, клеи животного происхождения и синтетические, красители, лаки и политуры. Высококачественный инструмент должен удовлетворять определенным требованиям, таким как прочность, хороший внешний вид, удобство при использовании, определенный срок эксплуатации. Но, прежде всего, музыкальный инструмент должен соответствовать музыкально-акустическим требованиям, т.е. обладать сильным звучанием и иметь приятный тембр. Следовательно, материалы, применяемые для изготовления высококачественных концертных балалаек, должны соответствовать особо высоким требованиям и обеспечивать не только прочность и другие конструктивные качества изделий, но и, главное, музыкально-акустические их качества.

34

Основные этапы работы при изготовлении балалаек высокого класса:

выбор модели балалайки
подбор материала
изготовление деки и пружин
изготовление грифа, головки и задинки
сборка корпуса разметка и установка ладов
лакировка и полировка
изготовление панциря, подбор подставки и струн.
Определяющие факторы в создании высококачественных балалаек:
материалы, применяемые при изготовлении
выдержка древесины (выдержанная древесина обеспечивает более стабильные физико-механические и акустические свойства)
оптимальные параметры жесткости дек: толщина, масса, прогиб
материал, форма, вес подставки
материал, размеры пружин, их местоположение и натяжение при наклейке.

Из всего этого многообразия факторов ясно, что нельзя получить высококачественную балалайку при массовом производстве, как нельзя скопировать налимовскую балалайку, не изучая в ней указанные свойства и соотношения.
Трудность этого вопроса заключается также и в том, что для изготовления музыкальных инструментов применяют в основном древесину, характеризующуюся не только неравномерностью по свойствам своего строения, но и большой зависимостью своих свойств от микроструктуры, от породы, места произрастания, плотности.

Теперь о том, какой я представляю себе современную концертную балалайку с точки зрения конструкции и материала для отдельных ее частей.

Сопоставление звучания инструментов различных мастеров, удобство пользования на них показывает, что образцы инструментов, созданные С.И.Налимовым, имеют совершенные формы, с точки зрения акустики и эстетики.
Поэтому модель инструмента целесообразно выбирать из уже имеющихся лучших образцов. Хотя, видимо, для исполнителей высокого роста с большими кистями и длинными пальцами есть смысл увеличить размеры балалайки по образцу инструмента харьковского мастера С.П.Снигирева, сделавшего балалайку для В. В. Нагорного в 1926 году. Мензура может колебаться от 435 мм (как у Налимова), до 450 мл, в зависимости от выбранной модели и желания исполнителя. Она должна иметь очень точную разметку на грифе. Дека должна быть изготовлена из резонансной ели радиальной распиловки. Это является одним из решающих факторов в формировании акустических свойств инструмента. Ширина годовых слоев в пределах 1,5-3 мм, выдержка не менее 5 лет (чем больше, тем лучше). Так как толщина деки весьма мала (всего 1,6 – 2,5 мм) при значительных размерах по длине и ширине (что вызывает большие напряжения в древесине, доходящие до предела во время игры), ее качество должно быть исключительно высоким, т.е. древесина не должна иметь каких-либо дефектов.

35

Основные свойства, определяющие пригодность древесины ели в качестве резонансной для изготовления дек высококачественных концертных балалаек следующие:

равнослойность древесины, т.е. одинаковая ширина годовых слоев, видимых на радиальном разрезе
прямослойность годовых слоев
отсутствие сучков любого вида и размера, их следов, завитков, а также других пороков.

Отбор резонансной ели может быть произведен в любом районе ее произрастания, т. к. определяющим фактором резонансной древесины является не место ее заготовки, а именно те свойства, которые определяют ель, как резонансную.

Корпус инструмента, его клепки и заднику изготавливают из клена явора. Явором называют клен белый ложноплатановый, он произрастает в СССР на Украине, Кавказе и в Карпатах; клен величественный и клен высокогорный, которые растут на Кавказе.
Древесина клена явора обладает высокими механическими свойствами, имеет красивую структуру на радиальном и полурадиальном разрезах. Нижняя комлевая часть этой древесины имеет иногда волнистую свилеватую структуру, в связи с чем, явор иногда называют волнистым кленом или кленом "птичий глаз". Древесина явора обладает также высокими акустическими свойствами.
Все эти факторы, а также некоторые другие, важные при обработке и отделке лаками, делают эту древесину незаменимой в изготовлении корпуса концертной балалайки. При сборке корпуса не допускается наличие щелей между склеиваемыми деталями, потеков клея, поверхность внутри корпуса должна быть чистой, без зацепов, заусенцев и ворса. Как говорит музыкальный мастер И. В. Емельянов: "Чистота - залог звучания". Особенно тщательно должна быть приклеена дека; всякая неточность является признаком низкой квалификации мастера и снижает достоинство инструмента в целом.

Гриф, накладка и головка балалайки не являются непосредственными элементами звукообразования. Они выполняют роль опоры для натяжения и настройки струн, а также служат для поддержания инструмента в нужном положении при игре. Однако они являются деталями, от которых в полной мере зависят исполнительские качества инструмента. Гриф и головка испытывают больше нагрузки от натяжения струн, а поэтому к материалу, конструкции и точности их изготовления предъявляются повышенные требования. Для их изготовления нужно применять только древесину черного дерева интенсивной черной окраски. Черное дерево (эбеновое, гренадильное) древесина экзотических пород, произрастающих главным образом в тропической Азии и на Цейлоне. Лучшими сортами черного эбенового дерева считаются бомбейское и цейлонское. Древесина черного или темно-коричневого цвета, плотная, очень тяжелая и хорошо полируется.

36

Высокие требования предъявляют все исполнители к колковой механике.
К сожалению теперь ни одна мастерская не выпускает механики хорошего качества.
Это происходит оттого, что с одной стороны при изготовлении ее используется материал низкой сопротивляемости к истиранию и никто не подбирает при изготовлении червячной передачи такого соотношения металлов, которое дает наименьшее сопротивление при трении, с другой же стороны - их выпускают просто плохого качествам большими зазорами, люфтами, заусенцами. К сожалению крышки, закрывающие механику, теперь только крышки.
А ведь есть у кого поучиться. Отличные высокохудожественные крышки делал В. Гирман, а механику - мастер Солдатенков. До сих пор механика его работы отличается плавным ходом, отсутствием люфтов, красотой и пропорциональностью исполнения.

При современном уровне исполнительства, когда музыкант ежедневно проводит за инструментом 3-5 часов, к металлу, используемому для производства ладовых пластин, требования также повышаются. Лада изнашиваются из-за трения струны о них, а значит, что эту пару (струна - лад) тоже нужно подбирать. Лада должны служить, по крайней мере, год. Их необходимо изготавливать только из стали, простой или нержавеющей, но очень высокой износоустойчивости. Ладовые пластины можно делать двумя способами: протягиванием проволоки через валики с насечкой, либо фрезерованием листового материала. Второй способ явно предпочтительнее из-за несравненно лучшего качества обработки, точности изготовления и установки на ладовой накладке.

Панцирь, как и лады, должен обладать высокой стойкостью к истиранию и небольшой акустической константой, чтобы возможно меньше были слышны удары жальцев об него. В последнее время для изготовления панциря стали успешно применять пластик. Он стоек к истиранию, отлично полируется и имеет очень низкую акустическую константу ( , где K – акустическая константа; E – модуль упругости при изгибе; Р – плотность материала. Формула акустической константы была предложена советским академиком Н. Н. Андреевым для определения акустических свойств древесины ). Высота 1-й струны над панцирем у 27 лада должна быть 5 мм, высота 2-й и 3-й струны - 7 - 7,5 мм. Некоторые исполнители для уменьшения стука пальца о панцирь просит опустить его ниже на 1-2 мм, но сохранить неизменной высоту под струнами. В этом случае необходимо наклеить на панцирь плашку с плавным подъемом в районе струн. Форма и размеры панциря должны соответствовать современному уровню исполнительства и обеспечивать удобство игры гитарным приемом.

37

Подставка является неотъемлемой частью балалайки.
Она служит для поддержания струн, передачи их колебаний к деке и ограничения длины рабочей части струны. Подставка должна быть жесткой, т.е. способной сопротивляться деформациям и иметь на своей рабочей части костяную пластиночку для свободного скольжения струны при игре вибрато. Изготавливают ее либо из древесины клена радиальной распиловки с крупными ярко выраженными сердцевинными лучами, но не имеющей «волны», либо из черного дерева. Для каждого инструмента форма подставки и материал для ее изготовления подбираются индивидуально. Она должна быть несколько наклонена назад и очень тщательно подогнана.

Основное назначение лакирования балалайки - защита деки и корпуса от влияния неблагоприятных воздействий внешней среды: влажности воздуха, загрязнение поверхностей от прикосновения рук и запыления. Кроме этого, отделка лаками служит для того, чтобы сохранить стабильными во времени звуковые свойства инструмента, учитывая, что срок службы его составляет многие десятилетия.
Лакированию всегда придавали большое значение, и вопрос о влиянии лаковых покрытий на качество звука инструмента является далеко не случайным.
В связи с этим есть прямой смысл опираться на достижения скрипичных мастеров. Известный русский скрипичный мастер Е. Ф. Витачек в своей книге «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» уделяет очень большое внимание влиянию грунтов и лаковых покрытий на акустические свойства инструмента. Он утверждает, что, например, грунт, имеет колоссальное влияние на качество звука инструмента, гораздо более значительное, чем влияние лака.
А известный скрипичный мастер О. О. Гилл считал, что на образование тембра в итальянских скрипках лак имеет даже более существенное значение, чем конструкция инструмента и дерево. Действительно, можно предположить, что любое защитное покрытие деки приводит к изменению физико-механических свойств древесины, из которой изготовлена дека, в том числе и акустической константы.
Если учесть, что физико-механические свойства любых отделочных материалов, служащих для покрытия деки и корпуса инструмента, отличны от физико-механических свойств, древесины, то и свойства деки вместе с защитным слоем будут другими.

38

На свойства древесины будут влиять следующие факторы:
проникание в поры древесины грунта, который, по-видимому, при высыхании несколько уплотняет поверхностный слой древесины
вид применяемого для покрытия материала
толщина защитного слоя

Лаковое покрытие может оказывать положительное или отрицательное влияние на качество звучания балалайки в зависимости от того, какими данными он обладал до лакирования. В отдельных случаях, когда звук нелакированного инструмента слишком сух и резок, после лакирования он выравнивается и становится мягче. Если же инструмент до лакирования обладал положительными и высокими акустическими свойствами, то любое покрытие лаком, независимо от вида лака, приводит к их снижению.  Оптимальная толщина лаков пленки должна находиться в пределах 90-100 мкм; это обеспечивает сохранность поверхности и в то же время почти не влияет на акустические свойства. С увеличением толщины лаковой пленки звуковые свойства инструмента снижается. Для отделки высококачественных балалаек наряду с масляными и спиртовыми лаками могут быть использованы и нитролаки. Однако предпочтительнее для этой цели применять спиртовые лаки на основе естественных смол, поскольку такие лаки дают более красивый оттенок и в большинстве случаев более светоустойчивы, чем нитролаки. Способ нанесения лакового покрытие не влияет на акустические свойства и может быть выполнен как вручную, так и с помощью пульверизатора. Отделку и облагораживание лаковой пленки производят обычными способами: шлифовкой и располировкой.

Источником звуковых колебаний в балалайке являются гибкие, туго натянутые струны. Комбинируя разные длины струн, можно получить любую необходимую высоту тона. Чем гибче и однороднее материал струны, чем большее натяжение он допускает и чем точнее выдержан диаметр струны по длине, тем чище ее звучание. Мастерскими Большого театра выпускаются очень неплохие струны «ля» для балалайки-примы из стальной высокоуглеродистой проволоки диаметром от 0,28 до 0,3мм. Так, что для каждого инструмента индивидуально можно подобрать струны необходимой толщины. А вот хороших нейлоновых струн не делает никто. Та капроновая леска, которую часто приходится ставить, звучит плохо. Да она и не рассчитана на то, чтобы издавать музыкальные звуки хорошего тембра. Лучшими же 2-3-ми струнами для балалайки является гитарная нейлоновая струны «соль», третья струна из аккорда шестиструнной гитары, диаметром около I мм. Наша промышленность освоили выпуск экспериментальных нейлоновых струн для гитары, но они все же не обладают еще теми характеристиками, которые имеет продукций фирм: «Саварес» - Франция, «Августин» - США. Было бы очень хорошо, если мастерские Большого театра стали выпускать нейлоновые струны для балалайки-примы из того экспериментального материала, который идет на производство гитарного аккорда.

39

Говоря о высококачественном концертном инструменте нельзя не сказать о правилах хранения и ухода за ним.
Концертные балалайки при правильном хранении и надежной эксплуатации весьма долговечны.
Срок службы их велик.
Имеется значительное количество балалаек, возраст которых исчисляется десятками лет. Они не только висят в музеях.
В настоящее время многие из них находятся в эксплуатации. Причем акустические, игровые и художественные достоинства их поражают, порой, исключительным совершенством.  Иногда по внешнему виду инструмента можно определить, в каких условиях содержалась балалайка, как с ней обращались, долго ли находилась в эксплуатации. Большое влияние на состояние инструментов оказывает влажность воздуха.
Дефекты, возникающие в связи с резкими изменениями влажности, являются серьезными и требуют специального ремонта.
Очень важно, чтобы инструмент был всегда чистым. Влияние грязи на звук выражается в том, что загрязненная дека и струны меняют и расстраивают гармоническую систему инструмента. Например, грязь на деке изменяет ее массу, а, следовательно, нарушает акустическую систему корпуса и, как следствие, ухудшает звук. Грязь на струнах изменяет их вес и однородность, отсюда фальшь.
Поэтому, каждый раз, после игры на инструменте, его поверхность и струны необходимо тщательно протирать мягкой тканью. За время долгой эксплуатации внутри инструментов скопляется много пыли, удалить которую часто весьма затруднительно. Наличие пыли глушит звук, являясь как бы сурдиной.

Из всего сказанного следует, что соблюдение основных правил хранения и ухода за высококачественными концертными балалайками, впрочем, как и за всеми инструментами, не только влияет на их акустические качества, но и продлевает их жизнь.

40

Вот эти правила:

Хранить инструмент необходимо в сухих отапливаемых помещениях с температурой воздуха 15-30°С и относительной влажностью 50-60%. Лучше, если инструмент хранится в футляре.
Место хранения инструмента без футляра не должно быть ближе 1,5 м от отопительных систем, а уложенного в футляр - 0,5 м.
Следить за чистотой инструмента.
Следить за тем, чтобы колковая механика была всегда смазана маслом.
При внесении инструмента с мороза в теплое помещение не вынимать его из футляра сразу, дать возможность, чтобы температура балалайки сравнялась с температурой воздуха в комнате постепенно.
Осторожно обращаться с инструментом, не допускать его падения, оберегать от ударов и помнить, что балалайка, как и любой музыкальный инструмент, является сложным тонким акустическим прибором, что она изготовлена из хрупких материалов и всякое повреждение или удар может привести к разрегулированию всей акустической системы инструмента или поломке отдельных его частей.

Как уже говорилось в предыдущем разделе реферата, некоторые отличные налимовские балалайки были загублены при ремонте мало профессиональными мастерами.
Строгое соблюдение правил ухода и эксплуатации инструментов намного снижает возможность возникновения дефектов.
Однако их появление иногда зависит от таких факторов, как влажность воздуха, условий, в которых эксплуатируется инструмент, условий транспортировки, поэтому исключить полностью появление дефектов невозможно.
Кроме того, бывает много случайностей, результатом которых могут быть поломки отдельных частей инструмента или полное его разрушение. Имеются также дефекты, появляющиеся в результате длительной эксплуатации балалайки: истирание ладов, появление люфтов в колковой механике, истирание лакового покрытия инструмента, ослабление упругости деки. Чтобы не происходило ухудшения акустических и игровых качеств высокохудожественных концертных балалаек, ремонт нужно поручать только высококвалифицированным мастерам-реставраторам, имеющим опыт по ремонту уникальных инструментов.
К сожалению, очень немногие из современных мастеров предъявляют высокие художественные требования к своим работам, даже на фабриках музыкальных инструментов они не очень высоки.

Недостаточна требовательность членов экспертных комиссий к художественно-эстетическому уровню принимаемых инструментов, к современности конструкции и формы, качеству применяемого материала, подбору цветовой гаммы, гармоничности пропорций и стилистическому единству.
Даже при условии высокой профессиональной подготовленности членов экспертной комиссии, их мнения субъективны. Для объективной же оценки звуковых и игровых качеств балалаек необходимы приборы и стенды. Это значит, что современное изготовление инструментов должно базироваться на научных основах конструирования, обеспечивающих высокое качество.
Эти разработки под силу только фабрикам по производству музыкальных инструментов. Необходим широкий комплекс научно-исследовательских работ в этой области. Нужно знать зависимость объективных свойств звука от физико-механических свойств древесины, используемой для изготовления инструментов, толщины деки, размеров, конструкции, места расположения пружин, подставки.
Иначе говоря, нужно научиться изготовлять высококачественные концертные балалайки на основе научных данных, а не на субъективных оценках и знаниях мастеров-одиночек.

Источник:  http://www.balalaika-master.ru/history/history1_4.html


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты