Вот эти правила:
Хранить инструмент необходимо в сухих отапливаемых помещениях с температурой воздуха 15-30°С и относительной влажностью 50-60%. Лучше, если инструмент хранится в футляре.
Место хранения инструмента без футляра не должно быть ближе 1,5 м от отопительных систем, а уложенного в футляр - 0,5 м.
Следить за чистотой инструмента.
Следить за тем, чтобы колковая механика была всегда смазана маслом.
При внесении инструмента с мороза в теплое помещение не вынимать его из футляра сразу, дать возможность, чтобы температура балалайки сравнялась с температурой воздуха в комнате постепенно.
Осторожно обращаться с инструментом, не допускать его падения, оберегать от ударов и помнить, что балалайка, как и любой музыкальный инструмент, является сложным тонким акустическим прибором, что она изготовлена из хрупких материалов и всякое повреждение или удар может привести к разрегулированию всей акустической системы инструмента или поломке отдельных его частей.
Как уже говорилось в предыдущем разделе реферата, некоторые отличные налимовские балалайки были загублены при ремонте мало профессиональными мастерами.
Строгое соблюдение правил ухода и эксплуатации инструментов намного снижает возможность возникновения дефектов.
Однако их появление иногда зависит от таких факторов, как влажность воздуха, условий, в которых эксплуатируется инструмент, условий транспортировки, поэтому исключить полностью появление дефектов невозможно.
Кроме того, бывает много случайностей, результатом которых могут быть поломки отдельных частей инструмента или полное его разрушение. Имеются также дефекты, появляющиеся в результате длительной эксплуатации балалайки: истирание ладов, появление люфтов в колковой механике, истирание лакового покрытия инструмента, ослабление упругости деки. Чтобы не происходило ухудшения акустических и игровых качеств высокохудожественных концертных балалаек, ремонт нужно поручать только высококвалифицированным мастерам-реставраторам, имеющим опыт по ремонту уникальных инструментов.
К сожалению, очень немногие из современных мастеров предъявляют высокие художественные требования к своим работам, даже на фабриках музыкальных инструментов они не очень высоки.
Недостаточна требовательность членов экспертных комиссий к художественно-эстетическому уровню принимаемых инструментов, к современности конструкции и формы, качеству применяемого материала, подбору цветовой гаммы, гармоничности пропорций и стилистическому единству.
Даже при условии высокой профессиональной подготовленности членов экспертной комиссии, их мнения субъективны. Для объективной же оценки звуковых и игровых качеств балалаек необходимы приборы и стенды. Это значит, что современное изготовление инструментов должно базироваться на научных основах конструирования, обеспечивающих высокое качество.
Эти разработки под силу только фабрикам по производству музыкальных инструментов. Необходим широкий комплекс научно-исследовательских работ в этой области. Нужно знать зависимость объективных свойств звука от физико-механических свойств древесины, используемой для изготовления инструментов, толщины деки, размеров, конструкции, места расположения пружин, подставки.
Иначе говоря, нужно научиться изготовлять высококачественные концертные балалайки на основе научных данных, а не на субъективных оценках и знаниях мастеров-одиночек.
Источник: http://www.balalaika-master.ru/history/history1_4.html