О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русские обычаи

Сообщений 21 страница 30 из 33

21

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

---

В старину выпечка хлеба производилась два раза в неделю дома.
Тесто замешивали с вечера в квашне: клали закваску, засыпали муку и заливали теплой водой.
Поскольку квашня считалась самым важным предметом быта («Хлеб — всему голова»), один раз в году, на Страстной неделе, производили ее ритуальное очищение. Для этого готовилась четверговая соль — перепеченная в печи вместе с квасной гущей, затем толченая и просеянная. Эта соль считалась лечебной. Квашню в этот день мыли, натирали четверговой солью, чесноком, луком, окуривали воском и хмелем, чтобы она весь год была чистой и в ней удавался хлеб. Ее обвязывали женским пояском, полотенцем, накрывали скатертью и сверху клали хлеб-соль. Квашню выносили на солнце, чтобы набралась сил и давала хороший хлеб.

Пасхальная открытка

22

Строкой источника

---
С. Герберштейн. «Записки о московитских делах»
«Всякий, кто победит больше народу, дольше других останется на месте сражения и весьма храбро выносит удары, получает особую похвалу в сравнении с прочими и считается славным победителем. Этот род состязания установлен для того, чтобы юноши привыкали сносить побои и терпеть какие угодно удары».

---
С. Маскевич. Из «Дневника»
«Боярин, выезжая из дому, садится в сани, запряженные в одну рослую, по большей части белую, лошадь, с сороком соболей на хомуте. Правит ею конюх, сидя верхом, без седла. Сани выстилаются внутри медведем, у богатых - белым, у других - черным. О коврах - не спрашивай! Санные передки обыкновенно делаются для защиты, от грязи так высоки, что из-за саней едва можно видеть голову конюха, сидящего на лошади. Множество слуг и рабов провожают боярина: одни стоят на передках, другие посередине, боком к нему, а некоторые сзади, прицепившись к саням. Ночью же или по захождении солнца челядинец, стоящий впереди, держит большой фонарь с горящею свечою, не столько для освещения дороги, сколько для личной безопасности; там каждый едущий или идущий ночью без огня считается или вором или лазутчиком».

---
А. Дженкинсон. «Путешествие из Лондона в Москву»
«Русские употребляют седла, сделанные из дерева и сухожилий; деревянный остов седла украшается узорчатым рисунком, а сиденье покрывается сукном, иногда парчой, а чаще всего стеганым сафьяном. Они употребляют маленькие барабаны, прикрепленные у луки седла; от их звука лошади бегут скорее».

--------
А. М. Васнецов. Уличное движение в XVII веке. Мясницкие ворота
В. Г. Шварц. Вербное воскресенье в Москве при Алексее Михайловиче
Арчак. XVII в.

23

Рождество и Святки

"На всякий случай — свой обычай"
Пословица

В старину жизнь людей проходила строго в соответствии с месяцесловом — церковным календарем.
Новый год начинался 14 сентября (по старому стилю 1 сентября). Это был день конца сбора урожая, все собирались за столом и устраивали трапезу до утра. Осенью отмечали еще два больших праздника — 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы и 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.
28 ноября начинался Рождественский пост, предваряющий Рождество Христово и Крещение.
      Посты — особые периоды в жизни православных людей, которые направлены на изменение и исправление души человека.
Во время поста полагалось вести себя благочинно: соблюдать порядок, спокойствие, послушание. Кроме того, из рациона питания исключалась скоромная, то есть яично-молочная и мясная, пища. Каждые среда и пятница были постными днями: среда — по преданию, день осуждения Христа, а пятница — день его казни.
      Рождество Христово и Крещение в старину были соединены особым временем — зимними Святками.
В эти дни из пшеничного теста пекли фигурки животных — коров, овец, птиц, коз с глазками из изюма. Они назывались козули, ибо коза считалась символом изобилия и достатка в доме. Их ставили на стол, окна, дарили, давали скоту и считали, что они влияют на будущее. Часть козуль хранили до будущего года.

Рождественская открытка
А. М. Васнецов. Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII в.

24

Колядующие, или христославы, — это молодежь и дети, которые пели рождественские песни - колядки, прославлявшие хозяина и его дом.
За колядку полагалось христославов вознаградить: чаще всего угощали чем-либо вкусным.
Дети ходили с бумажной звездой, которая раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечой. Бумага крепилась на деревянный каркас из лучины, имеющей форму 8-конечного креста. Сама звезда была с восьмью концами.
Хозяева не скупились, ибо не встретить радушно колядующих считалось большим грехом и оскорблением. По улицам провозили девушку в рубахе, надетой на теплую одежду, — Коляду.

      Святки не обходились без ряженых- людей, переодетых в различные костюмы с тем, чтобы их не узнали.
Ряженые бродили гурьбой по улицам и разыгрывали сценки. Наряжались в животных: медведя, козу, журавля, петуха, лошадь и людей — боярина, купца, цыгана, знахаря, пьяницу, старуху.
Маски — хари и костюмы готовили заранее. Маски делали из шерсти или бумаги. Вырезали лицо, пришивали к нему какой-нибудь нелепый, смешной нос, приделывали бороду и усы из льняных оческов. Для костюмов использовали шубы с мехом, солому, бересту, кочергу и другие предметы.
Ряженые ходили по избам, показывали короткие забавные представления и собирали угощение. Например, сценки с изображением «выпечки блинов», «продажи соли или репы», «точения веретена».
      Ряженье начиналось со второго дня Рождества и прекращалось за два дня до Крещения.

В. И. Семенов. Скоморохи
А. М. Васнецов. Скоморохи
Скоморохи. Фрагмент картины А. М. Васнецова
«Всесвятский мост в XVII веке»

25

Молодежь ждала Святок с особым интересом, так как в эти дни можно было гадать.
Гадание проходило разными способами.
Приносили петуха или курицу и ставили на пол блюдце с водой, клали золотое колечко, крошки хлеба.
      Если петух (курица) клюнет кольца, значит, жених будет богат, хлеб — домовит, воду — пьяница. На большой поднос лили воск. Когда он застывал, то можно было рассмотреть фигуру: что она означает, по мнению собравшихся, то и ждет человека в будущем. Воск лили по очереди. В огромное блюдо клали каждый свое украшение: колечко, сережку, браслет. Блюдо накрывали чистым полотенцем и пели «подблюдные песни». Песни были разного содержания, и после каждой вынимали один предмет: какова песня, такова и судьба.
      Гадания на Святки были связаны с замужеством или женитьбой. Один из способов — гадание на перекрестке. Три-четыре девушки выходили на перекресток, вставали спина к спине и очерчивали круг сковородой или ухватом. Затем накрывались полотном и слушали: где колокольчик зазвенит или собака залает, туда и выйдет замуж смотрящая в эту сторону девушка. Стук топора предвещал смерть.
      Снятый с ноги девушки и кинутый за ворота башмачок своим носком должен был указать направление, куда она выйдет замуж. А если он показал на дом девушки, то она и вовсе в этом году не будет просватана.

Святочные гадания

      Чтобы приснился суженый, на ночь девушки клали ключи, опавшие осенью листья, пояс.
      Также гадали на зеркалах, в которых должен был «показаться» суженый.
      Крещение отмечали 19 января.
      По прошествии некоторого времени после Крещения начиналась Масленица.

26

Яичко к Христову дню

Главным праздником на Руси была Пасха, которая приходилась на весну.
День этот каждый год бывает в разное время, но всегда в апреле-мае. Главным атрибутом праздника стало красное крашеное яйцо.
Яйцо для русских людей было символом жизни, рождения и возрождения. Именно яйцо, считали тогда, содержит в себе жизнь и воссоздает ее; из него появляется все живое. Издавна яйцо также считали символом плодородия и обновления, благополучия в семье. Яйцом обносили скот перед выпасом, несли в поле для лучшего урожая и клали на могилы. Обмениваясь красным яичком и произнося: «Христос воскресе!» — еще раз напоминали о том, что Христос своей кровью освятил и даровал людям новую жизнь. Поговорка гласила: «Дорого яичко к Христову дню».

      В пост яйца не ели, поэтому их скапливалось достаточно, чтобы одарить на Пасху всех родственников и знакомых.
      Хранили их в ящиках, пересыпая овсом, золой или солью, причем острым концом вниз. Яйца при хранении не должны были касаться друг друга. Проверяли так: в раствор соли (125 г на 1 л воды) опускали яйцо — свежее оседало на дно, а испорченное всплывало.
      Обыкновенно на Пасху красили куриные яйца, реже гусиные. Как правило, окрашивали с помощью луковой шелухи: добавляли ее в воду и варили яйца в течение 10 минут. Существовал и иной способ: яйца заворачивали в разноцветные ткани и проваривали. Расписывали также яйца красной краской в горячем виде. Красить в темные цвета было не принято. Издавна на Пасху дарили и расписные деревянные яйца.
      Крашеные яйца имели даже свои названия: крашенка — окрашенные в один цвет, крапанки — имеющие на цветовом поле полоски, пятна, крапинки; писанки — раскрашенные от руки сюжетными и орнаментальными композициями. Самый распространенный цвет — красный.

Пасхальная открытки

27

Пасхальное яйцо клали за божницу и затем по необходимости давали больным, с его помощью тушили пожары, начинали сев, спасали скот от падежа.
Первое яйцо, полученное при христосовании, имело охранные свойства.
Скорлупа от съеденных яиц не выбрасывалась куда попало. Ее мелко толкли в ступе, потом клали в мешочек, она считалась целебной.
      Повсеместной игрой-забавой на Пасху было битье и катание яиц.
Самое простое — два яйца били друг об друга, причем бились обоими концами яйца. Острый его конец называли носочком, а тупой — пяткой. Сначала бились носочком, а затем пяткой. Если разбивались оба конца, то яйцо считали проигранным и оно переходило к победителю, а если разбивался только один конец яйца, его делили пополам. Крашеные яйца катали с той же целью навстречу друг другу по столу или по полу. Любили катать их и с бугорка или делали специальные наклонные лоточки. Скатившееся с бугорка яйцо должно было удариться о чье-либо из лежащих на земле, тогда играющий забирал себе это яйцо. Но главное, чтобы твое яйцо не разбилось, то есть владельцы разбившихся яиц выбывали из игры. Катание яиц считалось символическим: оно означало пробуждение и встречу весны. Именно от катания яиц зародилась русская игра — бабки. Сначала крашеные яйца (затем кости животных овальной формы) выкладывались на кон, то есть выстраивали на земле в одну линию. Играющие с определенного расстояния (100 шагов) бросали в них мяч из льняных хлопьев или ваты, обшитый тряпочкой. Вышибленное яйцо считалось выигранным, и его забирал тот, кто вышиб. Понятно, что для таких забав нужно было выбирать самые крепкие яйца. Тогда проверяли прочность яиц, стуча ими по зубам. Если звук был глухой и скорлупа мягкой, то такое яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же яйцо при ударе звучало, то это значило, что скорлупа окостенела и не выдержит удара, лопнет. Часто делали фальшивые яйца: через крошечные отверстия выдували и выливали содержимое яиц, затем в них же аккуратно заливали древесную смолу и заделывали дырочки. Застывшая смола очень хорошо укрепляла скорлупу и не позволяла яйцу биться.
     
Пасхальная открытка.
Б. М. Кустодиев. Канун Пасхи.
Фрагмент картины А. П. Рябушкина «Московская улица в праздничный день».

28

Вся еда в этот праздник имела ритуальное значение и освящалась в церкви: крашеные яйца, высокий круглый хлеб из пшеничной муки — пасочен хлеб, или кулич, и творожная пасха.

      Пасхальный стол украшали очень красиво.
Скатерть застилали светлую и яркую, посуду ставили самую красивую и обязательно живые или искусственные желтые цветы.
Яйца клали на стол в ростки овса или пшеницы, зеленую траву, которую специально выращивали к празднику.
Пасхальный стол был сытным и обильным. Кроме пасхи, кулича и крашеных яиц, на стол ставили баранью голову из сливочного масла.

      В этот день не принято было есть горячую пищу и рыбу.
Согласно ритуалу, сначала съедали освященную пишу (яйца, куличи, пасхи), а затем уже приступали к обычной — скоромной.

Фрагмент картины А. П. Рябушкина
«Московская улица в праздничный день».
Н. А. Кошелев.
Дети, катающие пасхальные яйца
В. Е. Маковский. Игра в бабки
Пасхальное яйцо с сюрпризом - золотой курицей.

29

Народные традиции

Народная одежда во многом сохраняла традиции предшествующих веков.
      В силу того что преобразования Петра I коснулись главным образом городского костюма, хранителем традиций народной одежды стали крестьяне. Обыкновенно одежда крестьянина состояла из холщовой белой или пестрядинной рубахи навыпуск, подпоясанной узким пояском или ремнем. Рубаха была без воротника, с широкими рукавами и свисала до колен. Застегивалась рубаха медною или серебряною пуговкой. Штаны тоже делали из холста или пестряди в полоску. На ногах — онучи и лапти. Летом на этот наряд еще надевали крашенинный зипун или суконный кафтан без воротника.
      Шляпы носили войлочные и поярковые с расширяющейся сверху тульей. Зимой надевали штаны из сермяжного сукна, суконный кафтан и необрезной в талии нагольный полушубок с тканевым шерстяным кушаком. На голове — меховая овчинная шапка с цветной суконной тульей. Рукавицы кожаные, а внутри вязаные шерстяные варежки.

      Купцы в XVIII в. одевались еще по старинке. На холщовые или шелковые рубахи надевали длинный кафтан пониже икр, камзол до колен и штаны из пестряди, кумача, сукна или плиса. Поверх штанов висела выпущенная рубаха. Порты, как правило, купцы заправляли в сапоги, тщательно начищенные ваксой. Сапожный глянец ценился.
      На рубаху купцы надевали камзол (или жилет) из тонкого сукна или полубархата, кафтан с серебряными или позолоченными пуговицами. Типичной купеческой и мещанской одеждой была чуйка. Она представляла собой одежду из черного и синего сукна, длиной ниже колен, с широким запахом налево, без воротника, с вырезом у горловины. Чуйка отделывалась мехом по вороту, борту и рукавам.
      Наряду с чуйкой купцы и мещане носили сибирку — синий или черный длиннополый двубортный суконный сюртук, отрезной по талии и со сборками в нижней части, с отложным воротником и лацканами на груди. На голове носили круглые теплые шапки с околышем из бобра, соболя или куницы, летом круглые шляпы или картузы. Костюм дополняли лисьи шубы, распашные меховые бекеши и овечьи тулупы, покрытые сукном.

А. Н. Бенуа. Улица Петербурга в начале XVIII в.
Купец. Фрагмент картины А. Г. Убигана «Купец и купчиха»
Б. М. Кустодиев. Купец в шубе.

Источник:
http://www.booksite.ru/fulltext/korot/k … /index.htm

30

Русская система мер

Меры длины

   1 миля = 7 верстам = 7,4676 км
   1 верста = 500 саженям = 1,0668 км
   1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,1336 м
   1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам = 0,7112 м
   1 вершок = 1,75 дюйма = 44,45 мм
   1 фут = 12 дюймам = 0,3048 м
   1 дюйм = 10 линиям = 25,4 мм
   1 линия = 10 точкам = 2,54 мм
   1 точка = 1/1200 фута

Меры площади

   1 кв. верста = 250 000 кв. саженей = 1,1381 кв. км
   1 кв. десятина = 2400 кв. саженям = 1,0925 га
   1 кв. сажень = 9 кв. аршинам = 49 кв. футам = 4,5522 кв. м
   1 кв. аршин = 256 кв. вершкам = 784 кв. дюймам = 0,0929 кв. м
   1 кв. дюйм = 100 кв. линиям = 6,4516 кв. см

Меры объема тел

   1 куб. сажень = 27 куб. аршинам = 343 куб. футам = 9,7127 куб. м
   1 куб аршин = 4096 куб. вершкам = 21952 куб. дюймам 
   1 куб вершок = 5,3594 куб. дюймам = 87,8244 куб. см
   1 куб. фут = 1728 куб. дюймам
   1 куб. дюйм = 1000 куб. линий = 16,3871 куб. см

Меры сыпучих тел

   1 четверть = 2 осьминам = 8 четверикам = 209,91 л
   1 осьмина = 4 четверикам = 104,95 л
   1 четверик = 8 гарнцам = 26,239 л
   1 гарнец = 1/8 четверика = 3,2798 л

Меры жидких тел

   1 бочка = 40 ведрам = 491,96 л
   1 ведро = 4 четвертям = 10 штофам = 12,299 л
   1 четверть = 2,5 штофа = 5 водочным бутылкам = 3,0748 л
   1 штоф (кружка) = 2 водочным бутылкам = 10 чаркам = 1,2299 л
   1 винная бутылка = 1/16 ведра = 0,7687 л
   1 водочная или пивная бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам = 0,615 л
   1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам = 122,99 мл
   1 шкалик = 1/200 ведра = 61,5 мл

Меры массы (веса)

   1 берковец = 10 пудам = 1,63805 ц
   1 пуд = 40 фунтам = 16,3805 кг
   1 фунт = 32 лотам = 96 золотникам = 409,51241 г
   1 лот = 3 золотникам = 12,797 г
   1 золотник = 96 долям = 4,266 г
   1 доля = 44,43 мг