О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русские обычаи

Сообщений 1 страница 10 из 33

1

Русские обычаи и обряды на Руси.

В этих книгах собраны исчерпывающие сведения о русских обычаях и традициях, которые складывались веками.
Читатель узнает, как на Руси праздновали рождение человека, крестили новорожденных, справляли день ангела, свадьбы, новоселье, хоронили.

2

Русские обряды и традиции:

Народная кукла

Аннотация:  В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов.
Обо всем этом рассказывается в кратких этнографических очерках.
Авторы в доступной и увлекательной форме воссоздают уникальные приемы изготовления обрядовых и игровых кукол, на протяжении веков сопровождавших быт русских крестьян.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей, увлекающихся народным творчеством.
Материал может быть использован для организации внеклассной кружковой работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.

3

Ироничный взгляд на русские народные обычаи
   

Jahr Markt - так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений.
И название сохранилось до сих пор, несмотря на новейшую моду заменять исконно русские слова иностранными.

Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена.

Возникали они всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей.
Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка!
Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром.
Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам.
Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда съедает он за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.
 
Однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелегким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами с глазами в далекий Ирбит, или притащить из далекого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов - дело нешутошное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена еще не догадывались). А где лошади - там и цыгане!
 
О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды!
Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским просторам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим поделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей - перекрашивали их, выправляли мятых (надували), устанавливали седла-дуги-оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием.
 
Кроме лошадей, на ярмарках показывали и других забавных животных. - А ну-ка, Миша, покажи, как государь-анпиратор коронуется! А ну, покажи, как Достоевский пишет! А теперь - как Пушкин царизм обличает! А теперь - как Ботвинник думает! И Миша потешает народ как может! Народ цветы бросает, за автографами лезет. Миша никому не отказывает. Популярность у него бешеная. В каждом городе - одно и то же: "Миша, я хочу от тебя медвежонка!", "Миша, каковы ваши творческие планы?", "Миша, пожалуйте на пресс-конференцию!", "Миша, вас ждёт губернатор!.."
 
Скоморохи и шуты потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся слоганы - "Деготь, лыко и пенька - вот товар для мужика!", "Не маракуй - лошадь подкуй!", "Ешь побольше сала, чтоб хозяйство стояло!", "Хорошо иметь домик в Петербурге!" То были первые, живые рекламные ролики.
 
* * *   
Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя огромную толпу торгующих, покупающих и праздношатающихся, а иногда уже и праздноваляющихся людей.
Перемены внес некий торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов. Он же вывел один из первых законов торговли - о том, что при бесконечной торговле цена покупателя и цена продавца сходятся к конечной величине реальной стоимости товара.
Благодаря этим теоретическим изысканиям торговля на ярмарках пошла довольно бойко.
Пряники печатные (с надписями) и непечатные (с надписями и рисунками), зелено вино (называемое теперь абсентом) раскупались с бешеной скоростью. А хохлома и гжелка, жосткинские подносы, картины Рублёва и прочие народные поделки, благодаря невысоким ценам, были в каждой избе.
Однако, бывало так, что за одну ярмарку торговец не мог реализовать весь товар - скажем, рыбу или мясо. Тогда на следующей ярмарке (через год) этот товар продавался со значительной скидкой. Это было выгодно.
 
В XV веке на ярмарках появились первые пуховики. Но поскольку темное, косное крестьянство предпочитало ходить в тулупах, ни один пуховик так и не был куплен, и еще пятьсот лет их в Россию не возили.
 
На ярмарке можно было познакомиться с самыми последними достижениями науки, техники и литературы. Глупые русские мужики приобщались к искусству лубка, несли в избы книги "Про Милорда Глупого", а вот сочинения Белинского и Гоголя отчего-то не пользовались спросом.
Очень хорошо продавались различные лекарства, зелья и снадобья. Знахари предлагали покупателям конопляные куренья, презервативы из бычьего пузыря, монпансье "Антигородовой". Кстати, сам городовой обычно ходил между рядами и строго следил, чтобы у него не спёрли кошелек.
 
Дело в том, что благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы, в том числе и воровство. Поимка вора - еще один повод для ярмарочного увеселения. Весь торговый люд бросал свое занятие и начиналась веселая игра "Держи вора!". Вся ярмарка кричала "Держи вора!!!", в том числе и сам вор, и все хватали друг друга за что попало. Особенно весело было девкам и бабам.
А ярмарочные петрушки? А конфеты-бараночки? А словно лебеди саночки? А облучки-каблучки? Всё прошло, все умчалося...
Лишь некоторые вещевые рынки потихоньку возрождают старинные русские традиции. Правда, вместо петрушек - ахмеды, вместо бараночек - бастурма, зато каблучки и пуховички - в огромном количестве.
 
* * *   
Нынешнее руководство налогового министерства считает русские ярмарки не более чем вымыслом и красивой легендой. "Как можно торговать без ККМ-ов и ИНН-ов? Без накладных и товарных чеков, наконец? Всё это миф!" - заявил тут недавно налоговый министр М. И. Рюрикович.
Однако, это было на самом деле. При заключении сделки торгующие стороны не обменивались бумажками, а просто ударяли по рукам. Многие успешные торговцы возвращались домой не в силах поднять опухшие и все в синяках руки. Каждую сделку полагалось "обмыть", чтобы никто не остался в барыше, так что опухшие и все в синяках рожи тоже были не редкостью на ярмарках.
Да уж, это точно: где ярмарка - там и кабак. А где кабак - там и веселье. Спиртное в те времена продавали ведрами, для удобства. На каждом ведре аккуратно наклеивали государеву акцизную марку - считалось, что без этого алкоголь не подействует.
Медовуха текла рекой! Выйдет, бывало, кабатчик, вынесет бочку зелья, да и хрясь по ней топором! Не жалко! Опять же, это иногда было и оправдано, потому что многие, устав, уже не могли встать с земли и поэтому продолжать ярмарочное веселье могли только лёжа...
Ежели купец не пропьет или не проиграет всё, что нажил на ярмарке, и если его не ограбят по дороге домой, - значит, это настоящий хозяин, разумный, работящий и рачительный. Такие богатели, становились заводчиками, заводили дружбу с интеллигентами и в конечном итоге спускали всё богатство на театры и картинные галереи...
 
* * *   
Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха: участники устраивали бои "стенка на стенку".
Скажем, шубный ряд на дубленковый, или джинсовый на кожаный. И кто побеждал - тому на следующий год и на лучших местах торговать!
Длилась ярмарка, как правило, месяц, или два или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами.  Всем хоть что-то, да доставалось!

4

Масленица – исконный русский праздник.

Мы прощаемся с зимой и встречаем долгожданную весну.
Празднества, гуляния и, конечно же, традиционное угощение – блины со всевозможными начинками, масляные, жирные, но такие вкусные…
Однако, можно приготовить блины и так, что они будут диетическим блюдом.

В этой традиционной закуске русской кухни одинаково важны две составляющие:
тесто, из которого испечены блины, и начинка. Готовя диетические блины, нужно стараться сделать так, чтобы низкокалорийным было и то, и другое.

Масленица - блины!

5

Обычаи

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни.
Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и привычки, зародившиеся в начале 20 столетия.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество, а язычество - Масленицу.
Современность сохранила и некоторые языческие обычаи, среди которых большей популярностью пользуются калядование, и свадьба.

Во время празднования Пасхи русские воспоминают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца (один из народных способов покрасить яйцо - сварить его в шелухе лука), которые символизируют собой тело Христа. Это настолько распространенные обряды, что их не избегают и атеисты. Утром после того, как во всех храмах прошли всенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: "Иисус воскрес!", на которые получатель должен ответить: "Во истину воскрес!" и подарить в ответ или кулич, или крашеной яйцо. Этот обычай именуется "Христосование".
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. Кроме расписных натуральных яиц, к Пасхе готовили еще и специальные подарочные из драгоценных металлов, из стекла, хрусталя, фарфора с роспись. Больше всех в этом ремесле преуспел Карл Фаберже. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста круглой формы, которая символизирует собой саван Христа по преданиям имеющий такую же круглую форму. Во время еды кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ею оставшуюся часть сладкого блюда.
Каляду (или калядки) устраивают во время Рождества в ночь с 6 по 7 января. В это время люди не спали, а ходили по домам, пели колядки (обрядовые песни), за которые гостей угощали разными вкусностями. Сейчас этот обычай распространен только в селах, однако в былые времена им не брезговали воспользоваться цари и дворяне, которые обычно переодевались в карнавальные костюмы. Бедняки же выворачивали свои одежды наизнанку и надевали маски животных. Особенно в коляде нравилось участвовать детям, которых за песенки обязательно угощали сладостями.

Самый любимый языческий праздник у россиян - это масленица и Новый год. Во время первого люди пекут блины в течение целой недели.
Сейчас возобновилась традиция сжигать чучело Масленицы. Этот обряд символизирует собой приход весны и прощание с зимой.
На Новый год русские украшают елку новогодними игрушками, большой популярностью пользуются самодельные. В эту ночь (с 31 декабря по 1 января) русские собираются семьями и компаниями в чужих квартирах, много пьют спиртных напитков и загадывают массу желаний, так как существует народная примета: "Что загадаешь под Новый год, должно сбыться в будущем". В этот день русские помнят и еще об одной примете: "Как проведешь Новый год, так сложится и следующий". В 12 часов ночи русские обычно чокаются и выпивают фужер шампанского, а после - раскрывают подарки и танцуют.

6

Крещение - древнейший обряд, который в православной и католической церкви относится к разряду таинств.

Оно означает принятие человека в лоно христианской церкви.
После крещения говорят: "Он стал божьим человеком", то есть приобщился к религии.
В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической же просто обливают водой. На крестины в России принято приглашать родных и близких, накрывать праздничный стол. Кроме того, в России на крестинах младенца выбирают крестных отца и мать, которых в дальнейшем называют "кум" и "кума" и которые призвану всю дальнейшую жизнь ребенка помогать ему во всех трудностях.
Со временем этот обряд не изменился: люди по-прежнему записываются в церковь, где священник произносит огласительную молитву, благословляет воду, одевает младенца в крестильную рубашку, вручает нательный крест, совершает таинства миропомазания и крещения.

Свадьбы в России, по традиции длящиеся 2-3 дня, заключаются обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами.
Самый популярный период для свадеб в России наступал после Рождества и длился до Масленницы. называлась "свадебник". Сейчас более популярными у молодоженов стали весна и конец лета или осень. Современная свадьба обычно длится.

Обряд церковного венчания становится все более популярным, однако по закону он возможен только после регистрации брака в государственном учреждении - загсе. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.
Считается, что после него супруги острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. До регистрации жених, приехавший забрать невесту в церковь, должен выкупить ее у гостей, он также проходит массу испытаний, представляющих собой ряд конкурсов, в конце которых жених по традиции должен расплатиться подарками или деньгами со всеми участниками.
Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает ее "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь.
Свадебный пирог в России называется "курник". Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда новоиспеченные муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает и, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Современная свадьба обычно длится 2-3 дня.

7

Еще со времен социалистического строя у русских осталась масса старых привычек и обычаев.

Из наиболее распространенных - уступать в общественном транспорте место пожилым людям и детям.
Варить летом варенье и консервировать фрукты и овощи.
Проживать во время отпуска на загородных дачах, на которых и выращиваются все необходимое для еды в летний период времени года.
А также - ходить в гости не только по выходным и нести с собой что-нибудь "к чаю", посещать близких друзей или родных без предупреждения.

Из наиболее закоренелых обычаев следует отметить квартирное проживание: практически 60% россиян всю свою жизнь проводят в однокомнатных, двух- или трехкомнатных квартирах.
Западная традиция иметь свой частный дом распространилась в кругах лишь прилично обеспеченных россиян.

Многие русские по-прежнему "не отпускают" своих детей во взрослую жизнь, пока они ни обзаведутся собственной семьей.
И только после этого многие, теперь уже женатые и замужние юноши и девушки начинают работать, чтобы обеспечить молодую семью.
Как правило, в России представительницы прекрасного пола выходят замуж в возрасте 18-23 лет.
Возраст сильной половины человечества аналогичен их избранницам.

8

Русские пьют только горячий чай.

Причем делают они это, как правило, утром и глубокой ночью.

9

Масленица

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны.

Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста.
"Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа.
Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
Масленица (масленка, масленичная неделя, сырная неделя, сырница, белая мясоедь, мясопуст) - языческий праздник проводов зимы и встречи весны. Первое упоминание о Масленице, с описанием всего происходящего в отпущенное ей время, известно только с ХVI в., хотя Мясопуст упоминался уже в Несторовской летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 году. Существующее название было, вероятно, связано с большим количеством употреблявшейся во время его проведения масляной жирной пищи.
Масленица относилась к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть народного календаря. Срок ее проведения зависел от даты главного христианского праздника Пасхи.
По православным пасхалиям празднование масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели, предшествовавшей началу Великого Поста. Это соответствовало второй половине февраля - началу марта. Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она единственная не приурочивалась к конкретным дням христианского календаря и была древнейшим истинно народным праздником, отразившим в себе двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований.
Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляла собой сложный, многоплановый, четко регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение и природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества.
Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам. Период проведения Масленицы, однако, не соответствовал в данном случае тому времени года, которому она посвящалась.
Так символическая встреча весны, которую в определенной мере обрядовые действия должны были символизировать и приближать, приходилась на время, когда вокруг исполняющих ритуальные действия людей лежал плотный снег, зима не утратила пока окончательно своей силы, а до действительного прихода весны было еще сравнительно далеко. Вероятно, все это можно объяснить тем, что первоначально масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося по лунному календарю на март (после церковной реформы ХVI в., оно было отнесено на 1 сентября - по старому стилю летоисчисления), и празднование ее продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения в природе. Тогда же, вероятно, Масленица и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Длинная череда постов, введенная христианской церковью до и после ее главного праздника Пасхи, принудила вынести некоторые древние языческие ритуальные действия, не регламентированные жестко по времени церковным календарем и предназначенные стимулировать природу в день солнцеворота, за начало запретного времени.
Таким образом, период проведения Масленицы сократился до одной недели, и она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название ,,сырной" или ,,мясопуста" и предстоящую времени Великого Поста. В сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно.
Именно это временное положение позволяло исполнять главное правило Масленицы - накрывать обильные сытные столы со всевозможной снедью и употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а так же яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов, кваса, пива и вина. Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая избыточность, вероятно, исторически имели непосредственное отношение к магии первого дня Нового года, когда они должны были символизировать собой весь окружающий мир и предназначались, возможно, для разделения его благ между всеми участвовавшими в ритуальных действиях.
Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение различного рода обрядовых действий, направленных на благо крестьянской общины.

10

Масленица вобрала в себя целый пласт разнообразных разновременных традиций, правил, обрядовых действий и развлечений.

В ней переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.
Наиболее важными ритуальными элементами, составлявшими суть праздника, были следующие:

1.   Поминальные: обряды связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр.

2.   Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых.

3.   Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков.

4.   Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких- либо возрастных, социальных, семейных или половых ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека.
Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.
Порядок проведения Масленицы на различных территориях страны имел некоторые свои особенности.
В северных губерниях основное внимание при отправлении ритуальных действий уделялось семейной обрядности и, особенно, той ее части, которая непосредственно относилась к молодоженам текущего года и молодежи.
В центральных, поволжских и южнорусских губерниях большее развитие получили проводы Масленицы.
В городах праздник к концу ХIХ в. уже утратил большую часть своей обрядовой специфики и сохранил в основном свою развлекательную часть.
К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели.
В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома - от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне масленой недели называлась ,,маленькой масленицей".
В этот день принято было поминать умерших родителей.

Для них пекли специальное угощение - блины - и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам. В воскресенье на заговены перед Великим Постом последний раз ели мясо.
Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу умерших в доме родственников, оставляли для них на всю ночь накрытые большим количеством еды столы.
Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели.
Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник - "встреча"; вторник - "заигрыши"; среда - "лакомка"; четверг - "разгул", "перелом", "широкий четверг"; пятница - "тещины вечерки"; суббота - "золовкины посиделки"; воскресенье - "проводы", "проща", "прощенье", "прощеный день", "целовальник".

На основной территории России встреча Масленицы, как правило, не отмечалась специальными ритуалами и не всегда даже происходила в первый день праздника. Но "прихода" ее очень ждали и к нему заранее тщательно готовились: заливали на морозе крутые склоны берегов рек, строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, висячие и круглые качели, на ярмарках сооружали балаганы для представлений кукольников.