О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русские обычаи

Сообщений 11 страница 20 из 33

11

В отдельных деревнях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал.

Он состоял в почетном ввозе специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник, в селение из-за околицы в сопровождении большого количества зрителей и исполнении ряда действий. Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка.
За ними сзади двигалась еще целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками.
Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе.
Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и основными исполнителями всех последующих действий.
От начинающегося праздника ожидали радости, веселья, обильных трапез и развлечений, поэтому и старались встретить его как можно веселее и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же. Дорогую гостью закликали, окликали, гукали; все действие сопровождалось соответствующими песнями-причитаниями:
"Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, веточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться …"(Сахаров И.П., 1990, стр. 329.)

                  "А мы масленицу дожидали,
                    В окошечку доглядали,
                    В окошечку поглядали...
                    Сыром, маслицем поливали.
                    На горушку выходили,
                    Сыр и с маслицем выносили,
                    Сыром, маслицем поливали,
                    Чтобы горушки были катливые,
                    Чтобы девушки были гудливые."

                                (Календарно-обрядовая поэзия сибиряков,1981,с. 138.)

                    ,,Наши девушки игривы.
                    Молодушки веселые…
                    Дайте Масленицу нам прогулять,
                    С ребятами поиграть.
                    С ребятами поиграть,
                    С ребятами со холостыми…
                    У нас седня Масленица,
                    Масленица, Масленица.
                    Прилетела к нам ластовица,
                    Ластовица, ластовица.
                    Села ж она на колу,
                    На колу, на колу.
                    Кидает масло по кому,
                    По кому, по кому.
                    У кого нету- скулья тому…

                                (Русская обрядовая…,1998,с. 34-35.)

В некоторых регионах России перед началом постоянных катаний (см. Катальные горы) на вершине горы кем-либо из участников произносились наговоры: ,, … Масленица тонка, высока, поджара, на катушку прибежала. Подхватили молодцы, посадили на санки скатили больно далеко, поглянулось очень хорошо…"(Ончуков Н.Е.,1928, стр.122.)
После того, как необходимое число приветствий было пропето, сани с чучелом Масленицы в сопровождении всех собравшихся ее встречать с визгом и хохотом под крики детей: "Приехала Масленица! Пришла Масленица!", -съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки на скамейках, заледеневших лукошках и санках (см. Катальные горы). С этого момента Масленица считалась встреченной, а праздник - начавшимся. Зарождение в день ее встречи нового месяца, когда он ,,окунул рог в масло", по народному поверью почиталось хорошим предзнаменованием не только на время конкретного праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего предстоящего года. Если же в этот день мела метель, то такой же ожидали и всю последующую неделю. ,,Помело метлой на Масленицу; придет Осударыня Масленица Метельная." (Демиденко Е.Л., 1985, с. 60).
В Сибири и Приангарье во время встречи разыгрывали даже специальное представления, участники которых в игровой форме имитировали сельскохозяйственные работы и подсобные занятия крестьян. Все эти действия сопровождали специальные масленичные песни и комический оркестр. В этот день ходили к родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях и поездках на ярмарки.
Отмечали встречу Масленицы и жители городов, даже таких, как столичный Петербург.
Считалось, что праздник приходит в него через Охту или Ямскую слободу. Родоначальницей же праздника представляли нагруженную всякой снедью, пирогами, блинами и оладьями жительницу этой окраины. ,,Насилу дождались такого праздничка, а его дожидали целый годик!"- говорили жители, распевая песни и пускаясь в пляс.

12

Главным символом праздника являлось масленичное чучело - Масленица женского или мужского пола, одетая в традиционный крестьянский костюм соломенная или деревянная кукла, снежная баба или специально избранный для этой цели человек, наряженный самым фантастическим образом в разномастную старую одежду.

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся "широкой" или "разгульной Масленицей".
Накануне их следовало обязательно вымыться в бане и смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года.
В домах прекращали какую-либо постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым, кататься с гор, развлекаться, ездить по ярмаркам и пр. К этому времени приурочивалось исполнение большого количества инициационных обрядов, связанных в основном с чествованием ,,новоженов" -молодых супругов, вступивших в брак в этом году.
Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны, заставляли ,,выкупать" друг друга у веселящихся односельчан и пр.
Дети и подростки ходили по домам, где жили молодые, распевая специальные песни - колядки и требуя от хозяев угощения за свои старания:

                    "Погляди на огневку- не найдешь ли гривенку,
                    Погляди в сундучек_ не найдешь ли пяточе,
                    Кто не даст полушку- уведем телушку,
                    Кто не даст денежку- уведем девушку,
                    Кто недаст лепешку-, разобьем окошки,
                    Кто не даст пирога,разобьем ворота,
                    Вот хозяин-господин графин водки выносил,
                    Стакан водки наливал, песенникам подавал".

                             (Ончуков Н.Е., 1928, с.125.)

В деревнях и на ярмарках проводились своеобразные "смотры молодоженов", на которых они должны были демонстрировать любовь и привязанность друг к другу, символически закрепляя тем самым в глазах крестьянской общины свой новый статус самостоятельных взрослых семейных людей. Эту же цель преследовали и обязательные ,, гостевания молодоженов" в домах тестя и тещи с непременным угощением блинами, посещение ими крестных родителей и родственников с обеих сторон. Присутствие там новой образовавшейся брачной пары повышало социальную значимость последних в глазах окружающих, так как подразумеваемая репродуктивная способность и плодовитость молодых супругов, по народным представлениям, сулили успех в сельскохозяйственной и скотоводческой деятельности жителям всей деревни.
Хождение в гости и поглощение большого количества всевозможной жирной масляной пищи, присутствие в масленичной трапезе в качестве обязательного ее компонента блинов, блинчиков, оладий, пряженцов, хвороста, блинных пирогов, одаривание родственников подарками являлось непременным условием правильной и достойной встречи праздника. Для успешного сытого существования людей в наступающем году следовало "потешить масленицу", что означало щедро ее встретить и достойно проводить. "Хоть с себя что заложи, а масленицу проводи" (Соколова В.К., 1979, с. 12.), ,,Масленица объедуха, деньгам прибируха."(тульск.)
Кто не отдавал дань празднику, подвергался всеобщему порицанию; кроме того, считалось, что он остальное время года будет жить в горькой беде и нужде.
Наибольшего размаха достигало развитие праздника в последние два дня. Молодежь каталась с гор на санках, скамейках, ледянках и пр.
В это время в деревнях и на ярмарках устраивались "съездки". На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению "снежных городков", олицетворявших собою, вероятно, уходящую надоевшую голодную зиму. Разгорались многосотенные спортивные состязания, "кулачные бои", в которых в определенной последовательности принимало участие все население мужского пола, за исключением немощных, убогих и стариков, и где одна деревня сражалась с другой. Проливавшаяся здесь кровь должна была окропить землю и способствовать хорошему урожаю.
Воскресенье являлось последним днем праздника.
В этот сравнительно короткий отрезок времени совершалось значительное число наиболее значимых ритуальных действий. В разных регионах России они имели разное воплощение.
Большую роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, направленные на избавление живущих в деревне людей от влияния на их судьбы злых разрушительных сил. Они могли исполняться в различных формах: сжигания и потопления, ряженья, сопровождаемого шумом и смехом, то есть любым способом, способным отогнать или обмануть нечистые силы.
В северных регионах страны кульминацией праздника являлось зажигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра (см. Масленичный костер). В его сооружении участвовали все жители деревни или села, отдававшие для этого старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и пр. В центр кострища вертикально помещали высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.
В южных и центральных губерниях проводы Масленицы представляли сложное многоплановое действие с участием специального масленичного поезда, составленного из лодок, саней и пр. и большого количества ряженых персонажей.
Главным действующим лицом в нем являлось одетое в традиционный крестьянский костюм масленичное чучело из соломы или дерева, либо изображавший ее человек. Продвижение поезда по деревне сопровождалось разыгрыванием представлений. Исполнителями в них являлись участники шествия, а зрителями все остальные жители. Масленица была временем, когда происходило разрушение привычных стереотипов человеческого бытия и поведения, когда допускалось то, что было неприемлемым в повседневной обыденной жизни. Все это находило свое отражение в костюмах, поведении и выступлениях участников. Фантастические костюмы ряженых, чисто изменявшие их внешний облик, применение масок-личин, гримирование лиц сажей, фривольные шутки и действия, производимые ими, шум и веселье - все это в крестьянском сознании ассоциировалось с нарушением границ между реальным и потусторонним мирами и создавало картину присутствия на празднике представителей чуждого человеку мира. Разыгрываемые сцены часто носили мистический характер, но исполнялись и представления, подвергавшие критике и осмеянию реальные события. После объезда деревни Масленицу увозили за околицу и там либо разрушали и разбрасывали по полям, либо топили в реке, либо поджигали. Все участники переодевались в обычную одежду и, очистившись таким образом от чужого влияния, возвращались к привычной жизни. После этого праздник считался законченным, все его участники расходились по домам для заключительного обрядового действия, из-за которого последний день праздника и получил название - Прощенное воскресенье. В этот день следовало посетить кладбище и могилы умерших родственников и отнести им поминальное угощение, а также посетить всех родственников, друзей и знакомых и испросить у них прощение за все причиненные в ушедшем году огорчения и обиды. Во время этого ритуала младшие просили прощения у старших, бедные - у богатых. Последними прощали друг друга члены одной семьи. Это происходило уже дома после последнего обильного ужина и вечерней молитвы. Все оставшиеся после празднования Масленицы скоромные угощения подлежали уничтожению или сожжению в предверие Великого Поста. Однако, как правило, их старались срочно доесть.
"Бойся Маслена горькой редьки, да пареной репы; пируй- гуляй баба на Маслену, а про Пост вспоминай!"- гласили русские поговорки.
В отдельных местностях в понедельник после масленичной недели принято было справлять "тужилку по честной госпоже Масленице," на которой ели постные блины с конопляным или подсолнечным маслом.
Сформировавшиеся в далеком прошлом в стройную ритуальную систему все масленичные обрядовые действия имели определенную аграрно-магическую направленность, которая должна была способствовать жизнеспособности и обильности нового урожая, процветанию деревни, успешной хозяйственной деятельностью людей. Она включала в себя обряды, связанные с пробуждением земли и природы; очистительные обряды, направленные на защиту благополучия людей и изгнание враждебных им сил за пределы конкретного жилого пространства и, хотя к ХIХ - началу ХХ в. большая их часть утратила свое истинное ритуальное значение и носила уже почти чисто развлекательный характер, некоторые обряды еще сохраняли ярко выраженный языческий облик.
Пограничная сущность Масленицы, отмечавшей собой рубеж зимы и весны и сытой веселой жизни, с одной стороны, и аскетизм, голодание и покаяние Великого Поста, - с другой, превратили ее в один из обрядов устранения отжившего зла и продуцирования плодородия и изобилия, что во время ее проведения, несомненно, способствовало созданию атмосферы праздничного мироощущения.
Масленица была временем, когда все было дозволено. Поэтому она давала большие возможности для выражения общественного мнения в различных формах осмеяния существовавших порядков, поведения отдельных личностей и т.п. Выработался и специ фический язык этого праздника в виде определенных форм и символов, основой для появления которых послужили древние ритуальные языческие действия. Масленичная обрядность с ее первоначальной яркой аграрной направленностью к концу ХIХ в. уже в основном утратила свою строгую обрядовую структуру, но полностью еще сохранила всю присущую празднику игровую сторону.
Веселье как обязательная часть ритуального действия, вероятно, должно было обеспечить всем участникам развлечений и представлений благополучное, сытое, безбедное существование в продолжение всего приближавшегося нового аграрного года. Эротическая окраска многих обрядовых действий и шуток диктовалась их направленностью на повышение плодородия как природы, так и каждого конкретного человека. Исполнение песен, танцев, хороводов, ряженье в маски и нелепые одежды участников проводов масленицы также имело, несомненно, в прошлом магическое значение, утраченное со временем.

13

ЧТО ДЕЛАЛИ НА МАСЛЕНИЦУ

 
Значительная часть обычаев на масленицу так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

Эта тема нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (фактически не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или “привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали “колодку” — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают   обряды, относящиеся к хозяйственным делам   и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).

Здесь необходимо отметить, что понятие "Чучело Масленицы" имеет несколько ошибочный характер, поскольку в действительности  изготавливалось чучело _Зимы_, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей, хотя это неверно.

Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.

Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

Понедельник - встреча
   
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:

А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали
.

Вторник - заигрыш
   
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления.
В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

Среда - лакомка 

Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
   
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Пятница - тещины вечера
   
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща   обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота - золовкины посиделки
   
Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных").

Воскресенье - проводы, целовальник, прощённый день
   
В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

14

Русский народный календарь.

Обычаи, поверья, приметы на каждый день (большой формат)

Хороший подарок!

Хотите познакомиться с Кикиморой и Василиском, Банником и Обдерихой, Шишом и Лядащим?
Хотите обучиться секретам старинной русской ворожбы, отыскать клад в ночь на Ивана Купалу, заполучить рубль неразменный, от сестер Лихорадок навсегда избавиться и Горе-Злосчастье со своих плечей скинуть?
Тогда попробуйте пожить по неписанным законам Русского народного календаря - уникального собрания национальных обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день.
Но народный календарь - не только увлекательное чтение. Это кладезь многовековой народной мудрости и прикладных знаний, благодаря которым читатель научится безошибочно предсказывать погоду, вырастит рекордные урожаи на своем приусадебном участке, а по бабушкиным рецептам приготовит сотни вкусных и оригинальных блюд.
Глубокое знание истоков русской национальной культуры, искренность и душевное тепло авторов этой книги помогут читателю окунуться в родную старину, умом и сердцем приобщиться к народным обычаям, почувствовать свои корни и ощутить себя Русским человеком на Русской земле.
Удивительная книга - настоящий подарок!

15

Автор: Истомин С.В.

Издательство: АСТ / Астрель / Хранитель

Серия: Я познаю мир
Год издания: 2007
Кол-во страниц: 383
Другие издания этой книги:

Я познаю мир. Детская энциклопедия.
Русский народ: традиции и обычаи /
Я познаю мир. Русский народ. Традиции и обычаи

16

Широкая Масленица

Масленица отмечалась в феврале-марте целую неделю.
15 февраля отмечали другой праздник — Сретение, в который, по народному поверью, зима встречается с весной.
      Проводы Масленицы — это проводы зимы.
Все дни Масленой недели были четко расписаны и имели названия: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки и, наконец, воскресенье — проводы, Прощеный день, целовальник, Прощеное воскресенье.
      В понедельник встречали Масленицу, которую представляли в виде соломенного чучела в женской одежде и лаптях.
Ее ставили в сани, запряженные лошадьми с лентами и колокольчиками, и возили по улицам, потом оставляли до пятницы на самой высокой горе, снова возили, а в воскресенье сжигали.
Семейные масленицы — небольшие куклы — устанавливали на коньках крыш, где они находились целую неделю.

В. Г. Шварц. Вешний поезд царицы на богомолье в XVII веке.
А. Г. Убиган. Конные состязания.

17

Во вторник начинались заигрыши, во время которых проводились состязания в силе и ловкости и катания с ледяных гор.
Соревнования проходили в основном между мужчинами, которые старались продемонстрировать свою удаль и ловкость перед невестами. Это был бег взапуски, то есть наперегонки, скачки на лошадях, метание копья в положенное на земле кольцо, стрельба из лука в шапки. Победители выигрывали заклады (споры).
      Самым распространенным соревнованием были кулачные бои.
Способы этих боев были различны. Один из них — «стенка на стенку». Бой происходил чаще всего на льду замерзших рек или прямо на улицах. Раздавался свист, и первыми выступали с разных берегов реки (или разных улиц) ребятишки — мальчики не моложе 10 лет, потом парни — женихи, а затем уже взрослые мужики. Дрались они стеной, делая через час боя передышку.
Поединок начинался с брани, чтобы раззадорить противников. В это время стучали в бубны. Далее начиналась жестокая битва. Многие бойцы уходили с поля битвы почти нагие: и сорочки, и порты на них были разодраны в клочья. Били в лицо, в грудь, сначала кулаками, а затем и ногами. Однако правила были строгими: запрещалось бить упавшего («Лежачего не бьют!»), избитого в кровь («Мазку не бьют!»), запрещалось сводить счеты с противником, делать «закладки» — камень, монету в руках или рукавицах для усиления удара. Рукавицы, полушубок и шапка смягчали удары противников. Могучие силачи наблюдали за поединком и по вызову вступали в бой.
      Другой способ кулачного боя — «сцеплялка-свалка», когда бойцы бились врассыпную.
Здесь были разные способы поразить противника: старались подломить, подмять его под себя и рывком свалить на бок через ногу; нагнуть и подбить противнику ногу правым носком, сшибить на землю. О последнем приеме говорили: «Матушка Москва бьет, родимая, с носка». Здесь в таких боях русские мужики тренировали свои кулаки, а потом их применяли и в повседневной жизни. Не случайно возникла поговорка о женихах: «Без борца нет венца». Кулачные бои давали простор русской удали, но церковь их считала большим грехом. Случайно убитых в кулачных боях она предавала проклятию и запрещала совершать над ними похоронный обряд.

18

В старину также любили суровые «медвежьи» потехи.
Во время этих так называемых потех совершали травлю медведей и волков собаками и устраивали бой охотников с медведем.
Для травли зверей выпускали крупных собак — волкодавов и британов (догов или бульдогов). Травля медведей происходила во время Масленицы на льду рек. Перед началом поединка человека с медведем последнего должны были раздразнить. Медведи драли на охотниках кафтаны и однорядки, мяли своих противников. Охотники боролись с рогатиной или вилами. Когда медведя выпускали и он, поднявшись на задние лапы, с разинутой пастью и яростным ревом, пошатываясь, шел на своего противника, то от охотника требовалось большое мужество и умение в совершенстве владеть своим примитивным оружием. Охотники должны были изловчиться и быстрым ударом всадить острие рогатины в горло или в грудь медведя между передними лапами, а другой конец рогатины утвердить у ноги, крепко удерживая оружие. Зрители любили этот опасный «театр» и следили за каждым движением поединка. К подобного рода развлечениям церковь относилась отрицательно.
      Другой обряд Масленицы — строительство ледяных гор и катание на них.
Кроме естественных гор строили из дерева высокий помост, на который взбирались по лестнице, спуск посыпали снегом и поливали, вдоль него ставили фонари. Катались с гор не только дети и молодежь, но и взрослые.
У богатых были расписные санки, отделанные мехом куницы, у бедных — лядунки — простые деревянные, обмазанные снизу жидким навозом. У кого санок не было, ездили с гор на обледенелых рогожках и дощечках или вовсе без них. Сшибались в куча-мала, ломали санки, падали и кровавили носы. Каждый молодой муж должен был прокатить свою жену с горки.
Обряд сопровождался поцелуями и поклонами. Молодых также валяли в снегу.

19

Катались также на коньках и на лыжах.
Дубовые лыжи были широкие и короткие, крепились к обуви носковым ремнем. Конец лыжи был так сильно загнут вверх, что к нему можно было привязать веревку для прочности. Палок либо не было, либо была только одна.
      Коньки делали из кости — коровьей голени. Нижняя поверхность кости была заточена, а носок приподнят кверху. На боковой поверхности делали два круглых отверстия для шнурка или ремней, которые прикрепляли к обуви. Другой тип конька — деревянная колодка, посаженная на узкую железную полосу. Чтобы удобнее было скользить, передняя часть загибалась спереди. Русские катались на коньках легко и быстро. Умудрялись ездить даже на одном коньке, отталкиваясь другой ногой.
      Начиная с понедельника, все дни Масленой недели обязательно ели блины. Когда от стопы блинов на столе не оставалось ни одного, то отправлялись на ледяные горы.
      На Масленицу всю неделю катались на лошадях, запряженных в сани. Грандиозные всеобщие катания на санях назывались съездки.

      Сани в старину являлись более почетным видом транспорта, чем езда на колесах.
Сани не только древнейший экипаж, но и имеющий сакральное значение. По форме они напоминали ладью с загнутыми спереди и сзади краями.
Катались на Масленицу на выходных и потешных санях (а были также крестовые — для перевозки икон, покоевые — для перевозки постели, панихидные). Покрывали сани медвежьей шкурой, сверху войлоком или сукном, с наружной стороны они обивались бархатом или атласом, на спинки вешали ковры.
Сани также обивали кожами, которые расписывали яркими или золотой красками. На столбах саней и по нижней части делали резьбу по дереву.
Перед саней был настолько высок, что седок видел только голову кучера, сидевшего верхом на лошади, впряженной в сани. Мужские сани предназначались только на одного седока, козел для кучера не было (они появились в 20-30-е гг. XVII в.).
Чуть позже стали делать запятки. Когда боярин садился и сани начинали движение, так как скорость передвижения была небольшой, то около саней могли бежать скороходы, а сзади мальчик.
Лошади для езды должны были быть крепкими, выносливыми и быстроходными по снегу. Особенно ценились лошади белой масти для выездов. Долгое время позволялось в сани впрягать только одну лошадь. Только к концу XVII в. бояре получили право впрягать в сани две или четыре лошади и ездить цугом. Женские сани — каптаны — были гораздо просторнее, чем мужские, они напоминали целые дома на полозьях. Они обивались красным сукном и червчатым бархатом, по бокам они имели занавески из шелка или сукна, а позже — слюдяные оконца. Кучер либо садился верхом, либо шел пешком, помахивая арапником из заячьей кожи с набалдашником из сайгачьего рога. Рядом по бокам саней бежали скороходы. Женские экипажи имели не только комфортабельные сани, но и более нарядно украшенных лошадей

20

Из рода в род передавали бояре богатые уборы лошадей: седла с драгоценными камнями, золотые стремена, попоны, шитые золотом и серебром, расписные дуги из редких пород дерева. Особенно следили за украшением конной сбруи боярыни. Плоское деревянное седло для кучера обтягивалось бархатом или сафьяном с золотыми узорами. Поводья делали из серебра или вызолоченных колечек, ниже поводьев подвешивали «гремячие» цепочки, а над копытами лошадей прикрепляли бубенчики, которые вместе с цепочками позванивали при быстром движении коня. У седла привешивали литавры — два полушария, обтянутые кожей, которые при движении ударялись друг о друга. В гриву лошадей вплетали разноцветные ленты и бумажные цветы. Сами гривы заплетали в косички. На спины лошадей клали парчовые, бархатные и золототканые попоны с бахромой и кистями. Простые люди довольствовались дровнями и лубяными санями, их лошади были гораздо скромнее убраны.
      В последний день Масленицы было принято устраивать обряд «Взятие снежного городка».
На площади возводили крепость из снежных блоков и водружали на нее флаг. Выбирался «городничий», обязанный стоять на защите города вместе с пешими воинами — детьми и молодежью с лозами — прутьями и метлами в руках. Это была пехота. Другая часть составляла конницу, она должна была взять крепость.
      Став в строй, конные по сигналу пускались на взятие городка, пытаясь проникнуть в него и разрушить. Пешие старались метлами и прутьями испугать лошадей и не допустить их в городок. Они хлестали коней со всех сторон. Но все же некоторые конные прорывались сквозь пехоту и на всем скаку въезжали в ворота снежной крепости, и она разрушалась.
      В этот же день был принят еще один старинный обряд — проводы Масленицы. Чучело Масленицы снимали с конька дома и сжигали либо разрывали на мелкие части и бросали во двор скоту с убеждением, что это обеспечит плодовитость домашних животных. На высоком месте, на горке сжигали большую Масленицу. Для этого в масленичный костер несли старые вещи, одежду, хлам. Этот костер символизировал похороны зимы, всего отжившего, состарившегося и вместе с тем зарождение весны. Считали, что чем выше огонь, тем быстрее наступление тепла. В костер бросали и остатки обильной пищи. Весь обряд сопровождался криками: «Масленица, прощай!», «Уходи, зима, присылай весну!». Ребятам говорили, что в костре сгорело все молоко и масло, и таким образом объясняли их отсутствие во время Великого поста. Пепел от Масленицы зарывали в снег на поле, сыпали в солому и давали домашним животным.
      В этот день все родственники, соседи и знакомые просили друг у друга прощения, если кто кого обидел словом или делом, мирились. Так и говорили: «Прости Христа ради», а в ответ слышали: «Прости и ты меня», «Бог простит». Дети кланялись в ноги родителям, а слуги — господам. На следующий день начинался Великий пост.
      В преддверии Вербного воскресенья открывались вербные базары, где продавали сладости и игрушки, чтобы скрасить пост детям. Верба считалась священной: ей хлестали тело, чтобы человек не болел. Добавляли веточки вербы в пищу домашней скотине: это предохраняло ее от падежа.
      Верба в доме выгоняла всякую тяжесть и нечисть из стен дома. Во время Великого поста отмечали также праздник Благовещения. Этот праздник отмечался 7 апреля как день начала весны и пробуждения природы. Поскольку считалось, что весну приносили птицы, выпекали фигурки жаворонков и куликов из пресного ржаного теста с добавлением меда, постного масла и морковного сока. Птичек лепили с распростертыми крылышками, как бы летящими, вместо глаз вставляли изюминки. Их привязывали веревками к шестам и ставили во дворах и огородах.
      Последняя неделя поста — Страстная. Всю неделю наводили порядок в домах. Во вторник поили скот на рассвете «сеченым молоком», которое получали из толченых семян льна и конопли. В четверг сами мылись в банях и делали уборку изб и дворов. В этот день женщины приступали к приготовлению еды к празднику Пасхи.