О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Русские свадьбы, русская семья


Русские свадьбы, русская семья

Сообщений 31 страница 40 из 89

31

Невесты

32

Русская свадьба

Каждому этапу русской народной свадьбы издавна придавали особый символический смысл.
Переход жениха и невесты в статус мужа и жены для создания новой семьи считался событием сверхординарным, которое было возможно только через символическое умирание молодых с их последующим воскрешением...

33

Символика и прагматика свадьбы

В русской традиции свадебный обряд является наиболее последовательным воплощением символического языка культуры, реализацией и "материальных" - сиюминутных, и духовных устремлений этноса.
Как ритуал свадьба оформляет и регламентирует создание новой семьи, а в перспективе обеспечивает смену поколений, продолжение жизни коллектива во времени.
Согласно мифопоэтическим представлениям изменение статуса человека - в данном случае превращение жениха и невесты в мужа и жену, - возможно только через символическое умирание с последующим воскрешением.

Перевозка приданого невесты в новый дом. Русские. Владимирская губ. Начало XX в.

34

Невеста после сватовства

После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, предметов, тщательно соблюдала пищевые запреты.
Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубашку с длинными рукавами, закрывала лицо платком.
Все эти признаки свидетельствовали о её символической смерти. Этот мотив во многом задавал особый драматизм, напряжённость русской свадьбы.

Праздничная дуга. Русские. Русский север. 1817 г.

35

Жених после сватовства

Для жениха подобные изменения в поведении были не столь актуальны, так как русская свадьба описывается, как правило, с "мужской" точки зрения. Поэтому столь ярко выражен антагонизм между сторонами жениха и невесты, частично характеризующиеся как отношения свои/чужие или даже живые/мёртвые.
В этом смысле неудивительна подвижность партии жениха на довенчальном этапе, являющаяся проявлением его жизненности: жених приезжает на рукобитье (заручины, пропой), смотрины , девичник (плаканье), где происходит обмен дарами, угощением, которые можно рассматривать как попытку преодолеть барьер, сблизиться с невестой и её семьёй, а в перспективе - создать новую семью.

Кружка для пива и кваса. Русские. Олонецкая губ. Конец XIX - начало XX в.

36

Венчание

Кульминацией свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника.
В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка , за ним жених с тысяцким , потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане.
Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.

Свадьба. Русские. Тульская губ. 1902 г.

37

Свадебный пир

Особую роль на свадьбе играло пиво, которое выполняло посредническую функцию.
Собственно само получение пива символизировало выход девушки замуж, на что указывает выражение заварить пиво в значении 'готовиться к свадьбе'.
Одним из центральных обрядов свадьбы был пир, который являлся формой общественного признания и одобрения свадьбы.
После брачной ночи обряды были ориентированы на возвращение молодых к жизни, включение их в новую социальную структуру.
Конец свадьбы как особого состояния для всех её участников знаменовалось отводинами - совместным посещением молодыми дома родителей и взаимным угощением.

Лубяной короб. Русские. Архангельская губ. Конец XVII - начало XVIII в.

38

Счастливые невесты!

Очень важный момент в жизни семьи!

39

Невесты

40

РУССКАЯ СЕМЬЯ  Х-ХVII ВЕКОВ 

как объект историко-культурологического изучения

Российская наука, ориентированная в советское время на изучение больших масс людей, их движения в истории, лишь к середине 80-х годов XX столетия обратилась к изучению культуры семьи, брака, материнства и детства.

Трудность изучения указанной проблемы, особенно в период Средневековья, заключается в первую очередь в узкой источниковедческой базе, отсутствие, как правило, таких видов источников как церковно-приходские книги, городские кадастры, «семейные записки», авторские трактаты.
Вместе с тем, сохранились от Х-XV веков административные документы, фискальные переписи, источники по каноническому праву.
Существующие на сегодняшний день источники по истории и культуре русского быта X-XVII веков дают возможность проследить основные пути эволюции русской семьи в период раннего и развитого средневековья и в итоге попытаться определить насколько соответствовала сложившаяся тогда модель семьи и брака, чувств родства реальным формам супружеских союзов.

Это позволит нам реконструировать ценностные ориентации семьи в названный период.
Изучение истории русской семьи может помочь также в определении культурных влияний на демографические стереотипы и охарактеризовать некоторые демографические представления X-XVII веков.

В привычном, обыденном словоупотреблении, «семья» означает конкретную, реально существующую группу людей, объединенную каким–либо «интересом».
Демографическая наука понимает под семьей совокупность отношений разного порядка (тип семьи, принципы организации родственной преемственности, правила вступления в брак, специфику поведения внутри семьи между ее членами).
Культуру семьи средневековой Руси помогут выявить названные принципы.

Формы древнерусской семьи в истории средневековья запечатлелись как движение от крупных «многоядерных» патриархальных семейных групп к малым «одноядерным» семьям. Преобладали «большие» семьи, а «малые» хоть и были, но насчитывали единицы.

«Многоядерные» семьи нуждались в определенном единстве, которое прослеживается в имянаречении.
Имена наследовались из поколения в поколение. Женщины в семьях средневековой русской элиты носили имя мужа (например, княгиня Анна, жена князя Всеволода Галицкого отзывалась на имя «Всеволожа»).
С XII-XIII веков наряду с именем появились прозвища, имевшие как правило, индивидуальное применение, они впоследствии легли в основу фамилии.
Знатные семьи дифференцировались по фамилиям, обозначавшим не только предка, но и местность на которой проживали (князь Владимир Андреевич Срепуховской, князь Юрий Звенигородский и т.п.).
Далее фамилии распространялись и на непривилегированные сословия.

Помимо этого, по наследству передачи имен (моральных атрибутов родства) семейно-родовые связи скреплялись и материальными атрибутами (наследство – движимого и недвижимого имущества).
С раннего времени в средневековой русской семье существовала общность имущества супругов при наличии у каждого из них собственных долей. Это в свою очередь повлекло упрочение в обществе венчальных (законных) браков. Имущество, принесенное в семью, или совместно нажитое, всеми силами сохранялось и передавалось наследникам.

Выходя замуж, женщина вносила в семейную «копилку» свое приданное, которое сохранялось за ней до передачи наследникам после ее смерти.
Общим направлением имущественных прав женщин на Руси было законодательно- правовое оформление ее дееспособности. Она накладывала отпечаток на всю гамму совместно-брачных отношений, они как - бы «консервировались», что сказалось на отсутствии радикальных перемен в семье, свойственных семье Европы XVI-XVII веков.

История непривилегированной русской сельской семьи свидетельствует о том, что процесс выделения малых семей шел еще более медленно, чем в городе. Сохранение меж поколенных связей, неразделенных семей обусловливалось особенностью образа жизни и прочностью сельской общины.

К процессу создания семьи во всех стратах средневекового русского общества отношение было одинаковое.
При венчании (создании «разрешенной» семьи) возможен был развод, по крайней мере де-юре.
В княжеских семьях развод был грандиозным скандалом с большим общественным резонансом, тогда как в низших слоях общества считалось делом не таким уж и страшным. Позволялось мужьям «пустить жену» к новому «мужу», с которым она открыто жила, поэтому тема «роспусков» и побочных семей не была крамольной вплоть до XVII века.

Венчальный брак, рассматриваемого периода был обставлен множеством условий: возраст жениха и невесты, запрет брака с иноверцами, с представителями разных социальных страт, вступление в брак не более двух раз в жизни, заключение брака с лицами, близкими по крови в шестом колене.
Несмотря на перечисленные ограничения, представители всех слоев средневекового русского общества стремились вступить в брак, так как успешное ведение хозяйства требовало как мужских, так и женских рук. Холостяцкая жизнь считалась тяжелой и неестественной.

Таким образом, можно сказать, что в средневековой Руси существовали два типа семьи во всех социальных слоях, семья была жизненной необходимостью, и ее создание и существование обеспечивалось определенными нормами права и традициями.
С Петровских времен начал формироваться новый тип семьи (нуклеарной), которая сохранилась и в наши дни.

Источник:
http://analiculturolog.ru/index.php?mod … ;pageid=32


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Русские свадьбы, русская семья