О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Русские свадьбы, русская семья


Русские свадьбы, русская семья

Сообщений 1 страница 10 из 89

1

...

2

Русская свадьба

Свадьба в соответствии с русскими народными традициями — это не только красиво и поэтично, это оригинально, душевно и очень интересно.

«Ой, моя матушка, да кому ж отдаешь ты свою кровиночку»? — услышав сию жалобу от невесты, не пугайтесь. Скорей всего, она просто решила устроить свадьбу в соответствии с русскими народными традициями. А значит — одним выкупом не отделаешься. Будет и традиционное расплетение кос, и причитающие подружки, и обряды от сглаза — для жениха, и хлеб-соль для молодых.

3

Положение женщины в Древней Руси.

Женщины редко упоминаются в летописных источниках.
Например, в "Повести временных лет" сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в пять раз меньше, чем "мужских".
Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети).
Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае посессивной, владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу).

Едва ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены князя Игоря Новгород-Северского в "Слове о полку Игореве" - Ярославна.
Кстати, это послужило А.А. Зимину одним из аргументов для обоснования поздней датировки "Слова".
Весьма красноречиво говорит о положении женщины в семье цитата из мирских притч", приведенная Даниилом Заточником (XII в.): Ни птица во птицах сычьни в зверез зверь ежни рыба в рыбах ракни скот в скотех козани холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает".

Деспотические порядки, получившие широкое распространение в русском обществе после принятия новой религии, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего это относилось к женской половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

После свадьбы ее новым хозяиномстановился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их.

В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым.

В обязанности супруга и отца входило поучение домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Считалось, что человек, не бьющий жену, дом свой не строито своей душе не радеет", погублен в сем веке и в будущем".
Лишь в XVI в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа. Так, Домострой советовал бить жену не перед людьми, наедине поучитьникако же не гневатися" при этом. Рекомендовалось "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Ограничения приходилось вводить хотя бы в рекомендательном порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись в средствах при объяснении" с женами. Недаром тут же пояснялось, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их!) и детем поврежение бывает в утробе".

Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно!) побить, за руки держа".

В то же время следует отметить, что в языческой Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в пошибании(изнасиловании) и оскорблении женщин срамными словами".
Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина.Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев. Существование у влиятельных лиц целых гаремов фиксируется не только в дохристианской Руси (например, у Владимира Святославича), но и в гораздо более позднее время. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-то из приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц. Вместе с тем в некоторых случаях женщина, видимо, и сама могла стать настоящим деспотом в семье. Трудно, конечно, сказать,что повлияло на взгляды авторов и редакторов популярных в Древней Руси "Моления" и "Слова", приписываемых некоему Даниилу Заточнику, - детские впечатления об отношениях между отцом и матерью либо собственный горький семейный опыт, однако в этих произведениях женщина вовсе не выглядит столь беззащитной и неполноправной, как может представиться из вышеизложенного. Послушаем, что говорит Даниил.

"Или речеши, княже: женися у богатого тестя; ту пеи, и ту яжь. Лутче бо ми трясцею болети; трясца бо, потрясчи, отпустит, а зла жена и до смерти сушит ... Блуд во блудех, кто поимет злу жену прибытка деля или тестя деля богата. То лучше бы ми вол видети в дому своем, нежели жену злообразну ... Лучше бы ми железо варити, нежели со злою женою быти. Жена бо злообразна подобна перечесу (расчесанному месту): сюда свербит, сюда болит".

Не правда ли, предпочтение (пусть и в шутку) самого тяжелого ремесла - варки железа жизни со женой кое о чем говорит?

Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в обществе. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.

Вообще же, на жене лежала вся ответственность за ведение домашнего хозяйства, за воспитание детей младшего возраста.
Мальчиков - подростков передавали потом на обучение и воспитание (в ранний период, действительно дядькам по материнской линии - уям, считавшимся самыми близкими родственниками-мужчинами, поскольку проблема установления отцовства, видимо, не всегда могла быть решена).

4

Свадебный обряд

Из всех обрядов, которые сейчас бытуют, свадьба – самый богатый и самый насыщенный символическими образами древний народный обычай.
Практически нет такого человека, который обошелся бы без пусть самого скромного свадебного обряда, когда вступает в брак.
Как ни в одном другом, живы в свадебных ритуалах и по сегодня традиции народа, его обычаи.
У всех славянских народов процесс свадебного обряда очень схож: здесь и «сватовство», и «смотрины», и «помолвка», и «приглашение», «девичник» и «мальчишник», «прибытие жениха за невестой», «выкуп невесты», «официальный акт бракосочетания», «венчание» и, конечно же, само свадебное застолье. И хотя время и новая жизнь изменили смысл свадебных обычаев, большинство современных свадебных празднеств несет в себе многие традиции, которые имели место еще в старину на Руси.

Как же происходил свадебный процесс много лет тому назад?

Русские женились довольно рано, бывали случаи, когда жениху было лет 12 или 13.
Этим родители спешили удалить юношу или девушку от соблазнов холостой жизни, так как по тогдашним понятиям непозволенные любовные связи считались непростительным грехом и ставились наравне с тяжкими преступлениями.
Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым, разве только из-за болезни или обещания вступить в монастырь.
При женитьбе жених и невеста часто не знали друг друга и находились под сильным влиянием своих родителей.
В старину брак совершался так: родители решали женить своего сына, советовались с ближайшими родственниками, избирали семейство, с которым не стыдно было завести родственную связи, и посылали сватов к родителям невесты. Если ее родители давали согласие, то потом имели место «смотрины» невесты. После смотра происходил сговор, первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты, к которым приезжали родители жениха, сам жених и его близкие родственники. После всех речей писалась рядная запись, где обозначалось время проведение свадьбы, приданное невесты. Сроки были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбы совершались и через неделю после сговора, и иногда и через несколько месяцев. Приданое всегда было важным условием русской свадьбы. От жениха ничего не требовалось. Обыкновенно приданное доставлялось в дом новобрачных после свадьбы. Весь процесс сговора носил укрепляющий характер для будущего брачного союза.
Начиная со сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей невесты. В день бракосочетания у жениха и невесты совершаются все необходимые приготовления, частью которых было снаряжение свадебных чинов. Главный чин со стороны жениха был тысяцкий. В его обязанности входило сопровождать и остерегать всюду жениха. Затем следовали посаженые отцы и матери. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин.
Накануне свадьбы у жениха собирались его гости, у невесты – ее, устраивались пиры. У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец с румянами, перстными, гребешком, мылом и зеркальцем. Некоторые посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем, лакомства из изюма и фиг и розгу. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее буду кормить и лакомить, а если лениться, то сечь розгами.
Венчание происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Она и еще человек пятьдесят, шествовавшие за ней, приносят различные принадлежности для брачного ложа и брачной комнаты, которой избирался сенник. Его соответствующе украшали и вносили постель, которая приготовлялась на кровати или на широкой скамье. Возле постели ставили кадки или открытые бочки с пшеницей, рожью, овсом и ячменем, что означало обилие, которого желали новобрачным в их новом домоводстве. Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлеба или караваи и готовили стол.
Когда приближалось время венчания, невесту одевали в самое лучшее платье и навешивали на нее как можно больше украшений. В это время в парадно убранной комнате ставили столы , накрывали их скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. В комнате, предназначенной для торжества, по всем углам ставили иконки.
В то же время жених в доме своих родителей собирался со своими гостями ехать за невестой. В числе его гостей находился священник, который должен был венчать.
После того, как в доме невесты все было готово, и сама она была одета, ее вели в торжественный зал. Туда же несли караваи и брачные свечи. Невесту сажали на место, остальные ее гости тоже рассаживались и посылали дружку к жениху, который извещал его о том, что пора идти к невесте. Жених получал родительское благословение и церемониальным шествием достигал двора невесты. Встречали его родители невесты. Он проходил в зал и занимал место рядом с невестой.
Когда таким образом усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. После появления на столе первых блюд священник прочитывал «Отче наш». После непродолжительного застолья, невесту причесывали и укрывали покрывалом. После этого молодые отправлялись в церковь. После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучения. Затем он брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться.
Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся. В то же время дружка разрезал каравай, и священник посылал его отцам обоих семейств как символ их будущей родственной связи. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья. На значительных свадьбах существовал обычай бросать окружающим монеты. Из церкви все отправлялись в дом мужа, откуда им навстречу выходили отец и мать жениха с образом и хлебом-солью, благословляя новобрачных. Дома все садились за стол, однако, ни жених, ни невеста не должны были ничего не пить, ни есть. В дальнейшем они уходили в сенник, а гости продолжали пировать.
На другой день новобрачных вели под звуки песен в отдельные мыльни, где их поили и мыли вином и медом. После чего их кормили кашей. Затем все по приглашению жениха отправлялись у нему на торжественный пир, который назывался Княжим.
На третий день после брака начиналось пиршество у родителей невесты. По окончании стола отец и мать невесты благословляли молодых, а гости дарили им подарки. На свадьбе редко дарили деньгами, большей частью вещами, скотом и лошадьми.
Свадебные обряды были одинаковы, как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж и во второй, и в третий раз.
Однако второй брак, по мнению народа, не имели той святости, как первый.
Церковный обряд третьего брака состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью. Несмотря на воспрещение четвертых браков церковью, они случались и правительство позволяло детям от четвертого брака пользоваться правами законных детей в отношении наследства.

5

О СТАРИННЫХ РУССКИХ СВАДЬБАХ.

(Из Флетчера)

Русские празднуют свадьбы совсем отлично от других народов.
Мужчине, хотя бы он отроду не видал своей невесты, не позволено смотреть на нее во всё время сватовства; и сватается он не сам, а через посредство своей матери или другой пожилой родственницы, либо знакомки. Когда согласие дано с обеих сторон (брак, совершённый без ведома родителей, не почитается законным), тогда отцы или лица, занимающие их место, с ближайшими родными сходятся говорить о приданом, которое обыкновенно очень велико в сравнении с состоянием родителей: посредственные торговцы (marcet man) дают за дочерями по 1000 рублей и более.
От мужчины не требуют у них никакого обязательства за приданое. Жена, по смерти <мужа>, оставшись с одним детищем, наследует третью часть имущества. Оставшись с двумя или более детьми, имеет право на бо́льшую награду по усмотрению сожителя. Но если муж умрет бездетен, то жена возвращается в свое семейство с одним приданым — и то когда найдется после мужа довольно имения для очистки его. Согласясь о приданом, родственники дают взаимные обязательства в его уплате и совершения брака в положенный день. Сверх того, если невеста не была еще замужем, отец ее и родные обязаны поручиться в ее непорочности. Обыкновенно возникают большие споры и тяжбы, когда муж возымеет хотя малейшее подозрение насчет поведения жены своей.
Таким образом, по соглашении в условиях, вступающие в брак посылают друг другу подарки, сначала невеста, потом и жених — но всё не видятся до свадьбы. Накануне брачного дня невесту ввечеру отвозят в колымаге (а зимою в санях) в дом жениха, с свадебным убором и брачною кроватью, которую всегда доставляет невеста и которая обыкновенно всегда красива и богата. Здесь она всю ночь остается с своею матерью и другими женщинами, но жених с нею не здоровается и ни разу не видит ее.
Когда приспеет время бракосочетания, невеста надевает род покрывала изо льна или из тонкого вязания, завешивая им голову и всё тело до пояса. Подобно жениху, в сопровождении родных, она отправляется в церковь; все едут верхом, хотя бы церковь была возле дома и хотя бы они находились в самом бедном состоянии. Словесное согласие и другие обряды бракосочетания весьма сходны с английскими. Невесте подают кольцо, она надевает его; тогда произносится словесное согласие, руку невесты соединяют с рукою жениха, который всё время стоит у одного конца алтаря или налоя (table), а невеста у другого. Когда таким образом узел брака связан священником, невеста подходит к жениху и падает к ногам его, прикасаясь к его обуви в знак своей подчиненности и повиновения. И в то время жених накрывает своим кафтаном (gown) или верхним платьем невесту в знак своего долга защищать и любить ее.
Тогда жених и невеста становятся рядом у одного конца налоя. Отец невесты с ее родными подходят к жениху и низко кланяются; так и родные жениха кланяются невесте в знак всегдашнего будущего родства и взаимной любви новобрачных. Потом отец жениха подносит краюшку хлеба священнику, который тотчас возвращает оный отцу и родным невесты, заклиная их богом и иконами выдать приданое <верно> и в целости в назначенный день, да будет всегдашняя приязнь между новыми родными. Тогда сии последние ломают краюшку на куски и отведывают, свидетельствуя тем, что исполнят сию обязанность и пребудут навсегда как бы кусками одного хлеба и участниками одного стола.
По окончании сих обрядов жених берет невесту под руку и вместе с нею и с общими родными идет на паперть, где встречают их с кувшинами и чашами, налитыми медом и русским вином. Жених берет чарку или небольшую чашу, полную вина, и пьет за здоровье невесты, которая, подняв снизу покрывало и поднеся чашку ко рту (чтобы жених ее увидел), отвечает ему тем же. Из церкви жених идет не к себе домой, но к своему отцу, а невеста к своим, и каждый порознь угощает своих родственников.
При наступлении вечера невесту ведут в дом отца женихова, где она проводит ночь, не скидая покрывала. Во всю эту ночь она не должна произносить ни слова (сей урок получает она по преданию от матери и других пожилых родственниц), чтобы жених не видал и не слыхал ее до другого дня после свадьбы. И после того целые три дня не услышишь от ней ничего, кроме немногих слов за обедом, и то с наблюдением предписанных обрядов и с великою почтительностью к жениху. Если б она стала вести себя иначе, — это на всю жизнь внушило <бы> против нее предубеждение, и самому жениху весьма бы не понравилось.
После третьего дня супруги отправляются восвояси и дают пир общим родным своим. В день свадьбы и во всё время брачных праздников жениха честят именем князя молодого, а невесту называют молодою княгинею.
Русские обходятся с женами более как с рабынями, нежели с супругами. Впрочем, жены дворян, по крайней мере по наружности, находятся в большем уважении у своих мужей, нежели жены людей низшего сословия (5). Такое злоупотребление прав супружеских существует у них в противность порядку и самому слову божию, по которому супруг, в случае нелюбви к жене, может идти в монастырь под предлогом набожности, оставив жену на произвол ее.
Барон Герберштейн, бывший в России около половины XVI века, Одерборн, писавший о ней в конце XVII-го, согласно утверждают, что искать жениха для девушки было делом отца ее; первый даже говорит, что, по мнению русских, юноше стыдно просить самому руки невесты.
По известию Одерборна, «брачное ложе стелется свахою невесты на 40 снопах ржи, положенных самим женихом, и обставляется бочками с пшеницей, просом и овсом, в знак пожелания супругам всякого изобилия».
Флетчер умолчал еще об одном обряде. Когда невеста произнесет согласие, отец ее берет розгу и, в последний раз ударив ее, передает жениху розгу и право, с нею сопряженное (см. прибавл<ение> Одерборна к Жизни царя Иоанна Васильевича).
Удивительно, почему Флетчер и вышеупомянутые путешественники молчат об обычае осыпать молодых хмелем и пшеницею на пороге дома, на возвратном пути из церкви. Сей обычай доныне сохранился в некоторых губерниях.
Герберштейн не шутя говорит, будто побои служат в России доказательством супружеской нежности и для мужа суть вернейшее средство снискать любовь жены. Одерборн с такою же важностью нападает на сей предрассудок.
Ко всем этим чертам азиатского унижения, в котором находились тогда женщины в России, прибавим еще следующее. Им не поручалось никакой домашней работы, кроме пряденья, шитья и т. п. Животное, убитое женщиной, почиталось негодным для пищи, и женщины простого звания, если некому было заменить их в подобном деле, выходили за ворота с птицею в одной руке и с ножом в другой, и просили первого встречного зарезать за них птицу.

6

Свадьба в России

Как же происходило заключение браков в России?
Русские женились очень рано.
Этим родители пытались уберечь своих чад от соблаз-нов холостой жизни, были к тому и другие причины.

…Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
А. С. Пушкин.

Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обе-щание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак прак-тически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имуще-ственных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое. Хоть лыками сшит, да муж.
Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое дос-тоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в досто-инство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини» , - писал Костомаров об обычаях наших предков XVII – XVII ве-ков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми.
Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гре-бень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи.
Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые сва-дебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями об-щества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем об-ществе общеевропейским «политесом».
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались.
Многообразие ритуа-лов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д.
Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.

7

Свадебный обряд в истории стран мира

Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву.
С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится «совершенным», что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой.
Наряду с «браком по обычаю», который был известен еще со вре-мени Хаммурапи и который римляне называли «usus», древнейшей и распространеннейшей формой женитьбы можно считать «покупку не-весты». В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая.
С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохра-нилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обруче-ния должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.
Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда – обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена» . Писец у городских ворот пи-сал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, ко-торые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том чис-ле и контракт, оговаривающий срок действия и цель.
Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она ста-новилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датированный 135 г. н. э. и най-денный в пещере у Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я ос-тавлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…» . Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей.
Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты.
Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некото-рых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации.
Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двена-дцать в половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и рели-гиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, «покуда они держат руку свою на их затылке» и «прежде чем девушка созреет как полная луна» т. е. до по-ловой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчест-ве. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Ту-танхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Ан-хесенамон, а его невесте – одиннадцать.
Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умы-канием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотил-ся за женщинами – жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начи-нается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Ме-нелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну. Умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак.
Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через по-рог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружест-вом, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть прочным и счастливым.
Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично «свадьба – это торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и ин-тимность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обра-тимся к истории.
У древних славян-древлян, вятичей и родимичей существовал обы-чай похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, ко-торые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых прохо-дило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.
Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными праздне-ствами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы, песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и общие. У многих народов жениха и невесту об-сыпали зернами. Цель этого ритуала – в призвании удачи. Зерна пшени-цы и риса – непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшеб-ную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название «продуцирующая магия».
У римлян так же, как у славян, существовал обычай петь песни но-вобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь сва-дебный обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и спе-циально приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхо-ждение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.
Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально поя-вилось на Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно пе-решло к римлянам, а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после помолвки, служило знаком ее будущих наме-рений и тесно связано с бытовавшим некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».
В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования ко-лец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целост-ность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.
И, наконец, свидетельство о браке. Когда-то сам факт сожительства полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой.
Постепенно такая форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и послужило причиной появления свидетельства.

8

Помолвка

Помолвка представляет собой обряд объявления будущих молодожёнов женихом и невестой.
Не воспринимайте помолвку как устаревшую формальность. Это не только красивый обычай, но и важная веха в вашей жизни.
Помолвка - это провозглашение взаимного согласия влюблённых на вступление в брак. Теперь они имеют право называться: женихом и невестой.

На Руси помолвка (сговор) являлась самым важным предсвадебным обрядом. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали - так было принято. Затем составлялся уговор, писалась рядная записка, где указывалось, что в такое-то время состоится свадьба.

Если невеста была дворянского происхождения, то по этому случаю в её доме давали бал с угощениями. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту, объявлял об их помолвке. Затем все присутствующие поочерёдно подходили к ним с официальными поздравлениями. По окончании поздравительной церемонии жених и невеста открывали бал вальсом. В этот день жених дарил невесте кольцо с каким - либо драгоценным камнем.

В более бедных городских семьях помолвка была не столь пышной. Обычно в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. Часто жениха и невесту благословлял священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданного, деньги передовал отец невесты отцу жениха сразу после благословения.

В деревнях на помолвке обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословляли жениха и невесту иконой, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью. После этого отец жениха и отц невесты поочерёдно отвешивали семь поклонов, ударяли друг друга по рукам и во всеуслышание обещали в согласии завершить начатое дело. Сразу же после родительского благословения невеста выходила на крыльцо и, поклонившись семь раз по сторонам, сообщала собравшимся около её дома соседям и подругам о том, что она окончательно просватана.

Сегодня, как и в старину, молодые люди всё чаще стремяться устроить торжественный ужин или вечеринку по поводу помолвки. Можно посоветовать организовать такой приём сразу после того, как молодые заручились согласием родителей и подали заявление в загс. Традиционно на помолвку приглашают родственников и друзей, которым хотят сообщить о грядущем событии.

Жених в день помолвки может преподнести невесте кольцо. Это кольцо, принятое невестой, подтверждает намерение обоих вступить в брак. Для помолвки чаще всего используют кольца с бриллиантами, впрочем, особых правил здесь нет. Помолвочное кольцо носят обычно только до свадьбы, а потом хранят, и, если брак удачен, передают по наследству детям или внукам.

Современная помолвка во многом похожа на свою предшественницу.
Как и в старину, в этот день желательно решить все хозяйственные и организационные вопросы, связанные с заключением брака, а так же объявить о предположительной дате свадьбы.

9

Сегодня мы замечаем в определённых слоях городской и сельской молодёжи возвращение интереса к традиционному свадебному обряду.

Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как искусственно созданный обряд регистрации настолько отталкивает своей казённой формой, что молодые и их гости стремятся поскорее пережить его, как неприятную, но общепринятую часть современной свадьбы.
На наше счастье, устойчивость народных традиций и особенно свадебных просто поразительная, и почти в каждой семье есть свой знаток, умеющий, как поётся в белорусской свадебной песне, "порядочек повести". Не умерла у наших современников и потребность самим попеть на свадебном пиру, - пусть не свадебные, но живые песни, согретые душой поющих. Недаром по городу так много объявлений: "Профессиональный баянист, тамада поможет весело провести свадьбу..."

От многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев, действительным.
Интерес к свадебной обрядности велик и у многочисленных фольклорных коллективов, стремящихся на сцене воссоздать её отдельные элементы.
Действительно, свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо, народную драму со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу". Разные её этапы дают широкий простор для воплощения на сцене. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух пространствах -домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).
Кроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов, предоставляющих возможность выбирать наиболее понравившиеся образцы, отвечающие специфике каждого коллектива.
При всей вариативности сложился определённый стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и белорусов.
Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.
Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.
У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т. п.
Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".
Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен прежде всего для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира.
Несмотря на обилие вариантов, можно выделить основные компоненты свадьбы вообще.
Договоримся сразу, что "свадьбой" мы называем не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов, начиная со сватовства.

10

Итак, сватовство.

Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники-мужчины.
У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.
Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем "стоила" невеста на бранье.
Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все.
Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе.Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.
Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.
Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.
Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат, у белорусов - сестра невесты.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Русские свадьбы, русская семья