О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Московский Кремль

Сообщений 11 страница 20 из 115

11

Успенский собор

В центре Кремля находится древняя Соборная площадь.
На ней возвышаются памятники русской национальной архитектуры: соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата.
Эти здания образуют один из лучших в мире архитектурных ансамблей.
Самый большой из соборов - Успенский - построен в 1475 - 1479 годах русскими мастерами под руководством известного итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в стиле: владимиро-суздальской архитектуры.
В свое время Успенский собор считался чудом архитектурного искусства.
Древние храмы обычно были тесными и полутемными. Новый собор представлял собой просторный светлый зал с круглыми столбами, несущими легкие своды. Стены его сложены из белого камня, фасад украшен декоративным арочным поясом. Строгая простота и симметрия украшений необычайно гармонируют со всеми другими архитектурными деталями этого величественного здания. В соборе хранятся памятники живописи, имеющие значительную художественную и историческую ценность. На стенах собора сохранилась роспись XVI, XVII, XVIII и XIX столетий. В иконостасе собора имеется древнейшая из икон - «Георгий». Она была написана в конце XI - начале XII века. Большой интерес вызывает живопись иконы «Троица», относящаяся к началу XIV века и частично расчищенная от позднейших наслоений при реставрационных работах, произведенных в соборе за последние годы .
В соборе находится также замечательный образец резьбы по дереву - трон царя Ивана Грозного, выполненный русскими мастерами в 1551 году. Медный шатер работы мастера Дмитрия Сверчкова (1627 год) - интересный памятник русского литейного искусства. Древние иконы, хранящиеся в соборах, поступили из храмов, построенных в Московском Кремле еще в XIV в., при князе Иване Калите. Многие иконы были привезены из Владимира, Новгорода, Твери и других удельных городов, присоединенных к Московскому княжеству.
Собор освещается 12 большими паникадилами, одно из которых, в виде огромного снопа пшеницы с листьями, изготовлено из серебра. Успенский собор был главным собором Русского государства. В нем оглашались государственные акты (например, акт о воссоединении Украины с Россией в 1654 году). Здесь присягали на верность московскому великому князю удельные князья, венчались на царство русские цари и короновались императоры. В соборе похоронены московские митрополиты и патриархи.
С западной стороны Успенского собора расположена маленькая одноглавая церковь Ризположения. Ее построили псковские и московские мастера в 1484 - 1486 годах в стиле раннемосковской архитектуры. В результате неоднократных позднейших переделок внешний вид церкви был значительно изменен, и только после реставрации 1949 года она получила свой первоначальный архитектурный вид.
В этом же году в церкви были реставрированы иконы, принадлежавшие кисти известного русского художника Назария Истомина (1627 год).
В настоящее время в церкви продолжаются научно-реставрационные работы по укреплению штукатурного и красочного слоя и расчистке древней настенной живописи XVII века от позднейших наслоений.

12

Благовещенский собор

В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится Благовещенский собор.
Он построен в стиле раннемосковского зодчества псковскими мастерами в 1484 - 1489 годах.
Первоначально это был небольшой, увенчанный тремя главами храм.
В 60-х годах XVI столетия галерея собора была перекрыта сводами; тогда же возвели остальные главы, после чего собор превратился в живописную девятиглавую группу. Северный и западный входы его украшены великолепными белокаменными резными порталами, выполненными русскими мастерами в XVI столетии. Южный портал восстановлен в 1949 году по сохранившимся деталям XV века.
Стенопись собора 1508 года принадлежит кисти художника Феодосия. Она была раскрыта в 1947 году художниками центральных реставрационных мастерских и села Палеха.
Светлый, праздничный колорит живописи, необычайная цельность и стройность композиции свидетельствуют о большом даровании художника Феодосия. Иконостас собора - памятник огромной историко-художественной ценности.
Здесь можно увидеть иконы, написанные Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.
Эти драгоценные произведения древнерусской живописи были открыты советскими художниками в 1920 году.
До этого они находились под поздними записями - слоями красок, нанесенных на первоначальную живопись, и считались погибшими во время пожара. Оклад иконостаса сделан в XIX веке из золоченой чеканной бронзы. Пол собора выложен плитками агатовидной яшмы коричневато-красного цвета. Благовещенский собор примыкал к дворцу и служил домовой церковью русских царей.

13

Архангельский собор

Напротив Благовещенского собора находится Архангельский собор.
Он построен в 1505 - 1509 годах архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма 1333 года.
Собор сооружен в чисто русских традициях с некоторыми элементами итальянской архитектуры. Он отличается нарядностью, обилием декоративной обработки.
Наружные стены собора охвачены горизонтальным поясом. Входы в собор оформлены в виде резных белокаменных порталов. Иконы относятся к XV- - XVII столетиям. Наибольшую ценность имеет икона «Архангел Михаил», приписываемая Андрею Рублеву. Представляет интерес резной золоченый деревянный иконостас 1813 года.
Он сделан в стиле русского барокко конца XVII столетия. Настенная живопись собора выполнена в 1666 году группой рязанских, костромских, ярославских художников под руководством кремлевских живописцев Степана Рязанца, Федора Козлова, Федора Зубова, Ивана Филатова и других. Долгие годы эта стенопись находилась под грубыми красками XVIII - XX веков, под слоем копоти и пыли.
Во время научно-реставрационных работ 1953 - 1955 годов поздние записи были удалены и открыта хорошо сохранившаяся живопись XVII века, отличающаяся изумительной гаммой красок.
Роспись собора имеет литературно-повествовательный характер. Многие композиции написаны на светские и военные темы и ярко отражают патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.
На четырех столбах, поддерживающих своды собора, изображены русские князья, основатели северо-восточной Руси: Андрей Боголюбский -сын Юрия Долгорукого, Ярослав Всеволодович - отец Александра Невского, Александр Ярославович Невский - великий русский полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища, Даниил Александрович - основатель самостоятельного удельного Московского княжества - и другие. На южной стене изображены великие московские князья, похороненные в этом соборе. Архангельский собор был усыпальницей русских великих князей и царей, начиная с XIV века до первой четверти XVIII столетия.
Первым в нем был похоронен собиратель русских земель Иван Калита. Здесь же находятся гробницы великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, князя Ивана III, царя Ивана Грозного, его сыновей.
Петр I и все последующие императоры (кроме Петра II) похоронены в Петербурге, в Петропавловском соборе. Под шатром с белокаменными резными колоннами находится гробница царевича Дмитрия - сына Ивана Грозного, перевезенная сюда из Углича Василием Шуйским в 1606 году. Белокаменные надгробия с надписями и орнаментами относятся к XVII веку.
Для лучшей сохранности живописи в соборах Московского Кремля устроена специальная воздушная система отопления. Зимой и летом здесь поддерживаются постоянная температура и влажность воздуха.

14

Иван Великий

В центре Кремля возвышается величественная, многоярусная, златоглавая башня, известная под названием Иван Великий.
Колокольня Ивана Великого построена в 1505 - 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году.
Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золочеными буквами: «...повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича... и сына его... князя Федора Борисовича «...храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года (1600)».
В свое время колокольня Ивана Великого была сторожевой, сигнальной башней.
С нее хорошо обозревались окрестности на 25 - 30 километров.
Когда замечали приближение противника к Москве, начинали звонить во всполошные кремлевские колокола, и народ собирался на защиту родной земли.
В 1532 - 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовская пристройка. На звоннице находятся колокола, представляющие интерес как образцы русского литейного искусства. В центральном проеме висит Успенский колокол весом около 70 тонн. I
В 1812 году, при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны.
Их восстановили в 1819 году по проекту архитектора Д. И. Жилярди. Столп Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности столпа и высоком мастерстве его строителей.
В 1955 году металлические конструкции куполов колокольни Ивана Великого и звонницы реставрированы, поверхность куполов и надпись позолочены. С северо-восточной стороны Успенского собора находится патриарший дворец и церковь «Двенадцати апостолов», построенные Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1635 - 1656 годах.
В 1922 году с северной стороны церкви «Двенадцати апостолов» была открыта заделанная кирпичом паперть с белокаменной резной колонной.
Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади были восстановлены проездные арки, расположенные под церковью, теперь отсюда открывается вид на патриарший двор.

15

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

На Соборной площади находится древнейшее гражданское здание Москвы - Грановитая палата.
Она называется Грановитой потому, что Теремной дворец, восточный фасад ее облицован белым граненым камнем.
Грановитая палата построена в 1491 году архитекторами Марко Руффо и Петром Антонио Соларио.
Большой квадратный зал с высокими сводами и центральным столбом, поддерживающим их, отличается грандиозностью и своеобразной величественной красотой. Площадь его равна 495 квадратным метрам.
Стены и своды Грановитой палаты были расписаны в XVI веке, но древняя роспись до наших дней не сохранилась. Существующая роспись выполнена художниками села Палеха братьями Белоусовыми в конце XIX века. Сюжеты ее взяты из русской истории и библии. Резной белокаменный золоченый портал Грановитой палаты ведет в сени. Над ними -помещение, называемое «тайник». Отсюда царевны и царицы через небольшое решетчатое окно наблюдали за происходившими в Грановитой палате различными приемами.
По старинному обычаю женщинам запрещалось присутствовать на приемах.
Грановитая палата служила парадным залом дворца великого князя Ивана III. Как парадный зал она использовалась и в более позднее время, вплоть до XIX столетия. В ней происходили приемы иностранных послов, праздновались победы русского оружия: взятие Казани в 1552 году, блестящая Полтавская победа в 1709 году и др.
В Грановитой палате заседали Земские соборы, на одном из которых был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией.
В 1954 году наша страна торжественно отмечала 300-летие этой исторической даты.
К Грановитой палате примыкает Золотая царицына палата, а за ней расположен Теремной дворец. Золотая царицына палата построена в конце XVI века. Ее портал и наличники окон украшены искусным орнаментом из белого камня.
В XVII веке для укрепления сводов палаты были сделаны крест-накрест каменные арки. Это придало палате своеобразный вид. Роспись палаты относится к XVIII - XIX векам. В настоящее время на отдельных участках стен открыта первоначальная, древняя живопись XVI века.
В 1635 - 1636 годах мастерами Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Антипом Константиновым и Ларионом Ушаковым был построен Теремной дворец. Два нижних этажа его возведены еще п XVI веке. Терема построены в чисто русском стиле, все комнаты почти одинакового размера.
В плане они квадратные, с сомкнутыми сводами и стрельчатыми пазушинами над окнами, небольшими по размеру. Первая комната в старину называлась Трапезной. Здесь поутру собирались бояре, ожидая выхода царя. Во второй комнате - Крестовой, или гостиной, - происходили «сидения» царя с боярами. За ней расположена Тронная, или царский кабинет. Среднее окно этой комнаты называлось «челобитным». Из него опускали ящик для просьб - челобитных царю. Эти просьбы в ящике лежали подолгу, никем не читаемые и не рассматриваемые. Поэтому народ прозвал его «долгим».
Так возникла русская поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик». Четвертая комната - Опочивальня и пятая - Молельня. Комнаты были отделаны со всей роскошью того времени. В окнах, украшенных белокаменными резными наличниками, в старину была вставлена цветная слюда. Лучи солнца, проникая через нее, играли на пестрых изразцах старинных муравленых печей и на роскошных коврах, которыми устилали полы комнат в торжественных случаях.
Настенная живопись изобиловала позолотой. Даже крыши теремов в XVII веке были позолочены. От всей обстановки Теремного дворца веет глубокой стариной и сказочной красотой. Белокаменная резная лестница ведет к гак называемой Верхоспасской площадке, которая соединяет Теремной дворец с Верхоспасским собором. Верхоспасский собор был домовой церковью русских царей. Собор построен в 1636 году теми же архитекторами, которые строили Теремной дворец. Живопись икон в соборе принадлежит кисти русских художников XVII века, а серебряный чеканный иконостас датируется XVIII столетием.
В результате реставрационных работ 1949 года на сводах собора под настенной росписью XIX века открыты фрагменты живописи XVII столетия. Верхоспасский собор имеет и другое название - «Спас за Золотой решеткой», так как со стороны Верхоспасской площадки он отделен решеткой, которая вошла в историю под названием Золотой. Эта решетка железная, расписана красками и золотом.
Между Троицкой и Комендантской башнями расположен так называемый Потешный дворец. Он был построен в 1652 году для боярина И. Д. Милославского.
По указу царя Алексея Михайловича его перестроили и стали использовать для театральных представлений и различных увеселений. После этого он и получил название Потешного.
Во время реставрации 1874 - 1875 годов облик дворца был сильно искажен, но сохранившиеся белокаменные кувшинообразные столбы крыльца и наличники с резным орнаментом свидетельствуют о большом искусстве русских мастеров.

16

ЦАРЬ-ПУШКА И ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

В Московском Кремле хранятся замечательные образцы русского литейного искусства.

Интересным памятником XVI века является Царь-пушка.
Отлил ее русский литейщик Андрей Чохов в 1586 году. Вес пушки - 40 тонн, длина - 5 метров 34 сантиметра. Калибр - 890 миллиметров. По калибру это была самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам XVI века, и предназначалась для обороны Московского Кремля. Лафет и ядра, лежащие около Царь-пушки, - чугунные, декоративные; они отлиты в XIX веке. По фасаду бывшего здания Оружейной палаты установлены боевые пушки XVI - XVII веков. Ими пользовались при взятии Казани в 1552 году, при осаде Смоленска в XVII веке и в других военных походах.

У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый Царь-колокол.
Он был отлит в Кремле русским мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733 - 1735 годах.
Царь-колокол - самый большой колокол в мире. Его вес - 200 тонн. В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль.
От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный колокол дал трещину. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. В XIX веке колокол был установлен на постамент. Площадь за колокольней Ивана Великого в старину называлась Ивановской. На ней находились здания приказов - государственных учреждений. Утром дьяки выкликали здесь царские указы. Кричать приходилось очень громко, отсюда и повела свое начало русская поговорка: «Кри.чать во всю Ивановскую».
Между Троицкими и Никольскими воротами стоит здание бывшего Арсенала. Его начали строить при Петре I в 1701 году архитекторы Д. Иванов и X. Конрад.
После пожара 1737 года здание было переделано по проекту известного архитектора Д. В. Ухтомского. Вдоль фасада Арсенала установлено около 900 трофейных пушек, взятых русскими войсками у армии Наполеона в 1812 году.

17

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

У Боровицких ворот находится здание Государственной Оружейной палаты, построенное специально для музея в 1851 году архитектором К. А. Тоном. Государственная Оружейная палата - старейший музей нашей страны. В ней собраны уникальные памятники русского и иностранного искусства, тесно связанные с историей нашего государства.
Здесь хранится коллекция древнего русского оружия, сделанного выдающимися мастерами Оружейной палаты - Никитой Давыдовым, Никифором Кобелевым, Артемием Андроновым, Григорием Вяткиным, Василием Титовым и другими.
Великолепна коллекция древнерусской посуды: золотые и серебряные ковши, многочисленные чаши, братины, чары, блюда и предметы церковной утвари. Многие из этих вещей выполнены в XVI - XVII веках мастерами Московского Кремля талантливыми умельцами - Третьяком Пестриковым, Даниилом Осиповым, Иваном Поповым, Гаврилой Овдокимовым, братьями Ивановыми и другими.
По произведениям искусства, собранным в Оружейной палате, можно проследить развитие форм и орнамента в древнерусском золотом и серебряном деле на протяжении ряда столетий.
В залах Оружейной палаты экспонируется единственная в мире коллекция тканей и одежд XIV - XIX веков с великолепным шитьем золотом, серебром и жемчугом, выполненным искусными русскими мастерицами.
Уникальная коллекция посольских даров XV - XVII веков дает представление о развитии дипломатических и торговых связей России с иностранными государствами. Эта коллекция имеет большую художественную ценность и помогает ознакомиться с национальными особенностями ювелирного искусства различных стран.
Очень интересно собрание парадного конского убранства и карет XV - XIX веков работы русских и иностранных мастеров.
В числе царских регалий' экспонируются древние троны, облицованные золотом и слоновой костью и украшенные драгоценными камнями, скипетры, державы, венцы и знаменитая «шапка Мономаха».
Музей по праву считается одним из богатейших в мире.

18

Башни Московского Кремля

Всего башен - 20.
Каждая башня Кремля имеет свой архитектурный облик и своё название.
Например, Тайницкая башня получила название от тайника - вырытого под землей хода к реке.
Другая башня названа Водовзводной потому, что в ней находился колодец, из которого вода по желобам и свинцовым трубам подавалась в дворцовые сады. Это был первый водопровод в истории Москвы.
Название Константино-Еленинской башни происходит от находившейся поблизости церкви святых Константина и Елены.
В XIV веке на этом месте находилась башня с воротами, через которые в 1380 году Дмитрий Донской выходил со своей ратью на Куликово поле.
Одна из самых красивых и высоких башен Кремля - Спасская.
Резные белокаменные детали ее верхних ярусов поражают исключительной тонкостью работы. Башня имеет десять этажей. Три из них заняты механизмом часов. Часы установлены в 1851 году.
Первые же часы на этой башне были в XVI веке.
Четыре главные башни Кремля завершались медными двуглавыми орлами. После Октябрьской революции они были сняты.
В 1935 году на пяти башнях установили пятиконечные звезды, а к XX годовщине Октябрьской революции, в 1937 году, их заменили новыми, рубиновыми звездами.
В звездах Боровицкой: и Водовзводной башен установлены лампы мощностью 3 700 ватт, в остальных - мощностью 5 000 ватт. Вес каждой кремлевской звезды - около одной тонны, размер (между концами лучей) - до 3 метров 75 сантиметров.

Боровицкая башня
Водовзводная башня
Благовещенская башня
Тайницкая башня
Первая Безымянная башня
Вторая Безымянная башня
Петровская башня
Беклемишевская башня
Константино-Еленинская башня
Набатная башня
Царская башня
Спасская башня
Сенатская башня
Никольская башня
Угловая Арсенальная башня
Средняя Арсенальная башня
Троицкая башня
Кутафья башня
Комендантская башня
Оружейная башня

Источник:
http://kremlin.ru/articles/kremlin.shtml

19

Боровицкая башня

Название башни происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то один из семи холмов, на которых стоит Москва.

Построена башня итальянским архитектором Пьетро Солари в 1490 году.
По указу царя Алексея Михайловича в 1658 году Боровицкая башня была переименована в Предтеченскую – по церкви Рождества Предтечи в Кремле (впоследствии разобранной при строительстве Оружейной палаты), однако старое название башни все же дошло до наших дней.

Боровицкая башня имеет своеобразную ступенчатую форму, кроме того, стрельница находится не спереди, как в других башнях, а сбоку, с учетом поворота стены.

В отличие от парадных Спасских и Троицких ворот Боровицкие имели сугубо утилитарное назначение: через них проезжали к хозяйственным постройкам  –  Житному и Конюшенному дворам.

20

Водовзводная башня

С юго-запада Кремль охраняет Водовзводная башня.
Это одна из красивейших построек всего ансамбля.
Башня была построена в 1488 году архитектором Антонио Жилярди. Сначала она носила название Свибловой, по имени бояр Свибловых, чей двор примыкал к башне со стороны Кремля.

Современное название башня получила в 1633 году после установки в ней водоподъёмной машины и устройства первого в России напорного водопровода для подачи воды из Москвы-реки в Кремль.
Как свидетельствовали современники, эта машина, изготовленная под руководством англичанина Христофора Головея, стоила несколько бочонков золота. Башня построена в классическом стиле. Завершают башню зубцы в виде «ласточкиных хвостов» с прорезями для стрельбы.
В конце XVII века над башней был возведен шатер.
В 1812 году башня взорвана отступавшими из Москвы французами и восстановлена в 1816–19 годах.