О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Московский Кремль

Сообщений 1 страница 10 из 115

1

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Памятники на территории Кремля и на Красной площади

Памятник Минину и Пожарскому
Могила Неизвестного солдата
Лобное место
Царь-пушка
Царь-колокол

Площади и сады Кремля

Красная площадь
Ивановская площадь
Соборная площадь
Тайницкий сад
Большой кремлевский сквер
Александровский сад

Памятники на территории Кремля и на Красной площади

Памятник Минину и Пожарскому
Могила Неизвестного солдата
Лобное место
Царь-пушка
Царь-колокол

МУЗЕИ и Административные здания Московского Кремля

Сенат
Арсенал
Потешный дворец
Государственный Кремлёвский дворец
Большой Кремлёвский дворец
Теремной дворец
Оружейная палата
Грановитая палата
Государственный Исторический музей
-
http://www.kremlin.ru - Кремлёвский сайт
http://www.kreml.ru/ - Историко-культурный заповедник "Московский Кремль"
http://www.museum.ru/M287 - Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
http://s3.uploads.ru/t/szwEK.png

2

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

СОБОРЫ-МУЗЕИ Московского Кремля
               

Оружейная палата
Ансамбль колокольни Ивана Великого
Успенский собор
Благовещенский собор
Архангельский собор
Храм преподобого Иоанна Лествичника и Колокольня Ивана Великого
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов
Верхоспасский собор и теремные церкви
Покровский собор (Василия Блаженного)
Казанский собор

 
Всемирно известный музей-сокровищница.
В музее представлены древние государственные регалии, парадная царская одежда и коронационное платье, облачения церковных иерархов, золотые и серебряные изделия работы русских, европейских и восточных мастеров, памятники оружейного мастерства, экипажи, парадное конское убранство. Экспонаты прославленного музея отличает драгоценность материалов и украшений, высочайший художественный уровень исполнения и особая значимость в истории российской государственности и культуры.
 
На протяжении столетий - главный храм русского государства. В соборе проходили церемонии венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской православной церкви, погребения митрополитов и патриархов.
Сегодня в Успенском соборе Кремля можно увидеть величественный иконостас и ансамбль монументальной живописи, одно из самых крупных в России собраний особо чтимых и художественно ценных икон, знаменитое моленное место Ивана Грозного, уникальный исторический некрополь.

Родовая усыпальница великих московских князей и царей. Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, царевич Дмитрий, цари Михаил и Алексей Романовы. Всего в династическом некрополе 47 надгробий и 2 раки.
Столпы и стены собора украшает уникальная "портретная галерея" московских правителей и их прославленных предков. А в местном ряду высокого иконостаса можно увидеть древний образ "Архангела Михаила с деяниями", созданный в эпоху Куликовской битвы.

Редкий памятник гражданской архитектуры времени патриарха Никона.
Сегодня в древней Крестовой палате, парадных сенях, трапезной, церкви Двенадцати апостолов расположился музей, в котором представлены ценные памятники истории и культуры XVII века - личные вещи патриархов, драгоценная посуда, карманные и настольные часы, высокие образцы лицевого шитья и убранства интерьеров, рукописные и старопечатные книги, иконы прославленных царских изографов.
   
Архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки на протяжении многих столетий является архитектурной доминантой центра столицы.
В Музеях Московского Кремля разрабатывается проект музеефикации колокольни и открытия экспозиции, посвященной архитектурной истории Кремля.

Личный, домовый храм великих московских князей и царей.
Огромную ценность представляет ансамбль монументальной живописи собора времени Ивана Грозного и древний иконостас. Многие исследователи считают, что иконы деисусного чина принадлежат кисти прославленного Феофана Грека, а часть икон праздничного ряда - величайшему художнику русского средневековья Андрею Рублеву.
 
Домовый храм русских митрополитов и патриархов.
Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.
 
Главным экспонатом выставки является сам подклет - древнейший памятник белокаменного зодчества Москвы.
На выставке представлены наиболее ценные находки археологов, благодаря которым сегодня "прочитаны" самые древние страницы истории Москвы.

3

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды буквально героической борьбы за сохранение национальных реликвий, однако были и провалы, забвение и вновь возрождение.

История музея в Кремле, в самом сердце страны всегда была неразрывно связана с историей Российского государства. Музей-сокровищница, музей, хранящий государственные реликвии и огромные материальные ценности, всегда привлекал пристальное внимание власти. Это обстоятельство иногда благотворно, иногда трагически, но всегда активно влияло на жизнь музея.

Несмотря на интерес к истории музея, особенно проявившийся в последнее десятилетие, остается множество белых пятен, не выявленных фактов, не обнаруженных документов. Прежде всего, это касается вопросов ведомственного подчинения музея, развития его структуры и штата, что в значительной степени определяло все сферы музейной работы и вместе с тем отражало осознание обществом значимости кремлевской сокровищницы.

Осмысление опыта и традиций, пути, пройденного музеем, могут быть чрезвычайно важны для определения его истинного места в культуре России.

4

СОБРАНИЯ МУЗЕЯ

Собрания Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" насчитывают более 60 тысяч памятников истории, культуры и искусства. Из них только три с половиной тысячи входят в состав постоянных экспозиций музея.

Общие хронологические рамки достаточно широки - с конца III тысячелетия до новой эры по наше время. Но основная часть музейного фонда относится к периоду русского средневековья и Нового времени.

Главная особенность собраний Музеев Московского Кремля в истории их происхождения. Основу коллекций составили ценности, хранившиеся в Кремле на протяжении веков в казне великих московских князей и царей. Родовые реликвии были непременными "участниками" пышных придворных церемониалов: венчаний на царство, приемов иностранных послов, парадных выходов и выездов государей.

Источниками пополнения царских казнохранилищ являлись изделия кремлевских мастерских, дары правителей и послов иностранных государств, подарки русской знати, закупки в России и за рубежом.

В начале XVIII века, после перевода столицы в Санкт-Петербург, деятельность дворцовых учреждений и мастерских была прекращена. Они были объединены в единое хранилище древних сокровищ, на основе которого в 1806 году в соответствии с Указом императора Александра I в Кремле был образован музей.

С 1806 по 1917 гг. собрания музея пополнялись экспонатами из числа дворцового имущества, подарками российским императорам, археологическими находками, целенаправленными закупками. В это время на музейный учет была поставлена артиллерийская коллекция Московского Кремля – одна из крупнейших в мире.

После Октябрьской революции 1917 года в музей поступили ценности Русской Православной церкви из закрытых, а зачастую и разрушенных церквей, соборов и монастырей. В первую очередь это были ценности Патриаршей ризницы, ризниц соборов и монастырей Кремля, которые в течение веков формировались на его территории. Передача этих ценностей в музей спасла многие из них от уничтожения или продажи за границу.

В советское время собрание Музея пополнялось за счет целенаправленной закупочной деятельности, передач из государственных и партийных органов, даров частных лиц, а также за счет археологических исследований на территории Московского Кремля.

Музеи Московского Кремля и сегодня продолжают пополнять свои фонды. Особую ценность собраниям и статус музея-сокровищницы ему придают исторически сложившиеся в Кремле комплексы драгоценных предметов, многие из которых стали символами российской государственности и культуры.

5

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

 
Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое.
Но есть в Москве место, где каждый период ее многовековой истории, каждый поворот ее сложной судьбы оставили свой неизгладимый след. Это место - Московский Кремль.

Он раскинулся в центре огромного города на высоком холме над Москвой-рекой. С противоположного берега реки стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного архитектурного ансамбля. Вблизи же ощущается суровая мощь этой древней цитадели. Высота ее стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен - всё говорит о том, что прежде всего это крепость.

При входе в Кремль впечатление меняется. На его территории раскинулись просторные площади и уютные скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь все поистине дышит Историей - старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти столько событий, столько имён... Здесь все рядом, все вместе - царские терема и дворцы Нового времени, резиденция Президента России и всемирно известные музеи.

Так что же такое Московский Кремль - этот удивительный город-крепость в центре Москвы? Твердыня власти, древний духовный центр Москвы и России, сокровищница ее искусства и старины? Вряд ли можно найти исчерпывающий ответ. Видимо, всегда за ним будет оставаться что-то недосказанное, какой-то сокровенный смысл и значение. Вобрав в себя историю страны, став свидетелем и участником всех ее важнейших событий, Кремль превратился в общерусскую национальную святыню, стал символом Москвы и всей России.

6

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)

Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I.
В 1712 году столица России была перенесена на берега Невы в город святого Петра - Санкт-Петербург.

А для Москвы (так уж случилось) первый год нового столетия начался страшным пожаром в Кремле.
Петр I приказал в его выгоревшей части, между Троицкой и Собакиной башнями, строить Арсенал (Цейхгауз).
Шла Северная война, и Карл XII готовил поход на Москву.
В связи с этим Кремль был укреплен бастионами и рвами.
После знаменитой победы под Полтавой опасность миновала.

Здание Арсенала было достроено только в 1736 году императрицей Анной Иоанновной.

В XVIII и XIX веках Успенский собор Московского Кремля по-прежнему оставался главным храмом России. Как в старину, так и теперь здесь освящалась высшая государственная власть. Для пышной церемонии коронации в Кремль приезжали все императоры и императрицы. Но древний Кремль все меньше и меньше отвечал требованиям престижа, комфорта и вкуса Нового времени. Неизбежно он стал менять свой облик. На месте древних палат и церквей, владений бояр и монастырей стали появляться современные дворцы.

В 1749-1753 годах были разобраны палаты Государева двора XV века, и на их основаниях Ф.Б. Растрелли возвел в стиле барокко новый каменный Зимний дворец, выходивший одной стороной к Соборной площади, а другой - к Москве-реке.

В 1756-1764 годах между Благовещенским и Архангельским соборами, на месте древнего Казенного двора, архитектор Д.В.Ухтомский возвел здание галереи Оружейной палаты, в которой должны были разместиться сокровища царской казны. Но через несколько лет здание снесли в связи с предполагавшейся грандиозной перестройкой Кремля по проекту В.И.Баженова и возведением нового дворца. Замысел не был осуществлен, но в результате сносов, которые предшествовали строительству, Кремль потерял многие древние здания, была оголена и больше не застраивалась юго-восточная часть бровки холма.

В 1776 году по проекту М.Ф.Казакова был построен так называемый Архиерейский дом.
Это небольшое, но представительное здание в стиле классицизма оформило угол Чудова монастыря и сделало более четким пространство Ивановской площади Кремля.

В 1763 году императрица Екатерина II разделила Сенат на департаменты и два из них перевела в Москву. Для строительства здания Сената был отведен участок в Кремле, между Чудовым монастырем и Никольской улицей. Архитектор М.Ф. Казаков учел его конфигурацию и в 1776-1787 годах возвел сооружение в форме равнобедренного треугольника с внутренним двором. Купол Сената, увенчанный статуей Георгия Победоносца, поднялся над крепостной стеной и усилил композиционную связь Кремля с Красной площадью. Новое здание, построенное в стиле классицизма, расположилось напротив Арсенала и образовало цельный ансамбль Сенатской площади, соединив в памяти потомков имена двух наиболее известных правителей и реформаторов России XVIII века - Петра I и Екатерины II.

Новый этап в понимании роли и ценности Кремля нашел отражение в проекте его перестройки архитектора М.Ф.Казакова 1790-х годов.
Он также предусматривал создание в Кремле регулярных, "правильных" площадей, классических дворцов и правительственных зданий. Но, в отличие от проекта В.И.Баженова, бережно сохранял древние памятники, считая необходимым придерживаться определенного расстояния между старыми и новыми строениями. И хотя этому проекту также не суждено было осуществиться, он утвердил сложившееся к концу XVIII века представление о Кремле как о едином художественном ансамбле.

7

ОРУЖЕЙНАЯ  ПАЛАТА  КРЕМЛЯ

Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца.
Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.
Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств.
Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века.
Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

http://www.kreml.ru/ru/main/museums/armoury/
http://www.excursio.ru/orujeinaya/

8

АЛМАЗНЫЙ ФОНД

Алмазный фонд - это богатейшая коллекция удивительных ювелирных украшений и драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, уральских самоцветов, императорских регалий и старинных орденов.

Созданный Петром Первым Алмазный фонд изначально использовался как хранилище государственных регалий, орденских знаков, парадных ювелирных украшений, он пополнялся на протяжении всего правления династии Романовых, во все времена Алмазный фонд встречает посетителей блеском витрин бриллиантов и современных ювелирных украшений.
Выставка Алмазного фонда занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты.
Тысячи каратов алмазов поражают наше воображение!

Алмазный фонд - это уникальная коллекция произведений лучших ювелиров России и мира, редких образцов драгоценных камней и самородков благородных металлов. Алмазный фонд - самый богатый музей России. Созданный Петром I как хранилище государственных регалий, орденских знаков, парадных ювелирных украшений, он пополнялся на протяжении всего правления династии Романовых и позже, во времена СССР.

В Алмазном фонде солнцезащитные очки пригодятся даже зимой, так как невооруженному глазу трудно выдержать такой блеск. В Алмазном Фонде хранится самая дорогая корона в мире, принадлежавшая Екатерине II, которую украшают почти 5000 бриллиантов и 75 жемчужин. Даже самый большой бессеребренник не сможет остаться равнодушным, увидев самородки золота и платины, такие как 36-килограммовый "Большой треугольник" и 14-киллограммовая "Голова лошади". Среди исторических камней коллекции Алмазного Фонда всемирно известный алмаз "Шах", один из самых старых индийских алмазов с сохранившимися средневековыми подписями, и несравненный колумбийский изумруд.

Алмазный фонд - это государственное собрание уникальных драгоценных камней и произведений ювелирного искусства, имеющих выдающуюся историческую, художественную и материальную ценность. Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле открылась 2-го ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее открытие стало заметным событием в культурной жизни страны. Первоначальный срок работы выставки был определен в один год, но в связи с ее широкой популярностью в 1968 году было решено преобразовать выставку в постоянно действующую.

Экспозиция открывается витринами с советскими природными алмазами - ювелирными и техническими. Тысячи каратов алмазов находятся в них. Во втором зале экспонируется историческая часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные как "Семь исторических камней", или "Семь чудес Алмазного фонда", в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир; императорские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий XVIII-XIX веков. По исключительной красоте и ценности почти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины.

Посетителей, выходящих из полутьмы "Исторического" зала снова в первый зал, встречают ярким блеском витрины советских бриллиантов (4500 каратов) и современных ювелирных изделий. Красота, разнообразие и благородство форм, виртуозное исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве ювелирного искусства.

Здесь же представлена обширная коллекция цветных драгоценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - камень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий, чем алмаз. Изумрудам и драгоценным камням первого класса - рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витрина.

И наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поделочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным. Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски манящий, поистине подземный свет золотых и платиновых самородков, фантастических произведений нерукотворного искусства неживой природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.

9

ИЗ ИСТОРИИ КРЕМЛЯ

История Московского Кремля уходит в глубокую древность.
Около пяти тысяч лет назад на месте нынешней Москвы возникли первые поселения.
Как показывают археологические раскопки, в VI - IX веках здесь уже жили славянские племена, которые вели торговлю с арабскими купцами.

В XII веке на окраине Суздальского княжества, на холме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое поселение - ремесленный и торговый посад.
Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году.
В этом году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника - новгород-северского князя Святослава Ольговича. Этот год и принято считать датой основания Москвы князем Юрием Долгоруким.
В 1156 году были построены первые деревянные стены Кремля, территория которого была в несколько раз меньше его современной площади.
Вокруг Москвы были разбросаны села и деревни, и крепость служила для окрестного населения административно-хозяйственным центром и местом укрытия от врагов.
В конце XIII века при князе Данииле Александровиче, сыне Александра Невского, Москва становится столицей небольшого княжества.
По мере усиления политического значения Московского княжества обстраивается и его центр - Москва.
При князе Иване Калите строятся первые белокаменные соборы, в 1339 - 1340 годах возводятся мощные дубовые стены Кремля. Во время княжения Дмитрия Донского, в 1367 году были построены белокаменные стены Кремля.
После этого Москву стали называть белокаменной. Постепенно Москва из маленькой пограничной крепости, какой она была в XII веке, превращается в крупный торговый и ремесленный город, становится узлом сухопутных и водных путей.
Укрепление экономических связей между отдельными русскими княжествами и необходимость организации общей обороны от внешних врагов привели к постепенному сплочению русских земель в единое государство.
Средоточием складывающейся русской нации стала Москва, расположенная в центре коренных русских земель. Она начинает расширять свои владения, собирать вокруг себя разрозненные русские княжества. Образование Русского централизованного государства происходит во второй половине XV столетия.
По словам К. Маркса, «изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии... была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства...» Московский Кремль приобретает в жизни страны небывалое до того времени значение. Он был заново отстроен, обнесен мощными высокими кирпичными стенами и массивными башнями.
В центре крепости высились каменные палаты и соборы, увенчанные золочеными куполами. Кремлевские стены и башни в основном были возведены в течение десяти лет - с 1485 по 1495 год.
Надстроенные в XVII веке изящные каменные шатры придали суровым башням исключительную стройность и красоту.
Стены Кремля, протяженностью в 2 километра 200 метров, образуют в плане неправильный треугольник, площадью примерно 28 гектаров.
Стены возводились с учетом рельефа местности. В некоторых местах высота их (без зубцов) составляет 5 метров, а в иных достигает 17 метров. Толщина стен - от 3 до 6 метров. Строительство стен и башен было начато со стороны Москвы-реки: отсюда Кремлю угрожали набеги татарских полчищ. Первой была сооружена Тайницкая башня, затем Беклемишевская, Водовзводная, Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные башни. В 1490 году возведены Боровицкая и Константино-Еленинская башни; в 1491 году - Спасская и Никольская; в 1492 году - Угловая Арсенальная. В 1495 году построены Троиц кая, Средняя Арсенальная, Комендантская, Оружейная, Набатная и другие башни. Всего в Кремле 20 башен. Многие из них являлись как бы самостоятельными крепостями.
В Кремле было несколько подземных сооружений - тайников, часть которых предназначалась для укрытия людей и ценностей, а часть - для обеспечения защитников водой. Для борьбы с подкопами были прорыты «слухи» - длинные подземные галереи.
Вверху стены заканчивались довольно широкой площадкой, защищенной зубцами. Эта площадка служила воинам для боевых действий, а также для обхода стен.
С точки зрения военно-инженерного искусства, Московский Кремль представлял собой выдающееся сооружение, соответствовавшее всем требованиям оборонительной техники XV века.

10

...