О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Московский Кремль

Сообщений 101 страница 110 из 115

101

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах.
В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 гг. собор был расписан заново большой артелью русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Программа новой росписи во многом следовала идеям, содержавшимся в стенописи грозненского времени. Одной из основных ее тем было прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их "воображаемые" портреты. Эта "портретная" галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг.
Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – "Архангел Михаил в деяниях", созданная около 1399 г.
По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

102

ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Кратко

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона.
Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения.
Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.
В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.

Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция.
Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков.
В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия.
О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов - Симона Ушакова и Федора Зубова.

Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.

103

Подробно

Патриаршие палаты

История

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле.
Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484-1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.
Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.
В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем - личные покои патриарха.
Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.
В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.
В 1980-1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов.

Древний иконостас церкви не сохранился.
Ныне существующий иконостас перенесен в храм в 1929 году из Вознесенского собора Московского Кремля. Он датируется концом XVII - началом XVIII столетия.
В помещении церкви располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа.
Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы").
Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.
В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца XVII века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.

104

Патриарший двор в Кремле резиденция патриархов Московских и Всея Руси.

Патриарший двор в Кремле, резиденция патриархов Московских и Всея Руси; после учреждения Святейшего Синода (1721) — Синодальный дом.
Комплекс зданий Патриаршего двора, расположенный к северу от Успенского собора, сложился на основе усадьбы московских митрополитов, возникшей здесь в начале XIV в.
В XV в. на её территории строились белокаменные и кирпичные палаты, кельи, хозяйственные сооружения; в комплекс Митрополичьего двора в этот период входила и церковь Ризоположения, соединённая с ним переходами.
В 1597 при первом русском патриархе Иове комплекс был значительно обновлён, в это время сложилось ядро существующего ансамбля — две парадные палаты с сенями между ними и верхние жилые палаты с «патриаршей келейною казной».
Парадные палаты получили названия Крестовая (к востоку от сеней) и Столовая (к западу).
Коренная перестройка Патриаршего двора проведена в 1652—56, при патриархе Никоне.
К Патриаршему двору был «прирезан» располагавшийся с востока бывший двор Бориса Годунова, на месте которого была построена церковь Апостола Филиппа (в 1681 переосвящена в церковь Двенадцати Апостолов), сменившая построенную в 1566—68 небольшую церковь Соловецких Чудотворцев. В 1655 закончено расширение Крестовой палаты, превратившейся в огромный бесстолпный зал (14 x 20 м), перекрытый сомкнутым сводом (перестроен в 1790—96, архитектор М.Ф. Казаков).
Между Крестовой палатой и папертью церкви Апостола Филиппа появились новые широкие сени; в 1656 над сенями и папертью возвели ещё один ярус палат, в 1691 эта часть Патриаршего двора получила надстройку — Теремок.
В 1763 в Крестовой палате была установлена печь для варки церковного мира, и палата стала называться Мироваренной.
В лаконичном убранстве палат Патриаршего двора выделяются характерные для московской архитектуры середины XVII в. простые наличники с колонками и треугольными фронтончиками.
В палатах Патриаршего двора ныне размещается входящая в комплекс музеев Кремля Выставка прикладного искусства и быта XVII в.

105

И с т о р и я

Средние века

Будущая Красная Площадь была устроена перед стенами Кремля (конец XV—начало XVI века) как полоса простреливаемого пространства шириной около 110 саженей (240 м). Первоначально называлась «Торг» или «Пожар», а со второй половины XVII века — «Красная» (красивая).

В 1508—16 вдоль кремлёвских стен был вырыт ров шириной более 36 м и глубина 10—12 м, заполненный водой из реки Неглинная, и получивший название «Алевизов ров» (по имени архитектора Алевиза Фрязина); от проездных башен через ров были перекинуты мосты. Расположенная на границе между Кремлём и посадом (сюда выходили три главные посадские улицы — Никольская, Ильинка, Варварка), вблизи пристаней на Москве-реке площадь служила торговым центром Москвы, но долговременных торговых сооружений здесь не было. С постройкой Китайгородской стены (1535—1538) Красная площадь оказалась в границах Китай-города. После пожара 1547 году Иван Грозный приказал построить на восточной стороне площади деревянные торговые ряды; в 1595 году по повелению Бориса Годунова они были заменены каменными, выходившими фасадом на площадь и тянувшимися параллельно Кремлёвской стене: Верхние (между улицами Никольской и Ильинкой), Средние (между улицами Ильинкой и Варваркой), Нижние (между Варваркой и Мытным двором, близ Москворецких ворот Китай-города). В это время на площади находились пушечные раскаты — площадки для установки орудий. На раскате у Лобного места стояла Царь-пушка.

В XVII веке возросла роль площади в жизни города, обогатился её архитектурно-градостроительный облик. В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор (1636—1637) в память об избавлении Москвы от польских интервентов. В 1624—1625 годах надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская (Спасская) башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов. Одна из наиболее пышных процессий — «Шествие на осляти» в Вербное воскресенье (в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим) — направлялась из Успенского собора Кремля через Спасские ворота к собору Покрова на Рву; в шествии участвовали патриарх, царь, многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. Через Воскресенские ворота Китай-города в северной части площади прибывали иностранные послы, направлявшиеся в Кремль или на свои подворья в Китай-городе. Площадь была вымощена брёвнами, на ней шла оживлённая торговля с рук и с лотков. У Спасских ворот на мосту через ров торговали книгами и гравюрами, у Никольских — блинами и пирогами. Под Спасским пушечным раскатом напротив ворот находился кабак, под Никольскими раскатами — погреба и лавки, где продавали квас, яблоки, сапоги и свечи. Возле Лобного места собирались торговцы полотном, рубахами, калачами, квасом. Из административных построек в северной части площади (у Воскресенских ворот) размещался Сытный отдаточный двор (где служилым людям выплачивали жалованье), в южной части (между Покровским собором и Спасскими воротами) — Тиунская изба (центр управления московскими церквами, куда поступали налоги и пошлины).

А. М. Васнецов. Красная площадь при Иване Грозном
А. М. Васнецов. Красная площадь во второй половине XVII века
Алевизов Ров и Никольская башня в 1800 г. Рис. Федора Алексеева
Здание Земского приказа (Университет, Главная Аптека, Присутственные места). Чертеж О.Бове, 1816.

106

Новое время

В 1679—80 площадь была расчищена из-за опасности пожаров, деревянные церкви сломаны, их престолы перенесены в собор Покрова что на Рву.
Тогда же были надстроены кремлёвские башни (кроме Никольской).
В 1689 надстроены Воскресенские ворота, возведены каменное здание Земского приказа и каменный Монетный двор. В 1702—03 близ Никольских ворот была установлена «Комедийная хоромина» — общедоступный театр, деревянное здание которого просуществовало до 1720—30-х гг. К Главной аптеке был пристроен питейный дом — «Казанская австерия».
В 1707—08 в связи с угрозой шведского вторжения перед Кремлёвской стеной насыпан земляной вал с бастионами (на Красной площади был вырыт ров и сооружён земляной вал; см. статью бастионы XVIII века). Победа в Северной войне 1700—21 ознаменовалась устройством на Красной площади триумфальных ворот.
В 1730-х было построен новый корпус Монетного двора, впоследствии известный как Губернское правление (там, в частности, в эпоху Екатерины содержались под стражей Пугачев и Радищев).
В 1780-х гг. началась реконструкция Красной площади (убраны деревянные постройки, переделаны фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва построены двухэтажные торговые лавки; 1786). Лобное место расчищено от пристроек и перенесено на современное место (восточнее прежнего). Замкнутая между двухэтажными аркадами рядов Красная площадь получила выраженную продольную направленность.
В 1804 замощена булыжником.

После разрушений во время нашествия войск Наполеона I (1812) Верхние торговые ряды были восстановлены в 1814—15 по проекту архитектора О. И. Бове; торговые лавки вдоль рва снесены, сам ров засыпан, у Кремлёвской стены посажены два ряда деревьев.
В 1818 перед центральным портиком Верхних торговых рядов установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Красная площадь постепенно утратила торговую функцию; здесь проходили различные торжества и народные гулянья.
Значительные изменения застройка Красной площади претерпела в последней четверти XIX в. В 1874—83 на месте снесенного Земского приказа было возведено здание Исторического музея, в 1888—93 по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова сооружено новое здание Верхних торговых рядов; построены Средние торговые ряды (1889—91).
В 1892 площадь была освещена электрическими фонарями.
В 1909 по Красной площади, вдоль Кремлёвской стены, пошёл трамвай (рельсы сняты в 1930).

Красная площадь в 1830-х гг. Рис. И.Рауха
Памятник Минину и Пожарскому перед зданием торговых рядов О.Бове

107

Современная история

После Октябрьской революции Красная площадь обрела новое, мемориальное, значение.
10 ноября 1917 на Красной площади состоялись торжественные похороны погибших красногвардейцев — участников Октябрьских боев в Москве.
7 ноября 1918 В. И. Ленин открыл мемориальную доску работы С. Т. Конёнкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов», установленную на Сенатской башне и снятую при её реставрации в 1950 году.

С 1918 Красная площадь стала главным местом проведения парадов и демонстраций (здесь состоялись парад 7 ноября 1941, участники которого уходили с площади на передовую, и Парад Победы — 24 июня 1945). Перед Сенатской башней была возведена трибуна (вначале деревянная, затем кирпичная, архитектор В. Маят). В 1924 на Красной площади сооружён временный деревянный Мавзолей В. И. Ленина (с 1930 каменный, архитектор А. В. Щусев). В 1930-х гг. Красная площадь замощена брусчаткой, установлены трибуны, снесены Казанский собор и Воскресенские ворота ((восстановлены в 1994—96)), памятник Минину и Пожарскому перенесён к Покровскому собору, открыто движение транспорта перед фасадом ГУМа. В 1938 в состав Красной площади включён Васильевский спуск. В 1946—47 возведены бетонные гостевые трибуны, оформлен Некрополь у Кремлёвской стены; в 1972 г. была проведена реконструкция Красной Площади с использованием проходческих щитов большого диаметра; в 1973—74 некрополь реконструирован, трибуны стали гранитными, брусчатка площади обновлена и уложена на бетонное основание.

28 мая 1987 года немецкий спортсмен-пилот Матиас Руст совершил несанкционированный перелёт из Хельсинки в Москву и приземлился на Красной площади. Точнее, само приземление фактически состоялось на мосту через Москву-реку, после чего самолет доехал почти до собора Василия Блаженного уже на шасси и там остановился.

В 1990-е гг. на Красной площади проводятся гулянья, устанавливаются временные торговые сооружения, устраиваются концерты.

17-22 декабря 2000 года на Красной площади в качестве помощи городу технический персонал и инженеры московского театра «Балет на льду» впервые сооружен каток размером 15 на 30 метров, с раздевалками и буфетами с горячей едой и кофе. Нужная температура на катке поддерживалась смешанной системой охлаждения. На систему охлаждения воду заливали московские пожарные. Каток работал с 23 декабря по 13 января с 11 до 20 часов, а в предновогодний вечер 31 декабря до шести часов. Вход во все дни — бесплатный. Рядом установлена елка, а вокруг нее два десятка огромных ледовых скульптур высотой до 4-5 метров. Кроме того, на Красной площади стояли два больших видеоэкрана, на которых днем транслировали мультфильмы для детей, а вечером концертные программы.

С 3 декабря 2006 года каждую зиму на ней строится каток площадью 2800 кв.м., где одновременно могут кататься на льду до 500 человек. Пропускная способность катка — до 5000 посетителей в день.

В начале XXI века в СМИ появилась информация о том, что Управделами президента России планирует реконструировать историческое здание Средних Торговых рядов на Красной площади,5 где располагаются тыловые подразделения Министерства Обороны, построив там фешенебельный отель. Однако планам было не суждено сбыться.
В апреле 2009 года президент Дмитрий Медведев издал распоряжение о передачи здания ФСО России для размещения там штаб-квартиры этой спецслужбы.

Красная площадь в 1926 г. Фото Аркадия Шайхета.
Виден первый (деревянный) мавзолей Ленина.

108

Исторические виды

Вступление Лжедмитрия в Кремль. Картина К.Ф.Лебедева.
Шествие на осляти на Красной площади при царе Алексее Михайловиче. Картина В. Г. Шварца.
Красная площадь в екатерининские времена (до 1786). Картина Фридриха Гильфердинга.
Красная площадь в 1790-х гг. Гравюра Ж.Делабарта по рисунку Г.Гутенберга. 1795 г.

109

Исторические виды

Красная площадь около 1800 г. Картина Федора Алексеева.
Северная часть Красной площади около 1800 г. Акварель мастерской Федора Алексеева.
Красная площадь в середине XIX века
Красная площадь во время коронации Александра II. Рис. Василия Тимма

110

Исторические виды

Красная площадь около 1900 г.
Северная часть Красной площади около 1900 г.
Трамвай на Красной площади
Вербный торг на Красной площади. Б.Кустодиев, 1917