О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Палех - лаковая миниатюра

Сообщений 11 страница 20 из 42

11

...

12

Шкатулки.

13

...

14

...

15

Уважаемые посетители нашей странички!

Если Вы ее просматриваете, значит Вы уже в некоторой степени знакомы с Палехом и его искусством, поскольку о палехской "лаковой миниатюре" написано немало искусствоведческих трудов.
В отличие от этого искусство палехской иконописи и фрески, мастерство палехских иконописцев-реставраторов практически мало известно в современной России. Да и в дореволюционной России изучение богатейшего культурного наследия русских иконописных школ с их многовековыми традициями иконописи и фрески началось, практически, только с середины 19 века. До этого времени существовали отдельные труды, часто просто письма, как например известное письмо Иосифа Владимирова царскому изографу Симону Ушакову, в котором он, в частности, пишет о том, что изображение на иконах и фресках темных, изможденных ликов святых является неправильным, поскольку такими они были в своей земной, подвижнической жизни, а на иконах они должны изображаться с "просветленными" ликами, как святые - пребывающие на небесах. При этом имеется ввиду, что "просветленные" лики - это не светлые, написанные чуть ли не одними белилами лица, а именно лица, наполненные внутренним светом, светом идущим как бы изнутри образа святого.

Именно такая подача образов на иконах и фресках была свойственна иконописцам Палеха и сохранялась ими на протяжении нескольких веков передаваясь из поколения в поколение. Особенно обогатилась Палехская школа иконописи в конце 16 начале 17 веков. В это время в византийскую школу иконописи началось проникновение традиций и техники итальянского Ренессанса и образование, в результате этого, новой школы - школы "фряжского" письма.

К середине 19 века палехских иконописцев, в совершенства овладевших техникой этой школы, вобравшей к этому времени в себя уже не только итальянский Ренессанс и византийский канон, но и приемы нидерландской живописи 16 -17 веков, французского барокко и других знаменитых европейских живописных школ, называли в Палехе "фрязистами", то есть мастерами "фряжского" письма. В самую первую очередь нам хочется довести до Вашего сведения факт игнорируемый практически всеми современными "учеными-искусствоведами", получившими свое "образование" под знаменем "материалистической марксистко-ленинской философии", что иконопись, которую они относят к "самобытному народному искусству", в максимуме - к "изобразительному искусству", в действительности является культовым искусством - "культовой живописью" - со своими правилами и законами, отличными от положений "изобразительного искусства" (и уж тем более от принципов "самобытного народного творчества"), заниматься которой имели право лишь монахи, священнослужители и люди определенного социального происхождения.

Вплоть до 1861 года ни купец, ни крестьянин (тем более крепостной) не имели права содержать иконописную мастерскую, а крестьяне и возможности такой не имели. Такое положение было определено указом Петра Великого и подтверждено указом Николая I, не говоря уже о периоде между правлением Петра Алексеевича и Александра II Освободителя.

То, что в Палехе владельцами иконописных мастерских были люди знатных фамилий, свидетельствует тот факт, что во время церковной реформы патриарха Никона указом царя Алексея Михайловича монастырским крестьянам села Холуй просто запрещается заниматься иконописью, "малевать иконы неподобно", а в то же время в Палех приезжает Владимирский Архиепископ "уговаривать" палешан не писать икон "неподобно", то есть с двоеперстным сложением (в византийском стиле), а писать согласно реформы Никона - с троеперстным. Однако вскоре после этого посещения на Святейшем Соборе принимается решение о сохранении двоеперстного сложения при выполнении копий высокочтимых и чудотворных икон византийского и греческого письма.

После "освобождения от крепостной зависимости" 1861 года возможность заниматься иконописью становится доступной для всех слоев Российского общества, возникают коммерческие иконописные мастерские, создаваемые в основном купцами и преследующие в первую очередь цели финансовой прибыли, а не сохранение иконописных традиций. Именно это имеет в виду А.П.Чехов в своем письме к Кондакову. "Да, - пишет Чехов Кондакову, после ознакомления с его брошюрой, - народные силы бесконечно велики и разнообразны, но этим силам не поднять того, что умерло. Вы называете иконопись мастерством, она и дает, как мастерство, кустарное производство; она мало-помалу переходит в фабрику Жако и Бонакера, и если вы закроете последних, то явятся новые фабриканты, которые будут фабриковать на досках по заказу, но Палех и Холуй уже не воскреснут. Иконопись жила и была крепка, пока она была искусством, а не мастерством, когда во главе дела стояли талантливые люди, когда же в России появилась "живопись" и стали художников учить, выводить в дворяне, то появились Васнецовы, Ивановы и в Палехе и Холуе остались только одни мастера, и иконопись стала мастерством".
Большое количество мастерских возникает и в Палехе, но по несколько иной причине.

В Палехе с самых древних времен и почти до революции сохранялся особый уклад жизни, наследие коренных жителей Ростово-Суздальских земель - финно-угров (мерян), благодаря которому Палех и сумел сохранить на протяжении нескольких столетий традиции иконного и фрескового письма. Византийское и греческое письмо, "фряжский" стиль XVI-XVII веков, "петровские" и "бароновские" письма, стилевые особенности местных школ: новгородской, ярославской, московской и других бережно сохранялись палехскими мастерами передаваясь из поколение в поколение. Потомственность иконописного мастерства, его "цеховые" традиции, наложившись на культуру коренных жителей ростово - суздальской земли, сделали из Палеха уникальный уголок России.

На протяжении нескольких столетий Палех был не просто селом потомственных иконописцев, а местом где жил и работал клан старинных палехских династий, ведущих свое происхождение из глубокой древности и связанных между собой тесными родственными отношениями. Практиковавшиеся в Палехе внутри клановые браки между представителями разных династий явились той основой, благодаря которой развивались наследственные способности палешан. Таким образом закреплялись технические навыки, впитываемые буквально с молоком матери. Помогая дедам, отцам и старшим братьям, с самого раннего детства видя вокруг себя иконы дети палешан впитывали в себя основы непростой иконописной техники. Обучение же их иконописи сводилось в основном не к обучению техническим приемам, а скорее к пробуждению и развитию их внутренних способностей, заложенных уже с рождения.

Можно сказать, что в Палехе жил особый тип людей - "наследственные иконописцы".

16

...

17

...

18

...

19

...

20

...