В калужских вышивках нередко встречаются довольно фантастические, вольные изображения живых существ: птиц на четырех ногах (табл. 1), птиц, крылья которых изображены отдельно от тела (табл. 8), коней с очень короткими ногами.
В узорах, созданных в конце XIX-начале XX веков, уже утеряны замечательные достижения старины, когда при изображении живых существ подчеркивались самые характерные черты, как например, на калужской старинной вышивке, где передан мотив оленя с рогами, превратившимися в тяжелое украшение головы, с очень маленьким хвостом и тонкими ногами (табл. 9) и изображение рабочих лошадей с грузным телом и сильными ногами (узор «На водопой», см. табл. 12). Наряду с традиционным построением орнамента, среди калужских узоров бытует много узоров из одинаковых мотивов, поставленных в ряд.
В наиболее удачных вышивках этого типа такие старинные ценные композиционные приемы, как например связь фигур между собой, выражены вполне определенно. В узоре «кавалеры» ритмическое единство орнамента создается строгим чередованием фигур и просветов фона; в узоре «сады» (см. табл. 3) можно хорошо проследить равновесие просвечивающего фона.
Для ряда калужских вышивок характерен оригинальный прием: красный фон обогащается пестрыми диагональными линиями. Это введение в фон ритмической смены ярких линий сообщает узорам особую декоративность (табл. 11, 12).
Художественная выразительность калужских вышивок усилена хорошим подбором «подузоров».
Узкие «подузоры», как подголоски в песне, подчеркивают характерные черты орнамента и восполняют недостающую узорность.
Так, например, красочные «подузоры» оживляют вышивку с "кавалерами, с узором («На водопой», табл. 12), со свадебным эпизодом, а тонкий рисунок росписью хорошо подчеркивает характерные черты вышивки с птицами возле вазона (табл. 10). Это относится главным образом к «подузорам», выполненным цветной перевитью или росписью. Более скромны «подузоры» с мотивом из трех соединенных черточек под названием «гусиные лапки» и мережки с цветным зигзагом, так называемые «вилюшки».
Неизменно удачны в калужской вышивке все узоры геометрического характера, созданные часто на основе сочетания вышитых мотивов и фона, который читается как узор. Таков узор из белого гребенчатого ромба, с которым сплетаются, входя в его очертания, ромб красного цвета (табл. 13) и узор под названием «кудри» с промежуточной фигурой из косого креста (табл. 14).
Народная вышивка Калужской области выполнялась на крестьянском холсте льняными и бумажными нитками, изредка шерстью.
Цветная перевить – основной прием вышивания – дополнялась в некоторых случаях цветной обводкой и вставками из настила.
Помимо узоров цветной перевитью, в Калужской области встречались вышивки одной белой строчкой (табл. 15), а также узоры с мотивами, обведенными на белой строчке цветным настилом или тонкой линией цветной перевити.
Калужские народные вышивки представляют собой богатый материал для творчества современных художников и вышивальщиц. По тому развитию, которое народные узоры получили в работах Тарусской артели вышивальщиц, можно утверждать, что советские мастерицы сумели плодотворно использовать богатейший источник народного творчества.
В изделиях, созданных артелью, сохранены характерные черты калужских народных вышивок: их красочность, сочетание разнообразных узоров между собой и с цветным материалом, богатство общего вида (рис. 3, рис. 4). Большое значение для развития артели имеет многолетняя работа, проводимая художницей артели М.Н. Гумилевской,– автора почти всех современных произведений с калужской вышивкой (табл. 16-18).
М.Н. Гумилевская создает предметы быта и одежды, предназначенные для широкого потребления, и произведения уникальные, выставочные. Народные мотивы, творчески переработанные художницей, служат основой для создания современных изделий. Эти изделия характеризуются умелым подбором орнаментаций, отвечающей назначению вещи, иногда геометрической, оживленной мотивами растительного характера и фигурами животных. В украшениях детских скатертей используются, например, забавные фигурки кроликов, цыплят, белочек и т.д. В композиции своих вышивок Гумилевская вводит советские эмблемы, цифры юбилейных дат, тексты надписей, используя для этого народное словесное творчество. Так на одном из ее занавесов-панно приведен стих из вдохновенной поэмы Джамбула, на торжественных нарядных полотенцах вышиты поговорки, например «Тот колхоз богат, в котором лад» и т.д. Эти надписи, сопровождающие вышивку на полотенцах согласно старинной традиции, прекрасно увязаны в произведениях художницы с орнаментом вещи в целом.
М.Н. Гумилевская образно отражает в своих произведениях богатую природу Тарусы: усыпанные белым цветом весенние сады, ромашки и клевер, цветущие на заливных приокских лугах. Она создает также все новые и новые варианты узоров с творчески переработанными народными геометрическими изобразительными мотивами.
Изделия Тарусской артели вышивальщиц, развивающей традиции калужской народной вышивки, постоянно демонстрируются на отечественных и международных выставках. Вышивка этих изделий радует глаз своей насыщенной красочной гаммой, пышностью и богатством орнаментации.
Рис. 4. Диванная подушка. Вышивка цветной перевитью Художник М.Н. Гумилевская. Тарусская артель вышивальщиц. 1957 год