О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » МОСКВА — столица России » История городской власти


История городской власти

Сообщений 101 страница 110 из 166

101

Статья 14. Учет доходов получателей средств бюджета города Москвы от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности

1. Доходы получателей средств бюджета города Москвы от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности зачисляются на внебюджетные счета, открываемые финансовыми органами города Москвы в кредитных организациях на балансовом счете 40603, с отражением на лицевых счетах получателей средств бюджета города Москвы, открытых в финансовых органах города Москвы, и расходуются в порядке, установленном Правительством Москвы.
2. Положения части 1 настоящей статьи действуют до принятия федерального закона о порядке учета доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Статья 15. Учет средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств бюджета города Москвы

1. Средства в валюте Российской Федерации, поступающие во временное распоряжение получателей средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, за исключением операций с наличными денежными средствами, принимаемыми получателями средств бюджета города Москвы от физических лиц на временное хранение, учитываются на лицевых счетах, открытых им в финансовых органах города Москвы, в порядке, установленном Правительством Москвы.
2. Операции со средствами, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляются на счетах, открываемых финансовым органам города Москвы в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
3. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах или аукционах по размещению государственных заказов или в иных случаях, установленных Правительством Москвы, на лицевые счета по учету средств, временно находящихся в распоряжении получателей средств бюджета города Москвы, подлежат возврату участнику конкурсных процедур или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, направляются в доход бюджета города Москвы.

Статья 16. Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, включенные в Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2010 год, отражаются в составе сводной бюджетной росписи бюджета города Москвы суммарно по соответствующим кодам бюджетной классификации.

102

Статья 17. Порядок реализации полномочий города Москвы по укреплению материально-технической базы налоговых органов города Москвы

1. В 2010 году реализация полномочий города Москвы по укреплению материально-технической базы налоговых органов города Москвы осуществляется Правительством Москвы путем направления бюджетных ассигнований, предусмотренных настоящим Законом, на:
1) приобретение оборудования, инвентаря и вычислительной техники с последующей передачей в установленном законодательством Российской Федерации порядке в пользование территориальным инспекциям Федеральной налоговой службы по городу Москве;
2) оплату работ по реконструкции или строительству зданий (помещений) для размещения в них территориальных инспекций Федеральной налоговой службы по городу Москве с оформлением этих зданий (помещений) в собственность города Москвы с последующей передачей в аренду.
2. Порядок реализации положений настоящей статьи определяется соглашением между Правительством Москвы и Федеральной налоговой службой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статья 18. Финансирование расходов, связанных с участием города Москвы в реализации национальных проектов Российской Федерации

1. В 2010 году финансирование расходов, связанных с участием города Москвы в реализации национальных проектов Российской Федерации, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных настоящим Законом, а также средств, поступающих в бюджет города Москвы из федерального бюджета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Правительство Москвы имеет право определять объемы и порядок расходования средств бюджета города Москвы на цели, указанные в части 1 настоящей статьи, с внесением соответствующих изменений в бюджетные показатели, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 19. Взносы города Москвы в уставные капиталы

В 2010 году бюджетные инвестиции в установленном порядке направляются в уставный капитал:
1) акционерного коммерческого банка "Банк Москвы" (открытое акционерное общество) в сумме 5500000 тыс. рублей в целях сохранения доли города Москвы в уставном капитале общества;
2) открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" в сумме 9580945,8 тыс. рублей в целях строительства энергетических объектов в городе Москве;
3) коммерческого банка "Московское ипотечное агентство" (открытое акционерное общество) в сумме 756000 тыс. рублей в целях развития социального ипотечного кредитования в городе Москве;
4) единоличного акционерного общества "Санаторно-оздоровительный комплекс "Камчия" в сумме 1000000 тыс. рублей в целях реализации мероприятий по обеспечению круглогодичного детского, семейного отдыха и отдыха социально незащищенных детей и молодежи на Черноморском побережье Республики Болгарии;
5) открытого акционерного общества "Планетарий" в сумме 800000 тыс. рублей в целях завершения реконструкции и оснащения Московского планетария;
6) открытого акционерного общества "Центральная топливная компания" в сумме 4000000 тыс. рублей в целях консолидации активов предприятий топливно-энергетического комплекса;
7) открытого акционерного общества "Мосземсинтез" в сумме 2400000 тыс. рублей в целях реализации проектов по развитию промышленных территорий и жилищного строительства в городе Москве.

103

Статья 20. Субсидии из бюджета города Москвы

1. В 2010 году субсидии из бюджета города Москвы предоставляются главными распорядителями средств бюджета города Москвы на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в пределах предусмотренных им ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации:
1) юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг):
а) осуществляющим деятельность по государственным регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым правовыми актами города Москвы;
б) участвующим собственными и (или) привлеченными средствами в реализации мероприятий и программ, утвержденных Правительством Москвы, в том числе на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигационным займам, части затрат по лизинговым платежам по договорам финансовой аренды (лизинга), части затрат на оплату процентов за пользование кредитами, привлеченными в российских коммерческих банках;
в) получателям субсидий, указанным в приложениях 4 и 6 к настоящему Закону;
2) государственным автономным учреждениям города Москвы и иным некоммерческим организациям, в том числе на возмещение нормативных затрат на оказание ими государственных услуг в соответствии с государственным заданием города Москвы.
2. Субсидии юридическим лицам, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, предоставляются по следующим направлениям:
1) обеспечение функционирования и развития социальной сферы города Москвы;
2) содержание и ремонт жилищного фонда;
3) обеспечение функционирования коммунального хозяйства и транспорта;
4) улучшение транспортного обслуживания населения, содержание и развитие транспортной инфраструктуры;
5) поддержка и развитие промышленной и инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение продовольственной безопасности города Москвы;
7) осуществление инвестиций в развитие на территории города Москвы современных высокотехнологичных производств и объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
8) создание инфраструктуры оказания услуг населению, стоимость которых не превышает уровень стоимости аналогичных государственных услуг;
9) публикация (обнародование) в печатных и электронных средствах массовой информации материалов о деятельности органов государственной власти города Москвы, а также социально значимой информации;
10) организация выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе за рубежом, развитие общественных, межрегиональных и международных связей города Москвы;
11) оказание дополнительной адресной социальной поддержки проживающим в городе Москве престарелым гражданам, инвалидам, семьям с детьми, а также иным нетрудоспособным и малообеспеченным группам жителей города Москвы в рамках реализации социально значимых мероприятий и программ;
12) осуществление деятельности, направленной на сохранение и развитие национальной культуры, родного языка и образования, развитие толерантности и межкультурной интеграции, проведение целевых социально значимых программ и мероприятий, общественно-гражданских инициатив в сфере социально-экономического и общественного развития города Москвы, а также в сфере международных связей города Москвы;
13) реализация мер в рамках осуществления социального партнерства и выполнения Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей;
14) другие направления, определенные Правительством Москвы, в том числе реализация мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики.
3. Бюджетные субсидии предоставляются производителям товаров (работ, услуг) по результатам отбора получателей субсидий, проводимого главными распорядителями средств бюджета города Москвы, за исключением случаев предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по государственным регулируемым ценам (тарифам), и государственным автономным учреждениям города Москвы в рамках возмещения нормативных затрат на оказание государственных услуг, а также юридическим лицам, указанным в приложениях 4 и 6 к настоящему Закону.
4. Критерии отбора получателей субсидий, условия и правила их предоставления устанавливаются Правительством Москвы с учетом отраслевых особенностей.
5. Размер субсидий из бюджета города Москвы:
1) на возмещение части расходов на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, купонных выплат в рамках облигационных займов не может превышать двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату принятия решения о предоставлении субсидии;
2) на возмещение части расходов на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), превышающих стоимость предмета лизинга, не может превышать суммы платежей, определяемых из расчета текущей непогашенной стоимости предмета лизинга по процентной ставке, равной двум третям ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату принятия решения о предоставлении субсидии.
6. Бюджетные субсидии не предоставляются производителям товаров (работ, услуг) на возмещение затрат или недополученных доходов, возникших в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках исполнения государственного заказа города Москвы.

104

Статья 21. Реструктуризация обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам (займам)

1. Реструктуризация обязательств (задолженности) юридических лиц (далее - задолженность) по ранее полученным бюджетным кредитам (займам) проводится в случаях наличия задолженности, не погашенной в сроки, установленные договором бюджетного кредитования, в том числе по основному долгу, процентам, штрафам и пеням, начисленным и не уплаченным за период действия договора.
2. Реструктуризация образовавшейся задолженности по договорам бюджетного кредитования (займов), не погашенной в сроки, установленные договором, осуществляется путем:
1) предоставления отсрочки уплаты задолженности по основному долгу на срок до одного года при условии отсутствия задолженности по процентам, штрафам и пеням, начисленным за период действия договора, на действующих условиях при предоставлении заемщиком обеспечения своего обязательства по погашению задолженности, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий города Москвы;
2) предоставления отсрочки уплаты задолженности по основному долгу на срок до двух лет при условии отсутствия задолженности по процентам, штрафам и пеням, начисленным за период действия договора;
3) предоставления на срок до пяти лет отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по основному долгу и процентам, начисленным и не уплаченным за период действия договора, в порядке их консолидации по согласованному с заемщиком графику с начислением процентов на сумму консолидированной задолженности.
3. Реструктуризация задолженности, предусмотренной пунктами 2 и 3 части 2 настоящей статьи, осуществляется при условии предоставления заемщиком обеспечения своего обязательства по погашению задолженности, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий города Москвы, а также начисления и уплаты ежеквартально процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату принятия решения о реструктуризации, но не менее ставки, установленной договором с учетом дополнительных соглашений.
4. В случае погашения суммы консолидированной задолженности в сроки, предусмотренные условиями реструктуризации, сумма пеней и штрафов, начисленных и не уплаченных за период действия договора, может быть списана.
5. Основаниями для проведения реструктуризации задолженности по ранее полученным бюджетным кредитам (займам) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, являются:
1) причинение заемщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка финансирования из бюджета города Москвы или оплаты выполненного заемщиком государственного заказа;
3) угроза банкротства заемщика в случае единовременной выплаты начисленной задолженности по бюджетному кредиту (займу);
4) имущественное и финансовое положение заемщика, исключающее возможность единовременной уплаты долга;
5) сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) заемщиком;
6) отсутствие свободных (собственных) средств организаций - участников городских инвестиционных проектов, адресных и городских и (или) целевых программ для их дальнейшей реализации в рамках уже заключенных контрактов.
6. Предоставление отсрочки уплаты основного долга, срок возврата которого еще не наступил, осуществляется в том же порядке, что и предоставление отсрочки уплаты основного долга при условии наличия задолженности.
7. Реструктуризация исполнения обязательств по договорам бюджетного кредитования (займов) может проводиться только один раз без последующего изменения порядка и условий проведения.
8. Решение о проведении реструктуризации задолженности по договорам бюджетного кредитования (займов) с учетом положений настоящей статьи принимается в порядке, установленном Правительством Москвы.

105

Статья 22. Предельные объемы государственного долга города Москвы

1. Установить предельный объем государственного долга города Москвы на 2010 год в сумме 389779233,8 тыс. рублей при условии, что курс рубля Российской Федерации к доллару США и евро не превысит расчетных значений 36,5000 рубля за один доллар США и 49,2750 рубля за один евро.
2. Установить верхний предел государственного долга города Москвы на 1 января 2011 года по внутреннему долгу в сумме 351295233,8 тыс. рублей, в том числе верхний предел государственных гарантий, предоставленных городом Москвой, - 14167000 тыс. рублей, по внешнему долгу в сумме, эквивалентной 781000 тыс. евро, при условии, что фактический курс рубля Российской Федерации к доллару США и евро не превысит расчетных значений, указанных в части 1 настоящей статьи.

Статья 23. Программа государственных внутренних заимствований города Москвы

1. Утвердить Программу государственных внутренних заимствований города Москвы на 2010 год согласно приложению 13 к настоящему Закону.
2. Привлекаемые в 2010 году заемные средства направляются на погашение ранее принятых долговых обязательств и финансирование дефицита бюджета города Москвы.
3. Привлечение заемных средств для финансирования дефицита бюджета города Москвы осуществляется исходя из складывающейся конъюнктуры финансовых рынков независимо от фактического обеспечения текущих расходов и остатков средств на счетах бюджета города Москвы.
4. Правительство Москвы имеет право:
1) привлекать заемные средства в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований города Москвы на 2010 год с учетом верхнего предела государственного долга города Москвы, установленного статьей 22 настоящего Закона;
2) проводить операции по управлению государственным долгом города Москвы, направленные на улучшение его структуры, а также сроков и стоимости заимствований, не приводящие к увеличению дефицита бюджета города Москвы и расходов на обслуживание долговых обязательств, с соответствующим уточнением Программы государственных внутренних заимствований города Москвы на 2010 год;
3) вносить изменения в показатели Программы государственных внутренних заимствований города Москвы на 2010 год в части изменения форм, видов, валюты и сроков заимствований.

Статья 24. Программа государственных гарантий города Москвы

Утвердить Программу государственных гарантий города Москвы на 2010 год согласно приложению 14 к настоящему Закону.

Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
2 декабря 2009 года
N 10

106

Правительство Москвы  >>  Генеральный план развития Москвы до 2020 г.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ МОСКВЫ ДО 2020 г.
И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Содержание:

Из истории разработки и реализации градостроительных планов Москвы с XVI в. до наших дней
Новое в методологии и практике градостроительного планирования и проектирования
     Развитие города в интересах нынешних и будущих поколений
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 г.
Социально-экономические предпосылки градостроительного развития Москвы
Градостроительное законодательство и Генеральный план развития Москвы
Основные направления планировочной и архитектурно-пространственной структуры Москвы
Московская система градостроительного зонирования - действенный инструмент регулирования развития крупнейшего города
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды столицы (градостроительные аспекты)
Природный комплекс города
Сохранение и регенерация историко-культурного наследия
Развитие системы культовых центров и сопутствующих им объектов
Система мониторинга реализации и актуализации Генерального плана развития города Москвы

107

Актуальные задачи реализации Генерального плана

Обеспечение Москвой столичных функций
Основные направления реорганизации производственных территорий
Транспортная инфраструктура Москвы
Третье транспортное кольцо
Социальная инфраструктура и потребительский рынок
Жилищный фонд Москвы и комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки
Инженерная инфраструктура Москвы и основные направления ее развития до 2020 г.
Роль инвестиционно-строительного комплекса в реализации Генерального плана Москвы. Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений

Северный административный округ: опыт разработки градостроительного плана
Район Шереметевский - территориальная единица с особым статусом в Северо-Восточном административном округе столицы

Генеральный план развития Москвы до 2020 года разработан ведущими специалистами Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и прежде всего - специалистами ГУП НИиПИ Генерального плана г.Москвы.

Новый Генеральный план является результатом труда очень большого числа градостроителей - архитекторов, инженеров, экономистов, экологов, историков, археологов, геологов.

По материалам нового Генерального плана и анализу первых результатов его реализации подготовлен предлагаемый читателям обзор, выполненный под руководством А.В. Кузьмина, главного архитектора города Москвы, председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы, академика Российской академии архитектуры и строительных наук, профессора Международной академии архитектуры, заслуженного архитектора России, лауреата Государственной премии в области литературы, искусства и архитектуры и В.П. Коротаева, директора ГУП НИиПИ Генерального плана г.Москвы.

Авторы-составители (члены редакционной группы): О.А. Баевский, Т.М. Барсукова, к.т.н. В.Я. Беккер, проф., д.г.н. В.Г. Глушкова, к.э.н. М.Е. Иванов, к.э.н. И.Н. Ильина, к.м.н. С.В. Ильинский, В.В. Карелина, С.Г. Конченко, к.т.н. М.Г. Крестмейн, В.В. Коновалов, Ю.В. Коротков, В.П. Коротаев, А.В. Кузьмин, к.арх. М.Г. Лифановская, к.э.н. И.Е. Макарова, Г.Н. Мароховская, А.Г. Меламед, Г.В. Морозова, Г.Б. Омельяненко, Е.Е. Соловьева, к.арх. Л.Ф. Страшнова, к.г.н. Л.Я. Ткаченко, к.э.н. А.А. Трифонов, В.Г. Харламов, В.И. Эммануилов, к.арх. Г.С. Юсин.

108

ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬЕНЫХ ПЛАНОВ МОСКВЫ
С XVI ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ

При длительной, насыщенной событиями истории Москвы естественным является давний опыт составления для нее базовых исходных градостроительных документов, картографических опорных планов, управленческих градоорганизующих указов, распоряжений, планов, схем. Первый известный, но недошедший до нас и оригинале план Москвы был изготовлен в 1596-1597 гг. Этот русский план. составленный при царе Борисе Федоровиче Годунове, послужил основой для других ранних планов Москвы - "Петрова чертежа", "Сигизмундова плана", а также иных планов Москвы XVII в. В 1604 -1605 гг. была изготовлена при участии сына царя Б. Ф. Годунова - царевича Федора - лучшая для того времени карта Русского государства - так называемый "Чертеж земли Московской". На ее врезке, в левом углу, был помешен план города Москва. К 1606 г. был сделан "План Москвы Исаака Массы". План, или чертеж, который принято называть "сигизмундовым", был составлен в 1610 г. на основе русского оригинала 1597 г. Иоганном Готфридом Филиппом Аделиным; он был предназначен специально для военного похода польского короля Сигизмунда III в Московию. Дошел до нас также план-рисунок центральной части Москвы, составленный австрийским послом в ней Сигизмундом Герберштейном в 20-х гг. XVI в. В середине XVII в. появился план Олеария. В 60-х гг. XVII в. был выполнен план-рисунок Москвы, автором которого являлся художник из свиты австрийского посла Майерберга.

Значительными переменами в облике города ознаменована эпоха Петра I. В 1700 г. Петр I издал указ, запрещавший строить деревянные здания на погорелых местах в центральной части Москвы и обязывающий возводить каменные строения "по линии, а не во дворах". При этом постройки нужно было осуществлять только по чертежам архитекторов. Однако с 1714 г. сооружение в Москве новых зданий, а также восстановление и ремонт старых было ограничено. В то время Петр I основное внимание уделял новой созданной им столице - Санкт-Петербургу. Указом Петра I от 1714 г. абсолютно запрещалось каменное строительство в Москве. Но после смерти Петра I, в 1728 г. был издай Указ, вновь разрешавший возведение каменных построек. В связи с предполагавшимся при царе Петре II переносом столицы обратно в Москву. Верховный тайный совет был вынужден снова регламентировать застройку дворов и улиц в Москве. Предписывалось, что бы новые здания, построенное в глубине дворов, соединялись по линии улиц забором, а новые улицы должны были быть шириной не меньше 5-6 саженей.

В 1731 г. последовал Указ "О делании плана города Москвы", разработка которого растянулась на 8 лет. План был опубликован в 1739 г. При составлении опорного плана Москвы 1739 г. впервые была сделана геодезическая съемка, что позволило показать действительную топографию города. Составил этот первый снятый с натуры геодезический план Москвы Иван Мичурин. До 1775 г. этот план, несмотря на свой малый масштаб, служил для выравнивания по нему улиц при выдаче архитекторами разрешений и планов на постройку и застройку дворов. В плане кривые линии улиц и площадей были заменены прямыми и параллельными линиями, чтобы в дальнейшем ставить дома по ним. Впервые была указана новая границы Москвы - Компанейский вал. В 1742 г. Компанейский вал был заменен земляным Камер-Коллежским валом. В середине и в конце XVII вв. в Москве работали выдающиеся архитекторы Д.В.Ухтомский, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков: последний в 1800-1804гг. руководил составлением генерального и аксонометрического планов Москвы.

В 1762 г. по Указу императрицы Екатерины II была сформирована "Комиссия для строения Санкт-Петербурга и Москвы". Во исполнение императорского Указа надлежало сочинить план Санкт-Петербурга и Москвы. В этом Указе были и такие директивы: "...По примеру, как при предках Ея Императорского Величества было Каменного Приказа, на каком основании оному быть ... и в Москве назначить контору ..." Так что при желании, можно в 2002 г. справлять не 70 лет градостроительной службе Москвы (ведущей начало от Архитектурно-планировочного комитета, созданного в 1932 г.), а 240 лет с начала централизованной градостроительной службы в нашем городе.

В 1762 г. была сформирована "Комиссия по строению Петербурга и Москвы". В 1763 г. Сенат издал Указ "О сделании всем городам, их строению и улицам, специальных планов по каждой губернии особо". В том же году генерал квартирмейстером П. Ивашевым был составлен план Москвы и ее окрестностей. В 1763 г. в Межевой канцелярии был составлен под руководством инженера генерал-майора Горихвостова новый "Генеральный план г. Москвы". В 1774 г. был учрежден особый департамент для разработки плана и проекта по улучшению строения в Москве. Очередной Генеральный план был составлен на основе плана Горихвостова. В 1775 г. Екатерина II утвердила доклад Комиссии департамента по плану города и приложенный к нему "Прожектированный план г.Москвы".

От плана 1775 г. имелось очень много отступлений на практике, что затрудняло пользование им для практического руководства и действий. В связи с этим главнокомандующий А. А. Прозоровский в 1792 г. образовал Комиссию для составления нового проектного плана Москвы. В 1789 г., через 50 лет после издания первого геодезического плана Москвы, составленного И. Мичуриным, вышел второй план, составленный подпоручиком И. Марченковым. который был "архитектуры I класса помощником'". Этот план был издан на средства купца Н. Кольчугина. В 1796 г. на средства купца Т. Полежаева были напечатаны план Москвы и книга-указатель.

После пожара и разрушений в Москве 1812г. была создана "Комиссия по строению города Москвы" (работала с 1813 по 1843 гг.), на которую возлагалось восстановление города. План Москвы, составленный этой Комиссией в 1818 г., был положен в основу обстоятельной реконструкции города. В Москве вплоть до 1917 г. продолжали действовать основы градостроительного регулирования, застройки в духе идей классицизма.

В 1917 г. начался новы и этап в развитии Москвы и всей страны. Новое руководство Москвы и страны утверждало и поддерживало идею разработки на научной основе качественно новых перспективных градостроительных схем и планов реконструкции и развития Москвы как столицы (с 1918 г.) первого в мире советского государства. Характерно, что практически все авторы выдвигавшие свои идеи градостроительного переустройства столицы, рассматривали не только город, но и его окружение. Впервые комплексный подход к прогнозированию больших городов предложил профессор Б. В.Сакулин, который еще в 1918г. составил план технико-экономической организации Москвы и трех колец расселения, ее окружающих. Москва и первые два кольца составляли Большую Москву, среди колец указывался "зеленый пояс". Интересный проект создания также Большой Москвы, но в радиусе 120 км от границ города, предложил в 1921-1925 г. профессор С. С. Шестаков. В 1918 г. была создана "Архитектурная мастерская (бюро) по планировке центра и окраин Москвы", именно в ней и были сделаны наиболее полные первые эскизы реконструкции города. А в 1923 г. был издан подробный проект - фактически первый советский план реконструкции Москвы, выполненный под руководством И. В.Жолтовского и А. В. Щусева. Первый советский план реконструкции Москвы был крупнейшей для своего времени градостроительной работой, но уже к средине 20-х гг. он не вполне отвечал требованиям времени, не был официально утвержденным документом, общественность имела о нем скудные сведения. На конкурсной основе начали подготовку составления для Москвы нового градостроительного плана, лучшего по всем меркам того времени. Свои авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы и их группы: Г. Красин, Г. Майер, В. Кратюк, группа ВОПРА (Бабуров, Карпов, Кычаков, Васильев, Фридман), Н. Л. Ладовский, Э. Май, С. Горный, Ле Корбюзье и др. Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого. Победила идеология сохранения планировочных традиций Москвы, складывавшихся веками.

В советский период процесс централизованной плановой застройки и благоустройства Москвы на основе официально утвержденных генеральных планов можно разделить на 4 основных этапа: 1) 1931-1941 гг.: 2) 1945-1950 гг.; 3) 1951-1960 гг.; 4) 1961-1991 гг. В конце 1991 г. началась история новой демократической России и новый этап градостроительной истории ее столицы.

Самые неотложные работы первого этана градостроительных преобразований в Москве проводились па основе постановления июльского 1931 г. Пленума ЦК партии о развитии городского хозяйства в стране, где особое внимание было уделено Москве. На основе решений этого Пленума развернулась работа по подготовке первого в истории нашей страны комплексного плана реконструкции столицы, который был принят в 1935 г. По размаху намеченных работ, подходу к вопросам развития города, глубине их проработки Генеральный план реконструкции Москвы не имел аналогов в мировой градостроительной науке и практике. Основой нового Генерального плана развития Москвы 1935 г., разработанного под руководством В. И. Семенова и С. Е. Чернышева, оставалась радиально-кольцевая структура. Намечался рост численности населения Москвы с 3,66 млн. чел. в 1935 г. до 5 млн. чел. к 1960 г. и увеличение более чем вдвое городской территории - с 28,5 тыс. га до 60 тыс. га, преимущественно в юго-западном и северном направлениях. Новый Генеральный план реконструкции Москвы был принят в 1935 г. Он ознаменовал начало процесса комплексных реконструкций и развития столицы страны, при строгом идеологизированном подходе ко всем градостроительным документам переустройства Москвы.

Несмотря на отсутствие необходимой строительной базы и ограниченность средств, в течение 1931-1941 гг. были достигнуты важные результаты. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов, благоустроили главные центральные площади столицы, развернули реконструкцию в ее центральной части. В мае 1935 г. вступила в строй первая линия метрополитена. К 1941 г. протяженность линий метро составляла 23,3 км. В 1937 г. вступил в строй канал им. Москвы протяженностью 128 км, коренным образом улучшивший водоснабжение города и сделавший Москву крупным речным портом. На трассе канала было создано 7 водохранилищ, в том числе 3 в пределах города. Были проведены большие работы по озеленению и благоустройству города. К 1939 г в основном завершились работы по расширению и застройке улицы Горького. Реконструировали и частично застроили новыми домами 1-ю Мещанскую улицу, Ярославское шоссе, Б. Дорогомиловскую улицу, Можайское шоссе, Б.Калужскую улицу, Новослободскую улицу и Ленинградское шоссе. Большая часть Садового кольца была расширена местами до 70 и более метров. Были построены целых 5 мостов на Москве-реке: Крымский, Большой Москворецкий, Большой Каменный, Устьинский, Большой Краснохолмский, а на Водоотводном канале -Малый Москворецкий, Малый Каменный и Малый Краснохолмский, кроме того, на р. Яузе построили малый Устьинский и Госпитальный мосты. Возвели ряд уникальных общественных зданий: Всесоюзную Государственную библиотеку им. В. И. Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду. Центральный театр Советской армии, Академию им. Фрунзе, стадион "Динамо", гостиницу "Москва", концертный зал им. П.И.Чайковского, Дворец культуры ЗИЛа, Химкинский речной вокзал и др. Они способствовали формированию нового облика площадей и магистралей столицы. Год от года набирали темпы жилищное и культурного бытовое строительство. Немало было сделано для улучшения транспортного обслуживания москвичей. Значительно расширилась сеть трамвайных линий (трамваи появились в Москве в 1895 г., а конка - в 1872 г.), с 1933г. начала развиваться сеть троллейбусных линий, в 1925 г. - появились рейсовые автобусы, в 1935 г. вступила в строй первая линия метрополитена. Однако при всех привлекательных сторонах и первых положительных результатах реконструкции и развития Москвы в советский период до войны не нужно замалчивать и существенные ошибки, принципиальные градостроительные просчеты и неизбежные градостроительные потери в результате навязанной идеологизированной политики преобразования Москвы в индустриальную столицу первого в мире пролетарского государства, развиваемую, в первую очередь, в интересах рабочих и крестьян. Интересы грамотной и думающей интеллигенции, служителей религиозных культов в первом случае ставились на дальний план, а во втором случае - полностью игнорировались. Декретом Советского правительства - за подписью И. В. Сталина - объявили "безбожную пятилетку". Ее цель - к 1 мая 1937 г. "имя бога должно быть забыто на территории страны", в чем пример должна была подавать Москва В 1932 г. было принято решение ВЦИК о высылке из Москвы всех монашествующих, продолжилось и развернулось в небывалых масштабах закритие, разрушение или, в лучшем случае, переоборудование для светских целей монастырей и храмов. Первой жертвой религиозного вандализма в Москве стала Часовня Александра Невского (1883 г.) у гостиницы "Националь", разрушенная в 1922 г. В 30-е гг. при расширении Лубянской площади уничтожили Пантелеймоновскую часовню, разобрали Собор во имя Казанской иконы Божией Матери (памятник освобождения России и Москвы от польских интервентов XVII в.), снесли Никитский монастырь, разобрали Иверские (Воскресенские) ворота с Иверской часовней, разрушили храм Святого Димитрия Солунского на Страстной площади. Храм Василия Кссарийского на Тверской улице и весь комплекс Страстного монастыря на Тверском бульваре. В 1931 г. взорвали храм Христа Спасителя (памятник победы в войне 1812 г.), снесли древний Собор Спаса на Бору в Кремле и десятки других храмов. При реконструкции центральных районов Москвы были допущены ошибки. Наряду с обветшалыми, не представляющими ценность зданиями были снесен исторические и культурные памятники, например, Сухарева башня, Триумфальная арка, Красные ворота, некоторые здания Кремля и многие здания в разных частях Москвы.

В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. реализации Генплана 1935 г. была временно прекращена. Однако строительство линий метрополитена велось и в военные годы: к концу 1945 г. их протяженность увеличилась на целых 15 к.м. После войны развернулись работы по восстановлению города, а за тем продолжилась его плановая реконструкция. Второй этап социалистического преобразования Москвы был, главным образом. посвящен восстановлению городского хозяйства и улучшению условий обслуживания населения. В основном эти задачи были решены за первые послевоенные 5 лет.

Третий этап развития и реконструкции столицы характеризовался развертыванием массового жилищного и культурно-бытового строительства на основе индустриальных методов возведение зданий и сооружении. Был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 - 1960 гг. (руководитель - арх. Д.Н.Чечулин). Этот градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 г., но и включал ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки города, прежде всего - основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий. Было принято решение о постепенном переходе на полносборное домостроение и о создании необходимой для этого производственной базы. На Всесоюзном совещании строителей в 1954 г. были намечены пути перехода к возведению зданий и сооружений индустриальными методами по типовым проектам. В Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации.

В 1954 г. была создана мощная строительная организация - Главмосстрой - для форсирования жилищного и гражданского строительства на индустриальной основе. В 1951 г. создали Институт Генерального плана г. Москвы (с 1966 г. - НИиПИ Генплана г. Москвы) - ведущую организацию по разработке градостроительных проблем развития столицы и ее Пригородной зоны. Это позволило на качественно новом уровне организовывать и вести строительство в Москве. Оно осуществлялось, в основном, в новых крупных жилых районах, таких, как Песчаные улицы, Юго-Запад, Черемушки, Измайлово, Фили, Хорошово-Мневники, Кузьминки и др. Впервые в Москве возвели 7 высотных здании, уникальных по тем временам по своему характеру, размещению и качеству строительства. Их создание явилось знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры, важным градостроительным этапом формирования центра Москвы, положившим начало новым архитектурным ансамблям и активизации силуэта столицы. Десятилетним планом на 1951 - 1960 гг. запрещалось строительство в Москве и ее Лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП) промышленных предприятий, кроме обслуживающих нужды населения и строительства. Но на практике это смогли реализовать лишь частично.

В 1960 г. началась работа над составлением Технико-экономических основ (ТЭО) нового Генерального плана развития Москвы. Было принято решение о расширении границ Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), одновременно увеличили площадь ЛПЗП столицы. В 1966 г. ТЭО было одобрено Правительством, и началась работа по окончательной доработке и утверждению нового Генерального плана развития Москвы. Десятилетний период развития и реконструкции Москвы 1961-1970 гг., по сути, является первым этапом реализации нового тогда Генерального плана развития столицы. В то десятилетие возвели ряд уникальных зданий и сооружении (названия даны в редакции тех лет): Кремлевский Дворец съездов, здание СЭВ, Общесоюзный телевизионный центр с телевизионной башней в Останкино, гостиница "Россия", Центральный аэровокзал, комплекс на Новом Арбате, новые корпуса МГУ па Ленинских (теперь снова Воробьевых) горах и многое другое. Продолжалось представительное жилищное и культурно-бытовое строительство.

Проект нового Генерального плана развития Москвы на 25-30 лет (считая от исходного 1961 г.) был разработай под руководством Главного архитектора -? А--Москвы того времени М.В. Посохииа с участием крупнейших градостроителей того времени - П. Н. Улласа, Р. Г. Каверина, С. М. Матвеева, С.Д. Мишарина, 1-0. К. Болбота, А. Г.Яновского. Л. Н. Сорокина, С. Л. Болырева, Н.Ф. Евстратова и других.

В 1971 г. был принят этот новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985 -1990 гг. с учетом прогнозов на более отдаленную перспективу - 2000 г. Москва была поделена на 8 планировочных зон, делившихся, в свою очередь, на более мелкие планировочные районы (они стали прообразом административных округов и районов 90-х гг.), для которых был определен наиболее целесообразный режим градостроительных преобразований, срок и ритм их социально-экономического переустройства. Была усовершенствована концепция развития инженерно-транспортной инфраструктуры города. Большое внимание уделялось развитию транспорта и системе магистралей; намечалось дополнить радиально-кольцевую сеть улиц и дорог хордовыми магистралями, позволяющими освободить центр города от транзитных потоков, также намечалось создание новых кольцевых магистралей в городе на основе существующих и планируемых улиц. Значительное внимание уделялось резкому расширению масштабов жилищного и культурно-бытового строительства. Предлагалось расширить фронт работ но озеленению и комплексному благоустройству города, представительно решать вопросы рекреационного обслуживания москвичей в самом городе и в Московской области. Была разработана на обстоятельной научной основе программа сохранения и восстановления памятников истории и культуры, план бережного отношения п дальнейшего сохранения памятников природы. В центральной части города были выделены заповедные зоны, где обилие памятников истории и культуры сохранялось с особым пристрастием на основе особых градостроительных требовании к развитию этих частей города. Было запрещено строительство в Москве производственных объектов, за исключением необходимых для непосредственного обслуживания нужд населения и городского хозяйства. Была научно обоснована и выделена Пригородная зона г.Москвы в радиусе 50-60 км от границ столицы с определением характерных черт развития этой территории, учитывая особую значимость ее важнейшей части - ЛПЗП г.Москвы - как резервуара чистого воздуха и места отдыха москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. Развитие Москвы намечалось в пределах Московской автомобильной дороги, но были определены и дополнительные территории для будущего расширения территориальных владений столицы - 10 тыс. га в ее Пригородной .зоне. Намечалось, что к концу расчетного срока этого Генплана численность населения Москвы составит 7,5 млн. чел., а вместе с ее рабочими поселками и Зеленоградом - 8 млн.чел.

В целом, в послевоенный период в процессе реализации градостроительных планов много было сделано для улучшения условий жизни населения, совершенствования планировки, застройки, благоустройства. В 1955-1957 гг. в Лужниках был создан крупнейший спортивный комплекс, в 1959 -1902 гг. на Воробьевых горах построили комплекс Дворца творчества детей и юношества, в 1960-1962 гг. была возведена телевизионная башня в Останкино, в 1961 г. открыт Дворец съездов в Кремле, в 1962-1968 гг. построен Новый Арбат, в 1963-1976 гг. - здание Совета Экономической Взаимопомощи (теперь в нем размещается мэрия Москвы), в 1973 г. принял первых зрителей новый театр на Тверском бульваре, в 1976 - 1979 гг. построили крытый велотрек в Крылатском, в 1977 г. введено и эксплуатацию здание Телеграфного агентства СССР на площади Никитских ворот, в том же году первые читатели пришли в новое здание Института научной информации АН СССР с фундаментальной библиотекой по общественным наукам, в 1977-1980 гг. возведена гостиница "Салют"- в Тропареве, в 1980 г. были введены в эксплуатацию новый жилой комплекс '"Олимпийская деревня'", спортивный комплекс "Олимпийский" на проспекте Мира н многое другое.

Сравнивая градостроительные генеральные планы Москвы с похожими документами других крупнейших городов мира, нужно отметить масштабность и комплексность предлагаемых решений именно в генпланах нашей столицы. Конечно, все Генеральные планы развития Москвы были продуктом своего времени и содержали иллюзии и ошибки, рожденные чрезмерно идеологизированной доктриной развития нашей страны того периода. Несуразной идеей выглядит предложение 30-х гг. о разрушении исторической застройки Китай-города, Замоскворечья, создании на месте части Красной площади и Гостиных рядов громадного Дома промышленности, проекта Дворца Советов на месте предложенной к сносу святыне и гордости Москвы и России за их славу и победу в войне 1812 г. - храма Христа Спасителя - да, и многие другие "нововведения". 50-70-е годы, хотя и декларативно, провозглашали идею сохранения памятников истории, культуры, природы, на деле слишком часто забывали о них. Снос и недостойное использование религиозных (первоначально) центров продолжалось, ветшала и приходила в негодность историческая застройка центра Москвы, и часто на ее месте появлялись чужеродные для исторической ткани столицы - в ее центре - здания повышенной этажности. Особо кощунственно было рушить и перестраивать - хотя бы частично - исторические строения Кремля. Большое возмущение в свое время вызвало строительство в Кремле Дворца съездов. Но по техническим и архитектурно-художественным достоинствам он несомненно, является событием в градостроительной практике Москвы. Другое дело, что подобному сооружению не место в ряду строений Кремля. Новый Арбат назвали "вставной челюстью", он действительно чужд этой части города. Но, однако, нельзя забывать, что Проект застройки Нового Арбата получил положительную международную оценку. Так, Парижский центр архитектурных исследований присудил в 1966 г. именно этому проекту Гран-при за обновление архитектурных форм и успехи в разработке перспективных планов строительства. Наличие и реализация предложений градостроительных генеральных планов позволила в XX в. стабильно улучшать комфорт жизни большинства москвичей. С середины 50-х гг. начали вести строительство жилых домов на индустриальной основе, что позволило резко повысить темпы жилищного строительства и рост обеспеченности москвичей жильем. В 1967 г. доля заводского домостроения в строительстве составляла 76%, в 1971 г. - свыше 80%, в начале 80-х гг. - 93%. Обеспеченность жильем выросла, в кв. м общей (полезной) площади на человека составив в 1940 г. - 6,2; 1961 г. - 9,4; 1971 г. - 13,0; 1981 г. - 10,4; 1991 г. - 17,8. Доля москвичей, живущих в отдельных квартирах, выросла с 40% в 1961 г. до 60% в 1971 г., 79% в 1981 г, 85% в 1991 г. В 60-е гг. ежегодно 490 тыс. москвичей улучшали свои жилищные условия, в 70-е - 420 тыс. чел.. в 80-е - 280 тыс. чел. К концу 80-х гг. около 85% рабочих, служащих, студентов регулярно обедали в столовых, кафе, ресторанах. В школах практически все учащиеся получали бесплатное горячее питание или пользовались буфетами. Год от года все больше детей воспитывались в яслях и садах: в 1960 г. - 40% детей дошкольного возраста, в 1990 г. - 72%. 80% расходов на содержание и воспитание детей в яслях, садах брало на себя государство и только 20% оплачивали родители.

Но было бы нечестно замалчивать значительные недостатки, которые медленно ликвидировались, а то и множились. Ошибочной была идеология развития Москвы, прежде всего, как крупного промышленно-индустриального центра с несокращающейся численностью рабочего класса. Интеллектуально-культурные функции Москвы в должной мере не оценивались. Москва превратилась и город, перегруженный производственными объектами. К концу 80-х гг. более 80% производимой в Москве промышленной продукции вывозили из нее. Примерно четвертая часть всех мест приложения труда была сосредоточена на экологически вредных производствах. Износ основных промышленно - производственных фондов увеличился до 49% в 1989 г. Доля ручного труда в основном производстве составляла около 40%, во вспомогательном - еще выше. а в отраслях городского хозяйства (где заняты преимущественно женщины) - эта доля доходила до 60-70%. К концу 80-х годов, при сосредоточении в Москве четверти всех научных сотрудников страны, в том числе более 30% всех докторов наук только 10-12% научных работ, выполняемых в Москве, превышали уровень лучших отечественных и зарубежных аналогов. Сфера обслуживания Москвы не могла качественно обслуживать самих жителей, так как в город за продуктами и качественными товарами приезжали со всей страны. Не .менее 40%".. товарооборота в городе приходилось на долю иногородних. К концу 80-х гг. по большинству социально-экономических параметров Москва резко отставала от крупнейших сравнимых с ней зарубежных городов (по продолжительности жизни, комфорту расселения в жилищах, всех показателях развития обслуживающей сферы, транспортным параметрам н т.д.).

Реализация предложений Генерального плана развития Москвы 1971 г. была затруднена спецификой экономического развития страны в 70-80-е годы. В условиях застойных явлений в экономике страны примерно с середины 60-х гг внимание к материально-технической базе социально-культурного обслуживания Москвы стало ослабевать. Ежегодно уменьшалась доля капитальных вложений, направляемых на развитие непроизводственной сферы. Некомплексность застройки новых жилых массивов во внешнем поясе города усилила внутригородские территориальные различия в обеспеченности жителей учреждениями сферы обслуживания. Дефицит детских яслей и садов, магазинов, спортивно-оздоровительных учреждений стал особенно сильно ощутим в сравнительно новых районах, где во второй половине 80-х годов проживали уже 3/4 населения. Их жители недополучали многие виды услуг. В некоторых новых районах строительство объектов культурно-бытового и коммунального обслуживания было выполнено на 70-80% по школам, детским садам и яслям, на 50-60% по продовольственным магазинам, на 40-50% по поликлиникам и т. д. Кроме того, в 70-80-е годы недостаточное внимание уделялось также финансированию, строительству, реконструкции объектов инженерно-транспортной инфраструктуры; объем строительства объектов инженерии и транспорта резко сократился.

90-е годы с их принципиальными политико-экономическими изменениями принесли новые заботы, но и дали надежду на возрождение былой славы Москвы с ее благополучием. Начавшаяся демократизация российского общества принесла и новые подходы к градостроительному развитию Москвы создала принципиально новые условия для ее истинного возрождения и совершенствования. В новых условиях началась и завершилась разработка нового Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 г.

Проект Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года был разработан в 1997-1999 годах в соответствии с Законом города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы". В 1999 году проект Генерального плана получил положительное заключение экспертных комиссий органов государственной экологической экспертизы и государственной межведомственной экспертизы Российской Федерации, после чего был утвержден Правительством Москвы и направлен на согласование в Правительство Российской Федерации в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации".

По поручению Правительства Российской Федерации Госстрой России создал в 2000 году рабочую группу из представителей федеральных органов исполнительной власти и Правительства Москвы для подготовки материалов Генерального плана к согласованию.

Подготовленные рабочей группой материалы получили положительное заключение Главгосэкспертизы при Госстрое России, были одобрены Коллегией Госстроя России для представления на согласование в Правительство Российской Федерации.

По рекомендации Коллегии Госстроя России Правительство Москвы внесло в Московскую городскую Думу проект Закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы." Указанный Закон принят Московской городской Думой в 2001 году и предусматривает выделение в составе Генерального плана самостоятельной структурной части "Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации."

Нормоустанавливающие положения Генерального плана и порядок его реализации сформулированы в проекте Закона города Москвы "О Генеральном плана развития города Москвы", который принят Московской городской Думой за основу во втором чтении в апреле 2001 года.

109

Генеральный план развития Москвы до 2020 года:
отличительные черты, новации, структура

Генеральный план развития города Москвы является основным документом планирования градостроительного развития Москвы в целях создания благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечения экологической безопасности и сохранения природы и культурного наследия. Генеральный план разработан с учетом осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации и взаимосвязанности Москвы и Московской области. Генеральный план является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса, реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма и отдыха, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды, разработки и реализации градостроительных планов развития территорий административных округов, районов и других территориальных единиц Москвы, проектов планировки и застройки города.

Порядок разработки и принятия Генерального плана установлен Законом Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы" и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", Уставом города Москвы.

В 1997-1999 гг. Комитетом по архитектуре и градостроительству г.Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 6 августа 1996 г. N 654 "О ходе реализации основных направлений градостроительного развития Москвы на период до 2010 года" был разработан проект Генерального плана развития Москвы на период до 2020 г. В нем впервые в России с учетом новейших достижений градостроительной науки и практики определены перспективы развития Москвы в первой четверти XXI в. Этот новый Генеральный план развития Москвы был утвержден Правительством Москвы в 1999; в начале 2000 г. его одобрила в первом чтении Московская городская Дума. Главная цель нового Генплана - сделать Москву городом, удобным для жизни людей. Основная забота градостроителей - человек и его нужды: безопасность, удобство, комфорт его жизни, доступность хорошего образования, уверенность в получении интересной и в должной мере оплачиваемой работы, качественное транспортное и инженерно-техническое обслуживание города, сфера услуг и др.

Впервые в практике отечественного градостроительства материалы проекта Генерального плана развития Москвы до 2020 г. с конца 1998 г. были представлены на суд москвичей до утверждения самого Генерального плана. По сути дела, за всю историю Москвы - это первый Генплан, к разработке которого были привлечены рядовые москвичи. Организованная на Постоянной градостроительной выставке г.Москвы представительная экспозиция материалов проекта Генплана была и остается общедоступной для посещения всех желающих ознакомиться с ней (ее адрес:г.Москва, 2-я Брестская ул. 6). Осенью 1999 г. материалы нового Генерального плана развития Москвы экспонировались в центре столицы на выставке в Манеже, которую посетили более 100 тыс. москвичей и гостей столицы.

Реалистичность нового Генерального плана развития Москвы до 2020 г. определяется новыми условиями его реализации. Раньше, в советский период, Генплан столицы был в большой мере воплощением в жизнь федеральных и ведомственных интересов за счет ресурсов самой столицы и самих москвичей. В 90-е годы ситуация принципиально изменилась и новый Генплан разработан как стратегия развития города, построенная на балансе государственных, общественных и частных интересов многочисленных участников градостроительной деятельности. Вот почему - это первый реалистический Генплан, в котором нет утопических, заведомо невыполнимых обещаний. В пользу реалистичности нового Генерального плана говорит и то, что предложения, содержащиеся в нем, во многом исходят из уже принятых и осуществляемых городских программ, направленных на решение безотлагательных задач.

Новые условия демократической России определяют не директивный стиль подачи материалов проекта, как это было во всех предыдущих генеральных планах (где жестко определялось и перечислялось, что и как надлежит строить и перестраивать в Москве), а регулятивную ориентацию разработанных материалов. Это одно из самых значительных и отличительных качеств проекта. Иначе говоря Генплан устанавливает рамки градостроительных преобразованй, в том числе для каждой конкретной части города. Эти условия обязательны для любых участников градостроительной деятельности. А все, что не запрещено - разрешено. Значит, с учетом разумных ограничений - строй, реконструируй, открывай свое дело. Все это означает, что материалы проекта Генплана направлены на координацию и стимуляцию активности участников градостроительной деятельности в Москве.

Материалы проекта Генплана прошли солидную апробацию в кругу профессионалов:градостроителей, экономистов, экологов, управленцев. В 1998 г. они были рассмотрены и предварительно согласованы с администрацией Московской области, Объединенной коллегией по промышленной политике и Департаментом экономической политики и развития Правительства Москвы, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, Экспертно-консультативным советом, Российской академией архитектуры и строительных наук, Московским Союзом архитекторов, комитетами и департаментами Правительства Москвы, префектами административных округов Москвы, рабочей группой комиссии Московской городской Думы, а также Общественным советом, действующим под руководством мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Материалы раздела "Оздоровление окружающей среды" были представлены и отмечены на международной выставке новейших природоохранных и ресурсосберегающих технологий и разработок "Человек, город и окружающая среда". Материалы раздела "Градостроительное зонирование" первыми прошли экологическую экспертизу. Материалы Генплана в 1999 г. были рассмотрены Государственной экспертизой и по ее замечаниям доработаны.

Высшей профессиональной проверкой Генплана стало его обсуждение в Болгарии в 1999 г. на триенале Международной академии архитектуры, где он получил очень высокую оценку.

Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года разработан на основе анализа существующего использования территории города, состояния градостроительного развития Москвы и сравнительного анализа развития Москвы и центров крупнейших агломераций мира, итогов реализации "Основных направлений градостроительного развития Москвы на период до 2010 года", а также исходя из условий взаимосвязанного градостроительного развития Москвы и региона, перспектив долгосрочного социального и экономического развития Москвы, экологических и историко-культурных требований к градостроительной организации территории города. Принципиальную новизну Генерального плана развития нашей столицы до 2010 г. составляет не директивная, а регулятивная ориентация его материалов, определяющих на период до 2020 года ориентиры развития Москвы.

В Генеральном плане, исходя из территориальных и социально-экономических предпосылок градостроительного развития Москвы, определены основные направления градостроительного развития столицы России, разработано комплексное градостроительное зонирование территории Москвы, сформулирована программа первоочередных градостроительных мероприятий.

Генеральный план развития Москвы до 2020 г. состоит из 4-х принципиальных частей: 1) Основные направления градостроительного развития Москвы; 2) Градостроительное зонирование территории; 3) Программа первоочередных градостроительных мероприятий; 4) Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом функций столицы Российской Федерации.

В первой части "Основные направления градостроительного развития Москвы" обоснованы экологические и историко-культурные требования к градостроительному развитию Москвы; планирования и архитектурно-пространственная структура города; основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры города; основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса, развития и реконструкции жилых, производственных, общественных территорий и территории исторического центра города; основные направления комплексного решения актуальных градостроительных проблем в сферах: оздоровления окружающей среды; реорганизации территорий в зоне Малого кольца Московской железной дороги; развития туризма; благоустройства территории города; развития культовых объектов. В этой первой части Генплана рассмотрены и оценены экологические требования к градостроительному развитию Москвы, требования к сохранению и регенерации историко-культурного наследия столицы, ее планировочная и архитектурно-пространственная структура, основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры города, основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса, а также развитие, реконструкция жилых, производственных и общественных территорий, определены направления комплексного благоустройства территории города, сделан прогноз перспективного состояния окружающей среды и определены основные показатели градостроительного развития Москвы на период до 2020 года.

Во второй части Генплана проведено градостроительное зонирование территории Москвы. Нужно особо отметить, что в Генеральном плане развития Москвы до 2020 г. впервые в мировой и отечественной градостроительной практике разработана научная идеология и осуществлено на практике объективное градостроительное зонирование крупнейшего города России и ее столицы. Проведены функциональное, строительное и ландшафтное зонирование территории Москвы. В этой части обоснованы общие положения градостроительного зонирования территории Москвы, представлены функциональное зонирование ее территории, строительное зонирование, ландшафтное зонирование, раскрыты практическое назначение и характер использование материалов градостроительного зонирования, сформулированы основные понятия и определения градостроительного зонирования территории Москвы.

Генеральные схемы функционального зонирования, строительного зонирования, ландшафтного зонирования территории города Москвы устанавливают в соответствии с Законом города Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы" обязательные требования к функциональному использованию, застройке, ландшафтной организации каждой отдельной части территории города.

Градостроительное зонирование территории - это установление обязательных - требований к функциональному использованию, застройке, ландшафтной организации планировочных районов, кварталов любых участков территории города.

Градостроительное зонирование включает 3 вида зонирований: функциональное, строительное, ландшафтное. Каждый планировочный район, каждый участок города описывается системой трех взаимодополняющих характеристик: представляется функциональная, строительная, ландшафтная специфика территории.

Функциональное зонирование определяет наиболее целесообразное функциональное назначение территории, занятой участками общественных, жилых, производственных и природных объектов.

Строительное зонирование устанавливает для каждой планировочной единицы предельные доли застроенных территорий, занятых участками малоэтажной (не более 15 м), среднеэтажной (не более 35 м), многоэтажной застройкой (более 35 м) и совокупную плотность застройки.

Ландшафтное зонирование устанавливает в каждой планировочной единице предельные доли участков естественных открытых поверхностей (растительность, водные поверхности), искусственных покрытий (открытых замощенных поверхностей) и территории, занятой зданиями и сооружениями.

Каждый планировочный район города может быть информационно представлен как совокупность 3-х взаимодополняющих характеристик:

функциональной, строительной, ландшафтной. Характеристики могут быть представлены в качественных и количественных оценках и показателях. На основе этих количественных показателей можно выводить несколько типов функциональных зон, несколько типов строительного зонирования территории, а также несколько типов ландшафтного зонирования. Анализ совокупности всех количественных и качественных характеристик каждого планировочного района позволяет определить для него варианты наиболее оптимального режима градостроительного развития и четко сформулировать для него градостроительные запреты и ограничения. Таким образом, градостроительное зонирование территории Москвы является своего рода верным ключом к раскрытию наиболее целесообразных приемов реконструкции, застройки, развития, использования очень ценной и ограниченной в пространстве территории Москвы.

В третьей части Генплана обоснована и изложена программа первоочередных градостроительных мероприятий в Москве на период до 2005 г. В ней определены основные показатели городской программы строительства, реконструкции и развития транспортной и инженерной инфраструктуры; реконструкции и развития транспортной и инженерной инфраструктуры; важнейшие объекты городской программы; объемы и источники финансирования городской программы.

В четвертой части Генплана рассмотрены вопросы градостроительного обеспечения осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации.

Впервые разработчики Генерального плана оптимистично оценивают возможность его корректной реализации. Только в 90-е годы была создана и совершенствуется сейчас качественно новая правовая основа для осуществления объективной градостроительной деятельности. Были приняты Устав города Москвы (Основной закон г.Москвы), законы Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы" (1997 г.), "О градостроительном зонировании территории Москвы" и "О регулировании градостроительной деятельности на территориях пригодного комплекса города Москвы" (1998 г.), "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве" (1997 г.), "О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов" (1998 г.), "О защите зеленых насаждений города Москвы" (1999 г.) и др.

110

НОВОЕ В МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКЕ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Период от второй половины 1980-х - до середины 1990-х годов стал временем интенсивного поиска альтернативных подходов к развитию города. Итог этого периода - новый Генеральный план развития Москвы, основанный на нетрадиционной методологии и понимании функций, статуса, содержания, процедур разработки и механизмов его реализации.

Первое, что отличает новый Генеральный план от предшествующих, - изменение функции этого документа с декларативной, предоставляющей полную свободу для административных решений, на регулятивную, ставящую государственные органы, органы местного самоуправления, юридических лиц и граждан, участвующих в градостроительной деятельности, в рамки, определяемые стратегическими целями (основными направлениями) развития города. Программа первоочередных градостроительных мероприятий намечена на период до 2005 года. Важнейшей частью нового Генерального плана, обеспечивающей выполнение им регулятивной функции, является градостроительное зонирование, устанавливающее строгие рамки разрешенного использования территории, внутри которых допускается широкий диапазон конкретных решений, а вне этих рамок - всякая градостроительная деятельность запрещена.

Вторая фундаментальная особенность нового Генплана - придание ему статуса правового, нормоустанавливающего документа, адресующего содержащиеся в нем требования конкретным категориям субъектов (участников) градостроительной деятельности, имеющим необходимые полномочия и несущим ответственность за выполнение этих требований. В Москве создан не имеющий аналогов в отечественной градостроительной практике прецедент - Московской городской Думой принят Закон "О Генеральном плане развития города Москвы". Тем самым Генеральный план приобретает статус документа высшей юридической силы, а Закон о нем становится важнейшим правовым инструментом контроля градостроительной деятельности и координации взаимодействия законодательной и исполнительной власти города и органов местного самоуправления, а также создает правовую базу для регулирования деятельности, связанной с осуществлением городом функций столицы Российской Федерации.

Новизну Генерального плана характеризуют и состав, структура, содержание его материалов. Он включает документацию двух уровней: утверждаемый Правительством Москвы "Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года" и нормативный правовой акт - Закон "О Генеральном плане развития города Москвы". Четкая структура Генерального плана представлена четырьмя частями: основные направления градостроительного развития Москвы; градостроительное зонирование ее территории; программа первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 года; особенности развития города в части осуществления им функций столицы Российской Федерации.

Специальное место в Генплане занимают аналитические и прогнозные материалы, характеризующие социально-экономические и территориальные предпосылки развития Москвы (взаимосвязи Москвы и Московской области, тенденции демографии и структурных изменений в экономике и занятости, динамика валового регионального продукта, доходов и потребительского спроса населения, финансовых ресурсов города, прогнозы основных показателей социально-экономического развития Москвы). В отличие от технико-экономических обоснований (ТЭО) прежних генеральных планов, основанных на директивах, неизбежно закладывающих фундамент "остаточного подхода" к решению задач развития города, социально-экономические обоснования нового Генплана опираются на раскрытие внутреннего потенциала развития города и его использования в интересах жителей.

Цель градостроительного развития Москвы - "сохранение и преумножение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия города, создание для настоящего и будущих поколений безопасной, благоприятной для жизнедеятельности и многообразной городской среды". В этой формуле сконцентрированы гуманитарные установки и базовые ценности Генплана:

- непреходящее значение культурного наследия и природных благ;

- своеобразие, самоидентичность города, инновационный потенциал крупнейшего мегаполиса, создающего, адаптирующего и транслирующего новые образцы культуры, технологий, городской среды;

- фундаментальная роль гарантий безопасности и комфорта городской среды, доступности городских благ, возможностей выбора человеком условий жизнедеятельности;

- равнозначимость задач, отвечающих интересам и благополучию современных горожан и будущих поколений.

Принципиально новой стала переориентация градостроительной политики - на развитие и обустройство территории Москвы в ее существующих границах (реорганизация производственных территорий, сокращение занимаемой ими площади). Радикально изменился подход к развитию жилых территорий и жилищному строительству (комплексность, качество и разнообразие жилья равноприоритетно прежней задаче увеличения средней обеспеченности им населения, рост социальных гарантий в жилищной сфере, ликвидация аварийного и ветхого фонда, комплексное благоустройство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация застройки). На новое качество организации городского пространства ориентирует двуединая задача - сохранение природно-ландшафтной основы и развитие многополярной системы урбанизированного каркаса многомиллионного города.

Отчетливо сформулированы территориальные приоритеты градостроительной политики:

- сохранение и воссоздание исторического своеобразия, развитие культурных, общественных и представительских функций центра в границах Камер-Коллежского вала;

- реорганизация территории и инфраструктуры "срединного пояса" Москвы с перераспределением в него массовых деловых и торговых потоков;

- создание полноценной, функционально наполненной городской среды в жилых районах "периферийного пояса".

Новый Генеральный план радикально меняет представление о роли транспортной, инженерной, информационной и социальной инфраструктуры города. Она становится главным ресурсом развития Москвы, условием повышения ее конкурентоспособности, общественной и инвестиционной привлекательности. В Генеральном плане пересмотрены некоторые устойчивые стереотипы. Массовая автомобилизация, например, становится не "чужеродным" явлением или "неизбежным злом", но важнейшим фактором, обеспечивающим альтернативный выбор гражданами средств передвижения. Отсюда следует приоритет развития улично-дорожной сети, обслуживания и паркирования индивидуальных автомобилей. Инженерное обеспечение нацелено на большую безопасность и надежность, высокотехнологичные локальные и автономные системы реально конкурируют с централизованными. Приоритетное место занимают телекоммуникационные системы.

Объекты особого внимания в Генплане - общественные пространства: пешеходные зоны, площади, улицы, маршруты; озелененные территории: бульвары, скверы, эспланады, видовые площадки. Они становятся важнейшей коммуникативной составляющей понятия "комфортная городская среда". Вопросы комплексного благоустройства территории (городской дизайн, средства визуальной информации и реклама, ландшафтная архитектура и озеленение, утилитарное и декоративное освещение, цветовое решение городских пространств) в современном городе должны быть сомасштабны планировочным, архитектурным и инженерным средствам организации среды.

Важной особенностью нового Генерального плана стала разработка в его составе специального раздела, посвященного градостроительной деятельности, связанной с осуществлением Москвой функций столицы России. Соответствующий раздел был самостоятельно рассмотрен и одобрен государственной вневедомственной экспертизой, ученым советом Российской академии архитектуры и строительных наук, коллегией Госстроя России.

Вопросы реализации Генерального плана выделены в отдельную главу проекта Закона города Москвы "О Генеральном плане развития города Москвы". Главные составляющие механизма реализации:

- система градостроительного планирования, обеспечивающая "трансляцию" положений Генерального плана до уровня отдельных частей территории города и отдельных объектов. В результате разработки и утверждения градостроительных планов органы управления административных округов и органы местного управления получат правовой инструмент регулирования градостроительной деятельности, отвечающий как интересам территорий, так и интересам всего города (полная обеспеченность градостроительной документацией масштабов 1:10000 и 1:2000);

- городские программы как инструмент аккумулирования финансовых ресурсов города для решения стратегических градостроительных задач. Государственные долгосрочные (на срок от трех до пяти лет) целевые программы, в том числе и направленные на реализацию Генерального плана, утверждаются законами города Москвы и финансируются за счет средств бюджета города, а также из других источников;

- федеральные целевые программы как инструмент реализации градостроительных решений, связанных с осуществлением Москвой функций столицы России;

- система мониторинга и государственного контроля реализации Генерального плана (систематический сбор и анализ сведений о ходе и итогах решения задач, разработке и выполнении градостроительных планов, о состоянии и изменениях среды жизнедеятельности). Мониторинг реализации Генерального плана осуществляют уполномоченные органы Правительства Москвы, районные управы, органы управления ТЕОС. Правительство Москвы ежегодно рассматривает доклад о ходе реализации Генерального плана, принимает по нему соответствующее постановление, информирует Московскую городскую Думу о принятых решениях. Мэр Москвы не реже одного раза в четыре года представляет в Московскую городскую Думу одобренный Правительством Москвы доклад об итогах реализации Генерального плана, а Московская городская Дума после рассмотрения принимает по нему постановление. Таким образом, она осуществляет постоянный контроль за деятельностью Правительства Москвы;

- система регулярной актуализации Генерального плана. Органы государственной власти города Москвы каждые 4-8 лет осуществляют актуализацию (корректировку) Генерального плана, разрабатывают в его составе программу первоочередных градостроительных мероприятий на новый расчетный срок, принимают Закон города Москвы "Об актуализации Генерального плана". Тем самым обеспечивается непрерывный цикл стратегического планирования: "разработка и принятие Генерального плана - его реализация - мониторинг реализации - актуализация Генплана".

Впервые в практике отечественного градостроительства процедуре разработки Генплана был дан публичный правовой характер. Предварительный его проект экспонировался и представлялся Правительством Москвы для публичного обсуждения москвичами, общественными и профессиональными организациями, после чего был скорректирован и передан в федеральные органы экологической и вневедомственной государственной экспертиз, снова скорректирован по их замечаниям и одобрен Правительством Москвы. Затем проект направлен на согласование в Правительство России (в части вопросов осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации).


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » МОСКВА — столица России » История городской власти