О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Деревянные ложки

Сообщений 1 страница 10 из 60

1

Деревянные ложки

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций.
Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению.
Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками.
К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.
Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал.
Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д.
Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья.
Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева.
Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент.
Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.
Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант.
Вырезание деревянных сувениров — это целое искусство, которому обучаются годами.
Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная.
Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению.
Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком.
А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид.
Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

2

В долгой родословной деревянной посуды особо надо отметить начало II тысячелетия н.э.

Этот период вполне можно назвать началом «века дерева».

В новгородских и киевских раскопках обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны.
Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долблёной посуды, т.е. на зарождение ремесленничества. 

Надо отметить, что ложки делались самые разные.
Вероятно в определённой мере это объяснялось развивающимся кулинарным искусством.
Утончённые линии, изящные контуры стали отличать ложки десертные.
Миниатюрные, кажущиеся хрупкими и невесомыми, вошли в быт зажиточных людей чайные и кофейные ложечки.
Но и самые простые ложки не были безликими, по их форме, отделке непременно можно было узнать, в какой местности они сделаны. 

Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было назвать искусством.
Их ложки сильно отличались от массовой продукции.
Например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящён Сергию Радонежскому, основавшему здесь монастырь.
Ложки эти украшались росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.

3

Ложки каждой группы отличались разнообразием.
Но при всём многообразии форм и видов в «анатомии» ложки можно выделить общие детали.

Раз мы интересуемся ложками, нужно их знать:

-    лопасть (ковшик, черпачок, черпак) ложки;

-    черенок, или ручка. По форме черенка бывают круглые строганые, круглые точёные, плоские, гранёные, овальные и другие;

-    коковка-круглое утолщение на конце круглого или гранёного черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках;

-    галтель коковки-полукруглый переход от утолщения коковки к черенок;

-    мостик-гребень, который соединяет снизу лопасть с черенком и усиливает тем самым прочность в наиболее слабом месте, на изломе;

-    лунка-выемка в лопасти для черпания пищи;

-    гранка-прямая подрезка, ограничивающая длину круглой части черенка около лопасти;

-    шейка-боковой переход от черпачка к черенку.

4

Ложки для разливания пищи.

Такие ложки в 1,5-2 раза больше, чем ложки для еды, и называются уполовниками, или ополовниками. Уполовник имеет овальный черпак и мржет быть как с крючком на конце черенка, так и без крючка.

Ложки, используемые при приготовлении блюд.

растирательные-длиной от 22до 36 см в зависимости от того, насколько густы растираемые продукты. Протирательные ложки обычно не окрашивают. Чтобы вынимать из чугуна, горшка или котла пельмени, мясо, рыбуили овощи, а также снимать пену, пользовались шумовками-ложками с почти плоским большим черпаком, усеянным сквозными отверстиями, и длинным круглым или плоским черенком.

Ложки для еды.

Для еды повсеместно использовалась рабочая ложка. Это одна из самых крупных ложек, с круглой лопастью и глубокой лункой. Приметная деталь рабочей ложки-точёный, завершавший черенок, и шейка между ними.

Ложка-межеумок, как и рабочая ложка, использовалась простым людом для еды из мисок. Внешне, по форме она мало отличается от рабочей ложки, лишь черенки разные: у межеумка он не точёный, а кругло обрезанный ножом. И у рабочей ложки, и у межеумка черенок плавно, без гранки вливается в черпачок.

Специальные ложки:

Ложка для горчицы-это сравнительно небольшая ковшеобразная ложка, даже ложечка; вырезали её из ценных пород-пальмы, груши, клена.

Ложка для соли такая же как горчичная, но ещё меньше и ближе по форме к загибке, хотя сегодня существует много и других форм.

У ложки для грибов длинный, обычно точеный круглый или плоский черенок и ковш с продольным узким пазом внизу лунки.
Через паз выливается рассол.

Ложка для снятия сливок имеет яйцевидный ковшик, чуть сплюснутый к черенку, с неглубокой лункой.

5

Изготовление ложки начинается с заготовки древесины.

Поможет здесь обыкновенная двуручная пила или лучковая пила.

Топор тесальный имеет короткое топорище и употребляется для раскалывания отрезков дерева на отдельные (продольные) части и придания им потом грубого подобия ложки (баклуши).

Топор обрубальный отличается от тесального только формой топорища и его насадкой.

Топор-тесло служит для вырубания в ложке выемки-лунки и отличается от обыкновенных топоров формой металлической части и её насадкой на топорище. Полотно тесла корытообразной формы, а само лезвие имеет полукруглое сечение.

Нож обрезальный имеет большую фаску и должен быть остро наточен, так как применяется для окончательной наружной обработки ложки.

Резец необходим для обработки лунки черпака. Загиб резца по своей форме и размерам соответствует вырезаемой ложке. Затачивается резец с двух сторон но фаска снимается только с внутренней стороны.

6

Ложки России

       
Хотьковские ложки

Башкирские ложки

Унцукульские ложки

Амурские ложки

http://fio.novgorod.ru/projects/Project … Rossii.htm

7

Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание, но привлекают и шоколадноотнотонные ложки из подмосковного Хотькова, привлекают затейливой вязью своих плоских ручек, созданной только лезвием резака.
Во многом благодаря именно хотьковским ложкам мир увидел украшающую их своеобразную абрамцево-кудренскую резьбу.

8

Ложка и ковш-черпак для богатой липой Башкирии- традиционные предметы местного промысла.
Ложки были преимущественно белые, реже с резьбовым орнаментом или окрашенные темно-коричневой морилкой.
Новаторы уфимского объединения «Адыгель», не сразу, конечно, приняли заманчивую и популярную «золотую» технологию.
Правомерно ли было культивировать чужие традиции?
Однако художники с самого начала отделили процесс «золочения» от росписи ложек, которая по красочной гамме, орнаментальным мотивам вовсе не похожа на хохломскую.

9

Искусство украшения предметов из дерева металлическим набойным узором возникло в аварском селе Унцукуль (Дагестан) очень давно, примерно на рубеже XVII-XVIII веков.
Орнаменты инкрустаций здесь самые разнообразные, но при этом в каждой унцукульской композиции неизменно есть извивающаяся дорожка, образованная косыми пластинками, обрамленными проволочной каймой.

10

Амурские ложки мало похожи на привычные европейские.
Если посмотреть на их «профиль», то возникают ассоциации со стрелой или пером птицы: тонкие, прямые, но примерно с середины они пластично выгибаются. На лопаточках некоторых ложек прорезаны отверстия в  форме завитков.

Источник
http://fio.novgorod.ru/projects/Project914/index.htm