Расширению партизанского движения способствовала огромная политическая работа партизан и подпольщиков среди населения оккупированных районов. Население оказывало партизанам помощь продовольствием, одеждой и обувью, укрывало их и предупреждало об опасности, саботировало все мероприятия противника. Срыв фашистских планов по использованию людских и материальных ресурсов оккупированных районов — одна из важнейших заслуг партизан.
Большое внимание в партийно-политической работе среди партизан уделялось воспитанию и боевой подготовке личного состава. За годы войны центральные и республиканские школы партизанского движения подготовили и направили в тыл врага около 30 тысяч различных специалистов, среди них были подрывники, организаторы подполья и партизанского движения, радисты, разведчики и др. Тысячи специалистов готовились в тылу врага на «лесных курсах».
Коммуникации, особенно железные дороги, стали основным объектом боевой деятельности партизан, которая по своему размаху приобрела стратегическое значение.
Впервые в истории войн партизаны провели по единому замыслу ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории, которые были тесно связаны по времени и объектам с действиями Красной Армии и снизили пропускную способность железных дорог на 35—40%.
Зимой 1942 – 1943 годов, когда Красная Армия громила гитлеровские войска на Волге, Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, они обрушили свои удары на железные дороги, по которым враг подбрасывал к фронту резервы. В феврале 1943 года на участках Брянск – Карачев, Брянск - Гомель ими было подорвано несколько железнодорожных мостов, в том числе мост через Десну, по которому ежедневно проходило к фронту от 25 до 40 эшелонов и столько же поездов обратно — с разбитыми воинскими частями, техникой и награбленным имуществом.
В Белоруссии только с 1 ноября 1942 г. по 1 апреля 1943 г. было взорвано 65 железнодорожных мостов. Украинские партизаны подорвали железнодорожный мост через реку Тетерев на участке Киев — Коростень и несколько мостов в других районах. Под ударами партизан почти все время находились такие крупные железнодорожные узлы, как Смоленск. Орша, Брянск, Гомель, Сарны, Ковель, Шепетовка. Только с ноября 1942 г. по апрель 1943 г., в разгар контрнаступления под Сталинградом и общего наступления, они пустили под откос около 1500 вражеских эшелонов.
Сильные удары по коммуникациям противника были нанесены в ходе летне-осенней кампании. Это затрудняло врагу перегруппировки, подвоз резервов и боевой техники, что явилось огромной помощью Красной Армии.
Грандиозной по своим масштабам, по количеству участвовавших сил и достигнутым результатам была партизанская операция, вошедшая в историю под названием «Рельсовая война». Она планировалась Центральным штабом партизанского движения и готовилась долго и всесторонне. Главная цель операции заключалась в том, чтобы одновременным массовым подрывом рельсов парализовать перевозки гитлеровцев по железным дорогам. К этой операции привлекались партизаны Ленинградской, Калининской. Смоленской, Орловской областей. Белоруссии и частично Украины.