О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Р у с с к и е

Сообщений 81 страница 90 из 138

81

Тишков В. А., Власова И. В., Власовой И. В.
Русские. История и этнография
• Серия: История России [417]

Издательство: Астрель, АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, ОЛИМПИЯ ПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2008 г.
ISBN: 5-17-052666-0
ISBN13: 978-5-17-052666-6
Твердый переплет , 751 стр.

Аннотация:

Как возник и что есть русский народ? В чем отличие русских от других народов?
Какие особенности характера и быта помогли русским освоить огромные территории Евразийского материка и внести крупный вклад в развитие человеческой цивилизации?

На эти и многие другие вопросы отвечает предлагаемая книга, в основу которой положена монография "Русские", подготовленная Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук.
Базирующаяся на уникальных материалах экспедиционных обследований и архивных изысканий, книга адресована не только специалистам, но и всем, кто интересуется культурой и историей русских.

Прочтя ее, читатель получит обширнейшую информацию о расселении, быте, обычаях, религиозных верованиях и духовной культуре народа — с X века до наших дней.

http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=1362578.htm

82

Максим Горький

КНИГА  О РУССКИХ ЛЮДЯХ

Максим Горький - Алексей Максимович Пешков (1868-1936) - одна из самых значительных и одновременно сложных и противоречивых фигур в мировой культуре нашего столетия.
Автор знаменитых романов и повестей («Жизнь Клима Самгина», «Дело Артамоновых», «Мать», «Детство», «В людях», «Мои университеты»), прославленный драматург (его пьесы «На дне», «Мещане», «Враги» в постановке Московского Художественного театра сразу стали классикой), темпераментный публицист, яростно споривший с Лениным о методах пролетарской революции, он остался в памяти народной и как автор сомнительного лозунга «Если враг не сдается - его уничтожают», как человек, принявший соглашательскую позицию по отношению к сталинскому режиму.

В последнее время предпринимались попытки «сбросить творчество Горького с парохода современности».
Однако не будем забывать, что в начале века то же самое пытались проделать с Пушкиным и Достоевским...

Пожалуй, именно Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети XX века. Это относится не только к его прозе и драматургии, но и к мемуарам - в первую очередь к «Заметкам из дневника», к знаменитым литературным портретам Чехова, Льва Толстого, Короленко, Леонида Андреева, Сергея Есенина, Саввы Морозова, а также к «Несвоевременным мыслям» - хронике времен Октябрьской революции.

«Книга о русских людях» (так Горький первоначально думал назвать свои воспоминания) - это уникальный ряд характеров - от интеллигентов до философствующих босяков, от революционеров до ярых монархистов.
Очерк о В.И. Ленине публикуется в первой редакции - без позднейших наслоений «хрестоматийного глянца».

Серия "Мой 20 век"

Твердый переплет
Суперобложка
Клееный блок
Формат 145х217 мм
572 с.
Фотоиллюстрации
Состояние хор.
Цена 320 руб.
Издательство
"Вагриус", 2000

83

Книга о русских людях

В книгу воспоминаний Максима Горького - Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936), - одного из самых знаменитых писателей ХХ века, вошли его "Заметки из дневника" (поистине уникальный ряд русских характеров - от интеллигента до философствующего босяка, от революционера до ярого монархиста), знаменитые литературные портреты А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Л. Н. Андреева, В. Г. Короленко, С. А. Есенина, С. Т. Морозова, В. И. Ленина (очерк о нем публикуется в первой редакции - без позднейших наслоений "хрестоматийного глянца"), а также прогремевшая в свое время хроника Октябрьской революции "Несвоевременные мысли".
Черно-белые вклейки.

Автор: Горький Максим
Издательство: Вагриус
Серия: Мой 20 век
Жанр: Жизнь знаменитых людей, Мемуары, Русская литература советской эпохи
Год выпуска: 2007
Страниц: 576 (Офсет)
Тип обложки: 7А - твердая, обтянутая тканью (или бумвинил)
Оформление: Супер
Иллюстрации: Черно-белые
Масса: 732 г
Размеры: 217x149x32 мм
Наличие: На складе
Содержание
312 руб

84

Фотографии  из  «Книги о русских людях»

85

Фотографии  из  «Книги о русских людях»

86

Фотографии  из  «Книги о русских людях»

87

"В людях просыпается интерес к своим корням"

Депутат Мосгордумы А.Палеев убежден, что курс ОПК станет вскоре обязательным предметом…
Сегодня в русских людях просыпается интерес к своим корням и поэтому введение в общеобразовательных школах России "Основ православной культуры" как обязательного предмета неизбежно. Об этом в интервью газете Известия заявил член Экспертного совета комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям депутат Антон Палеев.

"Я убежден, что "Основы православной культуры", пусть не сейчас, но рано или поздно займут свое место в списке общеобразовательных предметов. Сегодня нация возрождается, в людях просыпается интерес к своим корням, к своей культуре. Разве это плохо?" – заявил депутат. При этом он подчеркнул, что "изучение такого предмета принесло бы пользу" и его введение в целом ряде российских школ можно только приветствовать. "Нет ничего плохого в том, чтобы дети глубже понимали культуру своего народа, неразрывно связанную с русским православием", – пояснил А.Палеев.

В то же время, по мнению депутата, власти должны "принимать взвешенные и своевременные решения". "В Москве нет недостатка в религиозных школах. При многих религиозных объединениях, а их, не считая организаций Русской Православной Церкви, около 1000, существуют свои школы. В них в основном учатся дети священнослужителей и дети из глубоко верующих семей. Кроме того, при православных храмах почти в каждом районе действуют воскресные школы", – заявил депутат.

Поэтому, по его словам, Экспертный совет Мосгордумы в ответ на запрос ряда религиозных организаций о возможности введения в Москве обязательного изучения "ОПК" принял решение о преждевременности такой меры. "Людей с богословским образованием очень мало, на все школы не хватит", а историки вели бы этот предмет "с чисто атеистических позиций, что… уничтожило бы саму идею – познакомить детей с религиозной традицией своей страны", – заявил А.Палеев.

Он также отметил, что преподавание в дореволюционных школах Закона Божия "не сеяло смятения в детские умы и не мешало воспитанию будущих великих ученых". "И у нас так будет. Посмотрите, сколько сегодня маленьких детей с крестиками. Вырастет поколение, которое захочет изучать русское православие. И мы обязательно придем к необходимости введения этого предмета. Я уверен", – заявил депутат.

Напомним, что с нового учебного года ОПК стали компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях. Еще в 11 регионах православный предмет начали преподавать на факультативной основе. Вместе с тем, Экспертный совет комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям отклонил предложение Русской Православной Церкви о введении в столичных школах "Основ православной культуры" в качестве обязательного предмета.

Русская линия
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=211694

88

Этнографические следствия русской колонизации верхнего Поволжья.

Вопрос о Происхождении великорусского племени.

Исчезнувшие инородцы окско-волжского Междуречья и их следы.

Отношение русских поселенцев к финским туземцам следы Финского влияния на антропологический тип великоросса.

На образование говоров Великорусского наречия, на народный поверья Великороссии и на состав Великорусского общества.

Влияние природы верхнего Поволжья на народное хозяйство Великороссии и на племенной характер великоросса.

Ключевский В.О.

89

ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ПЛЕМЕНИ

Нам предстоит изучить этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья, Ростовско-Суздальского края.
Эти следствия сводятся к одному важному факту в нашей истории, к образованию другой ветви в составе русской народности - великорусского племени. Чтобы оценить важность этого разветвления в нашей истории, достаточно припомнить численное соотношение трёх основных ветвей русского народа: великороссов приблизительно втрое больше, чем малороссов (в пределах России), а малороссов почти втрое больше, чем белорусов.
Значит, великорусское племя составляет девять тринадцатых, или несколько более двух третей, в общей сумме русского населения России.

Обращаясь к изучению происхождения великорусского племени, необходимо наперёд отчётливо уяснить себе сущность вопроса, к решению которого приступаем. Без сомнения, и до XIII в. существовали некоторые местные бытовые особенности, сложившиеся под влиянием областного деления Русской земли и даже, может быть, унаследованные от более древнего племенного быта полян, древлян и пр. Но они стёрлись от времени и переселений или залегли в складе народного быта на такой глубине, до которой трудно проникнуть историческому наблюдению. Я разумею не эти древние племенные или областные особенности, а распадение народности на две новые ветви, начавшееся приблизительно с XIII в., когда население центральной среднеднепровской полосы, служившее основой первоначальной русской народности, разошлось в противоположные стороны, когда обе разошедшиеся ветви потеряли свой связующий и обобщающий центр, каким был Киев, стали под действие новых и различных условий и перестали жить общей жизнью. Великорусское племя вышло не из продолжавшегося развития этих старых областных особенностей, а было делом новых разнообразных влияний, начавших действовать после этого разрыва народности, притом в краю, который лежал вне старой, коренной Руси и в XII в. был более инородческим, чем русским краем. Условия, под действие которых колонизация ставила русских переселенцев в области средней Оки и верхней Волги, были двоякие: этнографические, вызванные к действию встречей русских переселенцев с инородцами в междуречье Оки - Волги, и географические, в которых сказалось действие природы края, где произошла эта встреча. Так в образовании великорусского племени совместно действовали два фактора: племенная смесь и природа страны.

В.О.Ключевский
http://www.dusha-rossii.ru/books/kljuch … -rossii/17

90

ИНОРОДЦЫ ОКСКО-ВОЛЖСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

Инородцы, с которыми встретились в междуречье русские переселенцы, были финские племена.
Финны, по нашей летописи, являются соседями восточных славян с тех самых пор, как последние начали расселяться по нашей равнине.
Финские племена водворялись среди лесов и болот центральной и северной России ещё в то время, когда здесь не заметно никаких следов присутствия славян. Уже Иорнанд в VI в. знал некоторые из этих племён: в его искажённых именах северных народов, входивших в IV в. в состав готского королевства Германариха, можно прочесть эстов, весь, мерю, мордву, может быть, черемис. В области Оки и верхней Волги в XI - XII вв. жили три финских племени: мурома, меря и весь. Начальная киевская летопись довольно точно обозначает места жительства этих племён: она знает мурому на нижней Оке, мерю по озёрам Переяславскому и Ростовскому, весь в области Белоозера. Ныне в центральной Великороссии нет уже живых остатков этих племён, но они оставили по себе память в её географической номенклатуре. На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сёл, рек и урочищ. Прислушиваясь к этим названиям, легко заметить, что они взяты из какого-то одного лексикона, что некогда на всём этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и что он родня тем наречиям, на которых говорят туземное население нынешней Финляндии и финские инородцы Среднего Поволжья, мордва, черемисы. Так, и на этом пространстве, и в восточной полосе Европейской России встречаем множество рек. названия которых оканчиваются на ва: Протва, Москва, Сылва, Косва и т. д. У одной Камы можно насчитать до 20 притоков, названия которых имеют такое окончание. Vа по-фински значит вода. Название самой Оки финского происхождения: это - обрусевшая форма финского joki, что значит река вообще. Даже племенные названия мери и веси не исчезли бесследно в центральной Великороссии: здесь встречается много сёл и речек, которые носят их названия. Уездный город Тверской губернии Весьегонск получил своё название от обитавшей здесь веси Егонской (на реке Егоне). Определяя по этим следам в географической номенклатуре границы расселения мери и веси, найдём, что эти племена обитали некогда от слияния Суховы и Юга, от Онежского озера и реки Ояти до средней Оки, захватывая северные части губерний Калужской, Тульской и Рязанской. Итак, русские переселенцы, направлявшиеся в Ростовский край, встречались с финскими туземцами в самом центре нынешней Великороссии.