О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русский самовар

Сообщений 11 страница 18 из 18

11

...

12

Такие красивые самовары

13

И такие

14

В самом далёком уголке России можно найти заядлых любителей попить чайку из самовара. Он стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Особенно непередаваемые ощущения испытываешь, когда сидишь перед пышущим жаром самоваром в старинной русской избе и прислушиваешься, как самовар сначала поёт, потом шумит и в конце бурлит. По этим звукам ясно, когда вода для чая готова. В деревнях самовары передаются из поколения в поколение и становятся неотъемлемой частью дома. Чтобы чаю хватило всей крестьянской семье, в самовар помещалось до ведра воды. Однажды попробовав чаю из такого самовара, уже не хочется пить чай из обычного чайника. Беседа за самоваром расположит Вас и Ваших гостей к задушевной беде и оставит приятные воспоминания о встрече.

Это устройство для приготовления кипятка могло появиться только в России, хотя в Китае есть прибор во многом напоминающий самовар, в котором тоже есть труба и поддувало. Даже в Древнем Риме существовал подобный аппарат для кипячения воды, но построен он был по другому принципу. Самовар был придуман после появления в России чая, применяемого в давние времена как лекарство среди знати. Предшественником самовара был сбитенник, напоминавший по внешнему виду чайник с большим изогнутым носиком. В нём приготовляли ароматный горячий напиток из воды, мёда, пряностей и трав. Самовары всегда славились разнообразными причудливыми формами, богатыми отделками – насколько хватало фантазии и умения мастера. Интересно, что раньше самовары продавались на вес.

Если самовар был изготовлен из серебра, мельхиора, украшен богатой отделкой, то он становился предметом роскоши. Такой самой могли позволить себе только состоятельные люди, он становился атрибутом достатка в богатом доме. В этом случае для ежедневных чаепитий приобретался ещё один самовар – попроще. Не чужим был самовар и в великосветских салонах, где за чайным столом располагались вельможи, дипломаты, художники, нарядные дамы. Здесь велись возвышенные беседы, остроумные споры. Крестьяне же довольствовались самоварами кустарного производства самой простой формы.

Самоварщики подолгу осваивали своё ремесло. Они должны были уметь работать с различными металлами, ведь самовары изготавливались из латуни, красной меди, томпака (сплава меди и цинка), серебра, мельхиора. Ручки делались обязательно из дерева. Процесс изготовления самовара был длительным и имел множество приёмов. Над ним трудились обычно ремесленники нескольких специальностей. Над изготовлением какой-либо отдельной детали могла трудиться целая деревня, а сборка и отделка осуществлялась на фабрике. Существовали как крупные фабрики, так и множество мелких, на которых работало иногда всего по нескольку человек.

Постепенно, стремясь удешевить самовары, мастера упрощали их формы, многие детали стали изготовлять не вручную, а механическим способом, поставили на конвейерное производство. Полюбились людям самовары рюмкой, банкой, покрытые никелем и блестящие как зеркало. В каждом русском доме становилось хорошей традицией приобрести самовар и наслаждаться чаепитием. Никогда самовар не был простым предметом быта – на столе он занимал почётное центральное место. Ставили самовар на лакированные с цветной росписью подносы, имевшие самые разнообразные формы. Вода в самоваре долго оставалась горячей, в установленном на самоваре заварочном чайнике, особенно хорошо распаривалась заварка и чай получался очень вкусным. Даже в дороге не могли отказать себе путешественники попить чайку из специального дорожного самовара. Был изобретён керосиновый самовар, который выпускали только в Туле. Он был очень популярен особенно на Кавказе, где керосин был достаточно дёшев. Были даже маленькие детские самовары и самовары-эгоисты объёмом в один стакан. С появлением кофе в России появились самовары-кофейники.

После революции, когда большое количество самоварных фабрик было закрыто, самовары начали выпускаться артелями. Сейчас самовары выпускаются на тульском заводе «Штамп», где к трёхсотлетию Петербурга были выпущены настоящие шедевры – семь коллекционных самоваров в форме яйца Фаберже, украшенные высокохудожественным орнаментом, шестью медальонами с видами города и изображениями Медного всадника на передней части корпуса. Для проходившей в Москве выставки «Дороги России» был специально изготовлен шестиметровый самовар объёмом 20 кубометров. Внутри него находится ещё множество маленьких самоварчиков. Конечно, это изделие мастеров-самоварщиков уникально и его место в музее.

Большое значение имеет сейчас реставрация самоваров, ведь многие из них дошли до нас поломанными, потускневшими и позеленевшими от времени, потерявшими часть своих украшений и деталей. Ведь находят их порой и на чердаках, и в сараях. Этой кропотливой работой занимаются сейчас очень немногие энтузиасты, ведь работа эта трудоёмкая и не дешёвая. На восстановление одного самовара можно затратить от полуторы до трёх тысяч рублей. Люди эти стараются сохранить русскую историю и передать следующим поколениям.

15

Самовары

Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведёрный самовар.
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъярённый кипяток;
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.

Самовар. Сам варит. Пыхтит и булькает. Создаёт ощущение присутствия кого-то живого. Кипятит чай и создаёт уют. Придаёт неповторимый аромат напитку. Он может стать хорошим подарком.
Самовар – это стильно и современно. Этот предмет стал символом русского чаепития. Это украшение любого стола. Это гостеприимство.
Русский самовар воспели в своих произведениях известные писатели и художники. О любви к нему свидетельствует множество поговорок.
Самовар – это часть русской культуры.

Источник: http://www.samoffar.ru

16

Антикварный самовар

Старинный самовар - это антикварное изделие, имеющее, прежде всего художественную ценность. Но как определить "антикварность" самовара? Собственно, антиквариатом считаются старые и редкие вещи, с которыми совершаются сделки купли-продажи. В основном их скупают коллекционеры. Если уж по-настоящему вникать в суть этого слова, то стоит обратиться к президентскому указу "О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей". Там говорится о том, что антикварными предметами являются культурные ценности, которые были созданы более полувека назад. Таким образом, к антикварным самоварам можно отнести самовары, изготовленные более 50 лет назад. Однако все-таки это определение достаточно условно и не может гарантировать востребованность изделия, выпущенного, скажем, в 1955 году. Старые самовары, выпущенные в свое время огромными тиражами, вряд станут покупать по высокой цене.

Для определения ценности антикварных самоваров важны следующие критерии:

Старинность вещи. Чем старше изделие, тем оно ценнее, и самовар, выпущенный в царские времена, будет цениться в несколько раз дороже советской "массовки". Если уж совсем честно, то даже самовары 40-х, 30-х годов стоят совсем недорого, а уж про электрические и говорить нечего.

Вот если у вас вдруг завалялся жаровой (угольный) самовар конца 19 или начала 20 века, тогда ему самое место в антикварном магазине. Такой экземпляр быстро купят и по весьма хорошей цене.
Уникальность самовара. Ручная работа, эксклюзив всегда оценивались очень высоко, а уж если возраст самовара еще и достаточно солиден, то это, без сомнения, антиквариат. То же самое можно сказать о форме самовара - например, походный самовар 1840 года вместимостью 1 литр стоит в несколько раз дороже самовара в форме того же возраста.
Принадлежность вещи известной личности. Факт владения самоваром каким-нибудь графом или декабристом в несколько раз увеличивает его стоимость.
Невозобновляемость выпуска изделия. Допустим, самовар был выпущен до революции не существующим в настоящее время самоварным заводом, мануфактурой или был изготовлен вручную талантливым литейщиком, которого давно уже нет в живых. Производство давно закрыто, а изделие продолжает жить своей жизнью - вот что ценят коллекционеры. Важно, чтобы на самоваре стояло клеймо фабриканта или штампы изготовителя.
Художественная ценность антикварного самовара как произведения искусства.

Желательно, чтобы антикварный самовар удовлетворял всем этим условиям, однако основным среди них все-таки является старость или старинность вещи. Неплохо, если старинный самовар стал свидетелем какого-то исторического события. Такие изделия можно увидеть не только в музеях, но и в сувенирных лавках и даже на блошиных рынках.

Вывезти за границу антикварный самовар будет непросто, ведь такое изделие считается культурной ценностью государства. На таможне работают хорошие оценщики и антиквары, которым не составит труда определить ценность и уникальность изделия.

Что же делать с антикварным самоваром?

Самовары - довольно надежные изделия, а потому можно без опасения использовать старинный самовар по назначению (пить чай). Впрочем, в большинстве случаев такие самовары выполняют роль предмета интерьера. Как хорошая картина или скульптура, он украшает любой дом.

17

Медный самовар

Неизвестно, когда появился первый самовар, однако, бесспорно, это творение русского народа.
Самовары выпускали в больших количествах повсеместно на Руси, и везде были свои самоварные традиции.
В основном самовары изготавливались из красной и зелёной меди - сейчас такие экземпляры считаются антикварными. Также выпускали самовары из томпака, латуни, мельхиора, их украшали золотом и серебром.
Медные самовары - самые ценные, ведь медь значительно дороже остальных материалов для изготовления самоваров. Чтобы предотвратить окисление медной поверхности и сохранить эстетический вид изделия, самовары лудили, то есть наносили тонкий слой олова.

Расцвет самоваров пришелся на девятнадцатый век - тогда выпуском медных самоваров и не только занимались фабриканты Ломовы, Баташёвы, Воронцовы, Шемарины и т.д. Производили не только традиционной формы самовары, но и самовары-чайники, самовары-кофейники, бульотки, самовары-кухни с перегородками для приготовления нескольких блюд одновременно.

Особого внимания заслуживают дорожные самовары, которые имели форму прямоугольника, куба или ящика. Все это делалось для комфортной транспортировки громоздкого предмета. У дорожных самоваров опорные ножки были съемными и укомплектовывались специальными шурупами.
Поскольку в русских семьях обычно использовались срезу два самовара (один для повседневного чаепития, другой для застолий), то праздничный самовар был обязательно из меди. Медный самовар чистили до яркого блеска при помощи разнообразных народных средств: золы, глины, кирпича. Такие грубые абразивы не могли способствовать долговечности изделия: медные стенки истончались, клейма и оттиски производителей стирались полностью. Медь - более мягкий металл, чем томпак или латунь, быстро выходит из строя. Поэтому медные самовары были не столь распространены как более долговечные латунные или мельхиоровые. Также не нашли особого применения керосиновые и электрические самовары.

Медные самовары часто изготавливали вручную по индивидуальным заказам. Такие самовары уже тогда представляли собой художественную ценность, а сейчас они ценны и как антиквариат.

Штучные медные самовары часто серебрили и золотили, отделывали самоцветами, эмалью и т.п. Серебрили как ртутным методом, так и электролитическим или же применяли плакирование (покрытие тонкой серебряной фольгой). Такие самовары были прерогативой светских приемов, их можно было увидеть в салонах, богатых интерьерах знатных особ. Салонные самовары изготовляли фабриканты К.Я.Пец, А.Х. Матиссен, Ф.Н. Дубинин, Плевкевич и т.д.
Разновидности медных сплавов, применяемых при производстве самоваров:

латунь (зеленая медь)
красная медь (сплав меди и цинка)
томпак (сплав меди и цинка )
мельхиор (сплав меди, цинка и никеля).

18

Самовары братьев Баташевых

Самовары братьев Баташевых - это, пожалуй, самые известные самовары царской России. Когда в Туле была огромная фабрика по производству замечательных самоваров, нередко удостаивавшихся самых высоких международных премий. Разумеется, сейчас самовара Баташевых не выпускаются, но, тем не менее, всегда можно приобрести самовар после реставрации. Сейчас такие самовары считаются антикварными, что вполне справедливо, ведь Василий Степанович Баташев (основатель фабрики самоваров) начал свое дело еще в девятнадцатом веке.

Началось все в 1840 году, когда Степан Федотович, отец будущих самоварных маэстро, открыл при своем доме маленькую лавку по изготовлению самоваров. С раннего детства в ущерб образованию Степан Баташев приклекал своих сыновей к работе. К несчастью в 1861 г. фабрика сгорела, а за ней отправился в лучший мир и ее владелец. Его двадцатилетний сын, Василий Степанович, не опустил руки и принялся заново отстраивать мануфактуру. Так появился большой каменный цех под мастерские, где стали производить не только самовары, но и подносы. Василий постепенно вовлек в самоварный бизнес своего брата Александра Степановича и еще больше расширить производство. Самовары Баташевых стали побеждать на международных конкурсах и выставках, получать почетные медали и награды. Петербург, Париж, Вена... Везде самовары братьев Василия и Александра Степановичей узнаваемы и востребованы.

В 1876 году фабрика стала официально принадлежать Василию, Александру и Павлу Баташева, так как их мать подписала дарственную на мануфактуру, которая до этого формально принадлежала ей.

Секрет успеха фабрики самоваров Баташевы кроется в крепких кровных узах, взаимовыручке и правильно распределении обязанностей. Каждый занимался своим делом: Александр - производством, Василий - бухгалтерией, Павел - товарооборотом. А оборот был не маленьким - 6000 самоваров в год. Фабрика самоваров братьев Баташевых в скором времени стала самой крупной в Туле, на ней трудились триста рабочих (половина в цеху, а половина на дому). Рабочий инвентарь тоже был обширным: 300 наковален, полтысячи молотков, 40 токарных станков, 20 горнов, паровой двигатель в 12 лошадиных сил.

Самовары Баташевых были очень популярны в то время: в среднем один их самовар стоил около семи рублей, а самовар конкурента, фатриканта Тейле, уже 70 рублей за самовар. Низкие цены не означали плохое качество - на Московской выставке 1882 года самовары Баташевых удостоились золотой медали за "хорошее качество самоваров при невысоких ценах".

Вскоре Павел Баташев вышел из дела, забрав свою долю капитала, и братья стали работать вдвоем. Они сократили часть рабочих, зато при обрели паросиловой локомобиль, с помощью которого увеличили товарооборот до 11 760 самоваров в год. Несмотря на успех, братья решили опять делить фабрику, ведь у каждого из них были наследники. Василий Степанович стал обладателем самоварного дела с фабричными зданиями и оборудованием, однако скончался спустя год после раздела.

Семейное дело продолжил Иван Степанович Баташев, самый младший из самоварной "династии" Баташевых. Он успешно окончил Московский университет по медицинскому факультету и некоторое время трудился земским врачом. В связи с болезнью старшего брата Александра Иван и Алексей были вовлечены в дела самоварной фабрики, однако мало что в этом понимали и были вынуждены прибегнуть к услугам управляющего. Вскоре фабрика закрылась.

Источник: http://www.samoffar.ru/brother_Batashevyh.shtml