О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Федоскинская лаковая миниатюра


Федоскинская лаковая миниатюра

Сообщений 11 страница 20 из 210

11

...

12

Лаковая миниатюра Федоскино  – один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, радуют и восхищают ценителей прекрасного и являются истинным народным промыслом.

Сайт фабрики Федоскино
http://www.fedoskino.org/

13

Производство

Фабрика Федоскино приглашает Вас посетить наше производство.
Профессиональный экскурсовод познакомит Вас с технологией изготовления папье-маше, историей создания промысла, ознакомит Вас с экспозиционным залом, где в витринах выставлены уникальные изделия (около 2000 экспонатов), некоторым из них более 200 лет.
Также экскурсовод проведет Вас по производству. Вы своими глазами сможете увидеть, как вручную изготавливаются изделия: от начального момента раскрытия картона до превращения его в ларцы, шкатулки и другие изделия.

Вы посетите мастерские живописцев, где сможете наблюдать работу наших мастеров, блестящее исполнение миниатюр в технике многослойной масляной живописи.

Изготовление изделия и используемый материал:

Миниатюра. Этап 1.  Грунт
Грунт – алюминиевый порошок, напыляемый на лак, прилипая к поверхности, он обеспечивает стойкость цвета наносимой краски. Прозрачные краски просвечиваются через грунт, придавая металлический блеск. Что в свою очередь смотрится очень эффектно. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или океанический перламутр. Затем на грунт при помощи кальки переводится силуэтный рисунок.

Миниатюра. Этап 2.  Замалёвок
Замалевок – наложение первого слоя живописи. В нем отображаются основные цвета и тени, не уделяя внимания деталям. Далее производится сушка. Если масляные краски оставить сушиться при комнатной температуре это займет очень много времени, а некоторые краски могут совсем не высохнуть, поэтому сушка производится при оптимальной температуре примерно 60градусов по Цельсию.

Миниатюра. Этап 3.  Перемалёвок
Когда краски высохнут, миниатюра покрывается слоем лака и снова производится сушка. Для обеспечения ровной поверхности и удаления пузырьков, образующихся при покрытии лаком, изделие шлифуется порошком пемзы. В итоге, мы получаем идеально ровную поверхность, на которую наноситься следующий слой живописи. На этом этапе прописываются все детали; тени делаются более глубокими, свет более ярким. Далее – сушка, покрытие новым слоем лака, шлифовка.

Миниатюра. Этап 4.  Бликовка
Бликовка – последний слой живописи, расстановка акцентов, бликов, мельчайших деталей. Далее сушка, покрытие лаком не менее десяти слоев.

Миниатюра. Этап 5.  Готовое изделие
На корпусе, при помощи тонкого стального перышка рисуется орнамент, пишется имя художника и дата изготовления. Корпус покрывается лаком не менее десяти слоев и полируется. Полировка, как правило, делается «окисью хрома» (масляная краска) на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные моменты доводятся вручную.

14

Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Возникновение производства из папье-маше

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

Лукутинская фабрика

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

15

Особенности федоскинской миниатюры

«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.
Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.
Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др.
Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские.
В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

16

Федоскинская артель

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея.
В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.
Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий.
В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.
Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу.
Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др.
Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.
Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др.
Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи).
В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.
В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев, А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев, Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и другие.

Источник: ВИКИПЕДИЯ

17

О компании - http://www.fedoskino.org/

Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи основан в 1795 году.

Фабрика изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле.

Изделия фабрики уникальны, имеют международную известность.
Наши изделия в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.

Технология изготовления изделий сохраняется на протяжении 200 лет и предусматривает длительную пропитку специальных сортов картона льняным маслом, медленную сушку, пресс, шлифовку, полировку, многократное покрытие лаком, первичную отделку и работу художника. После чего производится приемка работы и присвоение индивидуального номера. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. На изделия дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков.

На сегодняшний день фабрика изготавливает шкатулки, ларцы, панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое.

18

Художественно-историческая справка

Традиции искусства Федоскино, его художественно-стилевые особенности

Согласно изученным архивным и научно-исследовательским материалам Д.С. Айзенштодта, В.И. Боруцкого, Л.Я. Супрун, Г.В Яловенко, а так же каталогов и отчетов выставок, установлено. Что в конце 90-х годов 18 века, в русском селе Федоскино. Возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

Заинтересовавшись расписными изделиями лаковой фабрики И.Г. Штобвассера из немецкого города Брауншвейга. Русский купец П.И. Коробов на базе картонной фабрике в селе Данилково (смежном с Федоскино), которая выпускала лаковые козырьки из папье-маше к каскам для русской армии, основывает в 1795 году новое производство. Одну из первых в России фабрику лаковых изделий из папье-маше с миниатюрной живописью. А с 1798 года начинает стабильный выпуск продукции. Выпускаемые табакерки вначале они имели только круглую форму, затем. По мере развития производства создавались новые формы, расширялся ассортимент, совершенствовалась технология миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше.

С 1818 года П.И. Коробов привлекает к делу своего зятя П.В. Лукутина, а в 1825 году полностью передает ему фабрику. П.В. Лукутин, обладая художественным вкусом и предприимчивостью, расширяет производство. Фабрика превращается в большое предприятие, где работает уже около 100 человек. В основном это русские мастера. При фабрике была создана рисовальная школа с 30-ю учениками, наиболее талантливые из которых направлялись в Строгановское училище для усовершенствования своего мастерства. Ассортимент при П.В. Лукутине значительно расширился: выпускаются табакерки, чайницы, шкатулки и коробочки, карточницы, которые украшались живописной миниатюрой, орнаментальной графикой. Искусство русской лаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрики распространяется не только в России, но и вывозится за ее пределы.

С 1828 года на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалов владельца фабрики, после чего изделия повсеместно стали известны под названием «лукутинских» (Центральный государственный исторический архив Ленинграда, фонд 18, опись 2, единица хранения 600).

Наивысшего расцвета производство достигло в период современного ведения дела отцом и сыном Лукутинами (1843 – 1863). Продукция фабрики этого периода отличается большим разнообразием форм и совершенством миниатюрной живописи. Ассортимент обогащается изделиями, различными по своему бытовому назначению (табакерки, спичечницы, чайницы, пудреницы, накладки с миниатюрами на кошельки, пасхальные яйца и т.д.). Совершенствуется технология живописи, внедряются новые приемы декоративного оформления изделий (под «черепашку», слоновую кость, «шотландку», скань, цировка). Изделия предназначались для различных слоев населения того времени с учетом их потребностей.

На протяжении 19 века формировался народный художественный промысел с присущими ему коллективными формами творческой деятельности. Но последний из представителей Лукутиных – владелец фабрики Н.А. Лукутин (третье поколение Лукутиных) – не испытывал интереса к делу, не способствовал его дальнейшему развитию, и в 1904 году фабрика была закрыта.

С закрытием фабрики Лукутина история русской лаковой миниатюры не прервалась. Десять наиболее инициативных федоскинских мастеров при поддержке сельской учительницы Л.Д. Державиной добились разрешения организовать артель. 1 июня 1910 года был подписан договор об организации артели. С этого дня Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики «Лукутина» начала свое официальное существование. Мастера Федоскинской артели, несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. Коллективный труд в общих мастерских способствовал воспитанию молодых кадров и преемственности традиций.

В советское время период своего существования Федоскинская фабрика получила дальнейшее развитие. Характерной особенностью Федоскинского промысла является максимальное использование ручного труда. Что определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров.

Вместе с тем на предприятии используются средства малой механизации, приспособления, станки и механизмы, применяемые на вспомогательном и заготовительном участках. В основном это нестандартное оборудование, позволяющее создавать изделия довольно высокого качества.

Зародившись, как своеобразная художественная мануфактура с особой формой разделения труда, со сложнейшей системой коллективного творчества. Федоскинское лаковое производство сохранило и развило лучшие черты искусства прошлого. Проявляются новые темы, сюжеты и мотивы. Важной частью творчества Федоскинских мастеров остается орнаментально-декоративное оформление изделий. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью, шотландкой, инкрустацией перламутром, создают неповторимое убранство лаковым изделиям.

1920 – 1930 годы – время восстановления традиций Федоскинской миниатюры и обновления ее темами за счет копирования образцов художников Кустарного музея и произведений русской классической и советской живописи. Наряду с копиями создавались и самостоятельные композиции. В период Великой Отечественной войны старейшие мастера. Ученики профтехшколы, а также несколько художников, отозванных с фронта, в полуразрушенных производственных помещениях и по домам стали изготовлять лаковые изделия и расписывать их.

В 1950 – 1960 годах художники Федоскино в значительной мере отказываются от копирования станковых произведений и обращаются к созданию собственных композиций на современные темы: городской и сельский пейзаж, русский фольклор, орнаментально-декоративное оформление изделий. В этот период формируется новое поколение художников, постоянно пополнявших творческий коллектив федоскинцев.

Последующие годы ознаменовали значительный перелом в создании образов для тиражирования, а так же наметился новый подход к темам и сюжетам.

Портретное направление в Федоскино продолжают старые традиции лукутинских лаков. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Что бы ни писали федоскинские мастера, будь то бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, в основе всех их творческих дерзаний видна сознательная ориентация на создание достоверных, правдивых реалистических художественных образов, созвучных современности.

Сегодня эта славная эстафета перешла к ГУП «Федоскинская Ордена «Знака Почета» фабрика миниатюрной живописи». Изделия фабрики экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» сохраняют культурную историческую славу Отчизны и ее национальную идею. Многие художники являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народных» и «Заслуженных художников Российской Федерации», большая часть художников состоит в творческих Союзах России. В ассортименте фабрики преобладают традиционные художественные изделия: шкатулки, ларцы различных форм и размеров, изделия по заказу.

19

Награды Фабрики

1828 год – право использования изображения государственной символики в виде герба на изделиях промысла

1829 год – «публичная похвала» на Первой выставке Российских изделий

1831 год – Золотая медаль на Анненской ленте

1839 год – Золотая медаль на Владимирской ленте

1853 год – Малая золотая медаль на Мануфактурной выставке в Москве

1867 год – Бронзовая медаль на Всемирной Парижской выставке

1870 год – Второй государственный герб

1882 год – Третий государственный герб

1896 год – Четвертый государственный герб

1910 год – Серебряная медаль на выставке в Казани

1913 год – Малая золотая медаль в Киеве

1923 год – Диплом Первой степени на Всесоюзной выставке в Москве

1925 год – Диплом Пражской выставки

1927 год – Диплом Миланской выставки

1937 год – Серебряная медаль Всемирной Пражской выставки

1958 год – Золотая медаль международной выставки в Брюсселе

1960 год – Диплом I степени ВДНХ

1967 год – Памятное знамя Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС

1968 год - Диплом I степени ВДНХ

1971 год – Орден «Знак Почета»

2003 год – Международная премия «Слава России»

20

Презентация фильм о Федоскино

http://www.fedoskino.org/about/presentation


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русские народные промыслы » Федоскинская лаковая миниатюра