Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными Правительству Москвы, являются департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции.
Территориальными органами исполнительной власти города, подведомственными Правительству Москвы, являются 10 префектур административных округов, возглавляемых префектами административных округов, и 123 управы районов, возглавляемые главами управ районов.
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города распределены по пяти приоритетным для столицы направлениям - комплексам городского управления (за исключением отдельных служб, непосредственно подчиненных Мэру Москвы).
Комплексы возглавляют четыре первых заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы: Бирюков Петр Павлович – Комплекс городского хозяйства Москвы; Ресин Владимир Иосифович – Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы; Росляк Юрий Витальевич – Комплекс экономической политики и развития города Москвы; Швецова Людмила Ивановна – Комплекс социальной сферы города Москвы, а также заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкин Владимир Николаевич, возглавляющий Комплекс имущественно-земельных отношений города Москвы.
В основу деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы входит обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти города и организаций в решении задач городского хозяйства, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, повышения безопасности дорожного движения.
Комплекс реализует планы в области:
- жилищно-коммунального хозяйства, осуществления жилищно-коммунальной реформы;
- функционирования и развития систем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, озеленения, благоустройства и санитарной очистки города, а также инженерного обеспечения;
- развития городской инфраструктуры, в том числе дорожного хозяйства, всех видов транспорта и связи;
- функционирования и развития систем газо-, тепло- и электроснабжения населения, объектов городского хозяйства;
- обороны и чрезвычайных ситуаций, работы противопожарной службы города, управления силами экстренных служб и др.
Москва, как крупнейший мегаполис России, постоянно нуждается в своем перспективном развитии и проведении различных работ по реконструкции существующих в ней сооружений. С этой целью создан и действует Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы. Его основными направлениями деятельности являются:
- разработка и актуализация Генерального плана города Москвы и осуществление планов (программ) его реализации;
- разработка и реализация государственной градостроительной политики города Москвы;
- совершенствование архитектурного облика города, обеспечение оптимальных условий выполнения функций столицы;
- разработка планов и программ застройки и реконструкции отдельных территорий, долгосрочных инвестиционных городских программ градостроительного развития города и административных округов;
- определение перспектив развития строительного комплекса в увязке с общим развитием городского хозяйства;
- разработка программ и мероприятий, направленных на повышение эффективности использования мощностей предприятий строительной индустрии города, реконструкцию и реструктуризацию предприятий стройиндустрии, совершенствование технологии производства, обновление номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, внедрение новых видов материалов и конструкций, создание мощностей по их выпуску;
- разработка основных направлений научно-технической политики строительного комплекса;
- комплексная реконструкция центра Москвы, пятиэтажного жилищного фонда периода индустриального домостроения и ветхого жилищного фонда города;
- организация работы по сотрудничеству Москвы с регионами России в инвестиционных строительных программах;
- освоение земельного фонда, выделенного жителям города Москвы и строительство внешней инфраструктуры для ведения коллективного садоводства и дачного строительства на территории Московской и сопредельных областей и др.
В сфере экономики города значительную роль играет Комплекс экономической политики и развития города Москвы. Основными направлениями его работы являются:
- экономическая политика, разработка и реализация прогнозов и программ развития экономики города, обеспечение взаимодействия всех органов государственной власти Москвы в этом направлении;
- привлечение инвестиций в экономику города с использованием механизмов фондового рынка;
- разработка и реализация инвестиционной, финансовой, тарифной, ценовой и налоговой политики Правительства;
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
- финансовое обеспечение отраслей и предприятий, привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
- ценовая и тарифная политика, в том числе их методология;
- общая координация деятельности органов исполнительной власти города в области страхования и аудита и их взаимодействия со страховыми организациями и аудиторскими компаниями;
- взаимодействие города с субъектами отечественного и зарубежного финансового и фондового рынков (банки, биржи, страховые компании, институционные инвесторы и другие);
- координация работы по осуществлению административной реформы в городе;
- координация работы по регулированию лотерейной деятельности;
- координация деятельности городских структур по реализации в Москве демографической политики и др.
Очень важные для москвичей направления работы Правительства Москвы возложены на Комплекс социальной сферы города Москвы. В основу его деятельности входят:
- разработка и осуществление политики в социальной сфере;
- организация работы по оказанию населению города лечебно-профилактической помощи, осуществление контроля за реализацией городских программ медицинской помощи и сохранением гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи;
- организация работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-эпизоотического благополучия населения;
- деятельность в сфере дошкольного, общего среднего, высшего профессионального и послевузовского образования;
- реализация государственной семейной и молодежной политики и координация деятельности в этой области других органов исполнительной власти города;
- осуществление политики города в области культуры, искусства, кинопроката, охраны и использования культурных ценностей, отнесенных к движимым памятникам истории и культуры;
- деятельность в области труда, содействие занятости населения и взаимодействие с профсоюзными, ветеранскими, молодежными, детскими и другими общественными объединениями;
- координация деятельности аптечных предприятий города Москвы;
- организация работы органов ЗАГС по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории города;
- реализация программ социальной защиты жителей города, поддержки инвалидов, пенсионеров, семей с детьми и малообеспеченных граждан, а также профилактики детской беспризорности и безнадзорности;
- участие в размещении городского государственного заказа на предприятиях и в организациях Москвы, производящих товары для нужд социальной сферы, контроль за его исполнением;
- привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для реализации проектов и программ общегородского значения в социальной сфере;
- осуществление жилищной политики, реализация задач обеспечения граждан жилой площадью, развитие ипотечного кредитования;
- привлечение и оказание гуманитарной помощи и др.
Правительством Москвы ведется активная работа по управлению собственностью города, регулированию земельных отношений, привлечению дополнительных ресурсов в городской бюджет. Эти важные направления работы возложены на Комплекс имущественно-земельных отношений города Москвы, основными задачами которого являются:
- обеспечение учета, регистрации, оценки и использования городского имущества, включая земельные участки и иные объекты недвижимости;
- координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы по использованию объектов недвижимости, находящейся в государственной собственности, ее разграничение на федеральную собственность и собственность города Москвы;
- межотраслевая координация по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности города Москвы;
- разработка и реализация программы приватизации объектов и активов, находящихся в собственности города Москвы;
- защита имущественных и финансовых интересов города Москвы в делах о банкротстве и процедурах банкротства хозяйственных обществ с долей города;
- контроль за деятельностью и координация работы по оформлению и государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество нежилого назначения, находящееся в собственности города Москвы;
- создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий, контроль за целевым использованием и сохранностью их имущества, назначение руководителей унитарных предприятий;
- организация управления акциями и долями города Москвы в акционерных обществах;
- разработка организационно-правовых мер по регулированию землепользования, ведение государственного земельного кадастра и осуществление государственного мониторинга земель на территории города и др.
В целях обеспечения деятельности Мэра и Правительства Москвы образован Аппарат Мэра и Правительства Москвы. Руководство Аппаратом в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы осуществляет Коробченко Виктор Алексеевич.
Основными задачами Аппарата Мэра и Правительства Москвы являются:
- организационное, правовое, информационное и документационное обеспечение деятельности Правительства Москвы;
- обеспечение заседаний Правительства Москвы, подготовка необходимых аналитических и справочных материалов, контроль за качеством проектов распорядительных документов Мэра и Правительства Москвы;
- разработка и формирование проектов перспективных и текущих планов работы Правительства Москвы;
- организация ведения делопроизводства и методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти города в работе с документами;
- переход органов исполнительной власти Москвы и городских организаций на работу с заявителями в режиме "одного окна";
- рассмотрение обращений граждан и писем организаций, адресованных Мэру Москвы, членам Правительства Москвы;
- организация работы по развитию информатизации в Аппарате Мэра и Правительства Москвы, в том числе внедрению и совершенствованию единой системы электронного документооборота;
- организация работы по справочно-информационному обеспечению деятельности членов Правительства Москвы, структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы;
- организация работы по справочно-информационной поддержке портала Правительства Москвы в сети Интернет и справочно-информационной службы Правительства Москвы;
- организация контроля за исполнением органами исполнительной власти города Москвы законов города Москвы, постановлений и распоряжений Правительства Москвы, а также указов, поручений и распоряжений Мэра Москвы;
- реализация реформы государственной гражданской службы;
- подготовка предложений по формированию и проведению кадровой политики в органах исполнительной власти города Москвы, совершенствованию их структуры;
- организация личного приема граждан членами Правительства Москвы;
- координация деятельности по финансовому и материально-техническому обеспечению, социально-бытовому и лечебно-санаторному обслуживанию Мэра Москвы, членов Правительства Москвы, должностных лиц и сотрудников Аппарата Мэра и Правительства Москвы, отдельных органов исполнительной власти города Москвы;
- контроль за деятельностью и координация работы Главного архивного управления города Москвы (Главархив Москвы) и Управления делами Мэра и Правительства Москвы.