СИСТЕМА МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Генеральный план развития города Москвы - основной документ планирования градостроительного развития города Москвы в составе, определяемым Законом города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы", был принят Постановлением Правительства Москвы 27 июля 1999 г.
Новизна Генерального плана, как инструмента в системе управления градостроительным развитием города, заключается в переходе от директивного планирования к системе градостроительных регламентов, регулирующих многовариантную деятельность множества субъектов градостроительной деятельности в условиях рыночной экономики. Ключевой особенностью нового Генерального плана является организация мониторинга разработки и реализации Генплана с утверждением первой очереди его реализации и систематической актуализацией перспективных параметров в рамках принятых основных направлений градостроительного развития.
Правительство Москвы в соответствии с его компетенцией осуществляет мониторинг за соответствием градостроительного развития Москвы основным положениям Генерального плана и Генеральным схемам градостроительного зонирования, реализации предусмотренных Генпланом первоочередных градостроительных мероприятий.
Мониторинг реализации Генерального плана развития города Москвы (далее - мониторинг) ведется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области информационных процессов, информатизации и защиты информации, законодательством города Москвы в области градостроительства. Распоряжением Мэра г. Москвы от 13 мая 1999 г. N 486-РМ "Об утверждении Регламента представления Правительству Москвы на рассмотрение доклада о состоянии, ходе и итогах реализации Генерального плана развития города Москвы", Постановлением Правительства Москвы от 16 января 2001 г. N 28 "Об утверждении Положения о порядке ведения мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы".
Целью ведения мониторинга является выявление, оценка и прогнозирование тенденций градостроительного развития города с учетом социально-экономических факторов, обоснование необходимых градостроительных мероприятий, планируемых при разработке и актуализации градостроительной документации, а также выявление необходимости обновления правовой, нормативной, научно-методической и информационно-технологической базы градостроительства в городе Москве.
Система градостроительного мониторинга реализации Генерального плана - непрерывный технологический цикл, обеспечивающий регулирование градостроительной деятельности на территории города Москвы и включающий:
оценку достигнутого уровня градостроительной организации территории города,
прогноз перспективного развития территории, корректировку перспективных направлений градостроительного развития, посредством реализации программ первоочередных мероприятий, .
предложения по актуализации первоочередных городских программ, планов и мероприятий градостроительной деятельности в соответствии с положениями и показателями Генерального плана развития города Москвы и анализ предпосылок социально-экономического, экологического развития города.
Информационные фонды мониторинга реализации Генерального плана представляют собой совокупность обновленных оперативных планов существующей застройки и использования территории, проектных решений, линий градостроительного регулирования и других документов (включая картографическую и текстовую информацию), а также прогнозные аналитические и графические материалы по территории города Москвы.
Состав и содержание материалов мониторинга определяется в соответствии с составом и содержанием материалов Генерального плана развития города Москвы.
Система материалов мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы включает:
информационно-статистические материалы, составляющие исходные базы данных ;
прогнозно-аналитические материалы, представляющие результаты текущей оценки изменения существующей и прогнозируемой градостроительной ситуации;
концептуальные (целеполагающие) материалы, актуализирующие стратегические цели, задачи и приоритеты Генерального плана развития города Москвы;
регламентирующие материалы, устанавливающие рамочные условия градостроительных решений;
проектно-планировочные материалы, конкретизирующие градостроительные решения Генерального плана по использованию территории;
нормативные правовые акты, представляющие юридическую базу градостроительных разработок;
научно-методические материалы, составляющие теоретическую и технологическую базу градостроительных разработок;
программно-технические средства, обеспечивающие автоматизацию ведения мониторинга.
В состав материалов мониторинга в качестве принципиальных составляющих, входит анализ и оценка изменений градостроительной ситуации в г.Москве по следующим направлениям:
фактические характеристики состояния и использования территории города и результаты реализации программы первоочередных градостроительных мероприятий;
данные разработки документации по градостроительному планированию развития территории города,
предпосылки градостроительного, социально-экономического и экологического развития Москвы;
В целях анализа изменения фактических характеристик состояния и использования территории города осуществляется выявление, оценка и прогнозирование последствий устойчивых тенденций как в разрезе города в целом и административных округов, так и в разрезе иных частей территории, выделенных по признакам средовой или функционально-планировочной целостности (например, исторической части города, жилых районов, производственных зон и т.п.), по единству режимов градостроительного регулирования (например, особо охраняемых природных территорий, зон регулирования застройки и т.п.), по сходству проблемной ситуации (например, зон экологического дискомфорта, районов размещения амортизированного и ветхого фонда застройки и т.п.).
Контроль характеристик состояния территории города проводится по показателям:
изменения состояния компонентов окружающей природной среды;
изменения состояния и объема фонда застройки;
изменения функционального использования территории;
изменения транспортной и инженерной инфраструктуры;
распределения по территории мест приложения труда;
развития и расселения населения.
Мониторинг хода разработки документации по градостроительному планированию развития территории Москвы организуется по двум направлениям:
оценке направлений и хода актуализации материалов Генерального плана развития города Москвы;
оценке направлений и хода разработки реализующих регулятивный характер Генерального плана градостроительной документации.
Мониторинг направлений и хода актуализации материалов Генерального плана развития города Москвы проводится по основным частям, разделам и подразделам материалов Генерального плана с учетом рекомендаций и предложений Государственной экологической и градостроительной экспертиз Генерального плана.
Мониторинг направлений и хода разработки реализующей Генеральный план градостроительной документации ведется как по основным видам градостроительной документации (градостроительным планам развития территории административных округов, районов и ТЕОСов города, проектам планировки, в т.ч. производственных зон, проектам застройки, территориальным схемам и градостроительным обоснованиям), так и по основным видам обеспечения их разработки, в т.ч. нормативному, правовому, методическому, аналитическому, информационному и программно-техническому.
В составе материалов мониторинга рассматриваются:
- факторы социально-экономического развития города Москвы,
- факторы градостроительного развития Московского региона.
В целях анализа факторов социально-экономического развития города проводится выявление, оценка направленности и прогнозирование последствий изменения:
- численности постоянного и временного населения города, а также его социально-демографического состава;
- показателей занятости населения в экономике города, в том числе в различных областях производственной и непроизводственной сфер;
- показателей развития сфер производства и потребления;
- показателей развития инвестиционных и финансовых возможностей .
В ряду территориальных предпосылок градостроительного развития Москвы выявляются тенденции функционально-планировочного развития территории Московской области и, особенно, районов, непосредственно прилегающих к городу.
Ключевыми характеристиками анализа выступают показатели изменения:
- системы расселения и мест приложения труда;
- транспортной и инженерной инфраструктур;
- состояния урбанизированных и природных территорий;
- сфер рекреации и туризма;
- экологической ситуации (оцениваемые выявленным риском для здоровья населения и условий проживания);
- охраны историко-культурного и природного наследия.
По поручению Правительства Москвы и заказу Москомархитектуры ведение мониторинга реализации Генерального плана осуществляется Государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательским институтом Генерального плана Москвы" совместно с Управлением формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города с привлечением префектур административных округов, комплексов, департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы, а также других организаций - участников мониторинга.
Участники мониторинга реализации Генерального плана ежегодно в 1 квартале текущего года представляют в Москомархитектуру исходные данные для мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы и соответствующих ему территориальных и отраслевых планов, программ за прошедший год по утвержденному перечню показателей и ожидаемые итоги нового строительства текущего года. Перечень отчетных показателей направляется участникам мониторинга ежегодно не позднее 15 января.
Анализ состояния градостроительного развития города Москвы и оценка реализации Генерального плана развития города Москвы за год выполняются ГУП НИиПИ Генплана Москвы по городу в целом и по административным округам с использованием и обновлением собственных информационных фондов на основании обработки и обобщения первичных данных, ежегодно получаемых от участников мониторинга.
Критерии оценки состояния градостроительного развития города Москвы формируются с учетом требований правил проектирования планировки и застройки г.Москвы (МГСН 1.01.99), требований установленных территориальных регламентов градостроительной деятельности, а также расчетных ежегодных показателей Генерального плана (индикативных целевых показателей).
Результаты мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы представляются: не реже одного раза в 4 года в Московскую городскую Думу в форме
Доклада Правительства Москвы "О состоянии, ходе и итогах реализации Генерального плана развития города Москвы":
- ежегодно во 2 квартале на рассмотрение Правительству Москвы в форме Доклада Управления формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города и Москомархитектуры "О ходе реализации Генерального плана развития города Москвы за прошедший год и задачах на предстоящий период" по следующим разделам в соответствии с утвержденными Правительством Москвы материалами Генерального плана :
- Реализация Основных направлений градостроительного развития города Москвы на период до 2020 года,
- Реализация требований градостроительного зонирования территории города Москвы,
- Реализация Программы первоочередных градостроительных мероприятий города Москвы и задачи на предстоящий период.
Порядок ведения мониторинга реализации Генерального плана развития г. Москвы в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации устанавливается в соответствии с федеральным законодательством. Договором "О разграничении предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы" и законодательством города Москвы.
Регламент представления Доклада Управления формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города и Москомархитектуры "О ходе реализации Генерального плана развития города Москвы за прошедший год и задачах на предстоящий период" устанавливается Мэром г.Москвы.
Правительство Москвы ежегодно рассматривает Доклад Управления формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города и Москомархитектуры, принимает Основные показатели реализации Генерального плана развития г.Москвы и ожидаемые итоги на первую очередь и соответствующее постановление.
Управление формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города, Москомархитектура совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, префектами административных округов на основании Доклада о состоянии, ходе и итогах реализации Генерального плана и среднесрочного прогноза социально-экономического развития Москвы ежегодно вносят Правительству Москвы предложения по Программе приоритетных работ по реализации Генерального плана развития города Москвы на последующие три года.
В соответствии с утвержденным Положением о порядке ведения мониторинга Правительство Москвы регулярно информирует Московскую городскую Думу и граждан о ходе реализации Генерального плана и о решениях, принимаемых в целях его реализации. Обобщенная информация о ходе реализации Генерального плана развития г.Москвы публикуется в средствах массовой информации, в специальных периодических изданиях, отображается в атласах и тематических картографических материалах. ГУП НИиПИ Генплана Москвы в установленном порядке предоставляет гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям, в т.ч. международным, иностранным юридическим и физическим лицам обобщенную информацию мониторинга реализации Генерального плана развития г.Москвы.
В июне 2000 г. впервые на заседании Правительства Москвы был рассмотрен ход реализации Генерального плана развития Москвы за 1999 г. и было принято соответствующее Постановление Правительства Москвы. В июле 2001 г. в соответствии с Распоряжением Мэра Москвы Ю.М.Лужкова от 13 мая 1999 г. N 486-РМ "Об утверждении Регламента представления Правительству Москвы на рассмотрение доклада о состоянии, ходе и итогах реализации Генерального плана развития города Москвы" и во исполнение Постановления Правительства Москвы от 16 января 2001 г. N 28 "Об утверждении Положения о порядке ведения мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы" на заседание Правительства Москвы был представлен Доклад "О ходе реализации Генерального плана за 2000 год и задачах градостроительного развития Москвы на предстоящий период"
Подготовка и представление ежегодного Доклада определяется необходимостью создания системы базовых документов градостроительного мониторинга в соответствии с утвержденным Правительством Москвы Положением о порядке ведения мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы, обеспечивающих переход к гибкой и оперативной корректировке первоочередных градостроительных мероприятий в контексте общей стратегии долгосрочного развития города.
Целью разработки Доклада является анализ изменений градостроительной ситуации в г.Москве за 2000 год, оценка хода реализации предусмотренных Генеральным планом первоочередных градостроительных мероприятий, выявление приоритетных проблем градостроительного развития Москвы и разработка предложений по актуализации первоочередных градостроительных мероприятий.
При подготовке Доклада были использованы фактические данные за 2000 год, полученные от 46 участников мониторинга: префектур административных округов, Департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы, а также Мосгоркомстата, ОАО "Мосэнерго", 000 "Организатор" и других организацуий.
В отчетный период была завершена корректировка Градостроительных планов развития административных округов. Правительством Москвы утверждены Градостроительные планы развития Центрального, Юго-Западного, Восточного, Северного и Северо-Западного административных округов. В целях реализации требований градостроительного зонирования территории все административные округа города обеспечены Схемами функционального, строительного и ландшафтного зонирования (в масштабе 1:10000) с точностью до кварталов, около 10% городской территории - Планами градостроительного зонирования ( в масштабе 1:2000) с точностью до участков.
В развитие положений Генерального плана разработаны и утверждены Правительством Москвы Концепция размещения муниципального жилья, Программа развития туризма в г.Москве на период до 2010 года, Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года. В соответствии с Генеральным планом выполняются программы строительства бесплатного муниципального жилья, комплексной реконструкции исторического центра, строительства общегородских объектов улично-дорожной сети. Все районы комплексной реконструкции пятиэтажной застройки первого период индустриального домостроения обеспечены градостроительной планировочной документацией.
В то же время по сравнению с первоочередными предложениями Генерального плана темпы ввода объектов социальной инфраструктуры (особенно объектов культуры и спорта), транспортного обслуживания населения (по вводу линий метрополитена из-за отсутствия федерального финансирования), и инженерного обеспечения отстают от объемов жилищного строительства. Низкие объемы ежегодного капитального ремонта жилищного фонда за последние годы привели к удвоению за 2000 год объемов жилищного фонда, находящегося в неудовлетворительном и ветхом состоянии. Остается актуальной проблема обеспечения населения гаражами и стоянками для хранения индивидуальных автомобилей. Крайне медленно осуществляется комплексное преобразование производственных зон. Из-за отсутствия необходимого финансирования Программа первоочередных природоохранных мероприятий по реализации Генерального плана и Концепции обеспечения экологической безопасности Москвы выполняется не в полном объеме, медленно осуществляется новое строительство и реконструкция объектов озеленения общего пользования Не начаты работы по автоматизации системы мониторинга реализации Генерального плана развития г.Москвы.
По результатам рассмотрения хода реализации Генплана Правительством Москвы утвержден Перечень приоритетных работ на период до 2004 года, скорректированный с учетом выполнения работ в 2000 году и включающий новый блок работ по организации и ведению мониторинга реализации Генерального плана.
Развитие системы мониторинга реализации Генерального плана будет осуществляться поэтапно во взаимодействии с системами мониторингов других организаций и ведомств (социально-экономическим, экологическим, геологическим и т.п.) и с учетом сроков создания соответствующих автоматизированных систем на территориальном и отраслевом уровнях управления города, планов развития земельного и градостроительного кадастров г. Москвы .
В соответствии с принятым Правительством Москвы постановлением Москомархитектуре поручено на основании прогноза социально-экономического развития г.Москвы на период до 2005 г. и доклада о ходе реализации Генерального плана развития г.Москвы за 2001 г. подготовить в июне 2002 г. и представить в Правительство Москвы предложения по разработке актуализации материалов Генерального плана развития Москвы для включения в Перечень приоритетных работ на период до 2005 года по реализации Генерального плана развития г.Москвы.