РАЗВИТИЕ ГОРОДА В ИНТЕРЕСАХ НЫНЕШНИХ И БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Основные направления градостроительного
развития Москвы
Целью градостроительного развития Москвы является сохранение и преумножение ее историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия, создание для нынешнего и будущих поколений безопасной, благоприятной для жизнедеятельности и разнообразной городской среды.
Градостроительное развитие должно:
- обеспечивать на территории города для всех категорий населения социально значимые требования доступности жилища, работы, образования, здравоохранения, обслуживания и досуга, средств транспорта, связи и информации, безопасности, инженерного оборудования и благоустройства территории;
- отвечать долговременным интересам жителей Москвы в развитии и использовании территории города для общего блага;
- способствовать привлекательности города для архитектурной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспечивать многообразие и свободу этой деятельности в рамках градостроительных требований, установленных законом.
Обеспечение экологической безопасности территории и охраны окружающей среды:
- приведение территорий, подверженных опасным воздействиям техногенного и (или) природного характера, в состояние, отвечающее требованиям экологической безопасности и санитарно-гигиеничеcких норм;
- снижение неблагоприятных воздействий транспорта и стационарных источников загрязнения окружающей среды на жилые, общественные территории и территории природного комплекса;
- улучшение микроклиматических характеристик жилых и общественных территорий, оптимизация режимов их проветривания и рассеивания загрязняющих веществ, ветрозащиты, пылезащиты, тепло- и кислородобмена, влажности;
- воссоздание и очистка рек и водоемов и территории их водоохранных зон, обеспечение режима санитарного водообмена в реках и водоемах;
- осуществление полной переработки и утилизации твердых промышленных и бытовых отходов с использованием экологически безопасных технологий.
Повышение устойчивости природного комплекса города:
- реабилитация, повышение устойчивости экосистем, сохранение ландшафтного и биологического своеобразия природных зеленых массивов и долин рек;
- сохранение и восстановление исторических содово-парковых ансамблей;
- воссоздание утраченных территорий природного комплекса, устранение признаков деградации и нарушений ландшафта и растительности на природных территориях;
- новое садово-парковое строительство на реконструируемых территориях;
- комплексное благоустройство, повышение антропогенной устойчивости участков природных и озелененных территорий, используемых для рекреации;
- ликвидация на территориях природного комплекса объектов, не отвечающих требованиям охраны и использования указанных территорий;
- формирование целостной, нерасчлененной системы территорий природного комплекса города, объединяющей отдельные природные и озелененные массивы непрерывной сетью озелененных речных долин и полос.
Сохранение историко-культурного градостроительного наследия:
- обеспечение исторической преемственности в развитии планировочной, архитектурно-пространственной, ландшафтной структур территории города и при формировании городской среды;
- сохранение элементов исторического ландшафта, планировочной структуры территорий, исторических морфотипов городской среды;
- восстановление на территориях, сохранивших целостный исторический характер или типичные признаки исторического ландшафта, планировки и застройки утраченных или нарушенных исторических признаков;
- обеспечение требований режимов охраны недвижимых памятников истории и культуры при осуществлении градостроительной деятельности.
Совершенствование пространственной структуры территории города:
- переход развития города от состояния территориального роста и градостроительного освоения относительно свободных пригородов, характерного для периода 50-х - 80-х годов XX столетия, к структурной, функциональной и средовой реорганизации и обустройству территории города в существующих границах;
- сохранение, развитие, визуальное раскрытие и акцентирование природно-ландшафтного каркаса, формируемого системой городских зеленых массивов и долин рек и образующего природоохранную и рекреационную функциональную подсистему территории города;
- развитие и совершенствование радиально-кольцевой структуры урбанизированного каркаса, формируемого ядром исторического центра, примагистральными территориями и общественно-транспортными узлами, образующего основу общественно-деловой функциональной подсистемы города и концентрирующего городскую активность и наиболее интенсивные формы градостроительного освоения территории; визуальное акцентирование характерных архитектурно-пространственных признаков урбанизированного каркаса - ансамблей площадей и многофункциональных комплексов, высотных доминант, формирующих контрастный силуэт города, фронтальной застройки главных улиц и пешеходных пространств;
- последовательная трансформация моноцентрической, основанной на доминирующей роли ядра исторического центра, структуры урбанизированного каркаса города - в полицентрическую, для формирования которой предусмотрено опережающее развитие урбанизированного каркаса срединного пояса Москвы, включающего территории, тяготеющие к третьему и южной части четвертого транспортных колец, и урбанизированных каркасов трех важнейших планировочных секторов, ограничиваемых верхним и нижним течением Москвы-реки и северо-западной границей национального парка "Лосиный остров";
- формирование на территориях взаимоналожения элементов природно-ландшафтного и урбанизированного каркасов ландшафтных, садово-парковых, архитектурных ансамблей и композиций, основанных на принципах контраста и взаимопроникновения природных и урбанизированных ландшафтов;
- структуризация образующих городскую "ткань" жилых, производственных и озелененных территорий, расположенных вне природно-ландшафтного и урбанизированного каркасов, - развитие многофункциональных зон на площадях, непосредственно примыкающих к урбанизированному каркасу; формирование зон с пониженной плотностью застройки и с преобладанием открытых озелененных пространств, обеспечивающих гармоничное взаимопроникновение урбанизированных и природных ландшафтов на территориях, непосредственно примыкающих к природно-ландшафтному каркасу; упорядочение планировочных членений городской ткани - сети местных улиц, центров планировочных элементов жилых, производственных и озелененных территорий.
Развитие системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры:
- функциональное наполнение урбанизированного каркаса города, формирование на его основе пространственно разветвленной полицентрической системы многопрофильных и специализированных общественных центров и зон городского значения; развитие общественных функций на территориях, образующих фронт главных улиц и площадей;
- повышение роли исторического центра Москвы и, прежде всего, его центрального ядра в качестве национального общественно-культурного центра, символа российской государственности и места размещения высших федеральных органов государственной власти;
- создание главного делового центра города - международного центра "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной; формирование новых городских общественно-деловых центров в транспортных узлах на территории исторического центра и в срединном поясе, размещение в этих центрах объектов, концентрирующих массовые потоки работающих и посетителей;
- развитие отраслевых систем объектов и комплексов социальной инфраструктуры, обслуживания и потребительского рынка - здравоохранения, образования, культуры, религиозной деятельности, торговли, досуга и рекреации, физической культуры и спорта, гостиниц;
- развитие сети местных общественных центров комплексного повседневного и периодического обслуживания жилых районов, микрорайонов и жилых групп;
- организация городских туристических зон, концентрирующих комплексы объектов туристического посещения, гостиницы, объекты досуга, обслуживания и торговли;
- формирование в общественных центрах и зонах благоустроенных пешеходных пространств.
Реконструкция и развитие жилых территорий:
- увеличение градостроительной емкости жилых территорий города до 250-270 млн. м2 общей площади путем завершения освоения внутригородских территориальных резервов и реконструкции существующих жилых территорий;
- формирование комплексной жилой среды, отвечающей социальным требованиям доступности объектов обслуживания, местных центров, городского транспорта, объектов отдыха и озеленения, требованиям безопасности и комплексного благоустройства;
- сохранение и увеличение многообразия жилой среды и застройки, отвечающее запросам различных групп потребителей;
- опережающее строительство новых жилых домов, увеличение объемов комплексной реконструкции и благоустройства жилых территорий, капитального ремонта жилых домов, восстановления, реставрации и модернизации исторически ценного жилищного фонда; ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда;
- ликвидация на жилых территориях объектов, противоречащих нормативным требованиям к использованию и застройке этих территорий, их изоляция от интенсивных транзитных транспортных и пешеходных потоков.
Реорганизация и развитие производственных территорий:
- полная или частичная реорганизация с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для жилищного, общественно-делового строительства, для озеленения, рекреации;
- полная или частичная реконструкция территорий, сохраняющих свое производственное назначение, с обновлением, уплотнением застройки, созданием новой транспортной, инженерной, природоохранной инфраструктур;
- комплексное благоустройство территорий, сохраняющих свое производственное назначение, с модернизацией, перепрофилированием отдельных производств и объектов инфраструктуры.
Градостроительное развитие исторического центра Москвы в границах Камер-Коллежского вала:
- обеспечение преемственности градостроительного развития, основанной на сохранении и восстановлении недвижимых памятников истории и культуры, исторически сложившихся планировочной и архитектурно-пространственной структур, исторического ландшафта, природных и озелененных территорий;
- радикальное оздоровление окружающей среды, снижение загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом;
- разгрузка исторического центра путем реконструкции, ликвидации, перебазирования производственных объектов и объектов внешнего транспорта, а также путем перераспределения за пределы исторического центра административных, деловых, торговых объектов массового посещения;
- формирование пространственно выраженной системы общественных многофункциональных и специализированных зон, градостроительных ансамблей и комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля, объединенных системой общественных пешеходных пространств;
- интенсивное использование подземного пространства в целях организации транспортных и пешеходных коммуникаций, парковки автомобилей, размещения общественных, торговых, складских и иных объектов;
- сохранение и благоустройство территорий жилых кварталов, создание в них комплексов социальной инфраструктуры повседневного обслуживания, их защита от размещения объектов, не свойственных жилой среде, ликвидация ветхого, капитальный ремонт и реконструкция существующего жилищного фонда, строительство новых жилых комплексов на реорганизуемых территориях;
- развитие системы транспортно-пересадочных узлов, дополнительных входов на действующих станциях метрополитена, строительство системы "мини-метрополитена", завершение строительства системы развязок и пешеходных переходов на Садовом кольце, реконструкция улично-дорожной сети, обеспечение преимущественных условий движения общественного уличного транспорта, организация зон с ограниченными режимами движения и парковки индивидуального автотранспорта;
- реконструкция существующих инженерных сетей, применение автономных систем инженерного оборудования новых зданий и комплексов.
Градостроительное развитие территории срединного пояса Москвы:
- комплексная градостроительная реорганизация территорий, примыкающих к трассе малого кольца Московской железной дороги, включая создание новой кольцевой системы автомобильного и внеуличного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и автостоянок, системы городских общественно-деловых и торговых центров, жилых комплексов и озелененных территорий, реорганизацию производственных территорий;
- строительство Московского международного делового центра;
- ликвидация на территориях производственных зон срединного пояса источников опасных техногенных воздействий на окружающую среду;
- воссоздание, восстановление утраченных, нарушенных территорий природного комплекса и природных ландшафтов;
- комплексная реконструкция жилых массивов застройки 50-х - 60-х годов XX века.
Градостроительное развитие территории периферийного пояса Москвы:
- создание полноценной среды в жилых массивах, созданных в 70-х годах XX века и позднее, путем завершения формирования местных общественных центров и зон, организации благоустроенных и сомасштабных человеку жилых пространств, создания новых рабочих мест, развития и уплотнения улично-дорожной сети, систем пешеходных связей, мест хранения индивидуальных автомобилей;
- развитие городской транспортной инфраструктуры - линий пассажирского внеуличного транспорта, магистральных улиц и маршрутов общественного уличного транспорта, транспортно-пересадочных узлов в общественных центрах жилых массивов;
- сохранение, восстановление территориальной целостности природного комплекса, развитие и благоустройство городских общественно-природных зон, рекреационных, спортивных, историко-культурных, садово-парковых и водных комплексов;
- развитие этих территорий с учетом их функциональных, транспортных и природно-ландшафтных связей с территориями Московской области.
Развитие транспортной инфраструктуры города:
- завершение формирования радиально-кольцевой системы магистральных улиц, линий метрополитена и других систем внеуличного пассажирского транспорта, транспортно-пересадочных узлов и транспортных сооружений;
- создание кольцевой системы пассажирского и грузового транспорта на основе реконструируемого малого кольца Московской железной дороги и строительства третьего автомобильного малого и большого колец по периметру исторического центра, завершение существующих и строительство новых участков кольцевых и поперечных магистралей в срединном и периферийном поясах города;
- строительство новых радиальных магистральных улиц, дублирующих существующие главные радиальные магистральные улицы;
- организация развязок и пересечений в разных уровнях главных магистральных улиц, строительство мостов, путепроводов и тоннелей, замыкающих контуры главных магистральных кольцевых и поперечных улиц, строительство внеуличных пешеходных переходов, обеспечивающих режим непрерывного движения;
- ввод во все периферийные жилые массивы линий метрополитена или иных видов городского внеуличного пассажирского транспорта, создание пересадочного контура линий метрополитена по периметру исторического центра Москвы, строительство новых станций и дополнительных входов на действующих станциях;
- организация транспортно-пересадочных узлов общественного уличного и внеуличного транспорта во всех городских и местных общественных центрах, организация системы задерживающих стоянок в транспортно-пересадочных узлах, формируемых по периметру исторического центра Москвы, вдоль трассы малого кольца Московской железной дороги, а также вблизи МКАД;
- реконструкция существующей уличной сети, совершенствование систем организации и регулирования движения, в том числе создание преимущественных условий для движения общественного уличного транспорта, выделение зон с ограничительным режимом движения и парковки индивидуального автомобильного транспорта;
- достижение нормативной пешеходной доступности остановок общественного транспорта, а также нормативной обеспеченности и доступности мест для хранения и парковки индивидуальных автомобилей;
- реконструкция, развитие и реорганизация территорий Московского железнодорожного узла, в том числе существующих вокзалов, путей, транспортно-пересадочных узлов и станций, а также строительство новых путей и вокзалов для поездов высокоскоростного движения;
- реконструкция и развитие аэропортов и аэровокзалов, строительство скоростной транспортной системы, соединяющей Московский международный деловой центр с международными аэропортами столицы.
Развитие инженерной инфраструктуры водохозяйственного комплекса:
- снижение суммарного водопотребления в городе на 15-20% по отношению к 2000 году;
- совершенствование систем защиты поверхностных источников питьевого водоснабжения;
- создание независимого, экологически защищенного резервного источника водоснабжения с использованием подземных вод;
- снижение объемов потерь питьевой воды в сетях и зданиях, перевод промышленных предприятий на техническое водоснабжение;
- достижение нормативного уровня очистки промышленных, коммунально-бытовых и поверхностных стоков;
- обеспечение полной обработки и утилизации осадка сточных вод;
- развитие децентрализованных систем очистки сточных вод;
- увеличение емкости аварийно-регулирующих резервуаров на канализационных насосных станциях.
Развитие инженерной инфраструктуры энергетического комплекса города:
- увеличение мощностей источников теплоснабжения и электроснабжения преимущественно за счет строительства децентрализованных экологически чистых тепловых и теплоэлектрических установок;
- осуществление комплексных мер по энергосбережению в градостроительстве, снижение объемов потерь и удельного расхода тепла и электроэнергии в сетях и зданиях;
- повышение надежности и безопасности систем газоснабжения.
Развитие инфраструктуры связи:
- обеспечение доступности для всех категорий населения современных массовых средств телефонной связи;
- массовое предоставление информационных и мультимедийных услуг по телефонным сетям;
- увеличение количества принимаемых телевизионных программ, развитие систем передачи и приема цифрового телевизионного сигнала высокой четкости, широкого формата, стереофонического звука;
- обеспечение международных стандартов сроков и надежности доставки почтовой корреспонденции, увеличение объемов и видов услуг экспрессной и специализированной почтовой связи.
Комплексное благоустройство города:
- формирование единых ансамблей дизайнерского и художественного решения улиц, площадей, общественных пространств и пешеходных зон, транспортных узлов и объектов;
- создание средствами комплексного благоустройства безопасной и комфортной жилой среды;
- создание во взаимодействии со средствами ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства ансамблей природных, озелененных и водных пространств;
- воссоздание традиционных приемов и форм благоустройства исторических зон;
- цветовое и световое акцентирование основных элементов планировочной, архитектурно-пространственной и ландшафтной структуры;
- световое акцентирование городского силуэта и панорам;
- цветовое выделение градостроительных зон различных периодов и характера застройки.