ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬЕНЫХ ПЛАНОВ МОСКВЫ
С XVI ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ
При длительной, насыщенной событиями истории Москвы естественным является давний опыт составления для нее базовых исходных градостроительных документов, картографических опорных планов, управленческих градоорганизующих указов, распоряжений, планов, схем. Первый известный, но недошедший до нас и оригинале план Москвы был изготовлен в 1596-1597 гг. Этот русский план. составленный при царе Борисе Федоровиче Годунове, послужил основой для других ранних планов Москвы - "Петрова чертежа", "Сигизмундова плана", а также иных планов Москвы XVII в. В 1604 -1605 гг. была изготовлена при участии сына царя Б. Ф. Годунова - царевича Федора - лучшая для того времени карта Русского государства - так называемый "Чертеж земли Московской". На ее врезке, в левом углу, был помешен план города Москва. К 1606 г. был сделан "План Москвы Исаака Массы". План, или чертеж, который принято называть "сигизмундовым", был составлен в 1610 г. на основе русского оригинала 1597 г. Иоганном Готфридом Филиппом Аделиным; он был предназначен специально для военного похода польского короля Сигизмунда III в Московию. Дошел до нас также план-рисунок центральной части Москвы, составленный австрийским послом в ней Сигизмундом Герберштейном в 20-х гг. XVI в. В середине XVII в. появился план Олеария. В 60-х гг. XVII в. был выполнен план-рисунок Москвы, автором которого являлся художник из свиты австрийского посла Майерберга.
Значительными переменами в облике города ознаменована эпоха Петра I. В 1700 г. Петр I издал указ, запрещавший строить деревянные здания на погорелых местах в центральной части Москвы и обязывающий возводить каменные строения "по линии, а не во дворах". При этом постройки нужно было осуществлять только по чертежам архитекторов. Однако с 1714 г. сооружение в Москве новых зданий, а также восстановление и ремонт старых было ограничено. В то время Петр I основное внимание уделял новой созданной им столице - Санкт-Петербургу. Указом Петра I от 1714 г. абсолютно запрещалось каменное строительство в Москве. Но после смерти Петра I, в 1728 г. был издай Указ, вновь разрешавший возведение каменных построек. В связи с предполагавшимся при царе Петре II переносом столицы обратно в Москву. Верховный тайный совет был вынужден снова регламентировать застройку дворов и улиц в Москве. Предписывалось, что бы новые здания, построенное в глубине дворов, соединялись по линии улиц забором, а новые улицы должны были быть шириной не меньше 5-6 саженей.
В 1731 г. последовал Указ "О делании плана города Москвы", разработка которого растянулась на 8 лет. План был опубликован в 1739 г. При составлении опорного плана Москвы 1739 г. впервые была сделана геодезическая съемка, что позволило показать действительную топографию города. Составил этот первый снятый с натуры геодезический план Москвы Иван Мичурин. До 1775 г. этот план, несмотря на свой малый масштаб, служил для выравнивания по нему улиц при выдаче архитекторами разрешений и планов на постройку и застройку дворов. В плане кривые линии улиц и площадей были заменены прямыми и параллельными линиями, чтобы в дальнейшем ставить дома по ним. Впервые была указана новая границы Москвы - Компанейский вал. В 1742 г. Компанейский вал был заменен земляным Камер-Коллежским валом. В середине и в конце XVII вв. в Москве работали выдающиеся архитекторы Д.В.Ухтомский, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков: последний в 1800-1804гг. руководил составлением генерального и аксонометрического планов Москвы.
В 1762 г. по Указу императрицы Екатерины II была сформирована "Комиссия для строения Санкт-Петербурга и Москвы". Во исполнение императорского Указа надлежало сочинить план Санкт-Петербурга и Москвы. В этом Указе были и такие директивы: "...По примеру, как при предках Ея Императорского Величества было Каменного Приказа, на каком основании оному быть ... и в Москве назначить контору ..." Так что при желании, можно в 2002 г. справлять не 70 лет градостроительной службе Москвы (ведущей начало от Архитектурно-планировочного комитета, созданного в 1932 г.), а 240 лет с начала централизованной градостроительной службы в нашем городе.
В 1762 г. была сформирована "Комиссия по строению Петербурга и Москвы". В 1763 г. Сенат издал Указ "О сделании всем городам, их строению и улицам, специальных планов по каждой губернии особо". В том же году генерал квартирмейстером П. Ивашевым был составлен план Москвы и ее окрестностей. В 1763 г. в Межевой канцелярии был составлен под руководством инженера генерал-майора Горихвостова новый "Генеральный план г. Москвы". В 1774 г. был учрежден особый департамент для разработки плана и проекта по улучшению строения в Москве. Очередной Генеральный план был составлен на основе плана Горихвостова. В 1775 г. Екатерина II утвердила доклад Комиссии департамента по плану города и приложенный к нему "Прожектированный план г.Москвы".
От плана 1775 г. имелось очень много отступлений на практике, что затрудняло пользование им для практического руководства и действий. В связи с этим главнокомандующий А. А. Прозоровский в 1792 г. образовал Комиссию для составления нового проектного плана Москвы. В 1789 г., через 50 лет после издания первого геодезического плана Москвы, составленного И. Мичуриным, вышел второй план, составленный подпоручиком И. Марченковым. который был "архитектуры I класса помощником'". Этот план был издан на средства купца Н. Кольчугина. В 1796 г. на средства купца Т. Полежаева были напечатаны план Москвы и книга-указатель.
После пожара и разрушений в Москве 1812г. была создана "Комиссия по строению города Москвы" (работала с 1813 по 1843 гг.), на которую возлагалось восстановление города. План Москвы, составленный этой Комиссией в 1818 г., был положен в основу обстоятельной реконструкции города. В Москве вплоть до 1917 г. продолжали действовать основы градостроительного регулирования, застройки в духе идей классицизма.
В 1917 г. начался новы и этап в развитии Москвы и всей страны. Новое руководство Москвы и страны утверждало и поддерживало идею разработки на научной основе качественно новых перспективных градостроительных схем и планов реконструкции и развития Москвы как столицы (с 1918 г.) первого в мире советского государства. Характерно, что практически все авторы выдвигавшие свои идеи градостроительного переустройства столицы, рассматривали не только город, но и его окружение. Впервые комплексный подход к прогнозированию больших городов предложил профессор Б. В.Сакулин, который еще в 1918г. составил план технико-экономической организации Москвы и трех колец расселения, ее окружающих. Москва и первые два кольца составляли Большую Москву, среди колец указывался "зеленый пояс". Интересный проект создания также Большой Москвы, но в радиусе 120 км от границ города, предложил в 1921-1925 г. профессор С. С. Шестаков. В 1918 г. была создана "Архитектурная мастерская (бюро) по планировке центра и окраин Москвы", именно в ней и были сделаны наиболее полные первые эскизы реконструкции города. А в 1923 г. был издан подробный проект - фактически первый советский план реконструкции Москвы, выполненный под руководством И. В.Жолтовского и А. В. Щусева. Первый советский план реконструкции Москвы был крупнейшей для своего времени градостроительной работой, но уже к средине 20-х гг. он не вполне отвечал требованиям времени, не был официально утвержденным документом, общественность имела о нем скудные сведения. На конкурсной основе начали подготовку составления для Москвы нового градостроительного плана, лучшего по всем меркам того времени. Свои авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы и их группы: Г. Красин, Г. Майер, В. Кратюк, группа ВОПРА (Бабуров, Карпов, Кычаков, Васильев, Фридман), Н. Л. Ладовский, Э. Май, С. Горный, Ле Корбюзье и др. Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого. Победила идеология сохранения планировочных традиций Москвы, складывавшихся веками.
В советский период процесс централизованной плановой застройки и благоустройства Москвы на основе официально утвержденных генеральных планов можно разделить на 4 основных этапа: 1) 1931-1941 гг.: 2) 1945-1950 гг.; 3) 1951-1960 гг.; 4) 1961-1991 гг. В конце 1991 г. началась история новой демократической России и новый этап градостроительной истории ее столицы.
Самые неотложные работы первого этана градостроительных преобразований в Москве проводились па основе постановления июльского 1931 г. Пленума ЦК партии о развитии городского хозяйства в стране, где особое внимание было уделено Москве. На основе решений этого Пленума развернулась работа по подготовке первого в истории нашей страны комплексного плана реконструкции столицы, который был принят в 1935 г. По размаху намеченных работ, подходу к вопросам развития города, глубине их проработки Генеральный план реконструкции Москвы не имел аналогов в мировой градостроительной науке и практике. Основой нового Генерального плана развития Москвы 1935 г., разработанного под руководством В. И. Семенова и С. Е. Чернышева, оставалась радиально-кольцевая структура. Намечался рост численности населения Москвы с 3,66 млн. чел. в 1935 г. до 5 млн. чел. к 1960 г. и увеличение более чем вдвое городской территории - с 28,5 тыс. га до 60 тыс. га, преимущественно в юго-западном и северном направлениях. Новый Генеральный план реконструкции Москвы был принят в 1935 г. Он ознаменовал начало процесса комплексных реконструкций и развития столицы страны, при строгом идеологизированном подходе ко всем градостроительным документам переустройства Москвы.
Несмотря на отсутствие необходимой строительной базы и ограниченность средств, в течение 1931-1941 гг. были достигнуты важные результаты. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов, благоустроили главные центральные площади столицы, развернули реконструкцию в ее центральной части. В мае 1935 г. вступила в строй первая линия метрополитена. К 1941 г. протяженность линий метро составляла 23,3 км. В 1937 г. вступил в строй канал им. Москвы протяженностью 128 км, коренным образом улучшивший водоснабжение города и сделавший Москву крупным речным портом. На трассе канала было создано 7 водохранилищ, в том числе 3 в пределах города. Были проведены большие работы по озеленению и благоустройству города. К 1939 г в основном завершились работы по расширению и застройке улицы Горького. Реконструировали и частично застроили новыми домами 1-ю Мещанскую улицу, Ярославское шоссе, Б. Дорогомиловскую улицу, Можайское шоссе, Б.Калужскую улицу, Новослободскую улицу и Ленинградское шоссе. Большая часть Садового кольца была расширена местами до 70 и более метров. Были построены целых 5 мостов на Москве-реке: Крымский, Большой Москворецкий, Большой Каменный, Устьинский, Большой Краснохолмский, а на Водоотводном канале -Малый Москворецкий, Малый Каменный и Малый Краснохолмский, кроме того, на р. Яузе построили малый Устьинский и Госпитальный мосты. Возвели ряд уникальных общественных зданий: Всесоюзную Государственную библиотеку им. В. И. Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду. Центральный театр Советской армии, Академию им. Фрунзе, стадион "Динамо", гостиницу "Москва", концертный зал им. П.И.Чайковского, Дворец культуры ЗИЛа, Химкинский речной вокзал и др. Они способствовали формированию нового облика площадей и магистралей столицы. Год от года набирали темпы жилищное и культурного бытовое строительство. Немало было сделано для улучшения транспортного обслуживания москвичей. Значительно расширилась сеть трамвайных линий (трамваи появились в Москве в 1895 г., а конка - в 1872 г.), с 1933г. начала развиваться сеть троллейбусных линий, в 1925 г. - появились рейсовые автобусы, в 1935 г. вступила в строй первая линия метрополитена. Однако при всех привлекательных сторонах и первых положительных результатах реконструкции и развития Москвы в советский период до войны не нужно замалчивать и существенные ошибки, принципиальные градостроительные просчеты и неизбежные градостроительные потери в результате навязанной идеологизированной политики преобразования Москвы в индустриальную столицу первого в мире пролетарского государства, развиваемую, в первую очередь, в интересах рабочих и крестьян. Интересы грамотной и думающей интеллигенции, служителей религиозных культов в первом случае ставились на дальний план, а во втором случае - полностью игнорировались. Декретом Советского правительства - за подписью И. В. Сталина - объявили "безбожную пятилетку". Ее цель - к 1 мая 1937 г. "имя бога должно быть забыто на территории страны", в чем пример должна была подавать Москва В 1932 г. было принято решение ВЦИК о высылке из Москвы всех монашествующих, продолжилось и развернулось в небывалых масштабах закритие, разрушение или, в лучшем случае, переоборудование для светских целей монастырей и храмов. Первой жертвой религиозного вандализма в Москве стала Часовня Александра Невского (1883 г.) у гостиницы "Националь", разрушенная в 1922 г. В 30-е гг. при расширении Лубянской площади уничтожили Пантелеймоновскую часовню, разобрали Собор во имя Казанской иконы Божией Матери (памятник освобождения России и Москвы от польских интервентов XVII в.), снесли Никитский монастырь, разобрали Иверские (Воскресенские) ворота с Иверской часовней, разрушили храм Святого Димитрия Солунского на Страстной площади. Храм Василия Кссарийского на Тверской улице и весь комплекс Страстного монастыря на Тверском бульваре. В 1931 г. взорвали храм Христа Спасителя (памятник победы в войне 1812 г.), снесли древний Собор Спаса на Бору в Кремле и десятки других храмов. При реконструкции центральных районов Москвы были допущены ошибки. Наряду с обветшалыми, не представляющими ценность зданиями были снесен исторические и культурные памятники, например, Сухарева башня, Триумфальная арка, Красные ворота, некоторые здания Кремля и многие здания в разных частях Москвы.
В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. реализации Генплана 1935 г. была временно прекращена. Однако строительство линий метрополитена велось и в военные годы: к концу 1945 г. их протяженность увеличилась на целых 15 к.м. После войны развернулись работы по восстановлению города, а за тем продолжилась его плановая реконструкция. Второй этап социалистического преобразования Москвы был, главным образом. посвящен восстановлению городского хозяйства и улучшению условий обслуживания населения. В основном эти задачи были решены за первые послевоенные 5 лет.
Третий этап развития и реконструкции столицы характеризовался развертыванием массового жилищного и культурно-бытового строительства на основе индустриальных методов возведение зданий и сооружении. Был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 - 1960 гг. (руководитель - арх. Д.Н.Чечулин). Этот градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 г., но и включал ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки города, прежде всего - основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий. Было принято решение о постепенном переходе на полносборное домостроение и о создании необходимой для этого производственной базы. На Всесоюзном совещании строителей в 1954 г. были намечены пути перехода к возведению зданий и сооружений индустриальными методами по типовым проектам. В Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации.
В 1954 г. была создана мощная строительная организация - Главмосстрой - для форсирования жилищного и гражданского строительства на индустриальной основе. В 1951 г. создали Институт Генерального плана г. Москвы (с 1966 г. - НИиПИ Генплана г. Москвы) - ведущую организацию по разработке градостроительных проблем развития столицы и ее Пригородной зоны. Это позволило на качественно новом уровне организовывать и вести строительство в Москве. Оно осуществлялось, в основном, в новых крупных жилых районах, таких, как Песчаные улицы, Юго-Запад, Черемушки, Измайлово, Фили, Хорошово-Мневники, Кузьминки и др. Впервые в Москве возвели 7 высотных здании, уникальных по тем временам по своему характеру, размещению и качеству строительства. Их создание явилось знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры, важным градостроительным этапом формирования центра Москвы, положившим начало новым архитектурным ансамблям и активизации силуэта столицы. Десятилетним планом на 1951 - 1960 гг. запрещалось строительство в Москве и ее Лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП) промышленных предприятий, кроме обслуживающих нужды населения и строительства. Но на практике это смогли реализовать лишь частично.
В 1960 г. началась работа над составлением Технико-экономических основ (ТЭО) нового Генерального плана развития Москвы. Было принято решение о расширении границ Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), одновременно увеличили площадь ЛПЗП столицы. В 1966 г. ТЭО было одобрено Правительством, и началась работа по окончательной доработке и утверждению нового Генерального плана развития Москвы. Десятилетний период развития и реконструкции Москвы 1961-1970 гг., по сути, является первым этапом реализации нового тогда Генерального плана развития столицы. В то десятилетие возвели ряд уникальных зданий и сооружении (названия даны в редакции тех лет): Кремлевский Дворец съездов, здание СЭВ, Общесоюзный телевизионный центр с телевизионной башней в Останкино, гостиница "Россия", Центральный аэровокзал, комплекс на Новом Арбате, новые корпуса МГУ па Ленинских (теперь снова Воробьевых) горах и многое другое. Продолжалось представительное жилищное и культурно-бытовое строительство.
Проект нового Генерального плана развития Москвы на 25-30 лет (считая от исходного 1961 г.) был разработай под руководством Главного архитектора -? А--Москвы того времени М.В. Посохииа с участием крупнейших градостроителей того времени - П. Н. Улласа, Р. Г. Каверина, С. М. Матвеева, С.Д. Мишарина, 1-0. К. Болбота, А. Г.Яновского. Л. Н. Сорокина, С. Л. Болырева, Н.Ф. Евстратова и других.
В 1971 г. был принят этот новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985 -1990 гг. с учетом прогнозов на более отдаленную перспективу - 2000 г. Москва была поделена на 8 планировочных зон, делившихся, в свою очередь, на более мелкие планировочные районы (они стали прообразом административных округов и районов 90-х гг.), для которых был определен наиболее целесообразный режим градостроительных преобразований, срок и ритм их социально-экономического переустройства. Была усовершенствована концепция развития инженерно-транспортной инфраструктуры города. Большое внимание уделялось развитию транспорта и системе магистралей; намечалось дополнить радиально-кольцевую сеть улиц и дорог хордовыми магистралями, позволяющими освободить центр города от транзитных потоков, также намечалось создание новых кольцевых магистралей в городе на основе существующих и планируемых улиц. Значительное внимание уделялось резкому расширению масштабов жилищного и культурно-бытового строительства. Предлагалось расширить фронт работ но озеленению и комплексному благоустройству города, представительно решать вопросы рекреационного обслуживания москвичей в самом городе и в Московской области. Была разработана на обстоятельной научной основе программа сохранения и восстановления памятников истории и культуры, план бережного отношения п дальнейшего сохранения памятников природы. В центральной части города были выделены заповедные зоны, где обилие памятников истории и культуры сохранялось с особым пристрастием на основе особых градостроительных требовании к развитию этих частей города. Было запрещено строительство в Москве производственных объектов, за исключением необходимых для непосредственного обслуживания нужд населения и городского хозяйства. Была научно обоснована и выделена Пригородная зона г.Москвы в радиусе 50-60 км от границ столицы с определением характерных черт развития этой территории, учитывая особую значимость ее важнейшей части - ЛПЗП г.Москвы - как резервуара чистого воздуха и места отдыха москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. Развитие Москвы намечалось в пределах Московской автомобильной дороги, но были определены и дополнительные территории для будущего расширения территориальных владений столицы - 10 тыс. га в ее Пригородной .зоне. Намечалось, что к концу расчетного срока этого Генплана численность населения Москвы составит 7,5 млн. чел., а вместе с ее рабочими поселками и Зеленоградом - 8 млн.чел.
В целом, в послевоенный период в процессе реализации градостроительных планов много было сделано для улучшения условий жизни населения, совершенствования планировки, застройки, благоустройства. В 1955-1957 гг. в Лужниках был создан крупнейший спортивный комплекс, в 1959 -1902 гг. на Воробьевых горах построили комплекс Дворца творчества детей и юношества, в 1960-1962 гг. была возведена телевизионная башня в Останкино, в 1961 г. открыт Дворец съездов в Кремле, в 1962-1968 гг. построен Новый Арбат, в 1963-1976 гг. - здание Совета Экономической Взаимопомощи (теперь в нем размещается мэрия Москвы), в 1973 г. принял первых зрителей новый театр на Тверском бульваре, в 1976 - 1979 гг. построили крытый велотрек в Крылатском, в 1977 г. введено и эксплуатацию здание Телеграфного агентства СССР на площади Никитских ворот, в том же году первые читатели пришли в новое здание Института научной информации АН СССР с фундаментальной библиотекой по общественным наукам, в 1977-1980 гг. возведена гостиница "Салют"- в Тропареве, в 1980 г. были введены в эксплуатацию новый жилой комплекс '"Олимпийская деревня'", спортивный комплекс "Олимпийский" на проспекте Мира н многое другое.
Сравнивая градостроительные генеральные планы Москвы с похожими документами других крупнейших городов мира, нужно отметить масштабность и комплексность предлагаемых решений именно в генпланах нашей столицы. Конечно, все Генеральные планы развития Москвы были продуктом своего времени и содержали иллюзии и ошибки, рожденные чрезмерно идеологизированной доктриной развития нашей страны того периода. Несуразной идеей выглядит предложение 30-х гг. о разрушении исторической застройки Китай-города, Замоскворечья, создании на месте части Красной площади и Гостиных рядов громадного Дома промышленности, проекта Дворца Советов на месте предложенной к сносу святыне и гордости Москвы и России за их славу и победу в войне 1812 г. - храма Христа Спасителя - да, и многие другие "нововведения". 50-70-е годы, хотя и декларативно, провозглашали идею сохранения памятников истории, культуры, природы, на деле слишком часто забывали о них. Снос и недостойное использование религиозных (первоначально) центров продолжалось, ветшала и приходила в негодность историческая застройка центра Москвы, и часто на ее месте появлялись чужеродные для исторической ткани столицы - в ее центре - здания повышенной этажности. Особо кощунственно было рушить и перестраивать - хотя бы частично - исторические строения Кремля. Большое возмущение в свое время вызвало строительство в Кремле Дворца съездов. Но по техническим и архитектурно-художественным достоинствам он несомненно, является событием в градостроительной практике Москвы. Другое дело, что подобному сооружению не место в ряду строений Кремля. Новый Арбат назвали "вставной челюстью", он действительно чужд этой части города. Но, однако, нельзя забывать, что Проект застройки Нового Арбата получил положительную международную оценку. Так, Парижский центр архитектурных исследований присудил в 1966 г. именно этому проекту Гран-при за обновление архитектурных форм и успехи в разработке перспективных планов строительства. Наличие и реализация предложений градостроительных генеральных планов позволила в XX в. стабильно улучшать комфорт жизни большинства москвичей. С середины 50-х гг. начали вести строительство жилых домов на индустриальной основе, что позволило резко повысить темпы жилищного строительства и рост обеспеченности москвичей жильем. В 1967 г. доля заводского домостроения в строительстве составляла 76%, в 1971 г. - свыше 80%, в начале 80-х гг. - 93%. Обеспеченность жильем выросла, в кв. м общей (полезной) площади на человека составив в 1940 г. - 6,2; 1961 г. - 9,4; 1971 г. - 13,0; 1981 г. - 10,4; 1991 г. - 17,8. Доля москвичей, живущих в отдельных квартирах, выросла с 40% в 1961 г. до 60% в 1971 г., 79% в 1981 г, 85% в 1991 г. В 60-е гг. ежегодно 490 тыс. москвичей улучшали свои жилищные условия, в 70-е - 420 тыс. чел.. в 80-е - 280 тыс. чел. К концу 80-х гг. около 85% рабочих, служащих, студентов регулярно обедали в столовых, кафе, ресторанах. В школах практически все учащиеся получали бесплатное горячее питание или пользовались буфетами. Год от года все больше детей воспитывались в яслях и садах: в 1960 г. - 40% детей дошкольного возраста, в 1990 г. - 72%. 80% расходов на содержание и воспитание детей в яслях, садах брало на себя государство и только 20% оплачивали родители.
Но было бы нечестно замалчивать значительные недостатки, которые медленно ликвидировались, а то и множились. Ошибочной была идеология развития Москвы, прежде всего, как крупного промышленно-индустриального центра с несокращающейся численностью рабочего класса. Интеллектуально-культурные функции Москвы в должной мере не оценивались. Москва превратилась и город, перегруженный производственными объектами. К концу 80-х гг. более 80% производимой в Москве промышленной продукции вывозили из нее. Примерно четвертая часть всех мест приложения труда была сосредоточена на экологически вредных производствах. Износ основных промышленно - производственных фондов увеличился до 49% в 1989 г. Доля ручного труда в основном производстве составляла около 40%, во вспомогательном - еще выше. а в отраслях городского хозяйства (где заняты преимущественно женщины) - эта доля доходила до 60-70%. К концу 80-х годов, при сосредоточении в Москве четверти всех научных сотрудников страны, в том числе более 30% всех докторов наук только 10-12% научных работ, выполняемых в Москве, превышали уровень лучших отечественных и зарубежных аналогов. Сфера обслуживания Москвы не могла качественно обслуживать самих жителей, так как в город за продуктами и качественными товарами приезжали со всей страны. Не .менее 40%".. товарооборота в городе приходилось на долю иногородних. К концу 80-х гг. по большинству социально-экономических параметров Москва резко отставала от крупнейших сравнимых с ней зарубежных городов (по продолжительности жизни, комфорту расселения в жилищах, всех показателях развития обслуживающей сферы, транспортным параметрам н т.д.).
Реализация предложений Генерального плана развития Москвы 1971 г. была затруднена спецификой экономического развития страны в 70-80-е годы. В условиях застойных явлений в экономике страны примерно с середины 60-х гг внимание к материально-технической базе социально-культурного обслуживания Москвы стало ослабевать. Ежегодно уменьшалась доля капитальных вложений, направляемых на развитие непроизводственной сферы. Некомплексность застройки новых жилых массивов во внешнем поясе города усилила внутригородские территориальные различия в обеспеченности жителей учреждениями сферы обслуживания. Дефицит детских яслей и садов, магазинов, спортивно-оздоровительных учреждений стал особенно сильно ощутим в сравнительно новых районах, где во второй половине 80-х годов проживали уже 3/4 населения. Их жители недополучали многие виды услуг. В некоторых новых районах строительство объектов культурно-бытового и коммунального обслуживания было выполнено на 70-80% по школам, детским садам и яслям, на 50-60% по продовольственным магазинам, на 40-50% по поликлиникам и т. д. Кроме того, в 70-80-е годы недостаточное внимание уделялось также финансированию, строительству, реконструкции объектов инженерно-транспортной инфраструктуры; объем строительства объектов инженерии и транспорта резко сократился.
90-е годы с их принципиальными политико-экономическими изменениями принесли новые заботы, но и дали надежду на возрождение былой славы Москвы с ее благополучием. Начавшаяся демократизация российского общества принесла и новые подходы к градостроительному развитию Москвы создала принципиально новые условия для ее истинного возрождения и совершенствования. В новых условиях началась и завершилась разработка нового Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 г.
Проект Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года был разработан в 1997-1999 годах в соответствии с Законом города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы". В 1999 году проект Генерального плана получил положительное заключение экспертных комиссий органов государственной экологической экспертизы и государственной межведомственной экспертизы Российской Федерации, после чего был утвержден Правительством Москвы и направлен на согласование в Правительство Российской Федерации в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации".
По поручению Правительства Российской Федерации Госстрой России создал в 2000 году рабочую группу из представителей федеральных органов исполнительной власти и Правительства Москвы для подготовки материалов Генерального плана к согласованию.
Подготовленные рабочей группой материалы получили положительное заключение Главгосэкспертизы при Госстрое России, были одобрены Коллегией Госстроя России для представления на согласование в Правительство Российской Федерации.
По рекомендации Коллегии Госстроя России Правительство Москвы внесло в Московскую городскую Думу проект Закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы." Указанный Закон принят Московской городской Думой в 2001 году и предусматривает выделение в составе Генерального плана самостоятельной структурной части "Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации."
Нормоустанавливающие положения Генерального плана и порядок его реализации сформулированы в проекте Закона города Москвы "О Генеральном плана развития города Москвы", который принят Московской городской Думой за основу во втором чтении в апреле 2001 года.