О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Календарь праздников в России


Календарь праздников в России

Сообщений 61 страница 70 из 77

61

Официально установленные праздничные дни, которые объявлены дополнительными выходными днями (в соответствии с Трудовым кодексом):

1 января — Новый год
1 — 5 января — Новогодние каникулы
7 января — Рождество Христово (Православное Рождество)
23 февраля — День защитника Отечества
8 марта — Международный женский день
1 мая — Праздник весны и труда
9 мая — День Победы
12 июня — День России
4 ноября — День народного единства

Официально установленные рабочие праздничные дни (не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия):

25 января — День российского студенчества (Татьянин день)
2 апреля — День единения народов
12 апреля — День космонавтики
24 мая — День славянской письменности и культуры
1 июня — День защиты детей
6 июня — Пушкинский день России
27 июня — День молодёжи
22 августа — День Государственного флага Российской Федерации
1 сентября — День знаний
1 октября — День пожилых людей
7 ноября — День согласия и примирения
Последнее воскресенье ноября — День Матери

Неофициальные праздники

14 января — Старый Новый год
14 февраля — День Святого Валентина (День всех влюбленных)
26 марта — День зеленых
1 апреля — День смеха
25 мая — Праздник последнего звонка

Государственные праздники религиозного происхождения

7 января — Рождество Христово (Православное Рождество)
Передвижные праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам, Пасха и т. д.

Праздники СССР

13 мая — День Черноморского флота СССР
19 мая — День пионерии
18 августа — День Военно-Воздушного Флота СССР
7 — 8 ноября — День Великой Октябрьской революции
10 ноября — День милиции

62

Рождество Христово в истории России

Рождество Христово называют «матерью всех праздников».
Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волсви же со звездою путешествуют»,  ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно - при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение. С самого утра Великого дня Рождества славили Христа: ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.

Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели... Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена,  рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
История России продолжается, Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

63

Международные и Всемирные дни

Январь:

27 января — Международный день памяти жертв холокоста
28 января — Международный день мобилизации против ядерной войны
30 января — Всемирный день помощи больным проказой

Февраль

2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий
9 февраля — Международный день стоматолога
11 февраля — Всемирный день больного
19 февраля — Всемирный день китов
21 февраля — Международный день родного языка
22 февраля — Международный день поддержки жертв преступлений

Март

1 марта — Всемирный день гражданской обороны
1 марта — Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом
2 марта — Международный день спички
3 марта — Международный день писателя
4 марта — Международный день Очкарика
8 марта — Международный женский день
9 марта — Международный день ди-джея
14 марта — Международный день действий против плотин
15 марта — Всемирный день защиты прав потребителя
19 марта — День отца
19 марта — Всемирный день защиты прав потребителя
20 марта — Всемирный день астрологии
20 марта — Всемирный день воды
21 марта — Всемирный день поэзии
21 марта — Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации
22 марта — Всемирный день водных ресурсов
23 марта — Всемирный метеорологический день
23 марта — Всемирный день метеоролога
24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом
27 марта — Международный день театра

Апрель

1 апреля — Международный день птиц
2 апреля — Международный день детской книги
7 апреля — Всемирный день здоровья
12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики
13 апреля — Всемирный день рок-н-ролла
18 апреля — Международный день памятников и исторических мест
22 апреля — Международный день Земли
23 апреля — Всемирный день книг и авторского права
24 апреля — Международный день солидарности молодежи
26 апреля — Всемирный день интеллектуальной собственности
29 апреля — Международный день танца

Май

3 мая — Всемирный день свободы печати
5 мая — Международный день борьбы за права инвалидов
8 мая — Международный День Красного Креста и Красного полумесяца
12 мая — Всемирный день медсестер
15 мая — Международный день семей
17 мая — Всемирный день электросвязи и информационного общества
18 мая — Международный день музеев
20 мая — Всемирный День метрологии
22 мая — Международный день биологического разнообразия
22 мая — Международный день астрономии
31 мая — Всемирный день без табака

Июнь

1 июня — Международный день защиты детей
5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды
8 июня — Всемирный день океанов
26 июня — Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом
26 июня — Международный день в поддержку жертв пыток

Июль

1 июля — Всемирный день архитектуры
Первая суббота июля — Международный день кооперативов
Последняя пятница июля — День системного администратора

Август

9 августа — Международный день коренных народов мира
12 августа — Международный день молодёжи
13 августа — Международный день левши

Сентябрь

30 сентября — Международный день переводчика

Октябрь

Первый понедельник октября — Международный день врача
1 октября — Международный день пожилых людей
4 октября — День космических войск России
5 октября — День учителя
20 октября — День военного связиста

Ноябрь

19 ноября — День ракетных войск и артиллерии РФ
26 ноября — Всемирный день информации

Декабрь

1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом
2 декабря — Международный день борьбы за отмену рабства
4 декабря — День объятий
7 декабря — Международный день гражданской авиации
9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией
11 декабря — Международный день гор
14 декабря — Всемирный день борьбы с диабетом
17 декабря — Международный день сноуборда
20 декабря — Международный день солидарности людей

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Праздник

64

КОГДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД

     Павел Флоренский как-то подметил: "Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие". Эту мысль иллюстрирует и русская традиция встречи Нового года.

     Когда Юлий Цезарь познакомился в Египте с солнечным календарем, который был проще римского, он решил позаимствовать египетский опыт, и в новолуние 1 январе 45 г. до. н. э. империя перешла с лунного календаря на солнечный. Однако введенный "сверху" отсчет времени еще долгие столетия боролся с древней традицией отмечать начало годового цикла в день весеннего равноденствия. А на Руси даже после принятия христианства в народе долго встречали Новый год в разные дни месяца, близкого к весеннему равноденствию (иногда это был февраль, иногда - апрель).

     Академик Б.Рыбаков в своей книге "Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв." так описывал новогодние обряды языческой Руси: "В эти дни сначала гасили все огни в очагах, затем добывали трением "живой" огонь, пекли специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет наступающий год. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги". Естественно, Церковь не могла смириться с такими пирами в дни Великого Поста. Но языческая традиция оказалась настолько сильна, что праздник все равно остался, хотя и переместился в канун поста, превратившись в Масленицу.

     На Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. Но в конце XV века он начал вызывать все больше неудобств. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году "от сотворения мира" (в 1492 году от Рождества Христова) наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г. (И. Климишин).

     Но "роковой" срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г. Московский церковный собор на радостях утвердил пасхалию на последующие годы, а заодно перенес начало года с марта на 1 сентября: в августе-сентябре собирали урожай, и государевой казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи. Так произошел окончательный разрыв Руси с лунным календарем.

     Но победить язычество в народном сознании так и не удалось. И в деревнях еще долго колядовать на Святки ходили под видом "сеятелей", бросали в красный угол горсть зерна и желали хозяевам здоровья и урожая, а те в благодарность должны были угостить засевальщиков ("Русский дом (Универсальный свод календарей 1994 - 2000 гг.)", Нижний Новгород, 1994). Даже когда Петр I перенес общероссийское празднование Нового года на зиму, зерно осталось атрибутом праздника.

     Правительство положило немало сил на борьбу с языческими праздничными традициями. По свидетельству историка С. Соловьева, было издан указ: "В воскресенье, господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить батогами; домры, сурны, гудки, гусли и хари искать и жечь". Но никакими указами и запретами искоренить народные праздничные обычаи не удалось. Они пережили и петровскую эпоху, и петровскую календарную реформу.

     Но реформирование календарной системы и празднования Нового года не закончилось. Следующим шагом стал переход России в 1918 году с юлианского на григорианский календарь, и в 1919 году Новый год наступил на 13 дней раньше, чем в предыдущие и последующие годы. Но в разгар гражданской войны это мало кто заметил.

     Однако в единоборстве с традицией и эта реформа проиграла, а в России появился уникальный праздник - Старый Новый год.

Источник: http://ricolor.org/history/rt/pn/1/

65

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА

Рождество в первые века

     В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю, или 19-е по новому.
Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Мы считаем Христа как Сына Человеческого «вторым Адамом».
В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения.
При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам. То есть в шестой день первого месяца в году. Ныне мы в этот день отмечаем день Богоявления и Крещения Господня.
В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал в себя Богоявление-Крещение и Рождество.

     Однако со временем многие пришли к мнению, что празднование такого важного праздника, как Рождество, должно быть отнесено на отдельный день. Тем более, что наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Многие святые отцы - Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст - считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря (старого стиля).

     И хотя с абсолютной точностью день Рождества установить невозможно, мнение, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, основано на внимательном изучении Евангелия. Во-первых, нам известно, когда Ангел известил старца Захарию о рождении Иоанна Крестителя. Это произошло во время служения Захарии в Храме Соломона. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. Захария принадлежал к Авиевой чреде, 8-й по счету, время служения которой приходилось на конец августа - первую половину сентября. Вскоре «после сих дней», то есть примерно в конце сентября, Захария зачинает Иоанна Предтечу. Церковь празднует это событие 23 сентября. В 6-й месяц после этого, то есть в марте, Ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. Благовещение в Православной Церкви празднуется 25 марта (старый стиль). Временем Рождества, таким образом, оказывается, по старому стилю конец декабря.

     Сначала это убеждение победило, судя по всему, на Западе. И тому есть особое объяснение. Дело в том, что в Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира, - День солнца. В день, когда светлое время суток начинало прибавляться, язычники веселились, поминая бога Митру, и напивались до беспамятства. Увлекали эти празднования и христиан, так же, как сейчас в России мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост. И тогда местное духовенство, желая помочь своей пастве победить приверженность к этой языческой традиции, решило перенести Рождество на самый День солнца. Тем более что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».

     Вы хотите поклоняться солнцу? - спрашивали римские святители у мирян. - Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, - Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.
Победа нового праздника

     Мечта сделать Рождество отдельным праздником и в Восточной Церкви стала насущной к середине четвертого века. В то время свирепствовали ереси, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий.

     Тогда православные поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову. Особенно болело сердце об этом у святого Иоанна Златоуста. В речи, произнесенной 20 декабря 388 года, он попросил верующих приуготовиться к празднованию Рождества 25 декабря. Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай. Эта речь победила колеблющихся, и в последующие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире. В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней.

     После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. К счастью, по словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных.

Как праздновали Рождество на Руси

     Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых. Действительно, были те, кто гадали, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Но эти традиции являются языческими пережитками. Церковь всегда выступала против подобных явлений, ничего общего не имеющих с христианством.

     К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие, распевая при этом кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

     В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

     На протяжении веков к кратким Евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. Именно в этой древней апокрифической литературе встречается подробное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство, и говорится об убогой обстановке, сопровождавшей появление на свет Иисуса Христа.

     Эти народные представления нашли свое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых запечатлены не только ясли со Святым Младенцем, но и животные - вол и осел. В IX веке уже окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. На этой картине изображена пещера, в глубине которой находятся ясли. В этих яслях лежит Богомладенец, Иисус Христос, от Которого исходит сияние. Богоматерь полулежит недалеко от ясель. Иосиф сидит дальше от ясель, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.

     В книге «Четьи минеи» у Дмитрия Ростовского сообщается о том, что к яслям были привязаны вол и осел. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария. А вола вел Иосиф с собой для того, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и прокормить Святое семейство, пока оно будет в дороге и в Вифлееме. Поэтому очень часто на рисунках и иконах, изображающих Рождество Христово, фигурируют эти животные. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи. Также изображение осла аллегорически символизирует упорство, умение достичь цели. А изображение вола символизирует покорность и трудолюбие.

     Здесь следует обратить внимание, что ясли в первоначальном значении - это кормушка, куда клали корм для скота. И это слово, связанное с рождением Богомладенца, настолько вошло в наш язык, как символичное обозначение детских учреждений для младенцев, что никакая атеистическая пропаганда не могла его убрать из обихода.

Великорусский вертеп XIX в.
Икона «Рождество Христово»
Сцена из Вертепа
Изображение Рождества

66

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ
НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА


На Руси в X - XV веках начало Нового Года отсчитывали с 1 марта.
В XV веке Новый Год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Указ гласил:

"Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".
Издавна на Руси существовала традиция 1 января надевать все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодеваться.

В Древнем Египте Новый Год праздновался в середине осени во время разлива реки Нил. Разлив Нила был связан с плодородием земли. Только после разлива это величайшей реки безжизненная пустыня превращалась в цветущий сад. В канун Новый Года египтяне ставили статуи своих богов в лодку и пускали по течению. Лодка плавала по Нилу месяц, сопровождаемая пением, танцами и весельем жителей. Затем богов возвращали обратно в храмы.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. На время праздника царь покидал город. В его отсутствие народ гулял и веселился. Спустя несколько дней царь и его свита торжественно возвращались в город, а горожане возвращались к работе.

В Древнем Риме Новый Год праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (сейчас его называют юлианским). После этого первым днем Нового Года стали считать первый день января. Свое название январь получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое - вперед к Новому Году. В новогодний праздник римляне украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса. Празднования продолжались несколько дней. В это время рабы и их хозяева ели, пили и веселились вместе. Римляне преподносили подарки своему императору. Начинание было добровольным, но со временем стало обязательным. Императоры требовали богатых подношений к Новому Году.

В далеком прошлом персы на Новый Год дарили друг другу яйца. Это символизировало продолжение рода.

67

Празднование Нового года

В Древнем Египте Новый Год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября).
Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый Год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили в обратно в храм.

В Древнем Вавилоне (территория современного Ирака) Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался в работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.

В течение долгого времени Римляне праздновали Новый Год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался "календы". Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Празднования продолжались несколько дней.

Древние персы на Новый год дарили друг другу яйца, что символизировало продолжение рода.

Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от "summer's end" (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин "pin money" (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.

С X по XV век началом нового года на Руси считалось 1 марта В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".

Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно - к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение для несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд - оберег дома.

Приметы:

- если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с ним все 12 месяцев;
- не делай тяжелую и грязную работу - иначе весь год будет в тяжком труде без отдыха;
- не отдавай долгов - весь год расплачиваться.

-
(У русских людей, знаю по себе (с детства слышала), - напротив, надо отдать все долги. Делается тщательная уборка в доме, топится накануне баня.
Тем самым, входишь в Новый год - чистым, ничем необременённым.)
Галина

68

Рождество Христово в истории России

Рождество Христово называют «матерью всех праздников».
Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волсви же со звездою путешествуют»,  ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно - при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение. С самого утра Великого дня Рождества славили Христа: ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.

Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели... Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена,  рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
История России продолжается, Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

69

23 февраля - День Защитника Отечества!

70

История Праздника 8 марта    

Когда возникла идея международного женского дня и кому она принадлежит?

С 1910 году революционерка Клара Цеткин на международной конференции женщин в 1910 году провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата.
По ее замыслу день 8 марта должен был стать днем борьбы женщин всех стран за свое равноправие.

С какого года 8 марта отмечается в России?

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации "... научного утра по женскому вопросу".

С какого года 8 марта - нерабочий день?

8 марта стало не нерабочим днем с 1965 года.

С каких еще странах 8 марта - праздничный день?

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации и некоторых странах СНГ.

Источник: http://www.e-prazdnik.ru/8_march/8_march_about.php


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Календарь праздников в России