«Во всяком посаде в своем наряде»
Поверх одежд в Древней Руси носили плащи.
Наиболее распространенная его форма — вотола. Это был плащ без рукавов длиной до колен и подпоясанный у шеи. Изготавливался из толстой льняной ткани, у князей и простолюдинов отличался отделкой. Дорожной и зимней одеждой был суконный плащ — мятель. Обычно мятель кроили из плотного шерстяного привозного сукна. За разорванный мятель в драке полагался довольно высокий штраф — три гривны.
Знаком отличия русских князей был богатый плащ — корзно. Он был длинным, почти до пят, накидывался на левое плечо и застегивался справа на груди большой фигурной застежкой — фибулой. Корзно делали из более богатых материй — бархата, парчи, оторачивали каймой из золотной ткани, украшали камнями, подбивали мехом. Он имел всегда подкладку контрастного цвета. Со временем корзно стали делать короче и называть приволокой.
В XVI в. появилось особого рода праздничное платье, называемое ферязью. Она, также как и кафтан, надевалась на зипун и относилась к средней одежде. Иногда ее надевали и на кафтан. Это была широкая и длинная одежда, почти до ступней, без воротника, с широкими и длинными рукавами. Ферязь — слово персидское, и шилась она из шелковой персидской материи. Более теплые и нарядные ферязи были бархатными, парчовыми и подбитыми мехом.
Спереди на ферязи делали нашивки, называемые образцами. Они представляли собой несколько вышитых золотом или шелками круглых или четырехугольной формы мест, отделенных друг от друга другой материей. Это были своего рода петлицы. Первоначально ферязи стягивались завязками, а позже застегивались пуговицами. Рукава ферязи были почти до самой земли. В один рукав, собранный во множество складок, продевали руку, другой висел до пола. Иногда рукава откидывали назад или завязывали за спиной узлом.
К накидной верхней летней одежде относили опашень. Осенью и весной надевали однорядку. Они были одинакового покроя, но различались материей. Опашни могли шить из шелковых материй или тонкого сукна, а однорядку всегда из сукна. Это были широкие, до пят, с длинными рукавами одежды. По бокам делали нашивки, разрез обшивали кружевом, застегивались пуговицами, а к воротнику пристегивали воротник-ожерелье. Опашни соответствовали шелковым плащам, а однорядки — суконным демисезонным пальто без подкладки. Отсюда и их название.
Опашни шились с подкладкой, под рукавами опашня делались прорехи для рук, а сами рукава откидывались назад и на спине завязывались узлом. Видимо, этот богатый летний наряд надевали, когда выходили из дома в хорошую погоду. Есть две версии происхождения названия «опашень». В старину выражение «наопаш» значило внакидку, чаще все так и носили опашень. Слова «запахнуться», «запахиваться» также родственные слову «опашень».
Были и другие одежды для выхода. Охабнем назывался плащ с длинными декоративными рукавами и с откидным, подобно капюшону, воротником. Он был четырехугольным и откидывался на спину. Охабни шили из сукна, мухояра и других шерстяных тканей, нарядные — из объяри, бархата, камки и парчи. Слово происходит от глаголов «обхватить», «охватить», «охабить», то есть накрывать все то, что под ним надето. Родственное слово «охапка», то есть что-то охваченное руками.