О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русские имена, фамилии

Сообщений 71 страница 80 из 114

71

Распространение фамилий у крестьянства

В далеком 1888 году был опубликован специальный указ сената, гласивший:

... Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения, и даже иногда злоупотребления ...
Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом.

В центральной России среди крестьянства фамилии до XIX века были относительно редки.
Тем не менее, можно вспомнить отдельные примеры — знаменитый Иван Сусанин, живший в XVI-XVII веках. Кроме того, известны фамилии некоторых крестьян — участников тех или иных войн, походов, оборон городов или монастырей и прочих исторических катаклизмов. Однако, действительно, до XIX века массового распространения среди крестьян Центральной России фамилии не имели. Но это скорее связано с тем, что в те времена не было необходимости в поголовном упоминании всех крестьян, и документов, в которых крестьяне поголовно или в большинстве своем упоминались бы, не существует. И для официального документооборота тех лет в случае, если в нём упоминался крестьянин, обычно, вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, иногда вместе с профессией. Большинство крестьян центра России было официально наделено фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены крепостного права в 1861 году.

Некоторые фамилии образовались от фамилий помещиков.
Одним крестьянам давали полную или изменённую фамилию их бывшего владельца, помещика — так появлялись целые деревни Поливановых, Гагариных, Воронцовых, Львовкиных и т.д.

В корне фамилий некоторых лежали названия населенных пунктов (сел и деревень), выходцами откуда были эти крестьяне. В основном это фамилии, оканчивающиеся на -"ских", например — Успенских, Лебедевских.

Однако, большинство фамилий, по происхождению являются семейными прозвищами, которые, в свою очередь происходили от «уличного» прозвища того или иного члена семьи. Основной массе крестьян в документе записывали именно это самое «уличное» прозвище, которых у иной семьи могло быть и не одно. Прозвищные фамилии появились гораздо раньше поголовного офамиливания. Эти самые семейные прозвища, иногда уходившие своими корнями, в глубь многих поколений, фактически выполняли роль фамилий у крестьян Центральной России - в обиходной жизни, еще до поголовного их закрепления. Именно они в первую очередь попадали в переписные листы, и на самом деле, офамиливание являлось просто записыванием этих прозвищ в документы.

Таким образом, наделение крестьянина фамилией часто сводилось просто к официальному признанию, узакониванию, закреплению семейных или личных прозвищ за их носителями. Этим и объясняется то, что в эпохи до массового наделения крестьян Центральной России фамилиями - нам все же известны отдельные имена и фамилии крестьян, принимавших участие в тех или иных важных событиях. При появлении необходимости упомянуть крестьянина в летописи или в повествовании о каком-то событии, участником которого он являлся - в качестве его фамилии, просто указывалось соответствующее прозвище - его собственное, или его семьи. И затем, в ходе поголовного присвоения фамилий крестьянам Центральной России, которое произошло после отмены крепостного права, эти же прозвища были в большинстве своем официально признаны и закреплены.

Мирские фамилии образовывались на основе имени мирского.
Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных еще не существовало или они не принимались в простом народе. Ведь христианство далеко не сразу заполонило умы, а тем более души славян. Старые традиции хранились долго, заветы предков чтились свято. В каждой семье помнили, как звали прародителей до 7 колена и даже глубже. Предания из истории рода передавались из поколения в поколение. Поучительные истории о былых деяниях пращуров (пращур - отдаленный предок, родоначальник) рассказывались на ночь юным продолжателям рода. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Некрас, Дур, Чертан, Злоба, Неустрой). Здесь надо заметить, что в древнерусской системе имен также было принято называть младенцев охранными именами, оберегами — именами с отрицательным содержанием — для защиты, отпугивания злых сил или для обратного действия имени. Это как до сих пор принято ругать держащих экзамен, или желать охотнику «ни пуха, ни пера». Считалось, что Дур вырастет умным, Некрас красавцем, а Голод всегда будет сытым. Охранные имена потом становились свыкшимися прозвищами, а далее и фамилией.

У некоторых в качестве фамилии записывали отчество.
В царских указах о проведении переписи обычно говорилось, что следует записывать всех «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Но в XVII — первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе. Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например, родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов.

Первая перепись 1897 года показала, что фамилии не имеет до 75 % населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России).
Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации (введении паспортной системы).

72

Влияние фамилии на характер человека.

Когда вы слышите непонятную иностранную речь.

Речь — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа., вы реагируете на неё только как на набор звуков, таких же обычных звуков как шелест ветра, стук дождя, пение птиц, гром грозы. И только тогда, когда вы выучите непонятный для вас язык - начнёте реагировать на тот смысл, который несёт в себе этот набор звуков. Но до того, как вы выучили этот язык вы реагируете на речь только как на необычный, издаваемый человеком звук.

Допустим, вы маленький ребёнок и только начинаете говорить. Не понимая смысла.
Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение. - повторяете за вашими родителями постоянно какое-то сочетание звуков. Оно может быть резким и неприятным для вас. А может быть мягким и успокаивающим как звуки колыбельной мелодии перед сном. Но, несмотря на вашу реакцию на это звукосочетание вы продолжаете его повторять за вашими родителями, раз за разом, отпечатывая тем самым в вашем сознании все те ощущения, которые рождают эти звуки. Через какой-то промежуток времени вам вдруг становится ясно, что это звукосочетание – это вы. Это так вас называют, так вас зовут, это символ вашего существования, вашего пребывания в этом мире. Это ваши: имя, отчество и фамилия.

Следовательно, и все те ощущения, которые вызывались при восприятииВосприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. и произношении этих звуков тоже есть вы. Если эти звуки были резкими, быстрыми и звучными – то у вас получают развитие именно эти стороны характераХарактер — (от греческого charakter — отличительная черта, признак):

1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (например, характер местности).

2) В психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности., а если эти звуки были тихими, медленными и спокойными, то через некоторое время Вы слышите в свой адрес "золотой ребёнок".

Вот так влияет фамилия на характер человека. Это вовсе не означает, что ваш характер полностью обусловлен вашим именем и фамилией, но то что они оказывают значительное влияние на развитие характера – несомненный факт.

(Илья Рассказов)

73

Структура русских фамилий

Антропонимика фамилий утверждает, что чаще всего русские фамилии образуются от личных имен через притяжательные прилагательные.
Основная масса русских фамилий имеет суффиксы -ов/-ев, -ин, от ответа на вопрос «чей?».
Различие чисто формальное: -ов добавлялось к прозвищам или именам на твердый согласный (Игнат — Игнатов, Михаил — Михайлов), -ев к именам или прозвищам на мягкий согласный (Игнатий — Игнатьев, Голодяй — Голодяев), -ин к основам на а, я (Путя — Путин, Ерёма — Ерёмин, Илья — Ильин).
Это говорит также о том, что, например, имеющие один корень фамилии Голодаев и Голодяев, являются родственными, а вот внешне схожие с ними Голодов, Голоднов, Голодный — нет.

Абсолютное большинство русских фамилий происходит от дедичества, временной фамилии отца, то есть имени деда, таким образом, закрепляя наследственное имя в третьем поколении. Так проще стало обозначать семьи одного корня.
В случае, если у деда, чьё имя легло в основу утвердившейся фамилии было два имени — одно крестильное, другое обиходное, то фамилия образовывалась от второго, так как крестильные имена не отличались разнообразием.

Следует знать, что по имени деда записывались русскими чиновниками в конце XIX — начале XX века и фамилии для жителей национальных окраин, таким образом возникло большинство фамилии в Закавказье и Средней Азии.

74

Значение и этимология русских фамилий

Русские фамилии обычно образованы как отчества от церковных или нецерковных личных имён или прозвищ, например Иван -> Иванов сын -> Иванов, Медведь -> Медведев сын -> Медведев.
Сюда же относятся фамилии, образованные от прозвищ, связанных с профессией: Гончаров, Мельников, Красильников.

Гораздо реже — от названий местности, например Белозерский от Белоозеро.
Такой способ образования особенно характерен для княжеских фамилий, однако (в отличие от Западной Европы) не характерен для дворянских.

Фамилии духовенства образованы от названий приходов (например Космодемьянский, Рождественский) либо искусственно созданы в семинарии (Афинский, Добровольский).

75

Фамильные окончания

Разные народы и культуры часто имеют разные, свойственные только им окончания фамилий.

Приведем список национальностей по алфавиту и окончания фамилий, присущие этим народам:

Абхазы: -ба, -уа, -ипа
Азербайджанцы: -заде, -ли, лы, -оглу, -кызы
Армяне: -ян, -янц, -уни
Белорусы: -ич -ов -ук -ик -ски -ка
Болгары: -ов
Гагаузы: -огло
Греки: -пулос, -кос, -иди
Грузины: -швили, -дзе, -ури, -иа, -уа, -а, -ава -ли, -си, -ни
Итальянцы: -ини
Литовцы: -те, -ис, -не
Молдоване: -ску, -у(л), -ан
Мордва: -ын, -ин
Немцы: -ман, -ер
Осетины: -ти
Поляки: -ски -цки -дзки
Русские: -ев, -ов,-ских
Румыны: -ску, -у(л), -ан
Сербы: -ич
Турки: -джи, -оглу
Татары: -ин, -ишин
Украинцы: -ко, -ук (-юк), -ун, -ний (-ный), -чай, -ий, а

76

Происхождение еврейских фамилий

Личные и наследственные имена евреев России - то есть собственные имена и фамилии - интересная для исследования тема.
Во-первых, они характерны для всех ашкенази - подавляющего большинства еврейского населения мира; во-вторых, они имеют свои местные особенности: например, отличаются большой пестротой. Например, одного и того же человека могут звать Герш, Гершко, Цви-бен-Йехуда, Герш Юделевич и в миру Григорий Юрьевич. И ничего в этом удивительного нет. Обычно по традиции новорожденному дают «святое имя» (шем кадош). Оно всегда на иврите и взято из книг святого писания. Мальчик получает его на 8-й день жизни - при обрезании, имя же девочки объявляет ее отец в первую субботу от рождения с возвышения в синагоге.

Например, ребенка называли Цви - дословно «олень». Но, принято, что «святое имя» не произносят часто: его используют при обрезании, при вступлении во взрослый возраст - 13 лет при обряде « бар-мицва», при вступлении в брак, а также при всех религиозных ритуалах; его же пишут на могильном камне. Для повседневного употребления служит «кинуй> - «бытовое имя». «Цви» - «олень» - «гирш» на языке идиш. А отца зовут «Йехуда» - на идиш «Юдель». Таким образом, Цви-бен-Йехуда - он же Гирш сын Юделя. Скажем, по казенным документам Гирш (или Герш в зависимости от диалекта и грамотности писаря) Юделевич Кожушнер. Переселившись в город Гирш Юделевич адаптирует имя в Григория - может быть Юделевича, а может быть и Юрьевича. При всем этом тут изменение имени идет постепенно и логично.

Этого не скажешь о фамилии - в нашем примере, Кожушнер. Правда, каждый, услышав ее, воспримет ее как еврейскую. Таковой она и будет - и в то же время ничего общего с еврейской антропонимической традицией она не имеем и получена очень недавно. Может быть, тогда, когда, собираясь в город Гершко, сын Юделя Хромого (или Рыжего, или Длинного), пришел в кожушнельский сельсовет за нужной справкой. Тут-то ему и написали Герш Юделевич, а фамилию, не долго думая, произвели от названия поселка Кожушня: Кожушнер. А могли бы и Кожушнянский и т.д.

Евреи, как и другие народы Ближнего и Среднего Востока, фамилий никогда не имели, а назывались только отчествами, присоединяя их словами «бен» - (сын) или «бат» - (дочь). И каждый уважающий себя человек должен был знать не менее семи имен предков. Поскольку имена могли повторяться, для различения их могли добавить название населенного пункта, где уважаемый предок жил (Иерушалми - Иерусалимский, Фаюми - Фаюмский, Бавлеи - Вавилонский, а позднее - в странах рассеяния: ми Тудела - из Туделы, ха Роми - Римский, ха Ляди - Лядер - Лядский и т. д.). Иногда же добавлялось прозвище: Яффе (Иоффе) - красивый, Шапиро - благообразный, Клугер - умный или название профессии: Сандалар (Сандлер) - сапожник, Хайят (Хаес) - портной, Софер – писец и т.д.

Те же, кто происходил из двух священнических родов: Коhенов - священников или Леви - помощников священников, обязательно добавляли hа Коhен или hа Леви. Отсюда и пошли разнообразные Коэны, Коны, Коганы, Куны, Каганы и т.д. и Леви, Левины, Левиевы и даже Льюисы (английское чтение Lewis; в данном, правда, случае, это не обязательно евреи: имя это широко использовали англосаксы в период протестантского увлечения ветхозаветными именами). Однако, развитие общественной жизни требовало, чтобы все граждане имели документы и фамилии. К XVIII веку большинство населения Европы еще не имело устоявшихся фамилий; в России же они не устоялись и к 1917 году (а учитывая восточные владения империи, они установились, дай Бог, к 50-м года нашего века).

Сначала потребовали от евреев принять фамилии власти Австрии, причем те, кто от этого уклонялись, получили их от чиновников, зачастую издевательские вроде Эзельскопф - Ослиная Голова! Потом власти Пруссии, занимаясь эмансипацией евреев, даже не принимали к рассмотрению бумаги тех, кто минимум за полгода не взял себе «по-европейски (т.е. по-немецки) звучащей фамилии» (а также не отказался от «азиатского платья», не говорит правильным языком и т.д.)

В России первым предложил обязать евреев принимать фамилии поэт и сановник Гаврила Романович Державин. При этом он считал, что они должны звучать «на малороссийский лад», отражая особенности характера и оценку их властями. Для трудолюбивых и порядочных «Промышленный», для спорых в деле «Швыдкий», для скрытных - «Замысловатый» или «Замыслюк» и т.д. (Примерно так же давали позднее чиновники фамилии украинским крестьянам: Нетудыхата - владельцу без складу и ладу стоящей хаты, Тягны - Рядно - лентяю, которого с места не сдвинешь, в то время как хорошие хозяева получали вполне по-великорусски звучащие фамилии: не Коваль или Коваленко, а Ковалев). Дворяне же добавляли к своим фамилиям на «-ко» буковку «в» Пфепенков. Процесс фиксации фамилий завершился к 80-м годам прошлого века. В сравнении с фамилиями других народов у евреев повышен процент фамилий от названия населенных пунктов. Практически все города, городки, поселки, местечки и села бывшей черты оседлости оказались фамилиями. Бершады: Бершадский, Бершадер, Бершадчик и т.д.; Варшава: Варшавский, Варшавер. Кричев, Пирятин, Гусятин, Бердичев, Лепель - со всеми возможными окончаниями.

Другие - от имен отцов: Абрамзон, Абрамович, Абрахамович, Абрамов, Аврахамов и даже Ибрагимов.

Очень велико (даже непомерно) количество еврейских фамилий от имен матерей. Тут сказалась, очевидно, большая социальная активность женщин, зачастую содержавших не только детей, но и занятых благочестивым изучением Писания мужей. Ривин, Ривкин, Ривес, Ривас, Ривлин, Рывкин; Малкин, Малкес, Гитин, Гутин, Гитлик и т.д.

Человек, переселявшийся из Австрии (а она начиналась не так далеко от Жмеринки) мог получить фамилию Ойстрах - на идиш «Австрия»; из Литвы (что включало Белоруссию, Смоленскую область и т.д.) - Литвак, Литвин, Литвинов; из Германии (сразу к западу от Варшавы): Тайц - «Германия» на идиш, Ашкенази - «Германия» на иврите, Немчик. Встречались просто не изменяемые названия городов в Германии: Ландау, Люцау, Лившиц, Берлин.

Особенно же много было названий профессий: Шнайдер, Шнайдерман, Портной, Портнов, Хайят, - все от слова «портной» на разных языках; Шустер, Швец, Сапожник, Сапожников, Сандалар, Сандлер - «сапожник». Отдельно следует отметить только еврейские профессии: Меламед - «религиозный учитель», Шойхет - «резник», Шадхан, Шадхен - «сват», Могел - «мастер обрезания».

Для потомков же раввинов добавлялось уважительное окончание «ович». Так и появилась прославленная в тысяче анекдотов фамилия Рабинович. Она считается уж такой еврейской, что другой такой и не придумаешь. И отсюда же следует, что ничего общего с еврейской традицией она не имеет, и окончание ее - самое, что ни на есть славянское.

Если уж брать чисто еврейскую традицию, то это фамилии аббревиатуры, в каждой из которых зашифрованы предки и их заслуги. Назовем некоторые из них. К примеру, Кац. На первый взгляд - «кошка» по немецки. А в действительности: «коhен цедек» - праведник, «Зак» - «зэра кадошим»: «семя святых». «Маршак» - «морену рабену Шломо Клугер» - «учитель наш, господин наш, Соломон Мудрый», «Магалиф», «Магараф» и т.д.

Хотя зачастую имена евреев, по крайней мере, употребляемые в быту, не сильно отличаются от русских (хотя бы потому, что значительная часть русских имен заимствована из еврейского языка - Иван, Михаил, Гавриил, Мария и т.д.), тем не менее можно четко выделить набор имен, употребляемых евреями, и имен, ими не употребляемых. К примеру, не встретить еврея по имени Иван, Василий, очень редки - Петр, тем более - Святослав или Вячеслав (хотя чего не бывает!). Зато часты имена Лев, Григорий, Яков, Марк, Михаил, Александр. (Последнее заслуживает более подробного рассказа: оно появилось в еврейском антропонимиконе в 332 году до нашей эры).

Тогда в Палестину вошла армия Александра Македонского, который проявил подчеркнутое почтение Храму и священнослужителям его. И первосвященник распорядился, чтобы все мальчики, родившиеся в этом году, получили имя Александр, в простонародной форме «Сендер».

Это связано не только с желанием, не выделяясь в массе именем, все же не выглядеть выкрестом - достаточно сильным в еврейской среде. Это связано со стойким обычаем давать новорожденному имя умершего близкого человека. То есть «шем кадош» совпадет полностью, а для «кинуй» достаточно совпадения «согласного скелета» имени. На иврите ведь пишутся только согласные. Совпадать могут даже не все согласные, но уж обязательно первые. К примеру, мальчика назвали Фридрих (дело было до войны, а имя ассоциировалось прежде всего с идеологически чистым Энгельсом), потому что умерла его бабушка Фейге-Рейзл. Причем обычай столь стоек, что его придерживаются большинство евреев, даже те, что почти ничего не знают о нем и никогда не слышали выражений «шем кадош» и «кинуй». Соответственно, ребенок не может получить имя отца. Еврей по имени-отчеству Михаил Михайлович - немыслим. Впрочем, в миру - отчего бы нет, если он по паспорту, скажем, Моисеевич.

Все сказанное выше относится к ашкенази. В восточных группах наоборот нарекали ребенка именем живущего уважаемого человека.

Ни горские, ни бухарские евреи (как и окружавшие их мусульманские народы) фамилий не имели, и им давали их по простецкой схеме - по имени отца: Овадьяев, Ильягуев, Авшалумов, Иллизаров, Абрамов, Юнатанов и т.д.

В Грузии в свое время евреев (и «татар»-азербайджанцев, и армян и собственно грузин) именовали по отцу с добавлением «швили» - «сын».

Источник: http://taina.aib.ru/surname/proisxozhde … amilij.htm

77

Раввинские фамилии и еврейские династии

Еврейские фамилии могут сказать об очень многом.
Например, где зародилась она, как расселялся тот или иной род с течением времени и откуда он происходит, к какому социальному слою принадлежит. И многое другое.

Общеизвестно, что традиционно евреи различаются по происхождению и делятся на священнослужителей "кохенов" потомков пророка Аарона, и потомков колена Леви "Левитов" служителей иерусалимского Храма - с одной стороны, и потомки всех остальных колен - с другой, называемых "Исраелим". (Отметим, что цари Израиля из Дома Давидова, к священнослужителям не относились.)

Звание священников - коченов и их помощников - левитов передавалось по наследству. И сегодня фамилии, произошедшие от наименования наследственного титула, очень распространены.

В рассеянии - когда Храм уже был разрушен, а главную роль руководителей еврейских общин приняли на себя раввины (отметим, что раввин - не священнослужитель, а наставник, так же, как и синагога - не храм, а место для общей молитвы, проведения ритуалов и т.д.). Уже в раннем средневековье возникли раввинские роды, где обязанности передавалась по наследству, так же как и глубокое почтение, окружавшее потомков знаменитых раввинов. Кстати, практически все они потомки кохенов и левитов.

Количество этих фамилий так же очень ограниченно. Иногда, однако, обилие раввинских фамилий производит впечатление их многочисленности. Но, все дело в том, если само имя родоначальника строилось по традиционной еврейское схеме: «такой-то, сын такого-то, сына такого-то и т. д.», то к имени часто добавлялось названия города, где раввин жил, - и именно в таком виде оно дошло до нашего времени в виде фамилии.

Далее, потомки раввина - и сами раввины тоже - сохраняли в имени генеалогическую линию, но чтобы различаться, добавляли название того места, куда они переселялись. Не могли, в конце концов, все раввины сосредоточиться в одном месте! Каждая зажиточная и уважающая себя община старалась пригласить к себе раввина - потомка наиболее уважаемого рода. Кроме того, ему слали запросы по трудным проблемам еврейские общины со всего мира. Из Йемена или с Атласских гор в Северной Африке могли писать в Испанию, Германию, а потом - в Польшу и, соответственно, в царскую Россию. Подписываясь, раввин (а его мнение считалось законом) обязательно указывал город, чтобы его можно было отличить от предка, скажем с тем же именем, возглавлявшего совершенно другую общину. Так фамилии раввинских родов ширились и ветвились - но при всем разнообразии на одном генеалогическом древе, которое можно проследить до конца XI—XII веков и далее - до периода сорокалетнего кочевья в Синайской пустыне.

Добавим, что во всех еврейских общинах знали кохенов, левитов и потомков раввинских династий, так что взять себе такую фамилию произвольно было невозможно.

Слово «коhен» на иврите пишется тремя буквами: «каф», «hэй», «нун» («hэй» - примерно то фрикативное «г», которое мы слышим в речи людей, говорящих с южнорусским, украинским или белорусским акцентом). В европейском написании оно приобрело звучание Кон, Кохен, Коен, Коган, Каган, Кан (далее от него произошли Каганов, Кагановский, Каганович). И фамилия Кац - аббревиатура от «коhен цедек» - "священник праведных". Иногда к ней добавляется «ман»: Кацман. Встречаются и Кацев, и Кацов.

К этому же разряду относится и Каплан, что есть то же слово «священник» по-польски (сравните с «капелланом»). В искаженном виде: Каплун и все от него производные.

От слова «леви» («ламед», «вав», «йод») - потомки служителей храма - произошли фамилии Левин, Леви, Левит, Левитин, Левитан, Лев. И фамилия Сегал - от «сган левийя» (ассистент левита). Ее другие формы Сигал, Сингал, Сегалов, Сегалович.

Все сказанное выше служит примером и далеко не исчерпывает богатства форм кохенских и левитских фамилий. Отличать от них следует фамилии Левитский (Левицкий) и Левитов. Это распространенные среди потомков православного духовенства фамилии - такие же искусственные, как Преображенский, Рождественский, Ерусалимский и т.д. Их давали выпускникам духовных семинарий, пользуясь Ветхим (т.е. Библия) и Новым Заветом.

Раввинские фамилии имеют в основе названия немецких городов: Ауэрбах (Авербух - в скобках форма на идише), Бахрах (Бакарах), Блок, Эпштейн, Гюнцбург (Гинзбург), Майнц (Минц), Катценелленбоген, Ландау (Ланда). Это лишь малая часть.

Большинство восходят к раввину Менахему Нахуму, жившему в XIV веке в городе Катценелленбоген. Его дедом был Иехиэль Лурия, а бабка - Ханна Минц.

Потомки брали то или иной из этих географических названий («Лория» - город в Северной Италии). С течением времени географические названия стали непосредственными фамилиями. Раввинские же - и все фамилии-аббревиатуры - и восходят, скорее всего, к рабби Менахему Нахуму.

78

И М Е Н О С Л О В

Мужские имена (296)

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЭЮЯ

Авенир - Светлый, сияющий; букв.: сын света (др.-евр.). Ласк.: Веня, Венечка, Нира.
Аверкий - Скрытный, неприязненный, отвергающий (лат.). Народный вариант: Аверьян . Ласк.: Аверик, Верик.
Аверьян - Скрытный, неприязненный, отвергающий (лат.). Народный вариант имени Аверкий . Ласк.: Аверик, Верик.
Авксентий - Здоровый, растущий, цветущий (греч.). Ласк.: Акся, Аксюта, Ксеня, Сеня.
Агапит - Любимый, ласковый, дорогой (греч.). Ласк.: Агаша, Гапа, Гаша.
Агафон - Добрый, достойный, полезный (греч.). Ласк.: Агаша, Гаша, Фоник.
Аггей - Веселый; букв.: праздничный (др.-евр.). Ласк.: Агейка, Гаша.
Акакий - Кроткий, незлобивый, простодушный (греч.). Ласк.: Акаша, Акашка.
Аким - Удачливый, счастливый; букв.: бог воздвигает (др.- евр.). Вариант: Иоаким (устар.). Просторечные варианты: Еким, Яким. Ласк.: Акимушка.
Акиндин - Верный, надежный, не подвергающийся опасности (греч.). Ласк.: Акиндинка, Дина, Кеня, Кеша.
Александр - Мужественный защитник, храбрец (греч.). Ласк.: Сано, Саня, Санчик, Саша, Шура, Шурик.
Алексей - Заступник, защитник (греч.). Ласк.: Алёша, Алёшенька, Лёша.
Альберт - Благородный, знаменитый (др.-герм.). Ласк.: Алик, Альбертик.
Амвросий - Очень приятный, божественный (греч.). Амброзия - по верованию древних греков, пища и напиток богов. Ласк.: Амрося, Амросик, Рося, Росик.
Амос - Работящий, трудолюбивый; букв.: несущий ношу (др.-евр.). Ласк.: Мося, Мосик.
Ананий - Богатый, удачливый; букв.: бог к нему милостив (др.- евр.). Ласк.: Ананя, Наник, Наня.
Анастатий - Воскресение, воскрешенный (греч.)
Анатолий - Ясный, утренний; букв.: восточный (греч.). Ласк.: Толик, Толя, Тоша.
Андрей - Мужественный, смелый; букв.: мужчина (греч.). Ласк.: Андрейка, Андрюша, Андрюшенька.
Андрон - Настоящий мужчина; букв.: победитель мужей (греч.). Сокращенный вариант имени Андроник. Ласк.: Дроня, Дроник.
Анемподист - Неудержимый, не встречающий препятствий (греч.). Ласк.: Аник, Адик.
Аникита - Удачливый, непобедимый (греч.). Народные варианты: Аникей, Аника. Аника - герой старинного русского стиха "Об Анике и Смерти". Он никем не был побежден до встречи со Смертью. Отсюда поговорка: Аника-воин. Ласк.: Аникушка, Ника.
Антип - Замена отцу, сокращенный вариант имени Антипатр. Ласк.: Антоша, Антик.
Антон - Древнеримское родовое имя. Значение неясно. Предположительно: человек с легким характером (лат.). Ласк.: Антоша, Тоник, Тоша.
Аполлинарий - Красивый, умный, врачующий; букв.: посвященный Аполлону (см.) (греч.). Ласк.: Леня, Леник, Полик.
Аполлон - Светлый, красивый, умный (греч.). Аполлон - древнегреческий бог света, красоты, пророческого дара, поэзии и врачевания. Ласк.: Аполоша, Полик.
Ардалион - Непоседа, хлопотун, трудяга (лат.). Ласк.: Ардаша, Даня.
Арефий - Два объяснения: 1) добродетельный пахарь; 2) орел (оба араб.). Ласк.: Аря, Арефа, Ареша.
Аристарх - Отличный организатор, умелый властитель (греч.). Ласк.: Арик, Стасик, Стася.
Аркадий - Простой, добродушный, счастливый; букв.: житель Аркадии (греч.). По представлениям древних греков, Аркадия - страна счастливого, беспечного существования на лоне природы. Ласк.: Аркаша.
Арсений - Настоящий мужчина, любовник (греч.). Ласк.: Арся, Сеня, Сенечка.
Артемий - Здоровяк (греч). Варианты: Артем, Артём, Артамон. "Ласк.: Артёма, Тёма, Тёмочка.
Архип - Начальник над лошадьми, старший наездник (греч.). Ласк.: Архипушка.
Астафий - Устойчивый (греч.). То же, что Евстафий (см.). Народный вариант: Остап. Ласк.: Сташа, Стафик, Остапушка.
Афанасий - Вечный, бессмертный (греч.). Народные варианты: Афоня, Офеня. Ласк.: Афоня, Фаня, Феня.
Афиноген - Умный, искусный, процветающий; букв.: рожденный Афиной, богиней наук, искусств и мирного процветания (греч.). Ласк.: Гено, Геша.
Африкан - Смуглый, черноволосый; букв.: африканец (лат./ Ласк.: Африкаша, Фрика, Фриша.

79

Богдан - Богом данный (рус.). В старину Богданами называли младенцев-сирот, усыновленных в чужих семьях, если не знали их имени. Ласк.: Богдаша.
Борис - Борец за славу (рус.); сокращенный вариант славянского имени Борислав. Ласк.: Боря, Боренька, Бориска.
Бронислав - Хранитель славы (слав.). Ласк.: Броня, Броник.
Будимир - Трибун, оратор, миротворец (слав.). Ласк.: Дима, Димка, Мирик.

Источник:
http://www.ruplace.ru/imenoslov/showcat-3.html

80

Вавила - Неспокойный человек, непоседа, бунтарь (др.- евр.). Ласк.: Вавик, Вова.
Вадим - Вожак, учитель народа (рус.); сокращенный вариант древнерусского имени Вадимир: от вадити - "учить" и мир - "народ". Ласк.: Вадик, Дима, Димочка.
Валентин - Здоровяк, силач (лат.). Ласк.: Валя, Валюша, Валёк.
Валериан - Успокаивающий, придающий силу (лат.). Ласк.: Валя, Лера, Лерик.
Валерий - Сильный, здоровый, бодрый (лат.). Ласк.: Валера, Валерка, Лера.
Варлам - (Халд.). Значение неясно. Вариант: Варлаам (устар.). Ласк.: Варламка, Варлаша.
Варфоломей - Сын Толмая, Птолемея (арам.). Значение имени Толмай неясно. Варфоломей - один из двенадцати библейских апостолов. Ласк.: Варфоломеюшка, Мейка.
Василий - Вожак, властелин: букв.: басилевс, царь (греч.). Ласк.: Вася, Васенька, Васек, Васютка.
Василиск - Царёк (греч.). Ласк.: Вася, Васёк, Сия, Сиюшко.
Венедикт - Разумно говорящий, приветливый; букв.: благословенный (лат.). Ласк.: Веня, Венечка.
Викентий - Побеждающий, превосходный (лат.). Ласк.: Викеша, Витя, Кеша.
Виктор - Победитель (лат.). Ласк.: Витя, Витечка, Витюша.
Виссарион - Лесной человек; букв.: житель лесной долины - бессы (греч.). Ласк.: Виса, Реня.
Виталий - Живой, здоровый; букв.: животворящий (лат.). Ласк.: Витя, Витенька, Витёк.
Владимир - Владыка мира, правитель (слав.). Русский вариант имени: Володимир. Ласк.: Володя, Вова, Вовик.
Владислав - Славный, известный; букв.: владеющий славой (слав.). Ласк.: Владик, Слава, Славик.
Влас - Волосатый, кудрявый (слав.). Вариант имени древнего славянского бога Велеса (Волоса), покровителя домашних животных. Вариант: Власий (устар.). Ласк.: Власик, Власушко.
Вонифатий - Добрый, отзывчивый, творящий добро (лат.). Ласк.: Ваня, Ванюша, Фатя.
Всеволод - Богатый, всем владеющий (др.-рус.). Ласк.: Сева, Володя.
Вукол - Пастух (греч.) Ср. выражение: буколическая поэзия - род литературы, описывающий пастушеский быт на лоне природы. Ласк.: Бука, Коля.
Вячеслав - Известнейший, преславный (др.-рус.). Ласк.: Слава, Славик, Славин, Вячик.