О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пограничная служба

Сообщений 81 страница 82 из 82

81

ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА ФСБ РФ

Основные направления деятельности

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ
"О федеральной службе безопасности"
(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г.)

Статья 11.1. Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Закон Российской Федерации   от 1 апреля 1993 г.
№ 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г., 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г.)

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства. Задачи охраны водных биоресурсов и государственный контроль в этой сфере были возложены на пограничные органы Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 г. № 90 «О реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере». С 2003 года задача защиты и охраны экономических и иных законных интересов государства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации поставлена перед ФСБ России, составной частью которой являются пограничные органы. Деятельность пограничных органов в указанной сфере регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами:
- приказом ФСБ России от 11 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере»;
- приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. № 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов».

Охрана морских биологических ресурсов и обеспечение государственного контроля в этой сфере является одной из приоритетных задач в деятельности Пограничной службы ФСБ России. Пограничная служба ФСБ России осуществляет государственный контроль:
- за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов;
- за соблюдением пользователями условий лицензий (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;
- за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Пограничная служба ФСБ России осуществляет охрану запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и за её пределами.
Пограничная служба ФСБ России выполняет функции по обеспечению охраны биологических ресурсов во внутренних морских водах, Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса. Деятельность Пограничной службы ФСБ России по охране водных биологических ресурсов и государственному контролю в этой сфере осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

82

Из истории установления и оформления государственной границы России и становления службы по ее охране.

Древняя Русь и Русское централизованное государство:

Становление рубежей, организация их охраны.
На рубеже IХ и Х веков фактически стала складываться государственность на Руси. Одной из важнейших функций русского государства стала функция надежной охраны и защиты государственной территории, неприкосновенности государственных рубежей. Данный вид деятельности являлся прерогативой княжеской власти, которая, по образному выражению В.О. Ключевского, первоначально выступала в качестве «пограничного сторожа» и лишь затем, объединившись с торговой верхушкой городов, превратилась в структуру, заботившуюся об обороне границ страны и о поддержании безопасности торговых путей к заморским рынкам. По этому поводу известный русский историк С.Ф. Платонов совершенно справедливо подчеркивал, что «киевские князья явились в первый раз в русскую землю как защитники ее границ, и в этом отношении последующие князья не отличались от первых».
При этом важно понимать, что в данный период исторического развития у Руси еще не существовало общегосударственной границы в ее современном понимании, то есть границы, которая была бы законодательно закреплена соглашениями с соседями, строго обозначена на карте и на местности, надежно защищена специальной стражей, оборудована в инженерном отношении. Лишь в 1047 г. на западе линия ее прохождения была определена соглашением с польским королем Болеславом II. На юге и востоке граница находилась в постоянном движении. Все зависело от положения Древнерусского государства в конкретный исторический период.
В Х – ХI веках древнерусская государственность достигла своего расцвета. Вместе с тем бесконечные вооруженные столкновения с соседями, и в первую очередь с кочевниками, побуждали Древнерусское государство заботиться об усилении вооруженной охраны собственных границ. В этих условиях на Руси была создана достаточно стройная, эшелонированная, взаимосвязанная приграничная сторожевая система военно-оборонительного характера, основными элементами которой были специальные инженерно-фортификационные сооружения – сторожевые линии, временно собираемые силы для несения службы по выявлению готовя­щихся соседями нападений на русские земли и заблаговременного оповещения об этом населения Руси и великого князя, а также силы дружины великого князя (а при необходимости и ополчения из числа местного населения). Но специального постоянного централизованного государственного органа, отвечавшего за обеспечение в пограничном пространстве безопасности государства (т.е., пограничной службы), создано в этот период истории не было.
Вместе с тем первое известное летописное упоминание о государственных мерах по организации защиты границ Руси и их охране относится к 988 году, когда великий князь киевский Владимир обратился к населению с призывом встать на охрану рубежей Земли русской. Именно при Владимире Святом в Древнерусском государстве был проведен комплекс мероприятий по организации охраны его рубежей и обеспечению более надежной защиты его территории. Эти мероприятия носили преимущественно военно-оборонительный характер и включали в себя: введение на окраинных рубежах государства службы т.н. «богатырских застав»; строительство городов-крепостей (больших и малых), расположенных в самых удобных для обороны местах; возведение сторожевых линий на путях вероятного вторжения противника; широкое использование естественных препятствий (лесные массивы, реки, овраги и т.д.); мобилизацию необходимых сил и средств для несения порубежной службы; организацию службы оповещения и предупреждения о появлении врага; быстрое сосредоточение в стратегически важных пунктах необходимых военных сил из различных городов и княжеств в случае прямой военной опасности для государства.
Строительству приграничных городов уделялось повышенное внимание. Однако не все города могли надежно защищать русичей от вражеских вторжений, особенно от набегов кочевников. Последние были столь стремительны и мощны, что русские люди не всегда успевали принять соответствующие меры самозащиты и во всеоружии встретить врага. Деревянные стены городов не спасали население от гибели и вражеского «полона» (плена). Стало очевидным, что государству нужна служба обнаружения готовя­щегося к нападению врага и заблаговременного предупреждения об этом населения и князя. Вот почему, в частности, первые киевские князья начали возводить на окраинах своей земли небольшие остроги, становища – огороженные высокой бревенчатой оградой маленькие крепости. В.О. Ключевский называл их «пограничными городами-заставами», считая «формой города военно-правительственного происхождения». В них несли службу специально подобранные люди, «доблестные воины», «витязи-богатыри», о которых рассказывают русские былины. Остроги в русском фольклоре получили название «богатырских застав», «богатырских дозоров», целью которых было «сторожить границу». Заставы выставлялись князьями на направлениях наиболее вероятного вторжения агрессивных соседей. «Богатырям» нередко приходилось вступать в бой с превосходящими силами противника. Но не это было их основной задачей. Главной их задачей было как можно раньше обнаружить врага и в кратчайшие сроки известить о нем князя, а также население. Это позволяло людям принять необходимые меры самообороны или надежно укрыться, спрятаться от неприятеля. Князь же получал возможность своевременно выдвинуться со своей дружиной навстречу противнику и создать боевой порядок.
И все же во время нашествий и набегов кочевники легко обходили эти укрепленные городки и, оказавшись в их тылу, были предоставлены сами себе. В связи с этим возникла необходимость поставить более прочный заслон на пути врага. Поэтому позже укрепленные городки-крепости стали соединяться между собой крутыми валами, глубокими рвами и лесными засеками, тянувшимися на десятки километров. Так было положено начало строительству ряда сторожевых линий, позже составивших вдоль рубежей Руси единую сильную оборонительную линию из городов-крепостей, сторожевых вышек, рвов и валов, засек и пр. Именно с этой целью на южных границах Древней Руси были последовательно возведены пять сторожевых линий приграничных оборонительных укреплений: Посульская, Трубежская, Поросская, Десновско-Остёрская и Стугненская. Во второй половине ХI в. была создана радиальная Днепровская линия, состоявшая из 11 городков по берегу Днепра, связывавшая Киев с Посульской и Поросской линиями и служившая для оповещения князя о приближении неприятеля и переброски подкреплений.
Сторожевые линии сыграли важную роль в защите территории и населения Древней Руси от набегов южных и юго-восточных кочевых племён и народов, особенно печенегов и половцев. Одновременно они выступали плацдармом для нанесения упреждающих ударов и организации военных походов против врага. Все они просуществовали около 200 лет и были разрушены в период монголо-татарского нашествия. Многие из построенных русичами укреплённых городов исчезли с лица земли.
С распадом во второй четверти XII в. Древнерусского государства на отдельные (часто враждующие) феодальные княжества распалась и единая система охраны его пограничных рубежей. Границы русских земель и княжеств в данный период исторического развития представляли собой по существу и по терминологии того времени рубежи их собственного владения, государственно-политического верховенства и экономического суверенитета. Фактически они устанавливались с целью «разъезда по пошлине». Так, в ряде договорных грамот XIII – XIV вв. Новгорода с соседями указывалось на обоюдные обязательства соблюдать «старый рубеж» или «рубеж по старине». Рубежи при этом назывались «правыми», т.е. обоюдно утвержденными, признанными, фактически узаконенными. При этом рубежи русских княжеств удельно-вечевого периода в истории Руси, говоря современным языком, носили прозрачный характер. Но это не означало, что они были вне контроля со стороны князей: любые попытки соседей изменить их прохождение нередко приводили к войнам. В остальных же случаях для людей устанавливалась полная свобода при их пересечении. И это было законом. Об этом свидетельствуют слова одной из договорных грамот: «А меж нас людем наших и гостем путь чист, без рубежа: а кто учинет рубеж или вывод, рубежника и выводщика выдати по исправе». Особое внимание уделялось проезду послов, для которых был «путь чист бес пакости». Вместе с этим о существовании рубежей русских княжеств твердо знали как русские, так и иноземные торговцы. Торговые люди, пересекая пределы княжества с товаром, были обязаны заплатить за это определенные пошлины: в первую очередь мыто и кости (костки).
Для сбора въездных пошлин князья назначали особых служилых людей – мытников (мытчиков), которые несли службу на рубежах в строго определенных им местах, «у завора» (заставы), на главных дорогах, соединявших княжества. Если торговые люди пытались объехать заворы, то мытники, задержав нарушителей, подвергали их денежному штрафу, который назывался промытом и многократно превышал мыт.
Фактически в XIII – XIV вв. рубежи русских княжеств и земель стали иметь не условное, а определенное конкретно-предметное значение. Они получили свое оформление на местности, что было подтверждено двусторонними письменными договорами о рубежах и межевыми грамотами. Именно сюда, на рубежи княжеств, стали выноситься не только задачи вооруженной защиты своих территориальных владений, но и задачи защиты экономических интересов княжеств.
В этот же период закладывались основы охраны как сухопутных, так и речных, озерных и морских участков границы. Так в этот период в приморских землях Руси существовала так называемая «морская стража» (обычно стража в устьях рек), которая выставляла особые дозоры с теми же обязанностями, что и у сухопутных приграничных сторожей. Например, посты (дозоры) морской стражи несли сторожевую службу на окраинах Новгородской земли в устьях Невы и Ижоры, на берегу Чудского озера у Вороньего камня и т.п. Их служба была достаточно эффективной. Победа в июле 1240 г. Александра Ярославовича, князя Новгородского (1236 – 1251), во многом была достигнута благодаря дозору морской стражи ижорян, которым руководил старейшина Пелгусий (Пелгуй). Дозорные своевременно обнаружили вторжение шведского войска в новгородские земли, провели его разведку и доложили об этом князю. А решительные действия Александра и неожиданный удар возглавляемого им войска обеспечили победу русичей над шведами, нарушившими северо-западные границы Руси.
И все же удельные князья, не имея достаточных сил, более того подчас активно выступая друг против друга, не смогли в XIII - XIV вв. обеспечить безопасность границ своих княжеств, их надежную защиту, отразить вторжения в свои пределы монголо-татар, венгров, поляков, литовцев.
Образование и усиление нового государственного образования – Московского великого княжества – создало условия для восстановления разрушенной монголо-татарским нашествием сильной русской государственности, а вместе с ней и новой системы охраны рубежей русского государства.
Во второй половине ХIV века служба по охране рубежей Великого Московского княжества сводилась к наблюдению за передвижением татарских орд и доставке об этом «вестей» (донесений) в Москву, которую осуществляли находившиеся далеко от московских рубежей «тайные караулы» и «скрытые притоны» (места несения службы добровольных слуг московского князя).
В ХV веке московским князьям удалось создать в русских приграничных городах так называемую сторожевую службу, задача которой заключалась в наблюдении за выдвижением войска противника (либо его отдельных грабительских отрядов) к русским рубежам, своевременном оповещении об этом пограничных воевод и Великого князя. Длительные годы данная служба была временной и организовывалась лишь на наиболее угрожаемых направлениях. Сторóжи фактически представляли собой до полка русской рати во главе с князем или воеводой.
Объединив к началу XVI в. под своей властью практически все земли северо-западной и северо-восточной Руси, Московское государство вошло в непосредственное соприкосновение со Швецией, Польшей, немецкими землями, татарскими ханствами. Эти государства, включая и саму Москву, имели достаточно амбициозные устремления и далеко идущие планы, направленные на расширение своих прав на всё новые и новые территории, на укрепление экономического и военно-полити­ческого влияния в Центральной и Восточной Европе. В результате возникали бесконечные межгосударственные конфликты и споры, которые достаточно часто разрешались с помощью военной силы. Только в первой половине XVI в. крымский хан предпринял 48 грабительских военных походов на Русь.
В ХVI веке великие князья и государи всея Руси на западных участках границы государства обеспечивали его безопасность постоянным пребыванием вблизи границы полков русской рати, которые в определенной степени стали решать и задачи карантинного контроля в пределах приграничных территорий. На южных и юго-восточных рубежах России в летние месяцы основные силы русской рати несли в составе полков так называемую «береговую службу». Основные силы собирались на берегах рек Ока, Угра и некоторых других. Впереди этих полков за пределами владений Великого княжества Московского в летние месяцы была специально организована сторожевая и станичная служба.
В последней четверти ХVI века с образованием и значительным укреплением Русского централизованного государства, с развитием в нем стройной системы государственного управления (в основе которой лежала деятельность различных Приказов), с развитием правовой системы (здесь мы в первую очередь говорим о двух знаменитых Судебниках) служба по охране «государевых рубежей» получила принципиально новое устройство. Впервые она стала организовываться на основании нескольких взаимосвязанных боярских постановлений (т. н. Боярских приговоров, важнейшие из которых рассматривались и принимались Боярской Думой), что впервые послужило основанием к появлению в России специальной нормативной базы в области организации специальной государственной службы, принципиально отличавшейся от других служб и призванной максимально обезопасить «государевы рубежи» от «прихода людей воинских». Именоваться она стала сторожевой, станичной и полевой службой. В конце ХVI века она достигла своего расцвета. Служба имела военно-оборонительный, скрытный, разведывательно-поисковый характер. Во многом принципы организации этой службы в последующем легли в основу служебной деятельности отечественных пограничных структур (казачьей пограничной стражи, пограничной таможенной стражи, отдельного корпуса пограничной стражи, пограничной охраны, пограничных войск и, наконец, сегодняшних пограничных органов федеральной службы безопасности). Именно тогда были сформулированы классические принци­пы организации пограничной службы, которые не утратили своего значения и в наши дни: ее непрерывность по времени и месту; сосредоточение основных усилий на направлениях веро­ятного движения противника; скрытность построения; тесное взаимодействие с регулярными войсками; оперативное инфор­мирование центра и регионов о положении дел на границе; самостоятельность в принятии решений и право на разумную инициативу.
Сторожевая и станичная служба стала не только элементом обеспечения безопасности Русского государства, но и инструментом его активной пограничной политики, средством неуклонной земледельческой колонизации юго-восточных территорий. При этом она была прочно встроена в систему военно-оборонитель­ных мероприятий страны, имея при этом свои ярко выраженные функциональные обязанности. Более подробно об особенностях организации сторожевой, станичной и полевой службы будет сообщено сегодня в первом содокладе.
В период «Смутного времени» в России служба на рубежах и границах России не неслась. Ее восстановление началось лишь с восшествием на русский престол династии Романовых. С некоторыми изменениями вся система организации системы охраны и обороны границ России в ХVII веке повторяла отечественный опыт в этой области накопленный к концу ХVI века.
Во второй половине XVII – начале XVIII веков с расширением территории государства в приграничье России началось активное строительство мощных пограничных укрепленных линий, на которых стали размещаться крупные контингенты войск государства. Широкое распространение получило привлечение на правовой основе к охране границы казачьих формирований. Упразднение в России приказной системы государственного управления и образование коллегий, принципиальное развитие правовой системы, создание регулярных полков русской армии и ряд других преобразований послужили тому, что прежняя сторожевая и станичная служба в стране была заменена форпостной службой, которую стали нести силы военного ведомства. На войска, которые несли эту службу, помимо задач военно-оборонительного характера были возложены и задачи карантинного надзора, упорядочения порядка пересечения государственной границы и рубежей государства исключительно через таможни, таможенные заставы и иные пункты, задачи задержания и поимки беглецов и дезертиров, встречи и сопровождения в пределах России послов и именитых иностранцев. Войска в этот период решали на границах страны широкий круг задач. Вопрос о создании специальной пограничной службы России не поднимался. 
В середине XVIII в. граница государства стала все более превращаться в основное место сбора пошлин и регулирования внешнеэкономических связей России. Это в свою очередь привело к появлению новых проблем на границе. Острота их решения определялась тем, что попыткам регулирования экономики на границе, протекцио­нистской политике правительства России сначала противодействовала стихийная, а потом организованная контрабанда товаров, которая в Россий­ской империи в отдельные исторические отрезки приобретала характер национального бедствия. В 1750-х и 1780-х годах в России была предпринята попытка создания на границах империи широкой сети таможен (таможенной цепи) при широкой поддержке их деятельности со стороны особой пограничной таможенной вольнонаемной стражи. Взаимодействие таможенной администрации и пограничной таможенной стражи было настолько тесным организационно, что это наложило отпечаток на терминологию, понятийный аппарат отечественного пограничного и таможенного дела. Вместе с тем выбранный в тот период принцип комплектования пограничной таможенной стражи не позволил реализовать планы правительства.
Начало ХIХ века ознаменовалось новыми изменениями в государственном управлении России (здесь назовем лишь переход от коллегий к министерствам, задачи и функции которых были значительно расширены). Произошло и дальнейшее развитие правовой и законодательной системы в стране. Все это не могло не сказаться и на преобразованиях в области организации пограничной деятельности государства.
Рубежом, который определил новый период развития погра­ничной службы России, по праву может быть назван 1827 г., положив­ший начало становлению специальной войсковой структуры, предназначен­ной для решения в пределах пограничной черты империи широкого круга государственных задач, в том числе и непосредственной охраны государственной границы. Этой проблеме сегодня посвящен второй содоклад, поэтому позволю себе в данной части доклада быть кратким. Отмечу лишь, что 5 августа 1827 года император Николай I утвердил Положение об образовании в России пограничной таможенной стражи, основанной на воинских началах. Первоначально созданная исключительно для борьбы с контрабандой на западной границе уже к концу 1830-х годов стража стала обеспечивать охрану государственной границы империи, в пределах приграничной территории империи решать задачи защиты ее территориальных, военных, экономических и политических интересов, карантинного надзора, задержания беглецов, дезертиров и бродяг. При этом круг задач пограничной стражи из десятилетия в десятилетие расширялся. С этого момента, на наш взгляд, есть все основания говорить о создании в России собственно специальной централизованной государственной структуры с широкими полномочиями, отвечавшей исключительно за охрану государственной границы, обеспечивавшей в пределах приграничной территории государства защиту его интересов, его безопасности, т.е. специальной Пограничной службы государства. С 1835 года повсеместно вдоль всей западной границы империи таможенная пограничная стража впервые стала именоваться «пограничной стражей».
Несколько десятилетий ХIХ века пограничники России ежегодно 5 августа отмечали как день образования пограничной стражи Российской империи.
Следующий период истории пограничной службы России приходится на конец XIX – начало XX в., когда фактически завершилось формирование территории Российской империи, был осуществлён переход к золотому денежному обращению (российский рубль с 1897 г. стал стабильным и свободно конвертируемым), была создана цент­рализованная отлаженная система специальной охраны границы. При этом главной, стержневой задачей этой охраны являлась борьба с незаконным пересечением границы различными товарами вне таможенных пунктов. Таможенные учрежде­ния играли на границе ведущую роль, а пограничная стража являлась обеспечивающим элемен­том. Вместе с тем последняя окончательно оформилась как относительно самостоятельная организация войскового типа со специальными функциями. 15 октября 1893 г. по указу императора Александра III был создан Отдельный корпус пограничной стражи с непосредственным его подчинением министру финансов. Вновь разработанная и утвержденная на высшем государственном уровне нормативная база в области регулирования деятельности ОКПС значительно усилила место и роль Корпуса в системе государственного устройства империи, придав ему характер целостной самостоятельной Пограничной службы. При этом число задач, возлагавшихся на ОКПС, значительно возросло. Они стали подразделяться на задачи мирного и задачи военного времени. Отдельный корпус пограничной стражи стал составной частью вооруженных сил Российской империи. Его силам и средствам было отведено заметное место в мобилизационных планах страны. При этом задача борьбы с контрабандным промыслом на границе являлась первостепенной. В силу этого руководство деятельностью пограничной стражи было возложено на Министерство финансов Российской империи.
Со второй половины XIX в. в связи с ростом революционного движения, проникновением с Запада идей марксизма и анархизма, постепенным перемещени­ем центра революционного движения из Европы в Россию на границе дополнительно был организован политический контроль жандармских органов. Положение об этом впервые было зафиксиро­вано в Таможенном уставе 1857 г. В последующем, в 1871 г., в четырнадцати таможенных учреждениях западной границы были учреждены жандармские пропускные пункты, призван­ные защищать устои монархии, не допускать в Россию крамолу и ее носителей. Число этих пунктов быстро росло. В 1914 г. они действовали уже в 56 таможенных учреждениях. Ни одно транспортное средство не могло проследовать через границу без ведома жандармов. Объяснялось это тем, что пограничная стража в основном боролась с контрабандой и не нацеливалась на борьбу с политическим противником. Так, кроме войсковой и таможен­ной, параллельно рождалась на границе еще одна, третья система - жандармская. Усиление политического контроля было адекватно реальной опасности, возникшей со стороны революционных партий царскому самодер­жавию. Пограничная стража России стала решать задачи и в интересах ведомства жандармов.
С распадом в 1917 году имперской государственности и формированием государственности советской начинался новый этап в истории отечественной пограничной службы. При этом, несмотря на крупнейшие изменения в государственном устройстве страны, на их огромнейшее влияние на весь ход мировой истории в строительстве советских пограничных органов и советских пограничных войск была сохранена преемственность, был сохранен опыт прежнего строительства и организации деятельности пограничной стражи Российской империи. Первые нормативные документы советской пограничной охраны были подготовлены бывшими офицерами отдельного корпуса пограничной стражи.
С первых лет своего существования Советская республика взяла курс на государственную монополию внешней торговли. Перед пограничниками была поставлена задача в корне пресечь все попытки экономической контрабанды. Внешне задача почти та же, что и в Российской империи, но корни у нее иного рода. «Если бы не необходимость монополии внешней торговли, вопрос об охране границы так остро бы не стоял», – подчеркивал глава советского правительства В.И.Ленин. Заметим – не столько необхо­димость таможенной охраны или пограничной (войсковой) охра­ны, сколько необходимость обеспечения монополии внешней торговли. Именно на ней первоначально строилась охрана границы советской республики. Именно с ней связывалось хозяйственное возрождение страны. Лишь вы­равнивание хозяйственного и экономического базиса советской России и Запада, способность товаров к конкуренции на внешнем рынке могли сделать охрану границы от контрабанды ненужной. Но поскольку быстро решить проблему выравнивания объемов производства отдельных видов промышленной продукции в СССР и капита­листических странах естественным экономи­ческим путем не представлялось возможным, на границе была организована тотальная борьба с контрабандой. В 1920-е гг. основной ее поток попытались остановить оперативными и войсковыми средствами. Предполагаемое временное жесткое закрытие гра­ницы войсковыми силами и средствами вылилось в многолетнюю политическую и экономическую изолированность страны.
Одновременно с изменением типа государства, в условиях установления и укрепления советской власти политические задачи охраны границы в условиях борьбы с контрреволюцией также объективно заняли первостепенное место. Переходный период с 1918 по 1923 г. был коротким. Войска, участвовавшие в охране границы, стали Отдельным пограничным корпусом войск Объеди­ненного государственного политического управления (ОГПУ), централизованной войсковой организацией, выполнявшей за­дачи по охране границы, политическому контролю следования через границу лиц, транспорта и грузов. Впоследствии такой порядок был закреплен законодательно.
Организационно устранение накопившихся противоречий, в частности двойной подчиненности, на начальном этапе стро­ительства вылилось в объединение оперативной и войсковой структур пограничной охраны, что позволило решать вопросы охраны границы в комплексе и под единым руководством.
Результаты не замедлили сказаться на эффективности охра­ны границы. В довоенный период практически удалось решить задачу борьбы с контрабандой. Максимальное число задержан­ных контрабандистов на границе приходится на конец 1920-х – начало 1930-х гг. и достигает 13 тыс. в 1928 г., а с 1960-х гг. исчисляется буквально единицами. Аналогичная картина наблюдалась и с разоблачен­ными агентами иностранных разведок и шпионами.
К началу 1970-х гг. было достигнуто состояние, когда граница громадного государства протяженностью более 62 тыс. км оказа­лась почти в буквальном смысле на замке. Надежное закрытие государственной границы требовало немалых финансовых затрат, но государство осознанно шло на эти затраты. К 1987 г. численный состав погранвойск достиг рубежа 1952 г. и превысил 200 тыс. человек. Финансирование войск возросло по сравнению с 1955 г. в 5 раз. Во многом эти расходы были связаны с дополнительным ростом числа и объемом задач, ставившихся перед советскими пограничными войсками. В их числе были следующие: борьба с буржуазной идеологией, идеологическими диверсиями, охрана континентального шельфа и рыб­ных богатств страны, урегулирование спорных вопросов на границе, содействие другим государственным структурам в охране окружающей среды, участие войск в войне в Афганиста­не и др. Подавляющее число задач решались войсковыми силами с помощью инженерных и технических средств охраны границы, на которые в основном и шли бюджетные ассигнования.
Охрана границы как линии взаимного разграничения двух противоположных социальных систем трактовалась в тот период как защита политических, экономических, военных и иных интересов СССР, составная и неотъемлемая часть защиты социалистического Отечества. Основная цель охраны границы заключалась в недопущении любых незаконных изменений государственной границы на местности, в пресечении любых попыток её нарушения. История свидетельствует, что советские пограничные войска являлись действенным и эффективным инструментом политики советского государства.
Обострение в СССР внутренних противоречий, заметное отставание в темпах промышленного производства, целый комплекс объективных и субъективных причин привели к распаду крупнейшего союзного социалистического государства. В истории Российской Федерации начался новый исторический период. 12 июня 1992 года в целях создания единой системы безопасности, охраны государственной границы и морской экономической зоны Российской Федерации Президент России подписал Указ «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации». 30 декабря 1994 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О федеральной пограничной службе Российской Федерации», а 4 мая 2000 г. – Федеральный закон «О пограничной службе Российской Федерации».
В результате проведенных реформ и преобразований в конце XX столетия в России впервые была создана самостоятельная пограничная служба, наделенная правом законода­тельной инициативы, координирующими полномочиями в дея­тельности субъектов охраны границы. Эта служба оформилась в виде специальной войсковой правоохранительной структу­ры государства.
В начале ХХI века обстановка в мире значительно изменилась. Все мировое сообщество столкнулось с ростом численности и принципиальным изменением характера угроз безопасности государствам. Принципиально по новому стали оцениваться угрозы безопасности личности, обществу и государству в Российской Федерации. Особую тревогу стали вызывать угрозы со стороны международного терроризма, незаконного оборота наркотических средств, незаконной миграции и торговли людьми, незаконного расхищения природных ресурсов страны. В силу этого 11 марта 2003 г. Президент России подписал Федеральный закон «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», согласно которому Федеральная Пограничная служба (ФПС) России с 1 июля 2003 г. была упразднена, а её функции были переданы ФСБ России. Охрана государственной границы РФ с этого времени стала осуществляться пограничными органами и пограничными войсками федеральной службы безопасности. 27 мая 2004 г. Президент Российской Федерации согласился с предложением Директора ФСБ России об исключении из федерального законодательства термина «пограничные войска». Охрана государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа была возложена на пограничные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые в настоящий момент комплектуются лишь военнослужащими, проходящими службу по контракту.

Все выше изложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Российское государство имеет более чем 10-ти вековой опыт организации охраны и защиты государственных рубежей и государственной границы, защиты в пределах приграничной территории интересов государства, обеспечения его безопасности.
2. В истории порубежной и пограничной служб Отечества было достаточно много важных и судьбоносных дат и событий, оказавших принципиальное значение на последующий ход отечественной пограничной истории, истории строительства и практической деятельности отечественных пограничных (приграничных) структур.
3. Важнейшими датами в истории становления Пограничной службы России несомненно являются:
– 16 февраля 1571 года, когда состоялся т.н. Приговор о сторожевой и станичной службе, заложивший основы организации охраны рубежей Российского государства на достаточно широкой законодательной основе. Положения приговора легли в основу всех последующих документов, регламентировавших организацию пограничной службы России, принципиально выделив её из числа других государственных служб и определивших её особое место в системе обеспечения безопасности государства.
– 5 (17) августа 1827 года, когда в Российской империи впервые была официально учреждена и реально начала функционировать в пределах пограничной черты Российской империи специальная государственная пограничная структура, получившая наименование «пограничная стража».
– 15 (27) октября 1893 г., когда по указу императора Александра III из пограничной стражи Департамента таможенных сборов Министерства финансов был создан ОТДÉЛЬНЫЙ КÓРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРА­ЖИ (ОКПС) – специальная самостоятельная военная организация Российской империи, предназначенная для осуществления пограничного надзора, обеспечения законности при пересечении товарами, грузами и лицами сухопутной, речной и морской границ России.
– 28 мая 1918 г., когда СНК РСФСР принял Декрет «Об учреждении пограничной охраны», положивший начало строительству советских пограничных войск – одной из лучших отечественных пограничных структур. С 1958 г. ежегодно в этот день в стране отмечается День пограничника.
– 12 июня 1992 г. – день подписания Президентом Российской Федерации Указа «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации».
При этом на наш взгляд, изначальной отправной точкой в начале строительства особой отечественной службы, призванной обеспечить охрану государственных рубежей страны с опорой на впервые появившуюся в истории России достаточно широкую нормативно-правовую базу целесообразно считать 16 февраля 1571 года.
Но все-таки наиболее знаковым периодом в истории отечественных пограничных формирований остается период советской пограничной охраны, советских пограничных войск.