О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пограничная служба

Сообщений 51 страница 60 из 82

51

Одновременно с изменением типа государства, в условиях установления и укрепления советской власти политические задачи охраны границы в условиях борьбы с контрреволюцией также объективно заняли первостепенное место.
Переходный период с 1918 по 1923 г. был коротким. Войска, участвовавшие в охране границы, стали Отдельным пограничным корпусом войск Объеди­ненного государственного политического управления (ОГПУ), централизованной войсковой организацией, выполнявшей за­дачи по охране границы, политическому контролю следования через границу лиц, транспорта и грузов. Впоследствии такой порядок был закреплен законодательно.
Организационно устранение накопившихся противоречий, в частности двойной подчиненности, на начальном этапе стро­ительства вылилось в объединение оперативной и войсковой структур пограничной охраны, что позволило решать вопросы охраны границы в комплексе и под единым руководством.
Результаты не замедлили сказаться на эффективности охра­ны границы.
В довоенный период практически удалось решить задачу борьбы с контрабандой. Максимальное число задержан­ных контрабандистов на границе приходится на конец 1920-х – начало 1930-х гг. и достигает 13 тыс. в 1928 г., а с 1960-х гг. исчисляется буквально единицами. Аналогичная картина наблюдалась и с разоблачен­ными агентами иностранных разведок и шпионами.
К началу 1970-х гг. было достигнуто состояние, когда граница громадного государства протяженностью более 62 тыс. км оказа­лась почти в буквальном смысле на замке. Надежное закрытие государственной границы требовало немалых финансовых затрат, но государство осознанно шло на эти затраты.
К 1987 г. численный состав погранвойск достиг рубежа 1952 г. и превысил 200 тыс. человек. Финансирование войск возросло по сравнению с 1955 г. в 5 раз. Во многом эти расходы были связаны с дополнительным ростом числа и объемом задач, ставившихся перед советскими пограничными войсками.
В их числе были следующие: борьба с буржуазной идеологией, идеологическими диверсиями, охрана континентального шельфа и рыб­ных богатств страны, урегулирование спорных вопросов на границе, содействие другим государственным структурам в охране окружающей среды, участие войск в войне в Афганиста­не и др. Подавляющее число задач решались войсковыми силами с помощью инженерных и технических средств охраны границы, на которые в основном и шли бюджетные ассигнования.
Охрана границы как линии взаимного разграничения двух противоположных социальных систем трактовалась в тот период как защита политических, экономических, военных и иных интересов СССР, составная и неотъемлемая часть защиты социалистического Отечества.
Основная цель охраны границы заключалась в недопущении любых незаконных изменений государственной границы на местности, в пресечении любых попыток её нарушения. История свидетельствует, что советские пограничные войска являлись действенным и эффективным инструментом политики советского государства.
Обострение в СССР внутренних противоречий, заметное отставание в темпах промышленного производства, целый комплекс объективных и субъективных причин привели к распаду крупнейшего союзного социалистического государства.
В истории Российской Федерации начался новый исторический период.
12 июня 1992 года в целях создания единой системы безопасности, охраны государственной границы и морской экономической зоны Российской Федерации Президент России подписал Указ «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации».
30 декабря 1994 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О федеральной пограничной службе Российской Федерации», а 4 мая 2000 г. – Федеральный закон «О пограничной службе Российской Федерации».

52

В результате проведенных реформ и преобразований в конце XX столетия в России впервые была создана самостоятельная пограничная служба, наделенная правом законода­тельной инициативы, координирующими полномочиями в дея­тельности субъектов охраны границы.
Эта служба оформилась в виде специальной войсковой правоохранительной структу­ры государства.
В начале ХХI века обстановка в мире значительно изменилась.
Все мировое сообщество столкнулось с ростом численности и принципиальным изменением характера угроз безопасности государствам. Принципиально по новому стали оцениваться угрозы безопасности личности, обществу и государству в Российской Федерации.
Особую тревогу стали вызывать угрозы со стороны международного терроризма, незаконного оборота наркотических средств, незаконной миграции и торговли людьми, незаконного расхищения природных ресурсов страны.
В силу этого 11 марта 2003 г. Президент России подписал Федеральный закон «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», согласно которому Федеральная Пограничная служба (ФПС) России с 1 июля 2003 г. была упразднена, а её функции были переданы ФСБ России.
Охрана государственной границы РФ с этого времени стала осуществляться пограничными органами и пограничными войсками федеральной службы безопасности. 27 мая 2004 г. Президент Российской Федерации согласился с предложением Директора ФСБ России об исключении из федерального законодательства термина «пограничные войска».
Охрана государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа была возложена на пограничные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые в настоящий момент комплектуются лишь военнослужащими, проходящими службу по контракту.

53

Все выше изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1.  Российское государство имеет более чем 10-ти вековой опыт организации охраны и защиты государственных рубежей и государственной границы, защиты в пределах приграничной территории интересов государства, обеспечения его безопасности.
 
2. В истории порубежной и пограничной служб Отечества было достаточно много важных и судьбоносных дат и событий, оказавших принципиальное значение на последующий ход отечественной пограничной истории, истории строительства и практической деятельности отечественных пограничных (приграничных) структур.

3.  Важнейшими датами в истории становления Пограничной службы России несомненно являются:
– 16 февраля 1571 года, когда состоялся т.н. Приговор о сторожевой и станичной службе, заложивший основы организации охраны рубежей Российского государства на достаточно широкой законодательной основе. Положения приговора легли в основу всех последующих документов, регламентировавших организацию пограничной службы России, принципиально выделив её из числа других государственных служб и определивших её особое место в системе обеспечения безопасности государства.
– 5 (17) августа 1827 года, когда в Российской империи впервые была официально учреждена и реально начала функционировать в пределах пограничной черты Российской империи специальная государственная пограничная структура, получившая наименование «пограничная стража».
– 15 (27) октября 1893 г., когда по указу императора Александра III из пограничной стражи Департамента таможенных сборов Министерства финансов был создан ОТДÉЛЬНЫЙ КÓРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРА­ЖИ (ОКПС) – специальная самостоятельная военная организация Российской империи, предназначенная для осуществления пограничного надзора, обеспечения законности при пересечении товарами, грузами и лицами сухопутной, речной и морской границ России.
– 28 мая 1918 г., когда СНК РСФСР принял Декрет «Об учреждении пограничной охраны», положивший начало строительству советских пограничных войск – одной из лучших отечественных пограничных структур. С 1958 г. ежегодно в этот день в стране отмечается День пограничника.
– 12 июня 1992 г. – день подписания Президентом Российской Федерации Указа «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации».
При этом на наш взгляд, изначальной отправной точкой в начале строительства особой отечественной службы, призванной обеспечить охрану государственных рубежей страны с опорой на впервые появившуюся в истории России достаточно широкую нормативно-правовую базу целесообразно считать 16 февраля 1571 года.

Но все-таки наиболее знаковым периодом в истории отечественных пограничных формирований остается период советской пограничной охраны, советских пограничных войск.

Источник: http://ps.fsb.ru/history/general/text.htm!id=10320625@fsbArticle.html

54

Охрана границ Советского государства (1917–1991 гг.)

Октябрьская революция 1917 г. положила начало новому периоду отечественной истории.
Революционные события изменили территорию, общественный строй страны, что не могло не сказаться на прохождении государственной границы и характере ее охраны. Изменились задачи погранохраны, ее структура, система комплектования.
Первая мировая война, Гражданская война в России, военная интервенция разрушили систему охраны государственной границы страны, главным звеном которой являлся Отдельный корпус пограничной стражи.К моменту взятия большевиками власти граница в европейской части страны имелась лишь на северо-западе. От Финского залива до границы с Персией проходила линия фронта.
В связи с заключением в марте 1918 г. Брестского мира вопрос об охране и защите границы приобрел для Советской республики особую актуальность. По условиям мирного договора от нее отторгались Прибалтика и часть Белоруссии. Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами. Турции передавались города Карс, Ардаган, Батум. Между Германией и Россией устанавливалась демилитаризованная зона протяженностью около 2 тыс. верст. Она проходила по линии Нарва, Гдов, по южным уездам Орловской, Воронежской и Курской губерний до будущей границы с Украиной.
В апреле от Советской республики отделились Грузия, Армения и Азербайджан. Перед страной встала задача оборудовать новую границу от побережья Баренцева моря до Каспийского и организовать ее защиту. Сложность решения этой задачи усугублялась, с одной стороны, недостатком у государства необходимых материальных средств, с другой, – отсутствием профессиональных пограничников.
Но 11 ноября 1918 г. Германия, потерпев поражение в Первой мировой войне, капитулировала. Через день ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли постановление об аннулировании Брест-Литовского договора и навязанных им границ. За отходящими германскими и австро-венгерскими войсками на запад шла Красная Армия. Одна за другой возникают формально независимые советские социалистические республики – Эстонская, Латвийская, Литовская, Белорусская, Украинская. Они находились в теснейшем политическом, военном и экономическом союзе с РСФСР, поэтому границы с ними не имели никакого реального значения.
По сути дела объединением советских социалистических республик воссоздавалось единое централизованное Российское государство. Поэтому РСФСР готова была идти на территориальные уступки в пользу советских республик. Так, после того как произошла рабочая революция в Финляндии, в декабре 1917 г. Советская Россия передала Финской социалистической рабочей республике на основе Договора об укреплении дружбы и братства Печенгский район (Петсамо). Революционное правительство Финляндии было весной 1918 г. свергнуто с помощью германских войск, буржуазное правительство в мае 1918 г. разорвало дипломатические отношения с РСФСР и договор утратил силу. Но по мирному договору в г. Тарту (Эстония) Печенга осталась у финнов.
С помощью интервентов советская власть была свергнута в Прибалтике. 2 февраля 1920 г. в Тарту был подписан мир с Эстонией, и к ней отошел населенный преимущественно русскими Печорский уезд Псковской губернии и участок земли восточнее г. Нарва общей площадью 2,3 тыс. км². 11 августа был подписан мирный договор с Латвией, ей были уступлены Режицкий, Дриссенский уезды Витебской губернии и две волости Островского уезда Псковской губернии общей площадью 800 км². Причем Пыталовская волость (Абрене) была населена в основном русскими. Территориальные уступки этим государствам были вызваны стремлением добиться вывода с их территории белогвардейских войск и прорвать с их помощью торговую и дипломатическую блокаду советских республик. Кроме того, советское руководство не оставляло надежды на скорую социалистическую революцию в этих странах.
18 марта 1921 г. был заключен Рижский мирный договор с Польшей. Неудачное для Советской России окончание войны с ней в 1920 г. привело к тому, что Западная Украина и Западная Белоруссия остались в составе Польши.
В апреле 1920 г. была установлена советская власть в Азербайджане, в ноябре – в Армении, в феврале 1921 г. – в Грузии. Границы с Персией остались без изменений.

55

В 1920 г. были свергнуты хивинский хан и бухарский эмир и созданы Хорезмская народная советская республика (ХНСР) и Бухарская народная советская республика (БНСР), которые заключили теснейший союз с РСФСР.
Чтобы избежать войны с Японией, войска которой оккупировали Забайкалье, Приморье и Приамурье, в апреле 1920 г. здесь было создано буферное между РСФСР и Японией буржуазно-демократическое государственное образование – Дальневосточная Республика (ДВР) под руководством партии большевиков. Из частей Красной Армии и партизан была создана Народно-револю­ционная армия (НРА) этой республики. В результате переговоров ДВР удалось добиться вывода японских войск со всей территории, кроме Северного Сахалина К осени 1922 г. ДВР, выполнив свою задачу, объединилась с Советской Россией.
К этому времени была прорвана экономическая, а затем и дипломатическая блокада советских республик. В марте 1921 г. заключено торговое соглашение с Великобританией, затем с Германией и целым рядом других государств.
30 декабря 1922 г. РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика – объединяла Грузинскую ССР, Армянскую ССР и Азербайджанскую ССР) образовали федеративное государство – Союз Советских Социалистических Республик. Новое государство имело общую границу, территория СССР в 1923 г. составляла 21,04 млн. км.² (на 650 тыс. км.² меньше территории бывшей Российской империи).
В 20–30-е гг. ХХ в. территория СССР за счет приема в свой состав на добровольных основах новых членов – союзных и автономных республик – расширилась. К началу Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии 1941–­1945 гг. в состав СССР входили уже 15 союзных республик. Прохождение государственной границы Советского Союза изменилось и стабилизировалось. Существенных приращений территории СССР до его распада в 1991 г., за некоторым исключением[1], не происходило.
30 марта 1918 г. при Наркомате финансов Советской Республики было образовано (на базе ликвидированного Управления Отдельного пограничного корпуса[2]) Главное управление пограничной охраны (ГУПО), основной задачей которого являлась организация охраны границы с Финляндией и Эстонией. Его возглавил бывший начальник Управления ОПК генерал Г.Г. Мокасей-Шибинский. С сентября 1918 г. начальником ГУПО стал бывший начальник отделения пограничного надзора Управления ОПК С.Г. Шамшев. Почти весь личный состав Управления ОПК влился в ГУПО, то есть перешел на службу советской власти.
28 мая 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет «Об учреждении пограничной охраны». Этот день ныне отмечается как праздник – День пограничника. Декрет был разработан ГУПО на основе Правил об отдельном корпусе пограничной стражи 1910 г. и Инструкции службы чинов ОКПС 1912 г.
Согласно принятому документу пограничная охрана входила в состав Наркомата финансов и перед ней ставились следующие задачи: борьба с контрабандой и нарушениями государственной границы; защита от расхищения водных богатств в пограничных и территориальных водах; надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства; охрана рыбаков и промышленников в пограничных морях, озёрах и реках; защита населения от нападения банд и кочевых племён и др. Декретом определялись порядок охраны государственной границы, структура пограничных частей и их центральных органов управления. Вопросы войсковой охраны границы оставались в ведении военного ведомства. Непосредственное руководство пограничной охраной возлагалось на ГУПО, которое 29 июня 1918 г. передано в подчинение Наркомата торговли и промышленности (Наркомторгпром). Одновременно были разделены функции пограничной охраны и таможенного ведомства. К концу июня 1918 г. пограничная охрана имела следующую организационную структуру: Народный комиссариат торговли и промышленности – Совет пограничной охраны – ГУПО – 3 пограничных округа (1-й в г. Петроград, 2-й в г. Минск, 3-й в г. Орел) – районы – подрайоны – дистанции – заставы – посты. На территориях, прилегающих к границе, создавались специальные оперативные органы – окружные, участковые и пунктовые пограничные чрезвычайные комиссии (ПЧК), а при Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) образован пограничный подотдел.
1 февраля 1919 г. в соответствии с распоряжением Реввоенсовета Республики (РВСР) пограничная охрана была преобразована в пограничные войска. Совет погранохраны стал называться Военным советом погранвойск, а ГУПО – Главным управлением пограничных войск (ГУПВ). Пограничные округа стали пограничными дивизиями, районы – пограничными стрелковыми полками, подрайоны – батальонами, дистанции – ротами. Всего на базе погранохраны были сформированы три дивизии, по пять полков и пять кавалерийских дивизионов в каждой. В июле 1919 г. погранвойска вошли в состав действующей армии, в сентябре того же года упразднены Военный совет погранвойск и ГУПВ. Вместо них при Наркомторгпроме был создан отдел пограничного надзора, который просуществовал до начала 1920 г. Тогда же были упразднены и пограничные ЧК, функции которых стали осуществлять фронтовые, армейские и дивизионные особые отделы и отделения.

56

24 ноября 1920 г. охрана границ была передана в ведение особого отдела ВЧК по охране границ.

Войсковое обеспечение охраны границ было возложено на те части войск внутренней службы (ВНУС), которые находились в оперативном подчинении ВЧК. 15 февраля 1921 года председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский утвердил Инструкцию частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР. 10 июля того же года ВЧК приняла Положение об охране границ РСФСР.
В Инструкции подробно разъяснялся порядок несения сторожевой службы. «Форма охраны границ, – говорилось в ней, – не может быть установлена раз и навсегда; она определяется в зависимости от степени развития контрабандного промысла в данном месте, количества лиц, переходящих границу, условий местности, степени ее населенности, времени года, суток, состоянии погоды и т.д.» Кроме того, в Инструкции давалась характеристика различным видам пограничного наряда (часовым, дозорам, разъездам, секретам, объездам побережья морей, рек, озер), излагались правила применения оружия. Здесь же были определены обязанности должностных лиц и нарядов по охране границы. Статьи Инструкции, в которых регламентировались порядок сторожевой службы и правила применения оружия, характеризовались виды пограничного наряда и формулировались его обязанности, в основном воспроизводили положения дореволюционной «Инструкции службы чинов ОКПС» 1912 г.
В «Положении об охране границ РСФСР» отмечалось, что она возлагается на особый отдел ВЧК, который осуществляет ее через особые отделы границ (пограничные округа) и пограничные части. Граница, для удобства управления ее охраной, разбивается на участки протяженностью в 10–15 верст, на которых учреждаются особые посты. В Положении были сформулированы три основные задачи особых отделов границ: а) охрана границы в военно-политическом отношении; б) воспрепятствование незаконному передвижению через границу людей и грузов; в) борьба с бандитизмом в приграничной полосе. Для решения этих задач в распоряжение особых отделов выделялись войска ВЧК. В документе указывалось, что части ВЧК могут предоставляться и в распоряжение таможенных учреждений на основании соглашения начальника таможни и командира части. Как и в «Инструкции частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР», в Положении подчеркивалось, что «основным видом» в борьбе с нарушениями границ Советской республики является находящаяся в распоряжении особотделов ВЧК сеть агентуры, опирающаяся на войска ВЧК, которые служат ей линией заграждения и оказывают непосредственную поддержку. В Положении регламентировался порядок несения войсками службы по охране границы и, в частности, указывалось, что задержанные лица, а также конфискованные товары должны немедленно передаваться войсковыми начальниками ближайшим особым отделам. В документе были определены обязанности начальников войск, охранявших границы, а также порядок работы служб конницы, связи и технических войск.
11 ноября 1921 г. специально созданная комиссия из представителей ВЧК и Морского командования завершила подготовку «Положения о взаимоотношениях военно-морского командования, особотделов по охране границ РСФСР и Морской инспекции управления войск ВЧК». Положение содержало основные принципы взаимоотношений между Морским командованием и ВЧК.
Служебно-боевая деятельность погранохраны регламентирова­лась не только в актах высших органов государственной власти и госу­дарственного управления, но также в инструкциях, приказах, распоря­жениях ведомств, в состав которых она входила в разное время – Наркомата по делам финансов, Наркомторгпрома, Наркомата внешней торговли, ВЧК-ГПУ. Кроме того, на нее распространялись приказы, инструкции и распоряжения Наркомата по военным делам, Наркомата здравоохранения и некоторых других ведомств, имевших отношение к охране границы и службе войск.
Но погранвойска не могли справиться с многочисленными бандами, действовавшими в приграничье. Поэтому 22 октября 1921 г. принимается Положение о взаимоотношении военного командования и особых отделов ВЧК по охране границ РСФСР. В нем предусматривалось, что особые отделы, по-прежнему, несут ответственность за охрану границ, а непосредственно служат на них выделенные командованием приграничных военных округов части Красной Армии. Пограничные войска ВЧК были расформированы.

57

После разгрома крупных бандформирований на всех границах (кроме Средней Азии), 27 сентября 1922 г. СТО передает охрану границ в ведение наследника ВЧК – Государственного политического управления (ГПУ).

Для решения этой задачи был создан Отдельный пограничный корпус (ОПК) войск ГПУ, в состав которого вошли все части и суда, охранявшие границу. Численность корпуса определялась в 50 тыс. человек, из них шестая часть должна была служить в кавалерийских дивизионах. Укомплектование людьми и конским составом, снабжение всем необходимым корпуса было поручено военному ведомству.
Командиром ОПК был назначен по совместительству начальник контрразведывательного отдела (КРО) ГПУ А.Х. Артузов. По вопросам управления пограничниками он подчинялся непосредственно председателю ГПУ и его заместителю.
В составе корпуса было семь округов – Петроградский, Западный, Украинский, Северо-Кавказский, Закавказский, Туркестанский и Сибирский [позже сформировалось Управление погранохраны полномочного представительства (ПП) ГПУ Дальневосточного края] (см. табл. 1).

Таблица 1.
Состав Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ
Пограничный
округ
Число частей, подлежащих сформированию
Батальонов
усилен­ных
Батальонов нормальных
Дивизио­нов
Эскадронов
Рот
Рот
связи
Петроградский
5
7
-
1
2
5
Западный
8
3
-
1
-
6
Украинский
10
7
-
2
-
5
Северо-Кавказ­ский
1
-
-
-
-
-
Закавказский
4
-
-
-
-
-
Туркестанский
-
2
1
6
-
-
Сибирский
-
3
-
1
-
-

Важную роль в системе погранохраны играл партийно-политический аппарат. Он включал в себя институт военных комиссаров, политорганы и ячейки коммунистической партии. В июле 1918 г. комиссарами в ГУПО и одновременно членами Совета пограничной охраны были назначены П.Ф. Федотов и В.Д. Фролов. В пограничных дивизиях, как и в армейских, были комиссары и политические отделы, в полках и батальонах – комиссары, в ротах и эскадронах – политические руководители (политруки). Всей политработой руководило Политуправление (ПУР) РККА. С осени 1922 г. политработой в пограничных войсках стал руководить политотдел войск ГПУ.
Была организована подготовка командных кадров. Младший комсостав (помощники начальников застав) готовился в пятимесячных подготовительных школах губернских погранотрядов. Средний комсостав готовился в учебных заведениях военного ведомства, затем проходил двухмесячную стажировку в должности помначзаставы, после чего оканчивал специальную школу дополнительной подготовки при ОГПУ[3]. Кадры командиров погранохраны готовились также в Центральной школе ОГПУ. 30 ноября 1923 г. в Москве была открыта Высшая пограничная школа.
В конце 1926 г. структура охраны государственной границы СССР организационно включала: СНК СССР – ОГПУ при СНК СССР – Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ(ГУПО и ВОГПУ) – округа – отряды – комендатуры – заставы; части морской погранохраны и др. В августе 1925 г. в соответствии с решением Совета Труда и Обороны (СТО), при пограничных отрядах стали создаваться маневренные группы. Они предназначались для борьбы с бандами, временного усиления отдельных участков границы, пресечения массовых нарушений границы, борьбы с уголовными и контрреволюционными элементами в приграничье.

58

15 июня 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение об охране государственных границ Союза ССР.

Тогда же был введён в действие Временный устав службы пограничной охраны, в котором изложены основные положения по её организации и несению.
Задачами служебно-боевой деятельности пограничников в этот период являлись: пропуск через границу граждан и транспортных средств, контроль за провозом печатных изданий, произведений искусства, служебной и личной переписки, валюты и драгоценностей; задержание нарушителей границы, выявление среди них агентов иностранных разведок и диверсантов; борьба с контрабандой; отражение вооруженных вторжений антисоветских отрядов; защита местного населения от набегов уголовных банд; контроль за соблюдением правил пограничного режима; защита природных богатств территориальных и внутренних вод; борьба с антисоветской агитацией, с восстаниями местного населения против Советской власти в приграничной полосе.
Но труднее всего приходилось в борьбе с политическим бандитизмом, то есть антисоветскими отрядами, которые вопреки заключенным соглашениям создавались на территориях сопредельных государств и оттуда нападали на советское приграничье. На финской границе приходилось вести бои с карельскими националистами. С территории Польши бандитские набеги совершали отряды Б.В. Савинкова, С.Н. Булак-Булаховича, С.В. Петлюры и других лидеров эмиграции, белорусских и украинских националистов. Их отряды насчитывали от десятков до нескольких сотен человек, и борьбу с ними пограничники вели вместе с частями Красной Армии. Такая же ситуация складывалась на румынской границе.
В Закавказье пограничники боролись с бандами разбойников, угонявших скот, в Туркестане с басмачами. В этих боях многие пограничники совершали героические подвиги. Так, в декабре 1923 г. 16 пограничников 13 отдельного пограничного эскадрона во главе с его командиром И.А. Климовым разбили отряд басмачей в 200 человек.
10 июля 1934 г. был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР, в который вошло и ОГПУ СССР, ставшее Главным управлением государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Для организации и управления охраной границ СССР в наркомате было создано Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) НКВД, а в округах – управления пограничной и внутренней охраны (УПВО) НКВД. ГУПВО НВД СССР руководило не только пограничниками, но и частями войск по охране важных промышленных объектов, железных дорог, конвойными, строительными и т.д. Это отвлекало внимание от охраны границы.
В августе 1937 г. ГУПВО преобразуется в Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ). С этого времени соединения и части пограничной и внутренней охраны стали называться войсками. В округах также были созданы управления пограничных и внутренних войск.
2 февраля 1939 г. Постановлением Совнаркома СССР ГУПВВ было разделено на шесть самостоятельных главных управлений: пограничных войск (ГУПВ), по охране железнодорожных сооружений, по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск, военного снабжения и военно-строительное. Структура ГУПВ НКВД СССР представлена на рис. 1. Начальником ГУПВ НКВД СССР и начальником пограничных войск НКВД СССР был назначен генерал-лейтенант Г.Г. Соколов, начальником политического управления – дивизионный комиссар П.Н. Мироненко, начальником штаба – генерал-майор Н.И. Яценко.
   
Рис. 1. Структура ГУПВ НКВД СССР в 1939 г.
http://uploads.ru/t/T/0/n/T0nMf.gif

59

Накануне Великой Отечественной войны
охрану государственной границы осуществляли 18 пограничных округов (Мурманский, Карело-Финский, Ленинградский, Прибалтийский, Белорусский, Украинский**, Молдавский, Черноморский, Грузинский, Армянский, Азербайджанский, Туркменский, Среднеазиатский, Казахский, Западно-Сибирский, Забайкальский, Хабаровский и Приморский).

Они включали: (всего около 168,2 тыс. человек, см. табл. 2).

Таблица 2
Пограничных отрядов:
в том числе морских
94
5
Отрядов пограничных судов
8
Пограничных комендатур:
в том числе отдельных
365
23
Пограничных застав: линейных
резервных
1747
153
Береговых постов
439
Маневренных групп
76
Контрольно-пропускных пунктов:
в том числе отдельных
98
14
Отдельных авиационных эскадрилий
11
Отдельных дивизионов речных катеров
4

Все пограничные отряды в основном имели однотипную организацию и вооружение. Погранотряд включал четыре–пять пограничных комендатур, каждая из которых объединяла четыре линейные заставы, резервную и управление пограничной комендатуры. Маневренная группа (150–250 человек) состояла из управления и трех–пяти застав (по 50 человек каждая). Школа сержантского состава отряда насчитывала 70–100 человек.
Типовая организация пограничного отряда накануне Великой Отечественной войны представлена на рис. 2.

Рис. 2. Организационная структура пограничного отряда накануне Великой Отечественной войны.
http://uploads.ru/t/4/P/a/4PaxS.gif

60

...