О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РУССКИЙ язык

Сообщений 41 страница 50 из 58

41

Русский язык как иностранный

Для нужд преподавания русского языка иностранцам составляются специальные учебные пособия и грамматики, которые описывают язык с точки зрения носителя другого языка.

География спроса

Потребность в изучении русского языка возникла ещё давно, в эпоху становления многонационального Российского государcтва, а затем и СССР, где языком межнационального общения продолжал оставаться русский язык. При этом именно как иностранный язык русский скорее преподаётся в странах дальнего зарубежья, в том числе в странах Варшавского договора.
В странах СНГ и Балтии из-за сохранения довольно значительного русскоязычного пространства правильнее было бы говорить о преподавании русского в качестве второго языка. В настоящее время спрос на качественное образование на русском языке, в том числе на улучшение владения русским языком, значительно возрос по сравнению с началом 90-х, когда наблюдался резкий спад интереса к русскому языку.
В повышении навыков владения русским в 2008 году оказались наиболее заинтересованы коренные жители Таджикистана (свыше 65% респондентов), Армении (свыше 55%) и Киргизии (свыше 40%), отчасти Грузии (22%) и Молдавии (18%), в основном по экономическим причинам. Наиболее высок спрос на изучение русского языка именно там, где доля собственно русских невелика.
В дальнем зарубежье можно отметить некоторое увеличение спроса на изучение русского языка в Болгарии, а также Венгрии.

Основные положения и темы

Падежи подаются в таком порядке: именительный,родительный, дательный,винительный,творительный,предложный.
Выделяется особая группа глаголов движения (в том числе с приставками)
Глаголы даются в 7 формах
Грамматические темы: время, направление, местоположение, виды глагола, и др.
Синтаксис: "который", причастия, деепричастия

Методы обучения

прямой
грамматико-переводной
коммуникативный и др.

Учебные центры в России

В России русский как иностранных преподается обычно в вузах и на платных курсах.
В Москве в 2008 г. имелось всего две бесплатные языковые школы для мигрантов, да и в них из-за неудачного графика работы могли заниматься всего несколько десятков учащихся.
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
СПбГУ — кафедра РКИ (специализация 021706)
УрГУ - кафедра РКИ (с 2007 года в составе филологического факультета)
ЦМО МГУ
ЮФУ - кафедра русского языка для иностранных учащихся
РУДН - филологический факультет, кафедра РКИ
ДВГУ - филологический факультет, кафедра РКИ http://dvgu.ru/struct/institute/irll/k_rlaf/
ФПКП РКИ РУДН - факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного http://www.langrus.ru http://www.rudn.ru/fpkp

МГУ имени М.В.Ломоносова филологический факультет кафедра РКИ
Учебно-издательский центр "Златоуст" - издательство, курсы русского языка, гостиница http://www.zlat.spb.ru

Учебные центры за рубежом

Канадский институт русского языка
Русская Школа в Мидлберийском Колледже http://www.middlebury.edu/ls
Центр изучения языков Russianlab http://www.russianlab.com

Научная литература

Мотина Е.И.
Акишина А.А, Каган О.Е. Учимся учить.

Учебники

Хавронина С.А. Русский в упражнениях. М., 1969.
Чернышев С.И. "Поехали!": Русский язык для взрослых. Начальный курс. - 4-е изд. - СПб: издательство Златоуст, 2005. - 280 с.
Старт 1,2,3.
Темп
Костомаров В.Г.

Учебные пособия

Большой выбор пособий по русскому как иностранному (рки) есть у специализированных издательств. Например, "Златоуст" или "Флинта-Наука".

Китайские предприниматели осваивают русский язык

42

ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ

Языковая способность - одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая,  иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе  онтогенетического развития. Понятие  «языковая способность» было введено  в советской лингвистической школе.
Существуют две основные точки зрения на природу языковой способности: согласно одной из них, языковая способность заложена биологически и  развивается по мере развития ребёнка, и  напротив,  согласно другой - языковая способность есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения.

В языковой способности различаются элементы и уровни. Элементы - это отражённые и обобщённые сознанием элементы системы языка.
Отражением семантических отношений в языке служат прескрипторные правила (т.е. правила  предписывающие говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми связаны элементы языковой способности. Эти правила имеют скрытый неосознаваемый психолингвистический характер.

Уровни языковой способности - связанные прескрипторными правилами функциональными подсистемами элементов.
Есть основания полагать, что уровни языковой способности соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, грамматический, лексический уровни, в том числе cловообразовательный подуровень, синтаксический уровень. При изучении строения и функционирования языковой способности исследуется способ репрезентации  системы языка в  языковой способности, прескрипторные правила выбора элементов,  устройство уровней языковой способности, что даёт возможность полнее представить психолингвистические механизмы речевой деятельности,  функционирование системы языка в речевом общении.

43

Запоминалки

«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций.

Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

***

В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.

***

На вЕранде  вЕтер
На вИтрине Игрушки.

(прислала Zelenkova Vlasta)

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

(прислала Ольга Четверикова)

Источник: http://www.gramota.ru/class/memos/

44

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.

Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, -СЯ не терять.

***

Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***

Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

Автор:Анатолий Дядченко

***

Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.

***

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Иены и юани

Запоминалка для корректоров, которым приходится иметь дело с иенами и юанями:

У китайцев – юани, у японцев – иены.
Инверсия

Слов в предложении порядок неправильный –
Вот что инверсия значит такое.

45

Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин  – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Надевать и одевать

Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.

Названия падежей

Иван

Родил

Девчонку,

Велел

Тащить

Пелёнку.
Иван

Родионович,

Дайте

Вашу

Трубку

Покурить!
Иван

Рубил

Дрова,

Василиса

Таскала

Поленья.
Иван

Рубил

Дрова,

Варвара

Топила

Печку.
Иван

Родил

Девочку

Верочку,

Толстенькую,

Пузатую.

Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

***

Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.

***

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

***

До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

46

Носки и чулки

Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания

Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

или:

– Степка, хочешь щец?
– Фи!

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й

Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

47

***

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Ударение в словах

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

***

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***

Ударение в слове щавель:

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***

Ударение в слове шарфы:

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***

Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.

48

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

***

МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Чередующиеся гласные в корне слова

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

***

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

***

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

(Прислала Ксения Мурашкина)

***

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.

(прислала Дарья Конькова)

Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Шуточные запоминалки по разным предметам

Астрономия

Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.

***

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

***

Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.
(прислала Надежда Иванова)

***

Раз Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять Юпитер, шесть – Сатурн,
семь – Уран, за ним – Нептун,
И девятая планета под названием Плутон.

49

Геометрия

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Литература

Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.

Математика

Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

Пи = Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ.

Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.

Что я знаю о кругах? 3,1416

Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:

1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)

Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Чтобы легко запомнить формулу, нас научили заменять правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».

Семь цветов радуги

Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.

К — красный,

О — оранжевый,

Ж — желтый,

З — зеленый,

Г — голубой,

С — синий,

Ф — фиолетовый.

Старославянский язык

Слова склонения на U краткий в старославянском:
Имею полдома.
На верху мед.
А возле дома
Сын вола пасет.

Автор: Кочетков Леонид

Физика

Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).

Химия

Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!

Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

Источник:
http://www.gramota.ru/class/memos/?page=2

50

«История русского языка»

В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов.
Произнесенная кем-то фраза может буквально в считанные часы стать известной всему миру. И не важно, на каком языке она прозвучала.
Газеты, радио, телевидение… Интернет, наконец!

Сегодня расстояний для человеческого общения практически
не существует.

Но давайте представим себе на минуту, что в мире исчез язык.
Нет, не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще.
Как универсальная знаковая система, как главное средство человеческого общения. Исчезли книги, газеты, почта, телефон…
Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Да, конечно, богатейшая палитра звуков и красок, выразительная мимика могут вполне понятно рассказать о боли и радости, о любви и ненависти. Но все это — лишь область чувств и эмоций. Точностью же выражения человеческой мысли обладает только язык. Ему одному подвластны холодная логика рассуждений и порывы горячего сердца. Он может вознести человека на крыльях счастья, а может убить одним словом. Именно язык объединяет биологический вид Homo sapiens в единое сообщество — человеческое.