ЦИТАТЫ из работ Дмитрия Сергеевича Лихачева
«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, — культура не погибнет в такой стране».
«… Пусть всё погибнет, останутся только библиотеки — и тогда сохранится жизнь и сохраниться культура».
О библиотекарях: «Вы — главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще всё идёт напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы — библиотекари».
«Библиография — удивительная область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность вл всех смыслах. Без нее не могут развиваться не только литературоведение, искусствоведение, языковедение, история, но и любая другая наука. Это почва, на которой вырастает современная культура».
«Без культуры существование человечества на планете лишается смысла».
«Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы».
«Отношение природы и человека — это отношение двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником».
«Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, — будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставлю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, — хотя бы друзьям, хотя бы семье».
«Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…»
«Нам, русским, необходимо, наконец, обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику — и в области культуры, и в области экономики, и в области государственного права».
«Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее; Прошлое же — это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее».
«Память противостоит уничтожающей силе времени».
«Знание прошлого — это понимание современности».
«В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»
«Самая большая ценность — жизнь».
«Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии, это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение».
«Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить по пустякам».
«Самое восхитительное свойство человека — любовь. В этом связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) — это основа, на которой стоит человечество».
«Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды или „умного результата“... Говорят „добренький“, когда хотят оскорбить».
«Цивилизация без души — ужас! Вторичное варварство, по выражению Вико. Накопление без цели. Гигантская мобилизация средств для неизвестной цели. Сократов вопрос „чего ради“ никогда не ставится».
«Земля — наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве... Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев».
«... творцами русской классической литературы выступали авторы, обладающие огромной человеческой ответственностью. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы — решать вместе: автору и читателю».
Источник: http://www.childlib.ru/dep-resourses/Li … zitati.htm