О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



МОСКВА - столица России

Сообщений 11 страница 20 из 103

11

Ещё о Истории возникновении Москвы

      Первые летописные упоминания  о  Москве  относятся  к  1147  году,  но археологическими исследованиями установлено, что   территория  Москвы  и  ее ближайших окрестностей была заселена гораздо с более древних времен.
      Археологические находки на территории Москвы позволяют представить  ее как небольшой населенный пункт  на  западной  границе  Владимиро-Суздальской Руси.

В 1147 году Москва уже не была новым поселением. 
Летопись  говорит  о Москве, как о более или менее известном  населенном  пункте,  о  котором  не надо сообщать где он находится и когда возник.  В  связи  с  этим  есть  все основания утверждать, что хотя история  Москвы  доступна  нам  с  конца  XII века, начиналась она гораздо раньше и имеет  свой  предисторический  период, уходящий корнями в  гораздо  более  удаленное  прошлое.  Несомненно,  что  к середине VII века территория Москвы была не только заселена, но  и  вступила в активный торговый обмен  с  соседними  Волжскими  областями.  В  этом  нас убеждают некоторые археологические находки, которые  были  найдены  в  устье
древнего ручья Черторые (территория Храма Христа  Спасителя)  и  у  Симонова монастыря. Серебряные монеты, найденные у ручья Черторые чеканены  в  862  и 866 годах. Такие находки являются показателями того, что население  бассейна Москвы  реки  уже  осуществляло  торговую  деятельность,  используя  Великий Волжский путь.
      Столь раннее заселение этих мест, объясняется тем, что район  будущего великого  города  предоставлял  весьма  значительные  удобства  для   первых поселенцев. Тянущиеся в даль большие заливные луга,  обилие  дичи  в  густых лесах, лесные пчелы, реки богатые рыбой,  все  это  способствовало  развитию традиционных для  славянских  народов  тех  времен  традиционных  промыслов:
охоты, рыболовства и бортничества. С географической точки зрения  территория будущей Москвы представляла  собой  маленький  островок  среди  непроходимых лесов и болот. Все это обусловило появление на  этом  месте  большой  группы населения,  основным  занятием   которой   были   хлебопашество,   охота   и рыболовство.
      Дошедшие до нас письменные  источники  не  сообщают  о  времени  когда славяне впервые появились в бассейне Москвы реки.  Археологические  раскопки также не дают  однозначной  картины  из-за  существующих  между  археологами разногласий по поводу того, какие из найденных памятников  следует  относить к  славянской  культуре,  а  какие  к  культуре  других  племен,  населявших окрестные области.
      В IX-X веках у Ростовского и Переславского озер жил  народ  называемый “Меря”.  Переславское  озеро  уже  в  те  далекие  времена  носило  название Клещиного, а Ростовское имело второе имя “Неро”. В этом его названии  многие ученые видят прямое указание  на  народ  меря,  обитавший  на  его  берегах. Переславль,  где  по  летописи  жили  меря,  находится  в   непосредственной близости  от  Москвы  и,  по  этому  есть  все  основания   полагать   ареал распространения этого народа и в районе будущей Москвы.
      Вполне вероятно, что именно об этих древних  поселениях  и  напоминают нам такие названия, как озеро Нерское и река Нерская. Река Нерская  является последним левым притоком реки Москвы, а озеро Нерскоерасположено в  бассейне реки Яхромы, на которой стоит районный центр Московской  области  -  древний город Дмитров. Народ меря  был,  по  видимому,  столь  немногочисленен,  что исчез или слился со славянами.
      На территории Москвы, в процессе исторической миграции встретились еще два славянских народа, шедших с севера и юга, точнее с северо-запада и  юго-запада. С севера шло племя кривичей или ильменских славян, а  с  юга-  племя вятичей. Благодаря археологическим исследованиям выяснена примерная  граница зон их расселения: севернее течения реки Москвы селились кривичи, а южнее  - вятичи. Однако в районе будущей Москвы выявлены следы вторжения  вятичей  на территорию кривичей. По заключению археологов  этот  район,  за  исключением небольшой территории на  севере  заселяли  вятичи.  В  более  позднее  время установлено, что Рязанские территории, лежащие к югу от  Москвы  также  были
вятическими. К их  числу  принадлежала  Лопасня  и  Коломна,  находящиеся  в непосредственной близости от Москвы. Между  тем  Рязанская  земля  считалась вятической страной,  а  Рязань  -  вятическим  центром.  Из-за  этого  более поздние летописцы стали заменять слово “вятичи” на слово “рязанцы”:  “Вятичи иже есть рязанцы”.
      Вятичи хоронили своих умерших  соплеменников  в  курганах,  многие  из которых сохранились до наших дней. Эти курганы представляют  собой  огромную ценность для археологов, так как вятичи, несмотря  на  запреты  христианской религии клали  в  могилы  оружие  и  другие  предметы  быта,  которые  могли пригодиться человеку в загробной жизни. Некоторые курганы  вятичей,  которые находят археологи оказываются  пустыми.  Это  происходит  из-за  еще  одного обряда  вятичей-  для  людей  погибших  и  похороненных  на  чужбине  вятичи насыпали пустые курганы.
      В тысяча сто сороковых годах территорией нынешней Москвы владел боярин Кучка. В тысяча сто сорок седьмом  году  великий  князь  Юрий,  впоследствии названный Долгоруким,  ехал из Киева  через  Москву  к  своему  сыну  Андрею Боголюбскому во Владимир.  Кучка отказался воздать князю почести,  достойные его чина.  Это  очень  рассердило  Юрия  Долгорукого,   он  убил  боярина  и приказал на месте поселения заложить город.  Имя городу было дано  от  реки, которая протекала через эту местность.

      Первое упоминание о Москве  связано  с  письмом,  которое  князь  Юрий написал одному из князей : «Приди ко мне брат в  Москову».   Дату  написания этого письма принято считать датой основания Москвы.       

      История Москвы неразрывно связана с историей Кремля.
      Далеко в глубь веков уходит  своими  корнями  история  Кремля.  Первые упоминания о Кремле появляются вскоре после первого упоминания о Москве -  в 1156 году.  Тогда,  как  рассказывает  тверской  летописец,  были  построены первые  деревянные  стены  московского  кремля.   Территория  его   была   в несколько раз меньше современной ( примерно 300 метров из конца в конец).  В округе были разбросаны  села  и  деревни.  Крепость  служила  для  окрестных жителей административно-хозяйственным центром и местом укрытия от врагов.
      В 1959-1960 годах, при  со строительстве Кремлевского Дворца  Съездов, были обнаружены укрепления Кремля 1156 года , представляющие  собой  вал  со сложной оборонительной конструкцией.  Первый Кремль прослужил  городу  около двухсот  лет.  В  тринадцатом  веке  москвичам  пришлось  испытать  страшное нашествие хана Батыя. В 1238 году Москва была полностью  сожжена.  На  месте города остались лишь груды пепла. И хотя татары еще не раз  сжигали  Москву, народ каждый раз воссоздавал свой город.
      Четырнадцатый век был временем больших работ в  Кремле.  В  13339-1340 годах при князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой,  за пять месяцев  были возведены мощные дубовые стены Кремля. В зто же время были  заложены  первые соборы  и  княжеские  хоромы.  Кремль  стал  центром   феодального   города, резиденцией великих князей и митрополитов. В 1367-1368 годах князь  Дмитрий, будущий Дмитрий Донской, внук  Ивана  Калиты,  построил  белокаменные  стены Кремля  - первые   каменные   укрепления   во   Владимиро-Суздальской   Руси.
Территория крепости была расширена в северо-восточном направлении  почти  до современных размеров. Толщина стен была от двух до  трех  метров.   По  тому времени это были первоклассные сооружения, представляющие  грозную  преграду для врагов. Белокаменный кремль прослужил более  ста  лет.  Осады  и  пожары сильно разрушили его стены и башни. С 1485 по 1495 год были построены  новые кирпичные стены кремля и расширена  его  территория  ,  особенно  в  северо-восточной части.  Как показали реставрационные работы 1945-  1950  годов,  в некоторых местах белокаменые стены кремля времен Дмитрия  Донского  вошли  в состав  стен  пятнадцатого  века.  После  этой  перестройки,  стены   Кремля
получили  современный  вид  неправильного   треугольника.   Периметр   этого треугольника составлял около 2300 метров. Площадь Кремля стала 28  гектаров.
Стены возводились с учетом рельефа местности. Высота их колеблется  от  пяти до девятнадцати метров, а толщина  - от трех до  трех  с  половиной  метров. На стене - 1045 зубцов  с  узкими  щелевидными  бойницами.  По  верху  стены проходили  боевая  площадка,  защищенная  с  внешней  стороны  зубцами.  Она служила воинам для  обхода крепости и для боевых действий. Кремлевский  холм омывали реки Неглинка и Москва. Со стороны современной Красной  площади  был прорыт ров шириной 32 метра и глубиной - 12. Он соединил обе реки. В это  же время были  возведены  все  20  башен  Кремля.  19  из  них  расположены  по периметру стены, а 20 - Кутафья - предмостная, отводная от  Троицкой  башни.
Надстроенные  в  17  веке  шатры  придали   суровым   средневековым   башням стройность. В Кремле было  выстроено  несколько  подземных  тайников,  часть которых представляла собой укрытия для людей и  ценностей,  а  часть  -  для обеспечения защитников крепости водой.  С  точки  зрения  военно-инженерного искусства того времени, Кремль представлял собой выдающееся сооружение.
      На Спасской башне Кремля были установлены часы. О времени их появления ничего не сообщается, но  есть  предположение,  что  часы  появились  вскоре после создания самой башни.  Они  представляли  собой  неподвижную  стрелку, указывающую время на крутящемся диске. В 1621 году  были  установлены  новые часы работы  английского  мастера  Христофора  Головея.  Эти  часы  довольно быстро пришли в негодность. При Петре  Первом  их  заменили  новыми,  работы амстердамских мастеров. Эти часы остановились в 1794 году. Ныне  действующие часы были установлены на Спасской башне в 1851 - 1852 годах. На игровой  вал были набраны мелодии “Коль славен” и “Преображенский марш”. В 1917 году,  во время революции,  часы  были  повреждены  артиллерийским  снарядом,  но,  по указанию Ленина, восстановлены. На  игровой  вал  был  набран  революционный гимн “Интернационал”. С тех пор этот  гимн  игрался  в  полдень  и  полночь.
Сейчас, по всей вероятности, часы будут исполнять музыку, которую играли  до революции.
      К  20-ой  годовщине  Великой  Октябрьской  социалистической  революции двуглавые  орлы  на  пяти  башнях  были  заменены  пятиконечными  рубиновыми звездами. Размеры звезд диктовались размерами башен. Это  было  сделано  для того, чтобы визуально  их  размеры  были  одинаковы.  Так  расстояние  между концами противоположных лучей на Водовзводной башне составляет 3  метра,  на Боровицкой - 3,2 метра, на Троицкой - 3,5 метра, а на Никольской и  Спасской -  3,75  метра.  Прочность  конструкции  Звезд  рассчитана  на  максимальное давление ураганного ветра 200 кг/кв.м.  Несмотря  на  свой  значтельный  вес (около одной  тонны)  Звезды  вращаются  при  изменении  правления  ветра. Изнутри Звезды подсвечиваются специально  разработанными  для  них  лампами, которые  никогда  не  выключаются  для  сохранения   температурного   режима конструкции.
      К 1530 году Кремль стал слишком  тесен  для  населяющих  его  жителей. Кроме того, он уже не мог служить надежной защитой  для  окрестных  жителей. Тогда  вдовствующая  супруга  Великого  князя  Василия  Иоанновича,  княгиня Елена,   мать   трехлетнего   наследника    Иоанна,    фактически    являясь правительницей  государства,  приказала  начать  возведение  стены  в  форме полукольца вокруг Кремля. В мае  1534  года  митрополит  Даниил  с  крестным ходом обошел Кремль и  заложил  каменную  стену.  В  стене  были  прорублены Троицкие, Никольские  и  другие  ворота.  Это  городское   строение   стало называться Китай-город, или, в переводе с татарского - срединный  город.  На
его строительство  деньги  пожертвовали  члены  дома  Рюриковичей,  а  также духовенство,  которое  Елена  убедила  сделать   это.   Кроме   этого,   для финансирования строительства были обложены налогом  бояре,  купцы  и  другие жители столицы.
      Китай-город был укреплен невысокой, но толстой  каменной  стеной.  Это было сделано с целью предохранения города  от  появившехся  к  тому  времени мощных осадных пушек. В стене Китай-города было 12  башен,  а  перед  стеной были  дополнительно  возведены  земляные   укрепления.   Территория   города занимала 52 квадратных десятины. К  настоящему  времени  стены  Китай-города снесены за ненадобностью. Осталось лишь  2  части  стены,  одна  из  которых находится за гостиницей “Метрополь”.
      Постройка  Китай-города  имела  колоссальное  значение  для  населения проживающего вокруг Кремля. Построенные стены служили  им  надежной  защитой от врагов.  В  Китай-городе  расположились  Монетный,  Печатный,  Земской  и другие  дворы,  а  также  таможня  и  монастыри.  Заселили  Китай-город,   в основном, богатые дворяне и бояре.
      Нашествие в 1571 году крымских татар на Москву, заставило царя  думать о более надежном укреплении города,  но  война  с  Польшей  заставила  Ивана Грозного отложить  свои  планы.  Тем  не  менее  решение  о  создании  новых укреплений  вокруг  Москвы  было  принято  и  сын  Ивана   Грозного,   Федор Иоаннович, вскоре после своего вступления на престол, заложил  в  1586  году толстую кирпичную стену, которая была построена через семь лет.  Стена  была облицована белым мрамором. Сначала этот город  назывался  “Царев  град”,  но народ назвал его “Белым городом”.
      Белый город служил для защиты от врагов. Через 200 лет неприятель  уже не рисковал подходить  близко  к  Москве,  так  как  слава  русского  оружия разнеслась очень далеко. Стены Белого города стали ненужными. К тому же  они очень обветшали и грозили обрушиться  во  многих  местах.  В  связи  с  этим императрицей Екатериной II было принято решение о сносе  стен,  охватывающих площадь равную 512 гектарам. Стены были снесены при ее  внуке  -  императоре Александре I. При нем же у стен Кремля был разбит Александровский сад.
      В стенах Белого Города было 10 ворот. Одни из них сыграли судьбоносную роль в истории России. В 1612 году Москва была занята  поляками  и  осаждена русскими войсками. Через Тверские ворота к русским  войскам  вышли  боярские дочери и дети. Среди них был будущий русский царь Михаил Федорович  Романов. Через год его, а потому и всю династию Романовых, среди  которых  были  Петр I, Екатерина II, и последний русский Император Николай II,  избрали  Земским Собором на русский престол.
      Сегодня кварталы Белого Города составляют  центральную  часть  Москвы. При первом знакомстве с ним может показаться, что его  небольшая  территория однородна - одинаково старая застройка, узкие  переулки,  оживленные  улицы. Но, приглядевшись  внимательнее,  можно  заметить  существенные  различия  в функциональном назначении его  частей.  Белый  Город  делится  на  4  части: культурный центр, центр, деловой центр и трущобную часть.
      Земляной, или Черный город - часть Москвы между Садовым  и  Бульварным кольцами. Если идти от центра по Тверской улице или  по  Новому  Арбату,  то при пересечении Бульварного кольца перемены заметить трудно,  но  если  идти по какой-нибудь другой  улице,  то  с  каждым  шагом  все  больше  и  больше замечаешь  удаление  от  центра  города.  Исчезают  театры,  музеи.  Вывески министерств сменяют вывески контор попроще. Это признак того, что из  центра вы попали в Земляной город.
      В 1789 году архитектор И. Мичурин создает первый  общегородской  план. На этом плане впервые показана новая граница города - Камер-Коллежский  Вал, охватывающий слободы и дворы, вышедшие за прежнюю границу  -  Земляной  Вал. Примерно 35-километровый Камер-Коллежский Вал был создан в  первой  половине XVIII века уже не в оборонительных, а таможенных целях. По этой границе,  на пересечении с радиальными  дорогами,  были  поставлены  таможенные  заставы: Дорогомиловская, Калужская и другие.
Кольцо застав охватывало  территорию  в 7000 гектаров. Екатерина II утвердила этот план. Он  ясно  делил  Москву  на город, в черте Земляного Вала, и на предместья,  в  черте  Камер-Коллежского Вала. Тогда же было намечено создание сети площадей вокруг Кремля  и  Китай-города, а также кольца бульваров. Тем не менее город уже не  вмещал  в  себе нужного  количества  москвичей.  Московская  Дума  не   раз   обращалась   к
правительству  с  просьбой  установить  соответствующую  истинным   размерам города границу, но всякий  раз  получала  отказ.  Лишь  в  1917  году  город получил новую границу в виде кольца окружной железной дороги. Это  произошло в мае месяце. Эта граница стала еще одним кольцом Москвы.
      Москва строилась кольцами.  Сравнительно  недавно  она  получила  свое последнее кольцо. Им  стала  Московская  кольцевая  автомобильная  дорога  - МКАД,  сооруженная  в  конце  50-х  годов  как  скоростная  магистраль.  Все пересечения с ней устроены на разных уровнях.  Это  109-километровое  кольцо предназначалось для пропуска в обход города  транзитного  автотранспорта.  С того времени МКАД является административной границей Москвы.

      История нашего города насчитывает много  веков.  Большую  часть  этого времени Москва была столицей. Как же городу,  который  много  младше  других городов, досталась  такая  участь?  Вопрос  этот  очень  сложен.  На  разных исторических этапах выдвигалась  то  одна,  то  другая  причина.  Безусловно главную  роль  сыграло  выгодное  географическое  положение  Мсквы.   Москва расположена между  западными  и  восточными  русскими  землями,  то  есть  в середине той территории где формировалась русская нация. Благодаря  этому  в Москве интенсивно развивались торговля и  ремесла.  Именно  Москва  собирала народ в решающие моменты русской истории.
      Развитию Москвы способствовало и то, что Москва стояла на  пересечении сухопутных и водных путей, а  природные  ресурсы  окружающих  районов  (лес, известняк, глина, руда) создавали хорошую  сырьевую  базу  для  промыслов  и ремесел.
      Все эти условия умело использовали русские князья. Они смогли  сделать то, что не смогли сделать  князья  других  городов  -  объединить  множество мелких княжеств в  одну  сильную  страну.  Они  первые  поняли,  что  личная воинская доблесть не главное  в  управлении  государством.  Поэтому  они  во время военных действий назначали  командовать  войсками  опытных  воевод,  а сами оставались в тылу. Пусть среди них было мало  хороших  военначальников, но все они были хитрыми и дальновидными  политиками,  сделавшими  из  Москвы
настоящий центр государства.
      В XVIII веке Петр I  перенес  столицу  из  ненавистной  ему  Москвы  в Петербург, но, по прежнему, короновались цари в  “первопрестольной”.  Гоголь сказал: “Для России нужна Москва, а для Петербурга - Россия”.
      В 1918 году советское правительство переехало из Петербурга в  Москву. Это  было  сделано  в  целях  безопасности  руководства  страны   -   Москва находилась дальше от границы.
      В  декабре  1922  года  был  создан  Союз  Советских  Социалистических Республик  (СССР) и Москва стала его столицей. После  распада  СССР  в  1991 году Москва стала столицей современной России.
      В Москве сосредоточены все федеральные органы власти:  Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство России,  резиденция  Президента.  Ни  в каком другом городе нет такого скопления государственных органов власти.
      Москва является важнейшим культурным центром России. Соперничать с ней может  только  Петербург,  где  хранятся  сокровища  и  архивы,  накопленные царской семьей и придворными вельможами.
      Большая часть музеев и архивов расположены в пределах Садового кольца. Исключение составляют архивы не доступные  для  общего  пользования.  Здания для них построены на окраине города.
      Многие коллекции московских музеев имеют мировое значение. Главная  из них коллекция Третьяковской галереи. Основана Третьяковская  галерея  купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. В середине  XIX  века  русские  аристократы коллекционировали  картины  исключительно  западных  художников.   Третьяков первым решил коллекционировать русские полотна. Его  коллекция  не  уступала даже коллекции Русского музея в Петербурге. Свои коллекции Третьяков  открыл для обозрения всем желающим. В 1918 году галерея стала государственной.
      В Москве много театров.  Искусство  артистов  балета  Большого  театра вошло в сокровищницу мирового искусства.
      Огромное впечатление производит Большой Кремлевский  дворец,  где  мне посчастливилось побывать. К сожалению он не открыт для широкой аудитории.
      В этом дворце раньше  проходили заседания  Верховных  Советов  СССР  и РСФСР,  съезды  и  конференции  Коммунистической  Партии  Советского  Союза. Теперь там проходят торжественные  государственные  церемонии:  приемы  глав государств, награждения и т. п.
      Построен Дворец по проекту знаменитого архитектора К. Тона.
      В этом здании жила царская семья, когда приезжала в “первопрестольную” столицу. Сейчас там многое сохранилось  из  обстановки  того  времени.  Залы Дворца названы именами крупнейших русских  орденов.  Убранство  залов  своим цветовым  решение  соответствует  цветам   орденских   лент,   что   придает дополнительную торжественность обстановке.  В  покоях  императора  находятся часы, которые  и  по  сей  день  являются  щедевром  мирового  ювелирного  и часового искусства. Они выполнены в форме шара,  символизирующего  Землю,  с лежащей под ним змеей. Змея указывает время  на  вращающемся  глобусе.  Часы действуют до сих пор.
      Помимо основных залов (два из них - Андреевский и Александровский -  в настоящее время объединены в один), в Большом Кремлевском  дворце  находится Грановитая палата. Выполненная в древнерусском стиле  она  являет  еще  один щедевр русского зодчества.
      Интересная подробность - среди русских орденов был один, которым могли быть награждены только женщины. Это Екатерининский  орден.  Так  вот  -  при императорской власти в Екатерининский зал  дворца  не  имели  права  входить мужчины.

12

МОСКВА  -  столица Российской Федерации

Связь Москвы и России неразрывна. Все, что выпало на долю России, в полной мере испытала и ее столица.
12 июня в Москве был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации, и с декабря 1991 г. Москва стала столицей России.
В повседневный обиход вошли понятия «Государственная Дума», «Городская дума».
И здесь нельзя не вспомнить, что основы городского управления были заложены не одно столетие назад.
Так, в конце XVII в. управление городом было сосредоточено в Земском приказе, а Разрядный приказ выполнял часть полицейских функций.
По городской реформе 1699 г. был создан первый орган местного управления - Бургомистерская палата (вскоре переименованная в Ратушу), состоящая из бурмистров - людей, выбранных на собраниях посадских людей.
1720 г. на смену Ратуше пришел Магистрат (его члены избирались только купцами и промышленниками, входившими в 1-ю гильдию), а в 1785 г. была учреждена Городская дума.
Сегодня Московская городская дума - представительный и законодательный орган власти, который принимает законодательные акты, утверждает городской бюджет, устанавливает налоги и т.д. Исполнительная власть в Москве осуществляется мэрией. Высшим должностным лицом Москвы является мэр (в настоящее время - Юрий Михайлович Лужков).
Основы городского управления Москвы сохраняют преемственность.
Москва живет по своему уставу, который был принят Городской думой 28 июня 1995 г., имеет свой герб и гимн. В Уставе города сказано: «Гербом Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного Змея».
По преданию, Святой Георгий - это римский воин родом из Лидии (местность в юго-западной части Малой Азии), ставший христианином, а во время гонений на христиан (императора Рима Диоклетиана), принявший за веру мученическую смерть и признанный церковью Великомучеником и Святым. С именем Георгия связана и легенда о спасении им дочери восточного царя, отданной на растерзание дракону.
Культ Святого Георгия по преданиям пришел на Русь из Византии в Х в. Первые изображения всадника на коне появились на княжеских печатях еще во времена Александра Невского, но это было изображение самого князя, державшего в руке меч.
В период правления великого князя Ивана III всадник, поражающий копьем змея, в сочетании с двуглавым орлом стал основным символом государственного герба России. Однако долгое время всадник не ассоциировался ни со святым Георгием, ни даже с царем или князем, а воспринимался как «человек на коне, который копьем колет Змея».
Георгием Победоносцем всадника стали называть в первой половине XVIII в. Тогда он появился на официальном гербе Москвы. Изображение Георгия Победоносца используется и в другом символе Москвы - на флаге города. В Уставе сказано: «Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного герба - Святого Георгия Победоносца». Святой Георгий Победоносец – символ Москвы.

Надо сказать, что Москва издревле была гостеприимным городом. Еще с XII в. ее заселяли не только славяне, но и другие народы. В 1237-1238 гг. орды хана Батыя напали на Москву, разграбили и сожгли ее, однако довольно скоро она опять начала заселяться за счет беженцев из окрестных сел и деревень, да и из таких городов, как Тверь, Новгород, Дмитров и др.
В числе первых иноземных поселенцев были греки, а среди них священники, переводчики, иконописцы (вспомним, например, известного мастера-иконописца Феофана Грека), которые участвовали в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Но были среди греков ремесленники и торговцы.
Особенно значительная миграционная волна греков последовала после женитьбы в 1472 г. Ивана III на Софье Палеолог - племяннице последнего византийского императора. Греки основали в Москве целую колонию, причем сначала они расселялись в центре - между улицами Никольской и Ильинкой, а затем переместились за р. Яузу.
Трудно переоценить их влияние на религиозную и культурную жизнь столицы.
На жительство в Москву прибывали и татары из Орды, а также крымские и ногайские татары (москвичи называли их басурманами). Об этом свидетельствует топонимика некоторых улиц столицы: Большая Ордынка (здесь жили «ордынцы»), Толмачевский переулок (толмач - переводчик), Большая Татарская улица, Крымская площадь.
Когда при Иване III в Московском Кремле начали сооружать стены, башни, соборы и т.д., то потребовались специалисты. И в столицу были приглашены итальянские архитекторы и строительные мастера (в основном из генуэзской торговой колонии Сурож в Крыму).
Некоторые итальянцы (сурожане) осели в Москве надолго, отстроили себе дома, лавки и завели торговлю шелковыми тканями, драгоценностями, стеклом.
Приезжали в Москву гости и из Италии – венецианцы и генуэзцы, особенно в XV в. Их называли «фряги» или «фрязины».
Так, по приглашению Ивана III в столице строили и перестраивали соборы и дома, а главное - Кремль, Аристотель Фиоравенти, Алевиз Фрязин Миланец, Марк Фрязин, Петр Фрязин. Многие из них осели в Москве, женились на русских и даже принимали православие. Память об этом сохранилась, например, в названии подмосковного города Фрязино.
Среди ремесленников и купцов, приезжавших в столицу, было много немцев («ливонцев» и «остезийцев»), а также эстонцев и латышей («лифляндцев»). Надо сказать, что тогда немцами называли выходцев не только и Германии, но и из Англии, Скандинавских стран.
В Москву приезжали и оседали в ней выходцы из разных стран Азии и Европы.
Сначала иноземцы, особенно богатые и именитые, селились близ центра города: строили себе усадьбы, торговые лавки, склады и т.д. Были у них и свои церкви (лютеранская и кальвинистская), где они свободно отправляли религиозные обряды, поскольку Русская Православная Церковь относилась к иноверцам без предубеждений.
Однако при Иване Грозном (1533-1584) иноземцев начали притеснять и выселять за городскую черту - за р. Яузу. Это поселение стало называться Немецкой слободой. Во времена правления Ивана Грозного были даже разрушены церкви иноземцев, а строительство новых не поощрялось.
Более того, опричники устраивали погромы домов и лавок «ливонских» купцов.
«Ливонцами» в те времена называли пленных немецких торговцев и ремесленников, которые были вывезены по приказу Ивана Грозного из городов Нарва, Дерпт и др. в ходе Ливонской войны.
Многие иноземцы из числа пленных были искусными мастерами по изготовлению оружия - бронниками, которые делали холодное оружие и броню для русских войск (об этом напоминают названия: Бронная, Пушечная, Кузнечная слобода, а теперь - улицы).
С XVII в. отношение к иноземцам меняется в лучшую сторону - многие из них получают разрешение строиться и селиться на центральных улицах города, возводить в Москве свои храмы. А уж Смутное время оказалось и вовсе благосклонным для голландских, итальянских, английских, немецких купцов, которые толпами съезжаются в Москву.
Однако вместе с торговыми и мастеровыми людьми сюда приезжают авантюристы и просто разбойники. Среди приезжих были разные люди и относились к ним в разное время по-разному.
При царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) - первом из рода Романовых и его сыне Алексее Михайловиче (1645-1676) иноземцы (не принявшие православия) постепенно переселяются за Покровские ворота в Кукуй (в Немецкую слободу). Здесь строятся новые дома, усадьбы, школы и церкви (лютеранская, кальвинистская, английская).
Несмотря на протекционистскую политику Алексея Михайловича по отношению к русским купцам и ремесленникам, все же усиливается приток иностранных купцов, мастеровых, военных в Москву.
При Петре I (1682-1725) число жителей Немецкой слободы выросло очень значительно. При этом коренным образом меняется их состав: в Москву приезжают специалисты по военному и рудному делу, инженеры и архитекторы, врачи и аптекари.
В Немецкой слободе в те времена уже существовали железоделательный завод, одна из первых мануфактур по производству шелка, бумажная фабрика. По приказу Петра I там строится казенная полотняная фабрика.
В Немецкой слободе жили друзья и соратники Петра I - Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П. Гордон и др. Они много сделали и для становления Петра I как личности, и для развития русской армии, книгопечатного дела, науки, промышленности.
Петр I основал в Москве Школу навигационных и математических наук, многие преподаватели которой были иноземцами. Греки по происхождению И. и С. Лихуды преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Немецкая слобода из не обрусевших иноземцев оказала сильное влияние на Петра I .
В послепетровские времена в Москву по-прежнему приезжало много немцев, французов, итальянцев, поляков, армян, евреев. Они пополняли ряды торговцев, преподавателей, гувернеров, портных, модисток и т.д. Французские и итальянские актеры играли и пели в московских театрах, участвовали в культурной жизни столицы.
Богатые купцы-иностранцы имели крупные магазины колониальных товаров, одежды и обуви (из 18 модных магазинов, располагавшихся тогда на Кузнецком мосту, русским был только один), ювелирные магазины, книжные и мануфактурные лавки, а предприниматели открывали новые заводы и фабрики. Все это очень способствовало развитию русской промышленности и торговле.
В послепетровские времена иностранцы продолжали активно участвовать в культурной и экономической жизни города.

13

МОСКВА - самый крупный город России и столица страны!

 
Очень красивые фото Москвы
http://mosday.ru/     

Музей истории Москвы                                                         
http://www.mosmuseum.ru/rus/

Еще один Музей истории Москвы                                             
http://www.museum-city-moscow.ru/index.php

Еще один Музей истории города Москвы
http://www.museum.ru/moscow/default.htm

Музеи КРЕМЛЯ
http://www.kreml.ru/

Интересная карта Москвы. Список жителей Москвы за 1901 год.
Очень любопытно для тех, кто увлечен географией или поиском своих предков.
http://moskva.rodstvo.ru/mos17.htm

Большая телефонная книга Москвы и других городов нашей страны.
http://bigphonebook.ru/map.html?map=1&a … amp;size=6

Очень подробная карта Москвы.           
http://www.moskva.com/map/msk/

Интересная карта.
http://map.primorye.ru/map.asp?l

Хорошая карта Москвы.
http://onfoot.ru/moscow.php

Древние карты.               Для  тех, кто интересуется историей и географией.     
http://old-map.narod.ru/

Карты Российской империи.
http://maps.litera-ru.ru/data/karty/nmap_viat.html

Исторические карты   г. Москвы  и  других городов нашей страны.
Очень интересно и познавательно. 
http://russiamaps.newmail.ru/hist_map.htm

Москва на карте и вид из космоса.   Замечательная карта. 
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=100 … ;tool=grab

Карта Москвы, снимки из космоса. Самая на сегодняшний день лучшая.       
http://maps.google.com/maps?t=k&hl= … 4,0.019784

Очень хорошая карта Москвы со спутника
http://maps.yandex.ru/moscow_hybrid

Интересная карта Москвы. Список жителей Москвы за 1901 год.
Очень любопытно для тех, кто увлечен географией или поиском своих предков.
http://moskva.rodstvo.ru/mos17.htm

Большая телефонная книга Москвы и других городов нашей страны.
http://bigphonebook.ru/map.html?map=1&a … amp;size=6

Очень подробная карта Москвы.           
http://www.moskva.com/map/msk/

Интересная карта.
http://map.primorye.ru/map.asp?l

Самая лучшая, на мой взгляд,  географическая карта.
Москва и Московская область, со всеми населенными пунктами.
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=5&a … 1%EA%E2%E0

Самая последняя карта Москвы с детализацией дома, самая подробная.
http://mos2.ru/?#

Хорошая карта, подробная.
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=100 … 9%E0%E4%FC

Сайт  города  Москвы           
http://www.moskva-grad.ru/

Официальный сервер   Правительства Москвы  -  Мэр Москвы
http://www.mos.ru/cgi-bin/pbl_web?vid=1 … ;datedoc=0

Исторические достопримечательности России
http://www.hist-sights.ru/

"Золотое кольцо" России- туристический маршрут
http://www.rostur.ru/allroute/657/index.shtml

МОСКВА:
история московских улиц и домов
в пределах Бульварного кольца
http://msw.firmsite.ru/

Исторические усадьбы России
http://hist-usadba.narod.ru/

Старинные усадьбы Подмосковья
http://oralov.narod.ru/usadba.html

Старинная усадьба Марфино в Москве
http://marfino.narod.ru/vved.html

Старинная русская усадьба 18-го века.
http://marfino.narod.ru/vved.html

Старинные усадьбы, особняки и дворцы Подмосковья
http://www.weddingagency.ru/usadbypm.html

14

М О С К В А   -  Столица!     

К 1147 году относится первое письменное упоминание о Москве.

Тогда никто не мог предположить, что городок, появившийся в Суздальской земле, будет столицей государства!

В те времена, согласно летописному сказанию, на месте Москвы "стояли на Москве-реке села красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича". Археологические раскопки позволяют предположить, что заселение территории Москвы началось еще в эпоху неолита (около 8-3 тыс. до н.э.). В XII веке Москва была окраинным городом Владимиро-Суздальской Руси. В 1237-1238 гг. татары разорили и до основания сожгли ее.

Как бы все не происходило, но в XIII веке Москва - центр самостоятельного княжества, а к концу XV века она становится столицей создающегося единого русского государства. С тех пор Москва - один из крупнейших городов Европы.
На протяжении веков Москва - выдающийся центр общерусской культуры, науки, искусства. Здесь было начато русское книгопечатание, создан первый русский театр, учрежден первый русский университет, предпринято издание первой русской газеты.

Много видела и пережила Москва. Более двух с половиной веков находились русские земли под татаро - монгольским игом. Силы народа для его свержения объединила Москва. И еще не раз становилась Москва во главе борьбы русского народа с иноземными завоевателями: в 1612 г. - с польско - литовскими интервентами, в 1812 г. - с армиями Наполеона.

До революции застройка города велась беспланово. Лицо Москвы определяло море дощатых и бревенчатых домов. Кривые улицы и глухие переулки были замощены булыжником, а в рабочих кварталах они были и вовсе без дорожного покрытия. Водопроводная сеть обеспечивала водой меньше половины горожан, уличное освещение, кроме центра города, фактически отсутствовало. Дворцы и особняки аристократов, банкиров и промышленников соседствовали с районами трущоб и бараков, где ютился трудовой люд.

Теперь Москва - это широкие прямые проспекты и просторные площади, бульвары и сады, кварталы новых благоустроенных домов, многочисленные мосты и гранитные набережные Москвы - реки, транспортные магистрали, тоннели и эстакады, дворцы культуры и клубы, школы и вузы, спортивные залы и стадионы, парки и зоны отдыха. И заповедные районы, где заботливо сохраняются памятники культуры и истории... На карте города появились новые районы, где ранее были деревни или пустыри.

Несмотря на бурный рост и огромные изменения в облике Москвы сохранились традиционные, присущие лишь ей одной, неповторимые черты. Это радиально - кольцевая планировка, сложившаяся еще в конце XVI в., это специфический ландшафт города с его холмистым рельефом и крутыми изгибами Москвы - реки, это зеленые массивы, разделяющие городские кварталы, это сочетание широких магистралей и проспектов с тихими переулками старого города.

Это ещё один рассказ о Москве.

Герб города Москвы.   
Здание Мэрии на Тверской улице, дом 13.
Наш замечательный  мэр  -  Юрий Михайлович  ЛУЖКОВ

15

Почётные граждане   МОСКВЫ
             

Звание "Почетный гражданин города Москвы" установлено в 1866 году,  в 1917 году было упразднено декретом ЦИК и СНК РСФСР.

    Присваивалось звание гражданам России и иных государств за выдающийся вклад в развитие города и особые заслуги перед москвичами.
Решение о его присвоении принималось в форме Приговора Московской городской Думы, который направлялся на Высочайшее утверждение Государя Императора.
Почетному гражданину вручались Грамота и памятный подарок.
Присвоение звания не давало никаких особых прав или привилегий.
Имена Почетных граждан города Москвы, удостоенных этого звания до 1917 года, внесены в настоящую Книгу и по праву занимают первые ее страницы.

    Законом города Москвы от 25 января 1995 года звание "Почетный гражданин города Москвы" восстановлено. Как и прежде, оно присваивается Московской городской Думой. Определены основания и порядок присвоения звания.

    Почетному гражданину города вручаются Грамота, удостоверение и  Знак на темно-красной ленте. Имена Почетных граждан и тексты постановлений Московской городской Думы о присвоении звания вносятся в Книгу Почетных граждан города Москвы. Книга хранится в Московской городской Думе.

                                                ЧЕСТЬ И СЛАВА ЛЮДЯМ,

                                                ВЕЛИКИМИ ТРУДАМИ И

                                                ЖЕРТВОВАНИЯМИ КОТОРЫХ

                                                СТРОИЛСЯ, ЖИВЕТ И

                                                ПРОЦВЕТАЕТ ГОРОД МОСКВА

16

Почётные граждане  г. МОСКВЫ
         

  Князь Щербатов Александр Алексеевич

  Комиссаров Осип Иванович

  Фокс Густавус Ваза

  Князь Долгоруков Владимир Андреевич          - губернатор Москвы?

  Чичерин Борис Николаевич

  Третьяков Павел Михайлович                         - меценат, коллекционер

  Пирогов Николай Иванович                            - учёный, медик

  Бахрушин Александр Алексеевич

  Князь Голицын Владимир Михайлович             -  губернатор Москвы?

  Бахрушин Василий Алексеевич

  Альбер Тома

  Джордж Бьюкенен

  Краузе Геннадий Леонидович

  Паристый Иван Леонтьевич

  Свиридов Георгий Васильевич                       - композитор

  Уланова Галина Сергеевна                            - балерина

  Шумаков Валерий Иванович

  Ридигер Алексей Михайлович                         - патриарх Всея Руси  Алексий II

  Пахмутова Александра Николаевна                 - композитор
     
  Попков Виталий Иванович

  Мильграм Леонид Исидорович

  Копелев Владимир Ефимович

  Садовничий Виктор Антонович                       - ректор МГУ

  Кобзон Иосиф Давыдович                              - певец

17

ЛУЖКОВ Юрий Михайлович - Мэр Москвы             

Родился 21 сентября 1936 г. в Москве.
Окончил Московский институт нефти и газа им. И.М. Губкина.
Работал на руководящих должностях предприятий и организаций химической промышленности.
С 1987 г. - в системе органов исполнительной власти города: первый заместитель председателя Мосгорисполкома, председатель Мосгорагропрома, председатель исполкома Моссовета, Вице-мэр, Премьер Правительства Москвы.
В 1992 г. после ухода в отставку Мэра Москвы Г.Х. Попова он сменил его на посту Мэра.
В июне 1996 г. и в декабре 1999 г. избирался Мэром Москвы.
В декабре 2003 г. вновь избран Мэром Москвы.
В июне 2008 г.  назначен Президентом России вновь   -  Мэром Москвы   (итого -  в пятый раз).
В разные годы был депутатом районного совета в городе Москве, Московского совета, Верховного Совета РСФСР.
Член  Государственного совета при Президенте РФ, представитель Российской Федерации в палате регионов Конгресса  местных региональных  властей  Европы, член Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, валютному регулированию, банковской деятельности.

С конца 1998 года - лидер Общероссийской политической общественной организации «Отечество», ныне сопредседатель Высшего Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Автор более 200 печатных работ, а также книг по проблемам путей социально-экономического развития России, имеет более 50 изобретений.

Награжден орденами  Ленина, Трудового Красного  Знамени, "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степени, "За военные заслуги", орденом Почета, медалями "Защитнику свободной России", "За укрепление боевого содружества", "В память 850-летия  Москвы", "В память 300-летия Санкт-Петербурга", тремя благодарностями Президента РФ, Лауреат государственных премий СССР и РФ.
Удостоен почетных званий "Заслуженный химик Российской Федерации", "Заслуженный строитель Российской Федерации", "Заслуженный работник железнодорожного транспорта".
Почетный профессор РАН, МГУ, Академии труда и социальных отношений, ряда отечественных и зарубежных университетов, академик ряда академий России.
Женат, имеет четверых детей.
Увлекается футболом, теннисом, горными лыжами, конным спортом, пчеловодством.

18

Символы, посвящённые историческим и знаменательным датам.

Эти знаки посвящены празднованию 850 лет Москвы.

19

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮСУПОВСКОГО ДВОРЦА

Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке, известный как «Волковы палаты», – яркий архитектурный памятник XVII—XIX веков. Можно утверждать, что это одна из самых старых гражданских построек, которые, наряду с палатами князей Долгоруких на Покровке, палатами думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеньевской набережной и Белыми палатами на Пречистенке, сохранились в историческом центре города.

Местность, на которой возведены старинные жилые палаты близ церкви св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. В XVII веке между улицами Мясницкая и Покровка (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) находилась Огородная слобода, где жили царские огородники, которые выращивали и поставляли свежие овощи к государеву столу, торговые люди, бояре, дворяне, священники. При Петре I проходящая здесь Мясницкая улица превратилась в главную дорогу парадного царского выезда, именно тогда Огородная слобода стала одним и самых престижных мест Москвы. Здесь имели дома царские приближенные — Юсуповы, канцлер Бестужев-Рюмин, располагалась резиденция московского обер-полицмейстера.
На XVII век пришлось начало активного каменного строительства: в новом материале перестраивались церкви, административные и общественные здания, дворцы (например, Теремной и Потешный в Кремле) и жилые дома – палаты. Архитектура этого времени продолжает традиции древнерусского зодчества. Для каменных палат характерна асимметричная композиция, сложные силуэты, шатровая крыша, «красное крыльцо». Фасады отличает обилие богатого декора. Белокаменная резьба и многоцветные изразцы, ажурные кованые решетки и резные подзоры, коньки и флюгера на крышах — таковы характерные черты нового архитектурного стиля, получившего название московского или нарышкинского барокко.

ПО ПРИКАЗУ ИВАНА ГРОЗНОГО

Первое строение «в Огородниках» было возведено при Иване Грозном. Царь, страстно увлекавшийся охотой, приезжал в дремучий лес, простиравшийся от нынешних Сокольников до Красных ворот. Охота часто длилась несколько недель, и по государеву указу для отдыха и ночлега был построен подмосковный охотничий дворец, названный Сокольничим. Место его возведения было выбрано не случайно. По старинному преданию, Иван Грозный, любивший зимой охотиться в этих местах, проезжая однажды верхом через сосновый бор, зацепился за ветку собольей шапкой, которая упала в снег. Не на шутку разгневавшись, царь приказал вырубить на этом месте вековые сосны и на широкой поляне возвести каменный дворец. Позже, обустроив дворец по своему вкусу, Иван Грозный часто в нем гостил, любил пиры с гуслярами и певчими из Задонских степей.
По государеву приказу был проведен подземный ход от Сокольничьего дворца в Кремль, который соединялся с другими многочисленными подземными дорогами, расходившимися от кремлевского холма в разные стороны к заставам. Иван Грозный часто пользовался известным только ему тайным подземным путем и неожиданно появлялся в Кремле или на одной из застав, а затем, инкогнито смешавшись с толпой, возвращался в Москву, слушая людскую молву.
Точная дата постройки дворца и имена строителей неизвестны. Предполагается, что его строили русские мастера. Отчасти это подтверждает в своих воспоминаниях Феликс Феликсович Юсупов-младший, повторяя семейную легенду: «Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве Собор Василия Блаженного».
В книге А. Потапова «Очерк древней русской гражданской архитектуры», изданной в 1903 году, сведения по истории строительства дворца в «урочище Огородники» крайне скудны. В «Очерке» упоминается о художественном альбоме 1851 года «Русская старина в памятниках церковного гражданского зодчества», в котором написано следующее: «В Земляном городе в Б. Харитоньевском переулке уцелели старинные палаты — памятник начала XVIII, а может, конца XV столетия. Прежде дом принадлежал Алексею Волкову». В издании об истории палат, вышедшем в 1917 году, указывается, что «сей дворец отстроен был в 1555 году», но многие историки и архитекторы, в частности, известный москвовед П. В. Сытин подвергает сомнению данные сведения, так как исторических документов, подтверждающих точность датировки, не найдено.
Зато достоверно можно утверждать, что владельцем теремов «у Харитония» был ближайший сподвижник Петра Великого, дипломат и вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров, которому за заслуги и преданность царь пожаловал большие владения с каменным домом близ Мясницкой. Вскоре вице-канцлер был обвинен в казнокрадстве, попал в немилость, и конфискованные у него палаты в 1723 году были отданы графу Петру Андреевичу Толстому, который стоял во главе Тайной канцелярии и вел следствие по делу царевича Алексея. В результате дворцовых интриг против князя Александра Даниловича Меньшикова, граф очень скоро оказался в опале и был сослан вместе с семьей в Соловецкий монастырь, где вскоре и умер.
В 1727 году палаты отошли к новому хозяину — обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову, ближайшему помощнику Меньшикова, который, как свидетельствует в письме своему покровителю сам Волков, «от самого младенчества, в вашу милость милостиво принять и отечески воспитать и обучить и всегда содержать изволили». В том же году Меньшиков терпит поражение в борьбе за власть, и «светлейшего» ссылают. У Волкова, как единомышленника опального князя, по приказу Петра II имущество отбирают, «понеже Алексей Волков, был при князе Меньшикове, явился во всех его, князя Меншикова, непорядочных и худых поступках согласник <…> деревни и московский двор от него взять». Интересно, что владельцем палат Волков был совсем недолго, меньше полугода, но его имя в истории закрепилось за Сокольничим дворцом, который с первой половины XVIII века в исторических документах стал именоваться палатами Волкова.
В том же 1727 году Петр II подарил дворец князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей кончины в 1730 году. При нем было положено начало легендарным богатствам рода Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень по всей России (всем известен Юсуповский дворец на Мойке в Петербурге). «Волковы палаты» считались главным родовым дворцом князей Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая усадьба в подмосковном Архангельском. Именно в это время древние палаты в Большом Харитоньевском стали называться Юсуповским дворцом.

ЮСУПОВЫ

История дворца неразрывно связана с именем самого знаменитого представителя княжеского рода — князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831), «просвещеннейшего человека» своего времени и талантливого политика.
Князь являлся действительным тайным советником, сенатором, министром, членом Государственного совета, был первым директором Эрмитажа, Главноуправляющим московской экспедицией кремлевского строения и мастерской Оружейной палаты, заведовал всеми театрами России, был русским посланником в Италии.
Во дворце продолжительное время жила одна из самых красивых и образованных женщин России, прямая наследница рода Юсуповых — Зинаида Николаевна. Самая богатая невеста России, она вышла замуж за праправнука М. И. Кутузова и внука прусского короля, русского графа Сумарокова-Эльстон, генерал-губернатора Москвы (1915). Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов и передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия.
Последним владельцем дворца был их младший сын Феликс Феликсович Юсупов-младший, известный как активный участник кровавого заговора против Распутина. Род Юсуповых владел палатами 190 лет — до 1917 года.

ПУШКИНСКИЙ ПЕРИОД

Юсуповский дворец связан с именем великого русского поэта А. С. Пушкина, который никогда не был владельцем здания, но несколько лет в нем жил. С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную часть палат (флигель) «со всеми принадлежностями и хозяйственной частью». Юный Пушкин часто играл в примыкавшем к дому саду, ходил со взрослыми на службу в церковь св. Харитония, гостил в скромной усадьбе в Малом Харитоньевском, 7, которую еще в 1797 году приобрела после смерти мужа бабушка поэта Ольга Васильевна.
В своем творчестве Пушкин не раз обращается к этим местам. Так, по одной из московских легенд, на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков до войны находился деревянный домик, в народе называемый «Ларинским» или «домом Татьяны», и будто бы именно он упоминается в седьмой главе «Евгения Онегина». В поэме именно здесь останавливается Татьяна Ларина с матерью, приехавшая «в Москву на ярмарку невест»:
«… В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился…»
Можно предположить, что Татьяна Ларина имеет родственные связи с княжеским родом Юсуповых: ведь она приехала в Москву в гости к тетке, княжне Алине. Интересно, что в 20-е годы XIX века в Юсуповском дворце действительно жила княжна Алина, сестра Николая Борисовича — Александра Борисовна Юсупова.
На протяжении всей жизни Пушкин не терял связи с князем Н. Б. Юсуповым. Последний раз их встреча произошла в феврале 1831 года — князь приехал на праздничныйй вечер, устроенный молодой четой Пушкиных вскоре после свадьбы в квартире на Арбате. Узнав о смерти князя, в одном из писем Пушкин напишет: «Мой Юсупов умер».
Существует предположение, что именно с легкой руки А. С. Пушкина переулок, на котором стоит Юсуповский дворец, стал называться Харитоньевским. Это название официально было утверждено лишь в середине XIX столетия, а в пушкинские времена переулок был известен как Хомутовский, или просто Хомутовка — по имени домовладельца Хомутова, жившего в XVIII веке.
В 1891 году дом, где жила пушкинская семья, был надстроен третьим этажом и тогда же соединен со старыми палатами. Сейчас он составляет крайнюю левую часть современного здания. «Ларинский» домик и церковь св. Харитония Исповедника, к сожалению, не сохранились.

УНИКАЛЬНЫЙ ДОМ

Дошедший до настоящего времени архитектурный ансамбль каменных палат формировался в период конца XV – начала XVIII вв. и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами вдоль торцов. Самая старая часть памятника — нижний подклетный этаж крайней правой палаты — датируется концом XVI или началом XVII века. Считается, что на этом месте находился охотничий дворец царя Ивана Грозного. В конце ХVII века строение состояло из двух больших отдельных палат. Более богатыми и представительными были восточные палаты, именно эти покои в начале ХVIII века даровались высокими благодетелями своим приближенным.
В сени второго этажа восточных палат вело Красное крыльцо, над которым возвышался терем. Над входом, согласно русской традиции, находились образы святых князей Бориса и Глеба. На рубеже XVII-XIII веков была возведена большая бесстолпная Столовая палата (около 170 кв. м.), с проездом в нижней подклетной части. С юга и севера к западному объему примыкали одноэтажные хозяйственные строения, стояли избы дворовых людей.
Юсуповы оказались рачительными и предприимчивыми хозяевами. Близ дворца был разбит фруктовый сад и устроена оранжерея. Неподалеку, со стороны Б. Козловского переулка, была выстроена небольшая фабричка по выпуску дешевой шерстяной ткани. Во владении имелось множество вспомогательных служб: каретный сарай, конюшня, (позднее появился и автогараж), ледник, склады, коровник на 20 коров и помещение для торговли молоком и разнообразной дешевой молочной продукцией.
При Юсуповых значительно расширилась территория, прилегающая к зданию: было куплено несколько новых участков и домов, в одном из которых располагался известный по всей Москве Юсуповский театр. Вот как писал о нем современник: «Меня поразила невиданная еще картина. Чем-то сказочным показалась мне эта обширная зала, освещенная люстрой и множеством кенкетов (масляных ламп), окаймленная тройным поясом лож, уставленная рядами кресел»... Здесь устраивались балы и спектакли, литературные и музыкальные вечера. В гостеприимный дом близ Мясницкой часто съезжались ученые и актеры, художники и знатные вельможи. Напротив дворца специально выстроили каменный трехэтажный дом, предназначенный для светских приемов, вокруг которого был разбит знаменитый «Юсупов сад» (именно в нем вместе с няней Ариной Родионовной гулял юный Пушкин).
В конце ХIХ века при Н. Б. Юсупове началась крупномасштабная реставрация здания, которому князь, не жалея средств, стремился придать дворцовое великолепие. Под руководством архитектора В. Д. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, выполнена перепланировка внутренних помещений. Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен третий этаж. По указанию князя найденный в бывшей опочивальне подземный ход, шедший к Кремлю, был засыпан.
В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания. Крыши сделали более крутыми, а их скаты расписали «в шашку». Восстановили декор кровли — высокие покрытия с флюгерами и каменными дымниками. В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII века. Фасады получили красивую полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров.
При осуществлении реставрационных работ был максимально сохранен наружный декор палат: наличники с коринфскими колонками и с богатыми навершиями, угловые колонки; сложно профилированные карнизы и междуэтажные тяги. Проездная арка и аркада-лоджия западного объема, ранее заложенные, были открыты. В домовой церкви Николая Чудотворца и великомученицы Татьяны, помимо росписи стен и сводов, поставили новый иконостас. В 1895 году со стороны двора к зданию было пристроено новое парадное крыльцо. Тогда же была сооружена каменная ограда с воротами, где помещен герб Юсуповых. Со стороны переулка вдоль красной линии в 1913 году дом был обнесен красивой кованой решеткой, выполненной в мастерских Строгановского училища по образцу решетки XVII в. церкви Николы Мокрого в Ярославле.
Все интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф. Солнцева — выполнены богатые настенные росписи «в русском» стиле, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари. Роспись каждого из парадных залов имела свой уникальный сюжет: так стены одного из залов были расписаны сюжетами, посвященными истории строительства дворца Иваном Грозным. Интерьеры здания украшали фигурные печи начала XVIII века, а также камин из голландских изразцов начала XVII века с рисунками и надписями того времени (сохранились до наших дней).
Многочисленных гостей дворца поражало богатое убранство находящейся на втором этаже Столовой палаты (тронный зал), где устраивались балы и угощения. Высокий куполообразный потолок которой был расписан ночными созвездиями, стены – райскими цветами, изображением сказочной птицы Сирин, дракона. В палату вели три бронзовые, ажурной работы, двери. В простенках между дверями были установлены портреты Петра I и Петра II. До наших дней сохранилась деревянная резьба лестниц, залов, переходов, выполненная в древнерусской традиции.
Согласно моде конца XIX века во дворце была китайская комната. В «портретной» висели портреты всех представителей династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской орды Юсуф-мурзы.
Гербовая комната была декорирована по высокому карнизу скульптурными медальонами с гербами рода князей Юсуповых. Эту комнату, стены которой были отделаны шелковыми обоями цвета бордо, украшала большая хрустальная люстра, венецианские зеркала в тяжелых резных рамах, стояла старинная мебель — роскошь и богатство сочетались здесь с изысканным вкусом и чувством меры. В кабинете князя находилась богатая коллекция произведений древнерусского искусства, висел замечательный портрет княгини З. Н. Юсуповой.
Из путеводителя «По Москве», издания М. и С. Сабашниковых 1917 года, можно узнать, что с разрешения хозяев осмотреть богатые интерьеры дворца мог каждый желающий. Интересно, что князь Юсупов, высоко ценивший уникальность своего дома как памятника истории и архитектуры и радеющий о его сохранности, еще в 1914 году писал:
«…Дом имеет значение в смысле археологическом…» — и далее: «…поддержание дворца в настоящем виде стоит огромных расходов, и обложение его по высокой норме не может не отразиться на стремлении домовладельца к такому поддержанию: казалось бы естественным, что Город, идя навстречу культурным запросам общества, должен относиться особенно бережно к реликвиям искусства, а между тем в действительности представитель Города – оценочная комиссия косвенным образом влияет на разрушение таковых реликвий, облагая их высоко». Удивительно, как современно и актуально звучат слова князя в настоящее время.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

После революции 1917 года дворец Юсуповых был экспроприирован государством, а последние владельцы уехали за границу. Коллекция картин, антикварная мебель, собрание редкой хрустальной и фарфоровой посуды, другие предметы интерьера были отправлены в государственные хранилища, многие вещи бесследно исчезли. Одно время до 1929 года во дворце действовал Музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещаются различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, Институт планирования, экономики и организации, Всероссийская сельскохозяйственная академия им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую многие годы возглавлял академик, ученый-биолог Николай Иванович Вавилов. Здесь работал академик Дмитрий Николаевич Прянишников и многие другие ученые.
В настоящее время в здании располагается президиум Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). В 2004 году памятник был передан в долгосрочную аренду проектной организации «МежрегионНИИпроект».
В течение долгой послереволюционной жизни уникальный памятник ветшал и разрушался, дворцовые интерьеры претерпели всевозможные изменения. После войны коллективом Центральной государственной реставрационной мастерской были проведены ремонтно-восстановительные работы.
В 1960 году, по Постановлению Совета Министров РСФСР, Палаты Волковых-Юсуповых XVI-XVIII вв. были поставлены на государственную охрану и являются объектом культурного наследия федерального значения.
К городским празднованиям 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина на фасадах здания Юсуповского дворца были проведены реставрационные работы — частично отремонтирована кровля и кованая решетка, выходящая на Б. Харитоньевский переулок.
В 2004 году, на основании планово-реставрационного задания, разработанного Главным Управлением по охране памятников г. Москвы (в настоящее время — «Москомнаследие»), начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До этого проводимая на памятнике реставрация носила скорее случайный, нежели планомерный характер.
Накануне последней реставрации была проведена большая подготовительная работа: обмеры, комплекс научных исследований по памятнику, включающий историко-архивные исследования, изучение документов личного фонда Юсуповых, а также чертежей архитекторов В. Ф. Померанцева и П. Р. Султанова, эскизов художника Ф .Ф. Солнцева, сохранившихся фотоматериалов XIX века.
Научно-проектная документация подготовлена архитекторами Института по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация». Заказчиком на проведение работ является арендующий памятник ООО НИПКИ «МежрегионНИИпроект», генподрядчиком — реставрационная организация ОАО «БАМО», которая совместно с ООО «Реском» осуществляет производственный процесс.
Стремясь максимально сохранить уникальный архитектурный облик памятника, в настоящее время разрабатывается проект его приспособления под современное использование, включающий ремонт внутренних инженерных сетей и оборудования.
Предполагается восстановление разрушенной пристройки XIX века по северному фасаду, разборка наружных стен проездной арки с дальнейшим остеклением проемов витражами.
После предварительного укрепления конструкции кровли планируется замена ее покрытия «в шашку» в соответствии с историческими материалами; подлежат серьезной реставрации южное и северное крыльца, оконные проемы с заменой столярки, каменные и паркетные полы первого и второго этажей.
Проект предполагает два варианта окраски фасадов. В первом варианте, в соответствии с имеющимися историческими сведениями и старыми фотографиями, предполагается полихромная покраска стен и кровли, какой она была в XIX веке — период окончательного формирования существующих объемов и интерьеров здания. Второй вариант – это ныне существующая покраска: кирпично-терракотовые стены и белые детали. Этот вариант покраски более поздний, советского периода. Росписи стен и сводов должны быть отреставрированы в соответствии с рекомендациями художников-реставраторов. «Под занавес» будут проведены работы по благоустройству территории.
Таким образом, благодаря стараниям Комитета по культурному наследию г. Москвы, сегодня мы являемся свидетелями возрождения уникального памятника архитектуры.

20

ПАШКОВ ДОМ

Самым красивым зданием Москвы до сих пор считается Пашков дом, где ныне помещается Государственная библиотека имени В. И. Ленина. Какие же свойства, какие архитектурные приемы определили эту высокую оценку?

Дом выстроен в 1784—1786 годах на Моховой улице (ныне проспект Маркса) известным русским архитектором В. И. Баженовым для отставного поручика П. Пашкова (илл. 15). Присмотревшись к дому, мы придем к выводу, что он невелик. Но он кажется больше, чем есть, благодаря вытянувшимся вдоль улицы по одной прямой галереям, примыкающим к главному объему и флигелям, завершающим по краям общую архитектурную композицию. Такая трехчастная композиция, состоящая из центрального здания, галерей-переходов и флигелей, не прихоть зодчего — она обоснована тогдашней жизнью. В главном доме размещались жилые комнаты и парадные залы владельца. Во флигелях находилась кухня, жила прислуга и останавливались гости. Переходы-галереи давали возможность пройти из флигелей в дом, не выходя наружу, что было особенно важно в ненастную погоду или зимой.

В. И. Баженов. Пашков дом. 1784-1786

Пашков дом принадлежит к типу сравнительно небольших жилых зданий, приспособленных к всевозможным празднествам и балам, к так называемым «увеселительным» строениям, которые так любили в XVIII веке. Но мы вынуждены все же сделать вывод, что в его внешнем, столь живописном облике, безусловно, есть элементы общественного сооружения. В чем же они сказываются? Посмотрите, здание не стремится отгородиться от улицы, замкнуться на своей территории. Наоборот, оно так поставлено на небольшом пригорке, возвышающемся над проходящей внизу улицей, что его видно с далекого расстояния. Благодаря тому что дом обращен своим основным фасадом к улице, возвышается над ней, входит в ее пейзаж, хорошо обозреваем со многих сторон (из-за перекрестка улиц) и, наконец, стоит лицом к Кремлю, — он наделен определенными чертами дворцового характера (дворцовое здание воплощало в те годы представление об общественном значении архитектурного сооружения). Дворцовость дома Пашкова сказывается в общем строе его архитектурной композиции. Ему присуща определенная торжественность, представительность, парадность. Дом неизменно воспринимается как стройное по своим формам праздничное здание, где каждая часть, каждая деталь — образец законченности и совершенства. Чтобы усилить впечатление общественного значения архитектуры дома, зодчий применил высокий аркадный цоколь, который поднял здание, и это позволяет лучше оценить его высокие художественно-архитектурные свойства. Часто расположенные, вытянутые вверх окна не только служат хорошим источником освещения покоев и зал, но и вновь заставляют нас пристальнее вглядеться в это светлое, праздничное сооружение. Особенно эти свойства здания ощущаются вечером, когда освещенная вереница окон словно возвещает о начавшемся здесь празднике, об обилии съехавшихся гостей, о музыке, звучащей с хор, когда вот-вот должны начаться танцы (забудем, что тут сейчас расположен читальный зал библиотеки). А этот праздник, бал, гости — часть общественной жизни того времени.

А теперь постараемся разобраться в общем композиционном замысле здания (илл. 16), что даст нам возможность глубже оценить мастерство архитектора и познать логику его творчества. Дом Пашкова выстроен во время господства стиля классицизма, когда так ценили ясно очерченный, хорошо видный в окружающем пространстве цельный блок сооружения. Действительно, четко построенный объем здания воспринимается сразу же в его трехмерном измерении, поскольку примыкающие к нему низкие галереи и флигели расположены так, что дают возможность сразу же охватить взглядом центральную часть. Однако при подобном построении можно было легко нарушить цельность и единство общей композиции. С целью устранения этого недостатка архитектор прибегнул к ряду приемов, которые не позволяли распасться архитектурной композиции на отдельные обособленные друг от друга части. Именно поэтому он применил в цоколе мотив аркады, проходящей по всему фронту здания. Она связывает между собой все части сооружения, хотя из-за различной толщины стен и опор-простенков она на отдельных участках получает особые оттенки. В этом нетрудно убедиться, сопоставив арки цоколя центральной части с аркадой галереи. Эта же общность форм аркады заставляет включать галереи и флигели в состав основной части дома, который потому и кажется больше, чем он есть на самом деле.

В. И. Баженов. Пашков дом. 1784-1786. План

Однако при всем пристрастии мастера к четким, спокойным объемам он не упускает из вида близости своего произведения к Кремлю. Одной из отличительных черт последнего был живописный, декоративный по своей природе силуэт. Верхи башен, зубцы стен, главы соборов, завершения теремов и других построек образовывали тот ломкий, острый контур, который отчетливо выступал на фоне неба и который так ценился людьми Древней Руси. Вот эта-то специфическая черта облика Московского Кремля, видимо, определила необычный силуэт Пашкова дома. Архитектор стремился, при всем отличии архитектуры Московского Кремля от своего произведения, связать его, хотя бы зрительно, с прославленными древними памятниками столицы. С этой целью он увенчивает центральное здание небольшим круглым бельведером. На нем была поставлена статуя, погибшая во время московского пожара 1812 года. Бельведер со статуей не только создавал запоминающийся силуэт, но и подчеркивал одновременно объемность центральной части дома. Флигели же получили портики, увенчанные треугольными фронтонами, равные ширине их корпусов. Эти фронтоны не только выделяют по силуэту флигели, но линиями своих крайних скатов направляют взгляд к центральному зданию, к его венчающему бельведеру. Тем самым флигели вновь зрительно связываются этим тонким приемом с центром, образуя вместе с тем композиционный треугольник, в который вписывается весь уличный фасад. Его вершиной был все тот же бельведер с венчавшей его некогда статуей.

Общий композиционный треугольник уличного фасада, как и фронтоны флигелей, должен был быть поддержан аналогичным приемом в архитектуре самого главного здания, без чего оно выглядело бы несколько чужеродным, оторванным от всего остального. Поэтому архитектор рассчитывает цоколь портика дома на шесть колонн, а ставит лишь четыре, заменяя крайние статуями. Благодаря такому приему в центре дома зрительно образуется новый равнобедренный композиционный треугольник, наклонные стороны которого отмечены статуями на углах портика. Следует также иметь в виду, что статуи перед портиком перекликались со статуей бельведера.

Баженов ставит ионические колонны портиков флигелей прямо на землю, в то время как колонны композитного ордера главного здания вознесены на высокий цоколь. Это пристрастие известного мастера к зрительным, как бы наслаивающимся друг на друга композиционным треугольникам в построении фасада меньше всего следует считать лишь изощренною игрою или прихотью. Наоборот, тут следует видеть искушенного в своем искусстве зодчего, хорошо связавшего все отдельные части здания в цельную архитектурную композицию, привлекающую нас как своим единством, так и разнообразием форм.

Столь искусное композиционное построение, в котором так подчеркнута роль венчающего, высоко поставленного бельведера, предопределила вертикальное членение стен самого здания. Именно поэтому на каждом простенке помещена пилястра. Естественно, что вертикальные линии пилястр вторят колоннам портика и вместе с тем зрительно облегчают весь блок здания. С этой же целью колонны и пилястры покрыты каннелюрами — полукруглыми выемками, которые не только усиливают вертикальную направленность стен, но и наделяют их тонкой светотеневой игрой, придающей блоку здания определенное чувство пластичности.

Естественно, что орнаментальная лепнина антаблемента и тумбы с декоративными вазами венчающего парапета находятся строго над каждой колонной и пилястрой, образуя совместно стройную и нарядную архитектурную систему членения стен.

Этой системе отвечают вытянутые формы окон, расставленные в сравнительно частом ритме. Для усиления праздничности архитектуры зодчий помещает в филенках над окнами цоколя и в верхних частях наличников окон верхнего этажа лепные гирлянды. Орнаментальная лепнина антаблемента, орнаментированные шишечки, подвешенные у волют капителей ионических колонн, как и декоративные вазы парапета, служат этой же цели. Крупно рустованный цоколь, воспроизводящий кладку большими блоками камня, оттеняет народную легкость верхней части сооружения. Львиные маски на замковых камнях окон цоколя, как и их полукруглые арочные завершения, призваны образно передать впечатление прочности и силы этой части здания.

Разобравшись в архитектуре фасада Пашкова дома, обращенного в сторону улицы, налюбовавшись его изяществом и красотой, обогнем дом и войдем во двор, где расположен основной вход в здание. Здесь при входе с переулка нас встретят сложно скомпонованные ворота. Многие их детали покажутся нам знакомыми. Так, ионические колонны ворот близки к' колоннам портиков флигелей, а криволинейное завершение ворот несколько напоминает по своим декоративным формам декоративные элементы бельведера главного здания.

Сквозь легкий узор решетки створок ворот нам открывается новый вид на уже знакомый фасад главного дома (фасад со стороны двора в основном повторяет фасад со стороны улицы.) Но что же тут нового, что заставляет нас по-другому воспринимать уже виденные нами архитектурные формы? Дом теперь стоит строго против нас на ровной площадке и, следовательно, не только должен выглядеть по-иному, но и обладать иными архитектурными элементами, если, конечно, архитектор подумал об изменившейся точке зрения и местоположении здания. И он, как талантливый архитектор, подумал и предусмотрел происшедшие изменения.

Нетрудно заметить, что дом отдален от ворот на сравнительно большое расстояние. Нужно ли это расстояние для того, чтобы оценить архитектуру здания? Пожалуй, нет — ведь покоряющая красота композиции дома вместе с галереями и флигелями с этой стороны не видна. Помимо этого, здание воспринимается от ворот строго фронтально и притом сразу, поскольку, как мы знаем, объем его главной части невелик. Следовательно, вынужденная дальность расстояния — неизбежная особенность местоположения, а потому здесь следовало прибегнуть к другим архитектурным приемам, чтобы произвести должное впечатление.

С целью зрительно приблизить здание к входящему во двор, архитектор справа и слева от ворот поставил декоративные стенки, обработанные ложными аркадами. Они идут к дому под углом, наподобие раскрывающегося в его сторону коридорафаструба. Оригинальный прием расположения стен ограды двора, как и учащающийся в перспективе ритм арок, направляет наш взгляд к дому. А дом как бы устремляется нам навстречу. Это достигается тем, что знакомый нам по уличному фасаду цоколь имеет по краям отступы. На них так же, как и на главном фасаде, поставлены статуи. Таким образом, со стороны двора фасад дома построен по ступенчатообразной форме: вперед выдвинут четырехколонный портик над входом, затем следуют боковые отступы цоколя со статуями, а затем уже стены основной части. «Ступенчатость» фасада часто обусловлена как территорией участка, так и единственно возможной точкой зрения на него. Она призвана зрительно уменьшить расстояние между воротами и домом, а также подчеркнуть, что перед нами не плоский фасад, а цельный архитектурный объем, обращенный навстречу входящему. Помимо этого, далекий вынос портика, порождающий легкую затененность расположенных за ним стен здания, обусловлен ориентацией дворового фасада на север. А северные фасады в географической зоне Москвы бывают освещены солнцем весьма непродолжительное время в середине лета и то лишь рано утром и поздно вечером. Следовательно, архитектор предусмотрел плохую светотеневую лепку архитектурных форм этой части здания. Вынесенный вперед портик дома в известной степени восстановил утраченные качества.

Внутренняя отделка дома погибла во время пожара 1812 года. Затем, во второй половине XIX столетия, здание было приспособлено под библиотеку, носящую теперь имя В. И. Ленина. От прежних зал и комнат ничего не осталось. Пашков дом — прекрасное своим наружным видом здание. Внимательный осмотр его с внешней стороны позволил нам познать логику композиционного построения, проследить архитектурно-пластическую обработку его объема и по достоинству оценить талант его автора — В. И. Баженова.