Основные тенденции развития этнополитических процессов
Многонациональность России - это исторически сформированная общность народов и культур.
Основой России как страны, общества, государства был постоянный процесс собирания народов и земель. Именно за такую работу в России, прежде всего внутри русского этноса, князь Ярослав был назван Мудрым. Процесс собирания народов и земель в единое государство - а это главная задача национальной политики - требует огромной мудрости от государственных и общественных деятелей, от всех граждан Российской Федерации.
В состав Российской империи в свое время по-различному входили сотни народов, которые и составили этническое многоцветье нашей страны. Их пути были неодинаковыми, а судьба в России и русских, и нерусских оказалась одинаково сложной. Но она, всегда строилась под знаком общности. В целом же вывод можно сделать такой: многонациональность - это величайшее благо России, ее огромное историческое достояние. И важно разумно и умело им распорядиться.
Съезд Ассамблеи народов России еще раз подтвердил общую устремленность к тому, что путь страны и впредь лежит через просторы самобытного национального развития и всестороннего межнационального сотрудничества народов в составе единого Отечества. Для России в обозримой исторической перспективе необходимо сохранять и умножать достояние многонациональности, открывать новые перспективы для его служения интересам каждой национальности, всей Российской Федерации. Попытки же не заметить, пренебречь национальным многообразием обедняют Россию, делают невозможным ее единство, снижают ее жизнеспособность и народа, и общества, и государства.
В условиях демократизации общественной жизни национальная энергия народов была раскрепощена, и задача государства состояла в том, чтобы направить ее в созидательное русло. Этого не было сделано, и на поверхность стали "выползать" старые обиды и новые недовольства. Мощной недоброй лавиной они обрушились на общество, на людей, на государство. И как не вспомнить мудрое изречение: проблемы зарождаются медленно, но размножаются очень быстро. Все это привело к настоящему "взрыву" этнического самосознания и росту устремлений к узкоэтнической самоидентификации. Другие формы социальной идентичности людей стали отходить на задний план: человек устремился в свою этническую "пещеру", чтобы спастись от "предавших" его политико-социальных институтов. Характерным примером, подтверждающим этот тезис, может служить появление в процессе реформирования не только новых независимых государств, но и значительного числа новых этнических общностей. Если по последней советской переписи населения (1989 год) в стране было зафиксировано 127 этнических общностей, то по итогам первой российской микропереписи (1994 год) мы уже имеем 176 национальностей с четкой этнической самоидентификацией. Думаем, что в очередной переписи их будет около 200. Этот феномен объясняется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время ассимилировавшимися с родственными народами, в условиях возможности свободного этнического волеизъявления, заявили о своей самоидентификации. Более того, оказалось, что при этом они в действительности сохранили свою самобытность, язык и традиции, доказывая еще раз жизнеспособность этнической энергии. В целом это объективный процесс, а значит надо научиться его направлять в созидательное русло.
Из сказанного следует принципиальный вывод: многонациональная Россия на обозримый исторический период будет сохраняться как многонациональное государство. Феномен многонациональности - это для России историческая данность, которая вытекает из реального существования этносов, и с этими реальностями не может не считаться ни один серьезный политик. И это еще один аргумент в пользу необходимости повышения приоритетов эффективной и стратегически выверенной национальной политики.
Нередко "национальная специфика" в устах некоторых политиков - это зачастую способ уйти от ответственности и творить недобрые дела за ее фасадом. Эксперты Ассамблеи народов России уверены в том, что нет такой национальной специфики, которая не могла бы быть разрешена, реализована в рамках Конституции Российской Федерации. Важным следствием роста этнического самосознания явилась политическая активизация этнических элит, резкое увеличение в России числа национальных движений, общественных и политических организаций, национально-культурных автономий и центров при дефиците деятельности многонациональных организаций. Тем более, что национальные движения не стали ограничивать свою деятельность лишь этнокультурными запросами, как некоторые предполагали, а, следуя примеру этнополитических элит бывших союзных республиках, начали от имени своих народов выдвигать достаточно жесткие политические требования. Мы столкнулись и с фактами перерождения этничности в политический экстремизм и сепаратизм. Согласованием и подписанием Федеративного договора (1992 г.), принятием новой Конституции (1993г.), разработкой и утверждением Концепции государственной национальной политики (1996 г.) этнократические тенденции были существенно ослаблены. Но процесс политизации национальных движений, а где-то и роста этнополитического экстремизма еще не преодолен, хотя радикальные националистические партии титульных национальностей на выборах во многом потерпели поражение. Оказались на обочине политической жизни даже такие, некогда влиятельные, националистические организации, как "Память", РНЕ, "Конфедерация народов Кавказа", ТОЦ и другие. Не имели, к счастью, успеха ни в одном субъекте федерации и в целом в России и организации национал-шовинистического толка, пытавшиеся говорить от имени русского народа. Это подтверждает высказанную мысль о том, что рвущиеся к жизни идеи национал-шовинизма и национал-сепаратизма все еще опасны.