О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русские частушки, фольклор

Сообщений 21 страница 30 из 40

21

Книги - о Русских частушках

22

Русские частушки

23

Фольклор

Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное;
художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой.

Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции:
Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики и т. д.

Обрядовый и необрядовый фольклор

Фольклор делится на две группы — обрядовый и необрядовый.
К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки).
Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций.
К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.
К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки.
Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную.
К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот.
К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне.
К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие.
Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).

Фольклор в СССР

Фольклор быстро заполняет любую нишу, оставленную печатными изданиями.
В частности, в СССР, ввиду цензуры, особенно отточены были короткие частушки и анекдоты с острым политическим и/или сексуальным содержанием и/или ненормативной лексикой.
В настоящее время, анекдоты стали доступны в письменном виде; это могло привести к некоторому снижению их остроты и потере некоторых элементов фольклорности.

Фольклор в русской революции

В 1918 г. писатель Михаил Пришвин сохранил от реквизиции свой архив, написав на тюках с книгами слово «фольклор».
— Русский человек, — объяснил он, — с уважением относится к непонятным, особенно к иностранным словам.
С тех пор ни один заградительный отряд не решился тронуть эти тюки.
К. Г. Паустовский «Книга о жизни. Начало неведомого века». Часто встречался фольклор и в 70-е годы. Особенно, на его фоне, было много различных шуток.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

24

Народная музыка

Народная музыка (или фольклорная, англ. folklore) — музыкально-поэтическое творчество народа.
Она — неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры.
На конференции международного совета народной музыки (начало 1950-х годов) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами — непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).

Различают устную и письменную музыкальные традиции.
Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур.
Таким образом народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, то есть ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.

Влияние религии

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа.
Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).

Музыкальный профессионализм

Профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, но и для устных (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).

Жанры народной музыки

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.

Выразительные средства народной музыки

мелос  (от речитативного, например, эстонские руны, южнославянский эпос, до богато орнаментального, например, лирические песни ближнесредневосточных музыкальных культур);

многоголосие  (гетерофония, бурдон, полиритмичное сочетание попевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская квартосекундовая и среднерусская подголосочная полифония, литовская каноническая сутартине);

ладозвукорядная система  (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»);

ритмика  (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений);

формы  (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и другие).

25

Народные артисты, певцы и сказители

В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:

кобзарь
вагант
гусляр
скоморох
лэутар
ашуг
акын
кюйши
бахши
оленши
гусан
тагасац
мествире
клезмер
хафиз
олонхосут
аэд
жонглер
менестрель
шпильман
жирши
бард
трубадур
трувер

26

Народная песня

Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

Виды народной песни:

По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные (гетерофонного и других типов).
Детские народные песни

Народная музыка
Этническая музыка
Русская народная песня
Еврейская песня
Татарская народная песня
Марийская народная песня
Мугам
Уйгурские мукамы
Ыр

27

Русский фольклор

Шемагинские улошные частушки

1.  Ох, я по берегу ходила,
Голубой цветок рвала,
Я милого будила,
Добудиться не могла.

2.  Голдырёвочка горит,
Всё попыхивает,
Мой-от миленький-то болеет
Чуть повздыхивает.

3.  Ох, у меня на сердце есть
Неизлечимая болезнь:
Я с измалых-то годов
Узнала тайную любовь.

4.  Ох, скоро, скоро Троица,
Зелёный лес покроется,
Когда милочка придет,
Сердечко успокоится.

5.  А я черёмушку ломала,
С белым цветом над водой,
А отольются тому слезы,
Кто смеётся надо мной.

6.  А вспомню я про саночки,
Как зимой да я катался,
Вспомню я еще про милого,
Как я с ним еще расстался.

7.  Это что за речушка течёт,
Голуби купаются?
Это что за милочка идёт,
Все в него влюбляются?

8.  Голубочек улетел,
Голубушка осталася,
Неужели, милый мой,
Я с тобой рассталася?

9.  А кудри вилися, свалилися
На правое плечо,
То и думает хороший,
Что любила горячо.

10.  Неужели в самом деле
Коло нас зелёный сад?
Неужели в самом деле
Меня милочка бросат?

11.  А балалайка шестиструнная
Не кормит, не поит,
Какое горюшко накатится —
Она развеселит.

Источник: http://rusfolklor.ru/archives/12065#more-12065

28

Частушки

На работу собираюсь
Сразу водкой запасаюсь,
Потому что, только с ней
Начальство, кажется умней.

<

Как ни включишь телевизор:
Кровь, насилие и блуд.
Население планеты
Апокалипсиса ждут.

<

Про политику частушки
Я не буду напевать,
Чтоб с такой свободой слова
Не смогли нас расстрелять!

<

Лень и водку на России
Окружат заботою.
Не пойму я ни черта:
Кто тогда работает?

<

Хорошо в России жить,
Хорошо на деле,
Потому что новый год,
Целых, две недели.

<

К нам пришел большой чиновник,
Наш директор стол накрыл.
Наш завод несет убытки —
К нам чиновник зачастил.

<

Как-то раз пришел в больницу
Я с больною головой.
Удалили мне аппендикс
И лечили геморрой.

<

Мы культуру повышаем
Не культура, прост, клад:
С голубых экранов льется
Трехэтажный смачный мат.

29

Частушки  Аграфены Ивановны Глинкиной

Богача любить — надо строго ходить.
Артиста побить — надо чисто ходить.
А бедного любить — справедливо будем жить.

<

Мне конфеты надоели,
стручья падокучили,
меня нонешний годочек
славушка замучала

<

Я конфеты исть не буду,
Стручья в руки не возьму.
Я худую эту славу
Под ногами потопчу

<

С того краю по Дунаю
Ветерок холодненький.
Батька с маткой не жалеют
— Пожалей-ка, родненький.

<

А на горке два милёнка
— Там, наверно, твой и мой.
Твой — у розовой рубашке.
Мой, наверно, в голубой.

<

Коло речки шла —
Бела мылася.
Сердечко болит —
Простудилася.

<

А ты Коля, Николай,
Ты колечко не ломай!
Кольцо сломишь — не сольёшь,
Меня замуж не возьмёшь.

<

Лучше Пети нет на свете: У
важительный такой.
Уважает — провожает:
Пойдём, душечка, со мной!

<

Прощай город и Смоленск,
Широкая улица.
Прощай, милая моя,
Дорогая умница.

<

Вышивала я платочек
— Каёмочка — краснинки.
Каёмочка — краснинки
— Своему дружку Васеньке.

<

Я платочек вышивала
— В уголочках цветики.
В уголочках цветики —
Своиму дружку Петинъке.

<

Сядем, сядем с тобой рядом,
Земляниченька моя!
Расскажи, моя милая,
А в каво ты влюблена?
Али в Васю, али в Петю,
Аль в меня ли молодца?

<

Незабудочку-цветочек
С неба ангел уронил.
Не забудь ты, друг мой милый,
Что мне раньше говорил.

<

Где я с миленьким стояла
— Снег расстаял до земли.
Где я с миленьким прощалась
— Там цветочки расцвели.

<

Всё б я пела, всё б я пела.
Всё б я веселилася.
Когда б прежняя любовь
Назад воротилася.

<

Я гуляю и гуляю
— И гулять мне хочется.
Моя прежняя любовь
Назад не воротится.

<

Много песен перепела —
Я ещё одну спою.
Много славы потерпела
За ошибочку свою.

30

ЧАСТУШКИ - нескладушки

Вы послухайте ребята
Нескладуху вам спою:
У ворот стоит телега
И лягает верею*

*Верея — столб, на который навешиваются ворота

<

Вы послушайте девчата
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь

<

Я с высокого забора
Прямо в воду упаду
Ну кому какое дело
Куда брызги полетят!

<

Сапоги сшил из рубашки
А рубашку из сапог
Дом поставил из опилок
— Вышел славненький домок

<

Запрягу я котку в дрожки
А котенка в тарантас
Повезу свою хорошую
Всем людям напоказ.

<

Сидит заяц на березе
При калошах, при часах
Я спросила: — Сколько время?
— Не женатый холостой.

<

На болоте, на снегу
Укусил комар блоху
Сидит заяц на березе
Умирает со смеху.

<

Песни петь — ноги кривые
Плясать голос не дает
Я пошел бы к теще в гости
Да не знаю где живет.

<

У моего миленка
Плохая кобыленка
Она стояла у горы
Ее заели комары.

<

Сидит заяц на заборе
Ломом опоясаный
Ну и пусть себе сидит
Может он медведя ждёт.