О родной стране, о России - RUSSIA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Русский быт и праздники на Руси » Календарь праздников в России


Календарь праздников в России

Сообщений 71 страница 77 из 77

71

О государственных майских праздниках – 1 мая и 9 мая.

Они греют сердца людей старшего поколения, для которых еще памятны события, связанные с их молодостью: демонстрации, флаги, плакаты, яркие гвоздики, всеобщая радость, связанная с Победой, чувством единения, родством душ. Первая зелень, ощущение счастья…

Для молодых эти майские дни, скорее, маленький отпуск, отдых или подготовка к посевному сезону. Это не удивительно, ведь еще со старинных времен в это время рачительные хозяева засевали морковь и свеклу, начинали пахоту. С маем месяцем связано огромное количество народных праздников и примет.

Русские обычаи

В день Первого Мая (на Ивана Нового) с утреца тайком смачивали в колодцах семена, туда же бросали монеты – на удачу.

Второго мая все женщины почитались именинницами, они собирались у реки или в лесу на бабий праздник Моргосье втайне от мужчин и незамужних женщин, совершали ритуальную трапезу.

В начале четвертой недели после пасхи (На Феодора, в 2004 г - 3 мая) рано утром ходили на кладбище и окликали родителей. Считалось, что в этот день покойники тоскуют по земле.

В мае жениться – весь век маяться. Рад бы жениться, да май не велит!

В Проклов день (4 мая) было принято проклинать нечистую силу. Проклятия выкликали обычно старые люди за околицей, становясь лицом к западу. Нечисть отступала, а люди ограждались от нее на всю весну и все лето.

72

Из истории первомайского праздника

В 1884 году Американская федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.

1 мая 1886 года в США бастовали 350 тысяч человек, еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200 тысяч, примерно столько же - сокращения с 12 и более часов до 9-10.

В Чикаго движение было наиболее массовым. 1 мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до мая 1886-го), не работало ни одно предприятие.

В декабре 1888 года в Сент-Луисе съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая днем общенационального выступления за права рабочих.

В июле 1889 года решения 1-й (Парижский) конгресс Второго Интернационала принял решение о ежегодном праздновании этого дня как дня международной солидарности трудящихся (в память о героическом выступлении рабочих Чикаго в майские дни 1886).

Рабочие России отмечают Первое мая с 1891 года.

В 30-е сталинские годы появилась идеологическая подоплека праздника, появились политические лозунги. А в настоящее время - это один из государственных праздников Российской Федерации.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

73

Позиция

… Естественно, что все праздники в истории человечества начинались как праздники, связанные с природным циклом.
Праздник урожая, праздник посева и так далее. После некоторого периода эти праздники преобразовались уже в религиозные праздники, изначально они, конечно, носили религиозный характер, но посвящены конкретным богам они стали несколько позже. Менялся объект празднования, но не менялся субъект, естественно, человечество. Объект менялся в связи с тем, что человечество менялось. Сначала это были земледельческие праздники, потом религиозные, потом на место бога пришла нация, так появились национальные праздники уже в 19-м веке. Ну и когда началась эпоха так называемого капитализма, как ее описал Маркс, появляются и собственно классовые праздники. И Первое мая, конечно, начинался, безусловно, как классовый праздник, как праздник тех, кто работает по найму. Необязательно рабочих, это могли быть инженеры, работающие на найме, но это был праздник, посвященный именно людям наемного труда. В Советском Союзе понятно, что с этим праздником произошло. А вот интереснее, что произошло с ним на Западе, в постиндустриальных обществах. В постиндустриальном обществе классовые различия размываются и практически исчезают, образуется масса социокультурных групп. И с определенного момента, как мне кажется, Первое мая стал праздником всех тех, кто вообще работает. Неважно, работает он на чужой собственности, работает он на своей собственности, как угодно. В общем это праздник всех тех людей, которые зарабатывают себе на жизнь трудом.

Сегодня 1 мая – Праздник Весны и Труда. В России, где огромное количество партий, общественных движений, общенационального единства сегодня нет. Исчез и идеологический окрас праздника.  И  вот общенародный праздник стал потихоньку семейным. Поэтому не забудьте в эти дни поздравить представителей старшего поколения вашей семьи, ваше внимание им будет очень приятно.

Кирилл Кобрин, историк

74

Праздник Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годы

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

75

Праздник Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годы

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

76

История украшения Ели


     Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе.
В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки стали ставить только в 1852 году.
К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников. Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею.
Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в наши дома. Правда, для большинства неверующих советских людей вернулась елка уже не как Рождественская, а как новогодняя.

Праздник Нового Года и Рождества неотделим от аромата и свежей зелени настоящей Рождественской елки.
Трактовка дерева как символа жизни - традиция, более древняя, чем христианство, и не принадлежащая к какой-то определенной религии.

Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. Жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки во время празднества зимнего солнцестояния.
В Средние века вечнозеленое дерево с красными яблоками было символом праздника Адама и Евы, отмечавшегося 24-го декабря.

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В Америку ее завезли немецкие поселенцы, а также наемники, принимавшие участие в войне за независимость. В 1804 году американские солдаты в форте Дирборн (теперь Чикаго) в Рождество приносили к себе в казармы деревца из соседнего леса.

Популярность Рождественской елки быстро росла. В 1842 году в Вильямсбуге, Вирджиния, Чарльз Миннегрод уже предлагал покупателям украшения для деревьев. В 1851 году Марк Карр доставил на улицы Нью-Йорка две воловьи упряжки, груженные елками и первым в Соединенных Штатах начал продавать праздничные деревья в розницу.

увеличить

увеличить

77

Дед Мороз и Снегурочка

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.
Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября …

Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru
Елена Душечкина

http://s7.uploads.ru/t/rcf9V.jpg


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Русский быт и праздники на Руси » Календарь праздников в России