О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русский быт в старину

Сообщений 41 страница 47 из 47

41

РУССКАЯ ОДЕЖДА

     Одежда - это не просто внешний вид, но еще и самовыражение человека, нечто, не только говорящее окружающим о внутреннем устройстве человека, но и оказывающее влияние на внутренний духовный мир хозяина.
По словам священника Павла Флоренского, одежда является частью тела, а потому таинственно связана с духовным существом человека.
Благородная одежда как бы побуждает себя вести соответственно порядочно; цель благопристойной одежды - помочь человеку самому стать благопристойным. Ради такой цели придется претерпеть некоторые неудобства.
Первым из этих неудобств будет преодоление "террора среды", несколько болезненное для некоторых преодоление непохожести на всех. Впрочем, если все носят безобразную одежду, стоит ли им в этом подражать, только ради того, чтобы не выделяться из их среды?

     Обратимся немного к прошлому.
Историк Костомаров, сравнивая одежды русского народа, нашел, что одежда крестьян была одинакова с царскими одеждами и даже носила одинаковое название, только отличалась достоинством материала и убранством.
Весь русский костюм обладал общими чертами - малорасчлененным, компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром.
Когда женщина двигалась, костюм ее сохранял свою особенность - плавную текучесть линий, похожую на движение лебедя. Этот характер движения был настолько гармоничен для образа русской женщины, что сохранился во многих хороводах и плясках.
Несравненное великолепие народного костюма наделяло его носительницу истинной красотой, которая не случайно называлась божественной. Русская женщина светилась, как убранная церковка, только одним своим появлением уже радовала, освещала и согревала.

     В русском костюме удобно растить ребенка, заниматься домашним хозяйством, ходить в церковь, отмечать праздники в гостях. Он помогал женщине чувствовать себя достойно, заботливо оберегал и от холода, и от палящего солнца, служил защитой от мелких бытовых неприятностей.

     Русский костюм - это живая летопись наших предков. С его помощью мы можем проследить политические, экономические, культурные нити, связывающие русский народ с другими государствами. Можем насладиться отраженной в нем историей, географическими особенностями нашей страны.
Самое главное, мы можем помочь себе вернуться к нашим корням, обрести себя, уйти от обезличивающей нас моды.

По материалам «Православное слово»

42

РУССКИЕ ЛЮДИ 

ОДЕЖДА

В 19 — нач. 20 вв. одежда русских была очень неоднородной. Костюм дворянства с начала 18 в. под влиянием реформ Петра I сильно отошёл от нар. традиций и изготовлялся преимущественно по западноевроп. образцам. Верхушка и средние слои горожан в одежде, как и во всём быту, в силу своих возможностей старались подражать дворянству.

В провинц. городах мн. мужчины и женщины из купеческой среды ещё в сер. 19 в. носили старую рус. одежду. Особая приверженность старым образцам одежды наблюдалась у старообрядческого нас. Осн. масса гор. жителей (рабочие, мелкое и среднее мещанство, разночинная интеллигенция) в зависимости от благосостояния и социальной ориентации носила (в разных вариантах) так называемый гор. костюм, являвшийся простонародной разновидностью общеевроп. с вкраплением в него элементов традиц. крест, костюма.

Под влиянием новых веяний рус. нац. костюм быстро менялся — терял многие свои локальные черты, отражавшие его этнич. специфику и восходившие порой к временам глубокой древности, превращался в более однообразный, чем прежде. Он включал в себя новые, менее варьировавшие формы, к-рые становились общераспространёнными.

Однако в целом традиц. особенности рус. нац. костюма были относительно устойчивы и ещё к кон. 19 — нач. 20 вв. отчётливо прослеживались во мн. локальных вариантах. Процесс нивелировки и выработки обще-нац. форм раньше и в большей степени затронул муж. одежду. У Р. мужчины почти повсеместно носили прямые туникообразные, а затем и выкройные рубашки-косоворотки (с воротником или без него), с разрезом ворота сбоку (обычно слева), выпущенные поверх нешироких штанов (порты) и подпоясанные поясом.

Считается, что рубаха-косоворотка распространилась у Р. в послемонг. время (не ранее 15 в.), вытеснив более старый вид рубахи — туникообразной с разрезом ворота посередине груди, к-рая в 19 в. составляла основу муж. костюма украинцев и белорусов. Подобная рубашка среди Р. широко бытовала лишь у разл. групп казачества. Рубахи и штаны у преобладающей массы крестьянства были и нательной и выходной одеждой.

Разделение одежды на бельё и верхнюю стало развиваться лишь в кон. 19 — нач. 20 вв. В это же время ещё сохранялся в глухих местах древний обычай, когда мальчик ходил в одной длинной рубахе (примерно чуть ниже колен), подпоясанной поясом, до самой своей свадьбы.

В качестве верх, одежды были известны разнообразные кафтаны с клиньями по бокам, запахивающиеся глубоко на левую сторону («сермяги», «зипуны»). Эта одежда имела множество вариантов. Шили её из грубого домотканого сукна, но с распространением пром. товаров — также и из фабричных тканей, несколько меняя крой и отделку. У зажиточных крестьян и в купеческой среде в кон. 19 в. распространилась кафтанообразная поддёвка со сборами сзади. Поддёвка вместе с косовороткой и брюками, заправленными в сапоги, в 1890—1900-е гг. была в моде среди разночинной интеллигенции как русский костюм.

В деревне был распространен и др. вид самодельной суконной одежды — длинный прямоспинный, расширяющийся книзу халат (армяк, азям). Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Верх, одежда казаков развивалась под сильным влиянием одежды соседних народов (черкеска, бурка, бешмет). Сходной с мужской была верхняя одежда женщин.

Шапки преобладали валеные из шерсти. Наиболее распространенной была высокая почти цилиндрич. коричневая шапка «грешневик», изготовлявшаяся ремесленниками. В западнорус. губерниях носили ещё старинную полусфе-рич. «валенку». Зимой ходили в овчинных шапках разных фасонов (треухи, малахаи, кубанки, папахи). У казаков меховые шапки (кубанки, папахи) служили головным убором и летом, и зимой. В кон. 19 в. повсеместно распространились матерчатый картузы с козырьком.

Наиболее распространённым видом жен. и муж. обуви были лыковые лапти и в меньшей степени примитивные поршни (или морши) из 1—2 кусков сыромятной кожи. Эта обувь считается специфически крестьянской. Во 2-й пол. 19 в. — нач. 20 в. лапти были осн. обувью бедняков, а также служили рабочей обувью, но в южнорус. р-нах их надевали и на праздники. Казачьи р-ны и Сибирь лаптей не знали.

Лапти имели несколько вариантов, но наиболее распространёнными были т. н. русские или московские лапти из липового лыка с закруглёнными головками, выполненные косым плетением. Их носили с суконными или холстинными онучами и привязывали к ногам тканными в виде тесьмы или верёвочными оборами. Ременные оборы применяли пастухи, сплавщики. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги.

Женщины надевали т. н. коты в виде тяжёлых кожаных галош. Их надевали на чулки, к-рые (с пяткой или без пятки) вязали на продажу ремесленники. Рус. сапоги шили из юфти с пришивным голенищем или цельные — вытяжные. В качестве рабочей обуви кое-где носили и поршни, сделанные из целого куска сыромятной кожи.

Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти. Валенки с пришитым суконным голенищем были известны Р. с древности. Валенки, или пимы, в виде твёрдого сапога широко распространились с нач. 19 в. из Нижегородской губ., где их впервые начали валять.

Женская традиц. одежда значительно дольше сохраняла местные особенности. Главные различия заключались в особенностях севернорус. и южнорус. костюма. Выделялась в ряде случаев одежда нек-рых др. групп Р. Осн. часть жен. костюма составляла длинная рубашка из белого холста, рукава к-рой имели особые вставки на плечах (поли-ки), а ворот собирался в сборку.

Поверх рубахи на севере носили сарафан (длинная плечевая безрукавная одежда), к-рый подпоясывали тканым поясом. Сарафаном в 14 в. называли особый вид муж. верх, одежды. Позже так стали называть жен. одежду, получившую у Р. широкое развитие и известную наряду с мужской рубахой-косовороткой. Сарафаны были разнообразны по покрою, ткани и расцветке. Некоторые из них, как, напр., шерстяной шушун, или сук-ман, с цельным передним полотнищем, встречавшийся в северных, реже в южнорус. губерниях, восходят к глубокой старине. Другие появились сравнительно поздно, напр. т. н. круглый или московский, сборчатый сарафан на лямках.

Особенно широко он бытовал в Центр. России, вытесняя всё более косо-клинный. С сарафаном замужние женщины по праздникам носили разл. кокошники, венцы — твёрдые головные уборы, богато украшенные вышивкой, парчей, жемчугом. Из жемчуга на севере и в центр, губерниях низали и серьги (пясы) в виде желудей или кисти винограда, а также ожерелья.

Жен. костюм с сарафаном и кокошником или кикой в 16—17 вв. был в употреблении и у знатных. В будни на голове носили повойник (небольшую шапочку с завязками) и платок. Древний обычай прятать замужним женщинам волосы держался в быту долго, особенно среди крестьян и гор. простонародья. Девичий головной убор отличался от женского тем, что верх головы оставлялся открытым. Он повсеместно имел вид тканьевой полоски или ленты, повязанной вокруг головы. Волосы девушки заплетали в косу и украшали её лентами и нарядными косниками. Невесты под венец шли, согласно очень древнему обычаю, с распущенными волосами.

Севернорус. костюму были свойственны вышитые украшения, колорит которых отличался сдержанностью, сочетанием белого цвета с красным с добавлением синих, зелёных, жёлтых вкраплин.

Южнорусский женский костюм состоял из длинной холщовой рубахи с косыми или с прямыми поликами, подпоясанной тканым поясом, и понёвы из клетчатой шерстяной ткани, обычно изготовленной самими крестьянами. Понёва, как и родственные ей виды шерстяной несшитой или не до конца сшитой поясной одежды слав, народов (укр. дерга, запаска, болг. престилка), принадлежит, вероятно, к архаическим формам одежды. Девушкам до тех пор, пока они не станут невестами, понёву носить не полагалось.

Спереди поверх рубахи и понёвы надевали запан — передник. Замужние женщины носили сложный, т. н. кичкообразный головной убор (сороку), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов (также, по-видимому, по происхождению чрезвычайно древний). Этот головной убор имел множество вариантов. Шею, грудь украшали ожерельями, повязками, цепочками (гайтами), в т. ч. из разноцветного бисера.

Традиц. южнорус. костюм был очень красочным. В нём сочетались украшения различных видов: тканые, вышитые, нашивные, бисерные. Все убранство отличалось яркой полихромно-стью, интенсивностью колорита, плотным заполнением фона геометрич. узорами. Западнорус. костюм включал в свой состав полотенчатый головной убор, особого вида понёву или полосатую юбку (андарак).

По общему типу, некрым деталям, по преобладающей расцветке (более светлой) и характеру орнамента он сближался с одеждой украинцев и особенно белорусов. По обуви жители западнорус. губерний отличались тем, что носили прямого плетения лапти т. н. белорус, типа и шерстяные оборы — чёрные в будни и красные в праздники. Старинный костюм сибиряков-старожилов в целом напоминал севернорус. традиц. костюм, что согласуется с первоначальным направлением заселения русскими Сибири. Со 2-й пол. 19 в. переселенцы из южнорус. губерний принесли с собой и нек-рые особенности своей одежды.

В настоящее время рус. традиц. костюм, более всего женский, продолжает бытовать лишь в немногих р-нах центрально-чернозёмной полосы (напр., в нек-рых р-нах Рязанской, Курской, Белгородской областей), Севера и Сибири (напр., в Забайкалье). В большинстве случаев он сохраняется как праздничная одежда старшего поколения, реже — как наряд для праздничных гуляний девушек, а иногда и как свадебный костюм невесты. Архаические формы традиц. одежды удерживаются нередко в похоронной одежде стариков.

Источник:
http://www.rusnations.ru/etnos/russian/clothes/

43

ЖИЛИЩЕ

Характерным для жилища русских людей было широкое применение дерева как строит, материала и бревен-чато-срубная конструкция домов. Бревна связывали в четырёхуг. горизонтальные «венцы», образующие стену. Между брёвен в специально вырезанные пазы закладывали мох для утепления. Способы скрепления брёвен на углах дома были самые разнообразные.

Одни из них — старые, бытовавшие почти повсеместно, «в чашку» или «в угол», в «обло» с остатком, т. е. с выступающими концами, другие — более сложные «в крюк», «в иглу», «в охлуп», принесённые из города и встречавшиеся не везде. В 19 в. широко распространилась рубка «в лапу» без остатка на концах. Техника рубки углов постоянно совершенствовалась. Срубное жилище господствовало в лесной и лесостепной зонах, т. е. на севере и в центре страны. Лишь на юге русские, обитавшие в степных, безлесных районах, подобно юж. украинцам возводили жилища из других материалов: обожжённого и сырцового кирпича, глиняных комьев («вальков»), лёгких деревянных конструкций на столбовом основании с добавлением плетня, камыша, соломы (турлучные дома). На юге строили из камня.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало распространению кирпичного стр-ва и в др. р-нах, особенно промысловых, однако оно не стало массовым к нач. 20 в. даже в городах. При всём единстве рус. нар. зодчества в 19 — нач. 20 вв. сохранились многие исторически сложившиеся и закрепленные этнич. традицией особенности, выделявшие жилище той или иной местности по материалу и строительной технике, по высотности, планировке, внутр. обстановке, застройке усадьбы, внеш. и внутр. убранству домов.

Жилище не было однородным и в связи с имуществ. расслоением. Довольно сильно варьировало рус. традиционное жилище по высоте, определявшейся гл. обр. степенью приподнятости пола над поверхностью земли. Различия между жилищем, приподнятым на подклете, и жилищем без подклета (во многих их вариантах) связывают с особенностями природных условий разных р-нов и с формированием в древности (8—13 вв.) на этих пространствах жилища двух отд. зон: наземного в лесной зоне и земляночного типа — в степной.

Самыми высокими были северорус. дома, распространённые в Архангельской, Олонецкой, Вологодской, на севере Тверской, Ярославской, Костромской губ., а также в Пермской и Вятской. Традиц. жилище рус. Севера сложилось в условиях сурового климата, продолжительных и снежных зим, обилия леса. Наиболее типичными для него были большие рубленые постройки, объединявшие по возможности жилые и хоз. помещения под одной крышей. Двор делался двухъярусным.

Он вплотную примыкал к жилью, чаще всего сзади (т. н. однорядная связь двора с домом) и имел пологий въезд на верх, ярус. Крыши преобладали двускатные, реже встречались четырёхскатные («костром»), распространённые более в городах. Покрывали их преимущественно деревом (тёсом, дранкой, реже соломой). Старой конструкцией покрытия здесь была «самцовая», к-рую часто имели также и хоз. постройки. Она хорошо предохраняла от ветров.

Основу конструкции составляли укорачивающиеся кверху брёвна торцовых фронтонов, являющихся продолжением стен. В кон. 19 — нач. 20 вв. самцовые кровли быстро вытеснялись стропильными. Отличительной особенностью арх. облика традиц. севернорус. жилища 19 — нач. 20 вв. является законченность и выразительность пластических форм и обилие резьбы, плоской геометрич. (с невысоким рельефом) и прорезной.

Изба отапливалась рус. печью, к-рая занимала левый или правый угол у входа и была обращена устьем к противоположной (лицевой) стене. Эта планировка известна как северно-среднерусская. Среднерус. жилище характеризуется меньшими размерами и более низким подклетом по сравнению с северным.

Оно господствовало почти во всём Поволжье, в Моск. губернии, на севере Рязанской, а также наряду с др. типами бытовало в Пермской, Вятской, Новгородской, Смоленской, Калужской. Двор, так же как и на севере, плотно примыкал к дому и сообщался с избой через сени, но не составлял с ним единого целого: он был сравнительно низким и ставился под отд. крышей. Крыши были двускатные (как на севере) или четырёхскатные (как на юге), деревянные или соломенные.

У зажиточных крестьян, как и в городах, дома строились под жел. крышами. Встречались и старые конструкции крыши: двускатные «самцовая» и четырёхскатная «костром». Бани встречались неравномерно. С развитием товарно-денежных отношений большое распространение в этом районе получили дома с прирубом, т. е. с пристройкой, расширявшей жилую площадь традиц. избы.

Дома в среднерус. селениях, как и в северных, чаще всего располагались перпендикулярно к улице, но крупные крестовики, дома-связи ставились параллельно улице. Фасады домов украшались резьбой. Она отличалась большим разнообразием локальных вариантов. Особо выделялась резьба, распространившаяся во 2-й пол. 19 в. в приволжских районах — «корабельная резь» с характерным высоким рельефом и сложным сочным рисунком, иногда ещё и окрашенным в разные цвета.

В кон. 19 в., и особенно в нач. 20 в. пришла новая пропильная резьба, выполнявшаяся с помощью лобзика. В связи с быстрым ростом промышленности и развитием гор. образа жизни жилище среднерус. полосы быстро менялось и оказывало значительное влияние на рус. жилище др. р-нов.

Южнорус. традиц. жилище издавна сложилось как наземное и во 2-й пол. 19 в. бытовало ещё без подклета с деревянным, чаще глинобитным полом. Господствовавшей формой крыши была четырёхскатная соломенная. Старинные крыши «костром» и «на сохах» с «ключами» к нач. 20 в. почти вытеснились стропильной.

Дома снаружи в юго-зап. р-нах, части Курской и Орловской губерний обмазывали глиной и белили. Они напоминали распространённые на Украине хаты. Наряду со срубным бытовало кирпичное, саманное, турлучное жилище, особенно в степных р-нах. Дома (двухкамерные, трёхкамерные) выходили на улицу продольной стороной, дворы были открытые и полузакрытые «круглые» (со связанными, а на самом юге — с несвязанными между собой надворными постройками) и огораживались плетнем.

Внутр. планировка жилища, т. н. южнорусская, была различна на востоке и на западе: печь, стоявшая у длинной задней стены, противоположной передней фасадной, в вост. варианте (в Воронежской, Тамбовской и на юге Рязанской губ.) была направлена устьем к двери в узкой боковой стене дома, в западном же (Калужская, Орловская, Курская и юго-запад Рязанской губ.) — к окнам в длинной передней стене, выходившей на улицу.

На терр. казачьих р-нов Дона, Кубани, Терека, Нижней Волги прослеживались традиции как низкого поземного двух- и трёхкамерного жилища под четырёхскатной крышей, так и более обширного и высокого, рубленного из пластин или брусьев дома продолговатой или почти квадратной формы («круглый») с несколькими сообщающимися комнатами и с галереей снаружи.

На внутр. убранство жилища терских казаков оказали влияние длительные взаимосвязи их с Кавказ, народами. Повсеместно во всем этом районе был распространён открытый двор, чаще всего с несвязанными между собой хоз. постройками. Характерной особенностью юж. усадьбы было наличие летней печи, которую ставили во дворе, а чаще — в саду.

На большей части терр. Сибири, в лесной и лесостепной части господствовало жилище, сходное с северо- и среднерусским. Бревенчатые дома на довольно высоком подклете соединялись с крытым двором. У богатых хозяев юго-зап. Сибири встречались и двухэтажные большие дома. Наиболее распространены были двух- и трёхкамерные дома, но постепенно появляются здесь также и пятистенки, крестовики, двойные избы, «круглые» многокомнатные дома.

В безлесных р-нах Алтая преобладали дома на низком подклете и без него с деревянным или глинобитным полом. Здесь дома строили не столько из дерева, сколько из глино-соломенной смеси и турлучные. В тундре дома сооружали из бревен, но для сохранения тепла делали их меньших размеров с маленькими окнами и низкими дверями и несколько углубляли их в землю. Изменения рус. сиб. жилища, как и европейского, в нач. 20 в. шли по линии усиления капитальности построек, увеличения числа комнат, выделения парадных помещений, увеличения числа надворных построек и их дифференциации.

Для внутр. планировки сиб. жилища наиболее характерна северно-среднерусская и западнорусская. В нек-рых р-нах Сибири расписывали стены, печи, «полати», преимущественно яркими и сочными поли-хромными растительными узорами. Были р-ны, где дома раскрашивались по деревянной поверхности и снаружи. В целом традиц. жилище Р. Сибири имело тот же характер, что и в европ. части России, хотя в нём наблюдались и многие специф. черты.

Для всех вариантов рус. традиц. жилища был характерен единый принцип внутр. его орг-ции и функц. распределения. Гл. было положение печи. Угол по диагонали от неё считался «красным», наиболее почётным. Здесь висели иконы, располагался стол, за к-рым семья принимала пищу.

Место у печи предназначалось для стряпни; у входной двери на конике (неподвижной лавке) мужчины располагались со своей работой (шорничали, плели лапти); у окон, близ стола, на зиму ставили ткацкий стан; здесь же на лавке, расположенной вдоль стены, пряли. Спали на полатях (дощатый настил под потолком между печью и противоположной стеной), на голбце или каржине (дощатый примост у печи, с лазом в подполье).

Мебель — стол, неподвижные лавки, скамьи, полки — изготовлялась сразу же при постройке дома. В кон. 19 — нач. 20 вв. развилась тенденция разделять единое пространство избы или хаты на комнаты с помощью занавесок и дощатых перегородок. Стала отделяться кухня, затем «зал» или «передняя» комната и спальня. Появились и новая гор. мебель, зеркала и другие предметы убранства, к-рые со временем также изменялись.

Гор. жилище в большинстве случаев развивалось также на традиц. основе, хотя и под воздействием проф. типовых проектов. Четырёхстенный дом, трёхкамерная связь, пятистенок были основными его типами. Строительная техника, отделка дома, общий облик жилища во многом сохраняли региональные черты.

Но в условиях города сложился и стал традиц. тип многокомнатного жилого дома с внутр. коридором, куда выходило большинство помещений, расположенных по периметру здания, часто соединённых между собой дверьми и образующих как бы анфиладу комнат. Он широко бытовал в разл. вариантах как среди зажиточных, так и ср. слоев гор. общества.

Совр. жилище Р. по сравнению с прошлым сильно изменилось. Однако и теперь этнич. особенности нар. зодчества сохраняются (особенно в сёлах и в инд. жилой застройке городов) в материале, в особенностях конструктивных решений, в высотности, в характере декора, в нек-рых чертах внутр. планировки, убранства комнат.

Большую роль в убранстве жилища играют произв. нар. прикладного иск-ва: стенная роспись (в юж. р-нах на Алтае, в Забайкалье), вышивки (расшитые полотенца, подзоры), резная и расписная домашняя утварь, узорное тканьё (полотенца, покрывала, половики) и т. п. В совр. квартирах гор. жителей также можно найти традиц. черты — чаще в убранстве и в функц. назначении отд. зон.

44

ПИЩА И УТВАРЬ

Пища русских людей в 19 — нач. 20 вв. продолжала стойко сохранять традиц. особенности.
Для рус. кухни с древнейших времён было характерно использование широкого круга пищ. продуктов и разнообразие способов приготовления блюд. Ведущее место в пище занимали хлебные, мучные и крупяные блюда. Особенно важная роль принадлежала хлебу и хлебным изделиям, составлявшим по существу основу питания большей части нас. в течение всего года.

Большие круглые хлеба делали из кислого теста и выпекали в рус. печи на поду, реже пользовались метал, (круглыми и четырёхугольными) формами. Преобладал чёрный хлеб из ржаной муки. Кроме хлеба, из кислого теста пекли пироги с различными начинками, лепёшки, оладьи, блины. В севернорус. губерниях, в При-уралье и в Сибири любимым видом пирогов были открытые шаньги. Среди населения ср. и южнорус. полосы в праздничном быту были обязательны пироги без начинки, испечённые из лучшей муки, а иногда и со сдобой. Особенно большое значение у Р. имели блины (вероятно, очень древнее кушанье).

В повседневном быту они часто заменяли хлеб. Хлеб ели в будни и в праздники при каждой трапезе и почти с каждым блюдом. К нему и в городе и в селе сложилось уважительное и даже почтительное отношение, как олицетворению человеч. труда. Исстари у Р. было в употреблении и овсяное толокно, которое более или менее густо разводили водой, квасом или молоком.

В состав традиц. рус. блюд входили также кисели, сваренные из заквашенного отстоя муки — овсяный или ржаной; делали также пресный гороховый кисель. Кисели входили как в повседневный, так и в обрядовый стол.

Из крупы варили жидкие блюда — похлёбки. На севере и особенно в При-уралье были распространены «толстые щи» из ячневой крупы с мучной заправкой, на юге — пшённый кулеш. В юж. части Сибири и в Ср. Азии среди Р. от местного нас. распространился рис. Покупной рис в кон. 19 в. стал проникать в питание широких слоев горожан, а затем и крестьян др. р-нов России.

В Приамурье рус. переселенцы потребляли буду — маньчжурское пшено. Каши ели почти ежедневно. Повсеместно была известна кутья из недроблёных зёрен пшеницы, ячменя, позже — риса. Её готовили для поминок, раздавали при похоронах. Кутью заправляли мёдом или медовой водой — «сытой».

Из муки и солода (пшеничного, ячменного) варили хлебный квас, к-рый был повседневным и праздничным напитком Р., а также служил основой для холодных похлёбок (окрошек), а иногда и тюрь. У Р. в сев. и ср. полосе к праздникам было принято варить хмельное пиво. В 19 в. местами в Сев. и Центр, зонах сохранялась ещё древняя традиция общественного (общинного, «братчинного») пивоварения.

Набор потребляемых овощей, как и само огородничество, поставляющее их, имели зональные особенности. Из овощей особенно много ели капусты — свежей, а в течение большей части года — квашеной, к-рую в большом количестве заготовляли осенью. Из капусты варили щи. Они вместе с кашей на большей части терр. страны символизировали традиц. русскую трапезу.

Существовало множество рецептов приготовления щей: кислые, свежие, суточные, постные, скоромные, щи с крупой и без неё, из щавеля со снетками и др. На севере долгое время важнейшей составной частью традиц. питания, особенно у крестьян, была репа, а также брюква. Её ели в виде похлёбки (репица) и пареную. Парили и морковь и свеклу (паренки). Но постепенно репу вытеснил картофель.

За сравнительно недолгий срок на Руси возникло и распространилось множество способов приготовления картофеля [вареный, жареный, толчёный, битый (в виде густого киселя) и как заправка супов, окрошек, начинок и т. п.]. Варенный в кожуре картофель с солёными огурцами или квашеной капустой стал почти ежедневным блюдом для широких слоев рус. нас. в сёлах и городах.

Земледелие давало также такой важный продукт, как растительное («постное») масло, к-рому из-за многочисленных постов и сравнительной дешевизны принадлежала выдающаяся роль в пищевом рационе Р. В сев. и ср. полосах России это было преимущественно льняное масло, в южной — конопляное, а позже — подсолнечное, к-рое с сер. 19 в. быстро вытеснило др. виды растительного масла.

Потребление мяса было ограничено не только слабым развитием жив-ва, недостатком средств у большинства крест, и гор. нас., но и длительными постами и еженедельными постными днями, к-рые вместе составляли около половины дней в году. Однако мясная еда также была исконной для Р. В народе было разработано множество традиц. рецептов, имевших широкое или узкое местное распространение: засолка, копчение, вяление мяса; использование жира, голья, крови, изготовление мясных похлёбок, жаркого, запечённых блюд, мясных пирогов, студня и т. п.

Мясо шло в пищу в свежем виде (в Сибири также в замороженном), но большую часть года — в солёном (солонина). Из свинины делали т. н. ветчину — окорока, лопатки, а также мякоть вместе с салом, снятую с костей и засоленную в бочках и затем просушенную на воздухе. В юж. губерниях, как и у украинцев и белорусов, делали домашнюю колбасу. Жир перетапливался и шёл на приправу различных кушаний.

Большим подспорьем в пище была рыба. Она заменяла мясо во время постов, так как считалась полупостной. Из традиц. напитков бытовали хлебный квас и пиво. Квас делали также из свёклы, особенно из сахарной (на юге), и из груш. Из мёда готовили горячий (сбитень) напиток с пряностями, к-рым торговали на улицах в городах и на сел. ярмарках. Кое-где варили лёгкое пиво на меду — медовуху. На праздничный стол подавали алкогольные напитки: водку, а также разнообразные настойки и наливки. Из сухих фруктов варили взвар.

В 19 в. в Европ. части России и несколько ранее в Сибири в обиход Р. вошёл чай. Чай заваривали байховый, гл. обр. китайский. Самовар и чайная посуда у простонародья считались признаком обеспеченности. Пили чай с саха- ром, больше — вприкуску, с мёдом, вареньем. У Р., соседствующих с монг. и тюрк, народами, существовал обычай пить чай, приправленный мукой, солью, жиром.

Пищу в семьях готовили гл. обр. утром на целый день. Рус. печь позволяла держать долгое время пищу тёплой. В экстренных случаях разводили огонь на «шестке», или «загнетке» рус. печи и готовили на тагане. Варили пищу в горшке характерной для него формы (с узким дном и сильно выдающимися боками). Ставили горшок в печь и вынимали из неё с помощью ухвата (сев. и центр, часть России), рогачом (юж. часть). Ухват, сковородник (ча-пельник), насаженные на длинные черенки, а также кочерга для загреба-ния углей всегда стояли у печи.

Горшки были гончарные, но в 19 в. пользовались и метал, горшком (чугунок). Для жарения и запекания применяли плоские сковороды — металлические и гончарные (латки). На севере в лесистых местах в качестве столовой посуды чаще употреблялись деревянные миски, выточенные на токарном станке. Ели вырезанными из дерева ложками. Точёные токарные изделия (миски, чашки) особенно распространились в нач. 20 в. Они заменяли старинные долблёные ёмкости, хотя ещё бытовали долблёные квашни, солонки, корытца для теста, для рубки капусты и т. п.

Многочисленна и разнообразна была бондарная посуда. В х-ве крестьян и горожан пользовались плетёной и берестяной посудой. Стеклянной посуды в обиходе было сравнительно мало. Применялась она чаще всего в зажиточной среде.

По мере развития товарно-денежных отношений расширялось и своего рода общ. питание. К нему относят разнообразную уличную торговлю, особенно в городах: трактиры, чайные, буфеты, кухмистерские, а также рестораны. В большинстве из них подавалась традиц. пища.

45

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси.

Со времени  принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами.

Декоративный акцент в эту простую  по покрою одежду  вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка.

С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр, придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления.

Источник:
http://vpnews.ru/referat3123.htm

46

Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя, употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской, коровьей (юфти, т.е. кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте) кожи.  Для богатых  людей эту же обувь делали из персидского или турецкого сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.е. сафьяновыми чулками или получулками. Обувь мужская и женская почти не различалась. Посадские жены носили сапоги, н дворянки ходили только в башмаках и чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.
Обувь была всегда цветная, чаще всего красная или желтая, иногда зеленая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшивалась золотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом.
Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. По подолу и по краям рукавов рубахи расшивались узорами, украшались тесьмой. Но особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делали пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего.
Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, с помощью которого можно было делать их шире или уже. У бедных они делались их холста, белого или крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; у зажиточных  из сукна, богатые имели шелковые штаны, особенно летом. Штаны были не длинны и достигали только колен, делались с карманами (зепью) и были цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные.
На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать гостей, надевали  на нее другую; Третья была накидная для выхода.
Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это платье  было узкое,  длиной до колен или иногда до икр,  но чаще всего  не доходившее даже и до колен.
На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий.
Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было  по желанию закрывать или оставлять открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи   и другого цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились и на  легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся  чуга, ферезь, армяк, тегиляй, терлик.
Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезея, епанча и шуба.
Опашень - это летняя одежда. Охабень  плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезея -  плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять  разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались  обыкновенно сукном, но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В первых ходили  в церковь, в гости или принимали гостей дома,    последние одевали в дорогу.
Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще темные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так называемых смирных одеждах.
Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром)  считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую особу, и когда принимали послов, то  всем, не имеющим такого рода платьев, раздавали их на время из царской казны.
Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими, как нашивками и пуговицами.
Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь,  и за то поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак,  зимой подбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка, украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый  род - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Таким образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека. Высокие шапки означали знатность породы и сана.

47

Женские одежды - были похожи на мужские, но имели свои особенности, так что уже издали можно было отличить женщину от мужчины.

Не говоря уже о  головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин, прибавлялось  слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и т.д.
Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху, до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники подбивались мехом и назывались кортелями.  Распространение получили и сарафаны.
Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды - телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.

Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям  русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок (убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на лбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие женских шапок. Девицы  носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.
Одежда  ( и женская и мужская) дополнялась украшениями.
Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники, иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком, завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного  платья, поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник.

В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже признаком хорошего хозяйства.
Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в  клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи, как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек “скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им самим, отцами, дедами и бабками”.

Сложившийся образ русского народного  мужского костюма: рубаха-косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу, выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип русского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного, расширенного книзу силуэта.

Источник: http://vpnews.ru/referat3123.htm