О родной стране, о России - RUSSIA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русский быт в старину

Сообщений 31 страница 40 из 47

31

«Шуба овечья, да душа человечья»

Основу народного костюма составляла холщовая рубаха до колен, с длинными просторными рукавами и круглым вырезом для шеи.
В нее вшивали ластовицы и подоплеку, которые при изнашивании заменяли на новые. Иногда в вырез горловины вшивался невысокий воротник-стойка или пристегивался медными или оловянными пуговицами.
Носили рубахи навыпуск, с кушаками. У молодых парней она была всегда короче.
Орнамент по подолу и вороту делали в виде мелкой вышивки красной нитью.
      Поясной одеждой у мужчин были порты из домотканого полотна — белого или крашеного холста или сермяги.
Обычно ткань для портов делалась в полоску. Штаны были длиной до колен или лодыжек. Для ширины шага в них вшивали посередине большой четырехугольник — ширинку, а в пояс вдевали гашник.
Основным видом верхней народной одежды был кафтан из коричневого, черного или серого сукна, длиной до колен, приталенный, с небольшими сборками сзади и с боков, с сужающимися книзу рукавами, невысоким стоячим воротником.
Такой народный кафтан позже получил название казакин. Делали кафтаны на подкладке и застегивали спереди на крючки или медные пуговицы. Кафтаны изготавливались из простых шерстяных тканей — грубого камлота, сермяги темных тонов, шероховатой пестряди — ткани, сотканной из остатков шерстяной пряжи разных цветов.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

32

Кроме кафтанов, крестьяне носили и поддевку — верхнюю одежду до колен, с запахом.
Она застегивалась на крючки и имела невысокий воротник-стойку. Сзади на талии поддевка, в отличие от кафтана, была сильно сосборена.
Другое название народной одежды — пониток — праздничный кафтан.
Так же называли ткань из льняных и шерстяных ниток. Кроме того, крестьяне носили армяки, азямы и зипуны.
Зипун в данном варианте был верхней одеждой из грубого домотканого сукна — сермяги серого или коричневого цвета, до колен, в талию, со сборками по бокам и сзади, с длинным рукавом, с широким запахом, косым вырезом на груди и застежкой на пуговицах из кожаных узелков.
Зипуны крестьяне надевали в ненастье или в дорогу. Они ничего общего не имели с дорогими домашними «жилетами» бояр.
      Дорожной верхней одеждой был также армяк.
Это разновидность кафтана, изготавливаемого из верблюжьей шерсти — армячины, отсюда и название.
Армяк был свободного покроя, халатообразный, длиной до середины икр, без сборок сзади и по бокам и без застежек, но с запахом.
Обыкновенно армяки, зипуны и прочую верхнюю одежду подпоясывали низко кушаками. Азям был такого же покроя, что и армяк, но изготавливался из понитка или холста, имел узкие рукава и доходил до колен.
В XVI в. появился еще один вид одежды — бекеша — короткий зимний кафтан, отороченный мехом (по имени венгерского щеголя Каспара Бекеша).
      Бедные люди никогда не шили длинных одежд, так как они не были приспособлены к ходьбе по довольно грязным городским улицам.
Эту особенность и отметила народная пословица: «Одежка вряд (то есть средней руки) не обобьет пят!» Повседневной зимней одеждой крестьян и ремесленников были овчины и полушубки, выше колен и застегивающиеся на крючья. Они шились с широким запахом, с меховым воротником-стойкой и отделкой мехом.
Зимой в дорогу надевали длинные теплые тулупы (то есть кожаные мешки) и кожухи. Тулупы крыли тканями, стараясь показать достаток семьи.

увеличить

увеличить

33

По старинному обычаю у русских мужчин были коротко постриженные волосы и длинная окладистая борода.
Простой народ стригся «под горшок». Волосы отращивали только в знак печали.
Чем длиннее была борода, тем почтеннее был человек. Ее берегли, расчесывали гребешком из слоновой или моржовой кости.
      Из украшений мужчины носили серьги в одном или обоих ушах и цепи с медными крестами на шее.
Кресты на теле называли тельниками, коробочки для мощей — мощевниками.

увеличить

34

«Болванец шапку бережет»

Шапки играли в костюме большую роль.
В старину мужские шапки делали с бархатным верхом яркого цвета конической или округлой формы, но обязательно с меховым околышем.
Опушка из дорогого меха или даже наушники были отличительным признаком княжеских шапок.
      Со временем шапка стала символом определенного социального слоя.
Именно поэтому в помещении, в гостях, на приемах и даже перед государем шапки не снимали.
Чем выше шилась шапка, тем знатнее был носивший ее боярин.
Такое значение слова «шапка» и доселе сохраняется в пословице «По Сеньке и шапка».
Высокие шапки означали знатность рода и сана.
Приходя домой, дорогую шапку не бросали, а надевали на специальное приспособление, расписанное и являющееся украшением в доме.
Оно называлось болванец.

Колпаки и шапки.
Иван IV. Гравюра. XVI в.

увеличить

увеличить

увеличить

35

В XV—XVII вв. шапки русской знати были четырех видов.

Богатые люди, следуя восточным обычаям, дома на бритую голову надевали маленькую, расшитую золотым шитьем, бисером и жемчугом бархатную шапочку типа круглой или четырехгранной тюбетейки.
Она называлась тафьей или скуфьей. Носили такие шапочки дома и не снимали даже в церкви.
Специальное постановление церковного Собора 1551 г. запрещало входить в церковь в тафьях даже богатым людям.
      Другой формой шапки был уже известный и ранее остроконечный колпак.
Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого, с пристегнутым околышем, унизанным жемчугом и золотыми пуговками, драгоценными камнями. На передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой колпаки подбивали мехом, который выворачивали наружу широкой полосой. Колпаки делали с продольными разрезами спереди и сзади, которые окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками.
Разновидностью колпака была шапка, которая отличалась от него совсем небольшими загнутыми вверх полями.
      Третий род шапок — четырехугольная низкая шапка с меховым околышем из черной лисицы, соболя или бобра.
Летом этот околыш пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом и хлопчатобумажной тканью. На шапке делали такие же прорехи, как и на колпаке. Верхушка ее была из вишневого, зеленого, червленого или черного сукна. Такие шапки носили бояре, дворяне, дьяки. Муромолка была похожа на предыдущую шапку, но повыше, с плоской тульей, несколько расширяющейся к голове. Вместо околыша шапка имела меховую лопасть в виде отворотов, которые спереди у тульи пристегивались в двух местах пуговицами. Делали ее из ткани, затканной узорами и расшитой бисером.
      Четвертый род шапок — так называемые горлатные шапки, исключительная принадлежность князей и бояр.
Горлатные шапки были высотой в целый локоть (около полуметра), составляли полную противоположность колпакам, вверху были шире, а книзу уже. Назывались они так потому, что делались из лучших мехов горла животных. Высокий верх тоже был из меха куницы или чернобурой лисицы. Спереди на шапке делали прореху, окаймленную вдоль образцами или плащами. С одной стороны от прорехи нашивали петли, изображающие какую-либо фигуру — змейку или львиную голову, а на другой — золотые пуговицы. Петли и пуговицы украшали жемчугом и камнями. Верх горлатной шапки отделывался золотой, серебряной или жемчужной кистью.
Во время выхода боярин надевал тафью, на тафью колпак, на него уже горлатную шапку.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

36

«По Сеньке и шапка»

Посадский житель, как бы он ни оделся великолепно, не смел надеть высокой шапки.
Даже высота колпака соизмерялась со знатностью его владельца.
Колпаки бедняков и средних слоев изготавливали из толстого сукна — поярка или белого войлока (такую шерсть стригли с ярки, отсюда и название), отделывали овчиной или недорогим мехом.
Колпаки были с узкими полями и высокой, слегка суживающейся кверху тульей и прямым круглым донцем. Название «колпак» появилось лишь в XVII в., а до этого времени валяные высокие колпаки с околышем называли валенками.
В народной среде были и грешневики — плетеные или войлочные шапки с круглой и плоской тульей.
Название происходит от постного пирога с гречневой кашей, на который была похожа шапка.
Крестьяне и ремесленники носили также зимой меховые треухи и малахаи. Они были со стоячим меховым козырем спереди и спускающейся или отворачивающейся вниз задней частью.
Похожи были эти шапки на современные ушанки. На улице мужчина должен был «ломать шапку» в знак почтения перед встречными более высокого социального положения.
Более всего в употреблении рукавицы были у простого народа. Их делали из сукна или овечьей шерсти и называли варегами. Видимо, от этого слова произошло и современное — варежки.

Старик в шубе.
Фрагмент картины С. В. Иванова
«Приезд иностранцев»

увеличить

37

«Торопясь, лапти не сплетешь»

Основными видами обуви в старину были лапти и сапоги.
Лапти являлись древней народной обувью. Название происходит от слова «лапа», то есть стопа.
Плели их из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже березы.
В зависимости от материала лапти имели разные названия: из ракиты — верзни, из ивы — ивняки, из вяза — вязовики, из бересты — берестяники. Самые нарядные лапти делали из вязового розового лыка. Такой цвет они приобретали после опускания в горячую воду. Чтобы не губить молодые деревья (а именно их кора использовалась для изготовления лаптей), срезали только часть коры дерева.
      Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. В задник лаптя вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую веревку — оборы, обматывали голень крест-накрест и завязывали под коленом. Оборы обвязывали на предварительно обмотанные вокруг ноги узкие полосы холста или сукна — онучи.
В народном быту части материи, которые охватывали голень ноги от щиколотки до колена, имели разные названия — паголенки, ноговицы, ногавки, но смысл их был в том, чтобы закрывать ноги вместо сапог. Лапти надевали ловко и быстро, считали это простым делом.
Об этом поговорка: «Жениться — не лапоть надеть». Чтобы укрепить и утеплить лапти, а точнее их подошвы, их подшивали или, как тогда говорили, подковыривали конопляной или пеньковой веревкой, а внутрь подкладывали сено.
В употреблении были также и подошвы из кожи, которые подвязывались ремнями, обмотанными вокруг ноги.
Слово «подошва» произошло от глагола «подшивать», а тогда ее называли подковыркой. Подошвы больше ценились, чем сами лапти, о чем говорит пословица: «Лапоть подковырки не стоит».
Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом же в них было легко и не жарко.
У каждой местности были свои способы плетения лаптей: в прямую клетку или косую, с пятки или с носка, различались лапти и по высоте.

Лапти из лыка и поршни из кожи.
Плетение лаптей.

увеличить

увеличить

38

Разновидностью домашних лаптей были коверзни — плетенные из коры ветлы или ракиты, жесткие и не имеющие обор для закрепления на ноге.
В крестьянском быту носили также ступни наподобие галош, только плетенные из бересты. Они были довольно глубокими.
В сухую погоду также надевали чуни — лапти, изготовленные из старых разбитых веревок.
Популярные в народе поршни делались из одного цельного, некроеного куска сыромятной кожи, которая собиралась вокруг щиколотки на продетом сквозь прорези в кромке кожи ремешке.
      Весьма любопытна история валяной русской обуви. Как известно, меховая обувь была распространена только на севере.
В центральных районах для зимы делали мягкую войлочную обувь или низкую валяную без голенищ. Она имела разные названия — коты, чуни, кеньги — и в любом случае не закрывала голенищ.
Вместо галош к ней употреблялись в народном быту лыковые ступни.
Собственно валенки — высокие зимние валяные сапоги — стали делать гораздо позже. Валенки были белого, серого, коричневого и черного цветов. Валенки светлых тонов иногда отделывали красным орнаментом, фигурными стежками, нашивками, ремешками и аппликациями. Серые валенки были обувью крестьян, а в черных ходили только очень богатые люди.
С пренебрежением знать относилась к тем, кто ходил в лаптях, — так и называли их «лапотниками» и не догадывались о том, что через три века их потомки будут носить народную обувь — валенки с галошами.

39

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

---

Самой популярной народной обувью были лапти.
С ними на Руси было связано много поверий.
Считали, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохраняет кур от болезней и увеличивает яйценоскость птиц.
Корову после отела окуривали из лаптя, тогда она давала много молока.
Когда была засуха, то в реку бросали лапоть с уложенной в него травой мокрицей: тогда начинался дождь.
В лаптях несли семена огурцов, считая это признаком будущего хорошего урожая. Когда сваха шла сватать невесту, то вслед ей бросали лапоть: тогда сватовство будет удачным.
Молодые после венчания сжигали лапоть, набитый соломой, дабы обеспечить себе богатую и счастливую жизнь.

40

БЫТОВОЙ ЛЕКСИКОН

---

Плетение лаптей считали легкой работой, не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он «лыка не вяжет», то есть не способен осуществить элементарные действия.
Лапти быстро снашивались: зимой — неделю — 10 дней, летом в рабочую пору - 3-4 дня.
Тогда и возникла пословица: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести». Лаптем называли простодушного человека, которого можно было обмануть.
Все крестьяне именовались лапотниками.
В бытовом лексиконе сапоги выражали более высокий статус, чем лапти: «Сапог с сапогом, а лапоть с лаптем», "Правда в лаптях, а кривда в сапогах».

увеличить

увеличить