Орфоэпия как наука о произношении
Орфоэпия (от греческих слов: orthos – прямой, правильный и epos – речь) – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение.
Произносительные нормы свойственны устной речи.
Однако не все характерное для устной речи относится к произношению в собственном смысле.
Интонация – важное выразительное средство, придающее речи эмоциональную окраску, – а также дикция не относятся к произношению.
Ударение хотя всецело относится к сфере устной речи, но, являясь в русском языке признаком либо данного слова, либо дан ной грамматической формы, относится непосредственно к лексике и грамматике, а не характеризует само по себе произношение.
Таким образом, орфоэпия в собственном смысле слова указы вает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.
Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, нуждается в единообразии письменного и устного своего оформления.
Неправильное произношение (как и орфографические ошибки) отвлекает внимание на внешнюю сторону речи и поэтому яв ляется помехой при языковом общении.
Являясь одной из сторон культуры речи, орфоэпия ставит своей задачей способствовать поднятию произносительной культуры русского языка.
Важнейшие языковые черты, которые определили русское ли тературное произношение, сложились еще в первой половине XVII века в составе разговорного языка города Москвы, так называемого старомосковского просторечия.
Разговорный язык Москвы, сложившийся к XVII веку на северновеликорусской диалектной основе под сильным воздействием южновеликорусских говоров, определил основные нормы литературного русского языка, в том числе и нормы произносительные.
Установившиеся в Москве нормы передавались в другие культурные центры в качестве единого образца, постепенно усваиваясь там на почве своих местных диалектных особенностей.
Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века. Но уже во второй половине XIX века у московской нормы появился конкурент – петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца (коренного петербуржца можно узнать, например, по варианту произношения щ: слова борщ, обещание звучат как бор[шч], обе[шч]ание ).
Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.
Однако и московское произношение, сохранив свои глав ные черты (например, аканье), во многих случаях утратило былую роль произносительного канона. Полной унификации литературного произношения нет.
Возможны произносительные варианты, имеющие стилистическую окраску.
Кроме того, местное произношение всегда в определенной степени влияет на единое орфоэпическое произношение. Поэтому имеются местные отличия в произношении ряда крупных городов, таких, как Казань, Новгород, Ростов-на-Дону, Рязань, Воронеж, Одесса и др.
Основными источниками отклонений от литературного произношения являются письмо и родной говор. Отклонения от литературного произношения под влиянием письма объясняются тем, что не всегда имеется соответствие между буквенным и звуковым видом слова.
Например, родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода имеет в написании окончание с буквой г, а произносится в этой форме звук [в]: большого (произносят больш[овъ]; конечно, что пишутся с буквой ч, а в произношении соответствует ей звук [ш]: конешно, што и мн. др.
Более частным источником отступления от литературного про изношения является родной диалект говорящего. Так, весьма ус тойчивой диалектной чертой на севере является оканье. Даже при утрате окающего произношения произносят не месте безударного [о] звук, близкий к отодвинутому назад [э]: [вэда], [дэмой], [пэтом], [взэшла] или [въда], [дъмой], [пътом], [взъшла].
На юге устойчивой диалектной чертой является произношение на месте [г] фрикативного образования – [γ].
Южане, усвоив литератур ное произношение во всех основных чертах, очень долго сохраняют произношение [γ] фрикативного. Особенно долго держится фрикатив ное образование в конце слов, где звук [γ] закономерно оглушается в [х], т. е. имеет место произношение: [с'н'ех], [п'ирох], [д'ен'ьх] и др. При переходе от диалектного якающего произношения к литературному могут сохраняться более открытые оттенки безударных гласных.
Такое сохранение влияния диалекта на речь говорящих, усвоивших литературное произношение во всех основных чертах, тоже создает произноситель ные варианты. Однако многие из этих вариантов, возникших под влия нием местного говора, в образцовой литературной речи недопустимы [Е. М. Галкина-Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский. Современный русский язык. Ч. I. Изд. МГУ, 1961, с. 189–191].
Рассмотрим нормы произношения и ударения более подробно.
«Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, я сделал девяносто два неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тотчас засел за словарь и больше уже этого никогда не повторялось» ( К. И. Чуковский).
Источник: http://rulinguistic.com/orfoepiya-kak-n … znoshenii/