О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пограничная служба

Сообщений 31 страница 40 из 82

31

На острове Даманский

   
Подвиги героев и традиции, заложенные в первые десятилетия советского периода, преумножили последующие поколения пограничников в боях на острове Даманский в 1969 году и при исполнении интернационального долга в Афганистане.

В 1969 году обострилась обстановка на Советско-Китайской границе.
Во многом это связывают с демаркацией границы между СССР и Китаем.
В результате демаркации китайцы обнаружили, что остров Даманский на реке Уссури, по их мнению является китайскими и незаконно патрулируется советскими пограничниками.
Непосредственно на острове Даманский часто завязывались драки между советскими и китайскими пограничниками.
Традиционно Советские пограничники были всегда сильнее, что очень злило китайцев.

2 марта 1969 года, 700 китайских солдат пробрались на остров Даманский и закрепились на острове. Против советских пограничников действовал пехотный батальон численностью свыше 700 человек при поддержке двух минометных и одной артиллерийской батарей. Китайцам удалось достичь полной внезапности. Советская застава Нижне-Михайловка, находящаяся напротив острова, была поднята в ружье.

Командир заставы, 29-летний старший лейтенант Иван Стрельников, поцеловав жену и детей, побежал выдворять "гостей" с острова - в шестой раз за эту зиму, но на этот раз он не вернулся. Открывать огонь по противнику запрещалась как советским пограничникам, так и китайцам. Но на этот раз кто-то выстрелил первым. Китайские солдаты в упор расстреляли 22 пограничников 2-й заставы. Лейтенант Стрельников погиб. Но перед тем как выйти на переговоры с китайцами он попросил подмоги у начальника заставы "Кулебякины Сопки" ст. лейтенанта Бубенина. Оставшиеся в живых пограничники залегли и приняли бой. Через 15 минут после этого на каждого из пограничников пришлось от 15 до 20 атакующих и почти одно орудие или миномет (что подтверждено документально). Несмотря на такое невероятное превосходство, группе Бубенина удалось выбить агрессоров с Даманского испльзуя при этом бронетехнику.

Китайцы оставили остров. 31 советский пограничник погиб, 14 было ранено. С китайской стороны погибло около 250 солдат. Этот бой до сих пор считается уникальным. Бубенин лично атаковал китайские подразделения во фланги находясь в бронетранспортере.
Такой результат ни Китайцев ни СССР явно не устроил такой результат. С той и с другой прошли митинги протеста, началась пропагандистская шумиха и нападения на посольства. Наши напали на Китайское посольство в Москве, китайцы на Советское в Пекине. Китайцы стали подтягивать к границе части регулярной армии Советский Союз со своей стороны привел войска на дальнем востоке в состояние повышенной боеготовности.

Многочисленные провокации китайской стороны вынудили все приграничное население СССР отнестись к угрозам серьезно.
Так с Китайской территории, через устройства усиления звука провокаторы на русском языке говорили: "Мао Цзе Дун подарил своей жене на день рождение город Владивосток! На 8 марта он ей подарит город Хабаровск! Русские женщины! Готовьтесь! Крахмальте простыни! Скоро придут китайские войска!"
В приграничном городе Благовещенск Амурской области Советские пограничники на набережной города выставили усиленные пограничные наряды. Китайские пограничники, патрулируя границу на пограничных катерах, направляли орудия своих катеров на Советскую территорию. Учителя в городе Благовещенске и других приграничных поселениях, чьи школы находились непосредственно на набережной, отрабатывали со школьниками маршруты эвакуации. И так было по всей приграничной территории на границе Советского Союза и Китая.

15 марта 1969 года китайские войска снова перешли в наступление.
Силами до пехотной дивизии, в течении часа тяжелого боя им удалось потеснить наших пограничников. Регулярные советские войска без разрешения высшего командования в бой вступать не могли и вся тяжесть удара легла на плечи Иманского погранотряда под командованием полковника Демократа Владимировича Леонова. Силы были неравны, и поэтому, учитывая обстановку, Леонов стал требовать от командования подкрепления в виде танков и артиллерии. Но принять такое решение было некому. Министр обороны А. Гречко был в это время за рубежом, а верховный главнокомандующий Л. Брежнев в эти часы ехал в поезде, направляясь в Венгрию. Так как в Восточной Европе в тот момент было 4 часа утра, то Леонид Ильич, естественно, спал.

В 12 часов Брежнев получил донесение о боевых действия и раздумывал в течение часа над принятием решения.

Для поддержки обороняющихся к границе выдвинулся танковый взвод. У китайцев нашлось достаточно противотанковых средств, что бы сорвать контратаку. Танк Т-62 в котором находился командир отряда полковник Леонов подбили. Полковник погиб. Два других танка сумели прорваться к острову и занять там оборону. Это позволило пограничникам продержаться на острове еще 2 часа, но не получив подкрепления и расстреляв боезапас они отступили с острова.

Неудача контратаки и потеря нового танка убедило руководство СССР, руководство Министерства обороны и пограничных войск СССР что китайцы пришли в серьез и надолго. Был отдан приказ 135 мотострелковой дивизии на применение артиллерии по острову Даманский. В том числе такой приказ получил дивизион установок "Град". Огненным шквалом более 700 китайских солдат было уничтожено. Китайцы отступили. На этом активные боевые действия практически завершились. 58 Советских солдат погибло, с китайской стороны за весь конфликт погибло около 1000 человек.
Интересно писали об этих событиях китайские газеты:

"2 марта 1969 г. группировка советских пограничных войск численостью 70 человек с двумя БТР, одной грузовой и одной легковой автомашинами вторглись на наш остров Чжэньбаодао уезда Хулинь провинции Хэйлунцзян, уничтожила наш патруль и затем огнём уничтожила много наших пограничников. Это вынудило наших войнов принять меры самообороны.
15 марта Советский Союз, не обращая внимания на многократные предупреждения китайского правительства, развернул наступление на нас силами 20 танков, 30 бронетранспортёров и 200 человек пехоты при поддержке с воздуха своей авиацией. Мужественно оборонявшие остров в течении 9 часов бойцы и народные ополченцы выдержали 3 атаки противника. 17 марта противник силами нескольких танков, тягачей и пехоты попытался вытащить подбитый ранее нашими войсками танк. Ураганный ответный артиллерийский огонь нашей артиллерии уничтожил часть сил противника, оставшиеся в живых удрали".

Стоит сказать, что в 1991 году остров Даманский все же был передан Китайской стороне.
Китайцы из глубины своей территории привезли землю и искусственно соединили остров с основной своей территорией.
Теперь на острове Даманский находится музей боевой славы китайских войск.

32

Ещё немного истории ...

Эволюция Пограничной Службы

XVIII век — время крупных территориальных приобретений России, военных успехов, формирования Российской империи, проведения административных реформ. Эти деяния связаны прежде всего с именами Петра Великого, Екатерины II и выдающихся российских полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева.

Кавказ с его природными богатствами и выгодным географическим положением всегда вызывал повышенный интерес России и западноевропейских держав. Укрепляя Российское государство, Пётр I в 1711 г. начал длительную борьбу с Турцией за овладение черноморскими и приазовскими землями, которая продолжалась долгие десятилетия. И лишь в царствование Екатерины II по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. к России отошли земли по правобережью реки Кубани.

Для укрепления южной границы 16 января 1778 г. на Кубань в редут Копыл прибыл А.В. Суворов. За небольшой период под его руководством по правому берегу Кубани были построены 5 крупных крепостей и 20 редутов, налажены кордонные и разведывательные службы, организована оборона Крымского полуострова, введена система сигнализации и оповещения между береговыми батареями и молодым Черноморским флотом. Укрепил границы в Финляндии и на Карельском перешейке.

В 1714 г. на границе появляются земские фискалы - прообраз современных оперативных органов, осуществлявших разведывательную деятельность в интересах безопасности границ российского государства.

В 1754 г. принимается указ об отмене внутренних таможен и переносе их на границу. Это фактически означало, что в охране границ государства появился еще один субъект - Таможенное ведомство. На границе были выставлены таможенные объездчики и надзиратели. Это был весьма прогрессивный, по тому времени, шаг, хотя и не лишенный недостатков. Их малочисленность, комплектование из местных жителей и др. не позволяли обеспечить требуемую надежность охраны границ государства.
16 января 1792 г. Главнокомандующий войсками на Кавказе и по Кубани генерал-аншеф И.В.Гудович представил Екатерине II проект устройства Кавказской линии, в котором предлагалось строительство новых крепостей и поселений.

Так уж исторически сложилось, что государственные интересы России совпадали с чаяниями Черноморского казачьего войска (бывшие запорожцы). 29 февраля 1792 года в С.-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым с просьбой о разрешении переселиться на земли Кубани. 30 июня 1792 года прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску с целью охраны новых южных границ России Екатерина II даровала земли Таманского полуострова с окрестностями. Получив грамоту о пожаловании, кошевой атаман Захарий Чепига отправляет из-за Буга на Тамань отряд черноморцев численностью 3847 человек. Первая партия строевых казаков во главе с С.Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани.

Так начал жить и развиваться войсковой град Екатеринодар в новом регионе на юге России, город-крепость.
Стражи порубежья уже в стародавние времена боролись с контрабандистами — переправщиками нелегальных товаров через границу. Пользовались популярностью, в частности, турецкие ятаганы, кремниевые пистолеты. Пограничную службу при Петре I несли сухопутные части, поселенные войска (ландмилиция) и казаки, а с 1782 до 1827 года согласно Указу Екатерины II "Об учреждении таможенной цепи" — вольнонаемная пограничная стража.

Новая Таможенная пограничная стража учреждалась в каждой губернии, где находились портовые и пограничные таможни.
Увеличивалась численность объездчиков и надзирателей, но главный недостаток так и не был устранен - стража продолжала оставаться вольнонаемной.

33

Очередные изменения в эволюции Пограничной Службы были связаны с назревавшей войной с Наполеоном.
В 1810 г. военный министр М.Б.Барклай-де-Толли провел инспектирование западной границы и сделал вывод о неудовлетворительном состоянии ее охраны.
В условиях надвигавшейся военной опасности невозможно было защитить российские рубежи небольшими разъездами вольнонаемной Таможенной пограничной стражи. Иностранные купцы продолжали беспрепятственно проникать на территорию России со своими товарами, лишая государственную казну доходов. Такое положение дел не могло не волновать российское правительство. Предложения Барклая-де-Толли по усилению охраны границы были приняты и легли в основу утвержденного 4 января 1811 г. "Положения об устройстве пограничной стражи". Положение предусматривало разделение границы от Палангена (Паланга) до Ягорлыка (более 1600 верст) на 150-ти верстные участки. Их охраняли 8 полков донских и 3 полка бугских казаков. Границу от Ягорлыка на Днестре до устья Днепра прикрывала кордонная стража.

Полностью оправдавшая себя накануне и в ходе Отечественной войны 1812 г. казачья стража, оказалась непригодной в условиях мирного времени.
Здесь следует учитывать то обстоятельство, что казачество всегда было незаменимым в охране границы, когда главным являлось решение военно-оборонительной задачи. Если же на первый план выходила борьба с экономическими угрозами безопасности государства, то казачество не только не справлялось с этой задачей, но нередко само являлось одним из участников контрабандной деятельности. И государство вынуждено было отстранять его от участия в охране границы.

В Отечественную войну 1812 года казаки занимались разведкой, организацией партизанского движения в тылу противника, участвовали в Бородинском сражении.
После 1812 года экономика России развивалась ускоренными темпами, расширялась торговля с зарубежными странами. Вместе с тем разрастался на границе и контрабандный промысел. Главной задачей пограничников, согласно императорскому указу, являлась борьба с контрабандистами. Говоря современным языком - защита отечественного производителя от неконтролируемого наплыва заграничных товаров. Нередко схватки пограничников с нарушителями границы перерастали в ожесточенные, в полном смысле этого слова, сражения с перестрелками и гибелью стражников.

Была у пограничников своеобразная "мобильная связь" - голубиная почта. На заставах имелись специальные голубятни с обученными постовой службе птицами. Пограничный наряд, выходя на охрану границы, особенно в горах или в малонаселенной местности, обязательно брал с собой двух голубей. В случае острой необходимости бойцы выпускали одного голубя с донесением. Второй - оставался для подстраховки.

Но нарушители границы тоже были не лыком шиты. Завидев голубя, они норовили сразить его выстрелом из ружья. Для того чтобы сбить злоумышленников с толку, пограничники применяли военную хитрость - перекрашивали почтовых птиц, маскируя их под диких голубей, ворон или галок. К слову, почтовых голубей для быстрой доставки важных донесений либо сообщений о нарушителях применяли вплоть до 60-х годов прошлого века. Один из таких примеров использования голубиной почты весьма убедительно показан в старом советском кинофильме "Застава в горах".

Таможенная вольнонаемная стража не всегда справлялась с огромным потоком контрабанды. Поворотным, в корне меняющим характер самой пограничной стражи явилось решение о ее преобразовании Николай I впервые определил, что пограничная стража, входившая в состав Департамента внешней торговли (вскоре преобразованного в Департамент таможенных сборов Министерства финансов), должна быть устроена и организована как чисто военная структура. Тогда же зеленый цвет становится своего рода отличительным символом пограничников - приборным сукном именно этой расцветки отделывалось обмундирование чинов стражи. (Зеленым фуражкам, гордости российских пограничников, уже почти два века!!!)

В 1823 году ставший министром финансов Е.Ф.Канкрин ввел новый таможенный тариф, резко повысивший пошлины на ввозимые иностранные товары. Таможенные доходы возросли с 30 до 81,5 миллиона рублей.
5 августа 1827 г. Е. Ф. Канкрин представил на утверждение императору Николаю I "Положение об устройстве пограничной таможенной стражи". В документе отмечалось, что "главные перемены в этом положении состоят в твердом воинском разделении стражи, в назначении воинских командиров …".

34

В 1827 году пограничная охрана учреждается по западной сухопутной и морской границе империи.
Начинается постепенный перевод пограничной стражи на положение военной организации.

Усложнявшаяся обстановка на границе настоятельно требовала усиления и укрепления пограничной стражи, окончательного превращения ее в сугубо военную организацию, управляемую военным командованием. Все это привело к выделению из таможенного ведомства в самостоятельную боевую единицу под названием - Отдельный корпус пограничной стражи. Инициатором преобразований стал министр финансов С.Ю.Витте.
Указ о создании ОКПС был подписан императором Александром III 15 (27) октября 1893 года. Это воинское формирование, находясь как бы в оперативном подчинении министра финансов, входило в состав вооруженных сил и комплектовалось по армейскому принципу уже военным ведомством. Так, первым командиром пограничного корпуса стал генерал от инфантерии Д.Д. Свиньин - участник Русско-турецкой войны 1877- 1878 гг.
Войска ОКПС включали в себя Управление, 7 округов, 31 бригаду, Беломорский и Керченский особые отделы, отряды и посты.
Общая численность корпуса — 36 709 человек, из них генералов, штаб- и обер-офицеров — 1 033.

В 1893 году в состав ОКПС вошла также Балтийская таможенная крейсерская флотилия.
В 1901 году на базе Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги был создан Заамурский пограничный округ. Руководил Заамурским пограничным округом генерал Мартынов, - человек с блестящей карьерой и трагической судьбой. До Первой мировой войны, части его округа, как это ни странно звучит, размещались на территории сопредельного государства -в Китае, где охраняли КВЖД и прилегающую к ней территорию от набегов хунхузов. Задачей частей округа состояла в охране от бандитских нападений дорог, станций, перегонов, разъездов, лесорубов. Вместе с ним служил Л.Г. Корнилов, тот самый, которого в годы революционной смуты обвинят в организации так называемого контрреволюционного "корниловского мятежа". Хотя на самом деле генерал-патриот всего лишь безуспешно пытался предотвратить дальнейшее скатывание России к революционному хаосу и анархии.

После революции генерал Мартынов, в отличие от генерала Корнилова, ставшего одним из лидеров Белого движения, перешел на службу в Красную Армию, более десяти лет жизни посвятил строительству "непобедимой и легендарной" - возглавлял органы снабжения РККА, преподавал в военной академии. Но в годы сталинских репрессий его необоснованно обвинили в "контрреволюционной деятельности" и расстреляли. В 50-е годы реабилитировали, однако честное имя русского генерала восстановили в летописи погранвойск совсем недавно.

В начале войны с Японией заамурцы вступили в бой с врагом, воевали в Порт-Артуре, под Ляояном и Мукденом.
В воспитании моральных принципов у пограничников важная роль принадлежала Русской православной церкви. В штате каждой бригады предусматривались должности священников.

Первый руководитель ОКПС генерал А.Д. Свиньин умер накануне империалистической войны - в 1913 году и был похоронен в Петербурге.
В последующие годы безвременья - революционной смуты, Гражданской войны, классовой борьбы, идеологического одурманивания, - захоронение оказалось затерянным. Но, к счастью, не навечно. Ныне могила первого генерала-пограничника найдена, благоустроена, за ней ухаживают воины Северо-Западного регионального управления ФСБ России.

35

Пограничники!

36

Призывники

37

Основы пограничной политики Российской Федерации
Утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г.

           
     Основы пограничной политики Российской Федерации являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.

     
1. Общие положения
     
     Пограничная политика Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
     Пограничная политика формируется на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.
     Составной частью пограничной политики Российской Федерации является подготовка и реализация совместно с заинтересованными государствами - участниками Содружества Независимых Государств мер по обеспечению национальной и коллективной безопасности на внешних границах Содружества.
     Важнейшими предпосылками эффективности пограничной политики выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества, укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.
     Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
     Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.
     Основные объекты пограничной политики Российской Федерации - государственная граница Российской Федерации, национальные интересы России в ее пограничном пространстве, а также на внешних границах государств - участников СНГ.
     Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация и защита национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.

Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:
     
     создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;
     совершенствование международно-правового оформления государственной границы;
     межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;
     противодействие экономической и демографической экспансии на территорию России со стороны других государств;
     предотвращение попыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков, исходя из национальных интересов государства в пограничном пространстве;
     обеспечение интересов и безопасности России на внешних границах государств - участников СНГ на основе международных договоров.

     
Принципы пограничной политики Российской Федерации:
     
     взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости границ;
     приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве, комплексный подход к их реализации и защите;
     мирное разрешение пограничных вопросов;
     уважение прав и свобод человека и гражданина.

38

2.  Основные угрозы национальным интересам и безопасности
     Российской Федерации в пограничном пространстве

     
Основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве являются:
     
     территориальные притязания;
     незавершенность международно-правового оформления государственной границы России;
     проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;
     расширение экономической и демографической экспансии;
     расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация контрабандной деятельности;
     массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;
     нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;
     трансграничная организованная преступность и терроризм;
     региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;
     распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
     аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом.

39

3. Основные направления пограничной политики
     Российской Федерации

     
     3.1. Совершенствование международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации.
     
     Международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации осуществляется на основе универсальных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других международно-правовых документах.
     Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления своей государственной границы.
     Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и попытки изменения прохождения государственной границы в одностороннем порядке.
     Государственная граница Российской Федерации с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории бывших союзных республик СССР, совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР. Россия стремится к установлению и закреплению единого визового пространства на территории государств - участников СНГ. Договорно-правовое оформление государственной границы России с государствами - участниками СНГ осуществляется на двусторонней основе. Россия оставляет за собой право принимать необходимые меры для защиты своих национальных интересов на границе с этими государствами.
     
     3.2. Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации.
     
     Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
     Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает:
     
     создание и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России;
     приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ;
     прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в пограничном пространстве.
     
     3.3. Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества.
     
     Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается на совпадении интересов России и соседних с ней государств и направлено на последовательное углубление координации и взаимодействия по разрешению пограничных проблем. Дальнейшее развитие пограничного сотрудничества предусматривает:
     
     формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;
     укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;
     формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;
     сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, а также в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдении норм и принципов международного права.
     
     3.4. Обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ.
     
     Россия выступает за нерушимость внешних границ государств - участников СНГ, содействует их международно-правовому оформлению и развитию на договорной основе сотрудничества между пограничными структурами этих государств в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности.
     Обеспечение национальной и коллективной безопасности заинтересованных государств - участников СНГ на их внешних границах является одним из приоритетных направлений пограничной политики России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
     
     общностью и взаимозависимостью социально-экономических интересов государств - участников СНГ;
     необходимостью нейтрализации процессов, ущемляющих национальные интересы и подрывающих национальную безопасность государств Содружества;
     ограниченностью возможностей ряда государств Содружества по созданию национальных систем обеспечения пограничной безопасности;
     необходимостью противодействия попыткам геополитической изоляции
     
     России и ограничению ее социально-экономических и военно-политических связей с государствами Содружества.
     Россия может участвовать на договорной основе в обеспечении национальных интересов и коллективной безопасности государств - участников СНГ посредством совместной охраны границ, или оказания содействия национальным службам в осуществлении пограничного, таможенного, иммиграционного, автогрузового, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
     Формирование Таможенного союза из числа государств - участников СНГ, связанных с Россией интегрированной экономикой и политическим партнерством, предполагает совместное установление на границах этих государств с третьими странами соответствующих нормам международного права всех видов контроля (паспортно-визовый, таможенный, иммиграционный, автогрузовой, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный) и согласованного механизма контроля за перемещением грузов в пределах территорий государств, входящих в этот союз.
     
     3.5. Развитие социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.
     
     Создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных регионов, роста благосостояния и духовного развития населения является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве. Пограничная политика в этой области включает:
     
     создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей;
     создание условий для эффективного развития свободных экономических зон;
     сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов;
     обеспечение регулирования потоков внешней миграции;
     противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;
     поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;
     сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений;
     создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;
     создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.
     
     3.6. Формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики.
     
     Проблемы дальнейшей разработки и реализации пограничной политики Российской Федерации, деятельности ее субъектов требуют фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением национальных интересов и безопасности России в пограничном пространстве.
     Приоритетными направлениями исследований в области пограничной политики Российской Федерации являются: методологические проблемы; вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в пограничном пространстве; механизмы мирного разрешения пограничных проблем; социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты; влияние миграционного фактора на процессы и явления в пограничном пространстве; национальный вопрос в пограничной политике России; проблемы пограничной безопасности; история российской границы и другие аспекты погранологии.

40

4. Реализация пограничной политики Российской Федерации.

     
     Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в общей системе обеспечения национальной безопасности посредством скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации.
     Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по ее реализации, устанавливает нормы и порядок их финансового и материально-технического обеспечения, ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает межправительственные соглашения в соответствии с полномочиями в области пограничной политики, возложенными на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской федерации.
     Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане при реализации пограничной политики выполняют полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регламентирующими решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам пограничной политики в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляет Федеральная пограничная служба Российской Федерации.
     Основные направления пограничной политики Российской Федерации реализуются при разработке федеральных целевых программ, осуществлении внешнеполитической, экономической, военной, социальной, финансовой и экологической деятельности государства.
     Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в реализации пограничной политики, гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Финансовое обеспечение деятельности по реализации пограничной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих в проведении пограничной политики, осуществляется целевым назначением в объемах, ежегодно устанавливаемых федеральным бюджетом Российской Федерации, за счет ресурсов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у организаций и граждан.
     Основы пограничной политики Российской Федерации могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере поступательного социально-политического и экономического прогресса общества и в соответствии с изменениями мирового развития.