О родной стране, о России - RUSSIA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Разные интересные факты » Пограничная служба


Пограничная служба

Сообщений 11 страница 20 из 82

11

В начале Великой Отечественной войны 1941-45 воины погранзастав первыми вступили в бой с немецко-фашистскими войсками и оказали им героическое сопротивление, особенно пограничники - защитники Брестской крепости, бойцы застав Алексея Лопатина, Андрея Кижеватова, Виктора Усова, Федора Морина и многих др.
За боевые заслуги в войне 150 воинов-пограничников удостоены звания Героя Советского Союза, около 13 тыс. чел. награждены орденами и медалями, 50 пограничных частей награждены орденами Советского Союза, 32 частям присвоены почётные наименования.
Начальники Пограничные войска (с 1942): генерал-лейтенант Н. П. Стаханов (февраль 1942 - август 1951), генерал-полковник П. И. Зырянов (июль 1952 - декабрь 1972), с декабря 1972 - генерал-полковник В. А. Матросов.

В.Ф.Лобанов

увеличить

12

Пограничная служба России     


История Пограничной службы России своими корнями уходит в далекое прошлое.
Борьба со степными кочевниками заставляла Русские княжества возводить на своих подступах богатырские заставы, а так же приграничные крепости-города.
 
Одним из первых известных письменных упоминаний об организации охраны границ ("Повесть временных лет") было распоряжение Киевского князя Владимира по устройству пограничных городов по рекам Суле, Трубежу, Осетру и набору "лучших мужей" от славянских племен для "обережения земли русской", организации порубежной охраны южных и юго-восточных пределов Руси (988 г.).
Заселяли их "мужиками лучшими от славян: новгородцами, кривичами, чудью и вятичами".
В 30-е годы XI в. прибавилась такая же линия из 13 городов по реке Рось, а во второй половине XI в. непрекращающиеся набеги половцев на южные окраины Руси вынудили создать третью линию из 11 городов по Днепру.

Изустные предания, дошедшие до наших дней, сохранили имя одного из самых первых защитников земли русской – былинного богатыря Ильи Муромца.
Был он храбрым русским витязем, защищал от ворогов границы отчего края. Умер не на печи, а, как и подобает воину, от боевых ран, похоронен в Киево-Печерской лавре, где его нетленные останки чудесным образом сохраняются до сих гор. Русской православной церковью он причислен к лику святых и является покровителем российских пограничников.
Уже при первых русских князьях силами дружин, ополчения и приграничного населения охранялась граница, возводились города-крепости и оборонительные сооружения, дымовые и костровые линии связи.

На северо-западе и западе Древней Руси пограничную службу надежно несли города Новгород, Псков, Полоцк, Старая Ладога, Копорье и др.
Здесь опасность была сравнительно невелика, поскольку существовала природная защита от нападений соседей в виде непроходимых болот, множества озер, густых лесов. От гарнизонов крепостей выставлялись особые дозоры с задачами наблюдения и разведки морских, речных и озерных берегов с тем, чтобы не допустить проникновения непрошеных гостей.
Так, в 1240 году начальник дозора в устье реки Невы Пельгусий дал сигнал в Новгород о приближении шведского флота. Это позволило князю Александру внезапно напасть на высадившиеся неприятельские войска и уничтожить их.

13

Образование Московского государства создало предпосылки для организации охраны границ.
Тогда митрополит всея Руси Алексий в своей грамоте христианам, обретающимся на реках Хопер и Дон, упомянул о тайных караулах и скрытых притонах в местах службы сторожей и станичников, обязанных наблюдать за движением татар и доставлять весть в Москву.
Более того, в летописном рассказе о Куликовской битве есть сообщение, подтверждающее наличие законспирированной сети разведчиков-пограничников. При объезде войска Мамая, двигавшегося на Москву, «крепкие сторожевые Родион Жидовинов, Андрей Попов, Федор Мелик и иных 50 человек удалых людей» были схвачены ордынскими разъездами. Андрею Попову удалось вырваться из плена и 23 июля 1380 года он первый доложил князю Дмитрию о противнике, вышедшем к реке Воронеж.
По результатам разведки дозорных групп князь своевременно получал информацию о направлении движения и составе татарских войск.
8 сентября 1380 года, владея полными разведданными о противнике и обеспечив выгодные условия битвы, князь Дмитрий осуществил «Мамаево побоище» и был прозван Донским.

Дошли до нас и слова летописи о том, что Московский Великий князь Василий III "утвердил землю свою заставами" (1512 г.).
Со второй половины XIV века, в период усиления великого Московского княжества по рекам Хопер, Воронеж, Дон специально оборудуется сторожевая пограничная линия.
Деятельность по непосредственной охране границы русского государства стала называться пограничной службой.
Поселенные здесь войска несли службу на постах и станицах, получивших названия "Московские сторожи".
В период развития Московского государства активно осваиваются Сибирь и Дальний Восток.

Еще в 1483 году Иван III организовал большой поход "судовой рати" под руководством князя Федора Курбского и воеводы Салтыка-Травкина. Пройдя по рекам Тоболу, Иртышу и Оби, экспедиция обеспечила вассальную зависимость от Москвы вогульских и югорских князей. В 1582 году предпринимается знаменитый поход Ермака.

Строятся крепости-города Тобольск, Березов, Обдорск, Сургут, Нарым и др.
Последовательно складывается охрана передних рубежей колонизированных земель силами казачества и армейских частей.
В конце XVII века в Сибири уже насчитывалось 10 тысяч служивых людей.
Однако военной охраны не хватало, и местные власти привлекали к пограничной службе посадское население.
В слободах и острогах нередко вооружали всех боеспособных жителей, возлагали на них сторожевую службу, посылали в "отъезжие караулы".

14

При царе Иване Грозном Российское государство увеличилось, рубежи его отодвинулись на юг и восток.
1 января 1571 г. начальником станичной и сторожевой службы Иван Грозный назначил "знаменитейшего воина своего времени" боярина М.И.Воротынского, который отличился в походах против шведов, поволжских и крымских татар, а также при взятии Казани, будучи воеводой Большого полка.
В феврале того же года под руководством "сего знаменитейшего воина своего времени" был разработан и утвержден царем один из первых важнейших для пограничной истории документов - приговор "О станичной и сторожевой службе на государевых украинах и в степи".
Царский указ, явившийся своего рода первым пограничным Уставом, по сути, определил на многие десятилетия порядок службы по охране рубежей Московского государства.

Применялось два основных вида наряда: станица и сторожи.
Станица выдвигалась по графику на две недели и отвечала за определенный участок местности. Состав - 4—6 всадников. Преодолевала в среднем до 400 верст, маршруты станиц пересекались, прикрывая всю южную границу. Сторожи охраняли в среднем до 40 километров границы, а на направлениях вероятного вторжения — до 10 километров. Состав - 4—5 сторожей, на важных участках - 10 человек и более.

Служба нарядов организовывалась по росписям, в которых отмечались время выхода и возвращения со службы, количество смен и персональный состав нарядов, места и маршруты службы.
При несении службы от воинов требовалось проявлять постоянную бдительность, соблюдать меры собственной безопасности, без смены на места самовольно с участка не съезжать.

Предусматривалась дисциплинарная и материальная ответственность пограничников.
За самовольный уход с участка без смены в условиях состоявшегося набега степняков — смертная казнь.
За небрежное несение службы и недоезд до установленных мест — битие кнутом.
За опоздание к месту службы — денежный штраф за каждый лишний день в пользу сменяемых.
За порчу или утрату взятой в наем чужой лошади — плата по ценовым спискам.
Важно, что за ложные вести о противнике наказание не предусматривалось, хотя Приговор запрещал представлять непроверенные данные.

Сохранился и еще один важный исторический документ — Синодик Успенского собора. В него занесены имена погибших российских ратников на немецких, литовских и южных рубежах. Православная церковь молилась за "христолюбивое воинство русское", желая ему победы над врагом.
О первых русских пограничниках слагали легенды, которые затем становились былинами.

15

Российский флот на охране морских рубежей     

После смерти Петра I в 1725 г. перед Россией встали задачи по обеспечению безопасности южных границ государства и выходу к Черному морю.
Решение этих задач напрямую было связано с отношениями России и Турции, с дальнейшим развитием и укреплением отечественного флота.
После вступления на престол Анны Иоанновны о флоте начали проявлять большую заботу.
В 1732 г. под председательством А. Остермана была создана Воинская морская комиссия, которая выявила много небоеспособных кораблей и судов, а также наметила программу обновления корабельного состава. Она предложила иметь во флоте 27 кораблей, 6 фрегатов, 2 парома, 3 бомбардирских корабля и 8 пакетботов. Вместо ранее существовавших трех больших флагов флотилий (белого, синего и красного) на всех кораблях военно-морского флота был введен единый белый флаг с синим Андреевским крестом. Программа обновления флота решалась успешно. К 1740 г. обновленный флот России состоял из 12 линейных кораблей, 26 кораблей низшего разряда и 40 галер. В 1757 г. уже был 21 линейный корабль и б фрегатов. Этих сил было достаточно для того, чтобы в мирное время позаботиться об охране границ государства.
Важным шагом в становлении морской пограничной службы России стало издание в 1731 г. "Морского пошлинного устава", утвержденного императрицей. Пункт I устава гласил: "Все приходящие и уходящие морем, как вышния так и нижния персоны без выбору, а наипаче купцы и корабельщики... повинны о себе известие давать как во время приезду в российские порты, так и в отъезды из тех портов... и ради того все приезжие корабли и другие суда должны немедленно одного человека с таможенной яхты к себе на корабль взять и с собой до самой оной, в которой они о себе известить имеют, их весть, а буде кто сего чинить будет, или противность сему покажет, с таких брать штрафу пятьдесят ефимков". Таким образом, понятие "таможенная яхта" начало входить в служебный оборот.

В 1741 г. во главе Российской империи стала дочь Петра I Елизавета Петровна, которая продолжила развитие таможенного контроля на море и на побережье. Указом Правительствующего Сената от 22 сентября 1746 г. была подтверждена необходимость введения службы таможенных яхт: "для наилучшего приращения высокого Ее Императорского Величества интереса, чтобы корабельщики и прочие всякого звания люди не могли с кораблей и прочих судов и на пакетботах, прежде всего прихода своего до Кронштадта, потаенно товаров своих беспошлинно без аттестатов отпускать, учредить таможенную яхту". Указ содержал также порядок комплектования экипажа таможенной яхты и основы организации службы.
К середине XVIII в. обстановка на южных рубежах Российской империи, и прежде всего в прикаспийском крае, вновь резко осложнилась.
Поэтому русским правительством было решено держать в Астрахани наготове достаточное число морских судов, на которых в случае необходимости можно было бы перевозить войско и провиант. При этом, что очень важно, командирам военных и купеческих кораблей было поручено не только охранять свои суда и морское побережье, но и вести разведывательную и диверсионную работу.

Российскому флоту в 1725-1762 гг. приходилось защищать приморское побережье и на других участках государственной границы.
Исходя из этого, дипломаты и военные каждый раз после окончания войн при заключении договоров стремились обеспечить наиболее благоприятные условия для военно-морского флота. Так, в 1743 г. адмирал Головин заявил, что если нельзя удержать всю Финляндию по Ботнический залив "живою границею", то надобно оставить за Россией Гельсингфорс и всю Нейляндскую провинцию: гавань Гельсингфорса очень способная для стоянки военных судов, которые могут в ней зимовать без малейшего препятствия.
После окончания войны со Швецией вплоть до 1758 г. соединенная русская эскадра осуществляла ежегодное плавание по Балтийскому морю силами от 8 до 24 кораблей фрегатов и бомбардирских судов.

16

Большой вклад в развитие российского флота и создание основ для морской пограничной службы внесла Екатерина II. 
28 февраля 1780 г. императрица провозгласила Декларацию о вооруженном нейтралитете, которая стала весьма важным этапом в морское политике России.
Сложный узел проблем для правительства Екатерины II существовал на юге, где проводилась ярко выраженная антитурецкая политика.
Основной ее целью были: захват Крыма, находившегося в полной зависимости от турецкого султана; очищение от турок северного побережья Черного моря, установление господства над Балканским полуостровом и наконец, над всей Малой Азией с захватом Константинополя. В ходе русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. почти все эти задачи были решены.
В русско-турецкой войне 1768-1774 гг. конечной целью являлось освобождение христианского населения от турок, утверждение России на берегах Азовского и Черного морей и открытие через них свободного торгового пути в Средиземное море. Этому способствовало бы занятие Азова и Таганрога, которые турки по своей беспечности не укрепили.
Для обеспечения успеха контр-адмирал А.Н Сенявин начал срочно строить Донскую флотилию, предназначенную для охраны черноморского берега от вторжения турок.
На Дунае также началось строительство судов. Несмотря на несовершенство судов новой флотилии, они с 1772 г. не только охраняли устье Дуная, но даже выходили на крейсирование в море и совершали переходы до берегов Крыма.
После поражения Турции Россия по Кю-чук-Кайнарджийскому миру приобрела значительную территорию между Бугом и Днепром. Ей были возвращены Азов и Таганрог с частью Азовского моря, отданы Керчь с Еникаем.
Российская империя окончательно овладела Азовским морем и открыла выход в Черное море. Русским коммерческим судам предоставлялось право свободного прохода через Дарданеллы. Турция признала независимость от нее Крыма, татар кубанских, буджакских и ногайцев. Линией новой границы между Россией и Турцией стала р. Кубань.

Россия начала основательно укреплять свои позиции на Черном и Азовском морях.
В 1778 г. был основан город Херсон - первая кораблестроительная база на Черном море.
В мае 1783 г. контр-адмиралу Макензи было поручено построить порт и город Севастополь ("Знаменитый город"), и уже со следующего года город стал основным портом Черного моря.
На приобретенных Россией прибрежных пространствах между Днестром и Днепром в 1794 г. при бухте Гаджибей был основан город-порт Одесса.
Укрепились позиции России и на Каспийском море, где еще со времен экспедиции Войновича находились силы флота, имевшего свои базы в Аотрабаде, Энзели и Баку. С целью усиления защиты восточного побережья Кавказа было решено держать часть флота у о. Сары, где начали строить новый порт. Однако после смерти Екатерины II русские войска были отозваны из Персии, а Бакинский порт упразднен за ненадобностью.

При Екатерине II произошли значительные изменения в положении России на Дальнем Востоке и северо-востоке страны.
Русские вышли к побережью Охотского моря. В 1783 г. образовалось первое русское поселение на Сахалине, который японцы посетили лишь три года спустя.
Лучше обстояло дело в северо-восточной части империи. Смелые русские мореходы, казаки и промышленники со времен Беринга продолжали осваивать Алеутские и Курильские острова. В распоряжении Екатерины II сибирскому губернатору Д. Чичерину "О приведении в подданство шести Алеутских островов" предписывалось: "Промышленникам подтвердить, чтоб они ласково и без малейшего притеснения и обмана обходились с новыми собратьями - тех островов жителями".
После Алеутских островов продолжали осваиваться земли Северной Америки и прилегающие к ней острова.
В 1784 г. Г.И. Шелехов занял о. Кадьяк и построил крепостцы в нескольких местах американского материка от Кенайского залива до мыса Св. Ильи. Утвердившись в этом крае, русские расставили по берегам кресты и столбы с надписями, что данная земля принадлежит России.
С 1791 г. гам образовалось несколько компаний для промысла. Имея главный пункт на Кадьяке, промысловые партии обогнули Аляску и доили до острова Ситхи, где построили Новоархангельск. Еще ранее, в 1777 г., Г. Шелехов направил отряд промысловиков на ближайшие к Камчатке острова Курильской гряды и основал небольшой поселок на о. Уруп. В 1794 г. в этом поселке проживало уже 20 человек. При этом предпринимались дипломатические меры с тем, чтобы при освоении новых территорий избежать конфликтов с сопредельными государствами.
Так, 12 сентября 1788 г. Сенат издал указ: "... подтвердить накрепко вообще промышленникам касательно Курильских островов, чтоб с китайцами не заводили о владении споров, и равномерно не касались островов, под владением держав находящихся".
Для России приобретают важное значение отношения с Соединенными Американскими штатами.
Правительство Екатерины II считало, что: "Морское могущество Соединенных Американских штатов не может иметь столкновений с Россией, часто оно может быть благоприятно или выгодно, поэтому следует поддерживать Добрые отношения с американцами и заставить их смотреть на петербургский двор как единственный на континенте, с которым им выгодно быть в дружбе".
В 1791 г. произошло еще одно важное событие на Дальнем Востоке - 13 сентября Екатерина II дала указание генерал-поручику Пилю "О установлении торговых отношений с Японией".

17

Расширение морских границ Российской империи требовало укрепления флота. Для выработки основных направлений по восстановлению и развитию морского и речного флота и улучшению управления им в 1765 г. Екатерина II создала Морскую российских флотов и адмиралтейского правленья комиссию, которая должна была рассмотреть существовавший до этого порядок в Адмиралтейств-коллегий и внести необходимые предложения императрице.
Эта комиссия в 1765 г. издала регламент об управлении флотом и адмиралтейством. По регламенту в ведении комиссии осталась общая власть над флотом, его командирами и другими служащими. Из непосредственного заведования комиссии были исключены командование флотом и эскадрами, обучение команд, поддержание в них дисциплины. Было также образованно пять экспедиций: комиссариатская, интендантская, артиллерии, казначейская, счетная (или контроля). Комиссия установила в 1765 г. два комплекта флота: для мирного времени - из 21 корабля, 4 фрегатов, 50 галер и несколько мелких судов и команды для них - 21813 человек, в военное время - от 32 до 40 кораблей, 8 фрегатов и 150 галер и команды для них - от 28121 до 32527 человек.

Екатерина II продолжала заниматься флотом, интересовалась состоянием дел в нем и ставила флотские проблемы на одно из первых мест. Одним из первых шагов было возрождение гребной флотилии на Балтике и создание ее на Черном море. Первая имела узко-военное значение для действия среди финских шхер; вторая - для больших рек, впадавших в Черное море. Суда Балтийской гребной флотилии находились и строились в Санкт-Петербурге, Поченкальме, Выборге, Нейшлоте, Могилеве, Витебске и в других местах. В 1776 г. Россия на Балтике уже имела 25 кораблей, 4 бомбардирских судна, 13 фрегатов. К 1790 г. Балтийский флот насчитывал 34 линкора, 15 фрегатов и 271 гребное судно.

Активно развернулся процесс создания флота на Черном море. Небольшие суда строились на Дону и на Дунае. Создается Донская флотилия под командованием контр-адмирала Алексея Наумовича Сенявина. Он приступает к строительству флота в Таврове, Павловске и на Хопре. Но трудности с проводкой больших глубокосидящих судов через мелководное устье Дона заставило искать новые пути решения задачи. Адмиралтейств-коллегия решила наладить строительство парусно-гребных судов нового типа - плоскодонных, сидящих в воде не более 9 футов и имеющих на вооружении от 12 до 16 пушек.

В 1783 г. закладывается военно-морская база Севастополь, а в 1788 г. - судостроительная верфь в Николаеве. К 1790 г. на Черном море Россия уже имела 22 линейных корабля, 12 фрегатов, около 80 гребных и парусных судов. Черноморский флот состоял из одной дивизии: 15 кораблей, 10 фрегатов, 13 мелких гребных судов и 106 канонерок.
К концу XVIII в. Балтийский флот состоял из 3 дивизий: 45 линейных кораблей, 19 фрегатов, 29 мелких судов, а гребной - 12 гребных фрегатов, до 300 канонерских лодок и 30 галер.
Одновременно предпринимаются усилия и к созданию флота на Тихом океане. В 90-е годы XVIII в. только в Охотске было спущено на воду около 50 судов. Но отсутствие должного опыта у кораблестроителей, сложные климатические условия в первое время делали флот малоэффективным. Показателем служит тот факт, что до 30 судов погибло во время плавания.
Быстрое увеличение российского флота потребовало пересмотра основополагающего документа - "Морского устава", который во многом уже не отвечал требованиям времени. Поэтому в 1797 г. был издан и введен в употребление "Устав военного флота". В его пяти главах излагались обязанности всех должностных лиц флота и судовые порядки.

Основными направлениями военно-морской политики Российской империи в рассматриваемый период были также: защита морских торговых путей, конвоирование купеческих караванов и защита прибрежного пространства материка и прилегающих к нему островов. В условиях отсутствия четкой морской границы, таможенной границы и зоны экономических интересов Россия стремилась придать отношениям на море правовую основу. Так, заключением между Россией и герцогством Курляндским и Семигальским конвенции было покончено с давним варварским обычаем, по которому потерпевший крушение корабль подвергался разграблению.

18

Для обеспечения безопасности военных и купеческих судов по распоряжению Екатерины II от 28 августа 1788 г. были сооружены маяки от Выборга до Сестерборга и на берегу Ингерманландском "для предосторожностей от неприятеля".
Принятые меры позволили русскому корабельному флоту в 1790 г. заслонить подходы к Санкт-Петербургу и своими успехами на море остановить наступление противника.
Театром военных действий, на который Екатерине II приходилось больше обращать внимание, были побережья Азовского и Черного морей. На вновь приобретенных землях в южных областях безопасность еще не была обеспечена по той причине, что татары, в том числе и в Крыму, все еще сохраняли сочувствие к единоверной Турции. Порта же в свою очередь была готова воспользоваться первым удобным случаем для возвращения Крыма под свою власть. Поэтому для недопущения турок к берегам Крыма и Таманского полуострова суда Азовской флотилии были разделены на отряды, охранявшие Керченский пролив и ограждавшие линией крейсеров все северные берега Черного моря от Суджук-Кале (нынешний Новороссийск) до меридиана, принадлежавшего туркам Очакова.
На Дальнем Востоке также была усилена охрана морского побережья.
В 1799 г. там был сформирован пехотный полк, большая часть которого предназначалась для охраны Камчатки. По одной роте выделялось для Уддского острога и для Охотска. По императорскому указу в Охотске было велено содержать 3 фрегата с количеством пушек от 36 до 44 и 3 малые судна.

Важное значение имела деятельность "Российско-американской компании" Г. Шелехова. Ей были предоставлены особые права на 20 лет.
Компания была наделена большими полномочиями вплоть до вооруженной защиты интересов России в Тихом океане.

В царствование Екатерины II государственная граница проходила по многим рекам: Неману, Висле, Днестру, Дунаю, Амуру и др.
Это требовало создания речных флотилий и формирования специальных воинских сил для охраны границы. Зачастую в качестве такой силы выступали казаки. Так, в 1770 г. 517 семей волжских казаков были переселены на Кавказ, на левый берег Терека, на 80-верстовое пространство между гребенским войском и Моздокской крепостью. Из доклада астраханского генерал-губернатора князя Г. Потемкина от 5 мая 1776 г. видно, что так называемая астраханская граница - внутренние пространства по Волге от Саратова до Астрахани и оттуда по морскому берегу до Кизляра - прикрывалась Волжским казачьим войском, насчитывавшим около 540 человек.

Специфической особенностью несения службы в низовьях Волги была борьба с кочевниками и разбойниками, наносившими много вреда торговле.
В 1798 г. правительство вынуждено было ввести так называемые гардкоуты - мелкие гребные суда, вооруженные одной небольшой пушкой и четырьмя фальконетами. Вся река была разделена на три участка: от Астрахани до Царицына, от Царицына до Казани и от Казани вверх по реке. На каждом участке находилось три гардкоута, каждый под руководством офицера. Эти подразделения в низовьях Волги, тесно взаимодействуя с казаками и войсками, также охраняли и границу.

В годы царствования Екатерины II получил организационное оформление и эффективность действий таможенный надзор на море.
20 ноября 1763 г. в инструкции, препровожденной графу Б.Х. Миниху, она писала: "Как первая предосторожность состоит здешнему порту Кронштадтская таможня, того ради как в оную, так и на брандвахту определить достойных служителей и велеть всякие суда досматривать с совершенною верностью, а чтоб от Кронштадта до Санкт-Петербурга в пути с кораблей товаров потаенных на берег свозимо не было. Сенат Адмиралтейств-коллегий, чтобы морским служителям никакого в досмотрах препятствия не чинили, - подвергать наистрожайшему наказанию".

Но таможенные яхты, которые несли службу в районе Санкт-Петербурга, могли обеспечить лишь небольшой участок границы. Нехватка плавсредств для осуществления морского таможенного надзора вынуждала таможенных начальников использовать гребные и парусные шлюпки (лодки).

19

Важное значение для упорядочения службы таможенников имело решение Екатерины II от 27 сентября 1782 г. "Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров".
В нем говорилось, что "употребляемые до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы наши к удобнейшему открытию таковых покушений не были к тому достаточно, большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток и в тягость людей на стражу посылаемых...".
Указ в числе других мер предлагал: "В тех местах, где будут на границе реки или озера, смотря по обстоятельствам и надобности, имеют по одному или более гребных небольших и легких судов для употребления к лучшему наблюдению по усмотрению таможенных пограничных надзирателей".

Усилен был таможенный надзор и на морских подступах к столице.
12 апреля 1785 г. распоряжением императрицы генерал-губернатору Санкт-Петербурга "Об устройстве таможенной стражи в Санкт-Петербургской губернии" эта стража была пополнена 35 таможенными надзирателями, 2 таможенниками и 48 объездчиками. Для выполнения ими служебных задач выделялось 14 катеров или баркасов и 6 четырехвесельных судов.

Охрана берегов Черного моря в таможенном отношении началась в 1793 г. вскоре после завоевания и окончательного присоединения Крыма и постройки Одессы.
Досмотр здесь осуществлялся также на основании положения указа Екатерины II от 27 сентября 1788 г. о таможенной цепи и страже. И на Балтийском, и на Черном морях этот вид стражи до 1823 г. был наемным.

Таким образом, за сравнительно короткое время Екатерине II удалось существенно усилить российский флот, который доказал свою боеспособность не только в морских сражениях, но и в защите экономических интересов государства.

Доктор исторических наук  А.ПЛЕХАНОВ

-
Источник: http://www.pogranichnik.ru/index.php?op … ;Itemid=56

20

Пограничники настоящего времени.


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Разные интересные факты » Пограничная служба