О родной стране, о России - RUSSIA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты


Русские МУЗЫКАльные инструменты

Сообщений 71 страница 79 из 79

71

Древнейшим инструментом были гусли.

Само название происходит от древнеславянского «густы» — гудеть.
Так как гудела струна, то ее назвали «гусла», а много струн — гусли, то есть гудящие струны.
Гусли состояли из специально выдолбленного елового (или соснового) корытообразного корпуса в форме крыла, покрытого сверху тонкой деревянной или кожаной пластинкой — декой (дека — крышка). Именно дека заставляла колебаться воздушное пространство, усиливая звук, делая его более продолжительным и полным. Деку делали из явора — клена, отсюда словосочетание «гусли яровчатые» (искаж. от «яворчатые»).
Струны (от четырех и более) были жильными или медными. При игре инструмент клали на колени и перебирали струны пальцами обеих рук. Пальцами правой руки исполнитель защипывал струны или ударял по ним, пальцами левой — глушил ненужные звуки.
      Корпус гудка имел грушевидную форму, плоское дно и прямую деку с небольшими голосовыми отверстиями. Три струны располагались на одном уровне от грифа, поэтому смычком водили по всем трем струнам сразу. На одной струне играли мелодию, две другие звучали без изменения высоты звука. Во время игры инструмент держали вертикально, опирая на левое колено или зажимая между колен.
      В XIV—XV вв. впервые появилась домра. Она была похожа на балалайку, имела полусферический корпус с грифом на узкой длинной шейке, вдоль которой были натянуты две жильные струны, играли на них плектором — деревянной, роговой или костяной пластиночкой и посредством защипывания струн пальцами правой руки. Прижимая струны к грифу в том или ином месте, можно было получить звуки разной высоты. Жильные струны звучали мягко, но достаточно громко, поэтому сопровождали пение и танцы.
Легкость и малая величина инструмента сделали его популярным среди скоморохов, о чем осталась пословица: «Рад скомрах о своих домрах».

Оркестр. Фреска Софийского собора в Киеве
В. М. Васнецов. Гусляры. Фрагмент Гудки. Игра на гудке. Гусли.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

72

Волынка

Волынка изготавливалась из шкуры козы или теленка.
При игре исполнитель прижимал мех локтем левой руки к туловищу (ее держали под мышкой), выдавливая из него воздух, он попадал в игровые дудочки, приводил в колебание прикрепленные внутри стволов тонкие тростниковые пластинки — язычки.
Мелодичные отверстия закрывали пальцами, меняя высоту звука.

Сурна (зурна) — трубка цилиндрической формы из плотного крепкого дерева — каргача с несколькими пальцевыми отверстиями.
Одинарная камышовая трость насаживалась на металлический штифт, который вставлялся в верхний конец корпуса.
Звук сурны — резкий, носовой, даже гнусавый, использовался как аккомпанемент удалых плясок.

Волынка
Игра на волынке. Лубок
Медведь и коза. Лубок
Сурна

увеличить

увеличить

увеличить

73

Музыкальная культура развивалась на Руси под влиянием пастухов, которым надо было собрать стадо, а по вечерам пастух становился участником хороводных песен, игр и плясок.
Сами же пастухи мастерили музыкальные инструменты. Одним из первых пастухи стали использовать рожок, который делали из рога, а затем из дерева. Звук в этом инструменте образуется от вибрации самих губ и их соприкосновения со специальным наконечником — мундштуком.
      Среди ударных инструментов были популярны бубны и барабаны, которые издавали звуки при ударе кожаным шаром — вощагой по палке или металлическим тарелкам — бряцалу. На глиняные горшки натягивали кожу и затем по ним ударяли деревянными палочками. Такой инструмент называли накрами. Издавна применяли в качестве духовых музыкальных инструментов свистульки в виде птичек с отверстиями, сопель — простую дудку с сиповатыми звуками, свирель — камышовую или деревянную трубку с пробкой (пыж) со скошенной щелью. Струя воздуха издавала приятный свист при выдувании из щелки. Флейта, состоящая из набора коротких камышовых трубочек различной длины (кучи), но одинакового диаметра, называлась на Руси флейтой Пана.
      Верхние концы ее стволов были открыты (в них дули), а нижние — закрыты пыжами, воском, камешком. Звук извлекался посредством рассечения струи воздуха о край верхнего конца трубочки. На таких инструментах, приплясывая, одновременно играли три-четыре женщины.
      В конце XVI — начале XVII в. появился еще один струнный инструмент — колесная лира.  Она состояла из деревянного корпуса гитарной формы, внутри которой укреплялось вместо смычка натертое смолой или канифолью колесо, вращаемое при помощи рукоятки. Звук при вращении колеса получался резкий и гнусавый. Другой рукой нажимали клавиши — получалась мелодия.
      Совершенствуя домру, в XVII в. получили новый инструмент — балалайку. 
Слово «балалайка» произошло, возможно, от слов «балакать», «балаболить», то есть болтать, пустословить. Возможно, сыграли роль татарские слова «бала» — ребенок, «балалар» — дети, ведь первые балалайки делали именно для детей. Это был маленький треугольный или круглый корпус с длинным грифом и 2-3-жильными струнами. Мелодию играли на одной струне, две другие звучали все время без изменения высоты звука. Звук извлекался путем бряцания указательным пальцем правой руки по всем струнам вниз и вверх. На основе сурны позже появился инструмент жалейка из ствола бузины или ивовой коры, который при игре издавал жалобный звук, отсюда и название.
      Игра на музыкальных инструментах считалась светской, а значит, греховной, «бесовской».
В 1636 г. патриарх запретил игру на музыкальных инструментах. Согласно указу 1648 г. царя Алексея Михайловича, вообще всякая игра на народных
инструментах была запрещена. Народные музыкальные инструменты отнимали, их ломали и отвозили за Москву-реку и там сжигали или бросали в реку.

Духовые музыкальные инструменты
и дрымба
Гусли
Корпус колесной лиры
Колесная лира
Игра на балалайке.
Фрагмент картины Г. Ф. Паули.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

74

БЫТОВОЙ ЛЕКСИКОН

Древний русский музыкальный инструмент волынку делали в форме воздушного резервуара (меха) из цельной козьей или телячьей шкуры.
В отверстия передней пары ног животного, из шкуры которого делался инструмент, вставлялись трубки для нагнетания воздуха в мех.
Другие отверстия использовались для игровых трубок, с помощью которых исполнялась мелодия.
В шейное отверстие помещали 1-2 трубки, дающие непрерывный низкий тянущийся звук как гармонический фон к мелодии.
Монотонное звучание без перерыва этих звуков как фона дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.
Отсюда - «волынить», "тянуть волынку".

Строкой источника

П. Петрей. «История о великом княжестве Московском»
«При том играют на трубах, тромбонах, дудках и сопелках, а иногда бьют и в барабаны: из этого выходит необыкновенная музыка, такая же приятная, как собачий вой, а москвитяне очень рады и довольны. Эти музыканты странствуют из места в место, бродят везде с большими медведями и инструментальной музыкой из города в город и наживают много денег медвежьей пляской, пением, воем и игрой».

Медведь и коза. Лубок

увеличить

75

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Русский народ с древних пор использовал для игры на музыкальных инструментах подручные бытовые предметы.

Это лишний раз демонстрирует его музыкальность.

С давних пор играли на ложках, связках деревянных пластин — трещотках, колокольчиках-бубенцах.
Использовался для этой цели предок утюга - рубель.
Он представлял собой прямоугольную деревянную палку, с одной стороны имеющую деревянные зубцы в виде гармошки.
Намотанное на скалку влажное белье долгое время укатывали и утрамбовывали рубелем, зубцы которого не давали скалке выскользнуть из-под него.
Со временем рубель стали делать внутри пустым, по его зубцам водили упругим предметом, и получался искристый каскад звуков.

76

СКОМОРОШЬИ ЗАБАВЫ

На 40-й день после Пасхи праздновали Вознесение: все отправлялись на поля, прихватив с собой блины, яйца и пироги.
В этот день из теста выпекали маленькие продолговатые ритуальные пирожки или печенье — лесенки, так как, по преданию, именно в этот день Христос поднялся с земли на небо.
Лесенка — открытый пирог со сладкой начинкой, разделенный, подобно лестнице, перекладинами из теста. Пекли и другие вкусные пироги.
      В праздник Вознесения существовали обряды, связанные с кукушкой. Делали кукушку из пучка травы, называемой кукушкины слезы (например, тряпичную куклу, ветку, букет, венок). Куклу наряжали в сарафан, ленты, бусы. «Крещение» кукушки происходило под березой, ее три раза перекрещивали. Девушки ели яйца, скорлупки развешивали на ветвях деревьев, обменивались бусами и платками.
      Седьмая неделя после Пасхи называлась Семицкая или русальная. На этой неделе в четверг отмечался Семик — праздник встречи лета.
Эту неделю также называли Зелеными Святками, так как проводились различные обряды с зеленью и цветами. Главный персонаж — наряженная березка. Около нее пели песни, водили хороводы, плели венки из березовых листьев, ландышей, незабудок. Все дома украшали березовыми ветками и цветами, предварительно освятив их в храме.
      В воскресенье отмечали праздник Троицы.
Его поистине называют праздником русской березы. В русской народной культуре береза символизировала женское начало в противоположность дубу (реже другим деревьям) как мужскому символу. Одну березку украшали лентами, бусами, платками, а в некоторых местах еще и печеньем в виде круглых веночков — козулями. Вокруг нее устраивали пиршество.

увеличить

увеличить

77

Считалось, что именно в эти дни ветки березы наливались целительной силой, поэтому ее считали оберегом.

Березы со свисающими до земли ветвями называли русальными, к ним на Троицу боялись приближаться люди. В них якобы вселялись души умерших девушек — русалок, которые по ночам выходили из дерева и затанцовывали насмерть случайных прохожих. На русальной неделе не купались в реках: считалось, что русалки затянут в воду. Березы считались покровительницами женщин и девушек. Они умывались их соком для красоты и здоровья. Березовые ветки размещали повсюду в доме, в хлеву, хлестали друг друга и скот, клали девять веточек в люльку ребенка, активно использовали при лечении больных. Последние должны были обнять березу и передать ей свою болезнь. Девушки гадали на березе: они заплетали в Семик узлы из веток березы, а в Троицу развивали: чей узел разовьется, та выйдет замуж. Засохнет ветка — желание не исполнится.
      Особо следует сказать о троицкой еде. Так же, как и на Пасху, красили яйца, причем преобладал желтый цвет. Главной ритуальной едой был мед и яйца, а также троицкий каравай, различные пироги, каша.
      С праздника Ивана Купалы начинали купаться в реках, собирать травы, заготавливать веники. Считали, что в купальскую ночь растительность наделялась чудесными свойствами, собирали травы и корни. Утром умывались купальской росой — она считалась целебной. Среди целебных трав особо ценили полынь и иван-да-марью: их вплетали в венки, несли в дом и в хлев. Любимым развлечением купальской ночи были прыжки через костер. Чем выше прыжок, тем лучше хлеб уродится в этом году. Популярной игрой стали городки, или рюхи. Так назывались чурки, из которых складывались фигуры крепости — городка. Надо было разбить городок, выбив чурки. Проигравшая команда катала победителей у себя на спине. Забавой летних праздников были качели. Они были самые разные. Один из видов — доска, положенная на обрубок дерева. На конец доски становилась одна из качающихся девушек, вторая прыгала с разбега на поднявшийся конец, от чего он стремительно опускался, а первая девушка взлетала вверх. Такую забаву называли «скаканье на доске». Другой вид — два столба с перекладиной, на перекладину привязывали веревки с сиденьем. Были и качели в виде «чертова колеса» или ветряной мельницы. К перекладине подвешивали четыре лопасти (крыла) с сиденьями. Эти качели вращались вертикально. Качели стали символом весенне-летнего времени.
      Народные гулянья в те времена называли безлепицей. Главным участником этих гуляний были скоморохи — артисты различного жанра: плясуны, певцы, музыканты, актеры, шуты, комедианты, акробаты и др.
      Глумцы — это шутники и комедианты, которые умели веселить народ прибаутками и пословицами, а также разыгрывать глум, то есть сатирические сценические представления. Появлялся скоморох, изображая спесивого, чванного боярина в огромной горлатной шапке, но карикатурной, сделанной из дубовой коры. К нему подходили бедно одетые люди с челобитными, держа в руках посулы (взятки) — лукошко с лопухом, щебнем, кучками песку. Отвешивая земные поклоны, челобитчики излагали свои просьбы, добивались правды. Присмотревшись и принюхавшись к посулам, боярин оставался недоволен. Приняв величественную и потешную осанку, с оттопыренной нижней губой, выпирающим огромным животом, он неистово бранил челобитчиков и гнал их прочь. Челобитчики начинали со всех сторон тормошить и потом дубасить боярина чем попало. Дрессированные медведи также становились артистами. Во время «медвежьих потех» звери изображали местного барина, румянившихся девушек, марширующих солдат. Потехи были любимы и стариками, и детьми.

78

Скоморохи первыми изобрели кукольный театр — вертеп.

Один скоморох надевал длинную юбку или мешок с обручем на подоле, поднимая ее вверх так, чтобы она закрывала голову. Это приспособление служило ширмой, из-за которой он на поднятых руках показывал кукол, приводя их в движение пальцами под музыку другого скомороха, подыгрывавшего ему на гуслях. На пальцы нанизывали глиняные фигурки.
      Позже появился двухъярусный ящик, в нижней части которого хранили кукол, а в верхней их показывали. Позже вертепом стали называть всякое кукольное представление. Поскольку постоянного помещения у такого «театра» не было, то жители узнавали о представлении по фонарям, поднимавшимся на высоких шестах.
      В 70-е гг. XVII в. в Москве появился настоящий театр. Сам театр назывался «комедийной храминой», декорации — «рамами перспективного письма», театральные костюмы — «потешным платьем». Развивалась музыкально-вокальная постановка с музыкой, пением и танцами.
      Через неделю после Троицы начинался Петров пост, назывался он так потому, что заканчивался 12 июля — в день памяти святых апостолов Петра и Павла. В зависимости от даты Пасхи длительность этого поста была различной — от восьми дней до шести недель. В Петров пост по понедельникам, средам и пятницам довольствовались сухоядением.
      В августе отмечали Спасы — Медовый, Яблочный и Ореховый. Начинали есть мед и мак 14 августа, поэтому праздник назвали Медовым Спасом (Маковеем или Мокрым). Это был праздник пчеловодов, они доставали соты, варили квасы и угощали. Мед с древности называли сот. Стекавшую с медовых сот самотеком медовую слезу называли патокой.
      Все три Спаса связывал Успенский пост, его начало приходится на Медовый, а конец — на Ореховый (28 августа). Успенский пост менее строгий, чем Великий пост, но более строгий, чем Петров и Рождественский. Голодным пост не был, так как в этот период поспевали овощи, фрукты и ягоды. В Яблочный Спас, 19 августа, начинали есть яблоки, груши, другие плоды и даже разрешали рыбу. В Ореховый Спас, 28 августа, пекли пироги из зерна нового урожая и собирали орехи. На этом заканчивался календарный год.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

79

Строкой источника

С. Герберштейн.
«Записки о московитских делах»

«Однако в определенные праздничные дни они (московиты) разрешают женам и дочерям сходиться вместе для развлечения на привольных лугах; здесь, сидя на некоем колесе, наподобие колеса Фортуны, они (женщины) движутся попеременно вверх, вниз; или иначе, привязывают веревку, повиснув и сидя на которой они при толчке качаются и движутся туда и сюда, или, наконец, они забавляются некими известными песнями, хлопая при этом в ладоши».


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Русские народные промыслы » Русские МУЗЫКАльные инструменты