О родной стране, о России - RUSSIA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Наша РОДИНА - Р О С С И Я » ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич


ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич

Сообщений 61 страница 63 из 63

61

ЦИТАТЫ  из работ Дмитрия Сергеевича Лихачева

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, — культура не погибнет в такой стране».

«… Пусть всё погибнет, останутся только библиотеки — и тогда сохранится жизнь и сохраниться культура».
О библиотекарях: «Вы — главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще всё идёт напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы — библиотекари».

«Библиография — удивительная область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность вл всех смыслах. Без нее не могут развиваться не только литературоведение, искусствоведение, языковедение, история, но и любая другая наука. Это почва, на которой вырастает современная культура».

«Без культуры существование человечества на планете лишается смысла».

«Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы».

«Отношение природы и человека — это отношение двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником».

«Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, — будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставлю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, — хотя бы друзьям, хотя бы семье».

«Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…»

«Нам, русским, необходимо, наконец, обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику — и в области культуры, и в области экономики, и в области государственного права».

«Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее; Прошлое же — это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее».

«Память противостоит уничтожающей силе времени».

«Знание прошлого — это понимание современности».

«В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»

«Самая большая ценность — жизнь».

«Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии, это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение».

«Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить по пустякам».

«Самое восхитительное свойство человека — любовь. В этом связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) — это основа, на которой стоит человечество».

«Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды или „умного результата“... Говорят „добренький“, когда хотят оскорбить».

«Цивилизация без души — ужас! Вторичное варварство, по выражению Вико. Накопление без цели. Гигантская мобилизация средств для неизвестной цели. Сократов вопрос „чего ради“ никогда не ставится».

«Земля — наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве... Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев».

«... творцами русской классической литературы выступали авторы, обладающие огромной человеческой ответственностью. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы — решать вместе: автору и читателю».

Источник: http://www.childlib.ru/dep-resourses/Li … zitati.htm

62

"Семейные"  слова
Д.С. Лихачев


Существование «семейных» слов, шуток и поговорок — свидетельство крепости семьи. Моя бабушка по матери и ее верная Катеринушка (о последней я писал выше) любили вставлять в свою речь поговорки и пословицы (и первые и последние всегда как шутку), и эти обычные для всех шутки своею понятностью именно в тесном семейном кругу как бы служили удостоверением прочности семейного быта. О надетой с форсом набекрень дамской шляпке или слишком вольном дамском костюме говорили: «неглиже с отвагой». О франтоватом мужчине, что он держится фертом (ферт — название буквы «Ф», напоминающей избоченившегося человечка) и т. д.

Наша няня Катеринушка, вдова питерского мастерового, любила присказку: «Как у Семянникова на заводе, только трубы пониже и дым пожиже» (в начале нашего века густой дым из труб завода служил как бы рекламой предприятия, свидетельствуя якобы о напряженной его работе). Эту присказку Катеринушка говорила о тех, кто старался показать, что вовсю работает. В разговорах бывало множество острот, которые я называю «устойчивыми» и которые понимались «между своими». Из поговорок в нашей семье особенно частыми были: «Мели Емеля — твоя неделя» (о вранье и пустозвонстве) и «На тебе, Боже, что нам негоже». Обе поговорки «успокаивали», приглашали терпимо относиться к чужому хвастовству и показной доброте.

Много было и «детских» слов, с которыми обращались к детям и говорили о детях. Но, увы, слова эти забылись.

Меньше традиционных, «семейных» слов и выражений я слышал от отца: может быть потому, что весь уклад отцовской семьи был мрачноватым и шутить там не было принято. Но, скажем, молитвенные слова повторялись у отца и у его брата «дяди Васи»: «Царица Небесная», «Матерь Божья», не потому ли, что семья была в приходе храма Владимирской Божьей Матери? Со словами «Царица Небесная» отец и умер во время блокады. Но были у отца и свои привычные выражения, которые воспринял и я, хотя смысл их для меня остается непонятным; привычным было только их употребление в быту. Так, например, при какой-либо мелкой неприятной неожиданности отец восклицал: «Ах ты! сделай одолжение!». Например, когда ошибся в чем-либо, занозил руку, не туда попал, забыл пенсне или носовой платок... Объяснить это выражение я не берусь, хотя сам употреблял его до сорока лет постоянно. Думаю, что оно повторяет какую-либо реплику из фарса или водевиля. Выражение это, верно, повторялось в тексте пьесы и имело комический эффект: то, что в искусстве клоунов когда-то называлось «лягушкой». А потом это выражение стало обычной реакцией на неожиданность в какой-то узкой, «своей» среде.

Были свои обычные шутки в языке моего класса, в кружке, где я уже студентом встречался с товарищами и т. д. Изучать их надо.

Были в моем языке и семейные неправильности. Например, я во всех случаях говорил «оне», а не «они» Как будто бы это была петербургская черта в моем языке, вероятнее всего, передавшаяся мне по семейной линии. Из петербургских слов запомнились мне такие: «вставочка» вместо «ручка», «клякс-папир» вместо «промокательная бумага», «фрыштак» вместо «завтрак». Долгое время (да и сейчас порой) произносил я «ч» вместо полагавшегося по литературному произношению «ш» в словах «что», «булочная», «прачечная» и т. д., а также «г» вместо «в» в словах «его», в окончании родительного падежа на «ого» («нового», «красивого», «городового» и пр.).

Старался я внимательно следить за ударениями в своем языке и даже изобрел «спасительное» правило: если не знаешь, где поставить ударение, — ставь его на один слог ближе к концу слова. С начала XIX века появилась тенденция переносить ударение на один слог ближе к началу слова. Я стал говорить: «агент», «арест» «астроном» «начать» (ставшая знаменитой ошибка — «начать»), «объяснить», «углубить».

Как-то я спросил у академика А. С. Орлова, чистоте речи которого я всегда удивлялся: в каком слое русских самый богатый и правильный язык? Он подумал и ответил: «У среднеусадебного дворянства». И действительно, из этого слоя происходили Пушкин, Тургенев, Бунин: три столпа русского языка. Язык их богат и гибок. Очень много дали мне общения на Соловках с А. А. Мейером, К. А. Половцевой, А. Н. Колосовым, А. П. Суховым, а в корректорской Издательства Академии наук в 30-е годы с образованнейшими на старый манер «учеными корректорами» — А. В. Сусловым, Л. А. Федоровым и другими.

Совершенствовать свой язык — громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое ...

63

Лихачев Дмитрий Сергеевич

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой» (Дмитрий Лихачев).

Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге.
Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928).
В 1928 - 1932 годах был незаконно репрессирован и находился в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях.
С 1938 года - младший, а с 1941 года - старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1954 года - заведующий сектором древнерусской литературы (в настоящее время - отдел древнерусской литературы) ИРЛИ.
В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Новгородские летописные своды XII века", в 1947 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук - "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI веков".
С 1953 года - член-корреспондент АН СССР, с 1970 года - действительный член (академик) АН СССР (в настоящее время - РАН).
Известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.
Автор сотен работ (в том числе десятков книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки.
Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Иностранный член Академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США - Философского.
Член Союза писателей с 1956 года.
С 1983 года - председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года - председатель редколлегии ежегодника "Памятники культуры. Новые открытия".
С 1971 по 1993 год возглавлял редколлегию серии "Литературные памятники", с 1987 года - член редколлегии журнала "Новый мир", а с 1988 года - журнала "Наше наследие".
В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год.
С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (1961 - 1962, 1987 - 1989).
Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга. Народный депутат СССР (1989 - 1991) от Советского Фонда культуры.
Герой Социалистического Труда (1986).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966), болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963, 1977) и медалями. Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств "Янтарный крест" (1997).
Награжден Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1996).
Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993).
Почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо.
Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).

Скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Комарове.

Информация с сайта «Личности Санкт-Петербурга» - http://ceo.spb.ru/

Сайт Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева. http://likhachev.lfond.spb.ru/
(Библиография трудов Д. С. Лихачева; Библиография публикация О Д. С. Лихачеве; Очерк научной деятельности; Основные труды; Воспоминания о Лихачеве).

На телеканале "Культура" были показаны фильмы:
"Крутые дороги Дмитрия Лихачева"
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=129544
"Монрепо"
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=42674
"Дмитрий Лихачев. Я вспоминаю"
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=101190
"Поэзия садов"
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=46372
- с участием академика Лихачева.

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой» (Дмитрий Лихачев).

увеличить


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Наша РОДИНА - Р О С С И Я » ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич