О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Русские свадьбы, русская семья


Русские свадьбы, русская семья

Сообщений 41 страница 50 из 89

41

Брак и семья в Древней Руси

Ни для кого не секрет, что в России на сегодняшний день сложилась крайне тяжeлая демографическая ситуация: резко упала рождаемость, сократилось число браков, возросло количество разводов.
Я думаю, что в связи с этим будет весьма любопытно, обратиться к нравам и обычаям наших далeких предков.

Согласно древнерусским законам и обычаям жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж - в 12-летнем возрасте.
По достижении брачного возраста, родители юноши начинали поиск невесты. Найдя еe, они посылали к родителям или родственникам девушки сватов из числа своих друзей или знакомых, чтобы узнать: хотят ли они выдать еe замуж и сколько дадут за ней приданого. Если родственники девушки не хотели выдавать еe за этого человека, то чем-нибудь отговаривались и отказывали. Но если они говорили, что подумают и потом дадут ответ - согласие на брак получено.

Вслед за тем составляли "роспись" невестиного приданого и сообщали об этом жениху. И если ему невеста, (а точнее еe приданое) понравились, тогда назначались смотрины. Родители невесты созывали гостей, среди которых была "смотрильщица"- родственница или "доверенное лицо" жениха. Она распрашивала, ничего не подозревающую девушку, о разных вещах, испытывая еe ум, оценивая характер и внешность.

Некоторые родители, имевшие несколько дочерей, одна из которых была с физическими или умственными недостатками, показывали смотрильщице здоровую дочь, а замуж выдавали больную. Обман раскрывался только после свадьбы, так как до этого жених не мог видеть невесту. В этом случае, он писал прошение патриарху, и если в ходе расследования свидетели подтверждали подлог, то брак расторгался и виновная сторона платила неустойку. Еe размер заранее определялся "сговором"- своего рода брачным контрактом, в котором определялся размер приданного невесты и сроки свадьбы. Если после сговора жених узнавал о невесте что-нибудь плохое и отказывался жениться на ней, еe родители посылали жалобу патриарху. Церковные власти расследовали дело и также брали с виновных неустойку.

В день свадьбы жених отправлялся за невестой. Вместе с ним ехали "бояре"- его старшие родственники, "тысяцкий"- распорядитель свадебного обряда (обычно крeстный отец жениха), священник и дружки - друзья жениха. Затем родители невесты благословлят молодых и они ехали в церковь. После венчания новобрачные отправлялись в дом жениха, и получают благословение его родителей. Потом все садятся за столы и начинают пировать. После третьего блюда, дружки просят у родителей жениха благословения для новобрачных идти опочивать, и, отпустив их, начинают есть-пить по-прежнему. На свадьбах не было никакой музыки, кроме труб и литавр (тарелок).

Перед отъездом гости узнавали о здоровье новобрачных, и посылают родителям невесты сказать, что молодые в добром здравии.

На следующий день после свадьбы, жених созывал к себе гостей. Потом ездил к тестю и тeще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости отправлялись к ним на обед.

После праздников начинались семейные будни. Наставления и поучения, касающиеся семейной жизни, были собраны в середине XVI века в особый сборник "Домострой" автором которого был духовник царя Ивана Грозного Сильвестр.

В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всeм подчинятся мужу и отцу. А если они не слушались, главе семьи разрешалось применять к ним телесные наказания. Запрещалось бить палкой, камнем, в глаз и в ухо, чтобы не причинить увечья. Можно было "поучать" плетью (еe отец передавал мужу после свадьбы), но "наедине и "разумно". После наказания полагалось сказать ласковое слово и что-нибудь подарить.

Важнейшую роль в воспитании семьи играла церковь (для большинства населения еe представителем был приходской священник, а знатные люди имели личных духовников). Отец духовный должен был быть благоразумным, строгим и бескорыстным. Ему следовало не только исповедовать грехи, почитать и повиноваться, но и советоваться с ним в мирских делах.

Большое внимание уделялось и повседневным хозяйственным заботам. Хорошая хозяйка не только должна была следить за исполнением своих указаний, но и сама уметь печь, стирать, убирать, мыть посуду и рукодельничать. Она должна была постоянно быть за работой и избегать праздности.

В праздничные дни было принято приглашать гостей.
Хозяин велел своей супруге поднести каждому гостю чарку вина, а потом просил его, еe целовать, а потом все друг другу кланялись. Затем она уходила на женскую половину дома к жeнам гостей. Вообще, совместное застолье мужчин и женщин было не принято (за исключением свадеб). Дочерей своих к гостям не выводили и никому не показывали. Жили они в особых дальних покоях и выезжали только в церковь.

Расторжение брака было редким явлением, возможным лишь в случае измены или вдовства одного из супругов.
Вступать в повторный брак могли только люди невиновные в распаде семьи. Жениться и выходить замуж, можно было не более трeх раз. Все вопросы семейной жизни регулировались церковным судом.
Ситуация изменилась в начале XVIII века. Стремясь привить европейские обычаи на русской почве, царь Пeтр I разрешил мужчинам и женщинам самостоятельно знакомится друг с другом, вместе проводить время на балах и маскарадах и других празднествах. Но ещe долгие годы в крестьянских и купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние обычаи.
Не призывая следовать обычаям многовековой давности, думаю, что и в наши дни не стоит забывать об опыте прошлых поколений.

Тюлин Денис
Международный исторический журнал N20, 2002 год
Источник: http://ricolor.org/history/rt/os/1/

42

О благословении ...

Церковь благословляет брак двух любящих и избравших друг друга людей в Таинстве Венчания.
По смыслу этого Таинства, вступление в брак возможно только по свободному и обоюдному желанию жениха и невесты.
При этом священник во всеуслышание задает подобные вопросы обоим.
Вопросы матерям и отцам венчающихся не подразумеваются.
То есть именно воля жениха и невесты важнее всего для Церкви.

     Более того, воля родителей не может склонить их детей на брак по принуждению или разрушить намерения любящих друг друга.

    Таким образом, как Вы правильно рассудили, "что молодые люди сами решают свою судьбу, каждый человек свободен и сам выбирает, что ему делать". Это верно, и Церковь учит своих чад так относиться к браку.

     Свобода человека раскрывается, по церковному учению, в сфере лично-волевой. Ведь человек есть богоподобная личность, основными чертами которой являются свобода и самовластие. Но это лишь одна сторона. Вторая же - это человеческая природа и индивидуальность, которая складывается из совокупности природно-исторических обстоятельств: эпохи, истории страны, языка, культуры, города, и конечно, семьи. Человек есть существо родовое. Как личность он принадлежит Богу, а как индивидуальность он принадлежит семье и роду. Вся жизнь человека неотрывно проходит в недрах рода, семьи, и связана с жизнью семьи. Семья - это не только кровные связи, но и любовь всех родственников, и их молитвы. Но кто более всего молится за нас? Не наши ли матери и отцы? Вот их-то молитв и любви мы и просим перед браком в благословении.

     Институт благословения родителями вступающих в брак детей необходим в традиционном обществе. Если признать за факт, что традиция не нужна, то и благословение не нужно, так как благословение родителей есть знак связи и сама связь поколений, есть родовая жизнь. Это знак принадлежности к роду своих предков. Если человек отвергает благословение своих предков, то он как бы говорит этим: "я один, родителей у меня нет, я не принадлежу ни к какому роду". И своим будущим детям он тем самым дает понять, что у них нет рода, они в этом мире "пришельцы". Когда человек обретает свое родовое сознание, ему приходит пора ответить на вопрос: кто я? откуда я? Вот тут-то и важно осознать себя (психологи говорят - идентифицировать) как часть некоей более масштабной общности, нации, рода, племени, народа. Если человек отрицает свой род, свою родовую принадлежность, то, скорее всего, его личность еще не сформирована, еще слишком юна. Отказ от благословения родителей есть вражда с родом, с семьей. В расширительном смысле отказ от благословения - это и отказ от благословения Богом. То есть признание своего выбора противоречащим Богу и роду, неуверенность в своем выборе или нежелание отвечать за него.

     Конечно, если Вы не хотите получить благословение родителей, Вас никто не принудит к этому. Но с благословением "идти к венцу" радостнее и спокойнее. Такое вступление в брак укрепляет весь род, связывая его узами ответственности и любви.

Священник Андрей ЛОРГУС,
декан психологического факультета Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова (РПУ),
клирик Высокопетровского монастыря (г. Москва).

43

Русская свадьба

Традиционная русская свадьба предполагает следование определенным правилам и выполнение определенных ритуалов.
Все в ней подчиняется древним обычаям, первоначальная символика которых уже давно утрачена, но сами традиции продолжают жить и сегодня пользуются большой популярностью у молодоженов. В старину на Руси свадьбе предшествовало сватовство, сговор родителей жениха и невесты, девичник, а сама свадьба начиналась со слез и магических обрядов и заканчивалась проводами молодых в опочивальню.   

Сватовство дошло до наших дней в виде знакомства с родителями, сговор — в виде встречи родителей с обеих сторон и планирования предстоящего торжества, кроме девичника появился еще и мальчишник. Так в общих чертах старинные обычаи живы и сегодня. В день свадьбы девушка с утра должна была вдоволь поплакать и попричитать в знак прощания с вольной девичьей жизнью. Потом приходили подружки и начинали наряжать ее в свадебный костюм. Обычно он состоял из вышитой рубахи и нарядного сарафана. Традиционными цветами для свадьбы на Руси считались белый и красный, но в различных местностях были свои предпочтения фасонов и цветов свадебных нарядов.
Жених в утро своей свадьбы должен был совершить несколько обрядов от сглаза, с этой целью дружка (свидетель) втыкал в рубаху жениха иголку или булавку. К определенному времени жених вместе со сватами, дружкой и родственниками подъезжал к дому невесты. Там его встречали многочисленные подружки и незамужние родственницы невесты. В игровой форме они заявляли, что не отдадут ему любимую подруженьку, пока он не докажет, что сможет заботиться и содержать ее. Доказательством считался выкуп, который жених и свидетель должны заплатить за право увезти невесту под венец. В качестве выкупа могли выступать деньги, отрезы тканей, платки, ленты, сладости. 
Сегодня традиция выкупа несколько изменилась. Жених должен не столько откупиться деньгами, сколько выполнить все задания, подготовленные подружками, поэтому должен быть готов сказать невесте десять комплиментов, ответить на вопросы о ее любимых цветах, стихах, фильме и даже сорте мороженого, знать размер ее кольца и обуви и многое-многое другое. Невеста будет находиться в соседней комнате и услышит все комплименты и признания в любви. Ей это будет очень приятно, а окружающие еще раз убедятся, что жених достоин взять в жены девушку. А вот действительно заплатить, скорее всего, придется за туфельки невесты, которые подружки заранее припрячут, но, в конце концов, тоже отдадут. Важно не переборщить с количеством конкурсов, а то так можно и в ЗАГС опоздать. 

В старину жених и невеста вместо ЗАГСа ехали, естественно, в церковь. Православный свадебный обряд дошел до наших дней практически без изменений, но об этом будет отдельная статья. После венчания муж и жена вместе с гостями ехали в дом жениха, где все уже было готово к застолью. У ворот или на крыльце молодых встречали родители жениха с иконой, хлебом и солью. Родители осыпали молодых овсом и пшеницей, которые были символом богатства и плодородия. Новоиспеченные муж и жена низко кланялись родителям, по очереди отламывали по куску хлеба, густо обмакивали его в соль и угощали свою вторую половинку. Это означало, что теперь все радости и беды они должны делить поровну.

Обычай переносить молодую жену через порог тоже уходит своими корнями в глубокую древность, когда люди искренне верили в домовых. Для домового новая женщина в доме была чужаком, и он мог сильно ей навредить. Чтобы этого не произошло, муж переносил свою молодую жену на руках, как ребенка, и так обманывал доверчивого духа. Сегодня счастливые мужья часто выносят своих жен на руках из ЗАГСа, переносят их через семь мостов, поднимают на руки, чтобы так сфотографироваться в доказательство того, что готовы носить любимую на руках всю жизнь. Символика обычая давно утрачена, а сам обычай жив до сих пор.

Когда молодые заходили в дом, на крыльце оставались сваты или дружка. В шутливой форме они подносили каждому гостю чарку (рюмку) вина или водки и отказывались пускать, если те не выпьют. Затем начиналось шумное гулянье. Молодых сажали во главе стола или просто на почетном месте, рядом сидели свидетели, родители и далее все остальные гости. Существовало множество обычаев, которые выполнялись перед и во время застолья. Молодых трижды обводили вокруг стола или печи, перевязывали руки вышитым рушником (полотенцем), подкладывали под лавку, на которой они сидели, парные предметы.

Во время застолья полагалось произносить тосты и веселиться. Дружка развлекал гостей и следил за тем, чтобы всем всего хватало. Сегодня эти обязанности легли на плечи свидетеля, тамады или распорядителя свадьбы. Когда приходило время ложиться спать, гости провожали молодых в опочивальню. Постель для них в первую брачную ночь стелили не в доме, а в бане, на сеновале или в хлеву, чтобы обмануть злых духов. Сегодня молодожены тоже стараются провести эту ночь не дома, а в отеле или в новой квартире, где они смогут побыть наедине.

На следующее утро после свадьбы еще не нагулявшиеся гости и родственники шли будить молодых и даже позволяли себе над ними поиздеваться, как бы проверяя на прочность их семейные узы. Молодоженов могли запрячь в одну упряжку и заставить протащить телегу несколько метров, молодую жену заставляли мести пол или готовить еду, а сами мешали ей. Молодые должны были все беспрекословно выполнять.
На Руси свадьбу могли праздновать и три дня, и даже больше. В настоящее время чаще всего ограничиваются одним днем, а на второй день приглашают только самых близких родственников и друзей.

Чтобы устроить традиционную русскую свадьбу, придется хорошенько подготовиться.
Ведь заранее нужно придумать конкурсы и вопросы для обряда выкупа невесты, вышить рушники для каравая, для того, чтобы подстелить под ноги во время венчания, чтобы перевязать свидетеля и свидетельницу вместо обычных ленточек. Нужно не забыть о подарках подружкам невесты, об играх и конкурсах, которые будут проводиться во время застолья и призах для победителей. Можно организовать кражу невесты, хотя этот обряд не присутствует в свадебной традиции русского народа, но будет веселым и незабываемым моментом праздника.
Чтобы организовать все это, без помощи друзей не обойтись!

44

О возникновении русского свадебного наряда.

Когда к нам в салон невеста приходит не одна, а с кем-нибудь из родственников или друзей, нередко возникает спор: обязательно ли невесте покупать белое платье или цвет платья может быть и другим. Часто приходится слышать, что белое платье символизирует чистоту и скромность невесты и это традиционное свадебное платье, что в принципе неверно (разумеется, не в том смысле, что невеста не чиста и не скромна).

На самом деле издавна белый цвет был цветом траура. Черный цвет в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времен был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Однако позднее значение белого цвета несколько видоизменилось. Белый цвет стал символизировать радость и процветание. Например, древние греки и католики носили в праздники белые одежды. Более того, они даже красили в день свадебной церемонии свои тела в белый цвет. В течение столетий белый цвет считался просто одним из праздничных цветов.

Считается, что только в середине XVII века благодаря королеве Виктории в Англии, а затем и во всей Европе, появилась мода невесте на свадьбу надевать белое платье. Именно королева Виктория появилась в белом платье на собственной свадьбе и была так неотразима, что мода на белое платье стала повсеместной. Впрочем, согласно другой версии, эта мода была введена еще раньше Анной Австрийской. До нее невесты на свадьбу надевали розовое свадебное платье, но Анна вышла в белом. Это было так красиво, что все дамы высшего общества Франции, а впоследствии и Англии, Испании, Португалии стали брать пример с Анны. К ним присоединился и простой люд.

В России обычай наряжать невесту в белое свадебное платье впервые появился только в XIX веке, а в обиход вошел только к середине следующего столетия. До этого времени русские невесты облачались в народный костюм. Разница между крестьянским и дворянским свадебными платьями состояла в том, что в отличие от крестьянского наряда свадебное платье невесты из дворянского сословия было сшито из более дорогих тканей и украшено драгоценными камнями.

На протяжении всего русского свадебного обряда невеста несколько раз меняла праздничный наряд. Она была в разных платьях на девичнике, на венчании, на свадебном пиру в доме жениха и на второй день свадьбы. И каждый раз это было великолепное платье, которое девушка собственноручно шила в течение нескольких лет.

На девичнике накануне свадьбы русская невеста появлялась в своем лучшем девичьем платье. В зависимости от местности это была рубашка с юбкой или сарафан яркого цвета (красного, малинового, розового, зеленого). Наряд дополняли разноцветные ленты, струившиеся по спине и развивавшиеся при малейшем движении девушки. Ленты пришивались к шейному украшению - "обмотке и к особой головной повязке, называвшейся "красотой" или "волюшкой". "Красота" была символом девичьей жизни. В разных регионах России с "красотой" поступали по-разному: либо дарили жениху, либо передавали младшей сестре или лучшей подруге, либо разрывали на части и делили между всеми подружками невесты.

В день венчания невеста облачалась в особый наряд, как правило, красного цвета. В некоторых местностях невесте полагалось надеть две рубашки, одна из которых предназначалась для смертного ложа. Утром в день венчания жених через сваху или свою тетку посылал невесте "женихову шкатулку" с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.).

Получив подарок жениха, тетка или крестная мать невесты, так называемая "снарядиха", начинала одевать молодую к венцу. Свадебную обувь новобрачной обычно присылал жених. Тем самым он подчеркивал переходное положение невесты, которая уходила из отчего дома в дом жениха, чтобы всю оставшуюся жизнь идти с ним рядом. Обувал невесту особый "свадебный отрок", младший брат или другой близкий родственник девушки. На дворянской свадьбе для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерного одного типа внешности и в одинаковой одежде.

По приметам в подол невестиного платья втыкали несколько булавок - "от сглаза". В обувь новобрачных клали монетку или несколько зерен пшеницы, ржи, овса или ячменя, чтобы молодая семья жила богато.

На второй день свадьбы невеста выходила к гостям в новом свадебном наряде - в самом лучшем женском платье. Это могла быть пышная понева темного цвета, щедро украшенная орнаментом. К югу от Москвы поневы расшивались особым рисунком, похожим на языки пламени. На голову молодая жена надевала головной убор замужней женщины, а вокруг талии завязывала широкий тканый пояс.

Как видите, каких-то жестких правил в выборе цвета свадебного платья в старину не существовало. Не существует их и сейчас. Если Вам нравится белое свадебное платье, и Вы хотите поразить своих гостей также как когда-то королева Виктория, покупайте белое свадебное платье. Если Вы считаете, что к цвету Вашей кожи подойдут какие-то более теплые цвета, например типа "шампань", смело покупайте платье именно такого цвета. Если Вы хотите сразить своих гостей каким-то на первый взгляд довольно неожиданным для свадебного платья цветом, например, красным, то помните, что и такие платья в старину были весьма распространены, актуальны они и сегодня.

После того как свадебное платье выбрано, перед невестой часто встает вопрос: а стоит ли покупать фату или можно обойтись без нее? Однозначного ответа на этот вопрос также не существует.

Еще совсем недавно это слово означало просто "платок", настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. С первобытнообщинного строя свадьба была основным обрядом девичьей инициации, посвященным переходу из мира детства во взрослую жизнь. Этот обряд означал символическую смерть наивной девушки и одновременно рождение молодой женщины. Вторая не может родиться, если не умрет первая. С момента согласия на брак ее считали "умершей", а жители мира мертвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот. Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело к всевозможным несчастьям. По той же причине молодые держали друг друга исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайне мере невеста) на всем протяжении свадьбы: ведь они в этот момент "находились в разных мирах", а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру.

Кроме того, фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи.

На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью печальных. Тяжелая фата невесты понемногу набухала от искренних слез, даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни замужем. Невеста покидала свой род и переходила в другой. Стало быть, она покидала духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем было обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому.

Позже видоизменилось не только значение слова "фата", но и сам этот предмет - фата стала воздушной, легкой и сегодня она символизирует целомудрие невесты.

Вряд ли кто-то сегодня верит в духов-покровителей, сглаз и порчу, поэтому и современные невесты свободны в выборе: надевать фату или просто украсить волосы цветами. Главное, чтобы невеста в день свадьбы выглядела так, как она этого сама хочет.

45

Свадебные обряды и свадебные традиции.

Если соблюдение предсвадебных обрядов и традиций сейчас происходит далеко не в таком виде, как в прошлом, и носит либо формальный характер (родительское благословение, обручение, девичник), либо необходимый (договоренность сторон о расходах на свадьбу и материальной помощи молодым), то свадебным обрядам уделяется очень большое внимание.
Многие старые обряды в настоящее время возрождены или возрождаются. Вводятся и новые обряды, придумываемые как самими участниками свадьбы.

В старину последовательность свадьбы, как и прочих обрядов, конечно, нигде не фиксировалась и различалась по различным губерниям. Тем не менее, имелось и много общих черт. Большое значение придавалось выбору основных свадебных чинов, который происходил накануне или утром в день свадьбы.

Обязательный персонаж - дружка, или шафер. Это всегда женатый мужчина, знающий очередность обрядовых действий, умеющий хорошо говорить и руководить свадьбой, избираемый "по ловкости и знанию дела брачного". Неотъемлемый атрибут дружки - кнут, который он пускал в ход с целью отогнать все, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты. Дружку часто можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо. Иногда он был повязан крест - накрест двумя полотенцами - от жениха и от невесты.

Сват - персонаж, ведущий свадьбу вместе с дружкой, который иногда выполнял те же обрядовые действия, что и дружка. Это женатый человек, обычно из числа родственников.

Сватья - замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Исполняющая различные обрядовые действия при повивании (то есть укладывании волос невесте "поженски" после венца и одевания соответствующего головного убора), обрядах укладывания молодых и т. д.

Из неженатой молодежи выбирались подженишники и подневестницы - незамужние подруги невесты. Подженишников и подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первый подженишник. В современную свадьбу эти персонажи вошли как свидетель и свидетельница. Их можно узнать по стандартным красным лентам, повязанным через плечо. Кроме официальной функции - свидетельства при регистрации брака, они сопровождают жениха и невесту и предохраняют от желающих подшутить над молодыми. Можно сказать, что их роль возросла. Они более активно, чем прежде, участвуют в организации всех свадебных действий, иногда ведут всю обрядово - развлекательную часть свадебного торжества.

Как и прежде, сейчас на свадьбу приглашают обычно широкий круг родственников, а также друзей и соседей. Состав участников современной свадьбы значительно "омолодился". Если раньше после приезда жениха в дом невесты и начала собственно свадебных застолий парни и девушки за стол не садились, то сейчас друзья жениха и невесты такие же почетные гости, как и близкие родственники, они сидят за одним столом с молодыми.

В селах в старину в свадебных торжествах наряду со специально приглашенными лицами принимали участие все желающие односельчане. Их поведение и отношение к ним хозяев регламентировалось местными обычаями.

В определенные моменты свадьба становилась как бы "открытой" для наблюдения и участия всех пришедших сюда. За столы сажали лишь приглашенных, но и зрителям подносили водку, а часто и угощение.

Вообще, свадебные обряды восточных славян - захватывающий спектакль с большим числом действующих лиц. По меткому замечанию ученого А. Веселовского, их правильнее сравнить со "свободной мистерией", в которой представители двух родов - жениха и невесты - ведут друг с другом словесное и песенное состязание, перебрасываются шутками и поговорками, задают друг другу загадки в форме яркого театрального действа.

На украинских свадьбах согласно традициям, перед заключением брака разыгрываются сцены похищения невесты и даже военного похода против дома невесты. Жених в это время - князь, сопровождает его дружина.

Если невеста живет в соседнем селе, парни этой деревни перекрывают дорогу, поставив на пути накрытый стол с хлебом: за право пройти берут несколько монет. Когда свадебный поезд приближается к дому невесты, ворота оказываются закрытыми и нередко перед ними стоит группа молодых людей, вооруженных дубинками. Переговоры о том, чтобы жениха впустили, ведутся одновременно с матерью невесты и с молодыми людьми перед воротами. Затем мать невесты выходит навстречу поезду, надев вывернутую наизнанку меховую шубу, протягивает жениху чашку воды с овсом. Тот делает вид, что собирается пить эту воду, но затем бросает чашку через голову назад, а дружка старается на лету разбить эту чашку палкой. На пороге дома сходятся две свахи, со стороны жениха и невесты, каждая с хлебом, солью и зажженной свечой в руках; они ставят на порог правые ноги, склеивают свои свечи, так что те горят одним пламенем, и целуются через порог. Это является символом объединения очагов двух родов. Затем в глубоком молчании происходит обмен хлебами. Жених садится рядом с невестой и целует ее. После следует обмен подарками. Невесте надевают головной убор замужней женщины, который она должна трижды бросить перед собой на пол. Затем в дом торжественно вносят ритуальный хлеб - каравай. Старший из команды жениха разрезает его и дает по куску всем присутствующим. После ужина невеста прощается с подругами, затем все ее имущество укладывают в повозку, подъехавшую от дома жениха. Получив родительское благословение, невесту сажают в повозку и бросают ей в ноги связанную черную курицу, полученную от матери. Жених трижды обходит вокруг повозки и говорит, слегка ударяя невесту кнутом: "Оставь отцовское, прими мое!" В воротах дома жениха обычно зажигают костер, через который переезжает невеста и весь свадебный поезд с целью ритуального очищения невесты. Последняя молча входит в дом, где она прежде всего выпускает привезенную черную курицу. Затем невесту сажают в красный угол и палочкой снимают с нее покрывало и бросают его в печь. Постель для новобрачных стелят в чулане на соломе, с мешком зерна в головах. Свахи раздевают в чулане новобрачную и, тщательно ее осмотрев, надевают на нее чистую рубашку. В доме в это время поют любовные песни. Если новобрачный окажется импотентом, невеста говорит: "Муж мой не может, приведите дружку!", и право первой ночи получает старший из команды жениха. Окровавленную рубашку новобрачной показывают гостям, а потом отсылают матери невесты как доказательство невинности. Кое-где у русских вывешивают такую рубашку на высоком шесте. По народным поверьям, кровь, пролившаяся при потере девственности новобрачной, благотворно влияет на размножение скота. Если выясняется, что невеста потеряла невинность до свадьбы и ничего об этом не сказала, на ее родителей надевают хомут, они подвергаются также всяческому поношению, а самой невесте поют пристойные песни.

На второй день свадьбы проводится свадебное омовение новобрачных водой.
Свадебный поезд с музыкой отправляется на реку или к колодцу, и здесь все моются. Вытираются новобрачные так: муж вытирается верхней передней частью рубашки своей жены, она - той же частью своей рубашки. Затем молодая женщина приносит воду в каком-либо сосуде домой. У русских кое-где новобрачных валяют в снегу, но вообще из-за сурового северного климата купание здесь заменяется ритуальным мытьем в бане. В некоторых местах, чтобы уберечь невесту во время свадьбы от колдовства, ее моет человек, сведущий в ворожбе, причем отпускать девицу со знахарем в баню одну, где он раздевает ее донага и обмывает все тело, не считается предосудительным.

На третий день свадьбы после новобрачных моются попарно (мужчина с женщиной) все свадебные гости. Того, кто приходит в гости без жены, или холостяка ведут в этот день в баню с чужой женой. Русские свадьбы всегда имели свои особенности и обычаи. Так, на Руси в старину соблюдался обычай - в день венчания жених присылал невесте через сваху или свою тетку шкатулку, в которой лежали фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, набор гребенок, духи, иголки, булавки и т. п. После того, как приносили шкатулку, невесту начинали одевать к венцу. Одевала и причесывала невесту ее тетка - "снарядиха". В дворянских семьях специально для этого приглашали парикмахера. У горожан сохранился традиционный обычай, согласно которому невесту обувал "свадебный отрок" (младший брат или другой ее близкий родственник). В купеческих семьях невесте вкладывали в туфельку золотой. Среди дворянства, крупного чиновничества и ориентирующегося на их быт богатого купечества свадебный отрок не только обувал собиравшуюся к венцу невесту, но' и подавал ей на серебряном подносе перчатки и фату, провожал до свадебной кареты, нес за ней шлейф и т. д. В дворянской свадьбе для большей пышности и торжественности часто назначали двух свадебных отроков. При этом следили, чтобы рост, внешний вид и одежда у них были одинаковыми. Это, вероятно, перешло из дворцового быта, где шлейф царицы несли два пажа.

В традиционном крестьянском ритуале большую роль играли обереги, в качестве которых выступали самые разнообразные предметы: лук, чеснок, мак, рыболовная сеть, шерстяные нитки, колокольчики и т. п. Использовались обереги и в свадьбах горожан. Так, в среде городского простонародья для того, чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее венчального платья обязательно вкалывали иголки. Для этой же цели в дверной косяк дома, где будет проходить свадебное веселье, вкалывали крест-накрест две крупные иголки или таким же образом вбивали два гвоздя. В быту городских ремесленников существовали и другие виды оберегов. Здесь невеста, одеваясь к венцу, в качестве оберега от порчи прикалывала к нижней юбке кусочек своей первой вышивки или обвязывалась вокруг талии пояском своего первого плетения. По народному поверью считалось, что любое изделие, впервые выполненное девушкой без посторонней помощи, обладало особой силой, способной уберечь ее от порчи и исцелить в случае болезни.

У дворян существовала традиция, по которой в день церковного оглашения мать передавала дочери с глазу на глаз какой-либо талисман, который обязательно находился у невесты в момент венчания. Ладанки, перстни с печаткой часто становились семейными реликвиями и передавались из поколения в поколение вместе с легендами об их чудесной силе. Иногда это были очень дорогие ювелирные изделия, и тогда они входили в состав фамильных драгоценностей. Однако к ним никогда не относились как к украшениям в обычном понимании. Их функции были иными. Даже тогда, когда семье угрожало разорение, эти предметы не решались продавать или закладывать на время и стремились во что бы то ни стало сохранить в семье.

При ожидании свадебного поезда жениха невесте полагалось быть грустной.
Существовала и примета: если невеста мало поплачет на свадьбе, придется много поплакать потом, а потому лучше "наплакавшись за столом, не плакать за столбом".

При одевании жениха к венцу сохранялась традиционная роль дяди (по материнской линии). Дядя вкладывал в правый ботинок или сапог жениха монету. Широкое распространение имел так называемый обряд "о пяти приборах". Этот обряд совершался отдельно как в доме жениха, так и в доме невесты. В нем принимали участие только пять человек: мать, отец, жених (невеста), сваха или тетка, шафер (дружка). Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем совершалась обычная церемония: все обходили вокруг стола, после чего приступали к легкой закуске. Вслед за тем в доме у жениха начинались сборы в дорогу. После общей молитвы следовал обряд благословения жениха ехать за невестой и затем к венцу. Дружка, иногда сват, подзывал, обращаясь по имени отчеству, всех присутствующих, начиная с родителей. Каждому благословляющему жених кланялся три раза и благодарил. Отправление поезда сопровождалось обрядами, преследующими магическую цель - предохраниться от нечистой силы и обеспечить в новой семье рождение детей. Отъезжающие пили пиво или вино непременно домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом (либо другим зерном). Дружка с иконой обходил свадебный поезд и кропил и людей, и лошадей святой водой. В некоторых деревнях перед отправлением поезда из дома выносили сковороду и квашню, накрытую новой шубой. Жених на несколько минут садился на квашню и затем через весь двор бросал сковороду. После выполнения положенных обрядов поезд отправлялся к невесте.

К приезду жениха невеста, как правило, была уже одета в свадебный наряд.
У крестьян головной убор невесты представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делали его девушки перед свадьбой, принося свои ленты. Иногда венки покупали или даже передавали "по наследству" с одной свадьбы на другую. Белая фата, как и белое платье, прочно вошли в обиход лишь в 60-е годы XX в. вместе с распространением обряда торжественной регистрации. Следует заметить, что на протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла наряд. Она бывала в разных платьях на девичнике, на венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы. Сейчас, как правило, невеста обязательно шьет или покупает себе два платья - для первого и второго дня свадьбы. Во избежание порчи к венцу невеста ехала накрытая большим платком или покрывалом так, чтобы лица не было видно. Сверху на платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину. В крестьянской свадебной обрядности большую роль играли обычаи, связанные с приездом свадебного поезда жениха в дом невесты: преграждение дороги женихову коню, запирание ворот, "продажа" ворот, откуп места для жениха около невесты и т. п.

Подъехав к дому невесты, дружка через запертые ворота вел переговоры с ее отцом или дружкой, иносказательная форма которых напоминала переговоры на сватовстве: "мы, купцы, торгующие красным товаром" или "заблудились и просим пустить ночевать" и т. д. После переговоров, а иногда денежной платы дружку, а вслед за ним и весь поезд пускали во двор. Встречи сторон часто сопровождались обрядами, широко распространенными на свадьбах. Дружки или дружка и крестная мать невесты, или обе свахи сходились, держа в руках по караваю хлеба. Затем с шутками несколько раз перекладывали хлеб один на другой, чтобы в результате хлеб жениха оказался сверху. Вслед за тем дружка и сваты выкупали место около невесты у девушек, после чего дружка, шутливо замахиваясь кнутом, выгонял их. Кроме того, приходилось выкупать и косу невесты у мальчика с лучиной в руках (имитированный нож), грозившего отрезать косу. Мальчик мог не соглашаться на условия выкупа, в таком случае дружка пытался достать его хлыстом, если это удавалось, выкуп не требовался. Перед отправлением к венцу обычно происходил обряд сводов. Своды - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под специальные песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил жениха и невесту друг к другу и соединял им руки или связывал их полотенцем (платком). Распространенный вариант сводов - троекратное движение жениха и невесты по кругу, иногда это обход вокруг стола, дежи (кадки для теста). Магическое значение соединения имели и обряды с хлебом. Например, дружка, отрезав по краюшке от хлеба невесты и привезенного с собой хлеба жениха, складывал их, связывал красной лентой и передавал крестной матери, которая относила их на стол. Иногда хлебы разламывались над головами сидящих вместе жениха и невесты. Половина от женихова хлеба передавалась отцу невесты, а половина невестиного - дружке жениха, половины связывали лентой и ставили на стол. Эти действия, столь распространенные в прошлом, символизировавшие соединение молодых и магическим путем укрепляющие брачные узы, почти исчезли из современного ритуала. Но и сейчас можно встретить аналогичные по значению (но не имеющие столь явно выраженного магического характера) действия, заимствованные в основном из различных свадебных сценариев и рекомендаций. Так, встречается обычай, когда на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику. Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год. При отправлении поезда от дома невесты, которому предшествовал обряд благословения жениха и невесты, совершались те же обряды, что и при отъезде от дома жениха. Одно из главных и распространенных действий - осыпание хмелем и овсом отъезжающих, обязательно жениха с невестой, и лошадей. Осыпание происходило несколько "раз в разные моменты свадебного действа. Это наиболее распространенное, хотя и не единственное, употребление зерна на свадьбах. Например, в некоторых областях перед отправлением к венцу жених и невеста одновременно вставали одной ногой в лукошко с овсом. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь вместо осыпания молодых зерном чаще можно увидеть осыпание конфетами, иногда с добавлением металлических денег. То есть, действие постепенно теряет прежнее значение акта, символизирующего плодородие. Для предохранения молодых от порчи при выходе из дома невесты в одних местах их переводили через зажженную на пороге лучину, в других - горящие пучки соломы клали на пути молодых от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге дома. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой. Иногда дружка, обходя свадебный поезд, в качестве предохранительной меры от злых духов щелкал кнутом или стрелял в воздух из ружья. Случалось, правда, особенно в городах, что в церковь ехали отдельные свадебные поезда - жениха и невесты. Но если ехали в одном, то всегда в разных колясках. Свадебные кортежи, только уже из разукрашенных легковых автомобилей, повсеместно сохраняются и в наше время. Как и прежде, в ЗАГС или в церковь жених и невеста едут в разных машинах, а обратно в одной. Подавая звуковые сигналы клаксоном, участники свадебного поезда иногда и не задумываются, что это пережиток древней предохранительной магии и прежде клаксон заменяло щелканье кнутом.
От дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь...

46

ИСТОРИЯ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА

Без малейшего сомнения, можно утверждать, что свадебные обряды – самые старые обряды Человечества.
Многие из них восходят к ритуалам, существовавшим в глубокой древности. Они вырабатывались столетиями и имели целью сделать прочным и счастливым союз мужчины и женщины.
Многие наши современники сильно удивляются, когда узнают, что первые законы, записанные на месопотамских глиняных табличках и египетских папирусах, касались именно семейных отношений. Брак мужчины и женщины (или как сейчас говорят «ячейка общества») лежал в основах всех древних юриспруденций. Дело в том, что от взаимоотношений супружеской пары зависела экономическая жизнь племени, народа, государства. Самый крупный платёж – это выкуп за невесту. Чтобы заплатить «калым», семье жениха приходилось идти на немалы затраты. Как не крути, а для накопления нужных средств приходилось-таки развивать семейное хозяйство. Вот поэтому к процедуре бракосочетания подходили со всей серьезностью – очень уж дорогостоящей она была… 
В давние времена своеобразной валютой считалась скотина. В разных уголках планеты за невест платили по-разному.
В древней Ассирии за девушку предлагали выкуп в 12-20 овец, в Элладе – 20 коз, арабский жених должен был отдать своему тестю от одной (если белой масти) до пяти верблюдиц, в Монголии – пять кобылиц, на островах Полинезии – 10 свиней. Да-а-а, хорошая жена всегда ценилась дорого… Ежели уж приспичит жениться, то и собственного ребра не жалко! Вспомните нашего праотца Адама.
Обряд выкупа невесты имелся, практически, у всех народов, и этот «красивый обычай» (вспомните к/ф «Кавказская пленница») сохранился до сих пор. О «покупке невесты» говориться в законах ассирийского царя Хаммурапи, записанных на глиняных табличках в 2000-м году до н.э. В них уже есть прямая ссылка на брачный контракт, в частности один их параграфов гласит: «Если мужчина взял женщину без заключения письменного договора, то официально эта женщина ему не жена». Писец должен был зафиксировать текст брачного соглашения клинописью на глиняных табличках, затем документ скреплялся печатью свидетелей и передавался на хранение в… библиотеку.
Важной частью брачной церемонии считалось приданое. Размер приданого, обычно, соответствовал размеру выкупа невесты. С одной лишь разницей, что выкуп становился собственностью тестя и тещи, а вот приданое невесты ложилось в  основу благосостояния молодоженов. При расторжении брака «выкуп» должен был возвращаться, а вот «приданое» и совместно нажитое имущество в равных долях делилось между бывшими супругами и их детьми.
Похищение невесты – один из самых древних обрядов. Он возник в тех местах, где мужчин традиционно рождается больше, чем женщин. В основном – это высокогорные районные планеты. Девушки там – особая ценность. «Умыкание невесты» призвано было показать смелость и удачливость будущего супруга. Потому что если незадачливого похитителя ловили родственники девушки, то родовые законы строго карали за это (даже, если предмет его любви был согласен на брак).
Продолжая экскурс в историю свадебных традиций, нельзя не затронуть такой пикантный вопрос, как возраст невесты. У многих народов считается, чем раньше девочку отдать замуж – тем лучше. Например, в Индии девочек обручают в младенчестве. Будущий муж обязан в ожидании полового созревания девушки (12-14 лет) помогать родителям содержать свою нареченную. Детские браки практиковались в древнем Египте, в государстве Инков, в императорском Китае и средневековой Японии. На Руси девушку отдавали замуж с 16 лет.

47

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ СВАДЕБНЫЕ ПОГОВОРКИ

В предложенном кладезе народной мудрости сохранена оригинальная орфография:

- Невеста обрящеши кратость, а жена одалеет мудрость.
- Милые бранятся, но мир слова зберегают.
- Жена-то моя, а ум у неё свой.
- Был у тёщи, да рад утёкши!
- Деверь невестке – обычный друг.
- Девка красна до замужья.
- Невеста говорить не умеет, да всё розумеет.
- Знаться с кумою – расстаться с женою.
- Для щей люди женятця, а для мяса замуж выходят.
- Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведёт.
- Женой доброй и муж честен.
- Девичье слово, что клей рыбий.
- Женитца – так не ленитца, хотя и не хотца – а надо вставать.
- Красно поле рожью, а невеста приданым.
- Молода жена красовита – безумному радость.
- Невольная женитьба не делает веселья.
- Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую.
- Матка по дочке плачет, а дочка на свадьбе скачет.
- Жених рожею хорош, да не лизать его стать.
- Не жалей тещиного добра – колупай шилом сасло, а пресное молоко спичкой хлебай.
- Всякая невеста для своего жениха родится.
- Супротив свахи не соврешь.
- Не смотри на  приданое - смотри на девушку, ибо не с богатством жить, а с человеком.
- Стыдица молодой жены – детей не видать.
- Рада бы курица на свадьбу не ийти, да за хвост волокут.
- Скорая женитьбы – видимая работа.
- Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаз щурит.
- У нашого новобрачного про всяк день мясо.
- Худ муж, а завалюсь на него и не боюсь никого.
- Холостова сватать не посылают, холостой что бешаной.
- Добру жену взять - горя не знать.
- Скамарошья жена – всегда весела!
- Красива невеста, да глуп жоних.
- Девство и красота воюют друг на друга.
- У молодой жены нету цены.
- Обошел муж жонушку дубинным колышком.
- Воля добрую жену портит.
- Женатому учиться ушло время.
- Выбирай невесту не в хороводе, а в огороде.
- Всякий выбирает невесту по своему разумению.
- Первое богатство в жизни - это здоровье, а второе - жена.

48

Русские свадебные пословицы и поговорки

- Веселым пирком, да и за свадебку.
- Добрая свадьба - неделю.
- Вся свадьба песни не стоит.
- Сватанье - хвастанье.
- Холостого сватать не посылают.
- Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.
- Семеро сватаются - одному достается.
- Выбирай невесту не в хороводе, а в огороде.
- Всякий выбирает невесту по своему разумению.
- Невесту выбирай собою, а не Федулом да Фомою.
- Не бери приданое, бери милую девушку.
- Не с богатством жить, а с человеком.
- Сватушка, вот тебе шапка и рукавицы, ночуй, родимый.
- Свахе первая чарка и первая палка.
- Одна только сваха за чужую душу божится.
- У доброй свахи женихи и невесты все на перечете.
- Супротив свахи не соврешь.
- Сват с правдой не ездит.
- Каков сват, таков и жених.
- Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна.
- От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь.
- У хорошей жены и плохой муж будет молодцом.
- С доброй женой горе - полгоря, а радость - вдвойне.
- Жена мужу подруга, а не прислуга.
- Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.
- Одному с женой радость, а другому горе.
- Клад да жена на счастливого.
- Где муж, там и жена.
- Жена честнее - мужу милее.
- Женою доброю муж честен бывает.
- Жених весел - всему браку радость.
- Где кому любо жениться, тот там и женись.
- Жениться - не лапоть надеть.
- Кто хочет жениться, тому и ночь не спится.
- Один женился - свет увидал; другой женился - с головою пропал.
- Женитесь, да не разводитесь.
- Много выбирать - женатым не бывать.
- Жену выбирай не глазами, а ушами.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
- Где любовь да согласие, там и двор красен.
- Любовь - кольцо, а в кольце нет конца.
- Ум истиною просвещается, сердце любовью согревается.
- Любви все возрасты покорны (А. Пушкин).
- Шила в мешке да любви в сердце не утаишь.
- Любить хорошо взаимно.
- Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.
- Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.
- Любовь и попа плясать научит.
- Жена красна мужем, а муж - женой с детьми,
- Где муж, там и жена.
- За добрым мужем, как за каменной стеной, за худым мужем и забора нет.
- Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.
- Без мужа жена всегда сирота.
- Птица крыльями сильна, жена мужем красна.
- Из-за мужа и жена хороша.
- Всякая невеста для своего жениха родится.
- Не вздыхай тяжело: не отдадим далеко.
- Замуж выдать - не пирог испечь.
- Коли у мужа с женой совет, так и в пост мясоед..
- Муж за гуж, жена - за другой.
- Муж - полтину, жена - холстину, все в одно место складут, так и хорошо живут.
- Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
- Взглянет - что огнем опалит, а слово молвит - рублем подарит.
- Где лад, там и клад.
- К милому другу крюк [семь верст] не околица.
- Кого люблю, того дарю.
- Куда сердце лежит, туда и око глядит.
- Любовь да совет - так и горя нет.
- Любовь не верстами меряется.
- Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.
- Мне гусь не брат, свинья не сестра, утка не тетка, а мне мила своя пестра перепёлочка.
- Не в деньгах счастье, а в добром согласье.
- Равные обычаи - крепкая любовь.
- Сердце не камень - тает.
- Сердце сердце чует.
- С милым рай и в шалаше.
- Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
- Хоть в лесной избушке жить, да с любимым быть.
- Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.
- Здоровье - первое богатство, а второе - счастливое супружество.
- Люди хвастали - не перелезешь; сват сватает - на коне не перескачешь.
- На свашенькиных речах хоть садись да катись.
- Не с богатством жить - с человеком.

49

Свадебные традиции русских Сибири

Крепок был брак в старой сибирской деревне.
Чтобы парень не избаловался, его женили рано - в 18-19 лет на девушке такого же возраста.
К браку готовились исподволь. Заранее выбирали невесту, присматривались к ней, к ее семье, изучали ее характер, поведение, работоспособность, домовитость, родословную ее родителей. Но во всем этом жених и невеста мало принимали участия, этим занимались родители жениха, знакомые, родственники. Потом, когда приходила пора "начинать дело", устраивались смотрины на съезжих праздниках и в других случаях. После этого засылались сваты, или, как их еще называли, "сватовщики", они являлись родственниками или знакомыми со стороны жениха. Если по ходу разговоров дело шло на лад, тогда приезжали родители жениха вместе с женихом.

Приезд этот обставлялся более торжественно. Запрягалась пара лучших лошадей в хорошие санки, или ходок, одевались в лучшую одежду. Если жених и невеста жили в разных селениях, то сватовщики заезжали не сразу к невесте, а сначала к родным или знакомым и уже вместе с местным посредником направлялись к невесте. После приветствия и короткого вступления, не относящегося к делу, приступали к сватовству. Этикет требовал, чтобы родители невесты не сразу давали согласие отдать дочь замуж, ссылались на ее молодость и другие причины, а потом, когда в действительности никаких препятствий к замужеству не было, приходили к соглашению. Определялась сумма задатка (калыма), она зависела от экономического состояния обеих сторон, особенно жениха, и составляла от 10 до 100 рублей. В зависимости от полученного задатка отец невесты должен был дать с невестой и соответствующее количество приданого. Когда такой торг был закончен, жених и невеста становились перед родителями на колени, и те иконой благословляли их на брак.

Но не всегда брак был радостным событием как для жениха, так и для невесты. Бывали случаи, когда эти браки совершались против желания жениха и невесты, только по желанию их родителей.

Недаром в то время пелась такая песня:
Меня маменька будила, я спала, не слышала,
Вставай, дитятко сердечно, я тебя просватала.
Все подруженьки запели, я одна заплакала.

После просватывания назначалось несколько дней для подготовки к свадьбе. Родители готовили разное угощение, подруги невесты - приданое. В день свадьбы снаряжали "поезд" в несколько пароконных подвод со стороны жениха и ехали за невестой. В доме невесты, соблюдая традиционные обычаи, их встречали с разными почестями.

Девушки пели свадебные песни. Поезжане усаживались за стол и угощались, девушки тем временем усаживали жениха и невесту рядом и готовили к венцу. Но прежде чем жениху сесть рядом с невестой, он должен был выкупить ее у подруг или сестры невесты, дав им на гостинцы денег. После того как родители невесты благословляли молодых на брак, поезд пускался в церковь для совершения обряда венчания, а затем все ехали в дом жениха.

В день свадьбы дом жениха был открыт для всех, он был битком набит народом, ожидавшим прибытия из церкви молодых. Родители жениха у входа в дом встречали жениха и невесту с иконой в руках и благословляли, потом все заходили в комнату, садились за стол, сваха заплетала невесте волосы в две косы - "по-бабьи", потому что замужней женщине не разрешалось носить одну косу, и после этого уже невеста считалась замужней.

Когда поезжане находились еще в церкви, из дома родителей невесты в дом жениха отправлялся поезд с приданым. Его везли родственники невесты с таким расчетом, чтобы все было привезено до прибытия новобрачных из церкви.

После венчания начиналось гулянье, сначала гости угощались у родственников жениха, а потом переходили к родным невесты, если это было в одной деревне, если же невеста была из другой деревни, назначалось время "отгащивания" жениховой родни у невестиной.

Гулянье, продолжавшееся 4-5 дней, проходило под веселые песни, шутки, пляски, при этом соблюдались все существовавшие в данном селении обычаи, среди которых были и унизительные, оскорбительные для человеческого достоинства. Самым важным условием было то, чтобы девушка выходила замуж девственницей. Об этом должны были узнать все участники свадебного пира, а через них и все жители деревни. Этот дикий обычай заключался в том, что молодоженов в первый день свадьбы "укладывали спать", после чего молодая жена должна была нижнюю рубаху передать свахе, а та на тарелке в присутствии всех сидящих за столом подносила ее родителям невесты, чтобы все удостоверились, что на рубашке есть следы крови - свидетельство нарушения девственности.

Не в радость был для молодой жены и ее родителей свадебный пир, если не была сохранена девственность. Более того, существовал еще и такой дикий обычай, когда при входе в дом жениха на родителей невесты надевали хомут, что означало, что они свою дочь не сохранили до брака в чистоте девичьей.

Текст из :  В.С. Аношин. Большеречье: из истории и быта русских Среднего Прииртышья.
Опубликовано в сборнике - "От Урала до Енисея", издательство Томского университета, Томск, 1995 г.
Источник: http://nevesta-kazan.narod.ru/text/russ-sibir.htm

50

.....


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Русский быт и праздники на Руси » Русские свадьбы, русская семья