Свадебные обряды и свадебные традиции.
Если соблюдение предсвадебных обрядов и традиций сейчас происходит далеко не в таком виде, как в прошлом, и носит либо формальный характер (родительское благословение, обручение, девичник), либо необходимый (договоренность сторон о расходах на свадьбу и материальной помощи молодым), то свадебным обрядам уделяется очень большое внимание.
Многие старые обряды в настоящее время возрождены или возрождаются. Вводятся и новые обряды, придумываемые как самими участниками свадьбы.
В старину последовательность свадьбы, как и прочих обрядов, конечно, нигде не фиксировалась и различалась по различным губерниям. Тем не менее, имелось и много общих черт. Большое значение придавалось выбору основных свадебных чинов, который происходил накануне или утром в день свадьбы.
Обязательный персонаж - дружка, или шафер. Это всегда женатый мужчина, знающий очередность обрядовых действий, умеющий хорошо говорить и руководить свадьбой, избираемый "по ловкости и знанию дела брачного". Неотъемлемый атрибут дружки - кнут, который он пускал в ход с целью отогнать все, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты. Дружку часто можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо. Иногда он был повязан крест - накрест двумя полотенцами - от жениха и от невесты.
Сват - персонаж, ведущий свадьбу вместе с дружкой, который иногда выполнял те же обрядовые действия, что и дружка. Это женатый человек, обычно из числа родственников.
Сватья - замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Исполняющая различные обрядовые действия при повивании (то есть укладывании волос невесте "поженски" после венца и одевания соответствующего головного убора), обрядах укладывания молодых и т. д.
Из неженатой молодежи выбирались подженишники и подневестницы - незамужние подруги невесты. Подженишников и подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первый подженишник. В современную свадьбу эти персонажи вошли как свидетель и свидетельница. Их можно узнать по стандартным красным лентам, повязанным через плечо. Кроме официальной функции - свидетельства при регистрации брака, они сопровождают жениха и невесту и предохраняют от желающих подшутить над молодыми. Можно сказать, что их роль возросла. Они более активно, чем прежде, участвуют в организации всех свадебных действий, иногда ведут всю обрядово - развлекательную часть свадебного торжества.
Как и прежде, сейчас на свадьбу приглашают обычно широкий круг родственников, а также друзей и соседей. Состав участников современной свадьбы значительно "омолодился". Если раньше после приезда жениха в дом невесты и начала собственно свадебных застолий парни и девушки за стол не садились, то сейчас друзья жениха и невесты такие же почетные гости, как и близкие родственники, они сидят за одним столом с молодыми.
В селах в старину в свадебных торжествах наряду со специально приглашенными лицами принимали участие все желающие односельчане. Их поведение и отношение к ним хозяев регламентировалось местными обычаями.
В определенные моменты свадьба становилась как бы "открытой" для наблюдения и участия всех пришедших сюда. За столы сажали лишь приглашенных, но и зрителям подносили водку, а часто и угощение.
Вообще, свадебные обряды восточных славян - захватывающий спектакль с большим числом действующих лиц. По меткому замечанию ученого А. Веселовского, их правильнее сравнить со "свободной мистерией", в которой представители двух родов - жениха и невесты - ведут друг с другом словесное и песенное состязание, перебрасываются шутками и поговорками, задают друг другу загадки в форме яркого театрального действа.
На украинских свадьбах согласно традициям, перед заключением брака разыгрываются сцены похищения невесты и даже военного похода против дома невесты. Жених в это время - князь, сопровождает его дружина.
Если невеста живет в соседнем селе, парни этой деревни перекрывают дорогу, поставив на пути накрытый стол с хлебом: за право пройти берут несколько монет. Когда свадебный поезд приближается к дому невесты, ворота оказываются закрытыми и нередко перед ними стоит группа молодых людей, вооруженных дубинками. Переговоры о том, чтобы жениха впустили, ведутся одновременно с матерью невесты и с молодыми людьми перед воротами. Затем мать невесты выходит навстречу поезду, надев вывернутую наизнанку меховую шубу, протягивает жениху чашку воды с овсом. Тот делает вид, что собирается пить эту воду, но затем бросает чашку через голову назад, а дружка старается на лету разбить эту чашку палкой. На пороге дома сходятся две свахи, со стороны жениха и невесты, каждая с хлебом, солью и зажженной свечой в руках; они ставят на порог правые ноги, склеивают свои свечи, так что те горят одним пламенем, и целуются через порог. Это является символом объединения очагов двух родов. Затем в глубоком молчании происходит обмен хлебами. Жених садится рядом с невестой и целует ее. После следует обмен подарками. Невесте надевают головной убор замужней женщины, который она должна трижды бросить перед собой на пол. Затем в дом торжественно вносят ритуальный хлеб - каравай. Старший из команды жениха разрезает его и дает по куску всем присутствующим. После ужина невеста прощается с подругами, затем все ее имущество укладывают в повозку, подъехавшую от дома жениха. Получив родительское благословение, невесту сажают в повозку и бросают ей в ноги связанную черную курицу, полученную от матери. Жених трижды обходит вокруг повозки и говорит, слегка ударяя невесту кнутом: "Оставь отцовское, прими мое!" В воротах дома жениха обычно зажигают костер, через который переезжает невеста и весь свадебный поезд с целью ритуального очищения невесты. Последняя молча входит в дом, где она прежде всего выпускает привезенную черную курицу. Затем невесту сажают в красный угол и палочкой снимают с нее покрывало и бросают его в печь. Постель для новобрачных стелят в чулане на соломе, с мешком зерна в головах. Свахи раздевают в чулане новобрачную и, тщательно ее осмотрев, надевают на нее чистую рубашку. В доме в это время поют любовные песни. Если новобрачный окажется импотентом, невеста говорит: "Муж мой не может, приведите дружку!", и право первой ночи получает старший из команды жениха. Окровавленную рубашку новобрачной показывают гостям, а потом отсылают матери невесты как доказательство невинности. Кое-где у русских вывешивают такую рубашку на высоком шесте. По народным поверьям, кровь, пролившаяся при потере девственности новобрачной, благотворно влияет на размножение скота. Если выясняется, что невеста потеряла невинность до свадьбы и ничего об этом не сказала, на ее родителей надевают хомут, они подвергаются также всяческому поношению, а самой невесте поют пристойные песни.
На второй день свадьбы проводится свадебное омовение новобрачных водой.
Свадебный поезд с музыкой отправляется на реку или к колодцу, и здесь все моются. Вытираются новобрачные так: муж вытирается верхней передней частью рубашки своей жены, она - той же частью своей рубашки. Затем молодая женщина приносит воду в каком-либо сосуде домой. У русских кое-где новобрачных валяют в снегу, но вообще из-за сурового северного климата купание здесь заменяется ритуальным мытьем в бане. В некоторых местах, чтобы уберечь невесту во время свадьбы от колдовства, ее моет человек, сведущий в ворожбе, причем отпускать девицу со знахарем в баню одну, где он раздевает ее донага и обмывает все тело, не считается предосудительным.
На третий день свадьбы после новобрачных моются попарно (мужчина с женщиной) все свадебные гости. Того, кто приходит в гости без жены, или холостяка ведут в этот день в баню с чужой женой. Русские свадьбы всегда имели свои особенности и обычаи. Так, на Руси в старину соблюдался обычай - в день венчания жених присылал невесте через сваху или свою тетку шкатулку, в которой лежали фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, набор гребенок, духи, иголки, булавки и т. п. После того, как приносили шкатулку, невесту начинали одевать к венцу. Одевала и причесывала невесту ее тетка - "снарядиха". В дворянских семьях специально для этого приглашали парикмахера. У горожан сохранился традиционный обычай, согласно которому невесту обувал "свадебный отрок" (младший брат или другой ее близкий родственник). В купеческих семьях невесте вкладывали в туфельку золотой. Среди дворянства, крупного чиновничества и ориентирующегося на их быт богатого купечества свадебный отрок не только обувал собиравшуюся к венцу невесту, но' и подавал ей на серебряном подносе перчатки и фату, провожал до свадебной кареты, нес за ней шлейф и т. д. В дворянской свадьбе для большей пышности и торжественности часто назначали двух свадебных отроков. При этом следили, чтобы рост, внешний вид и одежда у них были одинаковыми. Это, вероятно, перешло из дворцового быта, где шлейф царицы несли два пажа.
В традиционном крестьянском ритуале большую роль играли обереги, в качестве которых выступали самые разнообразные предметы: лук, чеснок, мак, рыболовная сеть, шерстяные нитки, колокольчики и т. п. Использовались обереги и в свадьбах горожан. Так, в среде городского простонародья для того, чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее венчального платья обязательно вкалывали иголки. Для этой же цели в дверной косяк дома, где будет проходить свадебное веселье, вкалывали крест-накрест две крупные иголки или таким же образом вбивали два гвоздя. В быту городских ремесленников существовали и другие виды оберегов. Здесь невеста, одеваясь к венцу, в качестве оберега от порчи прикалывала к нижней юбке кусочек своей первой вышивки или обвязывалась вокруг талии пояском своего первого плетения. По народному поверью считалось, что любое изделие, впервые выполненное девушкой без посторонней помощи, обладало особой силой, способной уберечь ее от порчи и исцелить в случае болезни.
У дворян существовала традиция, по которой в день церковного оглашения мать передавала дочери с глазу на глаз какой-либо талисман, который обязательно находился у невесты в момент венчания. Ладанки, перстни с печаткой часто становились семейными реликвиями и передавались из поколения в поколение вместе с легендами об их чудесной силе. Иногда это были очень дорогие ювелирные изделия, и тогда они входили в состав фамильных драгоценностей. Однако к ним никогда не относились как к украшениям в обычном понимании. Их функции были иными. Даже тогда, когда семье угрожало разорение, эти предметы не решались продавать или закладывать на время и стремились во что бы то ни стало сохранить в семье.
При ожидании свадебного поезда жениха невесте полагалось быть грустной.
Существовала и примета: если невеста мало поплачет на свадьбе, придется много поплакать потом, а потому лучше "наплакавшись за столом, не плакать за столбом".
При одевании жениха к венцу сохранялась традиционная роль дяди (по материнской линии). Дядя вкладывал в правый ботинок или сапог жениха монету. Широкое распространение имел так называемый обряд "о пяти приборах". Этот обряд совершался отдельно как в доме жениха, так и в доме невесты. В нем принимали участие только пять человек: мать, отец, жених (невеста), сваха или тетка, шафер (дружка). Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем совершалась обычная церемония: все обходили вокруг стола, после чего приступали к легкой закуске. Вслед за тем в доме у жениха начинались сборы в дорогу. После общей молитвы следовал обряд благословения жениха ехать за невестой и затем к венцу. Дружка, иногда сват, подзывал, обращаясь по имени отчеству, всех присутствующих, начиная с родителей. Каждому благословляющему жених кланялся три раза и благодарил. Отправление поезда сопровождалось обрядами, преследующими магическую цель - предохраниться от нечистой силы и обеспечить в новой семье рождение детей. Отъезжающие пили пиво или вино непременно домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом (либо другим зерном). Дружка с иконой обходил свадебный поезд и кропил и людей, и лошадей святой водой. В некоторых деревнях перед отправлением поезда из дома выносили сковороду и квашню, накрытую новой шубой. Жених на несколько минут садился на квашню и затем через весь двор бросал сковороду. После выполнения положенных обрядов поезд отправлялся к невесте.
К приезду жениха невеста, как правило, была уже одета в свадебный наряд.
У крестьян головной убор невесты представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делали его девушки перед свадьбой, принося свои ленты. Иногда венки покупали или даже передавали "по наследству" с одной свадьбы на другую. Белая фата, как и белое платье, прочно вошли в обиход лишь в 60-е годы XX в. вместе с распространением обряда торжественной регистрации. Следует заметить, что на протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла наряд. Она бывала в разных платьях на девичнике, на венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы. Сейчас, как правило, невеста обязательно шьет или покупает себе два платья - для первого и второго дня свадьбы. Во избежание порчи к венцу невеста ехала накрытая большим платком или покрывалом так, чтобы лица не было видно. Сверху на платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину. В крестьянской свадебной обрядности большую роль играли обычаи, связанные с приездом свадебного поезда жениха в дом невесты: преграждение дороги женихову коню, запирание ворот, "продажа" ворот, откуп места для жениха около невесты и т. п.
Подъехав к дому невесты, дружка через запертые ворота вел переговоры с ее отцом или дружкой, иносказательная форма которых напоминала переговоры на сватовстве: "мы, купцы, торгующие красным товаром" или "заблудились и просим пустить ночевать" и т. д. После переговоров, а иногда денежной платы дружку, а вслед за ним и весь поезд пускали во двор. Встречи сторон часто сопровождались обрядами, широко распространенными на свадьбах. Дружки или дружка и крестная мать невесты, или обе свахи сходились, держа в руках по караваю хлеба. Затем с шутками несколько раз перекладывали хлеб один на другой, чтобы в результате хлеб жениха оказался сверху. Вслед за тем дружка и сваты выкупали место около невесты у девушек, после чего дружка, шутливо замахиваясь кнутом, выгонял их. Кроме того, приходилось выкупать и косу невесты у мальчика с лучиной в руках (имитированный нож), грозившего отрезать косу. Мальчик мог не соглашаться на условия выкупа, в таком случае дружка пытался достать его хлыстом, если это удавалось, выкуп не требовался. Перед отправлением к венцу обычно происходил обряд сводов. Своды - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под специальные песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил жениха и невесту друг к другу и соединял им руки или связывал их полотенцем (платком). Распространенный вариант сводов - троекратное движение жениха и невесты по кругу, иногда это обход вокруг стола, дежи (кадки для теста). Магическое значение соединения имели и обряды с хлебом. Например, дружка, отрезав по краюшке от хлеба невесты и привезенного с собой хлеба жениха, складывал их, связывал красной лентой и передавал крестной матери, которая относила их на стол. Иногда хлебы разламывались над головами сидящих вместе жениха и невесты. Половина от женихова хлеба передавалась отцу невесты, а половина невестиного - дружке жениха, половины связывали лентой и ставили на стол. Эти действия, столь распространенные в прошлом, символизировавшие соединение молодых и магическим путем укрепляющие брачные узы, почти исчезли из современного ритуала. Но и сейчас можно встретить аналогичные по значению (но не имеющие столь явно выраженного магического характера) действия, заимствованные в основном из различных свадебных сценариев и рекомендаций. Так, встречается обычай, когда на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику. Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год. При отправлении поезда от дома невесты, которому предшествовал обряд благословения жениха и невесты, совершались те же обряды, что и при отъезде от дома жениха. Одно из главных и распространенных действий - осыпание хмелем и овсом отъезжающих, обязательно жениха с невестой, и лошадей. Осыпание происходило несколько "раз в разные моменты свадебного действа. Это наиболее распространенное, хотя и не единственное, употребление зерна на свадьбах. Например, в некоторых областях перед отправлением к венцу жених и невеста одновременно вставали одной ногой в лукошко с овсом. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь вместо осыпания молодых зерном чаще можно увидеть осыпание конфетами, иногда с добавлением металлических денег. То есть, действие постепенно теряет прежнее значение акта, символизирующего плодородие. Для предохранения молодых от порчи при выходе из дома невесты в одних местах их переводили через зажженную на пороге лучину, в других - горящие пучки соломы клали на пути молодых от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге дома. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой. Иногда дружка, обходя свадебный поезд, в качестве предохранительной меры от злых духов щелкал кнутом или стрелял в воздух из ружья. Случалось, правда, особенно в городах, что в церковь ехали отдельные свадебные поезда - жениха и невесты. Но если ехали в одном, то всегда в разных колясках. Свадебные кортежи, только уже из разукрашенных легковых автомобилей, повсеместно сохраняются и в наше время. Как и прежде, в ЗАГС или в церковь жених и невеста едут в разных машинах, а обратно в одной. Подавая звуковые сигналы клаксоном, участники свадебного поезда иногда и не задумываются, что это пережиток древней предохранительной магии и прежде клаксон заменяло щелканье кнутом.
От дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь...